Расширенный поиск
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 04.11.2002 б/нИменем Свердловской области Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области постановления Главы города Екатеринбурга от 26 декабря 2001 года № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 г." 4 ноября 2002 года город Екатеринбург Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В. И. Задиоры, судей А. В. Гусева, Н. А. Жилина, Н. Д. Мершиной, с участием: заявительниц Деменевой А.В. и Ермиловой Н.П.; представителя Главы города Екатеринбурга как органа, принявшего оспариваемый акт, Канаева Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области постановления Главы города Екатеринбурга от 26 декабря 2001 года № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 г.". Заслушав сообщение судьи-докладчика Жилина Н.А., объяснения заявительниц и представителя Главы города Екатеринбурга, мнение приглашенных: представителя Правительства Свердловской области Литвиновой И.Н. и представителя Екатеринбургской городской Думы Григорьевой С.Е., изучив материалы дела, Уставный Суд Свердловской области УСТАНОВИЛ: 1. Граждане Булакова Е.Ю., Деменева А.В. и Ермилова Н.П. обратились в Уставный Суд с запросами о соответствии Уставу Свердловской области постановления Главы города Екатеринбурга от 26 декабря 2001 года № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 г.". Поскольку обращения заявительниц касаются одного предмета, Уставный Суд на основании статьи 48 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" соединил дела по данным обращениям в одном производстве. В своих обращениях заявительницы, не оспаривая нормы указанного постановления Главы города Екатеринбурга по содержанию, просят признать нормативный акт не соответствующим Уставу Свердловской области в связи с превышением должностным лицом, принявшим его, своих полномочий. По мнению заявительниц, установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги относится к компетенции Екатеринбургской городской Думы. Оспариваемый нормативный акт, кроме норм, касающихся тарифов на коммунальные услуги, содержит также нормы, регулирующие иные отношения, но поскольку в запросах содержатся доводы о несоответствии оспариваемого нормативного акта Уставу Свердловской области лишь в части установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги и в связи с принятием данного акта неуполномоченным органом, то предметом рассмотрения по данному делу являются нормативные положения о тарифах на жилищно-ком му наль ные услуги и компетенция Главы города Екатеринбурга по их регулированию. Иные нормы и основания для проверки не рассматриваются Уставным Судом в данном деле. 2. В соответствии со статьей 94 (пункт 1) Устава Сверд ловской области организация местного самоуправления в Свердловской области осуществляется на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и областными законами. Как указывалось в постановлениях Уставного Суда Свердловской области по делам о проверке соответствия Уставу Свердловской области отдельных положений уставов муниципальных образований "Ревдинский район" и "город Нижний Тагил", к общим принципам организации местного самоуправления Свердловской области относится, в частности, принцип организационной обособленности представительных и исполнительных органов местного самоуправления по отношению друг к другу, наделение каждого из них собственной компетенцией, не позволяющей дублировать деятельность другого органа (пункт 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 30 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области"). Одним из требований принципа наделения представительных и исполнительных органов местного самоуправления собственной компетенцией, не позволяющей дублировать деятельность друг друга, является разграничение полномочий представительных и исполнительных органов, а также и должностных лиц местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов. В соответствии со статьей 19 (пункт 1) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе принимать правовые акты исключительно по вопросам своего ведения. Полномочия по принятию этих актов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", пункту 1 части 1 статьи 32 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил (актов, содержащих нормы, которые являются обязательными для органов местного самоуправления, организаций, граждан и иных лиц на всей территории муниципального образования) по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом. Данное положение воспроизводится в статье 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург". Городская администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Екатеринбург" вправе принимать общеобязательные акты в пределах своей компетенции, и такими актами являются постановления Главы города (пункты 10, 11 статьи 20 Устава города Екатеринбурга). Таким образом, Глава города Екатеринбурга не наделен полномочиями по принятию общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом, но имеет право принимать таковые, если принятие их отнесено к ведению органов местного самоуправления не уставом, а иными нормативными актами. 3. Законы Российской Федерации не относят регулирование тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг к вопросам местного значения и предметам ведения муниципальных образований, оставляя их решение в ведении федеральных органов государственной власти. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а позднее статьей 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 г. № 9 ФЗ, от 21.04.1997 г. № 68 ФЗ, от 10.02.1999 г. № 29 ФЗ, от 17.06.1999 г. № 113 ФЗ, от 08.07.1999 г. № 152 ФЗ) регулирование оплаты жилья и коммунальных услуг отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части 6 которого указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируют оплату населением жилья и коммунальных услуг. Однако пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 490) обязанность устанавливать ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) возложена на органы местного самоуправления. Таким образом, Правительство Российской Федерации, изъяв полномочия по государственному регулированию оплаты населением жилья и коммунальных услуг (в части установления тарифов на коммунальные услуги) у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, передало их органам местного самоуправления. Вопрос о соответствии постановлений Правительства Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству выходит за рамки компетенции Уставного Суда и потому не может им рассматриваться. 4. Уставом муниципального образования "город Екатеринбург" обеспечение выполнения законов и иных актов Российской Федерации (статья 12) возложено на Главу города, что обязывает его к исполнению и Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в части установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Установить тарифы можно только принятием нормативного акта, что и сделано Главой города Екатеринбурга в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Таким образом, постановление Главы города Екатеринбурга от 26 декабря 2001 года № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 г." в части регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и полномочий Главы города осуществлять такое регулирование не противоречит Уставу Свердловской области. Руководствуясь статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 4 (пункт 2), 73, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать постановление Главы города Екатеринбурга от 26 декабря 2001 года № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 г." в части регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и полномочий Главы города осуществлять такое регулирование соответствующим Уставу Свердловской области. 2. В соответствии со статьей 77 (пункт 1) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 3. В соответствии со статьей 76 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области". Уставный Суд Свердловской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|