Расширенный поиск

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 20.12.2005 б/н

 

                    Именем Свердловской области                    


                           УСТАВНЫЙ СУД                            

                       СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ                        

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                     

 о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 постановления
       Главы муниципального образования «поселок Рефтинский»
   от 31 мая 2005 года № 181 «Об утверждении цен на содержание и
  ремонт жилья для населения муниципального образования «поселок
                 Рефтинский» с 01 июня 2005 года»

20 декабря 2005 года                             город Екатеринбург

     Уставный    Суд     Свердловской     области     в     составе
председательствующего  Председателя  Суда  В.И. Задиоры, судей А.В.
Гусева, Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,
     с  участием  заявительницы  Лавелиной  Н.Н.,  обратившейся   в
Уставный   Суд;  представителей  Главы  муниципального  образования
«поселок  Рефтинский»  как  органа,  принявшего  оспариваемый  акт,
Махаловой Л.В. и Коноваловой Л.Ю.,
     рассмотрел в открытом судебном заседании дело  о  соответствии
Уставу   Свердловской   области   пункта   3   постановления  Главы
муниципального образования «поселок Рефтинский» от 31 мая 2005 года
№ 181  «Об  утверждении  цен  на  содержание  и  ремонт  жилья  для
населения муниципального образования «поселок Рефтинский» с 01 июня
2005 года».
     Заслушав сообщение судьи-докладчика  Н.А.  Жилина,  объяснения
заявительницы,  представителей органа, принявшего оспариваемый акт,
заключение эксперта Овчинниковой В. Н., объяснения приглашенного  в
судебное   заседание  Председателя  Рефтинской  муниципальной  Думы
Белова  В.Б.,  допросив  свидетеля  Цыпленкову   Л.В.,   исследовав
материалы дела, Уставный Суд
                            УСТАНОВИЛ:                             
     1. В Уставный Суд Свердловской  области  обратилась  гражданка
Лавелина Н.Н. с запросом о соответствии Уставу Свердловской области
пункта 3 постановления Главы  муниципального  образования  «поселок
Рефтинский»  от  31  мая  2005  года  № 181  «Об утверждении цен на
содержание и ремонт жилья для населения муниципального  образования
«поселок  Рефтинский»  с  01  июня  2005 года», которым установлены
новые цены на содержание и ремонт жилья.
     По мнению заявительницы, оспариваемый ею пункт 3 постановления
Главы   муниципального   образования   нарушает   ее   права  и  не
соответствует Уставу Свердловской области.
     Оспариваемым  пунктом   постановления   Главы   муниципального
образования «поселок Рефтинский» утверждено Приложение № 2, которым
с 1 июня 2005 года установлены цены на содержание  и  ремонт  жилья
для граждан, проживающих в общежитиях, принадлежащих муниципальному
образованию. В частности, в соответствии с  пунктами  2;  2.1;  2.2
Приложения  № 2  полная  плата  за  содержание  и  ремонт жилья для
граждан, проживающих по ул. Гагарина, дома 17 «а» и 18 «а», поселка
Рефтинский,  составила  51 рубль 95 копеек за квадратный метр жилой
площади, а на социальную норму – 34 рубля 26  копеек.  В  эту  цену
входит  плата  за  ремонт жилья – 5 рублей 95 копеек (на социальную
норму – 5 рублей 36 копеек) и  содержание  жилья,  включая  сбор  и
вывоз  твердых бытовых отходов, услуги вахтеров, уборку мест общего
пользования, – 46 рублей 00 копеек (на социальную норму – 28 рублей
90 копеек).
     Заявительница  проживает  по  ул.  Гагарина,  дом  18  «а»,  и
непосредственно  ее  права  затрагиваются  нормативными положениями
пунктов  2;  2.1;  2.2  Приложения  № 2,  утвержденными  пунктом  3
постановления Главы муниципального образования «поселок Рефтинский»
от 31 мая 2005 года № 181  «Об  утверждении  цен  на  содержание  и
ремонт  жилья  для  населения  муниципального  образования «поселок
Рефтинский» с 01 июня 2005  года»,  которые  и  являются  предметом
рассмотрения по данному делу.
     2. Защита и осуществление прав и свобод человека и гражданина,
закрепленных  Конституцией  Российской  Федерации, гарантируется на
территории   Свердловской   области,   а   уважение   человеческого
достоинства,  полная,  безусловная и незамедлительная защита прав и
свобод  человека  и  гражданина   является   обязанностью   органов
государственной  власти и должностных лиц (статья 2, пункт 2 статьи
16 Устава Свердловской области).
     Согласно статье  40  (части  1  и  2)  Конституции  Российской
Федерации   органы   государственной   власти   и  органы  местного
самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В
частности,   создание   таких  условий  предполагает  регулирование
платежей населения  и  контроль  обоснованности  цен  и  тарифов  в
жилищно-коммунальной сфере.
     В соответствии  с  пунктом  3  статьи  156  Жилищного  кодекса
Российской  Федерации  размеры  платы за содержание и ремонт жилого
помещения для нанимателей жилых помещений по договорам  социального
найма  и  договорам  найма  жилых  помещений  государственного  или
муниципального жилищного фонда  устанавливаются  органами  местного
самоуправления
     Закрепление  за   органами   местного   самоуправления   этого
полномочия предполагает, что при его реализации будет гарантировано
соблюдение   конституционных   прав    граждан    и    действующего
законодательства.
     Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1
марта  2005  года,  существенно  изменил правовой статус общежитий,
которые отнесены к специализированному жилому  фонду.  Жилые  дома,
используемые  как  общежития, находятся в хозяйственном ведении или
оперативном  управлении  государственных   унитарных   предприятий,
государственных   или   муниципальных   учреждений.   С гражданами,
вселяемыми в общежитие, предприятие, учреждение  заключает  договор
найма  жилого  помещения  в  общежитии на период работы, службы или
обучения (статьи 92, 94, 100).
     В соответствии со статей 7 Федерального закона  «О введении  в
действие  Жилищного  кодекса  Российской Федерации» к отношениям по
пользованию жилыми помещениями, которые находились в  жилых  домах,
принадлежавших  государственным или муниципальным предприятиям либо
государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся  в
качестве  общежитий,  а  затем  переданы в ведение органов местного
самоуправления,  применяются  нормы  Жилищного  кодекса  Российской
Федерации  о  договоре  социального  найма.  Соответственно условия
пользования данными жилыми помещениями  должны  устанавливаться  на
основании  договоров  социального  найма,  даже  в том случае, если
жилые дома, переданные  в  ведение  муниципального  образования,  в
дальнейшем     решением    органа,    осуществляющего    управление
муниципальным жилищным фондом, признаны общежитием.
     Как установлено в судебном заседании, дома 17 «а» и 18 «а»  по
улице  Гагарина  в  поселке  Рефтинский  Свердловской области ранее
принадлежали Рефтинской ГРЭС, использовались как общежития  и  были
переданы в ведение органов местного самоуправления.
     В  соответствии  со  статьей  19  (части  1  и  2) Конституции
Российской  Федерации  все равны перед законом и судом; государство
гарантирует  равенство  прав  и  свобод   человека   и   гражданина
независимо  от  пола,  расы,  национальности, языка, происхождения,
имущественного  и   должностного   положения,   места   жительства,
отношения  к  религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
     Жилищное  законодательство   основывается   на   необходимости
обеспечения  органами  государственной  власти  и органами местного
самоуправления     условий     для     осуществления     гражданами
конституционного  права  на  жилище, а также на признании равенства
участников регулируемых  жилищным  законодательством  отношений  по
владению,  пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное
не вытекает из федерального  закона  или  существа  соответствующих
отношений (статья 1 Жилищного кодекса Российской Федерации)
     Принцип  равенства  прав   применительно   к   рассматриваемым
отношениям  предполагает,  что  условия оплаты содержания и ремонта
жилых  помещений  по  договорам  социального  найма   должны   быть
одинаковы для всех, а следовательно, дифференциация условий оплаты,
примененная Главой муниципального образования «поселок  Рефтинский»
при    принятии    оспариваемого    нормативного   акта,   нарушает
конституционный  принцип  равенства   и   требования   федерального
законодательства.
     3. Жилищный  кодекс  Российской  Федерации  (пункт  2   статьи
154) определил,  что  плата за содержание и ремонт жилого помещения
включает  в  себя  плату  за  услуги   и   работы   по   управлению
многоквартирным   домом,   содержанию  и  текущему  ремонту  общего
имущества в многоквартирном доме. При этом под  содержанием  жилого
помещения  понимается:  содержание  общего имущества жилого дома, в
том  числе  подвала,  чердака,  подъезда   и   крыши;   техническое
обслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в том числе
лифтов и приборов  учета,  а  также  технических  помещений  жилого
дома;  вывоз  бытовых  отходов;  содержание  придомовой  территории
(пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 392  от
30  июля  2004 года «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и
коммунальных услуг»).
     Основы   ценообразования   в    сфере    жилищно-коммунального
хозяйства,  утвержденные  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 17  февраля  2004  года  № 89  «Об  утверждении  основ
ценообразования    в    сфере   жилищно-коммунального   хозяйства»,
предусматривают, что методом установления  цен  и  тарифов  в  этой
сфере  является  метод экономической обоснованности расходов (пункт
5) и при расчете цен и тарифов учитываются расходы  организаций  на
осуществление  только регулируемой деятельности (пункт 10), а также
прямо запрещают финансирование за счет поступлений от  регулируемой
деятельности  работ  и  услуг,  не  относящихся к ней, а также иные
необоснованные расходы (пункт 12).
     При  утверждении  цен  на  содержание   и   ремонт   жилья   в
муниципальном  образовании  «поселок  Рефтинский»  включена  оплата
услуг вахтеров, а также  оплата  уборки  мест  общего  пользования.
Услуги   вахтеров  как  один  из  видов  охранной  деятельности  не
относятся к услугам по управлению многоквартирным домом, а также по
содержанию  общего  имущества  жилого  дома,  и,  следовательно,  в
соответствии  с  пунктами  10  и  12  Постановления   Правительства
Российской  Федерации  от  17  февраля  2004  года № 89, расходы по
оплате труда вахтеров, общецеховые расходы и управленческие расходы
управляющей организации включены в расчет цен неосновательно.
     Такого рода услуги могут оказываться нанимателям на  основании
иных договоров с ними.
     Уборка  мест  общего  пользования  относится   к   санитарному
содержанию  жилищного  фонда  (пункт  1.8 Постановления Госкомитета
Российской  Федерации  по  строительству  и   жилищно-коммунальному
комплексу  от  27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и
норм технической эксплуатации жилищного фонда»), однако  применение
к  отдельным  нанимателям  специальных  правил определения платы за
такую услугу также нарушает принцип равенства.
     В цены и тарифы не включаются расходы организаций, связанные с
привлечением  этими  организациями  избыточных  ресурсов  (пункт 12
Постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004
года  № 89).  Между  тем  в  расчет цен, утвержденных оспариваемыми
пунктами Приложения № 2, включены завышенная численность работников
и необоснованные общеэксплуатационные расходы.
     Одним из обязательных условий установления цен  и  тарифов  на
содержание   и   ремонт   жилья   является  проведение  независимой
экспертизы, то есть  анализ  экономической  обоснованности  цен  на
услуги по содержанию и ремонту жилья, который проводится экспертной
организацией   в   порядке,    определяемом    органами    местного
самоуправления (пункты 2, 17 и 18 Постановления Правительства РФ от
17 февраля 2004 года № 89). Как установлено в  судебном  заседании,
такая экспертиза при принятии оспариваемых норм не проводилась.
     В соответствии с  правовыми  позициями,  выраженными  Уставным
Судом Свердловской области в Постановлениях от 8 июня 1999 года, от
6 декабря  1999  года  и  других,  к  общим  принципам  организации
местного самоуправления относится принцип законности в деятельности
органов  местного  самоуправления  и  принимаемых  ими  нормативных
актов,   и   в   связи   с  этим  нормативные  положения  пункта  3
постановления Главы муниципального образования «поселок Рефтинский»
от  31  мая  2005  года  № 181  «Об утверждении цен на содержание и
ремонт жилья  для  населения  муниципального  образования  «поселок
Рефтинский»  с  01  июня  2005 года» в части утверждения пунктов 2;
2.1;  2.2  Приложения  № 2  не  соответствуют  статье   90   Устава
Свердловской области.
     На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 (пункты 1,
3  и  4) Федерального  конституционного  закона «О судебной системе
Российской Федерации», статьей  59  (пункт  4) Устава  Свердловской
области,  статьями  73,  76,  77, 86 Областного закона «Об Уставном
Суде Свердловской области», Уставный Суд
                            ПОСТАНОВИЛ:                            
     1. Признать не соответствующим  Уставу  Свердловской  области,
его   статье   90,   пункт  3  постановления  Главы  муниципального
образования «поселок Рефтинский» от 31  мая  2005  года  № 181  «Об
утверждении   цен  на  содержание  и  ремонт  жилья  для  населения
муниципального образования «поселок  Рефтинский»  с  01  июня  2005
года»  в  части  утверждения  пунктов  2; 2.1;.2.2 Приложения № 2 к
данному Постановлению.
     2. Положения,   признанные    не    соответствующими    Уставу
Свердловской  области,  утрачивают  силу  и  не подлежат применению
независимо от решения об отмене органами, их принявшими. В связи  с
этим  настоящее  Постановление  является  основанием для пересмотра
размеров платы за содержание  и  ремонт  жилья  в  домах  по  улице
Гагарина 17 «а» и Гагарина 18 «а» в поселке Рефтинский Свердловской
области.
     3. Настоящее Постановление является основанием  для  отмены  в
установленном    порядке   нормативных   актов   органов   местного
самоуправления на территории Свердловской области, содержащих такие
же   положения,   которые   признаны   не  соответствующими  Уставу
Свердловской области.
     4. Постановление Уставного Суда Свердловской области  вступает
в  законную силу немедленно после его провозглашения, не может быть
пересмотрено иным судом и, в соответствии со статьей 6 Федерального
конституционного  закона «О судебной системе Российской Федерации»,
является   обязательным   для   всех   без    исключения    органов
государственной    власти,    органов    местного   самоуправления,
общественных  объединений,  должностных  лиц,  иных  физических   и
юридических  лиц  и  подлежит  неукоснительному  исполнению на всей
территории Российской Федерации.
     5. Постановление  подлежит   обязательному   опубликованию   в
семидневный   срок  в  «Областной  газете»,  а  также  должно  быть
опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области».

                                  Уставный Суд Свердловской области

Информация по документу
Читайте также