Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2006 № 749-ПППОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О докладе «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» Доклад «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133), постановлением Правительства Свердловской области от 18.03.2005 г. № 220 ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года и сроков достижения предельно допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для организаций-приро допользователей, расположенных на экологически неблагополучных территориях» (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, № 3, ст. 190) Министерством природных ресурсов Свердловской области, Свердловским областным государственным учреждением «Центр экологического мониторинга и контроля» при участии Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Свердловской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Уральского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научных учреждений и других заинтересованных организаций на основе статистических данных организаций-природопользователей. В докладе «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» отмечается, что в целом в Свердловской области состояние окружающей природной среды оценивается как стабильное. Несмотря на рост объемов промышленного производства (4,5 процента), техногенная нагрузка на окружающую природную среду про- должает снижаться: объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников уменьшился на 3,2 процента, объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты — на 1,7 процента, количество размещенных отходов практически осталось на уровне 2004 года. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выбросов вносят металлургическая (43,7 процента от суммарного выброса) и топливно-энергетическая (35,0 процента) отрасли, а также автомобильный транспорт, выбросы которого составили 31,7 процента от суммарных выбросов стационарных и передвижных источников. Их доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в муниципальном образовании «город Екатеринбург», городе Нижний Тагил, городе Каменске-Уральском, городском округе Первоуральск составляет от 16,3 до 91,7 процента. В результате реализации воздухоохранных мероприятий и сокращения расхода всех видов топлива существенно снизились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на следующих предприятиях: Верхнетагильская гидроэлектростанция — филиал открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее — «ТГК-9») (на 26,988 тыс. тонн); открытое акционерное общество «Высокогорский горно-обогати тельный комбинат» (на 13,159 тыс. тонн); Серовская гидроэлектростанция — филиал открытого акционерного общества «ТГК-9» (на 6,212 тыс. тонн). Сброс загрязненных сточных вод по сравнению с 2004 годом уменьшился на 14,39 млн. кубических метров (1,7 процента) и составил 813,91 млн. кубических метров в год. Снижение объема сброса сточных вод обусловлено уменьшением использования свежей воды на предприятиях электроэнергетики и черной металлургии за счет увеличения объема оборотного водоснабжения. Объем образования отходов производства и потребления увеличился в сравнении с 2004 годом на 5 процентов и составил 180,6 млн. тонн. Доля размещения отходов от общего объема их образования снизилась с 62,2 процента до 58,4 процента, доля использования отходов возросла на 0,9 процента и составила 44,9 процента от объема их образования, что является положительным фактором снижения антропогенного воздействия отходов на окружающую природную среду. Значительно увеличились объемы использования отходов в открытом акционерном обществе «Урал асбест», открытом акционерном обществе «Нижнетагиль ский металлургический комбинат», открытом акционерном обществе «Святогор», закрытом акционерном обществе «Золото Северного Урала». В области продолжается работа по развитию инфраструктуры обращения с коммунальными отходами. Введены в эксплуатацию: в городском округе Первоуральск — первая очередь завода по переработке твердых бытовых отходов (далее — ТБО), в Асбестовском городском округе — первая очередь полигона бытовых отходов, в муниципальном образовании «город Екатеринбург» — установка по уничтожению медицинских отходов (инсинератор ИН 50.4). Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области разработан регламент обращения с медицинскими отходами. Радиационная обстановка в целом по области оценивается как удовлетворительная. Сохраняется тенденция улучшения качества питьевой воды. Незначительно снизилась химическая нагрузка от загрязнения атмосферного воздуха на население 14 территорий области (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, Кировградский городской округ, город Нижний Тагил, Камышловский городской округ, город Каменск-Уральский, городской округ Красноуралъск, Кушвинский городской округ, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ). На строительство и реконструкцию природоохранных объектов области было использовано 2,9 млрд. рублей. Основным источником инвестиций в 2005 году были собственные средства организаций (92,6 процента). В общем объеме инвестиций доля федерального бюджета составила 2,3 процента, доля консолидированного бюджета Свердловской области — 5,1 процента. В структуре природоохранных инвестиций 74,4 процента приходится на предприятия металлургического производства и производства готовых металлических изделий. Общий размер затрат на капитальный ремонт составил 958,0 млн. рублей, что в 1,9 раза больше уровня 2004 года (в текущих ценах). В целях обеспечения экологической безопасности в Свердловской области в 2005 году реализованы мероприятия областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2005 год», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 02.07.2004 г. № 620 ПП («Об ластная газета», 2004, 11 сентября, № 245) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 17.01.2005 г. № 15 ПП («Областная газета», 2005, 22 января, № 13–14) и от 30.05.2005 г. № 422 ПП («Областная газета», 2005, 7 июня, № 160–161), и областной инвестиционной программы «Переработка техногенных образований Свердловской области» на 2004–2010 годы, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2003 г. № 527 ПП («Областная газета», 2003, 29 августа, № 189) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2005 г. № 1131 ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, № 12-4, ст. 1735). В порядке осуществления государственного экологического контроля проведено 13433 проверки организаций-при родопользователей по соблюдению требований природоохранного законодательства, выявлено 11677 нарушений, выдано 12819 предписаний и рекомендаций по их устранению, взыскано штрафов на сумму 26749,4 тыс. рублей, в прокуратуру передан 221 материал по нарушениям природоохранного законодательства для принятия мер прокурорского реагирования, в Министерство внутренних дел Российской Федерации переданы 3 дела. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в деле охраны окружающей природной среды, экологическая обстановка в большинстве городов Свердловской области по-прежнему остается напряженной. Наиболее неблагополучными территориями области по состоянию воздушного бассейна являются: городской округ Красноуральск, Кировградский городской округ, город Каменск-Уральский, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, муниципальное образование «город Екатеринбург», городской округ Верхняя Пышма, Полевской городской округ, городской округ Краснотурьинск, Серовский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Ревда и Нижнетуринский городской округ. Качество воды большинства водных объектов Свердловской области не отвечает нормативным требованиям. Причинами этого является несоблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, вторичное загрязнение, вызванное накопившимися донными отложениями, а также зарегулированность водных объектов прудами и водохранилищами. В области отсутствуют специализированные объекты для размещения и утилизации опасных отходов. В результате более чем в 2 раза увеличилось накопление отходов на территориях предприятий. Недостаточными темпами ведется работа по упорядочению размещения коммунальных отходов (53,2 процента свалок бытовых отходов функционируют без разрешительных документов). Высокая антропогенная нагрузка является причиной загрязнения земель населенных мест различными веществами, в том числе 1 и 2 классов опасности (свинец, никель, кобальт, кадмий и другие). Высокий уровень загрязненности почв по санитарно-химическим показателям выявлен на территории городского округа Карпинск, муниципального образования «город Екатеринбург», города Нижний Тагил, Березовского городского округа, Асбестовского городского округа, городского округа Первоуральск, города Каменска-Уральского. В почвах основных земледельческих районов в результате сокращения объемов удобрения, известкования и фосфоритования земель уменьшилось содержание основных питательных элементов и количество гумуса, возросла их кислотность. Качество окружающей природной среды и природные факторы обусловливают критическую ситуацию по обеспечению населения питьевой водой в Кушвинском городском округе, городе Нижний Тагил, Муниципальном образовании город Ирбит, Асбестовском городском округе, Ивдель-ском городском округе, Талицком городском округе, Тавдинском городском округе, Верхнесалдинском городском округе. Ряд предприятий области практически не занимаются вопросами снижения негативного воздействия на окружающую среду: природоохранные инвестиций в основной капитал на предприятиях электроэнергетики составили всего 164,6 млн. рублей, или 3,6 процента от общего объема инвестиций, на предприятиях по производству машин и оборудования — 3,2 млн. рублей (0,3 процента), на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования — 0,2 млн. рублей (0,1 процента). Для нормализации состояния окружающей природной среды в Свердловской области, обеспечения надлежащего качества жизни населения необходимо ускорить реконструкцию и техническое перевооружение предприятий промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, внедрение энергосберегающих и малоотходных технологических процессов, обеспечить формирование экологической культуры у населения, соответствующую подготовку специалистов и руководителей организаций-природопользо вателей, а также усиление государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Заслушав выводы и рекомендации, содержащиеся в докладе «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году», в целях обеспечения экологической безопасности в Свердловской области Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять к сведению доклад «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году». 2. Согласиться с выводами и рекомендациями доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» (прилагаются). 3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области руководствоваться выводами и рекомендациями доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» при разработке областных государственных целевых программ. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области: 1) руководствоваться выводами и рекомендациями доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» при разработке муниципальных экологических программ, проектов местных бюджетов на 2007 и последующие годы, согласовании отводов земельных участков под строительство новых и реконструкцию действующих производственных мощностей; 2) ускорить завершение работы по оформлению разрешительных документов на размещение бытовых отходов, обеспечить обустройство мест их размещения, а также очистку территорий, загрязненных в результате несанкционированного размещения отходов; 3) проработать вопрос о развитии системы сбора вторичных ресурсов путем создания пунктов их приемки, а также производств по переработке отходов потребления, включая макулатуру, стекло, текстиль, отходы полимерных материалов; 4) обеспечить экологическое просвещение на территории муниципального образования, в том числе информирование населения о законодательстве в сфере охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, и распространение экологических знаний через местные средства массовой информации. 5. Рекомендовать руководителям организаций-приро допользователей, расположенных на территории Свердловской области: 1) руководствоваться выводами и рекомендациями доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» при разработке и реализации экологических программ или планов мероприятий на 2007 и по следующие годы, а также при планировании размещения новых производственных мощностей, реконструкции и техническом перевооружении действующего производства; 2) обеспечить достижение предельно допустимых нормативов негативного воздействия на окружающую природную среду в сроки, предусмотренные Концепцией экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. № 505 ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 6-1, ст. 859); 3) обеспечить подготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду. 6. Министерству природных ресурсов Свердловской области (Ястребков А.А.): 1) направить доклад «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» в органы государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорные и другие заинтересованные организации, расположенные на территории Свердловской области, для ознакомления и руководства в соответствующей сфере деятельности; 2) учесть выводы и рекомендации доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» при формировании и реализации областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области» и областных инвестиционных экологических программ на 2007 год, а также перечня инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения, для финансирования которых предоставляются субсидии из областного фонда муниципального развития, в части объектов строительства, реконструкции систем водоснабжения на 2007–2008 годы; 3) продолжить работу по пропаганде экологических знаний, информированию населения о проблемах и достижениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, воспитанию у граждан бережного отношения к родному краю и привлечению их к массовым акциям по охране и восстановлению природных объектов; 4) совместно с управляющими управленческими округами Свердловской области Боком В.Ф., Волынкиным В.Н., Граматиком И.И., Гусевым О.А., Шабаровым А.В. , территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации и Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, подведомственными областными государственными учреждениями повысить эффективность контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования. 7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Ястребкова А.А. Председатель Правительства Свердловской области А.П.Воробьев г. Екатеринбург 31 августа 2006 года № 749 ПП К постановлению Правительства Свердловской области от 31.08.2006 г. № 749 ПП Выводы и рекомендации доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 году» Техногенная нагрузка на окружающую среду в Свердловской области продолжает снижаться. В 2005 году, несмотря на рост объемов промышленного производства на 4,5 процента, выбросы в атмосферу от стационарных источников уменьшились на 3,2 процента, сбросы загрязненных сточных вод — на 1,7 процента. Объем размещения отходов практически остался на прежнем уровне. В то же время в большинстве крупных промышленных центров области, на территориях которых размещаются предприятия металлургического и топливно-энергетического комплексов, по-прежнему отмечается неблагополучная экологическая обстановка. 1. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Атмосферный воздух Выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников составили 1229,664 тыс. тонн, что на 40,586 тыс. тонн (3,2 процента) ниже уровня 2004 года. Снизились объемы выбросов оксида углерода (на 23,708 тыс. тонн), летучих органических соединений (на 0,115 тыс. тонн), углеводородов (на 11,136 тыс. тонн) и оксидов азота (на 6,476 тыс. тонн). Зафиксирован рост выбросов твердых веществ (на 1,624 тыс. тонн), диоксида серы (на 0,547 тыс. тонн). Существенное снижение выбросов в атмосферный воздух произошло на следующих предприятиях: Верхнетагильская гидроэлектростанция — филиал открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (на 26,988 тыс. тонн), открытое акционерное общество «Высокогорский горно-обогатительный комбинат» (на 13,159 тыс. тонн), Серовская гидроэлектростанция — филиал открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (на 6,212 тыс. тонн). Снижение выбросов обусловлено уменьшением объемов производства на отдельных предприятиях, сокращением расхода всех видов топлива, а также реализацией воздухоохранных мероприятий. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выбросов вносят металлургическая (43,7 процента от суммарного выброса) и топливно-энергетическая (35,0 процента) отрасли, а также автомобильный транспорт, выбросы которого составили 31,7 процента от суммарных выбросов стационарных и передвижных источников. Их доля в общем объеме выбросов в муниципальном образовании «город Екатеринбург», городе Нижний Тагил, городе Каменске-Уральском, городском округе Первоуральск составляет от 16,3 до 91,7 процента. В результате роста объемов промышленного производства увеличились выбросы на закрытом акционерном обществе «Производственное объединение «Режникель» и открытом акционерном обществе «Святогор» на 3,649 тыс. тонн и 2,393 тыс. тонн соответственно, а также на Рефтинской гидроэлектростанции — филиале открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» на 26,726 тыс. тонн. Увеличение выбросов от автотранспортных средств в 2005 году составляет 47,8 тыс. тонн (2,6 процента), что обусловлено ростом количества автомобилей, низким качеством автомобильного топлива и также неудовлетворительным состоянием дорог. В 2005 году, по данным государственной сети наблюдений, уровень загрязнения атмосферы в городском округе Краснотурьинск, городском округе Первоуральск, городе Нижний Тагил характеризовался как очень высокий; в муниципальном образовании «город Екатеринбург» и городе Каменске-Уральском как высокий. Приоритетными загрязняющими веществами атмосферного воздуха являются бенз(а)пирен, формальдегид и диоксид азота. Водные ресурсы Забор воды из природных водных объектов в 2005 году составил 1866,44 млн. кубических метров в год, это на 163,9 млн. кубических метров в год (или 8,8 процента) больше, чем в 2004 году. Увеличение произошло, в основном, за счет роста транзитной переброски воды (на 156,0 млн. кубических метров в год). В Свердловской области основные потребности населения и промышленности удовлетворяются за счет поверхностного, в основном зарегулированного, стока. Забор воды из поверхностных водных объектов составил 1409,78 млн. кубических метров в год, или 75,5 процента от общего забора. Использование воды составило 1178,19 млн. кубических метров в год. Наиболее заметное снижение использования воды произошло на предприятиях электроэнергетики и химического комплекса. Мощность систем оборотного водоснабжения и повторного использования воды увеличилась на 197,67 млн. кубических метров в год (или 1,6 процента) и составила 12488,06 млн. кубических метров в год за счет увеличения оборотного водоснабжения на предприятиях электроэнергетики и черной металлургии. Использование свежей воды в области составило 8,6 процента от полного водопотребления. Общий объем сброса сточных вод, включая шахтные и коллекторно-дренажные, в водные объекты области уменьшился на 3,14 млн. кубических метров в год (0,3 процента) и составил 1246,27 млн. кубических метров в год, в том числе сброс загрязненных сточных вод по сравнению с 2004 годом уменьшился на 14,39 млн. кубических метров в год (1,7 процента) и составил 813,91 млн. кубических метров в год. Снижение сброса сточных вод обусловлено уменьшением использования воды. В 2005 году мощность очистных сооружений перед сбросом в водные объекты по области возросла на 27,06 млн. кубических метров в год (1,6 процента) и составила 1757,22 млн. кубических метров в год. Увеличение мощностей очистных сооружений произошло за счет реконструкции существующих очистных сооружений муниципальных предприятий «Водоканал» (муниципальное образование «город Екатеринбург») и за счет вновь отчитавшихся природопользователей: общество с ограниченной ответственностью «Техочистка» (городской округ Среднеуральск), общество с ограниченной ответственностью «Среднеуральское РТК», муниципальное предприятие «Сигнал» (Серовский городской округ) и прочих. Качество воды большинства водных объектов по-прежнему не отвечает нормативным требованиям. Одной из основных причин, способствующих загрязнению водных ресурсов, является массовая застройка водоохранных зон водных объектов и, прежде всего, их прибрежных защитных полос. Наиболее распространенными загрязняющими веществами поверхностных вод Свердловской области остаются нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые органические вещества (по БПК5), соединения металлов, аммонийный и нитритный азоты, основным источником которых являлись сточные воды различных видов производств, предприятий сельского и жилищно-коммунального хозяйств, поверхностный (ливневый и талый) сток. Существенное влияние на содержание загрязняющих веществ в поверхностных водах оказывало вторичное загрязнение, вызванное накопившимися донными отложениями. Остается неблагополучным состояние малых рек, особенно в зонах крупных промышленных центров, из-за поступления в них с поверхностным стоком и сточными водами больших количеств загрязняющих веществ. Значительный ущерб малым рекам наносится в сельской местности из-за нарушения режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и попадания в водотоки органических и минеральных загрязнений, а также смыва почвы в результате эрозии. Качество воды реки Исети на всем протяжении крайне низкое — вода реки соответствует 4 и 5 классам загрязненности и варьирует от грязной до очень грязной. Качество воды реки Пышмы на всем протяжении крайне низкое — вода реки соответствует 4 и 5 классам загрязненности и варьирует от грязной (УКИЗВ=5,0–6,1) до экстремально грязной в створах выше и ниже Березовского городского округа (УКИЗВ=7,3–8,2). В последние шесть лет в реке Пышме (выше Березовского городского округа) наблюдается дефицит растворенного в воде кислорода (2,91–0,16 мг/л). Качество воды реки Чусовой на всем протяжении крайне низкое — вода реки соответствует 4 классу загрязненности и варьирует от грязной (УКИЗВ=4,5–5,7) до очень грязной (УКИЗВ=5,8–7,1), а в створе ниже городского округа Первоуральск — 5 классу загрязненности и является экстремально грязной. Особенностью реки Чусовой является хроническое загрязнение ее хромом шестивалентным ниже городского округа Первоуральск и вплоть до границы с Пермской областью (до 24,4–34 ПДК в 2000–2005 годах). Особенностью реки Ляли является стабильно высокое загрязнение ее фенолами в районе Новолялинского городского округа (до 31–67 ПДК в 2000–2005 годах); реки Салды — соединениями меди в районе деревни Прокопьевская Салда (до 55–430 ПДК в 2000–2005 годах). Почвы и земельные ресурсы По данным государственного статистического учета земель, площадь Свердловской области по состоянию на 1 января 2006 года составила 19430,7 тыс. гектаров. В структуре земельного фонда Свердловской области преобладают земли категории лесного фонда (70,3 процента всей территории) и сельскохозяйственного назначения (21,1 процента). Площадь нарушенных земель в 2005 году увеличилась на 0,1 тыс. гектаров по сравнению с 2004 годом и составляет 63,2 тыс. гектаров. Более половины этих земель (57 процентов) нарушены при разработке месторождений полезных ископаемых и проведении геологоразведочных работ, 40,5 процента — вследствие торфоразработок, 2,5 процента — строительства автомобильных дорог и магистральных газопроводов. Рекультивировано и возвращено в народное хозяйство 0,46 тыс. гектаров ранее нарушенных земель, основная доля которых приходится на предприятия цветной металлургии. Работы по восстановлению нарушенных земель предприятиями торфяной промышленности и сельского хозяйства практически не ведутся. По-прежнему наблюдается тенденция снижения объемов внесения минеральных удобрений. Количество вносимых туков сократилось с 30 тыс. тонн действующего вещества в 1996–2000 годах до 19,7 тыс. тонн. Остается низким уровень внесения органических удобрений: 1,6–1,9 тонны/гектар посевной площади при потребности 8–10 тонн/гектар. Площадь известкования кислых почв сократилась к среднегодовому уровню 1996–2000 годов в 1,9 раза, фосфоритования — в 3,5 раза. Объемы этих работ за последние пять лет не превышают 5 процентов от потребности. Сокращение удобряемых площадей, объемов известкования и фосфоритования почв ведет к дефициту минерального питания растений. Дефицит гумуса в 2005 году составил 430 килограммов на 1 гектар. Площади кислых почв (с рН до 5,0) увеличились в сравнении с предпоследним циклом обследования на 69 тыс. гектаров, доля таких почв возросла с 22 до 27,6 процента и составляет 789,2 тыс. гектаров, или 63,3 процента от общей обследованной площади пашни. Уровень плодородия почв, достигнутый за период до 1990 года, падает и с каждым годом процесс деградации почв идет интенсивнее. Техногенное загрязнение почвенного покрова области распространяется на 75 процентов от общей площади зоны активного земледелия. Определенный вклад в загрязнение почвенного покрова вносит изменение радиационного фона. Прежде всего, это касается сельскохозяйственных районов с лучшими почвами: Каменский городской округ, муниципальное образование «Камышловский район», городской округ Богданович, Талицкий городской округ и другие (зона восточно-уральского радиоактивного следа). Заметный ущерб землям наносится лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализуются лесная подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные процессы. Наибольшее опасение вызывает техногенное загрязнение почв Кировградского городского округа и Режевского городского округа, суммарные индексы загрязнения которых относятся к опасной категории. Остальные города области относятся к умеренно опасной и допустимой категории загрязнения. В целом качественное состояние значительной части земель области остается неудовлетворительным. Лесопользование и охрана леса По состоянию на 1 января 2005 года общая площадь лесов на территории Свердловской области составляла 16 млн. гектаров при лесистости территории 66,5 процента, что на 20 процентов выше средней лесистости по Российской Федерации. Площадь лесного фонда — 15,3 млн. гектаров. Покрытая лесом площадь составляет 12,8 млн. гектаров, в том числе 11,9 млн. гектаров естественных древостоев, 0,9 млн. гектаров — искусственных древостоев. Леса 1 группы (водоохранные, защитные, лесопарковые и другие) занимают 3,4 млн. гектаров, леса 2 группы (умеренной эксплуатации) — 8,1 млн. гектаров, леса 3 группы (эксплуатационные) — 3,8 млн. гектаров. Общий запас насаждений составляет 2,1 млрд. кубических метров, из них запас спелых и перестойных насаждений составляет 773,3 млн. кубических метров. Размер ежегодного пользования лесосечным фондом (расчетная лесосека) по рубкам главного пользования в целом по области составляет 20,5 млн. кубических метров, в том числе 6,6 млн. кубических метров по хвойному хозяйству. Всего в 2005 году по всем видам рубок вырублено 7,9 млн. кубических метров. По сравнению с 2004 годом доля вырубленной древесины по рубкам главного пользования снизилась на 3,2 процента, при этом объем древесины, вырубаемой по рубкам промежуточного пользования, увеличился на 7,6 процента. На лесных аукционах продано 788 участков лесного фонда с объемом древесины 975,5 тыс. кубических метров, что на 56 процентов ниже уровня 2004 года. Сокращение вызвано изменением лесного законодательства в части передачи полномочий по организации и проведению лесных аукционов Агентству лесного хозяйства по Свердловской области (ранее аукционы проводились на местах в лесхозах). Объемы лесовосстановления составили 90 процентов от уровня 2004 года, их снижение связано со снижением объема рубки леса. В 2005 году зарегистрировано 646 лесных пожаров, что в 4 раза меньше, чем в 2004 году (2516 лесных пожаров). Площадь лесных пожаров сократилась в 12,5 раза. Это было обусловлено погодными условиями (значительным количеством осадков в июне 2005 года) и профессионализмом лесной охраны, работников пожарно-химических станций лесхозов и лесной авиации. Наибольшее количество возгораний произошло в Серовском городском округе, Североуральском городском округе, Ивдельском городском округе, городском округе Вер-хотурский, Гаринском городском округе, Алапаевском муниципальном образовании и лесхозе Свердловский. Основная причина пожаров — нарушение правил поведения населения в пожароопасный период в лесах области. Ущерб лесного хозяйства вследствие лесных пожаров составил 52430,3 тыс. рублей, что в 5 раз меньше, чем в 2004 году (266893 тыс. рублей). Снизилось количество случаев незаконной вырубки леса. Однако объем самовольно вырубаемой древесины и сумма связанного с этим ущерба увеличились на 14 и 44 процента соответственно. Основная проблема в борьбе с незаконными рубками и другими лесонарушениями — отсутствие полномочий государственного контроля в сфере лесных отношений у лесхозов, недостаточное количество лесных инспекторов в уполномоченном органе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области. Особо охраняемые природные территории, охотничьи и рыбные ресурсы В Свердловской области существуют 638 особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) общей площадью 1 268 213,99 гектара, что составляет 6,53 процента от площади Свердловской области. В число ООПТ входят 3 территории федерального значения: Висимский государственный природный биосферный заповедник, государственный природный заповедник «Денежкин камень», национальный парк «Припышминские боры»; 3 природных парка областного значения, 55 заказников, 423 памятника природы, 21 лечебно оздоровительная местность и курорт, 111 генетических резерватов, 19 лесопарков, 3 дендропарка и ботанических сада. В 2005 году в целях развития системы областных ООПТ были приняты Закон Свердловской области от 21 ноября 2005 года № 105 ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области» («Областная газета», 2005, 23 ноября, № 357–358), постановление Правительства Свердловской области от 26.05.2005 г. № 418 ПП «О резервировании земельных участков для организации особо охраняемых природных территорий регионального значения в Свердловской области» (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, № 5-1, ст. 720), таких , как этно-природный парк «Ивдельский», ландшафтный заказник «Пелымский туман», природный парк «Уфимское плато», природный парк «Озеро Таватуй» общей площадью 420 тыс. гектаров. Завершается подготовка материалов по организации природного парка «Бажовские места» на территории Сысертского городского округа, разработан проект развития природного парка «Река Чусовая». Продолжена работа по благоустройству особо охраняемых природных территорий; составлена общая карта особо охраняемых природных территорий. Существует проблема обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий, причинами чего являются слабая нормативно-правовая база, определяющая ответственность за нарушение режима охраны ООПТ, и отсутствие полномочий по контролю сотрудников учреждений, осуществляющих деятельность по развитию и охране ООПТ. Для управления деятельностью охотничьих заказников в 2005 году постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2005 г. № 615 ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, № 8, ст. 1105) учреждено областное государственное учреждение «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области», силами которого проведен учет животных на территориях 47 муниципальных образований. Общая длина учетных маршрутов составила 20002,6 километра. Для пользования охотничьими животными 70 юридическим лицам и четырем предпринимателям предоставлена территория общей площадью 8,6 млн. гектаров. На этой территории организованы и функционируют 134 охотничьих хозяйства. Особые меры охраны, а также мероприятия по воспроизводству животного мира проводятся в 16 государственных охотничьих заказниках областного значения общей площадью 576,8 тыс. гектаров. Устроено 127 подкормочных площадок, 10 привад, 270 солонцов, засеяно 95 гектаров кормовых полей, выложено 450 снопов привад, проведен учет численности основных видов охотничьих животных. Общая площадь водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, составляет 127,5 тыс. гектаров. В 2005 году для промышленного лова рыбы были закреплены 26 участков рек (1724 километра), 93 озера (19997 гектаров), 6 водохранилищ (9343 гектара), 18 прудов (478 гектаров). Использовались 2 участка рек (11 километров, 14 озер). Основу промысловых уловов за указанный период составлял карась. Его удельный вес в общем объеме добываемой в озерах рыбы последние пять лет составлял 61,8 процента. Рыбохозяйственное освоение водохранилищ в последние годы ведется слабо. В 2005 году промысел велся в основном на Белоярском и Рефтинском водохранилищах, при этом отлавливались, преимущественно, крупночастиковые рыбы. Запасы мелкого частика недоиспользуются. Совершенно не велся лов на Верхнемакаровском, Исетском и других водохранилищах. Значительный ущерб рыбным запасам водохранилищ оказывают предпаводковые сбросы воды. В результате прибрежная часть водохранилищ с растительностью оказывается осушенной, что отрицательно сказывается на нересте рыб. Искусственное воспроизводство рыб в области проводится на Таватуйском рыбо-разводном заводе и в тепловодных садковых хозяйствах. Радиационная обстановка Радиационная обстановка на территории области в целом удовлетворительная. Основное аэрозольное загрязнение воздуха техногенными радионуклидами было обусловлено, как и в предыдущие годы, Cs-137 и Sr-90. Среднегодовая суммарная бета-активность атмосферных выпадений по Свердловской области (0,4 Бк/м2 в сутки) сопоставима с уровнем 2004 года и в 3,5 раза ниже уровня выпадений 2004 года по территории России (1,4 Бк/м2 в сутки). При этом следует отметить, что в 2005 году были зарегистрированы 15 случаев повышенной бета-активности атмосферных выпадений. Случаи высокой бета-активности атмосферных выпадений зарегистрированы в пунктах наблюдений вне 100-километровой зоны радиационно-опас ных объектов (далее — РОО). Наибольшее значение по выпадениям суммарной бета-активности отмечено на авиационной метеорологической станции гражданской авиации Туринск 20–21 декабря 2005 года — 25,9 Бк/м2 в сутки, что в 86,3 раза выше фонового уровня по этому пункту и в 51,8 раза выше среднего значения по территории деятельности Уральского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее — Уральское УГМС). Среднегодовая мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на территории Свердловской области варьировала в основном в пределах 9–11 мкР/час и не превысила среднего по территории деятельности Уральского УГМС значения (11 мкР/час). Среднегодовая мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на метеорологических станциях (далее — МС) Алапаевск, Висим, Бисерть, Михайловск, Тугулым была выше средней по территории деятельности Уральского УГМС и составила 12–13 мкР/час. Коллективная эффективная доза облучения населения области и производственного персонала от природных и искусственных источников в 2005 году с учетом всех дозообра-зующих факторов составила 18620,3 чел. Зв (2004 год — 18375,50 чел. Зв, 2003 год — 18475 чел. Зв), что на 1 процент выше дозы 2004 года. Незначительный рост коллективной дозы обусловлен увеличением числа проведенных рентгенорадиологических исследований, связанным с эпидобстановкой в области по туберкулезу. Прямых эффектов от воздействия радиационного фактора на население области и персонал в 2005 году не отмечалось. Суммарные индивидуальные эффективные дозы облучения на одного жителя от всех дозообразующих факторов колеблются по административным территориям при средней областной величине 4,41 мЗв/год (в 2004 году — 4,39 мЗв/год; в 2003 году — 4,36 мЗв/год) — от 2,42 до 6,43 мЗв/год. В структуре суммарной дозы облучения населения области на протяжении многих лет основной вклад вносят медицинский и природный факторы. К территориям с повышенными (в сравнении со среднеобластными) индивидуальными нагрузками относятся 17 территорий (2004 год — 19): Березовский городской округ, Кировградский городской округ, Качканарский городской округ, городской округ Первоуральск, Североуральский городской округ, Серовский городской округ, Белоярский городской округ, город Нижний Тагил, Нижнесергинское городское поселение, городской округ Верхотурский, Новолялинский городской округ, Сысертский городской округ, Режевской городской округ, Артемовский городской округ, Невьянский городской округ, Муниципальное образование город Ирбит, город Каменск-Уральский, в которых проживает 1598 тыс. человек (2004 год — 1794 тыс. человек). Отходы производства и потребления За 2005 год сведения об обращении с отходами производства и потребления представили 3103 предприятия Свердловской области, что на 17,4 процента больше, чем в 2004 году (2654 предприятия). Согласно представленным отчетам на предприятиях Свердловской области образовалось 180,6 млн. тонн отходов (что составляет около 105 процентов от уровня 2004 года), в том числе отходов 1–4 классов опасности — 9,5 млн. тонн (в 2004 году — 13,1 млн. тонн). Наибольшее количество отходов образовано и накоплено на предприятиях, осуществляющих добычу и обогащение сырья, в том числе отходов вскрышных и вмещающих пород и отходов обогащения. Объем образования отходов на предприятиях черной металлургии — 66,9 млн. тонн (37,0 процента от объема образования отходов по области), на предприятиях по производству строительных материалов — 62,9 млн. тонн (34,8 процента), на предприятиях цветной металлургии — 38,9 млн. тонн (21,6 процента). Объем образования отходов повысился практически во всех отраслях, особенно значительно в одной из основных отходообразующих отраслей — производство строительных материалов. Объем использования отходов составил 81,1 млн. тонн. Доля использования отходов по сравнению с 2004 годом повысилась на 0,9 процента. Использование отходов по сравнению с 2004 годом увеличилось на следующих предприятиях: 1) открытое акционерное общество «Ураласбест» — на 11843,2 тыс. тонн; 2) открытое акционерное общество «Нижнетагильский металлургический комбинат» — на 1929,5 тыс. тонн; 3) открытое акционерное общество «Святогор» — на 843,3 тыс. тонн; 4) закрытое акционерное общество «Золото Северного Урала» — на 268,4 тыс. тонн. Объем использования отходов сократился по сравнению с 2004 годом на следующих предприятиях: 1) открытое акционерное общество «Среднеуральский медеплавильный завод» — на 1 109,0 тыс. тонн; 2) открытое акционерное общество «Уралэлектро медь» — филиал «Сафьяновская мель» — на 101,9 тыс. тонн; 3) Уральский алюминиевый завод — филиал открытого акционерного общества «СУАЛ» — на 71,1 тыс. тонн; 4) открытое акционерное общество «Сухоложск цемент» — на 18,5 тыс. тонн. Отмечен положительный пример открытого акционерного общества «Нижнетагильский металлургический комбинат», объем использования отходов которого составляет 147,9 процента от объема образования отходов. В течение 2005 года размещено 105,4 млн. тонн отходов, что составляет 58,4 процента от объема образования отходов, аналогичный показатель за 2004 год составлял 62,2 процента Несанкционированное (сверхлимитное) размещение отходов в объектах размещения отходов по сравнению с 2004 годом возросло в 4,3 раза и составило 11,1 млн. тонн. Основными причинами являются: отсутствие у владельцев объектов размещения отходов лицензии, утвержденных лимитов на размещение отходов. Остро стоит проблема обезвреживания или безопасного размещения твердых нефтесодержащих отходов 3–4 классов опасности, находящихся в обращении у 1572 предприятий. Среди 13 муниципальных образований в Свердловской области с наиболее неблагополучной экологической обстановкой в шести муниципальных образованиях (муниципаль ное образование «город Екатеринбург», город Каменск-Уральский, городской округ Краснотурьинск, городской округ Верхняя Пышма, Полевской городской округ, Режевской городской округ) у владельцев объектов размещения отходов нет утвержденных лимитов на размещение отходов 3 класса опасности и в трех муниципальных образованиях (муниципальное образование «город Екатеринбург», городской округ Верхняя Пышма и Режевской городской округ) у владельцев объектов размещения отходов нет утвержденных лимитов на размещение отходов и 4 класса опасности твердых нефтесодержащих отходов. Установок по обезвреживанию данных отходов в области нет. Всего по области на конец 2005 года в объектах размещения отходов и на территориях предприятий накоплено 8,28 млрд. тонн отходов производства и потребления. Более чем в 2 раза увеличилось накопление отходов не в специализированных объектах размещения, а на территориях предприятий. Частично это объясняется отсутствием в Свердловской области специализированных объектов размещения отходов 1–4 классов опасности и недостаточным количеством предприятий, осуществляющих сбор отходов от сторонних организаций и их переработку. На территории области на конец 2005 года зарегистрирован 1351 действующий и законсервированный объекты размещения отходов производства и потребления и 88 рекультивированных. Действующие и законсервированные объекты размещения занимают площадь 18913,6 гектара и принадлежат 760 субъектам хозяйственной деятельности, из которых только 277 имеют лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами. Количество объектов размещения коммунальных отходов составляет 630 единиц, данные объекты принадлежат 434 субъектам хозяйственной деятельности, из которых 70 (на 295 объектов) имеют лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами. В области продолжается работа по развитию инфраструктуры обращения с коммунальными отходами. В городском округе Первоуральск введена в эксплуатацию первая очередь завода по переработке твердых бытовых отходов (далее — ТБО). Введена в эксплуатацию первая очередь полигона бытовых отходов в Асбестовском городском округе. Ведется строительство нового полигона ТБО в городском округе Карпинск. В 2005 году построена и введена в эксплуатацию в муниципальном образовании «город Екатеринбург» установка по сжиганию опасных медицинских отходов (инсинератор ИН 50.4). Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области разработан регламент обращения с опасными медицинскими отходами. Чрезвычайные ситуации В 2005 году на территории Свердловской области зарегистрировано 116 чрезвычайных ситуаций, что на 33 случая больше, чем в 2004 году, из них 114 техногенного (с учетом бытовых пожаров) и 2 биолого-социального характера. Причиненный чрезвычайными ситуациями материальный ущерб составил 3,34 млн. рублей. В результате чрезвычайных ситуаций пострадали 334 человека, из них 264 человека погибли. Без учета бытовых пожаров на территории Свердловской области произошло 9 чрезвычайных ситуаций техногенного характера (1 — местная, 8 — локальных), в которых погибли 15 человек, пострадали 14 человек. Ущерб составил 1,865 млн. рублей. Увеличение количества чрезвычайных ситуаций в 2005 году произошло за счет роста числа пожаров в зданиях жилого назначения. Количество чрезвычайных ситуаций, вызванных другими источниками, уменьшилось. Количество биолого-социальных чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области уменьшилось по сравнению с 2004 годом в 2,5 раза, количество пострадавших уменьшилось в 15,78 раза. Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера — неосторожное поведение людей (курение в нетрезвом виде, дорожно-транспортные происшествия), аварийное состояние инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства, нарушение техники безопасности при эксплуатации технологического оборудования. 2. ЭКОЛОГО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА Население Свердловской области проживает в условиях интенсивной химической нагрузки, обусловленной загрязнением токсичными веществами всех объектов окружающей среды. Численность населения, которое обеспечивается водой из централизованных систем водоснабжения, не соответствующей требованиям нормативных документов по органо-лептическим показателям, составляет около 2,9 млн. человек, по санитарно-химическим показателям (в частности хлорорганические соединения, группа азота, тяжелые металлы и другие) — около 3 млн. человек. Более 400 тыс. человек в области потребляет воду, безопасность которой не имеет достаточного лабораторного подтверждения. Количество источников водоснабжения, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны (далее — ЗСО) первого пояса (зона строгого режима), составляет 185 (13,7 процента). Проекты ЗСО источников разработаны лишь у 45,9 процента подземных и 63 процентов поверхностных источников. Организованы зоны санитарной охраны всех трех поясов лишь у 44,6 процента подземных источников и 54 процентов поверхностных источников. В то же время в результате совместной целенаправленной работы территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области с Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления, муниципальных образований в Свердловской области за последние 5 лет сохраняется тенденция улучшения качества питьевой воды. Однако по некоторым показателям качество подаваемой питьевой воды на отдельных территориях области по-прежнему не соответствует требованиям действующих нормативных документов. Наиболее сложная ситуация по обеспечению населения питьевой водой создалась в Кушвинском городском округе, городе Нижний Тагил, Муниципальном образовании город Ирбит, Асбестовском городском округе, Ивдельском городском округе, Талицком городском округе, Тавдинском городском округе, Верхнесалдинском городском округе, где качество воды в источниках централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения не соответствует гигиеническим требованиям, токсикологическим и органолептическим показателям. Кроме того, в Асбестовском городском округе, Березовском городском округе, Камышловском городском округе питьевая вода населению из-за дефицита подается с перебоями по графику. Приоритетными загрязняющими веществами питьевой воды являются: хлорорганические соединения, железо, марганец, остаточный алюминий, тяжелые металлы и жесткость. Наиболее неблагополучными территориями области по состоянию воздушного бассейна являются: городской округ Красноуральск, Кировградский городской округ, город Каменск-Уральский, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, муниципальное образование «город Екатеринбург», городской округ Верхняя Пышма, Полевской городской округ, городской округ Краснотурьинск, Серовский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Ревда и Нижнетуринский городской округ. В 2005 году несколько уменьшилась химическая нагрузка атмосферных загрязнений на население 14 территорий области (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, Кировградский городской округ, город Нижний Тагил, Камышловский городской округ, город Каменск-Уральский, городской округ Красноуральск, Кушвинский городской округ, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ). Отмечается незначительное снижение выбросов пыли, фенола, формальдегида, бенз(а)пирена, гидрофторида, гидрохлорида, углеводородов, мышьяка, ртути. Вместе с тем на 5 территориях отмечается некоторое увеличение химической нагрузки на население, обусловленной качеством атмосферного воздуха (городской округ Сухой Лог, муниципальное образование «город Екатеринбург», городской округ Богданович, Верхнесалдинский городской округ, городской округ Ревда) за счет увеличения выбросов взвешенных веществ, различных видов пыли, окислов азота, оксида углерода, фенола, формальдегида, хлора, гидрохлорида. Высокая антропогенная нагрузка является причиной загрязнения почв населенных мест, земель сельхозиспользования различными веществами, в том числе 1 и 2 классов опасности (свинец, никель, кобальт, кадмий и другие). Высокий уровень загрязненности почв по санитарно-химическим показателям выявлен на территориях городского округа Карпинск (75,0 процента), муниципального образования «город Екатеринбург» (58,4 процента), города Нижний Тагил (35,9 процента), Березовского городского округа (36,0 процента), Асбестовского городского округа (33,0 процента), городского округа Первоуральск (27,5 процента), города Каменска-Уральского (36 процентов). Из 1414 исследований почвы в жилых зонах области на загрязнение тяжелыми металлами в 33,8 процента исследований выявлено превышение нормативов (2004 год — 51,6 процента). Высокий уровень загрязнения селитебных зон по санитарно-химическим показателям обнаружен на территориях Кировградского городского округа, города Нижний Тагил, муниципального образования «город Екатеринбург», Асбестовского городского округа, Режевского городского округа, города Каменска-Уральского. Пробы почвы, исследованные на содержание пестицидов, не показали превышения допустимых уровней. По данным ранжирования территорий области по суммарному показателю загрязнения, почва в Кировградском городском округе характеризуется как чрезвычайно опасная (Zc>128), на 8 территориях — опасная (Zc от 32 до 128), на 14 — умеренно опасная (Zc от 16 до 32). На остальных территориях почва оценивается по категории «допус ти мая», (Zc<16). При этом под воздействием веществ первого класса опасности (бенз(а)пирен, кадмий, мышьяк, ртуть, свинец, селен, цинк) находится более 2,7 млн. человек, второго класса (кобальт, медь, никель, сурьма, хром, бор, молибден) — более 2,3 млн. человек. На территориях 634 санитарно-защитных зон предприятий проживает 359941 человек, в 2005 году с территорий санитарно-защитных зон выведено 66 человек (городской округ Ревда, закрытое акционерное общество «Нижне сергинский метизно-металлургический завод»). 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Основополагающими стратегическими документами, определяющими приоритетные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в Свердловской области, являются Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, одобренная постановлением Правительства Свердловской области, от 16.06.2004 г. № 505 ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 6-1, ст. 859), и Концепция «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года», одобренная постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. № 393 ПП («Областная газета», 2001, 13 июня, № 114). Для реализации экологической политики в Свердловской области принят программно-целевой метод управления природопользованием и экологической безопасностью. В соответствии с Программой Губернатора Свердловской области на 2003–2007 годы и Планом действий Правительства Свердловской области по ее выполнению в рамках действующих федеральной и областной государственных целевых экологических программ «Экология и природные ресурсы России на 2005 год» и «Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2005 год», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 02.07.2004 г. № 620 ПП («Областная газета», 2004, 11 сентября, № 245) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 17.01.2005 г. № 15 ПП («Областная газета», 2005, 22 января, № 13–14) и от 30.05.2005 г. № 422 ПП («Областная газета», 2005, 7 июня, № 160–161), и областной инвестиционной программы «Переработка техногенных образований Свердловской области» на 2004–2010 годы, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2003 г. № 527 ПП («Областная газета», 2003, 29 августа, № 189) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2005 г. № 1131 ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, № 12-4, ст. 1735), осуществлялась природоохранная деятельность Правительства Свердловской области в 2005 году. В муниципальных образованиях и на предприятиях действуют соответствующие экологические программы или комплексные планы мероприятий. Государственный контроль В 2005 году государственный экологический контроль осуществлялся Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области; отделом государственного экологического надзора Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Свердловской области, федеральным государственным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» (далее — ФГУ «ЦЛАТИ по УрФО»), Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Министерством природных ресурсов Свердловской области; Свердловским филиалом по воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства Федерального государственного учреждения «КАМУРАЛРЫБВОД»; Свердловским областным государственным учреждением «Центр экологического мониторинга и контроля» (далее — СОГУ «ЦЭМиК»); муниципальным учреждением «Муниципальная экологическая инспекция города Екатеринбурга». В результате их деятельности: проведено 13433 проверки организаций-природопользователей; выявлено 11677 нарушений; выдано 12819 предписаний, в том числе 87 на ограничение, приостановку хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушением требований природоохранного законодательства, 14 требований-предписаний о внесении сверхлимитной платы за загрязнение окружающей среды на сумму 14132,327 тыс. рублей (взыскано 1729,9 тыс. рублей); вынесено 22779 постановлений о назначении административного взыскания на юридических, должностных и физических лиц на сумму 44346,0 тыс. рублей, взыскано 26749,4 тыс. рублей; передан в прокуратуру 221 материал по нарушениям природоохранного законодательства для принятия мер прокурорского реагирования, в Министерство внутренних дел Российской Федерации — 3. Государственный экологический контроль сопровождался инструментальным контролем за состоянием качества объектов окружающей среды. Отобрано и проанализировано 26861 проба сточных и природных вод, почвы, атмосферного воздуха и выполнено 77625 анализов на различные ингредиенты. Проверена работа 171 лаборатории, осуществляющей производственный экологический контроль на предприятиях. Как показал государственный экологический контроль, основными нарушениями в области охраны окружающей среды являются: 1) несоблюдение условий лицензионных соглашений, в том числе по вывозу отходов производства и потребления, их утилизации, складированию и захоронению; 2) безлицензионное пользование недрами при добыче подземных вод; 3) превышение нормативов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух и в водные объекты; отсутствие нормативов образования отходов; 4) строительство объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы; 5) самовольное пользование водными объектами; 6) отсутствие регулярного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, эффективностью пылегазоочистных установок; 7) нарушения технологии разработки лесосек. Достаточно большую сложность представляет собой взыскание административных штрафов. Процент взыскания составляет не более 60. Для повышения взыскиваемости передавались дела в службу судебных приставов. Государственная экологическая экспертиза, нормирование и лицензирование Государственная экологическая экспертиза проводилась управлениями Росприроднадзора по Свердловской области и Ростехнадзора по Свердловской области. Объектами государственной экологической экспертизы в 2005 году являлись материалы, обосновывающие размещение объектов горнодобывающей промышленности, проекты лесоустройства и все виды градостроительной документации, а также проектная документация на строительство линейных сооружений (автомобильные дороги, линии электропередач, газопроводы), проекты поисковых и разведочных работ на полезные ископаемые, на производство добычных работ, рекультивации нарушенных земель и прочее. На государственную экологическую экспертизу было представлено 2833 документа, проведена экспертиза 1394 предпроектных, проектных и иных материалов, остальные возвращены на доработку. На стадии выбора площадки была проведена государственная экологическая экспертиза по размещению 371 объекта, в размещении 65 из них было отказано. Основные недостатки представляемой документации: 1) размешение объектов без учета ограничений природоохранного характера: в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах поверхностных водных объектов; лесах 1 группы, городских лесах; на особо охраняемых природных территориях областного значения; в зонах санитарной охраны (далее — ЗСО) источников хозяйственно-питьевого значения; 2) отсутствие должного анализа экологической ситуации и состояния природной среды в зоне намечаемой деятельности, в том числе не учитывается существующее фоновое загрязнение; 3) отсутствие прогноза возможных изменений в природной среде и их последствий; 4) в проектах предлагаются устаревшие технические и технологические решения, не планируется рекультивация нарушенных земель; 5) плохо решаются вопросы утилизации и захоронения отходов; 6) слабо прорабатываются вопросы предупреждения возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; 7) предлагаются к реализации технологические решения, не имеющие необходимой экспериментальной и опытно-промышленной проверки, сертификатов соответствия; 8) допускается искажение представляемой информации по воздействиям на окружающую среду, множество ошибок в расчетах, неправильная интерпретация полученных данных; 9) отсутствуют или не учитываются результаты общественных слушаний по размещению и строительству объектов; 10) некомплектное представление материалов на экспертизу; 11) отсутствие положительных заключений органов госконтроля и надзора; 12) представление проектов на строительство без утвержденных в установленном порядке актов выбора площадки. Для более полной и объективной оценки возможных опасных экологических и связанных с ними социальных и экологических последствий на территории области реализуется процедура «Оценки воздействия на окружающую среду» для наиболее значимых и потенциально опасных хозяйственных объектов. В целях нормирования воздействия на окружающую среду рассмотрены 4136 проектов нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, из них утверждены 3449. Рассмотрены и утверждены нормативы предельно допустимых выбросов для 1157 предприятий, в том числе вносящих существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, таких, как производство полиметаллов открытого акционерного общества «Уралэлектромедь», Красногорская тепловая электроцентраль — филиал открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9», открытое акционерное общество «Святогор». Выдано 1392 разрешения на выброс загрязняющих веществ. В 2005 году утверждены нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты для 226 предприятий, в том числе оказывающих существенное влияние на поверхностные водные объекты, таких, как Рефтинская гидроэлектростанция — филиал открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9», Богословский алюминиевый завод — филиал открытого акционерного общества «СУАЛ», открытое акционерное общество «Среднеуральский медеплавильный завод». Выданы 853 разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Согласованы индивидуальные текущие балансовые нормы водопотребления и водоотведения на единицу продукции для 9 водоемких производств, в том числе для открытого акционерного общества «Первоуральский новотрубный завод», закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Реж никель». Утверждены 2114 проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. По сравнению с показателями 2004 года количество соискателей лицензий в 2005 году увеличилось на 65 процентов, количество материалов, рассмотренных государственной экологической экспертизой, — на 50 процентов, количество лицензиатов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших лицензию на право деятельности) — на 63 процента. Экологические программы и их реализация В результате реализации областной инвестиционной программы «Переработка техногенных образований Свердловской области на 2004–2010 годы», одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2003 г. № 527 ПП с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2005 г. № 1131 ПП, переработано 14,3 млн. тонн отходов производства и получено меди в пересчете на рафинированную 6,7 тыс. тонн, железного концентрата — 200 тыс. тонн, асбеста — 29 тыс. тонн, феррохрома — 3,4 тыс. тонн, цемента — 700 тыс. тонн, щебня и песков строительных — 6500 тыс. тонн, блоков строительных — 110 тыс. кубических метров. Произведено продукции из отходов на сумму почти 3,1 млрд. рублей. Для получения такого количества продукции из природных материалов потребовалось бы добыть и переработать около 17 млн. тонн невозобновляемого природного минерального сырья с образованием до 3,5 млн. тонн отходов. Косвенная оценка совокупного экономического, экологического и социального эффекта от внедрения проектов по переработке техногенных образований показывает, что его величина составляет около 2,8 млрд. рублей, что примерно на 8 процентов больше, чем в 2004 году. Областная государственная целевая программа «Экология и природные ресурсы Свердловской области» на 2005 год (далее — Программа), утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 02.07.2004 г. № 620 ПП с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 17.01.2005 г. № 15 ПП и от 30.05.2005 г. № 422 ПП, в основном выполнена за исключением мероприятия по утилизации химических средств защиты растений, запрещенных к применению и не пригодных к использованию. Объем финансирования мероприятий Программы увеличился на 33849,0 тыс. рублей (14,8 процента) по сравнению с уровнем 2004 года. Большая часть средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, направлена на предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (38,7 процента), строительство природоохранных объектов (32,1 процента), реабилитацию здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях (8,5 процента). Наиболее значимыми мероприятиями, реализованными в рамках Программы, являются: 1) откачка и нейтрализация шахтных вод Березовского, Дегтярского, Ломовского, Карпушихинского, Белореченского, Левихинского рудников; 2) ввод в эксплуатацию двух металлических укрытий для аварийных складов на базе хранения монацитового концентрата в муниципальном образовании Красноуфимский округ; системы водоснабжения Малышевского городского округа и станции водоподготовки в Муниципальном образовании город Ирбит, очистных сооружений в Бисертском городском округе и областном государственном унитарном предприятии санаторий «Обуховский», первой очереди завода по переработке твердых бытовых отходов Первоуральско-Ревдинского промышленного узла; 3) перевод на газ котельных хирургического отделения районной больницы в Артинском городском округе и областного государственного унитарного предприятия санаторий «Обуховский»; 4) биопрофилактика экологически обусловленных заболеваний у 7,5 тыс. детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения на территориях муниципальных образований с неблагополучной экологической обстановкой, реабилитация 950 детей в детских лечебно-профилакти ческих учреждениях; 5) вывоз за пределы области для уничтожения не пригодных к использованию пестицидов и ядохимикатов в количестве 37,3 тонны; обезвреживание и утилизация 111,3 тыс. штук люминесцентных ртутных ламп и термометров; 6) обустройство 333 источников нецентрализованного водоснабжения; 7) установка автоматизированного поста экологического мониторинга в городе Каменске-Уральском; 8) массовые акции по вовлечению молодежи в охрану окружающей среды, пропаганда экологических знаний в средствах массовой информации; 9) очистка участка русла реки Тавды от древесины, затопленной во время сплава в предыдущие годы; 10) проведение подготовительных работ по очистке и дноуглублению реки Ницы в целях предупреждения затопления Муниципального образования город Ирбит во время паводка. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности В 2005 году суммарная начисленная плата за негативное воздействие на окружающую среду от стационарных источников составила 779,6 млн. рублей. По сравнению с 2004 годом она снизилась (в сопоставимых ценах) на 6,1 процента, в том числе за загрязнение водных источников — на 13,5 процента, за загрязнение атмосферы — на 10,9 процента, что объясняется снижением выбросов и сбросов загрязняющих веществ. За размещение отходов плата незначительно выросла (на 1 процент). Взыскано 683,570 млн. рублей, в том числе в консолидирующий бюджет области 544,856 млн. рублей, что составляет 89 процентов от плановых доходов. Основной причиной неисполнения доходов является неплатежеспособность предприятий сельского и жилищно-коммунального хозяйства. На строительство и реконструкцию природоохранных объектов области было использовано 2,9 млрд. рублей. Основным источником инвестиций были собственные средства организаций (92,6 процента). В общем объеме инвестиций доля федерального бюджета составляла 2,3 процента, консолидированного бюджета Свердловской области — 5,1 процента. В структуре природоохранных инвестиций 74,4 процента приходится на предприятия металлургического производства и производства готовых металлических изделий. Эксплуатационные (текущие) затраты на охрану окружающей среды составили 7582,5 млн. рублей, или 92 процента к уровню 2004 года в сопоставимых ценах. Общий размер затрат на капитальный ремонт составил 958,0 млн. рублей, что в 1,9 раза больше уровня 2004 года (в текущих ценах). Это произошло, главным образом, за счет роста затрат на капитальный ремонт сооружений и установок для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов, объектов и оборудования для размещения и обезвреживания отходов производства и потребления. 4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, создания благоприятной среды обитания и условий для жизнедеятельности населения, охраны и рационального использования природных ресурсов, сохранения уникальных природных комплексов Свердловской области необходимо эффективное решение в возможно короткие сроки следующих основных задач: в области улучшения качества окружающей среды: 1) сокращение суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух до уровня нормативных путем реконструкции основного производства и использования высокоэффективных систем пылегазоочистки на предприятиях металлургического и топливно-энергетического комплексов, использования экологически чистых видов топлива, оснащения автомобильного транспорта нейтрализаторами отходящих газов и обустройства транспортной инфраструктуры городов; 2) применение современных автоматизированных систем мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в селитебных территориях и в зонах влияния выбросов предприятий с целью использования данных при развитии и размещении производств, строительстве жилых зданий; 3) строительство, реконструкция и модернизация очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, создание системы сбора ливневых сточных вод с территорий промышленных предприятий и населенных пунктов и их очистка; 4) снижение объемов образования отходов на промышленных предприятиях путем внедрения технологий комплексного использования сырья, увеличение объемов переработки текущих отходов производства и вовлечение в переработку ранее размещенных отходов; 5) строительство производственных комплексов по переработке отходов потребления, утилизации и безопасному хранению (размещению) особо опасных отходов; 6) обеспечение безопасного размещения отходов потребления, включая коммунальные жидкие отходы; в области рационального использования природных ресурсов, охраны и восстановления природных комплексов: 1) реабилитация водных объектов, их водосборных и прибрежных территорий; 2) сохранение и восстановление плодородия почв путем внесения необходимого объема удобрений, осуществления агротехнических мероприятий в соответствии с нормативными требованиями; 3) ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, увеличение объемов рекультивации нарушенных земель, санация загрязненных почв на территориях с чрезвычайно опасным и опасным уровнем загрязнения; 4) обеспечение нормативного использования расчетных лесосек, повышение комплексности использования лесных ресурсов и увеличение объемов глубокой переработки древесины на основе использования передовых технологий; 5) выполнение лесовосстановительных работ в соответствии с материалами лесоустройства и учетом объемов рубок, профилактика лесных пожаров и оперативная ликвидация локальных пожаров для предупреждения их распространения на большие площади; 6) повышение рыбопродуктивности водных объектов области путем зарыбления растительноядными рыбами; 7) сохранение и воспроизводство охотничьих животных за счет предотвращения нарушений правил охоты, регулирования численности животных, их подкормки в зимний период; в области реабилитации здоровья населения, подверженного негативному влиянию факторов среды обитания: 1) снижение радиационной опасности от естественных источников (радон) и медицинских процедур путем замены устаревшей рентгеновской аппаратуры; 2) разработка проектов организации нормативных санитарно-защитных зон предприятий и их реализация, включая отселение населения, проживающего в этих зонах; 3) разработка проектов нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух городов с неблагополучной экологической обстановкой и их учет при развитии и размещении производств на территориях этих городов; 4) первоочередное строительство, реконструкция, модернизация систем водоснабжения в населенных пунктах, отнесенных к территориям риска по питьевому водоснабжению; выявление нецентрализованных источников водоснабжения, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и вовлечение их в организацию питьевого водоснабжения; 5) организация зон санитарной охраны на всех источниках централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в первую очередь на территориях риска по питьевому водоснабжению; 6) благоустройство территорий населенных пунктов, организация их регулярной санитарной очистки; 7) внедрение опережающей гигиенической диагностики профилактики и лечения экологически обусловленных заболеваний, в том числе в приоритетном порядке на территориях муниципальных образований с неблагополучной экологической обстановкой; в области государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования: 1) организация взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в рамках реализации полномочий, определенных законодательством, путем заключения соответствующих соглашений; 2) реализация основных направлений природоохранной деятельности, определенных Концепцией экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. № 393 ПП, увязка с ней областных государственных целевых экологических программ, инвестиционных и муниципальных экологических программ, а также экологических программ организаций-природополь зова телей и их реализация в установленные сроки; 3) разработка и внедрение современных средств и методов производственного экологического контроля на предприятиях, оказывающих наиболее негативное воздействие на окружающую среду; 4) организация территориальной системы экологического мониторинга в городах области с неблагополучной экологической обстановкой с использованием автоматических постов наблюдения; 5) оптимизация радиационного мониторинга путем внедрения экономных и более эффективных способов контроля за радиоактивностью окружающей среды и дозовой нагрузкой облучения населения, в первую очередь в зонах влияния предприятий ядерно-топливного цикла; 6) совершенствование системы непрерывного экологического образования, всемерное развитие экологической культуры и экологического мировоззрения у населения Свердловской области; 7) государственная поддержка организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению экологической безопасности, в том числе в первоочередном порядке по переработке опасных отходов; 8) разработка схем санитарной очистки территорий населенных мест. Решение перечисленных задач возможно только при условии консолидации усилий и финансовых средств органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, организаций-природопользователей и научных учреждений, общественных объединений и граждан Свердловской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|