Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 16.09.2002 № 1202-ПП

 

                Правительство Свердловской области
      
                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

    О докладе "О состоянии окружающей природной среды и влиянии
факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области
                           в 2001 году"

     В  соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №
7  ФЗ  "Об  охране  окружающей  среды"  (Собрание  законодательства
Российской  Федерации,  2002, № 2, ст. 133), Областным законом от 9
января  1998  года  № 1 ОЗ "Об экологическом мониторинге" (Собрание
законодательства   Свердловской  области,  1998,  №  1,  ст.  1)  с
изменениями,  внесенными  Законом Свердловской области от 24 апреля
2001  года № 39 ОЗ (Собрание законодательства Свердловской области,
2001,  №  4,  ст.  474), постановлениями Правительства Свердловской
области  от  26.10.2000  г.  №  884  ПП  "Об  утверждении  Основных
направлений   охраны   окружающей  среды  и  природных  ресурсов  в
Свердловской  области  на 20002003 годы" (Собрание законодательства
Свердловской  области,  2000,  №  10, ст. 1125), от 15.11.2001 г. №
769  ПП "Об областной государственной целевой программе "Экология и
природные  ресурсы  Свердловской  области  на  2002  год" (Собрание
законодательства  Свердловской  области,  2001,  №  11, ст. 1262) с
изменениями,  внесенными  постановлением Правительства Свердловской
области  от  14.02.2002  г.  №  91  ПП  (Собрание  законодательства
Свердловской  области, 2002, № 3, ст. 334), Министерством природных
ресурсов     Свердловской     области,    Свердловским    областным
государственным  учреждением  "Центр  экологического  мониторинга и
контроля",  Департаментом  природных ресурсов по Уральскому региону
Министерства  природных  ресурсов Российской Федерации, федеральным
государственным       учреждением      "Центр      государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора  в  Свердловской  области",
федеральным    государственным   учреждением   "Специализиро-ванная
инспекция   аналитического   контроля   по   Уральскому   региону",
Уральским    межрегиональным    территориальным    управлением   по
гидрометеорологии   и  мониторингу  окружающей  среды  совместно  с
заинтересованными  организациями  подготовлен  доклад  "О состоянии
окружающей  природной  среды  и  влиянии факторов среды обитания на
здоровье населения Свердловской области в 2001 году".
     В   докладе   отмечается   снижение  техногенной  нагрузки  на
окружающую   среду:   выбросы   загрязняющих  веществ  в  атмосферу
уменьшились  по  сравнению  с  2000  годом  на  42,4 тыс. тонн (2,2
процента),  сбросы  в  водные объекты на 8,4 млн. кубических метров
(1  процент),  количество  отходов на конец года на 149,6 тыс. тонн
(1,8  процента). Продолжается последовательное снижение показателей
удельного  загрязнения  окружающей  среды  (в  расчете  на  единицу
производимой  продукции):  по атмосферному воздуху на 15 процентов,
по  водным  объектам на 9,3 процента, по образованию отходов на 9,8
процента.  Достижение  позитивных результатов обусловлено снижением
объемов   экологически  неблагополучных  производств  и  сжигаемого
топлива,  проведением  целенаправленных природоохранных мероприятий
в   соответствии  с  федеральными  и  областными  государственными,
муниципальными    экологическими    программами    и    программами
организаций-природопользователей,     согласованными     действиями
федеральных     и     областных    контрольно-надзорных    органов,
осуществляющих    государственный    экологический    контроль   на
территории   области.  Вместе  с  тем  экологическая  обстановка  в
Свердловской   области   и,   в   первую  очередь,  в  экологически
неблагополучных     городах     Екатеринбурге,     Нижний    Тагил,
Каменске-Уральском,  Кировграде,  Краснотурьинске,  Верхняя  Пышма,
Серове, Первоуральске, Ревде, Реже, Асбесте остается напряженной.
     Рядом   предприятий   металлургического   комплекса   допущено
увеличение  вредных  выбросов  в  атмосферу в связи с ростом объема
производства.   Продолжается   рост   выбросов   в   атмосферу   от
автотранспорта  (на  4,9  процента  против  2000  года), количества
чрезвычайных  ситуаций  техногенного  характера (на 23,3 процента),
загрязнения  земли  в  результате  несанкционированного  размещения
бытовых  отходов и ухудшение качества почвы в связи с недостаточным
внесением удобрений.
     Требуется     дальнейшее    совершенствование    осуществления
государственного   экологического   контроля   и   развитие  систем
экологического  и  санитарно-гигиенического  мониторинга  с  учетом
нового  федерального  природоохранного  законодательства.  Заслушав
выводы  и  рекомендации,  содержащиеся в докладе, в целях улучшения
экологической  обстановки  и  создания  экологически  благоприятных
условий  проживания  населения  Свердловской  области Правительство
Свердловской области
                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1.   Принять   к   сведению  доклад  "О  состоянии  окружающей
природной  среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания на здоровье
населения Свердловской области в 2001 году".
     2.  Одобрить  аналитическую работу организаций и специалистов,
принимавших участие в подготовке настоящего доклада.
     3.  Согласится  в целом с выводами и рекомендациями доклада "О
состоянии  окружающей  природной  среды  и  влиянии  факторов среды
обитания  на  здоровье  населения Свердловской области в 2001 году"
(прилагаются).
     4.   Отметить  положительную  тенденцию  снижения  показателей
удельного  загрязнения  окружающей  среды,  рассчитанных на единицу
производимого  в  области  регионального продукта и характеризующую
повышение  эффективности природоохранной деятельности на территории
Свердловской области.
     5.   Отметить   неблагополучную  обстановку  по  складированию
бытовых    отходов    на   территории   большинства   муниципальных
образований.    Обратить   особое   внимание   глав   муниципальных
образований   город  Екатеринбург  Чернецкого  A.M.,  город  Ивдель
Соколюка  П.М.,  Алапаевский  район  Шаньгина  С.А., Богдановичский
район  Быкова  А.А., Ирбитский район Наумова Ф.А., Белоярский район
Шестакова  В.В.,  Нижнесергинское Язькова А.А., Новолялинский район
Бондаренко  С.А.,  Пригородный  район  Шарова В.Д. на необходимость
принятия  неотложных  мер  по  упорядочению  складирования  бытовых
отходов.  Поручить  Министерству  природных  ресурсов  Свердловской
области  (Ястребков  А.А.),  Министерству  энергетики,  транспорта,
связи   и   жилищно-коммунального  хозяйства  Свердловской  области
(Штагер   В.П.)   во   взаимодействии   со  Свердловским  областным
государственным  учреждением  "Центр  экологического  мониторинга и
контроля"  (Ере мин А.Ю.) провести в 2002 году комплексные проверки
состояния   системы  управления  бытовыми  отходами  на  территории
Свердловской   области   и   по  их  результатам  подготовить  план
мероприятий   по   организации  безопасного  складирования  бытовых
отходов.   Предложить   федеральному   государственному  учреждению
"Центр  государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  в
Свердловской  области" (Никонов Б.И.) ужесточить меры воздействия в
отношении  организаций,  не исполняющих требования законодательства
о   санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения  в  части
обеспечения  надлежащего  санитарного  состояния  улиц  и  дворовых
территорий, а также безопасного обращения с бытовыми отходами.
     6.  Управляющим  управленческими округами Свердловской области
совместно  с  органами местного самоуправления Свердловской области
в  порядке,  установленном  федеральными законами от 10 января 2002
года    №   7   ФЗ   "Об   охране   окружающей   среды"   (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2002, № 2, ст. 133) и от 4
мая  1999  года  № 96 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1999,  №  18,  ст. 2222),
осуществлять   комплекс   мероприятий   по  охране  и  контролю  за
загрязнением   атмосферного   воздуха  от  выбросов  автомобильного
транспорта.
     Министерству      энергетики,      транспорта,     связи     и
жилищно-коммунального  хозяйства Свердловской области (Штагер В.П.)
совместно  с  Министерством природных ресурсов Свердловской области
(Ястребков   А.А.)   и   другими   заинтересованными  организациями
провести  в  2003 году областную конференцию по вопросу обеспечения
экологической    безопасности    в    автотранспортном    комплексе
Свердловской  области  в целях отработки эффективных управленческих
решений данной проблемы.
     7.  Обратить  внимание  исполнительных органов государственной
власти   Свердловской  области,  органов  местного  самоуправления,
руководителей  экологически  опасных  промышленных объектов на рост
количества  чрезвычайных  ситуаций техногенного характера. Главному
управлению  по  делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Свердловской  области  (Лахтюк  В.Ф.)  вынести в 2003 году вопрос о
состоянии   работ   по   выполнению   постановления   Правительства
Свердловской  области  от 19.07.2001 г. № 497 ПП "О территориальной
системе   мониторинга,  лабораторного  контроля  и  прогнозирования
чрезвычайных    ситуаций    в   Свердловской   области"   (Собрание
законодательства  Свердловской  области,  2001, № 7-1, ст. 1005) на
рассмотрение президиума Правительства Свердловской области.
     8.   Министерству   общего   и  профессионального  образования
Свердловской  области  (Нестеров  В.В.)  совместно  с Министерством
природных    ресурсов   Свердловской   области   (Ястребков   А.А.)
продолжить   работу  по  экологическому  образованию  и  воспитанию
подрастающего   поколения,   считая   приоритетными   мероприятиями
проведение  областных  экологических  молодежных акций практической
направленности   (субботники  по  очистке  территорий  и  водоемов,
обустройство    родников,   сбор   вторичного   сырья,   озеленение
населенных пунктов).
     9.  Департаменту по делам молодежи Свердловской области (Гущин
О.В.)   совместно  с  Советом  ректоров  высших  учебных  заведений
(Набойченко   С.С.)   рассмотреть   вопрос   и   дать   предложения
Правительству  Свердловской области об образовании в высших учебных
заведениях   оперативных   экологических  отрядов,  выполняющих  на
общественных началах функции санитарной милиции.
     10.     Исполнительным    органам    государственной    власти
Свердловской  области  руководствоваться  выводами и рекомендациями
доклада  "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов
среды  обитания  на  здоровье населения Свердловской области в 2001
году" при разработке областных целевых программ.
     11.    Рекомендовать    главам    муниципальных    образований
Свердловской  области  руководствоваться  выводами и рекомендациями
доклада  "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов
среды  обитания  на  здоровье населения Свердловской области в 2001
году"  при  разработке  прогнозов социально-экономического развития
территорий,  муниципальных экологических программ, проектов местных
бюджетов  и финансировании указанных программ на 2003 и последующие
годы.
     12.    Рекомендовать    руководителям   организаций-приро   до
пользователей,  расположенных  на  территории Свердловской области,
руководствоваться  выводами  и  рекомендациями доклада "О состоянии
окружающей  природной  среды  и  влиянии факторов среды обитания на
здоровье   населения   Свердловской   области   в  2001  году"  при
разработке   и   реализации   экологических   программ  на  2003  и
последующие  годы. Организациям, допустившим в 2001 году увеличение
выбросов  вредных  веществ в атмосферу, принять меры по их снижению
в  2002  году до уровня 2000 года и последующему снижению до уровня
предельно    допустимых   выбросов   в   сроки,   установленные   в
разрешительных документах.
     13.   Министерству  природных  ресурсов  Свердловской  области
(Ястребков А.А.):
     1)  совместно  с  организациями, обеспечивающими экологическую
безопасность  на  территории  Свердловской  области,  разработать и
утвердить  Правительством Свердловской области организационный план
проведения   в   2003  году  комплексных  проверок  природоохранной
деятельности      муниципальных      образований,      экологически
неблагополучных  территорий  и  организаций, относящихся к наиболее
экологически опасным объектам Свердловской области;
     2)   совместно   со   Свердловским  областным  государственным
учреждением  "Центр  экологического мониторинга и контроля" (Еремин
А.  Ю.)  и  другими  заинтересованными организациями активизировать
работу   по   созданию   единой  областной  системы  экологического
мониторинга;
     3)   совместно   с   Уральским   государственным   техническим
университетом   УГТУ-УПИ   (Набойченко   С.   С.)   разработать   и
представить  в  Правительство  Свердловской  области предложения по
организации  на  территории  Свердловской области системы повышения
квалификации      специалистов      организаций,     осуществляющих
хозяйственную  деятельность, связанную с воздействием на окружающую
среду, и принимающих решения в области экологической безопасности;
     4)   направить  доклад  в  органы  местного  самоуправления  и
заинтересованные    организации,    расположенные   на   территории
Свердловской    области,   для   ознакомления   и   руководства   в
соответствующей сфере деятельности;
     5)    обеспечить    информирование   населения   о   состоянии
экологической   обстановки  в  Свердловской  области,  совместно  с
заинтересованными  организациями  организовать цикл телевизионных и
радиопередач  об  ответственности  должностных  лиц  и  граждан  за
сохранение окружающей природной среды.
     14.   Контроль   за   исполнением   настоящего   постановления
возложить  на  члена  Правительства  Свердловской области, министра
природных ресурсов Свердловской области Ястребкова А.А.
     15.   Настоящее   постановление   опубликовать   в  "Областной
газете".


     Председатель Правительства
     Свердловской области                              А.П.Воробьев

     г. Екатеринбург
     16 сентября 2002 года
     № 1202-ПП

     К   постановлению   Правительства   Свердловской   области  от
16.09.2002 г. № 1202 ПП

  Выводы и рекомендации доклада "О состоянии окружающей природной
   среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения
                 Свердловской области в 2001 году"

1. Согласно данным, содержащимся в докладе "О состоянии окружающей
природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье
населения Свердловской области в 2001 году", экологическая
обстановка в Свердловской области по сравнению с 2000 годом
несколько улучшилась, но продолжает оставаться напряженной. В
условиях роста объемов промышленного производства (индекс
физических объемов производства в 2001 году  112,5 процента)
произошло снижение выбросов (сбросов) в водный и воздушный бассейны
 области соответственно на 2,2 процента и 1 процент.
Дальнейшее развитие получила положительная тенденция уменьшения
удельного (в расчете на единицу производимой продукции в
сопоставимых ценах) загрязнения окружающей среды, что характеризует
 эффективность природоохранной деятельности. По сравнению с
2000 годом удельный выброс вредных веществ в атмосферу уменьшился
на 15 процентов, удельный объем сбросов загрязненных вод  на 9,3
процента, удельная масса образования отходов  на 9,8 процента.
Атмосферный воздух
Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил
1864,5 тыс. тонн, из них: 1445,8 тыс. тонн  выбросы от стационарных
 источников, 418,7 тыс. тонн  от передвижных источников. Наибольший
 вклад в загрязнение окружающей среды вносят
топливно-энергетический (38,3 процента), металлургический (41,5
процента), транспортный (22 процента) комплексы.
По сравнению с 2000 годом валовой выброс снизился на 2,2 процента,
в том числе от стационарных источников  на 4,1 процента, выбросы от
 автотранспорта возросли на 4,9 процента. Снижение выбросов
достигнуто за счет сокращения экологически вредных производств на
ряде крупных предприятий, уменьшения количества использованного
топлива (теплая зима), выполнения воздухоохранных мероприятий (на
8,5 тыс. тонн).
На предприятиях электроэнергетики снижение выбросов (Рефтинская
гидроэлектростанция  на 16,5 тыс. тонн, Нижнетуринская
гидроэлектростанция  на 4,48 тыс. тонн) обусловлено исключительно
снижением количества сожженного топлива.
На предприятиях черной металлургии снижение выбросов на 15,5 тыс.
тонн обусловлено снижением объемов производства в открытом
акционерном обществе "Го ро бла го датское рудоуправление" и в
акционерном обществе открытого типа "Высокогорский
горнообогатительный комбинат". Одновременно 14 предприятий отрасли
увеличили выбросы в результате роста объемов производства, в том
числе: в открытом акционерном обществе "Метал лур ги чес кий завод
имени А.К.Серова"  на 11,37 тыс. тонн; в открытом акционерном
обществе "Нижнетагильский металлургический комбинат"  на 10,3 тыс.
тонн.
Снижение выбросов предприятиями цветной металлургии на 7,888 тыс.
тонн обеспечено не только снижением объемов производства, но и
выполнением природоохранных мероприятий, в том числе: открытым
акционерным обществом "Среднеуральский медеплавильный завод" (на
4,751 тыс. тонн), открытым акционерным обществом "Бо го слов ский
алюминиевый завод" (на 0,654 тыс. тонн). В то же время на 19
предприятиях отрасли произошло увеличение выбросов, особенно
высокое, за счет создания производства полиметаллов, в акционерном
обществе "Уралэлектромедь" (на 13,502 тыс. тонн).
Несмотря на снижение валового выброса, в целом по области остаются
высокими показатели комплексной нагрузки атмосферных загрязнений в
городах Первоуральске, Кировграде, Екатеринбурге, Краснотурьинске,
Нижний Тагил, Ревде, Верхняя Пышма, Верхняя Салда, Серове.
Несколько уменьшилась нагрузка атмосферных загрязнений на население
 9 территорий области (Алапаевск, Верхняя Пышма, Камышлов, Нижняя
Тура, Полевской, Красноуральск, Нижний Тагил, Серов, Реж) в
основном по содержанию пыли, фенола, двуокиси азота, формальдегида,
 сернистого ангидрида, окиси углерода.
Водные ресурсы
Сброс загрязненных сточных вод составил 817,6 млн. куб. м, что на
8,4 млн. куб. м ниже уровня 2000 года
(1 процент). Уменьшение сброса сточных вод достигнуто за счет
закрытого акционерного общества "Металлургический завод" (поселок
Староуткинск Шалинского района), открытого акционерного общества
"Нижнетагильский металлургический комбинат",
производственно-технического объединения жилищно-коммунального
хозяйства города Красноуральска. Несмотря на это, качество воды
водных объектов области не отвечает нормативным требованиям.
Среднегодовое содержание характерных загрязняющих веществ (ряд
токсичных металлов, нефтепродукты, соединения азота и иных
загрязняющих веществ) в бассейнах рек Исети, Чусовой, Пышмы
значительно превышает допустимые нормы, 6 основных рек области
включены в список наиболее загрязненных водных объектов Российской
Федерации.
Из действующих в области 381 очистного сооружения нормативная
очистка обеспечивается только на 52. Основными причинами
ненормативной работы очистных сооружений являются их устаревшая
конструкция, физический и моральный износ, значительная перегрузка
по объему и концентрациям загрязняющих веществ. Наибольший вклад
(52,6 процента) в загрязнение водного бассейна области вносит
жилищно-коммунальное хозяйство, 85 процентов сточных вод которого
не достигают нормативных показателей очистки.
Критическая ситуация по обеспечению населения питьевой водой
стандартного качества создалась в городах Екатеринбурге,
Каменске-Уральском, Асбесте, Первоуральске, Ирбите, Туринске,
Талице. Свыше 3,5 млн. жителей области обеспечиваются водой из
централизованных источников водоснабжения, из них потребляют воду,
не отвечающую нормам по органолептическим показателям,  около
2,4 млн. человек, по санитарно-гигиеническим  более 1,2 млн.
человек.
Стратегически важным источником чистой питьевой воды являются
месторождения подземных вод, однако угрозу этим источникам создает
негативное техногенное влияние промышленного комплекса. Из 1,0 млн.
 человек, использующих воду нецентрализованных источников (колодцы,
 родники, скважины), не более 60 процентов потребляют качественную
воду.
Причинами, способствующими обострению проблемы обеспечения
населения водой стандартного качества, являются низкий уровень
внедрения современных технологий водоочистки, высокая изношенность
(более 50 процентов) водопроводных сетей, неэффективное управление
водным хозяйством.
По состоянию на 1 января 2002 года в области учтено
536 гидротехнических сооружений (ГТС), в том числе
409 гидроузлов водохранилищ и прудов и 127 шламонакопителей и
накопителей сточных вод и других жидких отходов. Из 397 гидроузлов
146 находятся в предаварийном состоянии. Большая часть из них
работоспособные, но требуют ремонта, 87 гидроузлов имеют
недостаточную пропускную способность водосбросных сооружений. По
этим сооружениям необходима реконструкция паводковых водосбросов.
Отходы
На предприятиях области образовалось 163,5 млн. тонн (в 2000 году
161,8 млн. тонн) отходов производства и 6,6 млн. куб. м (в 2000
году  6,1 млн. куб. м) промышленно-бытовых отходов, а также
912,0 тыс. штук отработанных ртутных ламп (в 2000 году  847,2 тыс.
штук). Удельный вес образования токсичных отходов составляет 8,3
процента от объема образования отходов производства (13,6 млн.
тонн). Увеличение образования отходов на 1,7 млн. тонн (1,05
процента) произошло за счет предприятий черной металлургии в связи
с ростом объемов производства в открытом акционерном обществе
"Нижнетагильский металлургический комбинат" и открытом акционерном
обществе "Метал лур ги ческий завод имени А.К. Серова".
В течение года использовано 62,0 млн. тонн промышленных отходов,
что составляет 37,9 процента (в 2000 году  39,0 процента, в 1999
году  36,7 процента, в 1998 году  27,3 процента, в 1997 году  30,0
процента, в 1996 году  26,1 процента, в 1995 году  20,1 процента).
Уменьшение объема переработки отходов допущено открытым акционерным
 обществом "Ураласбест" в связи со снижением спроса на производимую
 продукцию.
Размещено в течение 2001 года 103,99 млн. тонн отходов, что на 4,2
процента выше уровня прошлого года. На конец 2001 года наличие
отходов составило 8123,2 млн. тонн (62,8 процента  отходы
строительного комплекса, 33 процента  отходы металлургии, 3,7
процента  отходы топливно-металлургического комплекса), что на 1,8
процента ниже уровня 2000 года.
В области практически отсутствуют полигоны для обезвреживания и
захоронения токсичных промышленных отходов, а полигоны бытовых
отходов в большинстве не способны принимать указанные виды отходов.
 Поэтому эти отходы хранятся, как правило, на промышленных
площадках предприятий.
По-прежнему наблюдается неблагополучная обстановка по складированию
 бытовых отходов. Из 480 владельцев свалок только 87 имеют лицензию
 на обращение с отходами. Не имеют гидрогеологического заключения
81,3 процента свалок. Только 46,1 процента свалок имеют
землеотводные документы, причем часть из них не отвечает
требованиям действующего законодательства. Одно из основных
требований к функционированию свалки  наличие проекта  выполнено
лишь на 50 свалках (6,7 процента).
Почвы и земельные ресурсы
В 2001 году, как и в предыдущие годы, сохранилась устойчивая
тенденция ухудшения использования земель, прежде всего
сельскохозяйственных, и качественного состояния почв на территории
области.
В рамках программы по повышению плодородия почв на улучшение
качественного состояния почв направлено 88,2 млн. рублей, что
позволило вернуть в сельскохозяйственный оборот 40,1 тыс. га
сельскохозяйственных земель. Однако выделенных средств крайне
недостаточно для реализации комплекса мероприятий по улучшению
состояния почв.
Объемы внесения минеральных удобрений уменьшились в 9,4 раза по
сравнению со среднегодовым объемом внесения за пятилетку 19861990
годов и составляют только 9,4 процента от потребности.
Оставался низким уровень внесения органических удобрений: 1,61,8
тонн/га под посевы при потребности
1215 тонн/га.
Очень низкими остаются объемы работ по известкованию кислых почв:
при потребности 160 тыс. га произвестковано только 6,2 тыс. га или
3,9 процента от необходимого.
В таких условиях урожай сельскохозяйственных культур в области
формируется в основном за счет выноса накопленных запасов
питательных веществ в почве, что ведет к ухудшению состояния почв
и, прежде всего, их плодородия.
Анализ изменения содержания гумуса показывает, что почвы в среднем
теряют ежегодно 0,04 процента его содержания или 1,01,2 тонны с
гектара. Расход гумуса в почвах области превышает его поступление
почти в 3 раза. Такая же тенденция наблюдается и по другим
агрохимическим показателям плодородия почв.
Если не изменить эту тенденцию в ближайшее будущее почвы области
потеряют основное свое качество  плодородие и, кроме того,
способность к самоочищению и санации.
Лесные ресурсы, животный и растительный мир
Расчетная лесосека освоена по хвойному хозяйству на 31,1 процента,
по лиственному  на 22,3 процента. Наблюдающаяся в последние годы
тенденция снижения объемов заготовки древесины и недоиспользования
расчетной лесосеки, особенно по мягколиственному хозяйству, резко
снижает эффективность лесохозяйственного производства, ухудшает
санитарное состояние лесов, снижает их защитные свойства.
Необходимы меры по изменению ситуации, так как даже незначительное
снижение лесами защитных функций в таком индустриально развитом
районе, каким является Свердловская область, может привести к
резкому ухудшению экологической обстановки.
За пожароопасный сезон 2001 года зарегистрировано 484 лесных пожара
 (на 34 пожара меньше уровня 2000 года) на площади 839 га, что на
3069 га меньше, чем в 2000 году, средняя площадь одного пожара
1,7 га. Наибольшее количество пожаров было в следующих лесхозах:
Каменск-Уральский  99, Режевской  31, Тавдинский  40, Полевской
28, Ревдинский  21. Наибольшие площади пройдены пожарами в
лесхозах: Тугулымский  246 га, Свердловский  91 га, Исовской
88 га, Нижнетагильский  44 га, Режевской и Талицкий  по 34 га. Не
было загораний в Ачитском, Байкаловском, Бисертском,
Красноуфимском, Оусском, Туринском и Слободо-Туринском лесхозах.
Популяции редких видов растений обеспечены мерами охраны в
Висимском заповеднике, во флоре которого насчитывается 430 видов
сосудистых растений, заповеднике "Денежкин Камень", во флоре  558
видов сосудистых растений, 8 из которых впервые для заповедника
обнаружены в 2001 году, в национальном парке "Припышминские боры",
в 10 флористических заказниках и более чем в 300 ботанических и
комплексных памятниках природы.
Охотничье хозяйство и охота ведется на территории общей площадью
18,6 млн. га, из них 13,9 млн. га представлены юридическим лицам в
пользование.
Реализация областной программы "Сохранение ресурсов копытных
животных и регулирование численности волка в Свердловской области",
 утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от
22.01.98 г. № 61 п (Собрание законодательства Свердловской области,
 1998, № 1, ст. 38), позволила улучшить ситуацию по динамике
численности основных охотничьих животных. Так, численность лося с
21,6 тыс. голов в 2000 году возросла до 22,6 тыс. голов, белки  с
142,4 до 167,7 тыс. голов, зайца беляка  с 71,9 до 79,1 тыс. голов,
 соболя  с 3,4 тыс. до 4,4 тыс. голов.
Целенаправленные мероприятия по уничтожению волка позволили
сократить популяцию волка на 195 голов.
Существенным недостатком и негативным явлением является рост
нарушений правил охоты на территории области. За 2001 год выявлено
и привлечено к установленной законом ответственности 1176
нарушителей правил охоты. У нарушителей конфисковано продукции
незаконной охоты на сумму 78 тыс. рублей, ущерб, нанесенный
охотничьему хозяйству со стороны браконьеров, составляет в отчетный
 период 272 тыс. рублей.
Браконьерство сегодня превратилось в один из основных факторов,
подрывающих охотничьи хозяйства области.
Рыбное хозяйство
Рыбное хозяйство области сталкивается с серьезными трудностями.
Вылов рыбы в естественных водоемах составляет 356,9 тонны, в том
числе в реках  9,04 тонны, озерах  328,8 тонны, водохранилищах
18,6 тонны.
Продолжает снижаться вылов рыбы из водохранилищ: в 2001 году он
сократился в 1,9 раза против 2000 года. Это связано прежде всего с
не использованием зеркала водохранилища. В 80-х годах прошлого
столетия промыслом использовалось 14 тыс. га площади водохранилища,
 в отчетном году  вдвое меньше.
По данным Сибирского научно-исследовательского и
проектно-конструкторского института рыбного хозяйства потенциальная
 рыбопродуктивность водоемов Свердловской области составляет
13 тыс. тонн. Таким образом, остаются значительные
недоиспользованные резервы.
Для увеличения объемов выращивания товарной рыбы необходимо:
увеличение объемов финансирования отрасли, особенно прудковых
хозяйств;
закрепление водоемов за основными рыбозаготовителями и жесткий
контроль за их деятельностью;
усиление охраны водоемов от прессинга браконьерского лова;
принятие закона Свердловской области "О рыболовстве и рыбном
хозяйстве Свердловской области";
создание специализированных ихтиологических заказников с целью
сохранения ценных видов рыб и восстановления популяций редких видов
 рыб.
Радиационная обстановка
Высокого радиоактивного загрязнения приземной атмосферы в 2001 году
 не наблюдалось. Основное, аэрозольное загрязнение воздуха
техногенными радионуклидами было обусловлено, как и в предыдущие
годы, Cs-137 и Sr-90. Среднегодовая суммарная бета-активность
атмосферных выпадений по Свердловской области (0,4 Бк/кв. м+сут)
сопоставима с уровнем 2000 года и в 3,8 раза ниже уровня выпадений
по территории России (1,5 Бк/кв. м+сут).
Среднегодовая мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на
территории Свердловской области лежала в диапазоне 818 мкР/час и не
 превысила прошлогоднего значения (13 мкР/час).
Коллективная эффективная доза облучения населения области и
производственного персонала от природных и искусственных источников
 с учетом всех дозообразующих факторов составила 20894,29 чел.Зв,
что на 2 процента ниже дозы 2000 года. Суммарные индивидуальные
эффективные дозы облучения на одного жителя от всех дозообразующих
факторов колеблются по административным территориям при средней
областной величине 4,5 мЗв/год (в 2000 году  4,61 мЗв/год) от 1,57
до 6,35 мЗв/год.
К территориям с повышенными индивидуальными нагрузками, то есть
превышающими среднеобластные, относятся 10 территорий с высоким
радоновыделением и значительными нагрузками от медицинских
рентгенрадиологических процедур. Это города Реж, Артемовский,
Североуральск, Первоуральск, Березовский, Екатеринбург, Кушва,
Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Краснотурьинск. В перечисленных
районах проживает 2,463 млн. человек. В структуре суммарной дозы
облучения населения области на протяжении многих лет основную роль
играют медицинский и природный факторы.
Эколого-эпидемиологическая обстановка
Около 3 млн. жителей области проживает на территориях с
неблагополучной санитарно-гигиенической обстановкой и подвержены
влиянию многообразных факторов среды обитания, что обуславливает
низкий уровень состояния популяционного здоровья. Комплексная
санитарно-гигиеническая нагрузка оказывает влияние на общую и
первичную заболеваемость детей и взрослых, распространенность
болезней органов дыхания и болезней системы кровообращения,
онкологическую заболеваемость, заболеваемость органов пищеварения и
 мочеполовой системы, врожденные пороки развития, общую смертность
населения. Продолжительность жизни населения области на 6 лет ниже,
 чем в целом по России, и составляет 66,1 года.
По степени влияния на уровень популяционного здоровья населения,
подверженного неблагоприятному воздействию, санитарно-гигиенические
 факторы риска ранжируются в следующем порядке приоритетности:
комплексная химическая нагрузка (вода, атмосферный воздух, почва,
продукты питания)  2,81 млн. человек или 64 процента; радиационная
дозовая нагрузка (дозообразующие факторы)  2,2 млн. человек или 50
процентов; биологическая нагрузка (питьевая вода и продукты
питания)  1,97 млн. человек или 45 процентов; шумовая нагрузка в
селитебных зонах  1,27 млн. человек или 29 процентов.
Наибольшее влияние негативных факторов окружающей среды на здоровье
 населения прослеживается на 13 экологически неблагополучных
территориях области (города Екатеринбург, Нижний Тагил,
Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, Верхняя Пышма, Асбест,
Полевской, Краснотурьинск, Ревда, Реж, Кировград, Красноуральск).
В то же время отмечается факт снижения в 2001 году заболеваемости
населения этих городов, обусловленной экологическим фактором: число
 зарегистрированных дополнительных заболеваний  7453, что на 7
процентов ниже уровня 2000 года.
Чрезвычайные ситуации
На территории Свердловской области имеется значительный потенциал
риска химического поражения населения в результате чрезвычайных
ситуаций техногенного характера. Эксплуатируется 181 химически
опасный объект, 166 предприятий, хранящих и использующих в больших
количествах нефтепродукты, проходят 18 ниток
магистральных газопро-водов, 3 нитки нефтепроводов.
Под возможным аварийным воздействием опасных химических веществ
проживают: серная кислота  6 территорий, 608200 человек; фтористый
водород  10 территорий, 876000 человек, диоксид хлора  22
территории, 1090100 человек; аммиак  6 территорий, 811600 человек;
цианистый водород  город Нижний Тагил, 349000 человек.
В Свердловской области в условиях воздействия высокотоксичных
веществ и веществ остронаправленного действия, которые способны
вызвать острые отравления, работает более 175300 человек.
В 2001 году на территории Свердловской области произошло 37
чрезвычайных ситуаций, из них 33-техногенного характера (89,2
процента). По сравнению с 2000 годом общее количество чрезвычайных
ситуаций увеличилось на 23,3 процента. В результате техногенных
чрезвычайных ситуаций пострадало 23 человека, 22 человека погибло.
Материальный ущерб по сравнению с 2000 годом вырос в 4,7 раза и
составил 76,2 млн. рублей.
Экологические программы
В течение 2001 года решение экологических проблем осуществлялось в
рамках 14 государственных экологических программ, 38 муниципальных
экологических программ, а также 22 программ
предприятий-природопользователей, оказывающих наибольшее негативное
 воздействие на окружающую среду.
Вопросы экологической безопасности решались в рамках федеральных
программ "Оздоровление окружающей среды и населения города Нижний
Тагил на период до
2000 года" (пролонгирована на 2001 год), утвержденной
постановлениями Правительства Российской Федерации от 06. 05.95 г.
№ 452 и от 30.12.2000 г. № 1034, "Переработка техногенных
образований Свердловской области", утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 24.06.96 г. № 738, областных
программ "Областная программа неотложных мер по обеспечению
населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества
 на период 19982001 годы", утвержденной постановлением
Правительства Свердловской области от 11.05.99 г. № 570 ПП
(Собрание законодательства Свердловской области, 1999, № 5,
ст. 416), "Обеспечение ртутной безопасности на территории
Свердловской области", утвержденной постановлением Правительства
Свердловской области от 15.03.99 г. № 323 п (Собрание
законодательства Свердловской области, 1999, № 3, ст. 228), "Охрана
 окружающей среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния
на здоровье населения Свердловской области", утвержденной
постановлением Правительства Свердловской области от 15.03.99 г.
№ 293 п (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, № 3,
 ст. 223), "Создание системы профилактики, диагностики и лечения
заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных
территориях, в 2001 году", утвержденной постановлением
Правительства Свердловской области от 11.03.2001 г. № 150 ПП
(Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 3,
ст. 408), а также в соответствии с планами первоочередных
мероприятий по охране атмосферного воздуха от выбросов
автотранспорта, по обращению с отработанными нефтепродуктами.
Наиболее успешно реализуется муниципальная программа города
Каменска-Уральского, вступили в силу программы городов Кировграда,
Серова.
Вместе с тем отмечается низкая результативность выполнения
некоторых муниципальных экологических программ. В ряде
муниципальных образований выполнение запланированных мероприятий
составляет от 10 до 50 процентов. Это касается, прежде всего,
муниципальных образований город Полевской, город Первоуральск,
город Красноуральск.
Отсутствует экологическая программа у администрации города Верхняя
Пышма, территория которого отнесена к экологически неблагополучным.
В 2001 году разработаны, согласованы с Департаментом природных
ресурсов по Уральскому региону Министерства природных ресурсов
Российской Федерации и начали реализовываться экологические
программы закрытого акционерного общества Производственное
объединение "Режникель", открытого акционерного общества Завод
"Исеть", закрытого акционерного общества "Нижне сер гинский
металлургический завод". В стадии завершения находятся
экологические программы открытого акционерного общества "Уралмаш",
открытого акционерного общества "Нижнетагильский металлургический
комбинат", открытого акционерного общества "Сафьяновская медь",
открытого акционерного общества "Северский трубный завод".
Среди предприятий химической отрасли имеет экологическую программу
только одно предприятие  закрытое акционерное общество "Русский
хром 1915".
Отсутствует согласованная с природоохранными органами экологическая
 программа на акционерном обществе "ВИЗ-Сталь".
В целом по области в 2001 году на реализацию экологических программ
 и проектов затрачено 1385,2 млн. рублей (1139,5 млн. рублей
средства предприятий, 220,7 млн. рублей  средства экологического
фонда), что на 5,5 процента больше, чем в 2000 году.
Правовое обеспечение
В 2001 году вступили в действие 155 нормативных правовых актов
органов власти Свердловской области по вопросам охраны окружающей
среды и рационального природопользования, в том числе 16 законов
Свердловской области, 8 постановлений Законодательного Собрания
Свердловской области и его палат, 3 указа Губернатора Свердловской
области, 128 постановлений и распоряжений Правительства
Свердловской области.
Нормативно-правовая база, непрерывно совершенствуясь, в целом
обеспечивает достаточный уровень для планомерной и систематической
работы в области экологической безопасности. В течение года
проводилась активная работа по обеспечению соответствия
нормативно-правовой базы Свердловской области положениям
федерального законодательства.
Государственный контроль
Департаментом природных ресурсов по Уральскому региону Министерства
 природных ресурсов Российской Федерации совместно со Свердловским
областным государственным учреждением "Центр экологического
мониторинга и контроля", Прокуратурой Свердловской области,
лесхозами при участии муниципальных экологических служб в 2001 году
 было проведено 2250 проверок соблюдения требований
природоохранного законодательства по всем направлениям контроля,
что на 4,2 процента больше, чем в 2000 году.
В ходе проверок выявлено 6961 нарушение природоохранного
законодательства, для устранения которых выдано 7386 предписаний и
69 предписаний на приостановку производственной деятельности.
По результатам проверок предприятий и иных объектов вынесено 991
постановление о привлечении к административной ответственности
юридических и должностных лиц на общую сумму 290,380 тыс. рублей.
Взыскано штрафов на сумму 169,294 тыс. рублей.
Предприятиям, виновным в загрязнении окружающей среды, в ущербе,
причиненном самовольными рубками леса, предъявлено 253 иска на
сумму 46771,506 тыс. рублей.
Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза осуществляет
предупредительный контроль в области охраны окружающей среды и
представляет собой комплекс действий по рассмотрению обосновывающей
 намечаемую хозяйственную деятельность документации с позиции
соответствия этой деятельности экологическим требованиям,
действующим нормативам и правилам в области охраны окружающей среды
 и допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.
В течение 2001 года экспертными подразделениями проведены
экспертизы 1053 предпроектных, проектных и иных материалов, из
которых отклонены и возвращены на доработку 317 материалов.
Экономическое регулирование природопользования
1. Суммарная начисленная плата за загрязнение окружающей среды от
стационарных источников составила в 2001 году 453,8 млн. рублей.
Совокупный бюджет экологических фондов Свердловской области
составил в 2001 году: по доходам  248,8 млн. рублей или 87,6
процента к сумме средств, предусмотренных по закону, по расходам
230,5 млн. рублей или 81,2 процента к сумме средств,
предусмотренных по закону. Остаток средств на счете на 1 января
2002 года составил 20,1 млн. рублей, в том числе 9,3 млн. рублей на
 счетах бюджетополучателей. Неисполнение доходов и, соответственно,
 расходов экологического фонда обусловлено недостаточной работой
территориальных подразделений Управления Министерства по налогам и
сборам по Свердловской области в части контроля за их своевременным
 перечислением.
2. В целях обеспечения экологической безопасности, снижения
техногенной нагрузки на окружающую среду до безопасных пределов в
условиях роста промышленного производства и уменьшения влияния
экологических факторов на здоровье населения в 2002 и последующие
годы рекомендуется направить деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций-при
родопользователей:
1) в сфере обеспечения экологической безопасности на:
реализацию неотложных мер по обеспечению населения Свердловской
области питьевой водой стандартного качества;
разработку и реализацию неотложных мероприятий по снижению
негативного воздействия на атмосферный воздух транспортного
комплекса;
повышение эффективности использования природных ресурсов,
энергосбережение, переработку отходов производства и потребления,
обеспечение безопасного хранения опасных отходов;
увеличение инвестиций в охрану окружающей среды и повышение
эффективности природоохранных затрат;
разработку и внедрение современных ресурсосберегающих, экологически
 безопасных технологий и оборудования;
разработку, принятие и обеспечение выполнения требований
основополагающего областного закона, регулирующего вопросы
природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности на территории Свердловской области;
разработку и установление критериев и показателей экологической
безопасности промышленных предприятий;
формирование эффективной системы органов государственного
управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды,
четкую координацию и разграничение сфер их деятельности,
укомплектование этих органов квалифицированными кадрами;
создание и обеспечение эффективной работы единой системы
экологического мониторинга и совершенствование системы
производственного экологического контроля на экологически опасных
предприятиях;
создание системы мониторинга безопасности и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций;
2) в сфере лесного хозяйства на:
повышение степени использования расчетных лесосек, комплексности
потребления лесных ресурсов и увеличения объемов глубокой
переработки древесины на основе передовых технологий;
соблюдение лесозаготовителями, другими юридическими и физическими
лицами в полном объеме требований лесного законодательства и иного
природоохранительного законодательства Российской Федерации при
лесопользовании;
3) в сфере землепользования на:
сохранение и восстановление плодородия почв за счет внесения
необходимого объема удобрений;
проведение мелиоративных работ, защиту земель от водной и ветровой
эрозии, осуществление в должном объеме других агротехнических
мероприятий;
ликвидацию многочисленных неупорядоченных свалок бытовых и иных
отходов;
увеличение объема рекультивации нарушенных земель, борьбу с
различными видами техногенного загрязнения земельных площадей;
4) в сфере экологического образования и воспитания населения на:
формирование эффективной системы непрерывного экологического
образования, всемерное развитие экологической культуры и
экологического мировоззрения;
разработку нормативных документов по повышению квалификации
должностных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность,
связанную с воздействием на окружающую среду, и принимающих
управленческие решения в области охраны окружающей среды;
широкое распространение объективной и оперативной информации о
состоянии окружающей природной среды, в том числе посредством
государственной поддержки издания экологической литературы и
средств массовой информации;
5) в сфере сохранения здоровья населения на:
создание системы профилактики, диагностики и лечения населения с
экологически обусловленными заболеваниями, проживающего на
экологически неблагополучных территориях;
организацию системы социально-гигиенического мониторинга с целью
выявления критических групп риска населения, подверженного
экологическому фактору.

    Краткая информация об экологической ситуации в Свердловской
                    области в 2000 и 2001 годах

                           2000     2001     2001 год
                           год      год      в
                                             процентах
                                             к
                                             2000 году

Воздух

Валовый выброс             1906,90  1864,5   97,8
загрязняющих
веществ в атмосферу в
2001
году, тыс. тонн

в том числе:

выбросы от стационарных    1507,900 1445,8   95,9
источников

выбросы от автотранспорта  399,0    418,7    104,9

Вода

водопотребление

Использовано всего воды,   1678     1639,4   97,7
млн. куб. м

в том числе:

на производственные нужды  989      937,5    94,8

на хозяйственно-питьевые   670,6    687,1    102,5
нужды

сброс сточных вод

Сброшено сточных вод       1703     1700,5   99,9
всего,
млн. куб. м

в том числе:

в водные объекты           1679     1678,8   99,9

из них:

загрязненных вод           826      817,6    98,9

нормативно очищенных вод   174      173,3    99,6

Отходы

Образовалось всего         161,8    163,5    101,05
отходов,
млн. тонн

из них:

использовано, млн. тонн    63,1     62,0     98,3

передано, млн. тонн        0,1      0,04     40

размещено, млн. тонн       99,8     103,99   104,2

в том числе                2,3      0,87     37,8
несанкционированно,
млн. тонн

Всего образовано           49,72    13,64    27,4
токсичных
отходов, млн. тонн

Техногенные аварии

Число чрезвычайных         16       37       231,3
ситуаций

Материальный ущерб, млн.   16,2     76,2     470,4
руб.

Землепользование

Внесено удобрений, тыс.
тонн

минеральных                26,3     23,7     90,1

органических               1852     1660     89,6

Рекультивировано           1,1      0,75     68,2
нарушенных
земель, тыс. га

Радиационная обстановка

Коллективная эффективная   21263,84 20894,29 98,3
доза
облучения населения
области,
чел.Зв

Инвестиции в охрану природы (в текущих ценах)

Затраты на охрану
окружающей
среды, млн. рублей

всего                      5363,1   6736,4   125,6

инвестиции в основной      1113,5   879,3    79
капитал

  Валовый промышленный продукт и удельные загрязнения окружающей
            среды Свердловской области за 19972001 годы

№    Показатели      Единицы    1997     1998     1999     2000     2001     2001     2001
                     измерения                                               год      год
                                                                             в        в
                                                                             процента процента
                                                                             х        х
                                                                             к 1997   к 2000
                                                                             году     году


1    2               3          4        5        6        7        8        9        10

1.   Объем           млн.       64442,4  66696,6  113756,5 168220,3 209840,0
     промышленной    рублей
     продукции в
     действующих
     ценах каждого
     года

2.   Объем           млн.       64442,4  58690,6  64794,5  75420,7  84848,3
     промышленной    рублей
     продукции в
     сопоставимых
     ценах 1997
     года

3.   Темп роста в    процент    100      91,1     110,4    116,4    112,5    131,7    96,9
     сопоставимых
     ценах

4.   Масса выбросов  тыс. тонн  1409,293 1328,484 1320,598 1507,900 1445,763 102,5    95,9
     загрязняющих
     веществ в
     атмосферу

5.   Объем сбросов   млн.куб. м 412,19   379,78   382,6    396,45   404,86   98,2     102,12
     загрязняющих
     сточных вод
     промышленных
     предприятий

6.   Масса           млн. тонн  151,9    143,4    142,4    161,8    163,5    107,64   101,1
     образования
     промышленных
     отходов

7.   Масса выбросов  тонн/млн.  21,9     22,6     20,4     20,0     17,0     77,6     85
     загрязняющих    рублей
     веществ на
     1 млн.
     рублей объема
     промышленной
     продукции в
     сопоставимых
     ценах 1997
     года

8.   Объем сбросов   куб. м/млн 6396     6471     5905     5257     4772     75,0     90,8
     загрязняющих    .
     сточных вод на  рублей
     1 млн.
     рублей объема
     промышленной
     продукции в
     сопоставимых
     ценах 1997
     года

9.   Масса           тонн/млн.  2,36     2,44     2,20     2,14     1,93     81,8     90,2
     образованных    рублей
     отходов на
     1 млн.
     рублей объема
     промышленной
     продукции в
     сопоставимых
     ценах 1997
     года



Информация по документу
Читайте также