Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 29.07.2003 № 471-ПП

                                                                              
                                                                             
                     Правительство Свердловской области                      
                                                                                       
                          П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                          
                                                                             
 О докладе «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды  
      обитания на здоровье населения Свердловской области в 2002 году»       
                                                                             
В соответствии с Федеральным законом  от 10 января 2002 года № 7ФЗ «Об охране
окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2,
ст. 133), Областным  законом от  9 января  1998 года  № 1ОЗ «Об экологическом
мониторинге»  (Собрание  законодательства  Свердловской  области,  1998, № 1,
ст. 1) с  изменениями, внесенными  Законом Свердловской  области от 24 апреля
2001 года № 39ОЗ (Собрание  законодательства Свердловской области, 2001, № 4,
ст. 474), постановлением Правительства  Свердловской области от 26.10.2000 г.
№ 884ПП  «Об утверждении  Основных  направлений  охраны  окружающей  среды  и
природных  ресурсов  в  Свердловской  области  на  2000–2003  годы» (Собрание
законодательства Свердловской  области, 2000,  № 10, ст. 1125)  Министерством
природных    ресурсов    Свердловской    области,    Свердловским   областным
государственным учреждением  «Центр экологического  мониторинга и  контроля»,
Главным Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства
природных ресурсов Российской  Федерации по Свердловской области, федеральным
государственным          учреждением          «Центр         государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора  в  Свердловской  области»,  Уральским
межрегиональным   территориальным    управлением   по   гидрометеорологии   и
мониторингу  окружающей  среды  совместно  с  заинтересованными организациями
подготовлен доклад «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов
среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2002 году».      
В докладе отмечается, что  экологическая обстановка в Свердловской  области в
целом  оценивается  как  стабильная.  Несмотря  на рост объемов промышленного
производства  на  4 процента  по  сравнению  с  2001  годом валовые выбросы в
атмосферу от  стационарных источников  снизились на  11 процентов, количество
сбрасываемых в водоемы загрязненных  сточных вод — на 2  процента, количество
образованных промышленных отходов — на 4,5 процента.                         
Наибольшее снижение  негативного воздействия  на окружающую  среду достигнуто
предприятиями энергетическо-го комплекса за  счет снижения расхода топлива  и
предприятиями металлургического  комплекса благодаря  реконструкции основного
производства и выполнению природоохранных мероприятий.                       
Определенные   позитивные   результаты   достигнуты   в  решении  проблем  по
обеспечению  экологической  безопасности  населения  Свердловской  области  в
результате реализации областной государственной целевой программы «Экология и
природные   ресурсы   Свердловской   области   на   2002 год»,   утвержденной
постановлением Правительства  Свердловской области  от 15.11.2001 г.  № 769ПП
(Собрание  законодательства  Свердловской  области,  2001,  № 11, ст. 1262) с
изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от
14.02.2002 г. № 91ПП (Собрание  законодательства Свердловской области,  2002,
№ 3,   ст. 344),   от   20.11.2002 г.   № 1352ПП  (Собрание  законодательства
Свердловской области,  2002, № 11,  ст. 1561), и  муниципальных экологических
программ: переработано 1,4 млн. штук ртутьсодержащих приборов; обустроено 389
родников, колодцев и скважин;  около 100 тыс. человек дополнительно  получили
возможность  использовать  для  питьевых  целей  воду  стандартного качества;
уменьшилось в  1,4 раза  количество чрезвычайных  ситуаций; снизилась средняя
площадь  лесного  пожара  на  0,7  га;  180 детей прошли лечение экологически
обусловленных  заболеваний,  372   ребенка —  курсы  реабилитации;   поставки
неэтилированного бензина достигли  практически 100 процентов;  около 1,5 тыс.
студентов и школьников приняли участие в массовых экологических мероприятиях;
ликвидировано 460 мест несанкционированного складирования отходов.           
Вместе с тем по-прежнему  около 3 млн. жителей Свердловской области проживает
на территориях, подверженных неблагоприятному влиянию экологических факторов.
Реки Исеть и Тура вошли в число 8 самых грязных рек России.                  
Высокий  уровень  загрязнения   воздушного  бассейна  сохраняется  в  городах
Каменске-Уральском, Реже,  Нижний Тагил,  Серове, Кировграде,  Екатеринбурге,
Первоуральске,   Краснотурьинске,   Ревде,   Верхняя   Пышма,   Нижняя  Тура,
Алапаевске.  Продолжают  расти  выбросы  вредных  веществ  от  автомобильного
транспорта.  В  городах  Верхняя  Пышма,  Каменске-Уральском,  Первоуральске,
Екатеринбурге их удельный вес в  общем объеме вредных выбросов составляет  от
22 до 79 процентов.                                                          
Принимая во внимание прогнозируемое увеличение объемов производства требуются
безотлагательные  меры   по  реконструкции   и  техническому   перевооружению
производства на предприятиях металлургического и энергетического комплексов и
жилищно-коммунального  хозяйства,  определяющих  экологическую  обстановку  в
Свердловской    области,    внедрению    энергосберегающих   и   малоотходных
технологических  процессов,  средств   и  методов  охраны  окружающей  среды,
повышению  уровня  экологических  знаний  и  ответственности  у  владельцев и
руководителей предприятий и организаций.                                     
Заслушав выводы  и рекомендации,  содержащиеся в  докладе, в  целях улучшения
экологической  обстановки  и   создания  экологически  благоприятных  условий
проживания населения Свердловской области Правительство Свердловской области 
                                ПОСТАНОВЛЯЕТ:                                                                
   1. Принять к сведению доклад «О состоянии окружающей природной среды и    
влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 
                                 2002 году».                                 
2. Согласиться с  выводами и  рекомендациями доклада  «О состоянии окружающей
природной  среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания на здоровье населения
Свердловской области в 2002 году» (прилагаются).                             
3. Исполнительным   органам   государственной   власти  Свердловской  области
руководствоваться выводами и  рекомендациями доклада «О  состоянии окружающей
природной  среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания на здоровье населения
Свердловской области  в 2002  году» при  разработке областных государственных
целевых программ.                                                            
4. Рекомендовать   органам   местного   самоуправления  Свердловской  области
руководствоваться выводами и  рекомендациями доклада «О  состоянии окружающей
природной  среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания на здоровье населения
Свердловской    области    в    2002    году»    при   разработке   прогнозов
социально-экономического  развития  муниципальных  образований, муниципальных
экологических программ, проектов местных бюджетов на 2004 и последующие годы.
5. Рекомендовать        руководителям       организаций-природопользователей,
расположенных на территории  Свердловской области, руководствоваться выводами
и рекомендациями доклада  «О состоянии окружающей  природной среды и  влиянии
факторов среды  обитания на  здоровье населения  Свердловской области  в 2002
году»  при  разработке  и   реализации  экологических  программ  на   2004  и
последующие годы, а также  при планировании размещения новых производственных
мощностей,   реконструкции    и   техническом   перевооружении   действующего
производства.                                                                
          6. Министерству природных ресурсов Свердловской области (Ястребков А.А.):    
1) направить  доклад  в  органы  местного  самоуправления  и заинтересованные
организации,   расположенные   на   территории   Свердловской   области,  для
ознакомления и руководства в соответствующей сфере деятельности;             
2) совместно    с    Министерством    энергетики,    транспорта,    связи   и
жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области  (Штагер В.П.) в срок до
1 сентября 2003 года  разработать и представить на  утверждение Правительству
Свердловской  области  план  первоочередных  мероприятий по совершенствованию
обращения с бытовыми отходами на территории Свердловской области;            
3) совместно с «Областной газетой» (Тимофеев Н.С.) организовать экологическую
рубрику  и  обеспечить  постоянную   публикацию  материалов  о  проблемах   и
достижениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования;            
4) совместно   с   Министерством   общего   и  профессионального  образования
Свердловской  области  (Нестеров В.В.),   Департаментом  по  делам   молодежи
Свердловской области (Гущин О.В.) в срок  до 1 марта 2004 года  разработать и
представить   на   утверждение   Правительству   Свердловской   области  план
мероприятий по  экологическому образованию  и воспитанию  детей дошкольного и
школьного  возраста,  учащихся  средних  специальных  учреждений  и студентов
высших учебных заведений,  уделив особое внимание  мероприятиям, направленным
на практические действия по благоустройству дворов, улиц, населенных пунктов,
обустройству родников, очистке  водоохранных и иных особоохраняемых природных
территорий;                                                                  
5) совместно с Министерством металлургии Свердловской области (Молчанов В.А.)
продолжить  работу  по  распространению  передовых  достижений в сфере охраны
окружающей  среды,  экологическому  образованию  руководителей и специалистов
предприятий металлургического комплекса.                                     
7. Рекомендовать Главному Управлению  природных ресурсов и  охраны окружающей
среды Министерства  природных ресурсов  Российской Федерации  по Свердловской
области   во   взаимодействии   со   Свердловским  областным  государственным
учреждением «Центр экологического мониторинга  и контроля» (Еремин А.Ю.)  при
формировании    планов     проверки    соблюдения    предприятиями    области
природоохранного законодательства  предусматривать первоочередные проверки на
предприятиях,  допустивших  в  2002 году  увеличение  вредного воздействия на
окружающую среду, и предъявлять  им соответствующие требования по  достижению
нормативных показателей.                                                     
8. Контроль  за  исполнением  настоящего  постановления возложить на министра
природных  ресурсов  Свердловской  области,  члена Правительства Свердловской
области Ястребкова А.А.                                                      
          9. Настоящее постановление опубликовать в «Областной газете».                
                                                                                       
                                                                                       
          Председатель Правительства Свердловской области        А.П.Воробьев                  
                                                                                       
          г. Екатеринбург                                                              
          29 июля 2003 года                                                            
          № 471-ПП                                                                     
                                                                                       
          К постановлению ПравительстваСвердловской областиот 29.07.2003 г. № 471ПП    
                                                                                       
Выводы  и  рекомендации  доклада  «О  состоянии  окружающей природной среды и
влиянии факторов среды обитания  на здоровье населения Свердловской области в
2002 году»                                                                   
                                                                             
В целом экологическая обстановка в Свердловской области, по данным доклада «О
  состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье   
  населения Свердловской области в 2002 году», оценивается как стабильная.   
Несмотря  на  рост  объемов  промышленного  производства  (104  процента)  по
сравнению с 2001 годом валовые выбросы в атмосферу от стационарных источников
снизились на 11 процентов,  а количество сбрасываемых  в водоемы сточных  вод
уменьшилось на 2 процента.                                                   
Позитивные   результаты   достигнуты   за   счет   сокращения   использования
топливно-энергетических   и    водных   ресурсов,   реконструкции   основного
производства, выполнения природоохранных мероприятий.                        
Неизбежность  дальнейшего   наращивания  объемов   производства  в   условиях
значительной изношенности технических фондов, выработки ресурсов оборудования
большинства   опасных   производств,   оттока   квалифицированных   кадров  и
катастрофической нехватки  финансовых средств  на техническое  перевооружение
требуют  принятия  неотложных  мер  по  охране окружающей среды и обеспечению
рационального природопользования.         
                                   
                          Качество природной среды                                                     
                                                                       
                               Водные ресурсы                                
                                                                                       
                           1.1.1. Водопользование                            
          Водоснабжение промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства     
осуществляется в основном за счет поверхностных источников.                  
          В маловодный год 95 процентов обеспеченности, расчетный для водоснабжения,   
естественные эксплуатационные ресурсы поверхностных вод области составляют   
16,5 км3/год.                                                                
          В целом по области водохозяйственный баланс рек положительный, однако низкие 
величины минимального стока на большинстве рек и повышенное загрязнение      
отдельных участков рек обусловили дефицит водных ресурсов необходимого       
качества (до 80 процентов) во многих городах области. Для покрытия дефицита  
построен целый ряд водохранилищ и прудов, а также проводятся                 
внутрибассейновые и межбассейновые переброски стока.                         
          Перспективным направлением по развитию источников водоснабжения является     
использование подземных вод. На территории области разведано и находится на  
государственном учете 254 месторождения пресных подземных вод с суммарными   
эксплутационными запасами 1386,48 тыс. м3/сутки.                             
          Забор воды из природных водных объектов составил 2330,89 млн. м3/год (в том  
числе транзитной воды — 360,61 млн. м3/год), что на 20,49 млн. м3/год больше,
чем в 2001 году. Рост произошел за счет увеличения транзитной переброски     
воды.                                                                        
          Использование воды составило 1594,16 млн. м3/год, что по сравнению с 2001    
годом меньше на 40,86 млн. м3/год (или 2,5 процента). Снижение объема        
использования воды связано с увеличением потерь воды при транспортировке     
(износ магистральных трубопроводов), а также уменьшением расхода воды на     
производственные нужды за счет повышения использования оборотной воды.       
          Производительность систем повторного и оборотного водоснабжения в 2002 году  
увеличилась на 116,6 млн. м3/год (или 1 процент) и составила 11856,4 млн.    
м3/год.                                                                      
          1.1.2. Водоотведение                                                         
          Промышленные и хозяйственно-бытовые сточные воды поступают в водные объекты, 
расположенные в бассейнах рек Туры, Тавды, Исети, Пышмы (бассейн Карского    
моря), Чусовой, Уфы (бассейн Каспийского моря). Все перечисленные водные     
объекты испытывают высокую антропогенную нагрузку, обуславливающую           
неудовлетворительное качество воды в них.                                    
          В 2002 году сброс сточных вод уменьшился по сравнению с 2001 годом на        
32,49 млн. м3/год (2 процента) и составил 1646,32 млн. м3/год. Сокращение    
сброса сточных вод связано с уменьшением использования воды.                 
          Наибольшее количество загрязненных сточных вод поступает в поверхностные     
водные объекты от предприятий: жилищно-коммунального хозяйства — 51,8        
процента; химической промышленности — 13,5 процента; черной металлургии —    
11,8 процента; цветной металлургии — 6,6 процента.                           
          Нормативная очистка сточных вод перед сбросом в водные объекты обеспечивается
на 52 из 381 очистного сооружения, действующего в области. Объем нормативно  
очищенных стоков составил 151,2 млн. м3/год, что на 22,1 млн. м3/год (13     
процентов) ниже уровня 2001 года. Причиной является нестабильная работа      
биологических очистных сооружений.                                           
          Из 175 биологических очистных сооружений нормативно работают 38, из 39       
очистных сооружений физико-химической очистки — 2, из 167 очистных сооружений
механической очистки — 17.                                                   
          Основные причины ненормативной работы очистных сооружений:                   
          1) полный физический износ оборудования;                                     
          2) несвоевременный ремонт и замена выходящего из строя оборудования;         
          3) отсутствие узлов доочистки сточных вод;                                   
          4) нарушение регламента эксплуатации.                                        
          Кроме ненормативно работающих очистных сооружений экологическую опасность    
представляют шламонакопители. Суммарный объем токсичных сточных вод,         
накопленный в 146 шламонакопителях, составляет 900 млн. м3 с площадью зеркала
141,2 км2.                                                                   
          Наиболее опасными являются: шламонакопитель № 4 открытого акционерного       
общества «Русский хром 1915» (город Первоуральск) с объемом 5,8 млн. м3;     
Сорьинский шламонакопитель открытого акционерного общества «Святогор» (город 
Красноуральск), который содержит 26,25 млн. м3 загрязненных сточных вод с    
концентрацией фтора — 204 мг/л, мышьяка — 5 мг/л и меди — 6,4 мг/л;          
шламонакопитель открытого акционерного общества «Уралхимпласт» (город Нижний 
Тагил) объемом 1,95 млн. м3 с высоким содержанием органических веществ.      
          1.2. Атмосферный воздух                                                      
          В 2002 году валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных  
источников составил 1283,335 тыс. тонн, что на 162,428 тыс. тонн (на 11      
процентов) меньше, чем в 2001 году.                                          
          Сокращение выбросов в основном достигнуто за счет снижения расхода топлива на
предприятиях энергетической отрасли (на 138,972 тыс. тонн), а также на       
предприятиях металлургического комплекса (на 6,634 тыс. тонн), благодаря     
реконструкции производства на открытом акционерном обществе «Нижнетагильский 
металлургический комбинат», открытом акционерном обществе «Святогор»;        
реализации природоохранных мероприятий на открытом акционерном обществе      
«Среднеуральский медеплавильный завод», на Богословском алюминиевом заводе — 
филиале открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская алюминиевая      
компания».                                                                   
          46,2 процента от суммарного выброса составляют выбросы предприятий           
металлургического комплекса; 32,3 процента — выбросы предприятий             
топливно-энергетического комплекса.                                          
          Степень улавливания загрязняющих веществ по области в целом составляет 85,4  
процента. Уловлено 7520,248 тыс. тонн загрязняющих веществ, из которых       
утилизировано 1802,211 тыс. тонн.                                            
          Около половины всех выбросов в атмосферу дают предприятия, расположенные на  
территориях экологически неблагополучных муниципальных образований: город    
Екатеринбург, город Нижний Тагил, город Первоуральск, Ревдинский район, город
Каменск-Уральский, город Кировград, город Серов, город Краснотурьинск,       
Верхняя Пышма, город Полевской и Режевской район.                            
          Уровень загрязненности атмосферы в городах определяют, главным образом,      
высокие концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, сероуглерода,       
фтористого водорода, аммиака, формальдегида, фенола, акролеина, бенз(а)пирена
и соединений тяжелых металлов.                                               
          Наличие вышеперечисленных токсичных веществ в атмосфере городов обусловлено  
не только промышленными выбросами, но и выхлопными газами от автотранспорта. 
          В 2002 году выбросы в атмосферу от автотранспорта составили 445,3 тыс.       
тонн/год, или 23,9 процента от общих выбросов загрязняющих веществ в         
атмосферу, что на 26,6 тыс. тонн больше уровня 2001 года. Удельный вес       
выхлопных газов в общем объеме выбросов в ряде промышленных центров области  
(города Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Первоуральск, Екатеринбург)        
составляет от 22 до 79 процентов. Вследствие ежегодного увеличения           
автомобильного парка экологическая обстановка, определяемая выбросами        
автотранспорта, остается напряженной.                                        
          Достигнуто снижение валовых выбросов в ряде экологически неблагополучных     
городов (Екатеринбург, Первоуральск, Серов, Краснотурьинск и Режевской район)
за счет снижения выбросов на ряде крупных предприятий, полученного в         
результате выполнения воздухоохранных мероприятий и уменьшения расходов      
топлива. Вместе с тем уровень загрязнения воздуха продолжает оставаться      
высоким.                                                                     
          Проблема загрязнения атмосферного воздуха в связи с ростом промышленности    
может обостриться, что усугубляется использованием ресурсоемких и            
«экологически грязных» технологий, значительным моральным и физическим       
износом основных производственных фондов.                                    
          1.3. Отходы производства и потребления                                       
          В 2002 году предприятиями Свердловской области образовано 156,09 млн. тонн   
промышленных отходов, что на 4,5 процента меньше, чем их было образовано в   
2001 году. Объем образования отходов снизился в таких основных отраслях      
промышленности, как топливная — на 2769 тыс. тонн, электроэнергетика — на    
1795 тыс. тонн, черная металлургия — на 1152 тыс. тонн.                      
          Использовано 62,3 млн. тонн отходов, что составляет 39,9 процента от объема  
образованных отходов (аналогичный показатель в 2001 году составлял           
37,9 процента) в 2002 году.                                                  
          Удельный вес образования токсичных отходов на единицу производимой продукции 
снизился с 8,3 процента (13,6 млн. тонн) в 2001 году до 5,5 процента         
(8,6 млн. тонн) в 2002 году.                                                 
          Всего по области на конец 2002 года в местах размещения отходов накоплено    
8,18 млрд. тонн отходов производства и 71,56 млн. м3 промышленно-бытовых     
отходов.                                                                     
          Основной объем отходов, образованных и накопленных на территории области (96 
процентов), приходится на вскрышные и вмещающие породы, отходы обогащения,   
металлургические шлаки, золошлаки теплоэлектростанций и сельскохозяйственные 
отходы.                                                                      
          Отходы производства и потребления размещены на 1339 объектах, площадь под    
которыми составляет 18414,4 га.                                              
          Из-за отсутствия специализированных полигонов коллективного пользования для  
размещения высокоопасных отходов на территории 789 предприятий хранится      
76,5 тыс. тонн токсичных отходов.                                            
          Объем образования бытовых отходов по сравнению с 2001 годом увеличился на    
5,8 процента и составил 6222,1 тыс. м3. Основная масса бытовых отходов была  
размещена в хранилищах промышленных отходов (4415,5 тыс. м3 бытовых отходов).
          В области наблюдается неблагополучная обстановка в размещении отходов. Из 479
владельцев свалок только 115 имеют лицензию на обращение с отходами; 81,2    
процента свалок не имеют гидрологического заключения. Только 46,2 процента   
свалок имеют землеотводные документы. Одно из основных требований к          
функционированию свалки — наличие проекта — выполнено только на 50 объектах  
(6,8 процента).                                                              
          1.4. Почвы и земельные ресурсы                                               
          В структуре земельного фонда Свердловской области преобладают земли категорий
лесного и сельскохозяйственного назначения. Площадь земельных угодий по      
категориям во времени меняется незначительно. В 2002 году земли лесного фонда
составляли 13659,5 тыс. га, земли сельскохозяйственного назначения —         
4091,0 тыс. га.                                                              
          Продолжались негативные изменения в структуре площадей сельскохозяйственных  
угодий. Уменьшилась доля пахотных земель, возросла доля земель заросших      
кустарником и мелколесьем, а также заболоченных угодий.                      
          Значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям наносит водная эрозия и      
заболачивание почв. Продолжается тенденция к усилению эрозии почв и процессов
заболачивания. Область стремительно теряет площади осушенных земель.         
          Отсутствие свежих материалов почвенного обследования земельного фонда        
Свердловской области и развернутой системы мониторинга земель не позволяет   
достоверно оценить развитие происходящих процессов деградации почвенного     
покрова — длительно возобновляемого природного ресурса.                      
          Анализ динамики почвенных параметров, ответственных за плодородие, за        
последнее десятилетие показывает, что уровень плодородия почв, достигнутый за
период до 1990 года, падает и с каждым годом процесс деградации почв идет    
интенсивнее.                                                                 
          Для стабилизации ситуации необходимо выполнение принятых как федеральной, так
и областной программ повышения плодородия почв Свердловской области. Однако  
их реализация идет с большим отставанием от контрольных объемов.             
          Для области, имеющей мощную горнодобывающую и металлургическую               
промышленность, характерно наличие больших площадей нарушенных земель. В 2002
году на территории Свердловской области было зарегистрировано 64,2 тыс. га   
нарушенных земель. Процесс рекультивации идет очень медленно. Так, в 2002    
году предприятиями области было возвращено в народное хозяйство только       
0,62 тыс. га. Необходимо отметить, что в прошедшем году удалось сдержать     
прирост нарушенных земель, он невелик и составил 0,54 тыс. га.               
          По уровню концентрации промышленных предприятий и техногенной нагрузки на    
природные и сельскохозяйственные экосистемы Свердловская область занимает    
одно из лидирующих мест в России. В настоящее время земли вокруг многих      
предприятий и промышленных центров представляют собой фактически             
геохимические аномалии из-за сильного загрязнения почв тяжелыми металлами,   
содержание которых в десятки и сотни раз превышает допустимые пределы.       
Загрязненная почва представляет опасность не только с точки зрения           
поступления в организм человека токсичных веществ с продуктами питания. Она  
является в то же время источником вторичного загрязнения приземного слоя     
воздуха.                                                                     
          1.5. Лесопользование и охрана леса                                           
          В 2002 году деятельность, связанную с лесопользованием, осуществляли 1236    
природопользователей. В аренду передано 328 участков лесного фонда общей     
площадью 1691,7 тыс. га. Фактическая рубка на этих участках составила        
1784 тыс. м3, что на 15,8 тыс. м3 меньше, чем было срублено леса в 2001 году.
          За 2002 год общий объем лесозаготовок по области составил около 5100 тыс. м3,
в том числе по главному пользованию — около 4000 тыс. м3, по промежуточному  
пользованию — 850 тыс. м3 и по прочим рубкам — 350 тыс. м3.                  
          Основной причиной недоиспользования расчетной лесосеки является снижение     
спроса на древесину из-за отсутствия экономически эффективной системы        
лесозаготовок и недостаточного развития деревообрабатывающей промышленности. 
          В 2002 году на территории области выявлено 478 случаев незаконной рубки леса,
5 случаев самовольного захвата земель, 5 случаев подтопления леса сточными   
водами. Общая сумма ущерба, причиненного лесному фонду, составила 99873 тыс. 
рублей. В следственные органы передано 222 дела, к уголовной ответственности 
привлечено 35 человек.                                                       
          Особую опасность в настоящее время представляют лесонарушения, совершенные   
организованными преступными группами, хорошо оснащенными техническими        
средствами, с которыми бороться лесной охране без поддержки                  
правоохранительных органов опасно.                                           
          Объем и качество работ лесхозов по предупреждению и ограничению              
распространения лесных пожаров признается удовлетворительным. Противопожарные
разрывы, минерализованные полосы содержатся в рабочем состоянии. Пожарные    
водоемы обустроены, подъезды к ним подготовлены.                             
          Недостаточно работ проводится по строительству и ремонту дорог               
противопожарного назначения из-за отсутствия средств. Недостаточна           
оснащенность лесхозов противопожарной техникой, по некоторым позициям она    
составляет 18 процентов от нормы. Наиболее сложное положение — со средствами 
доставки техники (трайлеры и тягачи). Средний износ противопожарного         
оборудования по наиболее важным позициям превышает 70 процентов.             
          Средняя площадь лесного пожара в 2002 году в Свердловской области не         
превышала 0,9 га, что на 0,7 га ниже, чем в 2001 году.                       
          Выявляемость виновников лесных пожаров очень низкая. В 2002 году из          
422 пожаров виновники выявлены в 10 случаях.                                 
          В Свердловской области расположены 5 авиаотделений. Финансирование           
авиалесотехнических работ не обеспечивает регулярного авиапатрулирования и   
своевременной доставки людей к месту пожара.                                 
          Лесовосстановление ведется как с помощью механизированной посадки ценными    
породами, так и путем сохранения имеющегося подроста хозяйственно-ценных     
пород. Площадь перевода молодняков в категорию хозяйственно-ценных за        
5-летний период на 179,4 тыс. га превысила площадь сплошнолесосечных рубок,  
что также свидетельствует об эффективном проведении лесовосстановительных    
мероприятий.                                                                 
          Ключевую роль в охране растительного мира Свердловской области играют особо  
охраняемые природные территории (далее — ООПТ). Основным направлением        
развития сети ООПТ должно стать расширение заповедного фонда за счет         
организации новых ООПТ, прежде всего — природных парков, совмещающих функции 
сохранения природных биосистем и развития экономики области за счет          
вовлечения в хозяйственное использование рекреационных ресурсов данных       
территорий.                                                                  
          1.6. Радиационная обстановка                                                 
          Радиационная обстановка на территории области в целом удовлетворительная. Ни 
в одном из населенных пунктов территории средняя годовая эффективная доза,   
обусловленная чернобыльскими выпадениями, радиационными авариями 1957 и 1967 
годов, а также последствиями деятельности предприятий не достигает 1 мЗв.    
          Коллективная эффективная доза облучения населения области и производственного
персонала от природных и искусственных источников в 2002 году с учетом всех  
дозообразующих факторов составила 21074,50 чел.Зв (2001 год —                
20894,29 чел.Зв), что составило 100,9 процента от дозы 2001 года.            
          Коллективный риск вероятности возникновения стохастических эффектов (случаев 
смертельного рака и наследственных эффектов) в течение всей жизни человека   
при данной коллективной эффективной дозе составит 1538 случаев в год, что    
приведет к потере 21074 чел. лет жизни первых двух поколений жителей области.
          Прямых эффектов от воздействия радиационного фактора на население области и  
персонал в 2002 году не отмечалось.                                          
          Суммарные индивидуальные эффективные дозы облучения на одного жителя от всех 
дозообразующих факторов колеблются по административным территориям (при      
средней областной величине — 4,76 мЗв/год; в 2000 году — 4,61 мЗв/год; в 2001
году — 4,5 мЗв/год) от 2,32 до 6,94 мЗв/год.                                 
          К территориям с повышенными индивидуальными нагрузками, то есть превышающими 
среднеобластные, относятся 14 территорий: города Реж, Североуральск,         
Березовский, Екатеринбург, Нижний Тагил, Краснотурьинск, Алапаевск, Ирбит,   
Карпинск, Кировград, Ивдель, Сысерть, Туринск, Камышлов. На перечисленных    
территориях проживает 2,418 млн. человек.                                    
          Ведущими факторами облучения населения являются природные источники и        
медицинские рентгенрадиологические процедуры.                                
          В 2002 году из-за отсутствия финансирования не выполнен ряд мероприятий,     
предложенных в радиационно-гигиеническом паспорте территории Свердловской    
области за 2001 год:                                                         
          1) не закончена дезактивация поселка Двуреченск, Сысертский район, и цеха с  
прилегающей территорией филиала Свердловского завода радиоаппаратуры поселка 
Озерный, Режевской район;                                                    
          2) не решен вопрос организации водоснабжения из нового водоисточника в       
поселке Костоусово, Режевской район.                                         
          1.7. Чрезвычайные ситуации                                                   
          На территории Свердловской области имеется значительный потенциал риска      
поражения населения в результате чрезвычайных ситуаций, так как в области    
действуют потенциально опасные объекты, а именно: радиационно-опасные — 108; 
химически опасные — 181; взрывоопасные — 48; пожароопасные — 167;            
взрывопожароопасные — 129; гидротехнические сооружения — 110.                
          Социально-экономическое развитие Свердловской области в ближней и            
среднесрочной перспективе остается связанным с функционированием мощной      
техносферы и интенсивным природопользованием. Это накладывает повышенные     
требования к учету угроз техногенной и природной безопасности, принятию      
соответствующих решений по защите населения и территорий от чрезвычайных     
ситуаций и их последствий.                                                   
          В 2002 году на территории Свердловской области произошло 26 чрезвычайных     
ситуаций (далее — ЧС). По сравнению с 2001 годом общее количество ЧС         
уменьшилось в 1,4 раза. Материальный ущерб, причиненный всеми видами аварий, 
составил 13,5 млн. рублей, что в 5,7 раза меньше, чем в 2001 году. В         
результате ЧС в 2002 году пострадали 84 человека, из них 20 человек погибли. 
По сравнению с 2001 годом число пострадавших уменьшилось в 2 раза, число     
погибших уменьшилось на 9 процентов.                                         
          Основные причины возникновения ЧС техногенного характера — износ             
технологического оборудования в промышленности, в коммунальном хозяйстве,    
нарушение технологической дисциплины со стороны эксплуатационного персонала  
(«человеческий фактор»).                                                     
          2. Экологическая политика                                                    
          В 2002 году Правительство Свердловской области проводило экологическую       
политику, основой которой является совершенствование законодательства,       
развитие программно-целевого метода решения экологических проблем, укрепление
экономического механизма природопользования.                                 
          На территории Свердловской области реализуются одна федеральная, три         
областных государственных целевых программы экологической направленности.    
          В соответствии с федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы
России до 2010 года» осуществляется инвестиционная поддержка реконструкции   
Верхне-Выйского гидроузла в городе Нижний Тагил. Объем затрат из федерального
бюджета в 2002 году составил 4,5 млн. рублей.                                
          Решение основных экологических проблем в регионе осуществлялось в рамках     
областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы    
Свердловской области на 2002 год». Финансирование программы осуществлялось за
счет средств целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области.  
          Фактически мероприятия программы выполнены на сумму 90779 тыс. рублей, или   
67,5 процента от годового плана, профинансированы в объеме 77711 тыс. рублей,
что составляет 57,8 процента от годового плана и 85,6 процента от объема     
выполненных работ. Причиной невыполнения программы в полном объеме является  
отсутствие средств для ее финансирования из-за неисполнения доходов целевого 
бюджетного экологического фонда Свердловской области.                        
          Несмотря на невыполнение программы в полном объеме, в результате реализации  
ее мероприятий достигнуты определенные позитивные результаты:                
          1) по направлению «Переработка техногенных образований Свердловской области» 
переработано более 13 млн. тонн отходов производства, в том числе 6 млн. тонн
отходов металлургического комплекса, 7 млн. тонн отходов добычи и обогащения 
и 130 тыс. тонн прочих видов отходов. Получено черновой меди —               
27,4 тыс. тонн, металлопродукта — 297,5 тыс. тонн, феррохрома —              
2,225 тыс. тонн, щебня — 5115 тыс. тонн, цемента — 682,5 тыс. тонн;          
          2) по направлению «Обеспечение ртутной безопасности» переработано 1360679    
штук люминесцентных ртутных ламп, 12643 штуки термометров, принято на        
хранение 2,3 тонны ртутьсодержащих приборов и материалов. Случаев отравления 
ртутью за отчетный период не зарегистрировано;                               
          3) по направлению «Охрана окружающей природной среды от свинцового           
загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской        
области» проведены медико-профилактические и оздоровительные мероприятия в   
группах риска среди населения, подверженного негативному влиянию свинцового  
загрязнения природной среды (преимущественно детей дошкольного возраста),    
городов Красноуральска, Ревды, Первоуральска;                                
          4) по направлению «Обеспечение населения Свердловской области питьевой водой 
стандартного качества» обустроено 389 источников нецентрализованного         
водоснабжения населения (135 родников, 228 колодцев, 26 скважин). Около      
100 тыс. человек дополнительно получили возможность использовать для питьевых
целей воду стандартного качества;                                            
          5) по направлению «Обеспечение радиационной безопасности населения           
Свердловской области» проведены работы на базе хранения монацитового         
концентрата в городе Красноуфимске. Организован государственный учет и       
контроль за радиоактивными веществами и отходами. Проверено                  
29 радиационно-опасных объектов и 119 объектов металлургического комплекса   
(при обращении с ломом и отходами черных и цветных металлов);                
          6) по направлению «Оздоровление окружающей среды и населения, проживающего на
экологически неблагоприятных территориях» лечение экологически обусловленных 
заболеваний прошли 180 детей, курсы реабилитации — 372 ребенка, в результате 
чего у 95 процентов детей отмечена положительная динамика в улучшении        
состояния здоровья, у 5 процентов — удовлетворительная;                      
          7) в целях снижения рисков возникновения и смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера осуществлялись откачка шахтных  
вод Березовского рудника, нейтрализация шахтных вод Левихинского, Ломовского,
Карпушихинского рудников. Завершается формирование банка данных потенциально 
опасных объектов Свердловской области. В муниципальных образованиях          
Свердловской области разработаны планы мероприятий по обеспечению мониторинга
безопасности этих объектов.                                                  
          Кроме того, Правительством Свердловской области во взаимодействии с          
природоохранными органами ежегодно выполняется комплекс мероприятий по       
снижению загрязнения воздушного бассейна выбросами автотранспорта, а именно: 
перевод автотранспорта на неэтилированный бензин; перевод муниципального     
автотранспорта на газовое топливо; развитие систем дорожного движения;       
строительство объездных дорог; ужесточение государственного контроля за      
природоохранной деятельностью предприятий транспортно-дорожного комплекса.   
          В 2002 году в области был ужесточен контроль за качеством нефтепродуктов.    
Поставки неэтилированного бензина в область достигли практически 100         
процентов;                                                                   
          8) по направлению «Организация системы экологического мониторинга и контроля»
Свердловским областным государственным учреждением «Центр экологического     
мониторинга и контроля» в порядке осуществления контроля за соблюдением      
предприятиями области природоохранного законодательства проведено 714        
инспекционных проверок, выявлено 3522 нарушения, выдано 5402 предписания об  
их устранении, оформлено 191 постановление на штрафные санкции на общую сумму
163,2 тыс. рублей, вынесено 23 постановления о приостановке эксплуатации     
оборудования;                                                                
          9) по направлению «Строительство природоохранных объектов» завершено         
строительство и запущен в эксплуатацию канализационный коллектор в поселке   
Пионерский Ирбитского района, проведена реконструкция сооружений             
биологической очистки сточных вод в рабочем поселке Пышма;                   
          10) по направлению «Совершенствование экологического образования в           
Свердловской области» проведены молодежные экологические акции «Марш парков  
2002», Российский студенческий экологический семинар-лагерь; летние          
экологические лагеря; конференция молодых ученых-экологов Уральского региона,
в которых приняло участие около 1500 студентов и школьников. На Областном    
телевидении выходит программа «За живое», издается газета «Ключ Земли»,      
постоянно публикуются материалы экологической направленности в «Областной    
газете» и других средствах массовой информации.                              
          С целью стабилизации экологической ситуации на территории муниципальных      
образований действуют 21 муниципальная экологическая программа и 20          
экологических программ предприятий, согласованных с государственными органами
по охране окружающей среды. Результаты реализации муниципальных программ и   
программ предприятий отслеживаются Министерством природных ресурсов          
Свердловской области и Главным Управлением природных ресурсов и охраны       
окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по     
Свердловской области. Однако ежегодный анализ реализации экологических       
программ предприятий показывает, что выполняемость программных мероприятий не
превышает 50 процентов. Основными причинами являются непроработанность       
механизма финансирования программных мероприятий, недостаточная оценка       
инвестиционных возможностей предприятия при планировании природоохранной     
деятельности, отсутствие внутреннего контроля за ходом выполнения программы. 
          3. Влияние факторов среды обитания на здоровье населения                     
          На основании данных социально-гигиенического мониторинга установлено, что в  
2002 году в Свердловской области около 3 млн. человек проживают на           
территориях с неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановкой и          
подвержены неблагоприятному влиянию факторов среды обитания. Неблагоприятные 
экологические факторы в сочетании с социальным и экономическим               
неблагополучием общества в течение последних лет обусловили устойчивые       
негативные тенденции в состоянии здоровья населения, в первую очередь детей и
беременных женщин.                                                           
          В условиях комплексной химической нагрузки проживает более 66 процентов      
населения Свердловской области, или 3033 тыс. человек, в том числе более     
450 тыс. детей. Эта группа населения подвержена повышенному риску по         
заболеваемости и смертности в связи с загрязнением окружающей среды          
различными токсикантами.                                                     
          Наиболее неблагополучными территориями по состоянию воздушного бассейна, как 
и в прошлые годы, являются города Красноуральск, Кировград,                  
Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Первоуральск, Екатеринбург, Ревда, Нижняя   
Тура, Верхняя Пышма, Полевской, Камышлов, Краснотурьинск. На 20 территориях  
области, где проживает более половины ее населения (68,3 процента),          
содержание загрязнителей атмосферного воздуха превышает предельно допустимые 
концентрации.                                                                
          Около миллиона человек используют для питьевых целей воду нецентрализованных 
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, качество которой не         
соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям. 
Наиболее неблагоприятная ситуация отмечена на территории муниципальных       
образований город Серов, город Асбест, город Екатеринбург, город Ивдель,     
город Тавда, город Верхняя Салда.                                            
          В области обеспечивается водой из централизованных систем водоснабжения,     
которая не соответствует санитарным нормам, по: органолептическим            
показателям — 2,6 млн. человек; санитарно-химическим показателям — 3 млн.    
человек.                                                                     
          По данным оценки риска для здоровья населения в 12 городских зонах (города   
Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Красноуральск, Верхняя Пышма,      
Среднеуральск, Кушва, Березовский, Сысерть) установлено, что водный путь     
поступления приоритетных загрязнителей занимает второе – третье место.       
          Химическая нагрузка населения также связана с загрязнением почв. Так, высокий
уровень загрязнения почв по санитарно-химическим показателям выявлен на      
территориях городов Екатеринбурга, Верхняя Пышма, Каменска-Уральского,       
Богдановича, Березовского, Красноуральска. Под воздействием загрязнения почвы
свинцом находится 61 процент населения области, меди — 50,3 процента, цинка —
53,3 процента, кадмия — 32,8 процента.                                       
          Почва является вторичным источником загрязнения атмосферы. Почвенно-пылевой  
путь является дополнительным источником поступления токсичных веществ в      
организм, особенно для детского населения, проживающего в городах            
Красноуральске, Первоуральске, Ревде и Кировграде.                           
          Негативное воздействие на здоровье населения экологических факторов          
усугубляется неудовлетворительным состоянием территорий муниципальных        
образований. Нарушение требований по санитарной очистке территорий отмечается
в Белоярском, Сысертском, Ачитском, Тугулымском, Талицком районах.           
          Главы муниципальных образований не выполняют требования Федерального закона  
от 28 августа 1995 года № 154ФЗ «Об общих принципах организации местного     
самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской 
Федерации, 1995, № 35, ст. 3506) в части проведения мероприятий по охране    
окружающей среды и организации гигиенических и санитарно-эпидемиологических  
мероприятий.                                                                 
          Выводы и рекомендации                                                        
          Основными задачами по решению экологических проблем Свердловской области на  
предстоящий период являются:                                                 
          1. Совершенствование природоохранного законодательства и разработка          
нормативно-методических документов в сфере природопользования:               
          1) разработка и принятие закона Свердловской области, регулирующего вопросы  
природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической      
безопасности на территории Свердловской области;                             
          2) совершенствование системы органов государственного управления в сфере     
природопользования и охраны окружающей среды, четкая координация и           
разграничение функций федеральных и областных структур, насыщение системы    
этих органов квалифицированными кадрами;                                     
          3) повышение уровня нормативной, лицензионной, аудиторской и сертификационной
деятельности в области охраны окружающей среды;                              
          4) реализация областной комплексной экологической программы, реализация      
целевых областных и муниципальных экологических программ, а также            
экологических программ предприятий;                                          
          5) разработка и законодательное закрепление мер экономического стимулирования
деятельности, связанной с внедрением энергосберегающих и малоотходных        
технологий, современных средств и методов очистки вредных выбросов в         
окружающую среду, использованием более экологичных топливно-энергетических   
ресурсов.                                                                    
          2. Охрана водных объектов и повышение качества питьевой воды:                
          1) реконструкция и расширение действующих очистных сооружений с              
использованием современных технологий и оборудования;                        
          2) очистка водоемов, используемых для централизованного                      
хозяйственно-питьевого водоснабжения;                                        
          3) разработка и внедрение технологий глубокой очистки питьевой воды от бора, 
брома, железа, марганца и хлорорганических соединений;                       
          4) увеличение доли подземных вод в общем балансе водопользования для питьевых
нужд;                                                                        
          5) увеличение объема геологоразведочных работ по поиску месторождений        
подземных вод для городов, не имеющих защищенных источников водоснабжения;   
          6) осуществление мероприятий по охране подземных вод от загрязнения и        
истощения, включая организацию зон санитарной охраны водоисточников и        
соблюдение установленного регламента деятельности в пределах этих зон;       
          7) ограничение использования подземных вод питьевого качества для целей, не  
связанных с хозяйственно-питьевым водоснабжением населения;                  
          8) поддержка производителей, выпускающих по современным технологиям          
продукцию, используемую в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения;     
          9) создание на областном и местном уровнях единой системы мониторинга        
качества питьевой воды с организацией наблюдений.                            
          3. Охрана атмосферного воздуха:                                              
          1) проведение реконструкции предприятий, являющихся источниками загрязнения  
атмосферного воздуха, для снижения воздействия на атмосферный воздух и       
доведения выбросов до санитарно-гигиенических норм;                          
          2) разработка и внедрение нового эффективного газоочистного оборудования для 
обеспечения необходимой степени очистки отходящих в атмосферу газов;         
          3) снижение пылевой нагрузки на население путем пылеподавления (полив        
территории в летний период), благоустройства и озеленения территорий,        
повышения качества дорожного покрытия, оптимизации транспортных потоков;     
          4) обеспечение своевременной санитарной очистки территории;                  
          5) оптимизация системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в      
селитебных территориях и в зонах влияния выбросов предприятий;               
          6) проведение работ по обоснованию достаточности и возможности сокращения    
размеров санитарно-защитных зон промпредприятий, вывод населения из          
санитарно-защитных зон;                                                      
          7) проведение в городах с экологически неблагополучной обстановкой работ по  
разработке нормативов «ПДВ-город» (Екатеринбург, Красноуральск, Ревда, Реж,  
Серов, Верхняя Пышма, Полевской, Кировград, Нижний Тагил, Первоуральск,      
Каменск-Уральский, Краснотурьинск);                                          
          8) оснащение наиболее мощных источников, загрязняющих атмосферный воздух,    
приборами непрерывного контроля состава выбрасываемых газов;                 
          9) внедрение нейтрализаторов выхлопных газов автотранспорта;                 
          10) увеличение объема сжиженного природного газа в качестве топлива для      
автотранспорта.                                                              
          4. Переработка и утилизация отходов производства и потребления:              
          1) разработка и внедрение современных технологий и оборудования по сбору,    
сортировке, хранению и утилизации отходов;                                   
          2) ликвидация несанкционированных свалок отходов производства и потребления; 
          3) завершение работ по инвентаризации отходов производства и потребления,    
организация разработки нормативов образования отходов и лимитов на их        
размещение;                                                                  
          4) определение перечня и количества опасных отходов, для размещения которых  
требуется строительство специальных полигонов;                               
          5) введение ограничений на размещение на полигонах видов отходов, переработка
которых внедрена на территории Свердловской области.                         
          5. Охрана леса и лесовосстановление:                                         
          1) обеспечение более полного использования расчетных лесосек;                
          2) повышение комплексности потребления лесных ресурсов и увеличение объемов  
глубокой переработки древесины на основе передовых технологий;               
          3) расширение заповедного фонда за счет организации новых особо охраняемых   
природных территорий, прежде всего природных парков.                         
          6. Охрана и восстановление земельных ресурсов:                               
          1) создание кадастра химически загрязненных почв;                            
          2) санация загрязненных почв, в первую очередь территорий детских учреждений;
          3) вывод коллективных садов из санитарно-защитных зон промышленных           
предприятий;                                                                 
          4) контроль за внесением в почву органических и неорганических удобрений и   
биодобавок с целью предотвращения и снижения дополнительного загрязнения ее  
химическими веществами, микроогранизмами и гельминтами.                      
          7. Улучшение радиационной обстановки в Свердловской области:                 
          1) завершение работы по дезактивации загрязненных территорий в Свердловской  
области;                                                                     
          2) оптимизация радиационного мониторинга путем внедрения экономических и     
более эффективных способов контроля за радиоактивностью окружающей среды и   
дозовой нагрузкой облучения населения, в первую очередь в зонах влияния      
предприятий ядерно-топливного цикла;                                         
          3) внедрение автоматизированных систем радиационного мониторинга с           
информационным табло в крупных населенных пунктах;                           
          4) ускорение разработки и внедрения системы ЕГАСКРО.                         
          8. Организация экологического мониторинга:                                   
          1) создание областной информационно-аналитической системы по природным       
ресурсам и охране окружающей среды;                                          
          2) обеспечение достоверности и полноты данных о загрязнении окружающей       
природной среды, координация деятельности организаций, осуществляющих        
экологический мониторинг;                                                    
          3) разработка и внедрение в действие требований по совершенствованию системы 
действенного производственного экологического контроля на предприятиях,      
оказывающих наиболее негативное воздействие на окружающую среду, за счет     
установки автоматических анализаторов на источниках выбросов и сбросов       
загрязняющих веществ;                                                        
          4) организация системы экологического мониторинга в городах области с        
неблагополучной экологической обстановкой.                                   
          9. Экологическое образование и просвещение:                                  
          1) формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, 
всемерное развитие экологической культуры и экологического мировоззрения;    
          2) разработка нормативных документов по повышению квалификации должностных   
лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на  
окружающую среду, и принимающих управленческие решения в области охраны      
окружающей среды;                                                            
          3) подготовка и переподготовка кадров для органов государственной власти и   
местного самоуправления, контролирующих организаций;                         
          4) проведение массовых экологических акций среди молодежи;                   
          5) привлечение общественных организаций и движений к решению экологических   
задач;                                                                       
          6) широкое освещение экологических проблем и достижений в средствах массовой 
информации.                                                                  
          Решение перечисленных задач позволит обеспечить экологическую безопасность на
территории Свердловской области, сохранить природно-ресурсный потенциал в    
интересах населения.                                                         
          Настоящие рекомендации могут быть использованы при формировании экологической
политики, разработке программ социально-экономического развития Свердловской 
области, экологических программ муниципальных образований и предприятий.     
                                                                                       

Информация по документу
Читайте также