Расширенный поиск
Постановление Правительства Белгородской области от 23.06.2014 № 228-ппУтратил силу - Постановление Правительства Белгородской области от 13.04.2015 № 146-пп
ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 июня 2014 г. N 228-пп
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", а также принятия мер по мобилизации доходов, оптимизации расходов бюджета, сокращению государственного долга Белгородской области в 2014 году и плановом периоде 2015 - 2016 годов, совершенствованию долговой политики для обеспечения сбалансированности областного бюджета Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2018 года (далее - Программа, прилагается).
2. Утвердить План мероприятий по оздоровлению государственных финансов, сокращению государственного долга и совершенствованию долговой политики Белгородской области на 2014 - 2016 годы (далее - План, прилагается).
3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.), органам исполнительной власти, государственным органам области руководствоваться положениями Программы, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, при реализации государственных программ Белгородской области, а также при подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов области.
4. Органам исполнительной власти, государственным органам области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований области: - обеспечить выполнение мероприятий и достижение ожидаемых результатов Плана, утвержденного в пункте 2 настоящего постановления, в рекомендуемые сроки; - представлять в департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о результатах реализации Плана по форме согласно приложению к настоящему постановлению.
5. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечить ежеквартальное представление в Министерство финансов Российской Федерации отчета о реализации Плана в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
6. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, а также соответствующие мероприятия по оздоровлению муниципальных финансов и сокращению муниципального долга согласно Плану, утвержденному в пункте 2 настоящего постановления.
7. Признать утратившим силу постановление Правительства Белгородской области от 21 января 2013 года N 20-пп "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов, сокращению государственного долга Белгородской области".
8. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.). О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 апреля начиная с 2015 года, об исполнении - к 1 апреля 2019 года.
Губернатор Белгородской области Е.САВЧЕНКО
Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 23 июня 2014 г. N 228-пп
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области, органов местного самоуправления в сфере управления государственными финансами Белгородской области.
Раздел I. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА
В 2010 - 2013 годах развитие бюджетной системы Белгородской области осуществлялось в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 20 декабря 2010 года N 446-пп, выполнение мероприятий которой позволило осуществить серьезные преобразования в бюджетной сфере, повысить качество управления средствами областного бюджета. Организация деятельности органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области осуществлялась по следующим направлениям: 1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы области. Постановлением Правительства Белгородской области от 28 марта 2011 года N 107-пп "Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" изменен порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, предусматривающий использование показателей, отражающих цели предоставления налоговых льгот, а также различный порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Проведена оценка эффективности существующих налоговых льгот, установленных законодательством области о налогах и сборах, в соответствии с новыми критериями. Внесены необходимые поправки в законы Белгородской области в части отмены льгот для отдельных категорий налогоплательщиков. 2. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований. Сформирована эффективная и стабильно функционирующая система межбюджетных отношений, предусматривающая распределение всех форм межбюджетных трансфертов из областного бюджета на основе формализованных методик, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами. В рамках федеральных решений осуществлена работа по перераспределению расходных полномочий и доходных источников между местными и областным бюджетами. Постановлением Правительства Белгородской области от 3 октября 2011 года N 367-пп утвержден Порядок принятия решений по введению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств на территории Белгородской области. Начиная с 2012 года проводится мониторинг и оценка качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Белгородской области. С учетом принятых мер и осуществления контроля за исполнением местных бюджетов обеспечена сбалансированность местных бюджетов. 3. Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Переход к программной структуре расходов бюджетов. В целях внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования в Белгородской области были внесены изменения в закон Белгородской области от 16 ноября 2007 года N 162 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области", разработаны постановления Правительства области от 27 мая 2013 года N 201-пп "Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области"; от 27 мая 2013 года N 202-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Белгородской области"; от 30 декабря 2013 года N 562-пп "Об утверждении Порядка мониторинга реализации государственных программ Белгородской области". Перечень государственных программ Белгородской области утвержден постановлением Правительства области от 7 октября 2013 года N 401-пп. В 2013 году Правительством Белгородской области утверждено 15 государственных программ Белгородской области со сроком действия семь лет. Областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре утвержденных государственных программ Белгородской области. Основной задачей на ближайшее время будет являться перевод местных бюджетов на муниципальные программы. Органы местного самоуправления области самостоятельно определяют сроки перехода к формированию бюджета в программном формате с учетом обязательного перехода с 1 января 2015 года. 4. Оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения. В целях проведения объективного анализа деятельности органов исполнительной власти области, определения степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к результативным моделям регионального управления, издано распоряжение Правительства Белгородской области от 29 апреля 2013 года N 206-рп "О региональной оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти области". В целях стимулирования повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления приняты постановления Губернатора Белгородской области от 3 мая 2011 года N 50 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений" и N 51 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Для формирования стимулов к повышению качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Белгородской области принято постановление Правительства Белгородской области от 19 декабря 2011 года N 464-пп "Об утверждении порядка проведения мониторинга и оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Белгородской области". Повышение ответственности главных распорядителей, распорядителей, получателей за использованием средств областного бюджета способствовало усилению контроля на стадии санкционирования кассовых выплат. Реализация данного комплекса мероприятий направлена на повышение эффективности расходов областного бюджета и осуществляется путем: - предотвращения нецелевого использования бюджетных средств; - осуществления обоснованной экономии средств, выделяемых бюджетополучателям на основе бюджетных заявок; - перераспределения средств в рамках выделенных лимитов бюджетных ассигнований в пользу наиболее приоритетных и значимых направлений расходов; - усиления целевой направленности расходования средств бюджета, учета связи между затратами и результатом на стадии санкционирования кассовых выплат. Порядок санкционирования кассовых выплат в Белгородской области регулируется, прежде всего, федеральными нормативными правовыми актами: статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 года N 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита", Приказом Казначейства Российской Федерации от 10 октября 2008 года N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", а также статьей 70 закона Белгородской области от 25 ноября 2005 года N 2 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области". Полномочия по осуществлению текущего контроля за соблюдением оформления расчетных документов на соответствие требованиям банковского и налогового законодательства Российской Федерации возложены на отдел кассового исполнения бюджета казначейского управления департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области. В настоящее время система санкционирования кассовых выплат в Белгородской области упорядочена и демонстрирует достаточно эффективное функционирование. В условиях реформы бюджетных учреждений осуществление кассового исполнения смет расходов распорядителей и получателей средств областного бюджета на основе сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств является основной составляющей санкционирования расходов государственных учреждений. 5. Повышение эффективности предоставления государственных услуг. В 2010 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных. В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки к реализации Федерального закона N 83-ФЗ был издан закон Белгородской области от 3 декабря 2010 года N 2 "Об особенностях правового положения государственных учреждений Белгородской области в переходный период". Создана нормативная правовая база, позволившая повысить эффективность предоставления государственных услуг и оптимизировать функции государственного управления. Приняты постановления Правительства Белгородской области от 13 декабря 2010 года N 432-пп "О формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания государственными учреждениями Белгородской области", от 13 декабря 2010 года N 433-пп "Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг Белгородской области", от 5 сентября 2011 года N 337-пп "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Белгородской области бюджетным и автономным учреждениям Белгородской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)", от 16 апреля 2012 года N 174-пп "Об утверждении единых стандартизированных требований к предоставлению государственных услуг", от 27 ноября 2012 года N 483-пп "Об утверждении перечней государственных услуг и контрольных (надзорных) функций". Начал работу официальный сайт в сети Интернет "Портал государственных и муниципальных услуг Белгородской области". 6. Развитие системы государственного (муниципального) контроля. Принято постановление Правительства Белгородской области от 3 октября 2011 года N 362-пп "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля, в том числе за деятельностью областных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений". 7. Развитие информационной системы управления государственными финансами. Создана единая интегрированная информационная система управления региональными и муниципальными финансами на базе автоматизированной системы департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области. Главной особенностью данной информационной системы является использование единой базы данных, в которой централизованно хранятся и обрабатываются все операции по исполнению всех бюджетов на территории Белгородской области. При этом все серверное оборудование находится на территории финансового органа Белгородской области, что позволяет сократить эксплуатационные расходы. Пользователями данной информационной системы являются все участники бюджетного процесса на территории Белгородской области: департамент финансов и бюджетной политики области, финансовые органы муниципальных образований, распорядители и получатели бюджетных средств. За счет гибкого распределения доступа к данным в рамках информационной системы пользователи работают только с той информацией, доступ к которой предусмотрен их полномочиями. В целом задачи долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области до 2013 года" были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.
Раздел II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами Белгородской области является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения региона, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития Белгородской области. Несмотря на поступательное развитие методического обеспечения и правового регулирования бюджетных правоотношений, процесс формирования целостной системы управления государственными финансами Белгородской области еще не завершен. Сформулированные в постановлении Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года" стратегические цели и задачи социально-экономического развития Белгородской области требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления государственными финансами на качественно новый уровень. Наряду с положительными результатами реализации долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области до 2013 года" сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе: отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, нормативного регулирования) для достижения целей государственной политики; незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования государственных программ Белгородской области; недостаточная ответственность органов местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области при осуществлении своих расходных бюджетных полномочий; низкая заинтересованность муниципальных образований Белгородской области в наращивании собственной налоговой базы; формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг; недостаточная действенность системы государственного финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов; ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления; недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств. Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Белгородской области за счет завершения формирования современной нормативной правовой базы регулирования бюджетных правоотношений. Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета; модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления; совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на использование бюджетных расходов; реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов; повышение открытости и прозрачности управления государственными финансами Белгородской области. Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий государственных программ Белгородской области. Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих государственных программ Белгородской области.
Раздел III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
3.1. Управление доходами Белгородской области
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета Белгородской области является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Белгородской области. Основное внимание уделяется: развитию налогового потенциала; повышению достоверности планирования доходов бюджета Белгородской области; повышению эффективности законодательства Белгородской области о налогах и сборах; оценке эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач; повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса; сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет области. С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета Белгородской области и их направление на решение поставленных задач, в том числе: обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения; проведение оценки и анализа причин отклонений утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета Белгородской области от фактических параметров; формирование законодательства Белгородской области о налогах и сборах с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития Белгородской области (налогового потенциала), поддержки инвестиций, социально не защищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности; обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования; проведение проверок использования и распоряжения имуществом области, находящимся в оперативном управлении областных учреждений, органов исполнительной власти области, а также переданным в установленном порядке иным лицам, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества; проведение государственной кадастровой оценки земель промышленности с целью обеспечения максимального соответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости; проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, введению в действие государственной кадастровой оценки земель и пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню; обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках межведомственных комиссий Белгородской области по вопросам погашения задолженности по платежам в бюджет.
3.2. Управление государственным долгом Белгородской области
Стратегической целью управления государственным долгом Белгородской области является обеспечение сбалансированности бюджета Белгородской области при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим размер государственного долга Белгородской области требует постоянного мониторинга. Необходимо проводить следующие мероприятия, направленные на совершенствование долговой политики Белгородской области: 1. Закрепить требование разработки основных направлений долговой политики Белгородской области к проекту областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период. 2. Использовать государственные ценные бумаги как источники финансирования дефицита бюджета, рационально учитывая в зависимости от наличия фактической возможности размещения и от рыночной конъюнктуры на финансовом рынке преимущества данного долгового инструмента перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по размерам выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами. 3. Предусматривать при планировании новых государственных заимствований ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 10 - 15 процентов от объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам. 4. Проводить работу по сокращению объема долга по государственным гарантиям Белгородской области. 5. Осуществлять проведение мониторинга муниципального долга с целью соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному размеру муниципального долга и расходов на его обслуживание.
3.3. Повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов. Обеспечение устойчивости и сбалансированности местных бюджетов
Стабильность местных бюджетов является важнейшим вопросом в формировании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, которые предоставляются в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных трансфертов. Очевидно, что утвержденное федеральным законодательством закрепление доходных источников по уровням бюджетов не позволяет полностью обеспечить расходные обязательства муниципальных образований. И межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Бюджетная политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области должна быть направлена на повышение самостоятельности и ответственности местных бюджетов. Особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов и совершенствования подходов к их распределению. Бюджетная политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями должна быть направлена на повышение самостоятельности и ответственности местных бюджетов. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по совершенствованию системы распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Ежегодно на 1 января текущего финансового года накапливаются значительные средства на счетах местных бюджетов за счет наличия сумм не использованных муниципальными образованиями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального и областного бюджетов местным бюджетам. Практика показала, что взыскание этих остатков из местных бюджетов является трудоемкой и длительной процедурой. В части предоставления субсидий местным бюджетам должна быть продолжена работа по повышению эффективности предоставления и использования этих средств. Повышение эффективности и результативности предоставления субсидий местным бюджетам осуществляется установлением условий и критериев эффективности предоставления субсидий, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей. Основным инструментом достижения целей предоставления субсидий будет оказание поддержки реализации муниципальных программ, что является необходимым условием достижения результатов соответствующих государственных программ Белгородской области. Общие принципы распределения субсидий впоследствии должны быть установлены в соответствующих государственных программах Белгородской области. Наряду с этим в среднесрочной период, а также в последующие периоды будет реализован комплекс мер по развитию методологии формирования и использования каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности. Кроме того, планируется постоянно осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, что будет способствовать повышению финансовой дисциплины. В целях обеспечения устойчивости местных бюджетов необходимо создать эффективную систему предупреждения и ликвидации негативных последствий угроз несбалансированности бюджетов муниципальных образований на территории Белгородской области. Для этого будет продолжено проведение мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях. В случае приближения к критическим значениям неплатежеспособности органам местного самоуправления необходимо разрабатывать планы восстановления платежеспособности. В целом в муниципальных образованиях на территории Белгородской области должно быть обеспечено высокое качество управления бюджетным процессом с использованием в первую очередь передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов. Исполнение данных мероприятий будет обеспечено в том числе в рамках реализации муниципальных программ повышения эффективности управления муниципальными финансами.
Раздел IV. МОДЕРНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Внедрение программного бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых форм и видов государственного и муниципального финансового контроля. Основными целями перехода к программному бюджету являются: обеспечение ориентации деятельности органов государственной власти на достижение целей и задач социально-экономического развития области; создание системы планирования и исполнения областного бюджета, при которой обеспечивается увязка объемов финансирования отраслей общественного сектора с полученными результатами; повышение эффективности расходов областного бюджета; создание прозрачной и понятной для населения и депутатов Белгородской областной Думы системы представления бюджета, в которой четко определяются объемы финансирования конкретных направлений и конечные результаты; реализация установленных на федеральном уровне новых принципов формирования бюджета. Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации государственной и муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы государственного и муниципального управления.
4.1. Развитие государственных (муниципальных) программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Белгородской области. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет. В целях внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования в Белгородской области разработана нормативная правовая база, необходимая для перехода к программному бюджету: - внесены изменения в закон Белгородской области от 16 ноября 2007 года N 162 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области"; - приняты постановления Правительства области от 27 мая 2013 года N 202-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Белгородской области", от 27 мая 2013 года N 201-пп "Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области"; - распоряжением Правительства области от 11 ноября 2013 года N 520-рп утвержден состав Экспертной комиссии по рассмотрению государственных программ Белгородской области. Приняты иные нормативные правовые акты области, изданы ведомственные приказы и распоряжения. Областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утвержден законом Белгородской области от 17 декабря 2013 года N 247 на основании 15 государственных программ Белгородской области со сроком действия семь лет. Дальнейшее развитие государственных программ предполагается осуществить путем реализации следующих задач: 1. Перевод муниципальных образований области на муниципальные программы с 1 января 2015 года. На данный момент разработан типовой порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ и план мероприятий ("дорожная карта") по переходу муниципального образования на программное планирование, проведены обучающие семинары. С 1 января 2014 года одновременно с областным бюджетом на программный формат перешли три территории: Белгородский район, Шебекинский район и город Шебекино, Губкинский городской округ. 2. Мониторинг и оценка эффективности государственных программ Белгородской области. Поскольку государственные программы Белгородской области становятся важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, одновременно с утверждением проектов государственных программ начата работа по мониторингу реализации государственных программ, который является неотъемлемой частью бюджетного процесса в условиях программного формата. Результаты ежеквартального и ежегодного мониторинга ориентированы на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированных показателей. 3. Проведение независимой экспертизы результатов реализации государственных программ и своевременное принятие решений по корректировке работы с государственными программами. С этой целью в Белгородской области распоряжением Правительства Белгородской области от 11 ноября 2013 года N 520-рп создана Экспертная комиссия по рассмотрению государственных программ Белгородской области. В состав Экспертной комиссии включены представители государственных структур, научные сотрудники из состава ведущих вузов Белгородской области, представители общественности. Данное сообщество будет производить оценку государственных программ не только по итогам ее исполнения, но и на стадии ее проектировки. 4. Для повышения качества разрабатываемых муниципальных программ необходимо сформировать общие подходы к увязке муниципальных программ с соответствующими государственными программами Белгородской области, в том числе с обеспечением взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, рисков, а также финансовых показателей в программах разного уровня.
Раздел V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В условиях перехода к программному бюджету существенно изменились полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Так, важнейшей новацией Федерального закона от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" явилось определение сферы государственного (муниципального) финансового контроля, введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Кроме того, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также отнесены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд. В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга государственных (муниципальных) программ. Организация контроля за реализацией государственных (муниципальных) программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке государственных (муниципальных) программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности государственных (муниципальных) программ. Для реализации новых подходов к деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в условиях расширения функционала данных органов необходимо: - выработать единую методику осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля; - обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита; - обеспечить координацию внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении закупок для региональных и муниципальных нужд.
Раздел VI. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти, государственных органов области за достижение запланированных целей и результатов. Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов государственной власти и местного самоуправления.
6.1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет: повышения объективности и качества бюджетного планирования; повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости; участия исходя из возможностей областного бюджета в реализации государственных программ Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета; повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Белгородской области, в том числе за счет стимулирования их деятельности к достижению наилучших результатов. Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов исполнительной власти Белгородской области. Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, в процессе формирования проекта областного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований. На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке государственных программ Белгородской области исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований областного бюджета согласно утвержденной методике планирования бюджетных ассигнований областного бюджета. В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации государственных программ Белгородской области.
6.2. Развитие системы государственных закупок и повышение функциональной эффективности расходов в этой сфере
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Он сменил Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который фактически исчерпал свой потенциал и не позволял решать весь комплекс проблем в сфере размещения заказов. Контрактная система кардинальным образом меняет всю систему государственных закупок, где по Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был регламентирован только этап размещения государственного заказа, при этом не было урегулировано планирование, не было четкого обоснования необходимости того или иного заказа, а также понятных механизмов контроля исполнения контрактов, что создавало благоприятную среду для коррупции и приводило к необоснованным увеличениям сроков исполнения заказа, к многократному завышению реальной стоимости контрактов. Увеличивались число и объем неконкурсных процедур, все больше контрактов заключалось с единственным исполнителем. Федеральный закон N 44-ФЗ позволяет сформировать инструменты, направленные на решение ряда вопросов. Во-первых, указанным Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрено формирование в структуре органов власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений, иных юридических лиц контрактных служб (или контрактных управляющих). В рамках исполнения указанных мер заказчикам предстоит утвердить правовые акты (регламенты), устанавливающие порядок реализации контрактными службами возлагаемых на них функций, а также обеспечить требуемый уровень квалификации государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников учреждений. Во-вторых, оптимизация бюджетных расходов на государственные и муниципальные закупки будет обеспечиваться централизацией полномочий заказчика, а также передачей отдельных полномочий заказчика уполномоченному органу (учреждению). При этом при принятии решений о централизации должна сохраняться ответственность за обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы за соответствующим ответственным исполнителем. Кроме того, при принятии решений о централизации потребуется провести оценку рисков, связанных с формированием перечня номенклатуры товаров, снижением количества покупателей на рынке государственного заказа. Практика осуществления централизованных закупок позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, а также обеспечить экономию на объемах закупок. В-третьих, функциональная эффективность бюджетных расходов на закупки будет достигаться использованием вводимого Федеральным законом N 44-ФЗ механизма банковского сопровождения контрактов, под которым понимается оценка банком рисков, связанных с исполнением контракта, и предоставление банкам полномочий по контролю и мониторингу операций со средствами поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках исполнения контрактов. После анализа вводимой с 2014 года практики осуществления банковского сопровождения контрактов необходимо решить в том числе следующие основные задачи: заменить практику авансирования по контрактам банковским кредитованием исполнителя в рамках исполнения обязательств по контракту; предусмотреть меры обеспечения, а также оплачивать контракт исходя из фактических затрат исполнителя на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги. В рамках нормативно-правовой работы по регулированию сферы закупок разработан порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
6.3. Повышение эффективности оказания государственных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом N 83-ФЗ. В целом Федеральный закон N 83-ФЗ обеспечил положительные эффекты как для потребителей, ощутивших повышение качества оказываемых услуг, так и для менеджмента в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, получившего возможность применения более эффективных управленческих технологий для решения проблем учреждений. Расширение самостоятельности учреждений, установление долгосрочных нормативов привело к росту заработной платы работников учреждений, производительности труда, сокращению объема выполняемых непрофильных функций и другим позитивным эффектам. Для повышения качества и доступности государственных услуг необходимо решение следующих задач: 1. Использование государственного задания на оказание государственных услуг (далее - государственное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ Белгородской области и государственных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах. Сводные показатели государственных заданий включены в состав государственных программ Белгородской области (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры государственных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих государственных программ Белгородской области. 2. Формирование единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня государственных услуг. На основе ведомственного перечня, утвержденного органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться государственное задание. 3. Расширение практики привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций. Расширение практики оказания государственных услуг не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст также возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных, с точки зрения качества услуг, форм - возможности выбора самим потребителем услуг места (организации-поставщика), а также качества и объема услуг, которые гарантированы государством. 4. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях. Перечень услуг формируется каждым учреждением с учетом специфики деятельности, утверждается приказом руководителя учреждения и фиксируется в уставе учреждения. Средства, полученные от предоставления платных услуг, направляются на развитие материально-технической базы учреждений, улучшение качества предоставляемых услуг и на достижение уставных целей. 5. Внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых государственных услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта". Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта". В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Для выполнения этой задачи в 2013 году началась работа по внедрению "эффективного контракта", который должен стать действенным механизмом взаимодействия "учредитель - учреждение". Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении каждого работника уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
6.4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
Обеспечение приоритетов бюджетной политики на 2014 - 2016 годы в части бюджетных инвестиций, в первую очередь, направлено на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и мероприятий, предусмотренных "дорожными картами": ликвидации очередей в детские сады. На 2014 - 2018 годы в Белгородской области запланированы мероприятия по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению конкурсов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ; осуществлению финансового, строительного контроля и своевременному получению разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от специализированных организаций. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовых проектных документации на строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности области и муниципальной собственности. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов государственной собственности Белгородской области и муниципальной собственности на долгосрочную перспективу с учетом перспектив развития территорий. Принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии со стратегическими приоритетами развития области. Принятие решения о создании новых социальных объектов должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития территорий, а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения. В настоящее время существенное внимание необходимо уделять привлечению в область средств федерального бюджета на поддержку отраслей экономики. Учитывая то, что практически все федеральные ресурсы предоставляются на условиях софинансирования, при принятии решений со стороны области они должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы должны иметь реальную потребность, оцениваемый эффект от использования средств и при этом не должны создавать дополнительной нагрузки на областной бюджет. Кроме того, в рамках реализации Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику области, посредством решения следующих задач: повышение эффективности бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; сокращение рисков, с которыми сопряжен процесс осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства; повышение эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, в том числе компаниями с государственным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации.
6.5. Организация исполнения бюджета Белгородской области и формирование бюджетной отчетности
Завершающим этапом бюджетного процесса является формирование бюджетной отчетности. Своевременное и качественное формирование бюджетной отчетности об исполнении бюджета позволяет оценить выполнение расходных обязательств Белгородской области. Кроме того, это позволяет выявить факты возникновения просроченной задолженности получателей бюджетных средств с целью ее дальнейшей инвентаризации, реструктуризации и погашения. В целях осуществления контроля за расходованием бюджетных средств в области ежеквартально проводится мониторинг кредиторской задолженности органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных (муниципальных) учреждений области. Бюджетный учет является частью общей системы контроля за аккумулированием и расходованием средств бюджета, а также за состоянием активов и обязательств Белгородской области, муниципальных образований и операций, их изменяющих. В целях обеспечения качества, достоверности и сопоставимости показателей бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Белгородской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области департаментом финансов и бюджетной политики области проводится работа по информированию, разъяснению нормативных правовых актов в области организации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности. В целях соблюдения сроков представления и осуществления единого подхода к формированию бюджетной отчетности главными распорядителями средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Белгородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, департаментом финансов и бюджетной политики области разрабатываются приказы, направляются разъяснения, проводится работа по оказанию методологической помощи и внедрению программного обеспечения. Особое внимание уделяется вопросам повышения качества бюджетной отчетности, представляемой главными распорядителями средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Белгородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Белгородской области. Содержащиеся в бюджетной отчетности, составленной департаментом финансов и бюджетной политики области, показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждой формы отчетности, с одновременным соблюдением логических и арифметических увязок показателей отчетов между собой, обеспечением сравнимости показателей отчетного периода и показателей прошлого года с учетом изменений методологии их составления. Ежегодно проводятся заседания созданной при департаменте финансов и бюджетной политики области комиссии по оценке качества и достоверности отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований. По результатам проведенной комиссией оценки, анализа годовой бюджетной отчетности в адрес глав администраций муниципальных районов и городских округов направляются итоговые обзорные письма с предложениями по совершенствованию организации исполнения бюджетов. Бюджетная отчетность предоставляет всем заинтересованным пользователям полную и достоверную информацию о наличии и движении имущества и обязательств, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, о состоянии дел в бюджетной сфере, о законности и целесообразности проводимых операций. На сайте департамента финансов и бюджетной политики области ежемесячно размещается отчет об исполнении консолидированного бюджета Белгородской области и территориального фонда медицинского страхования Белгородской области. В целях управления ликвидностью единого счета областного бюджета департаментом финансов и бюджетной политики области ежедневно проводится мониторинг остатков на едином счете бюджета и еженедельно - мониторинг остатков на единых счетах бюджетов муниципальных образований.
Раздел VII. ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ОБЛАСТИ
7.1. Реформирование системы бюджетных платежей
В период реализации Программы актуальность приобретает решение проблемы минимизации рисков неравномерного исполнения бюджетов бюджетной системы Белгородской области. К несовершенствам существующей системы бюджетных платежей следует отнести: ограниченный перечень инструментов размещения свободных остатков денежных средств, а также неиспользованный потенциал увеличения эффективности существующих механизмов управления остатками средств на единых счетах бюджета Белгородской области и местных бюджетов; значительный объем операций с наличными денежными средствами. Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов увеличивает актуальность реформирования системы бюджетных платежей и применения современных эффективных банковских платежных технологий в расчетах организаций сектора государственного управления. В рамках реформирования системы бюджетных платежей предполагается поэтапный перевод на обслуживание в финансовый орган всех участников бюджетного процесса, счета которых в настоящее время открыты в учреждениях Банка России и кредитных организациях. Для совершенствования системы бюджетных платежей необходимо создание единого казначейского счета, который позволит сосредоточить счета организаций сектора государственного управления в финансовом органе. Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования единого казначейского счета позволит исключить дублирование операций за счет проведения операций, связанных с распределением поступающих доходов бюджетов бюджетной системы, предоставлением межбюджетных трансфертов, уплатой налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы, а также повысить эффективность управления денежными средствами. Кроме того, использование единого счета позволит обеспечить управление всеми свободными остатками денежных средств, находящимися на этом счете. Совершенствование инструментов управления свободными остатками позволит сократить объем остатков на едином счете до необходимого среднедневного объема для обеспечения обязательств клиентов. Необходимо расширить перечень способов в части осуществления платежей, имеющих публичный характер. Использование современных электронных платежных сервисов способствует повышению доступности и обеспечивает более удобные и современные способы осуществления расчетов. В свою очередь необходимо произвести минимизацию наличного денежного обращения в секторе государственного управления. Реализация данного направления предусматривает постепенный отказ от использования наличных денежных средств организациями сектора государственного управления и переход к осуществлению безналичных расчетов при помощи корпоративных банковских карт.
7.2. Обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов
В Белгородской области большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости). Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов государственной власти Белгородской области, принимающих участие в подготовке, исполнении областного бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом. В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены законы Белгородской области об областном бюджете, об отчете об исполнении областного бюджета, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в Белгородской области. На официальном сайте департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области ведется раздел "Бюджет для граждан", где своевременно размещается информация об исполнении бюджета Белгородской области. В структуру данного раздела включены: - определения основных понятий ("бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "дефицит" и иные необходимые термины, используемые в бюджетном процессе); - информация о планируемых поступлениях в бюджет области на очередной финансовый год и на плановый период; - информация об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета; - основные приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и на плановый период; - информация о расходах бюджета в разрезе государственных программ; - межбюджетные трансферты, планируемые к получению из федерального бюджета и направляемые в иные бюджеты; - информация об источниках финансирования дефицита бюджета. Предпосылкой работы явилось то, что тщательное рассмотрение проекта бюджета осуществляется на заседаниях областной Думы с участием депутатов и членов Правительства области и впоследствии представляется в печатных изданиях для ознакомления с данным документом населения Белгородской области. Существующий формат представления областного бюджета формируется в соответствии с утвержденными федеральными и областными нормативными правовыми актами и в основном недоступен для людей, не обладающих специальными знаниями в сферах бюджетного законодательства. Также к одному из недостатков предоставления информации о бюджете области можно было отнести разброс аналитических материалов по составлению и исполнению областного бюджета по разным источникам (сайт Правительства области, информационно-правовой системы "КонсультантПлюс", печатные издания). В данном направлении необходимо обеспечить опубликование презентационных материалов по основным параметрам областного бюджета, а также размещать сведения о ходе исполнения областного бюджета. Это позволит в понятной, доступной и наглядной форме информировать граждан о структуре, динамике и исполнении бюджета. Развитие публичности процесса управления общественными финансами в Белгородской области будет во многом зависеть от разработки на федеральном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств. В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения Белгородской области. Ведение рубрики "Бюджет для граждан" способствует повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения бюджета Белгородской области. Одним из инструментов для создания единого информационного пространства для информирования населения и бизнес-сообщества о ходе бюджетного процесса субъекта Российской Федерации, проведения публичной экспертизы государственных программ, а также повышения прозрачности проводимой бюджетной политики и формирования положительного имиджа власти должен стать информационный портал "Открытый бюджет". Портал будет работать в автоматическом режиме: осуществлять сбор информации о планах и результатах деятельности органов исполнительной власти области и государственных учреждений из программных продуктов, применяемых в Белгородской области в части управления общественными финансами. Повышение финансовой прозрачности органов государственной власти Белгородской области необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия государственных управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления государственными финансами Белгородской области.
Утвержден постановлением Правительства Белгородской области от 23 июня 2014 г. N 228-пп
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ, СОКРАЩЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|