Расширенный поиск
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 11.09.2002 б/нИменем Свердловской области Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 22.02.2002 г. № 3-ОЗ "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год" 11 сентября 2002 года г. Екатеринбург Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В. И. Задиоры, судей А. В. Гусева, Н. Д. Мершиной, Д. Н. Разина с участием адвоката Рыкова Е.П. представителя депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Бакова А.А., обратившегося с запросом в Уставный Суд, представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Суслова А.Ф., представителя Губернатора Свердловской области Литвиновой И.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 22.02.2002 г. № 3-ОЗ "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год". Заслушав сообщение судьи-докладчика Гусева А.В., выступления представителей заявителя, палат Законодательного Собрания и Губернатора Свердловской области, мнение представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Ланцова С.Н., исследовав материалы дела, Уставный Суд УСТАНОВИЛ: 1. В Уставный Суд обратился депутат Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Баков А.А. с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 22.02.2002 г. № 3-ОЗ "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год". Заявитель не оспаривает названный Закон Свердловской области по содержанию норм. По мнению заявителя, данный закон не соответствует Уставу Свердловской области, поскольку после его отклонения Палатой Представителей был нарушен порядок принятия закона, в частности, не было принято решения согласительной комиссии по закону; при повторном рассмотрении закон был принят Областной Думой простым, а не квалифицированным большинством голосов депутатов. В соответствии со статьями 84 и 85 (пункт 3 части 1) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд в настоящем деле проверяет соответствие Уставу Свердловской области оспариваемого закона только по порядку его принятия. 2. Устав Свердловской области предусматривает, что законодательная власть в Свердловской области осуществляется Законодательным Собранием, состоящим из двух палат: Областной Думы и Палаты Представителей. К ведению Областной Думы относится принятие, передача для одобрения законов в Палату Представителей; а к ведению Палаты Представителей одобрение законов, принятых Областной Думой (статьи 29, 41, 42 Устава Свердловской области). Рассмотрев закон, принятый Областной Думой, Палата Представителей вправе одобрить его либо отклонить. В случае отклонения областного закона Палатой Представителей палатами создается на паритетных началах согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Выработанные согласительной комиссией предложения по закону ставятся на голосование в обеих палатах Законодательного Собрания без обсуждения. Если согласительная комиссия не смогла в установленный для рассмотрения Палатой Представителей срок выработать согласованный вариант закона, Областная Дума может при повторном голосовании большинством не менее двух третей от установленного численного состава палаты принять закон. В этом случае закон не подлежит последующему одобрению Палатой Представителей (пункт 7 статьи 67 Устава Свердловской области). Из этих положений Устава Свердловской области вытекает, что создание согласительной комиссии в случае отклонения областного закона Палатой Представителей является необходимым этапом законодательного процесса. В зависимости от результатов деятельности согласительной комиссии определяется дальнейший порядок принятия закона. Поэтому проверка соответствия Уставу Свердловской области порядка принятия Закона Свердловской области "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год" в настоящем деле должна включать установление фактов создания согласительной комиссии, принятия ею юридически значимого решения, поскольку с этими обстоятельствами связан порядок дальнейшего голосования по данному закону в палатах Законодательного Собрания, установленный Уставом Свердловской области. 3. Устав Свердловской области, предписывая палатам Законодательного Собрания создавать согласительную комиссию в каждом случае отклонения областного закона Палатой Представителей, в то же время не устанавливает конкретного порядка создания и определения количественного и персонального состава согласительной комиссии. Регулирование порядка создания и формирования состава согласительной комиссии производится Законом Свердловской области "О правовых актах в Свердловской области", а также регламентами палат Законодательного Собрания. Закон Свердловской области "О правовых актах в Свердловской области" (статья 65) предусматривает, что согласительная комиссия образуется из равного числа депутатов каждой из палат Законодательного Собрания, которые назначаются соответствующей палатой и составляют депутацию палаты в согласительной комиссии. При этом представители Областной Думы первоначально направляются в состав согласительной комиссии по решению председателя Областной Думы, согласованному с профильным и иными комитетами Областной Думы. Окончательный состав представителей Областной Думы в согласительной комиссии утверждается Областной Думой на очередном заседании. В случае, если Областная Дума не утвердит своих представителей, предварительно направленных в согласительную комиссию, она принимает решение о необходимости возобновления работы согласительной комиссии, определяет состав своих представителей в ней и предлагает Палате Представителей возобновить работу согласительной комиссии в обновленном составе. Регламент Палаты Представителей (статьи 51, 52) предусматривает, что в случае отклонения областного закона Палатой Представителей создается согласительная комиссия на паритетных началах, образуемая из равного числа депутатов каждой из палат Законодательного Собрания. Решение о создании согласительной комиссии и ее количественном составе принимается на заседании Палаты Представителей. Регламентом Областной Думы (пункт 7 статьи 10) установлено, что в случаях отклонения областного закона Палатой Представителей палатами создается на паритетных началах согласительная комиссия из числа депутатов Областной Думы и Палаты Представителей для преодоления возникших разногласий. Председатель Областной Думы включает депутатов Областной Думы в состав согласительной комиссии по их заявлениям с последующим утверждением кандидатур постановлением Областной Думы. Следовательно, законодательством Свердловской области установлен такой порядок создания и определения состава согласительной комиссии, согласно которому решение о ее создании и количественном составе принимается постановлением Палаты Представителей как инициатора отклонения закона, а депутация Областной Думы вначале формируется председателем Думы, а затем утверждается постановлением Областной Думы. Вышеприведенные положения Закона Свердловской области "О правовых актах в Свердловской области" и регламентов палат Законодательного Собрания заявителем не оспариваются, и оценка их соответствия Уставу Свердловской области не является предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу. Закон Свердловской области "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год", принятый Областной Думой 18.12.2001 г., был отклонен Палатой Представителей 27.12.2001 г. В постановлении от 27.12.2001 г. № 354-ППП Палата Представителей приняла решения об отклонении этого закона и о создании совместно с Областной Думой на паритетных началах согласительной комиссии, а также избрала в ее состав депутацию от Палаты Представителей. Представители Областной Думы в состав согласительной комиссии первоначально были включены распоряжением исполняющего обязанности председателя Областной Думы от 15.01.2002 г. Впоследствии депутация Областной Думы в составе согласительной комиссии была утверждена постановлением Областной Думы от 22.01.2002 г. № 1164. Заявитель утверждает, что согласительная комиссия в правомочном составе была сформирована только после утверждения депутации Областной Думы на ее заседании. Между тем по смыслу статьи 65 Закона Свердловской области "О правовых актах в Свердловской области" согласительная комиссия начинает свою деятельность по выработке согласованного варианта отклоненного закона непосредственно после включения в ее состав депутации Областной Думы, направленной по решению председателя Думы, и возобновляет свою деятельность только в случае, если Областная Дума примет решение об изменении персонального состава своих представителей в согласительной комиссии. Данный вывод подтверждается также практикой законотворческой деятельности Законодательного Собрания за период с 1996 по 2002 год, которая в силу статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" учитывается Уставным Судом при вынесении решения по настоящему делу. Таким образом, согласительная комиссия по Закону Свердловской области "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год" была создана постановлением Палаты Представителей от 27.12.2001 г. № 354-ППП. После того, как распоряжением исполняющего обязанности председателя Областной Думы от 15.01.2002 г. в согласительную комиссию были включены представители Областной Думы, состав комиссии был сформирован полностью, и она была правомочна осуществлять свою деятельность по выработке согласованных предложений по закону. На заседании Областной Думы 22.01.2002 г. был утвержден тот же состав депутации Областной Думы в согласительной комиссии, тем самым подтверждены правомочность ее состава и легитимность принятого комиссией решения. Поэтому рекомендации комиссии по отклоненному закону подлежали рассмотрению палатами Законодательного Собрания в установленном Уставом Свердловской области порядке. 4. Согласительная комиссия на заседании 17.01.2002 г. приняла решение рекомендовать Законодательному Собранию принять закон "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год" в прежней редакции. На заседании 22.01.2002 г. Областная Дума простым большинством голосов от установленного числа депутатов приняла указанный закон в прежней редакции, а 21.02.2002 г. Палата Представителей одобрила этот закон. Согласно статье 67 (пункты 3 и 5) Устава Свердловской области, областные законы принимаются большинством голосов от установленного численного состава Областной Думы и одобряются большинством от установленного численного состава Палаты Представителей. Как исключение из этого общего правила, часть 2 пункта 7 статьи 67 Устава Свердловской области предусматривает, что, если согласительная комиссия не смогла в установленный для рассмотрения Палатой Представителей срок выработать согласованный вариант закона, Областная Дума может при повторном голосовании большинством не менее двух третей от установленного численного состава палаты принять закон. В этом случае закон не подлежит последующему одобрению Палатой Представителей. Отсюда следует, что процедура повторного принятия закона Областной Думой квалифицированным большинством голосов может применяться лишь в том случае, когда согласительной комиссией не выработан согласованный вариант закона. Если же согласительной комиссией выработано предложение о принятии закона в прежней редакции, данное предложение ставится на голосование в обеих палатах Законодательного Собрания в общеустановленном порядке. Таким образом, принятие простым большинством депутатов Областной Думы на заседании 22.01.2002 г. Закона Свердловской области "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год" соответствует установленному Уставом Свердловской области порядку принятия областных законов. На основании изложенного, руководствуясь статьей 59 (пункты 4 и 5) Устава Свердловской области, статьями 4 (пункт 2), 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать Закон Свердловской области от 22.02.2002 г. № 3- ОЗ "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества на 2002 год" по порядку его принятия соответствующим Уставу Свердловской области. 2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области". Уставный Суд Свердловской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|