Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2006 № 1149-ПППОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О докладе «О защите прав потребителей в Свердловской области в 2005 году» Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.94 г. № 287 «О порядке разработки и распространения ежегодного государственного доклада по вопросам защиты прав потребителей» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 15, ст. 1184), Уставом Свердловской области, решением комиссии по защите прав потребителей Свердловской области от 21.04.2006 г., Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять к сведению выводы доклада «О защите прав потребителей в Свердловской области в 2005 году» и предложения по обеспечению защиты прав потребителей на территории Свердловской области (прилагаются). 2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Карлов А.В.), Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Соловьева В.П.) учесть выводы доклада по обеспечению защиты прав потребителей при проведении проверок хозяйствующих субъектов, реализующих населению товары (работы, услуги), в пределах предоставленных законодательством полномочий. 3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области: 1) активизировать работу по консультированию потребителей по вопросам защиты и способам реализации их прав, обращаться в суды с целью защиты интересов потребителей; 2) публиковать материалы о защите прав потребителей в средствах массовой информации. 4. Рекомендовать главам: Невьянского городского округа Конову А.А, Новоуральского городского округа Пенских Л.К., исполняющему обязанности главы муниципального образования «поселок Уральский» Смертину С.Н. организовать работу по консультированию потребителей по вопросам защиты и способам реализации их прав. 5. Предложить руководителям общественных организаций принимать активное участие в защите прав потребителей, используя полномочия, установленные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». 6. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Никонов Б.И.), Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Михеева С.В.), Инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу (Островский В.В.), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области (Жернов В.Е.), Главному управлению внутренних дел Свердловской области (Никитин М.А.), Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Бекешев С.И.): 1) учесть выводы доклада по обеспечению защиты прав потребителей при проведении проверок хозяйствующих субъектов, реализующих населению товары (работы, услуги), в пределах предоставленных законодательством полномочий; 2) активно взаимодействовать по вопросам защиты прав потребителей с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, общественными организациями, созданными с целью защиты прав потребителей. 7. Предложить руководителям организаций, расположенных на территории Свердловской области разработать стандарты качества предоставляемых населению услуг, руководствуясь действующим законодательством. 8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А. Председатель Правительства Свердловской области А.П.Воробьев г. Екатеринбург 29 декабря 2006 года № 1149-ПП К постановлению Правительства Свердловской области от 29.12.2006 г. № 1149-ПП Выводы доклада «О защите прав потребителей в Свердловской области в 2005 году» и предложения по обеспечению защиты прав потребителей на территории Свердловской области В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, утвержденным приказом от 04.03.2005 г. № 248, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области осуществляет функцию по подготовке ежегодного государственного доклада о защите прав потребителей в Свердловской области. Равная и реальная защита законных интересов потребителей повсеместно на территории Российской Федерации может быть обеспечена только развитой и крепкой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии всех составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия. В России создана национальная система защиты прав потребителей, которая обеспечивается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, а также общественными объединениями потребителей. На федеральном уровне власти государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг). На территории Свердловской области перечень вышеуказанных органов исполнительной власти образуют: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Инспекция страхового надзора по Уральскому федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области, Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Главное управление внутренних дел Свердловской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области. На региональном уровне власти обеспечение защиты прав потребителей возложено на ряд исполнительных органов государственной власти Свердловской области, таких, как Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области. Органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области также проводится работа по защите прав потребителей, которая направлена на оказание практической помощи конкретному потребителю в восстановлении нарушенных прав. На территории Свердловской области организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и общественных объединений по защите прав потребителей возложена на Комиссию по защите прав потребителей Свердловской области и Межведомственную координационную комиссию по защите потребительского рынка Свердловской области от товаров и услуг, несущих угрозу жизни и здоровью жителям Свердловской области. Комиссии созданы для обеспечения согласованных действий при осуществлении мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, повышения эффективности взаимодействия правоохранительных и инспектирующих органов по обеспечению безопасности товаров и услуг. В рамках работы комиссий проводится анализ и разработка направлений по осуществлению мероприятий по борьбе с нарушениями на потребительском рынке. По данным доклада «О защите прав потребителей в Свердловской области в 2005 году», в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 2005 года потребителями направлено более 37,3 тыс. обращений, касающихся нарушений прав потребителей. Распределение письменных и устных обращений по видам деятельности приведено в таблице 1. Таблица 1 (в процентах к итогу) |——————————————————————| —————————————————————————————————————————| | Вид деятельности | 2005 год | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| | | письменные обращения | устные обращения | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Торговля | 64,41 | 69,77 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Коммунальные услуги | 16,04 | 12,04 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Бытовые услуги | 6,28 | 3,57 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Финансовые услуги | 0,75 | 3,50 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Услуги связи | 1,75 | 3,16 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Туристические услуги | 0,34 | 0,75 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Услуги транспорта | 0,69 | 0,63 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Медицинские услуги | 0,50 | 0,54 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Строительство | 0,67 | 0,41 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Общественное питание | 0,54 | 0,36 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Страхование | 0,24 | 0,36 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Обучение | 0,19 | 0,17 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Гостиничные услуги | – | 0,01 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Прочие | 7,59 | 4,71 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| |Итого | 100,00 | 100,00 | |——————————————————————|——————————————————————|———————————————————| Как видно из таблицы 1, большинство письменных и устных обращений связаны с нарушенными правами потребителей в сфере торговли, коммунальных, бытовых услуг и услуг связи. Распределение письменных обращений потребителей по видам деятельности, направленных в адрес Территориального управления Роспотребнадзора по Свердловской области, аналогично структуре обращений, направленных в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, наибольшее количество жалоб граждан установлено в сфере торговли, при оказании жилищно-коммунальных услуг и услуг общественного питания. В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ, услуг) исполнительными органами государственной власти Свердловской области проводились проверки хозяйствующих субъектов. В течение 2005 года проведено 40,0 тыс. проверок, в том числе: 1) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области — 63 проверки хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере связи; 2) Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — 2600 проверок хозяйствующих субъектов, занимающихся перевозочной деятельностью; 195 проверок содержания автомобильных дорог; 3) Главным управлением внутренних дел Свердловской области — 15313 проверок хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной и оптовой реализацией алкогольной продукции; 2145 проверок организаций, осуществляющих фармацевтическую и медицинскую деятельность; 177 проверок предприятий торговли, реализующих аудиовизуальную продукцию; 4) Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области — 230 проверок по соблюдению ветеринарного законодательства; 204 проверки организаций, занимающихся оборотом растений, подконтрольных карантину, 83 проверки организаций, занимающихся оборотом пестицидов и агрохимикатов; 5) Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области и страховыми медицинскими организациями проведена экспертиза 14522 обращений граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, из которых были признаны обоснованными 589 обращений, по которым проведены проверки; 6) Территориальным управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проведено 3670 проверок хозяйствующих субъектов, реализующих товары и услуги населению; 7) Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области — 191 проверка хозяйствующих субъектов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению; 8) Министерством общего и профессионального образования Свердловской области — 374 проверки по вопросам оказания образовательных услуг; 9) Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области — 190 проверок объектов торговли, 172 проверки объектов общественного питания, 52 проверки объектов бытового обслуживания; 10) Министерством здравоохранения Свердловской области — 13 учреждений по вопросу правильности оказания платных медицинских услуг населению, 29 аптек. Структура выявленных нарушений по видам деятельности представлена в таблице 2. Таблица 2 |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| | Виды деятельности | Выявлено | Процент к итогу | | | нарушений | | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Торговля | 11180 | 87 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Общественное питание | 341 | 3 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Бытовые услуги | 23 | 0,3 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Услуги транспорта | 63 | 0,5 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Услуги связи | 26 | 0,2 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Жилищно-коммунальные услуги | 489 | 3,8 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Долевое строительство | 24 | 0,2 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Туристско-экскурсионные услуги | 36 | 0,3 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Медицинские услуги | 609 | 4,4 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Услуги, предметом которых | 1 | 0,008 | |являются денежные средства | | | |населения | | | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Образовательные услуги | 10 | 0,08 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Прочие виды деятельности | 17 | 0,13 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| |Всего | 12819 | 100,0 | |—————————————————————————————————|—————————————|—————————————————| Из таблицы 2 видно, что больше всего выявляется правонарушений в сфере торговли — 87 процентов, при предоставлении медицинских услуг — 4,4 процента, услуг общественного питания — 3 процента, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 3,8 процента от общего числа выявленных правонарушений. Постатейный анализ выявленных нарушений по статьям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в зависимости от вида деятельности представлен в таблице 3. Таблица 3 (в процентах по строке) |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————--------- | | Виды | Нарушения Закона Российской Федерации от 7 февраля | | деятельности |1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иных | | | законов и нормативных правовых актов Российской | | |Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав | | | потребителей | |——————————————————| --——————————————————————————————————————————————-- | ———————| | | из них нарушений по статьям Закона Российской | иные | | | Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 | законы | | | «О защите прав потребителей» | | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| | | 4 |5, 6 | 7 |8–10, | 11 | 16 |18–25|27–37| иные | | | | | | | 12 | | | | |статьи| | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Торговля | 5 | 4 | 3 | 34 | 0,4 | 1 | 0,4 | 0,2 | 27 | 25 | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Общественное | 9 | 2 | 4,5 | 22 | 0,5 | 0,5 | 2 | 0,5 | 8 | 51 | |питание | | | | | | | | | | | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Бытовые услуги | – | – | – | 40 | – | 5 | – | 17 | 8 | 30 | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Услуги транспорта | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 100 | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Услуги связи | – | – | – | 44 | – | 11 | – | 11 | 34 | – | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Жилищно-комму-наль| 17 | 0,5 | 1,6 | 22 | 2 | 10 | – | 4 | 0.9 | 42 | |ные услуги | | | | | | | | | | | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Долевое | 4 | 4 | – | 8 | – | 4 | – | 30 | – | 50 | |строительство | | | | | | | | | | | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Туристско-экскур-с| 3 | – | – | 27 | 3 | 3 | – | 9 | 3 | 52 | |ионные услуги | | | | | | | | | | | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Медицинские услуги| – | – | – | 35 | – | – | – | – | 10 | 55 | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Услуги, предметом | – | – | – | 100 | – | – | – | – | – | – | |которых являются | | | | | | | | | | | |денежные средства | | | | | | | | | | | |населения | | | | | | | | | | | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Образовательные | – | – | – | 55 | – | – | – | – | – | 45 | |услуги | | | | | | | | | | | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Прочие | – | – | – | 41 | – | – | – | – | 18 | 41 | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| |Всего | 6 | 5 | 4 | 32 | 0,5 | 1 | 0,4 | 0,1 | 24 | 27 | |——————————————————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|—————|—————|——————|————————| При постатейном анализе всего спектра выявленных нарушений в разрезе видов деятельности можно отметить следующее. Наиболее распространенным нарушением законодательства о защите прав потребителей является отсутствие полной и достоверной информации для потребителей о товарах (работах, услугах), изготовителях (исполнителях, продавцах), в том числе информации на русском языке о товарах иностранного производства — 32 процента. Выявляются нарушения, связанные с качеством товаров (работ, услуг) — 6 процентов, с нарушением гарантийных обязательств — 5 процентов, с безопасностью товаров (работ, услуг) — 4 процента, и иные нарушения статей Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» — 24 процента. В торговле самыми распространенными остаются нарушения, связанные с непредставлением надлежащей информации об изготовителе (продавце) и товарах — 34 процента от общего числа нарушений, выявленных в торговле (статьи 8–10,12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»). На нарушения, связанные с качеством товаров, приходится 5 процентов (статья 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»), с нарушением гарантийных обязательств — 4 процента (статьи 5, 6 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»), связанные с безопасностью товаров (работ, услуг) — 3 процента (статья 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»), и на иные нарушения статей Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» приходится 27 процентов. Наибольшее внимание со стороны контролирующих органов вызывает качество продуктов питания повседневного спроса: хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, молочной продукции, масла и масложировой продукции, мясной продукции, колбасных изделий и иных продуктов питания. Основными нарушениями при реализации круп, муки, хлебобулочных, макаронных изделий являются: неудовлетворительное санитарно-техническое состояние предприятий; отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на объект и на выпускаемую продукцию; нарушение поточности технологических процессов; отсутствие необходимого набора складских помещений, производственных помещений для обеспечения надлежащих условий хранения сырья и готовой продукции; отсутствие надлежащих условий для санитарной обработки оборотной тары и внутрицехового инвентаря; нарушение температурно-влажностного режима хранения сырья и готовой продукции. На объектах, изготавливающих и реализующих масло и масложировую продукцию, в 2005 году проинспектировано 2,28 тонны масложировой продукции, при этом изъято из оборота 0,18 тонны, что составляет 7,8 процента от общего числа проинспектированных товаров. Основными причинами изъятия товара являются: отсутствие необходимых условий для соблюдения санитарных правил при производстве масла; нарушение температурного режима при транспортировке масла и хранении; нарушение требований, предъявляемых к маркировке, в том числе отсутствие сведений о наименовании изготовителя, дате выработки; реализация продукции с истекшими сроками годности. Наибольшую озабоченность на потребительском рынке товаров вызывает продукция мясоперерабатывающей промышленности. При проведении проверок из оборота изымалось 13,1 процента от общего числа проинспектированных товаров. Основными нарушениями, допускаемыми производителями и продавцами мясной продукции и колбасных изделий, являются: отсутствие должным образом оформленных сопроводительных документов; нарушение требований, предъявляемых к маркировке; реализация продукции с истекшими сроками годности. По информации, представленной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, при осуществлении контроля и надзора за соблюдением ветеринарного законодательства регулярно выявляются нарушения требований, установленных законодательством. В течение 2005 года компетентными органами осуществлялась деятельность по пресечению реализации недоброкачественной алкогольной продукции, в том числе суррогатного алкоголя. По результатам проверок субъектов, занимающихся реализацией алкогольной продукции, из незаконного оборота изъято 22587 дал спирта этилового, спиртосодержащей жидкости и алкогольной продукции. Конфисковано по решениям судов 1245 дал алкогольной продукции. Состояние потребительского рынка непродовольственных товаров также вызывает озабоченность. Полученные в ходе проведения проверок результаты свидетельствуют о продолжающемся росте выявляемых нарушений при реализации товаров, пользующихся повышенным спросом у потребителей, таких, как, детские игры и игрушки, мобильные телефоны, аудиовизуальные произведения и фонограммы, ламповая продукция и ряд других. В 2005 году проинспектировано 26452 единицы детских игр и игрушек, при этом выявлена реализация 7346 единиц товара с нарушениями действующего законодательства, что составило 28 процентов от общего количества проинспектированных товаров. Основная доля выявляемых нарушений приходится на игрушки производства Китай: мягконабивные, куклы из пластмассы и полистирола, резиновые мячи, конструкторы, настольные игры. Наиболее распространенными нарушениями являются: отсутствие полной информации о товаре и изготовителе, непредоставление потребителю информации на русском языке, наличие неполной информации о товаре и изготовителе, продажа товаров без информации о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям. Кроме того, выявлены случаи продажи детских игр и игрушек, не прошедших обязательную сертификацию. В отчетном периоде также была проанализирована деятельность торговых сетей, осуществляющих розничную продажу мобильных телефонов. При проведении проверок выявлено большое количество нарушений действующего законодательства. Основными нарушениями, допускаемыми при продаже мобильных телефонов, являются: включение в гарантийные талоны условий, ущемляющих права потребителей, установленные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»; отсутствие деклараций о соответствии заявленным требованиям, санитарно-эпидемиологических заключений; отсутствие маркировки товара знаком соответствия; указание недостоверной информации о стране изготовителя телефонов; отсутствие полной информации о товаре, а также информации на русском языке об изготовителе, о товаре. На территории Свердловской области, как показали проверки хозяйствующих субъектов, реализующих аудио- и видеокассеты, 49,2 процента экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм к общему числу проинспектированных товаров продаются с нарушениями предъявляемых законодательством требований. В результате проверок из незаконного оборота изъято 142843 единицы контрафактной продукции, из них 7113 видеокассет, 37389 дисков, 10560 компакт-дисков. Наиболее распространенными нарушениями при реализации вышеуказанных товаров являются: непроведение предпродажной подготовки экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм до подачи в торговый зал; отсутствие необходимой информации о товаре и его изготовителе; реализация экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм с лотков; непредоставление покупателю возможности ознакомления с фрагментами аудиовизуального произведения. При проведении проверок магазинов, реализующих ламповую продукцию, изъято из оборота 22020 штук продукции из-за нарушения правил маркировки и отсутствия сопроводительных документов. Основная доля изъятой продукции приходится на товар импортного производства: из-за отсутствия полной информации о товаре и изготовителе; непредоставления потребителю информации на русском языке; реализации товара без сертификатов соответствия. При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства организациями, занимающимися завозом, производством, переработкой, хранением и реализацией подконтрольных карантину растений, досмотрено 1002,9 тыс. тонн грузов растительного происхождения, выявлено 207 случаев завоза продукции, зараженной организмами, которые являются карантинными для России, отсутствующими на ее территории или ограниченно распространенными, в объеме 40,1 тыс. тонн. Забракованная продукция возвращена, уничтожена или переработана по специальным технологиям под контролем инспекции по карантину растений. При проведении проверок организаций, осуществляющих оборот пестицидов и агрохимикатов, выявляются следующие нарушения: реализация запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, реализация фальсифицированного препарата, производство и фасовка запрещенных к обороту пестицидов и агрохимикатов, осуществление рекламы по использованию в личных подсобных хозяйствах запрещенных к применению на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов. При реализации семенного и посадочного материала выявляются аналогичные нарушения, а именно: реализация партий семян сельскохозяйственных растений без документов, подтверждающих их сортовые и посевные качества, реализация посадочного материала плодовых и ягодных растений без сертификатов сортовой идентификации и сертификатов качества, нарушения Порядка реализации семян сельскохозяйственных растений, реализация пакетированных семян с информацией на пакетах, не соответствующей установленным требованиям, без указания или с завышением сроков реализации. Анализ потребительского рынка услуг показывает, что ситуация по соблюдению прав потребителей в некоторых сферах крайне неблагополучна. Особенно это касается соблюдения прав потребителей при оказании населению жилищно-коммунальных, туристско-экскурсионных услуг, услуг связи. В сфере оказания жилищно-коммунальных услуг 22 процента занимают нарушения, связанные с непредоставлением надлежащей информации об услугах, 17 процентов — нарушения, связанные с качеством предоставляемых услуг, 10 процентов — нарушения, связанные с включением в договор условий, ущемляющих права потребителей. Основные нарушения, выявляемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, следующие: 1) потребителям оказываются некачественные жилищно-коммунальные услуги, а именно: не соблюдается режим нагрева воды, не предоставляются коммунальные услуги из-за неисправностей теплосетей, газосетей, электросетей и оборудования, осуществляется ненадлежащее содержание мест общего пользования многоквартирных домов и придомовых территорий, не соблюдаются нормативы температурного режима в жилых домах и требования нормативов по качеству коммунальных услуг; 2) потребителям не предоставляется полная и достоверная информация о предоставляемых жилищно-коммунальных услугах: о правилах предоставления коммунальных услуг, правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, нормативах качества услуг, тарифах на оказываемые услуги, перечне работ, которые входят в тариф и должны осуществляться хозяйствующими субъектами без взимания дополнительной платы, работах, выполняемых организациями, обслуживающими жилой фонд в жилых помещениях за дополнительную плату, и о цене этих работ, о порядке перерасчета; 3) отсутствие экспертиз тарифов, действующих в муниципальных образованиях в Свердловской области. В ряде городов Свердловской области в массовом порядке не заключаются договоры с нанимателями и собственниками жилых помещений; 4) не всеми товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами предоставляются льготы тем категориям лиц, которые имеют на это право в соответствии с законодательством; 5) с нанимателей жилых помещений берется оплата за капитальный ремонт; 6) допускается заключение договоров с собственниками и нанимателями жилых помещений, содержащих условия, ущемляющие права потребителей, установленные законодательством. При оказании туристско-экскурсионных услуг 27 процентов нарушений связано с непредоставлением надлежащей информации об услугах (статьи 8–10,12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»), 9 процентов занимают нарушения прав потребителей при оказании услуг (статьи 27–37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»), 52 процента приходится на нарушения нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие при оказании туристских услуг. Основными нарушениями, выявляемыми в сфере оказания туристских услуг, являются: 1) непредоставление потребителю информации о наличии и реквизитах лицензии; об условиях оказания услуг; о необходимости прохождения профилактики в соответствии с международными медицинскими требованиями в случае, если турист собирается совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой может подвергнуться повышенному риску; 2) включение в договор условий, ущемляющих установленные законодательством права потребителей; 3) несоблюдение письменной формы договоров при реализации туров по детскому отдыху через администрации муниципальных образований, а также организаций, в которых работают родители, либо образовательные учреждения, в которых обучаются дети. Вследствие отсутствия письменной формы договоров юридические лица, оказывающие туристские услуги, в дальнейшем отказывают законным представителям детей в рассмотрении их претензий по реализации туристского продукта; 4) при организации детского отдыха в оздоровительных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, потребителям не предоставляются документы, подтверждающие соответствие мест отдыха детей установленным санитарно-эпидемиологическим и пожарным требованиям, наличие у лица, сопровождающего группу, медицинского образования. При оказании страховых услуг, по данным Инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу, наиболее часто выявляются следующие нарушения: превышение срока выплаты страхового возмещения, проведение экспертизы транспортного средства без участия независимых экспертов, неверное исчисление страховой премии, запрос документов, не предусмотренных законодательством, при наступлении страхового случая. В сфере оказания платных медицинских услуг основными видами нарушений являются: завышение объемов оказания медицинской помощи, отсутствие медицинской документации, нарушение требований по ее ведению, оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. Результаты анализа состояния потребительского рынка товаров и услуг свидетельствуют о многочисленных фактах нарушений действующего законодательства, допускаемых хозяйствующими субъектами при реализации населению товаров (работ, услуг). Специалисты по защите прав потребителей муниципальных образований в Свердловской области берут на себя функцию по рассмотрению обращений потребителей по месту их жительства. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации решают вопросы местного значения, используя полномочия, предоставленные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», и следовательно могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю. Кроме того, органы местного самоуправления являются важным источником информации федеральных органов исполнительной власти и населения не только о проблемах, возникающих при осуществлении защиты прав потребителей, но и других социально значимых аспектах и проблемах. В течение 2005 года специалистами по защите прав потребителей муниципальных образований в Свердловской области рассмотрено около 40,0 тыс. обращений, дано 26,6 тыс. консультаций. В целом количество обращений в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в расчете на 1000 человек населения за 2005 год составило 8,05. Одним из основных направлений в работе специалистов по защите прав потребителей муниципальных образований в Свердловской области является проведение проверок, в том числе совместных с контролирующими органами. За отчетный год проведено 1482 проверки. В ходе проверок органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области выявили около 23,0 тыс. нарушений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года 2300-1 «О защите прав потребителей», а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Грамотный подход к рассмотрению претензий граждан, знание основ законодательства по защите прав потребителей позволили специалистам по защите прав потребителей муниципальных образований в Свердловской области добиться добровольного устранения выявленных нарушений прав потребителей (досудебное урегулирование) в 79,8 процента случаев. Всего предотвращено потерь потребителей на сумму 175,1 млн. рублей, в том числе только Комитетом по защите прав потребителей Администрации города Екатеринбурга — на сумму более 114,6 млн. рублей, в основном за счет помощи в судебных делах по сделкам покупки недвижимости, автотранспорта, мебели, невыплаченным вкладам акционерного коммерческого банка «Гранит», долевого строительства квартир. В 2005 году специалистами по защите прав потребителей муниципальных образований в Свердловской области оказана помощь в составлении 8426 претензий и 2084 исков по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей на общую сумму 106,6 млн. рублей. Специалисты комитетов и отделов по защите прав потребителей муниципальных образований в Свердловской области за 2005 год подготовили и опубликовали в местных газетах более 620 статей, посвященных вопросам защиты прав потребителей. Тем не менее в муниципальных образованиях в Свердловской области идет процесс массового сокращения специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей. На сегодня вопросы защиты прав потребителей на уровне муниципалитетов курируют 129 специалистов. Большинство из этих специалистов занимаются в целом организацией потребительского рынка на территории либо вопросами ценообразования. Такое совмещение функций не способствует эффективному оказанию консультационной помощи потребителям. В Новоуральском городском округе, муниципальном образовании «поселок Уральский», Невьянском городском округе отсутствуют специалисты, занимающиеся вопросами защиты прав потребителей, кроме того, в Новоуральском городском округе, муниципальном образовании «поселок Уральский» не созданы структурные подразделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, соответственно на территориях отсутствует механизм оперативной защиты прав потребителей и нагрузка по восстановлению нарушенных прав ложится на судебную систему. С целью изменения сложившийся ситуации Территориальным управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в адрес глав муниципальных образований в Свердловской области направлен ряд писем об обеспечении защиты прав потребителей путем сохранения в органах местного самоуправления специалистов, обеспечивающих защиту прав потребителей. Необходимо в 2006 году совместными усилиями глав муниципальных образований в Свердловской области и Комиссии по защите прав потребителей Свердловской области преодолеть негативную тенденцию по сокращению специалистов и структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. С этой целью разработан проект типового соглашения между Территориальным управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и главами муниципальных образований в Свердловской области «О взаимодействии по вопросам защиты прав потребителей». Общественное движение потребителей играет значительную роль в системе защиты прав потребителей. Основная работа общественных объединений сосредоточена на консультировании населения по вопросам защиты прав потребителей, проведении мероприятий по проверке соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, оказании помощи потребителям при отстаивании своих интересов в суде. Необходимо отметить, что общественные объединения потребителей активно проводят независимые потребительские экспертизы и тестирования товаров, оказывают правовую помощь населению. В Свердловской области зарегистрированы более 20 общественных организаций по защите прав потребителей, однако наиболее активно и плодотворно работает Свердловское областное общество защиты прав потребителей «Гарант». В 2005 году работа организации осуществлялась по четырем основным направлениям: консультирование потребителей по правовым вопросам и защита их интересов в судах и иных органах и организациях, просвещение потребителей и обучение специалистов некоммерческих объединений и муниципальных образований в Свердловской области по защите прав потребителей, исследования отдельных сегментов рынка товаров и услуг Свердловской области, укрепление системы защиты прав потребителей. Деятельность иных общественных объединений не столь заметна и результативна в вопросах защиты прав потребителей. Кроме того, необходимо отметить, что отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного направления своей деятельности определяют проведение проверок хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции. Данную деятельность общественных объединений необходимо пресекать как дискредитирующую общественное движение потребителей. Общественные движения необходимо активнее привлекать к вопросам защиты прав потребителей, так как именно их деятельность способна обеспечить широкое представительство интересов потребителей на всех уровнях власти. Обзор потребительского рынка товаров (работ, услуг) свидетельствует о массовых нарушениях прав потребителей во всех сферах потребительских отношений, что требует принятия адекватных мер со стороны всех уполномоченных органов. Территориальным управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в 2005 году с целью пресечения правонарушений, выявленных на потребительском рынке, вынесено 5244 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 9, 321 млн. рублей. Практика применения Территориальным управлением Роспотребнадзора по Свердловской области Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка представлена в таблице 4. Таблица 4 |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| | Структура выявленных | № статьи Кодекса |Коли-чест| Процент | |нарушений в сфере защиты прав | Российской | во | к итогу | | потребителей | Федерации об | | | | | административных | | | | | правонарушениях | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Незаконная продажа товаров, | 14.2 | 239 | 4,5 | |свободная реализация которых | | | | |запрещена | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Продажа товаров, выполнение | 14.4, часть 1 | 84 | 1,6 | |работ (услуг), не | | | | |соответствующих установленным | | | | |требованиям | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Продажа товаров, выполнение | 14.4, часть 2 | 1671 | 31 | |работ (услуг), не | | | | |соответствующих санитарным | | | | |правилам, или без сертификата | | | | |соответствия | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Продажа товаров, выполнение | 14.5 | 46 | 0,8 | |работ (услуг) без применения | | | | |контрольно-кассовых машин | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Нарушение порядка | 14.6 | 1 | 0,01 | |ценообразования | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Обман потребителей | 14.7 | 154 | 3 | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Нарушение прав потребителей на| 14.8, часть 1 | 663 | 12,6 | |получение необходимой и | | | | |достоверной информации | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Включение в договор условий, | 14.8, часть 2 | 10 | 0,26 | |ущемляющих установленные | | | | |законом права потребителей | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Непредоставление потребителю | 14.8, часть 3 | 5 | 0,09 | |льгот и преимуществ, | | | | |установленных законом | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Нарушение правил продажи | 14.15 | 2266 | 43,3 | |отдельных видов товаров | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Нарушение правил розничной | 14.16, часть 3 | 18 | 0,34 | |продажи алкогольной и | | | | |спиртосодержащей продукции | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Невыполнение законного | 19.5, часть 1 | 87 | 1,6 | |предписания должностного лица | | | | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| |Всего | | 5244 | 100 | |——————————————————————————————|———————————————————|—————————|———————————| Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области вынесено 10 предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечено 7 лиц к административной ответственности. Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта приостановлено действие 57 лицензий, аннулировано судами 2 лицензии, отказано в выдаче 16 лицензий. Главным управлением внутренних дел Свердловской области возбуждено 7202 уголовных дела по преступлениям, выявленным на потребительском рынке, пресечено 14213 административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области возбуждено 59 административных дел, выдано 91 предписание. Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области и страховыми медицинскими организациями на досудебном уровне удовлетворено 524 жалобы, в том числе с материальным возмещением 123 жалобы, или 21 процент. Общая сумма возмещения составила 332281 рубль, или 2701,47 рубля на один случай. Проведено 547366 вневедомственных экспертиз качества медицинской помощи. Сумма удержанных средств по результатам экспертизы за отчетный период составила 28,118 млн. рублей. Деньги направлены в резерв оплаты медицинских услуг. Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области возбуждены 302 дела об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафов на сумму 3 млн. рублей. Следует отметить, что успех дальнейшей работы по защите прав потребителей во многом зависит от выбора форм взаимодействия между государственной, муниципальной и общественной ветвями системы защиты прав потребителей в деле реализации национальной потребительской политики на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо признать приоритетным направлением для обеспечения защиты прав потребителей осуществление эффективного надзора на потребительском рынке товаров повседневного спроса: хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, молочной продукции, масла и масложировой продукции, мясной продукции и колбасных изделий, а также на потребительском рынке наиболее массовых и востребованных услуг: жилищно-коммунальных, услуг по долевому строительству жилья, платных медицинских услуг, услуг связи. Для эффективной работы в 2006 году всех структур, реализующих национальную политику в сфере защиты прав потребителей в Свердловской области: 1. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Карлов А.В.), Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Соловьева В.П.) учесть приоритетные направления деятельности по обеспечению защиты прав потребителей при проведении проверок хозяйствующих субъектов, реализующих населению товары (работы, услуги), в пределах предоставленных законодательством полномочий. 2. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области: 1) активизировать работу по консультированию потребителей по вопросам защиты и способам реализации их прав, обращаться в суды с целью защиты интересов потребителей; 2) публиковать материалы о защите прав потребителей в средствах массовой информации. 3. Рекомендовать главам: Невьянского городского округа Конову А.А, Новоуральского городского округа Пенских Л.К., исполняющему обязанности главы муниципального образования «поселок Уральский» Смертину С.Н. организовать работу по консультированию потребителей по вопросам защиты и способам реализации их прав. 4. Предложить руководителям общественных организаций принимать активное участие в защите прав потребителей, используя полномочия, установленные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». 5. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Никонов Б.И.), Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Михеева С.В.), Инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу (Островский В.В.), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области (Жернов В.Е.), Главному управлению внутренних дел Свердловской области (Никитин М.А.), Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Бекешев С.И.): 1) учесть выводы доклада по обеспечению защиты прав потребителей при проведении проверок хозяйствующих субъектов, реализующих населению товары (работы, услуги), в пределах предоставленных законодательством полномочий; 2) активно взаимодействовать по вопросам защиты прав потребителей с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, общественными организациями, созданными с целью защиты прав потребителей. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|