Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 04.04.2007 № 470-ПОД

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ                            
                      ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ                       
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


  О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу «Проблемы граждан,  
             проживающих в общежитиях, и пути их решения»             


     Рассмотрев рекомендации депутатских слушаний по вопросу «Проблемы
граждан,  проживающих  в  общежитиях, и пути их решения», состоявшихся
19  декабря  2006  года,  Областная  Дума  Законодательного   Собрания
Свердловской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

     1. Одобрить  рекомендации   депутатских   слушаний   по   вопросу
«Проблемы  граждан,  проживающих  в  общежитиях,  и  пути  их решения»
(прилагаются).
     2. Обратиться   в   законодательные   (представительные)   органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  с  просьбой
поддержать данные рекомендации депутатских слушаний.
     3. Направить   настоящее   постановление   в   Совет    Федерации
Федерального   Собрания  Российской  Федерации,  Государственную  Думу
Федерального Собрания Российской Федерации,  Правительство  Российской
Федерации,  полномочному представителю Президента Российской Федерации
в Уральском федеральном округе П.М.Латышеву, Губернатору  Свердловской
области Э.Э.Росселю, в Правительство Свердловской области, Прокуратуру
Свердловской области и органы  местного  самоуправления  муниципальных
образований, расположенных на территории Свердловской области.


     Председатель
     Областной Думы                                        Н.А.Воронин


     г. Екатеринбург
     4 апреля 2007 года
     № 470–ПОД


                                      Приложение
                                      к постановлению Областной Думы
                                      от 04.04.2007 г. № 470-ПОД

                             РЕКОМЕНДАЦИИ                             
                   депутатских слушаний по вопросу                    
   «Проблемы граждан, проживающих в общежитиях, и пути их решения»    

     В  Свердловской  области  нарастает  социальная  напряженность  и
недовольство  граждан,  проживающих  в  общежитиях. После вступления в
силу   нового   Жилищного   кодекса   общежития   были   отнесены    к
специализированному  жилищному  фонду.  В связи с этим появились факты
выселения граждан из общежитий; несоблюдения норм предоставления жилой
площади;  снятия  с  регистрационного  учета  граждан,  проживающих  в
общежитиях,  без  их  ведома;  принуждения  жителей,   проживающих   в
общежитиях    длительное   время,   к   заключению   договоров   найма
специализированного   жилого   помещения.   Имеются   случаи   продажи
государственных  общежитий  в частную собственность. Все это привело к
массовым  протестам  граждан,  проживающих   в   общежитиях,   включая
многодневные голодовки.
     Необходимо отметить, что государственные предприятия, имеющие  на
своем  балансе  общежития,  рассматривают  их  как  специализированный
жилищный фонд. За счет  этого  фонда  они  могут  привлекать  трудовые
кадры,   что  становится  причиной  уплотнения  и  выселения  граждан,
проживающих в общежитиях.
     Кроме того, в соответствии с Законом Российской  Федерации  от  4
июля  1991  года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации» гражданам предоставлено право  приобрести  в  собственность
жилые   помещения,   занимаемые   на   условиях  социального  найма  в
государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд,
находящийся   в  хозяйственном  ведении  предприятий  или  оперативном
управлении  учреждений.  В  то  же  время  граждане,   проживающие   в
общежитиях, свое право на приватизацию жилого помещения реализовать не
могут.
     Необходимо  отметить  и  то,   что   для   большинства   граждан,
проживающих   в   общежитиях,  это  единственное  и  постоянное  место
проживания.
     Указанные проблемы могут быть разрешены,  на  наш  взгляд,  тремя
путями.
     Первый путь – передача  федерального  имущества  в  муниципальную
собственность  в  соответствии  с  частью  11  статьи 154 Федерального
закона от 22  августа  2004  года  № 122-ФЗ,  а  также  Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374. В этом
случае  жители  общежитий  получают  право  на  заключение   договоров
социального найма и дальнейшую приватизацию своих жилых помещений.
     Второй путь – Территориальное управление  Федерального  агентства
по  управлению  федеральным  имуществом по Свердловской области вправе
принять решение об исключении жилого помещения из  специализированного
жилищного   фонда,  что  даст  возможность  гражданам,  проживающим  в
общежитиях, заключать договоры социального найма. Необходимо  отметить
и  тот  факт,  что  на  сегодня  общежития  не  соответствуют  статусу
специализированного  жилищного  фонда  и   не   отвечают   требованиям
Примерного  положения  об  общежитиях от 11 августа 1988 года № 328 (в
редакции Постановления Правительства Российской Федерации от  23  июля
1993 года № 726).
     Третий путь – предприятия могут предоставлять гражданам,  которые
проживали   в  общежитиях  до  вступления  в  силу  Жилищного  кодекса
Российской Федерации, новые жилые  помещения,  приобретенные  за  счет
собственных  средств или за счет средств федерального бюджета, а также
за счет реализации программ ипотечного кредитования.
     Другой проблемой, требующей незамедлительного  решения,  является
нахождение  общежитий  на балансе акционерных обществ и предприятий, в
отношении которых осуществляется процедура конкурсного управления.
     Так, приватизация государственных  предприятий  осуществлялась  в
соответствии  с  планами  приватизации.  Планы  приватизации содержали
решение  собственника  государственного  имущества  передать   объекты
социально-культурного   и   коммунально-бытового  назначения,  включая
общежития, в муниципальную собственность. Однако до настоящего времени
данное  решение  многими  акционерными  обществами не выполнено. Таким
образом, частные организации продолжают  в  нарушение  закона  владеть
общежитиями  (только  в  городе Екатеринбурге – 45 общежитий), сдавать
жилые помещения коммерческим организациям в аренду без перевода  их  в
нежилые  помещения  и  продолжают  получать  прибыль  от использования
государственного имущества.
     Несмотря  на  все  сложности,  планомерная   работа   по   приему
государственных  общежитий  в  собственность муниципальных образований
ведется. В городе Екатеринбурге с 2003 года по  настоящее  время  было
передано  78  общежитий  в  муниципальную  собственность. В результате
этого около 19 тысяч граждан  получили  право  на  приватизацию  своих
комнат.
     В  соответствии  с   Планом-графиком   приема   в   муниципальную
собственность  государственных  общежитий,  являющихся  собственностью
Свердловской области, на 2006-2010 годы, утвержденным 2  октября  2006
года    Министерством   по   управлению   государственным   имуществом
Свердловской   области   и   Администрацией   города    Екатеринбурга,
планируется   передать  из  областной  собственности  в  муниципальную
собственность еще 44 общежития.
     В то же время в 2006 году в процессе  работы  по  приему-передаче
общежитий,  находящихся  в  государственной собственности Свердловской
области, обозначились серьезные проблемы.
     Первая  проблема –   возмещение   владельцем   имущества   затрат
муниципального   образования   «город   Екатеринбург»   на  проведение
первоочередных   работ   по   ремонту   общежитий   (ремонт    кровли,
водоснабжения,  водоотведения,  отопления,  электроснабжения).  В 2006
году только на ремонт 15 общежитий необходимы  финансовые  средства  в
объеме  не  менее 41 млн. рублей (без НДС). Правительство Свердловской
области  имеет  возможность  и  должно  решить  вопрос   о   выделении
необходимых  средств на ремонт общежитий, передаваемых в муниципальную
собственность.
     Вторая проблема – в соответствии  с  распоряжением  Правительства
Свердловской  области от 21 ноября 2006 года № 1354-РП все сдаваемые в
аренду нежилые  помещения  15 общежитий,  передаваемых  муниципальному
образованию   «город   Екатеринбург»,   остаются   в   государственной
собственности Свердловской области. Их площадь составляет более 8 тыс.
квадратных  метров.  Таким  образом,  муниципальное образование «город
Екатеринбург»,  принимая  15   государственных   общежитий,   лишается
указанной части жилищного фонда. Эта часть жилищного фонда должна быть
использована для расселения  жителей  общежитий  с  учетом  соблюдения
социальной нормы предоставления жилья (в соответствии с постановлением
Главы Екатеринбурга от 31.08.2005 г. № 824).
     В  целях  создания  благоприятных  условий  для  решения  проблем
граждан,  проживающих  в  общежитиях,  в  части реализации их права на
жилье  и  снятия  создавшейся  в   Свердловской   области   социальной
напряженности   участники  депутатских  слушаний  считают  необходимым
рекомендовать:
     1. Государственной   Думе   Федерального   Собрания    Российской
Федерации:
     Обратить внимание на  необходимость  совершенствования  жилищного
законодательства  в  части  соблюдения  прав  граждан,  проживающих  в
общежитиях:
     1. Предусмотреть в части 2 статьи 6  Федерального  закона  от  29
декабря  2004  года  № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации» сохранение гарантии гражданам, имевшим право  на
внеочередное и первоочередное предоставление жилья.
     2. В  статье  7  указанного  Федерального  закона   предусмотреть
передачу   в   соответствии   с  федеральным  законодательством  жилых
помещений,  принадлежавших   государственным   и (или)   муниципальным
предприятиям   до   введения   в  действие  нового  Жилищного  кодекса
Российской Федерации и отнесенных к общежитиям.
     3. Рассмотреть  вопрос   о   необходимости   внесения   следующих
изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации:
     1) понятие  «индивидуальный  жилищный  фонд»,  предусмотренное  в
пункте   3   части 3   статьи   19,   определить  как  «жилищный  фонд
некоммерческого использования»;
     2) в части 2 статьи 50  предусмотреть  минимальный  размер  общей
площади  жилого  помещения  на одного человека, менее которого органом
местного самоуправления не может устанавливаться норма  предоставления
жилого помещения;
     3) гарантию действия  договора  найма  в  случае  перехода  права
собственности  на  жилое  помещение,  предусмотренную в части 2 статьи
102,  распространить  на  всех  граждан,  проживающих  в  таком  жилом
помещении;
     4) категории лиц, которые не могут  быть  выселены  из  служебных
жилых  помещений  и  жилых  помещений  в общежитиях без предоставления
другого жилого помещения, указанные в части 2  статьи  103,  дополнить
лицами, проработавшими на предприятии более 10 лет; одинокими матерями
(отцами);  лицами,  прекратившими  трудовые  отношения  по  сокращению
штата работников предприятия;
     5) в части 1 статьи 105 установить гарантию предоставления семьям
в общежитиях изолированных жилых помещений.
     2. Правительству Российской Федерации:
     1. Принять  меры   для   проведения   инвентаризации   общежитий,
находящихся в федеральной собственности.
     2. Предусмотреть  при   подготовке   законопроекта   о   внесении
изменений  в  Федеральный  закон  «О  федеральном бюджете на 2007 год»
финансовые средства, необходимые для реализации права  на  жилье,  для
граждан,   проживающих   в   общежитиях   жилищного  фонда  Российской
Федерации, которые  получили  право  на  занимаемую  жилую  площадь  в
общежитии до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
     3. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом:
     Уполномочить Территориальное управление Федерального агентства по
управлению  федеральным  имуществом  по  Свердловской  области  правом
изменения   правового    режима    использования    жилых    помещений
специализированного жилищного фонда – общежитий.
     4. Законодательному Собранию Свердловской области:
     Подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской  Федерации  в  порядке  законодательной  инициативы проекты
федеральных законов:
     1. О внесении изменений в Федеральный закон от  29  декабря  2004
года  № 189-ФЗ  «О введении  в  действие  Жилищного кодекса Российской
Федерации»:
     1) часть 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:
     «2. Гражданам, принятым на учет  до  1  марта  2005  года,  жилые
помещения  по  договору  социального  найма  предоставляются в порядке
очередности исходя из времени  принятия  таких  граждан  на  учет,  за
исключением  граждан, имевших право на предоставление жилого помещения
вне очереди или в первую очередь. Указанным гражданам жилые  помещения
по  договорам  социального  найма  предоставляются  соответственно  во
внеочередном или первоочередном порядке.»;
     2) статью 7 изложить в следующей редакции:
     «Жилые помещения в жилых домах,  иных  строениях,  принадлежавших
государственным  или  муниципальным  предприятиям до их приватизации и
отнесенные органами государственного учета к  общежитиям,  подлежат  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации оформлению в
муниципальную  собственность  (в  субъектах   Российской   Федерации –
городах   федерального   значения   Москве   и   Санкт-Петербурге –  в
государственную  собственность  соответствующего  субъекта  Российской
Федерации).   Граждане  и  члены  их  семей,  для  которых  фактически
занимаемые жилые помещения являются  местом  жительства,  имеют  право
заключить  с  органом  местного самоуправления (в субъектах Российской
Федерации – городах федерального значения Москве и  Санкт-Петербурге –
исполнительным  органом государственной власти) либо управомоченным им
лицом  договор  социального  найма  на  фактически  занимаемое   жилое
помещение в пределах нормы предоставления жилого помещения.».
     2. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации:
     1) пункт 3 части 3 статьи 19 изложить в следующей редакции:
     «3) жилищный фонд  некоммерческого  использования –  совокупность
жилых  помещений,  которые  используются  гражданами –  собственниками
данных помещений для своего проживания, проживания членов своей  семьи
и (или)   для  проживания  иных  граждан  на  условиях  безвозмездного
пользования,  а  также  органами  государственной  власти  и  местного
самоуправления,  юридическими лицами – собственниками данных помещений
для проживания граждан на условиях некоммерческого пользования  жилыми
помещениями;»;
     2) часть 2 статьи 50 изложить в следующей редакции:
     «2. Норма   предоставления   устанавливается   органом   местного
самоуправления  в  размере не менее пятнадцати квадратных метров общей
площади жилого помещения на одного человека.»;
     3) часть 2 статьи 102 изложить в следующей редакции:
     «2. Переход права собственности на служебное жилое помещение  или
жилое  помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения
в   хозяйственное   ведение   или   оперативное   управление   другому
юридическому лицу не влечет за собой прекращение договора найма такого
жилого помещения.»;
     4) часть 2 статьи 103 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
     «5) лица, проработавшие на предприятии  более  10  лет;  одинокие
матери  (отцы);  лица,  прекратившие  трудовые отношения по сокращению
штата работников предприятия.»;
     5) часть 1 статьи 105 изложить в следующей редакции:
     «1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются  из  расчета  не
менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Семьям
предоставляются изолированные жилые помещения.».
     5. Правительству Свердловской области:
     1. Рассмотреть  возможность   сокращения   сроков   передачи   44
государственных  общежитий,  предусмотренных  Планом-графиком приема в
муниципальную  собственность  государственных  общежитий,   являющихся
собственностью Свердловской области, на 2006-2010 годы, утвержденным 2
октября  2006  года  Министерством   по   управлению   государственным
имуществом Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга,
в  муниципальную  собственность  муниципального   образования   «город
Екатеринбург».
     2. Предусмотреть  при   подготовке   законопроекта   о   внесении
изменений  в  Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2007
год»  финансовые  средства,  необходимые  для  проведения   неотложных
ремонтных   работ   в   общежитиях   (ремонт   кровли,  водоснабжения,
водоотведения,    отопления,    электроснабжения),    находящихся    в
государственной  собственности  Свердловской  области и передаваемых в
собственность муниципальных образований.
     3. Рассмотреть  возможность  внесения  изменений  в  пункт  2   и
приложение № 2 к распоряжению Правительства Свердловской области от 21
ноября 2006 года № 1354-РП.
     4. Создать межведомственную комиссию по проверке:
     эффективности использования общежитий в Свердловской области;
     соответствия статусу и отнесения жилых помещений в  общежитиях  к
специализированному    жилищному    фонду    (согласно   Постановлению
Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42).
     В  случае  выявления  несоответствия  установленным   требованиям
признать здания общежитий жилыми домами.
     6. Прокуратуре Свердловской области:
     Предложить провести:
     дополнительную проверку случаев выселения  граждан  из  общежитий
без предоставления им другого жилого помещения;
     проверку  соблюдения  законодательства  по  передаче   общежитий,
находящихся   в   государственной   собственности,   в   муниципальную
собственность.

Информация по документу
Читайте также