Расширенный поиск

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 15.11.2006 б/н

 



                    ПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА
                        СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


                     Именем Свердловской области                      


          Постановление Уставного Суда Свердловской области           
  по делу о соответствии Уставу Свердловской области пунктов 4, 4-1,  
4-2, 4-3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по частичному
   освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за    
наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы 
  за коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства  
 Свердловской области от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП «О реализации 
    мер социальной поддержки в соответствии с Областными законами     
    «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», «О     
     социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных     
  пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области»,   
 «О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской 
области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности,
  при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел  
    Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения    
либо вооруженного конфликта», «О почетном звании Свердловской области 
«Почетный гражданин Свердловской области» (с последующими изменениями 
                           и дополнениями)


15 ноября 2006 года                                 город Екатеринбург


     Уставный Суд Свердловской области  в  составе  Председателя  Суда
А.В. Гусева,    судей    Н.А. Жилина,   В.И. Задиоры,   Н.Д. Мершиной,
Д.Н. Разина,
     с участием гражданина Лаврова В.Е., обратившегося  с  запросом  в
Уставный     Суд,    Смирнова М.С.,    Соболя М.Б. —    представителей
Правительства   Свердловской   области,   как    органа,    принявшего
оспариваемый нормативный правовой акт,
     рассмотрел  в  открытом  заседании  дело  о  соответствии  Уставу
Свердловской  области  пунктов 4, 4-1, 4-2, 4-3 Порядка предоставления
мер социальной  поддержки  по  частичному  освобождению  от  платы  за
пользование  жилым  помещением  (платы за наем), платы за содержание и
ремонт жилого помещения  и (или)  от  платы  за  коммунальные  услуги,
утвержденного  Постановлением Правительства Свердловской области от 28
декабря 2004 года № 1178-ПП «О реализации мер социальной  поддержки  в
соответствии с Областными законами «О социальной поддержке ветеранов в
Свердловской области», «О социальной поддержке  реабилитированных  лиц
и   лиц,   признанных   пострадавшими  от  политических  репрессий,  в
Свердловской области», «О социальной защите  граждан,  проживающих  на
территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не
повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы  или  службы  в
органах   внутренних   дел  Российской  Федерации  в  период  действия
чрезвычайного положения  либо  вооруженного  конфликта»,  «О  почетном
звании  Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской области»
(с  последующими  изменениями   и   дополнениями)   (далее —   Порядок
предоставления мер социальной поддержки).
     Заслушав  сообщение  судьи-докладчика   Д.Н. Разина,   объяснения
сторон,  мнения  представителей: от Уполномоченного по правам человека
Свердловской  области —  Алферова В.А.,  от  Министерства   социальной
защиты  населения  Свердловской  области — Ястремской К.П., исследовав
материалы дела, Уставный Суд

                              УСТАНОВИЛ:  
                            
     1. Ветеран труда Лавров В.Е., проживающий в городе  Новоуральске,
обратился в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской
области  пунктов  4,  4-1,  4-2,  4-3   Порядка   предоставления   мер
социальной поддержки. Оспариваемыми положениями установлены нормативы,
в пределах которых производится частичное  освобождение  от  платы  за
коммунальные услуги отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов
труда. В запросе заявитель указывает, что  данные  нормативы  являются
необоснованными,  их размеры существенно ниже, чем применявшиеся ранее
размеры   нормативов   потребления   коммунальных    услуг,    поэтому
предоставляемая  ему  льгота  по оплате коммунальных услуг значительно
уменьшилась, что нарушает  его  права,  в  связи  с  чем  оспариваемые
положения противоречат Уставу Свердловской области.
     2. В  начале  судебного  заседания  представители   Правительства
Свердловской области заявили ходатайство о прекращении производства по
данному делу в связи с тем, что  Правительством  Свердловской  области
принято  Постановление  от 3 ноября 2006 года № 930-ПП (опубликовано в
«Областной  газете»  8  ноября  2006   года),   пунктом   2   которого
оспариваемый  нормативный  акт  признан  утратившим  силу. Между тем в
соответствии  с  Законом  Свердловской  области  «О правовых  актах  в
Свердловской области» (пункт 1 статьи 94), постановления Правительства
Свердловской области нормативного характера по вопросам защиты прав  и
свобод   человека   и   гражданина   (к   которым   относится   данное
Постановление) вступают в силу не ранее чем через десять дней после их
официального  опубликования  в  «Областной  газете».  Следовательно, в
период рассмотрения дела в Уставном Суде  Постановление  Правительства
Свердловской  области  от  3  ноября  2006 года № 930-ПП не вступило в
силу,  и  прекращение  производства  по  делу  по  данному   основанию
(подпункт  3  пункта  1  статьи 67 Областного закона «Об Уставном Суде
Свердловской области») невозможно.
     3. Конституция   Российской   Федерации   (статья   7,   часть 1)
провозглашает    Российскую    Федерацию    социальным   государством,
обеспечивающим гарантии социальной защиты граждан.  Социальная  защита
относится  к  предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации и
Свердловской  области  (пункт  «ж»  части  1  статьи  72   Конституции
Российской  Федерации, пункт «ж» части 1 статьи 24 Устава Свердловской
области). Реализация полномочий  по  решению  вопросов,  отнесенных  к
предметам   совместного   ведения,   осуществляется  как  федеральными
органами государственной власти, так и органами государственной власти
Свердловской  области. Согласно статье 121 Устава Свердловской области
государственные органы Свердловской области в пределах их  компетенции
обеспечивают  государственные  гарантии  прав  человека и гражданина в
сфере социальной защиты населения,  в  том  числе  предоставляют  меры
социальной  поддержки  отдельным  категориям  граждан,  проживающих на
территории Свердловской области.
     До 1 января  2005  года  льгота  ветеранам  труда  по  оплате  50
процентов коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления была
закреплена непосредственно в Федеральном законе «О ветеранах»  (статья
22);   финансирование  данной  льготы  производилось  из  федерального
бюджета.  Федеральным  законом  от  22  августа  2004  года   № 122-ФЗ
произведено   разграничение  полномочий  между  федеральными  органами
государственной власти и  органами  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации, в том числе в сфере социальной защиты ветеранов,
согласно которому меры социальной поддержки ветеранов труда,  а  также
граждан,  приравненных  к  ним  по  состоянию на 31 декабря 2004 года,
определяются законами и иными нормативными правовыми актами  субъектов
Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
     Передавая полномочия  по  социальной  поддержке  ветеранов  труда
субъектам  Российской  Федерации, Федеральный закон от 22 августа 2004
года  № 122-ФЗ  предусмотрел   гарантии,   обеспечивающие   сохранение
сложившегося  уровня их социальной защиты. В частности, в соответствии
с его статьей 153, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых
возникло  до  1  января  2005  года право на компенсации в натуральной
форме  или  льготы  и  гарантии,  носящие  компенсационный   характер,
закрепленные  в  отменяемых  этим  Федеральным  законом нормах, данный
Федеральный  закон  не  может  рассматриваться  как   не   допускающий
реализацию  возникшего  в  указанный  период права на эти компенсации,
льготы и  гарантии  в  форме  и  размерах,  предусмотренных  указанным
Федеральным  законом;  при  определении  мер  социальной  поддержки на
уровне субъекта Российской Федерации должно быть соблюдено  условие  о
том,  что  при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации
льгот и выплат,  предоставлявшихся  отдельным  категориям  граждан  до
указанной  даты  в  натуральной форме, совокупный объем финансирования
соответствующих льгот и выплат  не  может  быть  уменьшен,  а  условия
предоставления — ухудшены.
     В порядке реализации полномочия по  установлению  мер  социальной
поддержки  ветеранов труда был принят Закон Свердловской области от 25
ноября  2004  года  № 190-ОЗ  «О социальной  поддержке   ветеранов   в
Свердловской  области» (с последующими изменениями), в соответствии со
статьей 11 (пункт 2 части 1) которого ветераны труда освобождаются  от
50  процентов  платы  за  коммунальные  услуги  в пределах нормативов,
устанавливаемых Правительством Свердловской области. Таким образом,  в
Свердловской  области ветераны труда и граждане, приравненные к ним по
состоянию на 31 декабря 2004  года,  по-прежнему  обладают  правом  на
получение   такой   меры  социальной  поддержки,  предоставлявшейся  в
соответствии со  статьей  22  Федерального  закона  «О  ветеранах»  (в
редакции, действовавшей до 1 января 2005 года). Вместе с тем условия и
порядок  реализации  этого   права   изменились:   скидка   в   оплате
коммунальных  услуг  стала предоставляться не в пределах нормативов их
потребления,  установленных  органами  местного  самоуправления,  а  в
пределах   нормативов,   устанавливаемых  Правительством  Свердловской
области.
     В  соответствии  с  правовыми  позициями  Конституционного   Суда
Российской  Федерации  (Постановление от 15.05.2006 № 5-П, Определения
от 27.12.2005 № 502-О, от 02.02.2006 № 56-О, от 18.04.2006 № 85-О,  от
23.05.2006  № 153-О  и  другие),  при  пересмотре  системы  социальных
гарантий (в том числе и  на  уровне  субъектов  Российской  Федерации)
условия  и  правовые  механизмы  их  предоставления  могут изменяться:
льготы в натуральной форме могут заменяться  на  денежные  компенсации
либо  корректироваться  правила  и  порядок  их  реализации;  при этом
изменение  механизма  предоставления  социальных  гарантий  не  должно
приводить  к  фактической  отмене  или  существенному  снижению  ранее
достигнутого уровня их предоставления, с тем чтобы соблюдался  принцип
поддержания  доверия  граждан  к  закону и действиям государства путем
сохранения  стабильности  правового  регулирования;  гражданам  должна
предоставляться  возможность  в  течение разумного переходного периода
адаптироваться  к  вносимым  в  законодательство  изменениям.   Оценка
достаточности  и экономической обоснованности установленных в субъекте
Российской Федерации мер социальной поддержки, их эквивалентности тому
объему  льгот,  которые  предоставлялись тому или иному ветерану труда
до 1 января 2005 года, относится к прерогативе судов общей юрисдикции,
которые  при  рассмотрении  соответствующих  дел должны проверять весь
комплекс  юридически  значимых   обстоятельств   и   руководствоваться
правовыми   позициями   Конституционного  Суда  Российской  Федерации,
изложенными в его решениях.
     Из  вышеприведенных  правовых   позиций   Конституционного   Суда
Российской  Федерации  применительно к рассматриваемому делу вытекает,
что органы государственной власти Свердловской  области,  сохраняя  за
ветеранами  труда  право  на  социальную  поддержку  в виде частичного
(50 процентов) освобождения от платы за  коммунальные  услуги,  вправе
были  изменить  условия и порядок реализации этого права, в частности,
предусмотреть, что льгота по оплате  предоставляется  с  учетом  вновь
установленных  нормативов,  утверждаемых  Правительством  Свердловской
области.
     В  судебном   заседании   установлено,   что   совокупный   объем
финансирования  мер  социальной  поддержки  ветеранов  труда по оплате
жилищно-коммунальных  услуг  за  счет  средств  бюджета   Свердловской
области  за  период  с 2004 по 2006 годы увеличился на 166,7 млн. руб.
Нормативы, в пределах которых предоставляется  частичное  освобождение
от  оплаты  коммунальных  услуг,  дифференцированы  в  зависимости  от
социально значимых факторов (состава семьи, числа лиц,  имеющих  право
на  получение мер социальной поддержки, степени благоустройства и иных
характеристик жилого помещения), при определении  их  размеров  учтены
требования ГОСТов и параметры прожиточного минимума, условия и размеры
нормативов являются едиными для всех граждан — получателей  социальной
поддержки   на   территории   Свердловской   области.  Поэтому  данные
нормативы  не  могут  быть  признаны  нарушающими  принцип  равенства,
социально неоправданными и произвольно установленными.
     С  учетом  изложенного,  пункты  4,   4-1,   4-2,   4-3   Порядка
предоставления   мер   социальной   поддержки   соответствуют   Уставу
Свердловской области.
     4. Как  установлено  в  судебном  заседании,  размеры  нормативов
потребления   коммунальных   услуг   в   муниципальных   образованиях,
расположенных  на   территории   Свердловской   области,   значительно
различаются,  и одни из наиболее высоких нормативов установлены именно
в Новоуральском городском округе. Кроме того, в отличие от нормативов,
в  пределах  которых  предоставляется частичное освобождение от оплаты
коммунальных услуг,  нормативы  потребления  этих  услуг  должны  быть
экономически  обоснованными,  и соблюдение этого требования может быть
предметом судебной проверки, в том числе  Уставным  Судом.  При  таких
обстоятельствах  довод  заявителя  о  том,  что  лично  для него объем
социальной поддержки существенно снизился, не может служить основанием
для  признания  оспариваемых  нормативных  положений  умаляющими права
всех ветеранов труда в Свердловской области и нелегитимными.
     Заявитель —  равно  как  и  другие   ветераны   труда —   вправе,
основываясь  на  вышеприведенных  положениях Федерального закона от 22
августа  2004  года  № 122,  которые  в  силу  Конституции  Российской
Федерации (части 2 и 5 статьи 76) и Устава Свердловской области (пункт
1  статьи 6,  пункты  1  и  3  статьи  63)  являются   непосредственно
действующими  на территории Свердловской области, требовать проверки в
судах  общей  юрисдикции  достаточности   и   эквивалентности   объема
предоставляемых  ему мер социальной поддержки тем льготам, которыми он
ранее пользовался. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации
в  вышеназванных  решениях,  такая  проверка  осуществляется  именно в
судах  общей  юрисдикции,  то  есть  посредством  гражданского,  а  не
конституционного (уставного) судопроизводства.
     На основании изложенного и руководствуясь статьей 27 Федерального
конституционного  закона  «О  судебной  системе Российской Федерации»,
статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 8, 70,  73,
75–78,  86  Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области»,
Уставный Суд

                             ПОСТАНОВИЛ: 
                             
     1. Признать пункты 4, 4-1, 4-2, 4-3  Порядка  предоставления  мер
социальной   поддержки   по   частичному   освобождению  от  платы  за
пользование жилым помещением (платы за наем), платы  за  содержание  и
ремонт  жилого  помещения  и (или)  от  платы  за коммунальные услуги,
утвержденного Постановлением  Правительства  Свердловской  области  от
28 декабря  2004 года № 1178-ПП «О реализации мер социальной поддержки
в соответствии с Областными законами «О социальной поддержке ветеранов
в  Свердловской  области»,  «О  социальной поддержке реабилитированных
лиц и лиц,  признанных  пострадавшими  от  политических  репрессий,  в
Свердловской  области»,  «О  социальной защите граждан, проживающих на
территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не
повлекшее  инвалидности,  при  прохождении военной службы или службы в
органах  внутренних  дел  Российской  Федерации  в   период   действия
чрезвычайного  положения  либо  вооруженного  конфликта»,  «О почетном
звании Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской  области»
(с  последующими  изменениями и дополнениями), соответствующими Уставу
Свердловской области.
     2. Настоящее Постановление обжалованию не  подлежит,  вступает  в
законную  силу  немедленно  после  его  провозглашения и не может быть
пересмотрено иным судом.
     3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в
семидневный   срок   в   «Областной   газете»,  а  также  должно  быть
опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области».


     Уставный Суд
     Свердловской области


Информация по документу
Читайте также