Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 17.05.2006 № 2109-ПОДПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и проблемах земельного законодательства» Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний по вопросу «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и проблемах земельного законодательства» (прилагаются). 2. Обратиться в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Фе- дерации с просьбой поддержать данные рекомендации депутатских слушаний. 3. Направить настоящее постановление в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в Правительство Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Председатель Областной Думы Н.А.Воронин г. Екатеринбург 17 мая 2006 года № 2109-ПОД Приложение к постановлению Областной Думы от 17.05.2006 г. № 2109-ПОД РЕКОМЕНДАЦИИ депутатских слушаний по вопросу «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и проблемах земельного законодательства» Проводимая в Российской Федерации земельная реформа положительным образом сказывается на экономике отдельных регионов и всей страны в целом. Однако ряд ключевых проблем, не решенных до настоящего времени, не позволяет использовать земельные ресурсы более эффективно. В настоящее время в целях реализации земельной реформы сформирована достаточно полная нормативная правовая база, обеспечивающая регулирование земельных отношений на территории Свердловской области. Так, в Свердловской области с 2004 года действует Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Анализ исполнения данного закона показал, что органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в 2004-2005 годах проведена определенная работа по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот. Правительством Свердловской области определен уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, находящимися в собственности Свердловской области, установлены порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Свердловской области и находящиеся в государственной собственности, а также базовые размеры арендной платы за эти земельные участки, определен порядок действий исполнительных органов государственной власти Свердловской области по предоставлению земельных участков в собственность или аренду путем проведения публичных торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка. Сформированы и действуют комиссии по рассмотрению спорных правовых вопросов, возникающих при предоставлении прав на земельные участки на территории Свердловской области. В ряде муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органами местного самоуправления установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность за плату из находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. В муниципальных образованиях установлены и введены в действие правила землепользования, ведется работа по обеспечению потребности населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности. В ряде муниципальных образований размещены программно-техни ческие комплексы, обеспечивающие проведение в автоматизированном режиме работ, связанных с администрированием платежей за землю. Органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения соблюдения земельного законодательства осуществляется формирование системы государственного и муниципального земельного контроля. В качестве основных результатов мероприятий, осуществленных органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления и направленных на создание условий развития земельных отношений на территории Свердловской области, можно отметить следующие: сокращение сроков предоставления земельных участков с 1 – 1,5 лет до 2 – 5 месяцев; снижение в среднем по области стоимости услуг по оформлению прав на земельные участки с 10000 до 4100 рублей; увеличение доходов бюджета Свердловской области от использования земельных ресурсов (за период с 2001 по 2005 год доходы увеличились с 45,9 до 773,5 млн. рублей). Вместе с тем следует отметить, что вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот препятствует незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю. На территории Свердловской области находится 1343 тыс. земельных участков (19,43 млн. гектаров), подлежащих отнесению к собственности Российской Федерации, Свердловской области и муниципальных образований, на большую часть из которых право собственности до настоящего времени не оформлено. Кроме того, недостаток средств в местных бюджетах отдельных муниципальных образований, отсутствие у должностных лиц органов местного самоуправления права применения мер административного воздействия к нарушителям земельного законодательства и сложность процедуры постановки земельных участков на кадастровый учет не позволяют органам местного самоуправления в полном объеме реализовывать соответствующие полномочия. Указанные проблемы, а также изменение федерального законодательства обусловили необходимость подготовки и внесения в Областную Думу проекта областного закона «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Принятие законопроекта позволит привести отдельные положения действующего закона в соответствие с нормами Земельного кодекса Российской Федерации и федеральных законов «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Анализ правоприменительной практики земельного законодательства позволил выявить многочисленные проблемы, препятствующие формированию полноценного рынка недвижимости и снижающие экономическую эффективность проведения земельной реформы. В числе правовых проблем необходимо отметить следующие: 1. Установленные в земельном законодательстве случаи резервирования и изъятия земель не предусматривают таких социально значимых случаев, как строительство больниц, школ, жилых домов. Это не позволяет в полной мере реализовать государственные и муниципальные функции. Так, в процессе реализации национального проекта «Дос тупное и комфортное жилье – гражданам России» выявлено, что резервирование земельных участков на ближайшую перспективу не представляется возможным, более того, при отсутствии свободных земельных участков невозможно осуществлять и изъятие участков, занятых ветхими объектами. 2. Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривают широкие и неопределенные основания для отказа в предоставлении земельного участка, вследствие чего возникает, с одной стороны, возможность произвольного отказа в предоставлении, а с другой – недостаточная защищенность государственных интересов, поскольку отказ возможен только при предоставлении земельного участка для строительства. 3. Введенный с 1 октября 2005 года порядок предоставления земельных участков путем проведения торгов создает значительные препятствия для решения отдельных государственных и муниципальных задач, требующих минимизации бюджетных и временных затрат на оформление всех технических условий и проведение соответствующих экспертиз, а также препятствия для приобретения прав на земельные участки государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. 4. Существующий общий порядок предоставления земельных участков требует обязательного проведения межевания и кадастрового учета земельных участков и в ряде случаев проведения дополнительных экспертиз. В связи с этим процесс предоставления земельных участков занимает больше времени, чем срок их сезонного использования (например, летнее кафе используется 3 месяца в году, а оформление земельного участка для его размещения занимает 4-5 месяцев). 5. Недостаточно четко регламентирована процедура предоставления земельных участков под зданиями собственникам расположенных в них помещений. Установленная статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязательность совместного обращения всех собственников помещений, расположенных в здании, для приобретения прав на расположенный под этим зданием земельный участок приводит к тому, что в условиях, когда не все собственники помещений в здании желают оформить свои права на расположенный под этим объектом недвижимости земельный участок, органы власти вынуждены отказывать в предоставлении земельного участка в собственность отдельным обратившимся лицам, чтобы не нарушать права иных лиц (отказавшихся или нежелающих). 6. Недостаточно четко регламентировано право собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, что позволяет произвольно трактовать «однократность» использования права приватизации или аренды земельного участка под объектом недвижимости, то есть если собственником объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации был заключен договор аренды на земельный участок, то на сегодняшний день он утрачивает право выкупа земельного участка под своим объектом, поскольку по смыслу указанной нормы реализовал свое исключительное право приватизации или аренды. Это обстоятельство ставит собственников объектов недвижимости, заключивших договор аренды земельного участка до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в привилегированное положение по отношению к собственникам объектов недвижимости, заключивших такой договор позднее и вынужденных приватизировать земельные участки под своими объектами недвижимости по рыночной стоимости, в несколько десятков раз превышающей выкупную стоимость земельных участков. Кроме того, имеется ряд проблем организационного характера, возникающих при реализации земельной реформы: 1. В муниципальных образованиях органами местного самоуправления не созданы предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации условия для самостоятельного выбора гражданами и юридическими лицами земельных участков для строительства. Поиск свободных земельных участков осуществляется заявителями самостоятельно, и только после этого органы местного самоуправления проверяют отсутствие на него прав третьих лиц. Отсутствие в органах местного самоуправления систематизированной информации об имеющихся свободных земельных участках с учетом их целевого назначения существенным образом снижает эффективность процедуры выбора земельного участка и приводит к увеличению срока его предоставления. 2. Оформление документов на земельные участки в муниципальных образованиях осуществляет большое количество согласующих организаций, что влечет увеличение сроков предоставления земельных участков. Органами местного самоуправления в число согласующих организаций, помимо предусмотренных федеральным законодательством, включаются муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, владельцы инженерных сооружений, коммуникаций и эксплуатирующие их организации, структурные подразделения органов местного самоуправления, государственная инспекция безопасности дорожного движения и другие организации. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации проведение процедуры согласования при выборе земельного участка для строительства относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и не может осуществляться какими-либо иными лицами, в том числе муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями. Кроме того, среди согласующих организаций отсутствует четкая система взаимодействия, что также негативно влияет на сроки и стоимость оформления документов на земельные участки. 3. В большинстве муниципальных образований отсутствует в полном объеме утвержденная градостроительная документация, в том числе документы территориального планирования и правила землепользования и застройки территорий и поселений. Это влечет за собой необходимость согласования документов по каждому земельному участку с большим количеством организаций и существенно увеличивает сроки оформления документов на земельные участки. 4. Процедура предоставления земельных участков в собственность или аренду, а также составляющие ее процессы технической инвентаризации, межевания, постановки земельных участков на кадастровый учет требуют упрощения и удешевления. 5. В муниципальных образованиях наблюдается недостаток специалистов, обеспечивающих подготовку необходимых документов для предоставления земельных участков на территории муниципальных образований. 6. Не разработано необходимое методическое и информационное обеспечение граждан по вопросам оформления земельных участков. Отсутствует единая база данных о земельных участках, которая необходима для получения полной, сопоставимой информации о земельных участках при вовлечении их в хозяйственный оборот, при осуществлении территориального планирования, разработке и утверждении правил землепользования и застройки территорий. В целях создания условий для дальнейшей реализации земельной реформы на территории Свердловской области и в связи с необходимостью совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей земельные отношения, участники депутатских слушаний считают необходимым рекомендовать: 1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: 1) рассмотреть вопросы о необходимости: расширения перечня случаев и полномочий субъекта Российской Федерации по резервированию и изъятию земель для государственных и муниципальных нужд и отнесения полномочий по утверждению порядка резервирования земель к компетенции Правительства Российской Федерации; конкретизации оснований для отказа в предоставлении земельных участков; ведения специального (упрощенного) порядка оформления земельных участков для реализации государственных и муниципальных задач, предусмотрев бесплатность и сокращение сроков проведения необходимых экспертиз, а также возможность предоставления земельных участков государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям по упрощенной процедуре; введения упрощенного порядка оформления земельных участков под сезонное использование (летние кафе, сенокошение и другое), исключающего их межевание и кадастровый учет; введения упрощенного порядка предоставления в собственность гражданам находящихся в их фактическом пользовании объектов недвижимости (жилье, гаражи, садовые и дачные дома) и соответствующих земельных участков, при этом: - считать предоставленными в собственность земельные участки (за исключением земельных участков, изъятых из оборота или запрещенных законодательством к приватизации), если документы об их предоставлении гражданину были выданы на законных основаниях до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе если в документах не был указан вид права либо невозможно определить вид такого права; - осуществлять государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества (на которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуется разрешения на строительство) на основании технического паспорта, а также правоустанавливающих документов на земельный участок; уточнения процедуры предоставления в собственность (аренду) земельных участков под зданиями собственникам (пользователям) расположенных в этих зданиях помещений, предусмотрев возможность совместного или индивидуального обращения собственников (пользователей) помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, о предоставлении земельного участка в собственность (аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка), а также введения положения о том, что наличие заключенного договора аренды земельного участка не является препятствием для выкупа этого земельного участка собственником расположенных на нем здания, строения, сооружения; внесения в земельное законодательство изменений, позволяющих предоставлять земельные участки для индивидуального жилищного строительства в сельской местности, а также для садоводства и огородничества малоимущим и социально незащищенным слоям населения (инвалидам, многодетным, престарелым и другим) по упрощенной процедуре; 2) предусмотреть при принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2007 и последующие годы необходимость финансирования расходов на осуществление мероприятий, направленных на ускорение проведения земельной реформы и обеспечивающих реализацию функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по оформлению прав на земельные участки и введению их в хозяйственный оборот. 2. Правительству Российской Федерации: 1) принять меры для проведения инвентаризации земель, выявления земель, не используемых по целевому назначению, и уточнения их правового статуса с целью наиболее эффективного вовлечения их в хозяйственный оборот; 2) рассмотреть возможность стимулирования физических и юридических лиц, занимающихся восстановлением неиспользуемых земель; 3) упростить процедуру предоставления земельных участков в собственность или аренду, в том числе процедуру постановки земельных участков на кадастровый учет и процедуру оформления прав на земельные участки для садоводов и огородников; 4) предусмотреть при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2007 и последующие годы необходимость финансирования расходов на осуществление мероприятий, направленных на ускорение проведения земельной реформы и обеспечивающих реализацию функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по оформлению прав на земельные участки и введению их в хозяйственный оборот. 3. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии в целях преодоления ведомственной разобщенности и координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по осуществлению процедуры согласования при оформлении документов на земельные участки. 4. Законодательному Собранию Свердловской области: 1) рассмотреть в IV квартале 2006 года вопросы: о практике реализации пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, расположенными на территории Свердловской области, на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность; об эффективности использования органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, механизма предоставления земельных участков, основанного на принципе «единого окна»; о проблемах применения норм земельного законодательства, возникающих в процессе предоставления земельных участков для целей ведения личных подсобных хозяйств граждан и осуществления деятельности садоводческих товариществ; об эффективности используемого на территории Свердловской области механизма предоставления земельных участков путем проведения торгов; о возможности введения особого (льготного) налогового режима для инвесторов, вовлекающих в хозяйственный оборот неиспользуемые земельные участки, а также о возможности зачета расходов арендаторов земельных участков на введение этих земельных участков в хозяйственный оборот в счет арендной платы за пользование земельным участком в течение двух лет; 2) совместно с Правительством Свердловской области рассмотреть вопросы: о возможности финансирования в 2007 и последующих годах расходов на совместную реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560; о возможности финансирования за счет средств областного бюджета расходов на инвентаризацию, межевание, установление границ земельных участков в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, а также о возможности компенсации части расходов отдельных категорий граждан на оформление ими в собственность земельных участков. 5. Правительству Свердловской области: 1) внести в нормативные правовые акты изменения, направленные на упрощение процедуры оформления прав на земельные участки и сокращение сроков ее проведения, предусмотрев необходимость выбора земельных участков органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и возможность проведения межевания и кадастрового учета земельных участков без дополнительного изготовления проектов границ по имеющимся учетным данным; 2) провести анализ проблем, возникающих в ходе переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, расположенными на территории Свердловской области, на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»); 3) рассмотреть вопросы: о возможности распространения информационных материалов о проведении торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, размещаемых в источниках официального опубликования нормативных правовых актов, иными способами, в том числе с использованием средств радиовещания; об увеличении нормативной штатной численности специалистов органов местного самоуправления, занимающихся предоставлением земельных участков. 6. Органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: 1) утвердить порядок действий органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков в собственность или пользование; 2) обеспечить разработку и утверждение градостроительной документации, в том числе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки территорий и поселений, необходимых для предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта; 3) осуществлять согласование документов при выборе из состава земель поселений земельных участков для строи- тельства исключительно с органами и организациями, предусмотренными федеральным законодательством; 4) организовать работу по сбору сведений о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) сформировать и вести реестр свободных земельных участков с указанием их целевого назначения, категории земель, предполагаемых размеров и обеспечить доведение содержащейся в реестре информации до сведения населения, проживающего на территории муниципального образования; 6) предусматривать при формировании местных бюджетов финансирование расходов на организацию и проведение публичных торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков; 7) подготовить методические рекомендации «Сто вопросов, сто ответов об оформлении прав на земельный участок» и ознакомить с ними население, проживающее на территории муниципального образования; 8) продолжить работу по организации деятельности в сфере предоставления земельных участков, основанной на реализации принципа «единого окна»; 9) рассмотреть возможность распространения накопленного в городском округе Березовский опыта организации деятельности по предоставлению земельных участков в пользование или собственность с использованием принципа «единого окна». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|