Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 02.10.2007 № 984-ПП

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                ПОСТАНОВЛЕНИЕ                         
                                ПРАВИТЕЛЬСТВА                         
                            СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                      


       О защите прав потребителей в Свердловской области в 2006 году  

      Руководствуясь статьей 42.1 Закона  Российской  Федерации  от  7
февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правительство
Свердловской области
                                                                      
                                ПОСТАНОВЛЯЕТ:                         
                                                                      
      1. Принять к сведению выводы доклада «О защите прав потребителей
в  Свердловской  области  в  2006  году»  и предложения по обеспечению
защиты  прав   потребителей   на   территории   Свердловской   области
(прилагаются).
      2. Министерству     здравоохранения     Свердловской     области
(Климин В.Г.),   Министерству  строительства  и  жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области (Карлов А.В.),  Министерству  торговли,
питания  и  услуг  Свердловской области (Соловьева В.П.), Министерству
сельского   хозяйства   и    продовольствия    Свердловской    области
(Чемезов С.М.) при осуществлении деятельности учесть выводы доклада «О
защите прав потребителей в Свердловской области в 2006 году».
      3. Министерству     здравоохранения     Свердловской     области
(Климин В.Г.),   Министерству  строительства  и  жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области (Карлов А.В.),  Министерству  торговли,
питания  и  услуг  Свердловской  области  (Соловьева В.П.) совместно с
Управлением  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты   прав
потребителей   и   благополучия   человека   по  Свердловской  области
(Никонов Б.И.) разработать комплекс  мероприятий  на  2007–2010  годы,
направленных  на  повышение  качества  и  безопасности товаров (работ,
услуг)  с  учетом  выводов  и  предложений  доклада  «О  защите   прав
потребителей  в  Свердловской  области  в  2006  году», и внести их на
рассмотрение в Правительство Свердловской области в 2007 году.
      4. Министерству    сельского    хозяйства    и    продовольствия
Свердловской   области   (Чеме   зов С.М.)   совместно  с  Управлением
Федеральной службы по надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и
благополучия   человека   по   Свердловской   области   (Никонов Б.И.)
подготовить  план  мероприятий  на  2007–2010  годы   по   обеспечению
информационного   взаимодействия   в   сфере  производства  и  оборота
продукции, изготовленной с использованием генетически модифицированных
организмов,  и внести его на рассмотрение в Правительство Свердловской
области в 2007 году.
      5. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской
области:
      1) активизировать работу по вопросам защиты прав потребителей  и
способам  реализации  их  прав,  обращаться  в  суды  с  целью  защиты
интересов потребителей;
      2) с целью  информирования  населения  публиковать  материалы  о
защите прав потребителей в средствах массовой информации;
      3) в   рамках   работы   муниципальных   комиссий   по    защите
потребительского  рынка разработать комплекс мероприятий, направленных
на повышение качества  и  безопасности  работ,  услуг  на  территориях
муниципальных образований в Свердловской области.
      6. Рекомендовать Управлению  Федеральной  службы  по  надзору  в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской
области (Никонов Б.И.), Уральскому  межрегиональному  территориальному
управлению  Федерального  агентства  по  техническому  регулированию и
метрологии (Михеева С.В.), Инспекции страхового надзора по  Уральскому
федеральному  округу  (Островский В.В.), Управлению Федеральной службы
по надзору  в  сфере  связи  по  Свердловской  области  (Жернов В.Е.),
Главному   управлению   внутренних   дел   по   Свердловской   области
(Никитин М.А.),  Управлению  Федеральной  службы  по  ветеринарному  и
фитосанитарному   надзору   по  Свердловской  области  (Бекешев С.И.),
Уральскому   управлению   государственного    автодорожного    надзора
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Андреев В.Е.):
      1) обеспечить в пределах предоставленных полномочий  эффективный
надзор  на  потребительском  рынке  товаров  (работ,  услуг)  с учетом
выводов  и  предложений  доклада   «О защите   прав   потребителей   в
Свердловской области в 2006 году»;
      2) активно   взаимодействовать   по   вопросам    защиты    прав
потребителей   с   органами   местного   самоуправления  муниципальных
образований  в  Свердловской  области,  общественными   организациями,
созданными с целью защиты прав потребителей;
      3) активизировать работу по профилактике правонарушений на рынке
товаров   (работ,   услуг),  проводить  мероприятия,  направленные  на
повышение грамотности населения и хозяйствующих субъектов по  вопросам
защиты прав потребителей.
      7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя   председателя   Правительства   Свердловской  области  по
социальной политике Власова В.А.


Председатель Правительства
Свердловской области                                    В.Кокшаров


г. Екатеринбург
2 октября 2007 года
№ 984-ПП

                                    К постановлению Правительства
                                    Свердловской области
                                    от 02.10.2007 г. № 984-ПП


 Выводы доклада «О защите прав потребителей в Свердловской области в  
 2006 году» и предложения по обеспечению защиты прав потребителей на  
                   территории Свердловской области                    
     В соответствии с Положением об Управлении Федеральной  службы  по
надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по
Свердловской области,  утвержденным  приказом  Федеральной  службы  по
надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека от
16.08.2006 г. № 251, Управление Федеральной службы по надзору в  сфере
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  по Свердловской
области осуществляет функцию по подготовке ежегодного доклада о защите
прав потребителей в Свердловской области.
     Отчетный   2006   год   отмечен   устойчивым    ростом    базовых
макроэкономических  показателей:  возросло  промышленное производство,
замедлены инфляционные  процессы.  Позитивные  тенденции  в  экономике
способствуют  формированию  качественной номенклатуры потребительского
рынка,  существенно  влияют  на  расширение  потребительского   спроса
населения   и  выдвигают  новые  задачи  по  обеспечению  защиты  прав
потребителей перед системой государственной и общественной защиты прав
потребителей.
     Реализация указанных выше задач во  многом  позволяет  обеспечить
защиту конституционных прав и свобод потребителей.
     Значительное  место  в  политике  по  защите  прав   потребителей
занимает    пресечение    нарушений    со   стороны   недобросовестных
товаропроизводителей и продавцов на рынке товаров (работ, услуг).
     На  обеспечение  мер  по  защите  прав  потребителей   направлена
деятельность   всех   органов  исполнительной  власти,  осуществляющих
государственный надзор и контроль за производством и оборотом  товаров
(работ,   услуг),   органов   местного   самоуправления,  общественных
объединений.
     На федеральном уровне власти государственный контроль и надзор за
соблюдением   законодательства,   регулирующего  отношения  в  области
защиты  прав  потребителей,   обеспечиваются   федеральными   органами
исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в
области  защиты  прав  потребителей  и  безопасности  товаров  (работ,
услуг).
     На   региональном   уровне   власти   обеспечение   защиты   прав
потребителей  осуществляется  исполнительными органами государственной
власти Свердловской области, такими, как Министерство  здравоохранения
Свердловской      области,      Министерство      строительства      и
жилищно-коммунального  хозяйства  Свердловской  области,  Министерство
общего   и   профессионального   образования   Свердловской   области,
Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области.
     Органами  местного  самоуправления  муниципальных  образований  в
Свердловской  области  проводится  работа по защите прав потребителей,
которая  направлена  на  оказание  практической   помощи   конкретному
потребителю в восстановлении нарушенных прав.
     За счет общественного  потребительского  движения  осуществляется
представительство  интересов  потребителей  в  реализации национальной
политики в сфере защиты прав потребителей.
     В  целях  дальнейшего  развития   и   совершенствования   системы
государственного    и    общественного    контроля    за   соблюдением
законодательства о  защите  прав  потребителей,  а  также  координации
деятельности  всех  структур по защите прав потребителей на территории
Свердловской области с 2005 года действуют две комиссии:
     1) комиссия по защите  прав  потребителей  Свердловской  области,
постановление  Правительства  Свердловской  области  от  23.06.2005 г.
№ 494-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, № 6-3,
ст. 387).
     В состав комиссии  вошли  представители  органов  государственной
власти  Свердловской  области, территориальных органов государственной
власти  Российской   Федерации,   органов   местного   самоуправления,
общественных объединений по защите прав потребителей.
     Комиссия занимается разработкой и осуществлением  мероприятий  по
защите  прав  потребителей  в  Свердловской области, повышением уровня
защищенности  потребителей  от  недобросовестных  действий   продавцов
товаров,  исполнителей  услуг  и обеспечением заинтересованных органов
власти объективной систематизированной  аналитической  информацией  по
защите прав потребителей;
     2) Межведомственная   координационная    комиссия    по    защите
потребительского  рынка  Свердловской  области  от  товаров  и  услуг,
несущих  угрозу  жизни  и  здоровью  жителям   Свердловской   области,
созданная  в  соответствии  с распоряжением Правительства Свердловской
области от 23.08.2005 г. № 1180-РП.
     Комиссия создана в целях повышения  эффективности  взаимодействия
правоохранительных    и    инспектирующих   органов   по   обеспечению
безопасности товаров  и  услуг  для  жизни  и  здоровья  потребителей,
обеспечения   качества   товаров  и  услуг  на  потребительском  рынке
Свердловской области.
     В состав комиссии  вошли  представители  органов  государственной
власти  Свердловской  области,  территориальных органов исполнительной
власти Российской Федерации.
     По данным доклада «О  защите  прав  потребителей  в  Свердловской
области  в  2006 году»,  в  адрес  федеральных  органов исполнительной
власти, исполнительных  органов  государственной  власти  Свердловской
области,  органов  местного самоуправления муниципальных образований в
Свердловской области в  течение  2006  года  потребителями  направлено
около 72 тыс. обращений, касающихся нарушений прав потребителей.
     Распределение обращений граждан по видам деятельности приведено в
таблице 1.
                                                                      
                                                             Таблица 1
|————————————————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————-|
|                      Вид деятельности                      |                 2006 год                  |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|                                                            |  Количество обращений  | Процент к итогу  |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Торговля                                                    |         49857          |       68,7       |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Коммунальные услуги                                         |          9182          |       12,6       |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Бытовые услуги                                              |          5157          |       7,1        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Услуги, предметом которых являются денежные средства        |          1134          |       1,6        |
|населения и страховые услуги                                |                        |                  |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Услуги связи                                                |          1900          |       2,6        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Туристические услуги                                        |          187           |       0,3        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Услуги транспорта                                           |          337           |       0,5        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Медицинские услуги                                          |          801           |       1,1        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Строительство                                               |          307           |       0,4        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Общественное питание                                        |          359           |       0,5        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Образовательные услуги                                      |          149           |       0,2        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Прочие                                                      |          3218          |       4,4        |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
|Итого                                                       |         72588          |      100,00      |
|————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————|
     Как  видно  из  таблицы  1,  большинство  обращений   связано   с
нарушением  прав  потребителей в сфере торговли, коммунальных, бытовых
услуг и услуг связи.
     Это  связано  с  тем,  что  данные   услуги   являются   наиболее
распространенными и востребованными потребителями, практически каждому
гражданину  приходится  ежедневно   вступать   в   гражданско-правовые
отношения    с   хозяйствующими   субъектами,   реализующими   товары,
оказывающими жилищно-коммунальные  услуги,  бытовые  услуги  и  услуги
связи.
     Кроме того, в последние годы наблюдается постоянный рост  участия
потребительского  рынка в формировании валового регионального продукта
Свердловской области, удельный вес торговли в  общем  объеме  отраслей
Свердловской  области,  производящих  услуги, превысил 15 процентов. В
2006 году по объему оборота розничной  торговли  Свердловская  область
вышла   на   пятое   место   среди   субъектов  Российской  Федерации.
Предпосылкой этому послужил рост благосостояния  населения  области  в
2006   году  по  сравнению  с  2005  годом,  развитие  инфраструктуры,
совершенствование технологий розничной торговли.
     В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ,
услуг)   исполнительные  органы  государственной  власти  Свердловской
области проводили проверки хозяйствующих  субъектов.  В  течение  2006
года  проведено 40,6 тыс. проверок (в 2005 году — 40,0 тыс. проверок),
в том числе:
     Управлением Федеральной службы по надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведено
7426   проверок   хозяйствующих   субъектов,    реализующих    товары,
оказывающих   услуги   населению.   Выявлено   10275   нарушений  прав
потребителей;
     Уральским  управлением  государственного  автодорожного   надзора
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  транспорта  проведено 3000
проверок субъектов перевозочной деятельности, в том числе проверки  по
перевозкам  детей, школьников, пассажиров, опасных грузов. Выявлено 70
нарушений по несоблюдению правил перевозки пассажиров;
     Главным  управлением  внутренних  дел  по  Свердловской   области
проведено  18830 проверок,  в  том  числе 14830 проверок хозяйствующих
субъектов, осуществляющих оборот алкогольной продукции; 3000  проверок
организаций,    осуществляющих    фармацевтическую    и    медицинскую
деятельность; 500 проверок предприятий общественного питания, при этом
уделялось  особое  внимание  объектам, расположенным вблизи автотрасс;
200 объектов, реализующих товары детского  назначения;  300  проверок,
направленных  на  выявление  и пресечение преступлений в сфере оборота
объектов  интеллектуальной  собственности,  производства   и   оборота
контрафактной продукции;
     Управлением Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  связи  по
Свердловской  области  проведена  21 проверка хозяйствующих субъектов,
оказывающих услуги в сфере связи, выявлено 4 нарушения;
     Управлением  Государственной  жилищной   инспекции   Свердловской
области  проведено  1334 проверки,  выявлено  16578 нарушений, из них:
правил эксплуатации  и  ремонта  жилищного  фонда —  15636  нарушений,
правил  пользования  жилыми  помещениями — 460 нарушений, нормативного
уровня и режима обеспечения  населения  коммунальными  услугами —  482
нарушения;
     Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору  по  Свердловской области проведено 678 проверок, выявлено 306
нарушений, из  них:  ветеринарного  законодательства —  35  нарушений,
изъято   из   оборота  68  тонн  мясной  продукции;  законодательства,
регулирующего  оборот  растений,  подконтрольных   карантину,   оборот
пестицидов   и   агрохимикатов,   оборот   зерна   и   продуктов   его
переработки, — 271 нарушение;
     Уральским     межрегиональным     территориальным     управлением
Федерального  агентства  по  техническому  регулированию  и метрологии
проведено 185 проверок, выявлено 75 правонарушений;
     Инспекцией страхового надзора по Уральскому  федеральному  округу
проведена экспертиза 509 обращений граждан, из них обоснованных — 340,
остальные обращения консультативного характера;
     Министерством  строительства  и  жилищно-коммунального  хозяйства
Свердловской области проведено 7387 проверок, выявлено 1570 нарушений;
     Министерством общего и профессионального образования Свердловской
области  проверено  96  образовательных учреждений, выявлены нарушения
лицензионных требований в 15 образовательных учреждениях;
     Министерством торговли,  питания  и  услуг  Свердловской  области
проведено  544 проверки, из которых 262 — проверки объектов торговли и
бытового обслуживания, 282 — проверки объектов общественного питания;
     Министерством здравоохранения Свердловской области  проверено  14
учреждений  здравоохранения  по  вопросу правильности оказания платных
медицинских услуг населению, 5 аптек.
     Структура выявленных нарушений по видам деятельности представлена
в таблице 2.

                                                             Таблица 2
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|                   Виды деятельности                    |  Выявлено  |  Процент   |Увеличение, уменьшение|
|                                                        | нарушений  |  к итогу   |  процента к доле по  |
|                                                        |            |            |структуре по сравнению|
|                                                        |            |            |     с 2005 годом     |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Торговля                                                |   28889    |    57,6    |        -29,4         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Общественное питание                                    |    595     |    1,2     |         +1,8         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Бытовые услуги                                          |    459     |    0,9     |         +0,6         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Услуги транспорта                                       |    116     |    0,24    |        -0,26         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Услуги связи                                            |     83     |    0,17    |        -0,03         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Жилищно-коммунальные услуги                             |   18835    |    37,5    |        +33,7         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Долевое строительство                                   |    126     |    0,25    |        +0,05         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Туристско-экскурсионные услуги                          |    111     |    0,23    |         -0,7         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Медицинские услуги                                      |    273     |    0,54    |         +1,0         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Услуги, предметом которых являются денежные средства    |     21     |    0,05    |        +0,04         |
|населения                                               |            |            |                      |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Образовательные услуги                                  |    148     |    0,29    |        +0,21         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Прочие виды деятельности                                |    514     |    1,03    |         +0,9         |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
|Всего                                                   |   50170    |    100     |                      |
|————————————————————————————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————————|
     Из таблицы 2  видно,  что  по-прежнему  больше  всего  выявляется
правонарушений  в сфере торговли — 57,6 процента. Несмотря на снижение
процента  выявленных  нарушений  в  торговле,  практически   на   29,4
процента, положение на товарном рынке остается неудовлетворительным.
     Резко  возрос  по  сравнению  с  2005  годом  процент  выявленных
нарушений  в  сфере  жилищно-коммунальных услуг, на 33,7 процента, что
напрямую связано  с  активизацией  работы  Управления  Государственной
жилищной   инспекции   Свердловской  области.  Количество  проведенных
проверок   и    соответственно    выявленных    данной    организацией
правонарушений по сравнению с 2005 годом увеличилось почти в 7 раз.
     По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав  потребителей  и благополучия человека по Свердловской области, в
торговле самыми  распространенными  остаются  нарушения,  связанные  с
представлением  ненадлежащей  информации  об изготовителе (продавце) и
товарах, что составляет  28,5  процента  от  общего  числа  нарушений,
выявленных  в  торговле.  На нарушения, связанные с качеством товаров,
приходится 5,7 процента.
     Наибольшее внимание со стороны  контролирующих  органов  вызывает
качество  продуктов питания повседневного спроса: хлеба, хлебобулочных
и кондитерских изделий, молочной  продукции,  масложировой  продукции,
мясной  продукции,  в  том  числе  колбасных  изделий,  иных продуктов
питания.
     По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав  потребителей  и  благополучия  человека по Свердловской области,
основными нарушениями при реализации хлебобулочных  изделий  являются:
отсутствие  полной  и достоверной информации о товаре, должным образом
оформленных  сопроводительных  документов,  несоответствие   продукции
заявленным   требованиям   по  органолептическим  и  физико-химическим
показателям.  Так,  в  рамках  проведенных  мероприятий  по   контролю
исследована   571  проба  хлеба  и  хлебобулочных  изделий,  68  (11,9
процента) не соответствовали  требованиям  нормативных  документов  по
кислотности,  влажности,  наличию  хруста  от  минеральной примеси. По
указанным выше причинам в 2006 году изъято из оборота 11,5 тонны хлеба
и   хлебобулочных   изделий   (15,8   процента  от  общего  количества
проверенной продукции), что в два раза больше, чем в 2005 году.
     На   объектах,   изготавливающих   и   реализующих   масложировую
продукцию,   в  2006  году  проинспектированы  74  тонны  масложировой
продукции, изъято из оборота 2,8 тонны, что составило 3,8 процента  от
проверенного.   В   результате  проверки  установлено:  14,3  процента
продукции не соответствует требованиям нормативной документации;  17,8
процента  составляет  фальсифицированная  продукция, причем чаще всего
подвергалось подделке масло подсолнечное; 62,5 процента — продукция  с
маркировкой,  не  содержащей  сведений,  предусмотренных национальными
стандартами, с  ненадлежащим  образом  оформленными  сопроводительными
документами;  5,3  процента —  продукция с истекшим сроком годности. В
целом по сравнению с 2005 годом количество забракованной  масложировой
продукции  на  производственных  объектах,  предприятиях  розничной  и
оптовой торговли увеличилось в 15 раз.
     Наибольшую  обеспокоенность  на  потребительском  рынке   товаров
вызывает продукция молочной и мясоперерабатывающей промышленности.
     Молочной продукции  проинспектировано  101,7  тонны,  забраковано
16,8  тонны  (16,5 процента),  из  которых  4,3  тонны  забраковано на
оптовых предприятиях у производителей. Большая часть  продукции,  68,1
процента,  изымалась  из  оборота по причине несоответствия заявленным
требованиям,    нормативным     документам.     Консервов     молочных
проинспектировано   15,2 тыс.  условных  банок,  забраковано  7,2 тыс.
условных   банок   (47,4    процента),    из    них    50,4 процента —
фальсифицированных,  17  процентов —  не  соответствующих  требованиям
нормативных документов. Следует отметить, что с консервами молочными и
маслом  коровьим  сложилось крайне неблагополучное положение. В рамках
проведенных мероприятий по контролю отобрано  6156  проб,  из  них  не
соответствующих   требованиям   нормативных   документов   685   (11,1
процента).  По   данным   лабораторных   исследований,   признаны   не
соответствующими  заявленным  требованиям  по  фальсификации молочного
жира жирами немолочного происхождения: масло коровье — 58 проб  из  73
исследованных  (79,5  процента),  консервы  молочные —  49  проб из 78
исследованных (62,8 процента).
     На рынке мясной продукции проинспектировано 324 тонны  продукции,
забраковано  40 тонн (12 процентов), из которых 12 тонн забраковано на
оптовых  предприятиях  и  у  производителей.  Основными   нарушениями,
допускаемыми  изготовителями  и продавцами мясной продукции, являются:
нарушение требований, предъявляемых к маркировке,  отсутствие  должным
образом   оформленных  сопроводительных  документов  (51,9  процента),
несоответствие требованиям  нормативных  документов  (32,8  процента),
фальсификация     продукции     (1,8 процента).    Консервов    мясных
проинспектировано 16,8 тыс. условных банок, забраковано  и  изъято  из
оборота  5,9 тыс. условных банок по причине несоответствия требованиям
нормативных документов, а также  с  признаками  фальсификации.  Особую
обеспокоенность  вызывают  участившиеся случаи фальсификации консервов
мясных  и  колбасных  изделий.   С целью   обнаружения   фальсификации
исследовано  98  проб  колбасных  изделий, консервов мясных, в которых
соевый белок не предусмотрен рецептурой, в 62 пробах  (63,3  процента)
обнаружено   дезоксирибонуклеиновая  кислота  (далее —  ДНК)  сои.  На
содержание  генетически  модифицированных  организмов  (далее —   ГМО)
исследовано   78  проб  колбасных  изделий,  из  них  трансгенная  ДНК
обнаружена в 8 образцах (10,3 процента).
     Следует  отметить,  в  настоящее  время   в   мире   организовано
широкомасштабное  производство пищевой продукции, полученной из ГМО. В
соответствии с рекомендациями Всемирной организацией  здравоохранения,
директивой Европейского союза и законодательством Российской Федерации
пищевая продукция из ГМО относится  к  категории  «новая  пища»  и  на
основании  этого  подлежит  обязательной государственной регистрации с
последующим мониторингом оборота этой продукции. По данным Федеральной
службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия
человека в 2006 году находки ГМО в  пищевых  продуктах  на  территории
Российской    Федерации    составили   6,8   процента.   Лабораториями
федерального  государственного   учреждения   здравоохранения   «Центр
гигиены   и   эпидемиологии   в  Свердловской  области»  в  2006  году
исследовано 258 проб пищевых продуктов на наличие трансгенной ДНК,  из
них наличие трансгенной ДНК обнаружено в 11 пробах (4,3 процента). В 2
пробах  обнаружено  содержание  трансгенной  ДНК   более   5 процентов
(изолят   и   концентрат   соевого  белка  производства  КНР),  о  чем
производителями информация до потребителей не доводилась. В  структуре
продуктов,  где  обнаружена  трансгенная  ДНК, представлены: колбасные
изделия, полуфабрикаты мясные, концентраты и  изоляты  соевого  белка,
что характерно для ситуации в России.
     Вызывает обеспокоенность продажа товаров дистанционным  способом.
При  этом нарушения чаще приходятся на биологически активные добавки к
пище, например,  серия  препаратов  «Имовин».  Следует  отметить,  что
продажа  биологически активных добавок разрешена только через аптечные
учреждения (аптеки, аптечные  магазины,  аптечные  киоски  и  другие),
специализированные   магазины   по   продаже   диетических  продуктов,
продовольственные  магазины  (специальные  отделы,  секции,   киоски).
Продажа биологически активных добавок к пище, как и пищевых продуктов,
дистанционным способом запрещена действующим законодательством.  Кроме
того,  указанной выше серии препаратов приписывались лечебные свойства
при лечении заболеваний глаз, таких как, миопия, катаракта  и  другие,
причем    гарантировалось    полное    излечение   без   операционного
вмешательства. Фактически подобная информация  вводит  потребителей  в
заблуждение относительно потребительских свойств биологически активных
добавок и сведений относительно свойств препаратов, указанных при  его
государственной  регистрации.  Информация  о  возможности приобретения
препаратов серии «Имовин» доводилась до  потребителей  через  средства
массовой   информации.   Вышеуказанная  проблема  заслуживает  особого
внимания, так как стоимость курса лечения препаратами  серии  «Имовин»
составляла  от  10 тыс.  рублей  до  21 тыс.  рублей,  а потребителями
препаратов серии «Имовин» являются самые незащищенные слои  населения,
люди пожилого возраста с заболеваниями глаз.
     В  течение  2006  года  Главным  управлением  внутренних  дел  по
Свердловской  области  и  Управлением  Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской
области   осуществлялась   деятельность   по   пресечению   реализации
недоброкачественной алкогольной продукции, в  том  числе  суррогатного
алкоголя.   В  рамках  проведенных  проверок  исследовано  2851  проба
алкогольной   продукции,   из   них   несоответствующими    требования
нормативных   документов  по  органолептическим  показателям  (наличие
посторонних включений и осадка в содержимом бутылок, вкус и  запах)  и
физико-химическим  показателям  (массовая концентрация общей сернистой
кислоты, железа, сахаров, объемная доля этилового  спирта,  метилового
спирта,  альдегидов,  сложных  эфиров,  щелочность  и иные показатели)
признано 988  проб  (34,7  процента).  По  результатам  проверок  мест
несанкционированной  торговли  из незаконного оборота изъято 36428 дал
спирта этилового, спиртосодержащей жидкости и  алкогольной  продукции,
что в 1,6 раза больше, чем в 2005 году. Конфисковано по решениям судов
9182  дал  алкогольной  продукции,   что   превышает   соответствующий
показатель  2005  года  более  чем  в  7  раз.  Такое  состояние рынка
алкогольной продукции во многом связано с  изменениями  в  действующем
законодательстве.  В  соответствии  с Федеральным законом от 22 ноября
1995 года № 171-ФЗ «О  государственном  регулировании  производства  и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» из
обязанностей  субъекта  Российской  Федерации   исключено   требование
осуществлять  проверку  качества и безопасности алкогольной продукции,
предназначенной для реализации на территории соответствующего субъекта
Российской  Федерации,  что  привело к ослаблению входного контроля со
стороны хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих  оборот  алкогольной
продукции.
     Полученные в ходе проведения проверок результаты  свидетельствуют
о  продолжающемся  росте  выявляемых нарушений при реализации товаров,
пользующихся повышенным спросом у потребителей,  таких,  как,  детские
игры   и   игрушки,   мобильные   телефоны,   обувь,   аудиовизуальные
произведения и фонограммы.
     В 2006 году особое внимание уделялось  выявлению  нарушений  прав
потребителей,   связанных  с  оборотом  товаров  детского  назначения.
Управлением  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты   прав
потребителей  и благополучия человека по Свердловской области качество
детских игр и игрушек проверено в 384 предприятиях, в 231  предприятии
выявлены  нарушения  законодательства, что составляет 84,8 процента. В
ходе проверок проинспектировано 19256  единиц  продукции,  из  которых
7866  единиц  изъяты  из  оборота,  что  составляет 40,85 процента. По
сравнению с 2005  годом  процент  забраковок  увеличился  в  1,5 раза.
Основная  доля  выявляемых нарушений по-прежнему приходится на игрушки
производства Китая. Причинами  изъятия  товаров  из  оборота  является
нарушение  правил  маркировки  товара,  а  именно:  отсутствие  полной
информации о  товаре  и  изготовителе  на  русском  языке,  отсутствие
информации   о   подтверждении   соответствия   товаров  установленным
требованиям  и  иные  нарушения.  В  рамках   проверок   хозяйствующих
субъектов,  реализующих  детские  товары,  в 2006 году исследовано 299
образцов детских игр и игрушек, проведено 4779 санитарно-химических  и
токсикологических  исследований.  В 7 образцах (2,3 процента) выявлено
превышение допустимого уровня токсичных веществ.
     На   объектах,   осуществляющих   розничную   продажу   мобильных
телефонов, проверено 3214 единиц продукции, из них снято с продажи 629
единиц, что составляет 19,6 процента от общего количества  проверенных
товаров  данной  категории.  При  проведении проверок выявлено большое
количество   нарушений   действующего   законодательства.    Основными
нарушениями,  допускаемыми  при продаже мобильных телефонов, являются:
включение в гарантийные талоны условий, ущемляющих права потребителей,
установленные  Законом  Российской  Федерации  от  7 февраля 1992 года
№ 2300-1  «О  защите  прав  потребителей»:  отсутствие  деклараций   о
соответствии,   санитарно-эпидемиологических   заключений,  маркировки
товара знаком соответствия, полной информации о товаре и изготовителе,
указание недостоверной информации о стране изготовителя телефонов.
     В 2006 году Управлением Федеральной службы  по  надзору  в  сфере
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  по Свердловской
области проведено 110 проверок в  отношении  хозяйствующих  субъектов,
осуществляющих  розничную  продажу обуви, в том числе 52 по обращениям
граждан. При проведении мероприятий  по  контролю  выявлены  нарушения
прав  потребителей в 87 случаях, проинспектировано 4804 пары обуви, из
них приостановлена продажа 1776  пар,  что  составляет  40  процентов.
Следует  отметить, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий
за реализацией обуви отечественного и импортного производства  (в  том
числе  детской) основная доля нарушений приходится на обувь импортного
производства. Наиболее  часто  встречаемые  нарушения  при  реализации
обуви:  отсутствие  полной информации о товаре и изготовителе, продажа
обуви,  не  соответствующей  требованиям  нормативных  документов   по
качеству,  без  документов,  подтверждающих  качество  и  безопасность
товара,   по   поддельным   сертификатам.   По    данным    Уральского
межрегионального территориального управления Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии, при проведении проверок  пяти
хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих  оборот  обуви, в четырех из
них установлены вышеуказанные нарушения.
     На  территории  Свердловской  области,  как  показали   проверки,
проведенные  Управлением  Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по  Свердловской  области  и
Главным управлением внутренних дел по Свердловской области в отношении
хозяйствующих   субъектов,   реализующих   аудио-   и    видеокассеты,
35,9 процента  экземпляров  аудиовизуальных произведений и фонограмм к
общему  числу  проинспектированных  товаров  продаются  с  нарушениями
предъявляемых законодательством требований. Наиболее распространенными
нарушениями   при   реализации   вышеуказанных    товаров    являются:
непроведение   предпродажной  подготовки  экземпляров  аудиовизуальных
произведений  и  фонограмм  до  подачи  в  торговый  зал;   отсутствие
необходимой   информации  о  товаре  и  его  изготовителе;  реализация
экземпляров  аудиовизуальных  произведений  и  фонограмм   с   лотков;
непредоставление  покупателю  возможности  ознакомления  с фрагментами
аудиовизуального  произведения,  незаконное  использование   товарного
знака.
     В результате  проверок  Главным  управлением  внутренних  дел  по
Свердловской  области  из  незаконного  оборота изъято 1709743 единицы
контрафактной  продукции,  пресечена  деятельность  262   предприятий,
подпольных  цехов  и  студий,  занимающихся  оборотом  контрафактной и
фальсифицированной аудиовизуальной продукции.
     По данным Главного  управления  внутренних  дел  по  Свердловской
области,   проведено  более  3000  проверок  хозяйствующих  субъектов,
осуществляющих фармацевтическую и медицинскую  деятельность,  выявлено
416   преступлений  экономической  направленности.  Из оборота  изъято
лекарственных средств на сумму 0,2 млн. рублей.
     По  данным  Управления  Федеральной  службы  по  ветеринарному  и
фитосанитарному  надзору  по  Свердловской  области, при осуществлении
контроля и надзора за соблюдением норм  действующего  законодательства
организациями,  занимающимися  завозом,  производством,  переработкой,
хранением   и   реализацией   подконтрольных    карантину    растений,
установлено,  что 82 процента проверенных предприятий реализуют семена
и  посадочный  материал  без  документов,  удостоверяющих  сортовые  и
посевные  качества  семян.  Выявлено  около 9000 пакетиков с семенами,
обработанными неизвестными препаратами, без соответствующей надписи на
упаковках   и  в  сопроводительных  документах,  определяющей  порядок
обращения с такими семенами, и без  сведений  о  возможных  негативных
воздействиях  на здоровье человека и окружающую природную среду. Около
50  процентов  объема  проверенных  партий  семян  составили  сорта  и
гибриды,  не зарегистрированные в Государственном реестре селекционных
достижений,  допущенных  к  использованию.   Забракованная   продукция
возвращена  поставщикам,  уничтожена  или  переработана по специальным
технологиям под контролем инспекции по карантину растений.
     При  проведении  проверок  организаций,   осуществляющих   оборот
пестицидов и агрохимикатов, выявляются следующие нарушения: реализация
пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную  регистрацию,
запрещенных    к   обороту   на   территории   Российской   Федерации,
контрафактных. Всего приостановлена реализация 12,5 тонны  запрещенных
к  применению  пестицидов  и агрохимикатов 70 предприятий Свердловской
области.
     Анализ потребительского рынка услуг показывает, что  ситуация  по
соблюдению прав потребителей в некоторых сферах крайне неблагополучна.
Особенно  это  касается  соблюдения  прав  потребителей  при  оказании
населению  жилищно-коммунальных  услуг,  услуг  долевого строительства
жилья, услуг по предоставлению потребительских кредитов, услуг  связи,
услуг по страхованию, платных медицинских услуг.
     По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав  потребителей  и  благополучия человека по Свердловской области и
Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области,  в
сфере   оказания  жилищно-коммунальных  услуг  12  процентов  занимают
нарушения,  связанные  с  непредставлением  надлежащей  информации  об
услугах,    18    процентов —   нарушения,   связанные   с   качеством
предоставляемых услуг, 9 процентов — нарушения, связанные с включением
в договор условий, ущемляющих права потребителей.
     Основные  нарушения,  выявляемые  в  сфере  жилищно-коммунального
хозяйства, следующие:
     1) потребителям оказываются  некачественные  жилищно-коммунальные
услуги,  не  соблюдаются  правила  технической  эксплуатации и ремонта
жилищного фонда, а именно:  не  соблюдается  режим  нагрева  воды,  не
предоставляются  коммунальные  услуги из-за неисправностей теплосетей,
газосетей, электросетей и  оборудования,  осуществляется  ненадлежащее
содержание  мест общего пользования многоквартирных домов и придомовых
территорий, не соблюдаются нормативы  температурного  режима  в  жилых
домах, требования нормативов по качеству коммунальных услуг;
     2) потребителям   не   предоставляется   полная   и   достоверная
информация  о предоставляемых жилищно-коммунальных услугах: о правилах
предоставления  коммунальных  услуг,  правилах  и  нормах  технической
эксплуатации  жилищного  фонда,  нормативах качества услуг, тарифах на
оказываемые услуги, перечне работ, которые входят  в  тариф  и  должны
осуществляться  хозяйствующими  субъектами без взимания дополнительной
платы, работах, выполняемых организациями, обслуживающими жилой фонд в
жилых  помещениях  за  дополнительную  плату,  и  о цене этих работ, о
порядке перерасчета;
     3) завышаются тарифы на  жилищно-коммунальные  услуги  гражданам,
проживающим в общежитиях;
     4) с нанимателей жилых помещений берется  оплата  за  капитальный
ремонт.
     Особое внимание в ходе мероприятий по контролю уделялось  анализу
договоров, заключаемых организациями жилищно-коммунального хозяйства с
гражданами,    на    соответствие    действующему    законодательству.
Установлены  факты  включения  в  договор  условий,  ущемляющих  права
потребителей, установленные Законом Российской Федерации от  7 февраля
1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»:
     1) в   договорах,   как    правило,    отсутствует    информация,
предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам,
утвержденными постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
23.05.2006 г.  № 307,  например,  о параметрах качества предоставления
коммунальных  услуг,  предельных  сроках  устранения  аварий  и   иных
нарушений  порядка  предоставления  коммунальных  услуг, установленных
законодательством  Российской  Федерации,  о  максимально   допустимой
мощности   приборов,  оборудования  и  бытовых  машин,  которые  может
использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
     2) устанавливается  больший  размер   пени,   чем   предусмотрено
Жилищным кодексом Российской Федерации;
     3) указывается,   что   перерасчет   при   временном   отсутствии
потребителя  осуществляется  в случае временного отсутствия гражданина
свыше месяца вместо пяти календарных дней;
     4) указывается, что исполнитель услуг не несет ответственности за
нарушение   качества   предоставления  коммунальных  услуг,  если  они
вызваны действиями поставщика (производителя) услуги и другие.
     В течение 2006 года Управлением Федеральной службы по  надзору  в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской
области проведена работа, направленная на повышение  качества  надзора
в  сфере  долевого  строительства, проведены проверки наиболее крупных
строительных   организаций   Свердловской   области,    осуществляющих
привлечение  денежных средств граждан на строительство квартир в жилых
домах.
     Несмотря на то, что Федеральный закон от  30  декабря  2004  года
№ 214-ФЗ  «Об  участии в долевом строительстве многоквартирных домов и
иных  объектов  недвижимости  и  о  внесении  изменений  в   некоторые
законодательные   акты   Российской   Федерации»  урегулировал  многие
договорные условия, тем не менее хозяйствующими субъектами допускается
включение  в  договор  условий, ущемляющих установленные вышеуказанным
законом права потребителей, такие, как ограничение права  потребителей
на  выбор  требования  в случае обнаружения недостатков в передаваемой
квартире; устанавливается право застройщика на односторонний отказ  от
исполнения   договора   в   случаях,  не  предусмотренных  действующим
законодательством; навязывание обязательств по вступлению участника  в
товарищество    собственников    жилья   и   заключению   договора   с
эксплуатационными службами; предусматриваются в качестве обстоятельств
непреодолимой   силы   действия,   которые   таковыми   не   являются;
устанавливается право  исполнителя  на  изменение  цены  договора  без
согласования   с   потребителем;   ущемляются  права  потребителей  на
предъявление  требований  о  возврате  денежных  сумм,   связанных   с
уменьшением площади квартиры в ходе строительства, и иные условия.
     В то же время выявляются факты,  свидетельствующие  о  совершении
строительными организациями иных нарушений законодательства, надзор за
соблюдением  которых  отнесен  к  компетенции  исполнительного  органа
государственной  власти Свердловской области по осуществлению контроля
и надзора в  области  долевого  строительства  многоквартирных  домов.
Например, ряд организаций привлекают денежные средства граждан с целью
строительства  многоквартирных  домов,  не  имея  на   это   права   в
соответствии  с  законодательством  об участии в долевом строительстве
многоквартирных  домов  (отсутствуют:  разрешение  на   строительство,
опубликованная  проектная  декларация).  В  соответствии со статьей 23
Федерального закона от 30 декабря 2004 года  № 214-ФЗ  «Об  участии  в
долевом   строительстве   многоквартирных   домов   и   иных  объектов
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные  акты»
надзор  в  области долевого строительства многоквартирных домов должен
осуществляться уполномоченным органом исполнительной  власти  субъекта
Российской  Федерации. На территории Свердловской области данный орган
в 2006 году не начал  осуществлять  свою  деятельность.  В  отсутствие
органа  по  государственному  контролю  и  надзору  в области долевого
строительства к нарушителям не могли быть применены  меры  воздействия
по    многим    серьезным    нарушениям,   допускаемым   строительными
организациями.  В  2007   году   в   соответствии   с   постановлением
Правительства  Свердловской  области  от  30.05.2007 г.  № 478-ПП  «Об
уполномоченном   исполнительном    органе    государственной    власти
Свердловской  области  по  осуществлению  контроля и надзора в области
долевого строительства многоквартирных  домов  и (или)  иных  объектов
недвижимости»  (Собрание  законодательства Свердловской области, 2007,
№ 5,  ст. 745)  Управление  государственного   строительного   надзора
Свердловской  области определено уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Свердловской области по осуществлению  контроля
и  надзора  в  области  долевого  строительства  многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости.
     Управлением Федеральной службы по надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей  и благополучия человека по Свердловской области проведен
ряд проверок на предмет выполнения требований законодательства в сфере
защиты  прав  потребителей  при оказании банковских услуг населению, в
ходе которых выявлены следующие нарушения:
     1) перед  заключением  сделки  потребителям  не   предоставляется
полная и достоверная информация об условиях кредитования, в частности,
о дополнительных услугах и полной сумме, которую гражданам  необходимо
уплатить за пользование кредитными денежными средствами;
     2) включение в договор условий,  ущемляющих  права  потребителей:
предоставление  потребительского  кредита  только при условии оказания
возмездных услуг по открытию и  ведению  банковского  счета,  взимание
комиссии  в  случае досрочного погашения кредита, взыскание штрафа при
нарушении срока оплаты очередного платежа по кредиту.
     Управлением Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  связи  по
Свердловской  области при проведении проверок хозяйствующих субъектов,
оказывающих услуги связи, выявлены нарушения  лицензионных  условий  и
обязательных  требований, такие, как неоказание длительное время услуг
местной,  внутризоновой,  междугородной  и  международной   телефонной
связи;   несанкционированное   подключение   к   сетям;   несоблюдение
операторами связи требований действующего законодательства  по  защите
сетей  и  средств  связи от несанкционированного доступа. При оказании
услуг  сотовой  радиотелефонной   связи   допускается   заключение   с
потребителями   договоров,   содержащих   условия,   ущемляющие  права
потребителей,   перед    заключением    договора    потребителям    не
предоставляется  необходимая  информация  об  услуге (правила оказания
услуг связи, тарифы и иная информация).
     При оказании страховых  услуг,  по  данным  Инспекции  страхового
надзора  по  Уральскому федеральному округу, наиболее часто выявляются
следующие нарушения: заключение  договоров  страхования  с  нарушением
требований Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1
«Об организации страхового дела в Российской Федерации»,  Гражданского
кодекса  Российской  Федерации; несоблюдение сроков выплаты страхового
возмещения, а также занижение размера выплаты  страхового  возмещения;
осуществление страховой деятельности на условиях, не согласованных при
выдаче лицензии;  проведение  экспертизы  транспортного  средства  без
участия  независимых  экспертов; неверное исчисление страховой премии;
запрос  документов,  не   предусмотренных   законодательством;   отказ
страховой  организации  в выплате страхового возмещения в части суммы,
приходящейся  на  восстановление  товарной   стоимости   транспортного
средства;  отказ страховой организации в выплате страхового возмещения
в связи со  страховыми  событиями,  происшедшими  за  пределами  срока
действия договора.
     В  сфере  оказания   платных   медицинских   услуг,   по   данным
Министерства  здравоохранения  Свердловской  области, основными видами
нарушений являются: отсутствие информации о режиме работы медицинского
учреждения,  перечне платных услуг с указанием их стоимости, о порядке
и условиях предоставления платных услуг, о  специалистах,  оказывающих
платные  медицинские  услуги, а также о перечне бесплатных медицинских
услуг  с  указанием  источников  финансирования;  взимание  платы  при
оказании   медицинских   услуг   под  предлогом  оформления  «разового
страхового   полиса   по   добровольному   медицинскому   страхованию»
(«монополис»).  При  оформлении бланков строгой отчетности, выдаваемых
пациентам, наименование платных услуг не  соответствует  наименованию,
указанному  в  прейскуранте  учреждения,  указывается  общая стоимость
оказанных  услуг,   без   их   расшифровки   по   видам   и   указания
соответствующих к ним тарифов.
     Таким  образом,  результаты  анализа  состояния  потребительского
рынка,  товаров  и  услуг,  представленного  в  докладе «О защите прав
потребителей в Свердловской области  в  2006 году»  свидетельствуют  о
выявлении   нарушений   действующего   законодательства,   допускаемых
хозяйствующими субъектами при  реализации  населению  товаров  (работ,
услуг)  и  требуют  объединения  усилий  всех  органов, осуществляющих
деятельность в сфере защиты прав потребителей.
     В   систему   органов,   занимающихся   вопросами   защиты   прав
потребителей,   кроме   федеральных   органов  исполнительной  власти,
исполнительных органов  государственной  власти  Свердловской  области
входят органы местного самоуправления и общественные объединения.
     Специалисты по защите прав потребителей муниципальных образований
в   Свердловской   области  берут  на  себя  функцию  по  рассмотрению
обращений потребителей по месту их жительства.
     Органы  местного  самоуправления  муниципальных   образований   в
Свердловской   области   в   соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации  решают   вопросы   местного   значения.   Органы   местного
самоуправления   муниципальных  образований  в  Свердловской  области,
используя полномочия, предоставленные Законом Российской Федерации  от
7  февраля  1992 года  № 2300-1  «О  защите  прав потребителей», могут
обеспечить  оперативную  защиту  интересов   потребителей   по   месту
жительства    на    основе    безвозмездности,   беспристрастности   и
индивидуального подхода к  каждому  потребителю.  Кроме  того,  органы
местного   самоуправления  муниципальных  образований  в  Свердловской
области являются  важным  источником  информации  федеральных  органов
исполнительной  власти  и  населения  как о проблемах, возникающих при
осуществлении  защиты  прав  потребителей,  так  и  других   социально
значимых аспектах.
     В течение 2006 года специалистами  по  защите  прав  потребителей
муниципальных  образований  в  Свердловской  области рассмотрено около
32,0 тыс.  обращений,  дано  25,8 тыс.  консультаций  (в  2005  году —
37,3 тыс. обращений, 26,6 тыс. консультаций).
     В целом  количество  обращений  в  муниципальных  образованиях  в
Свердловской  области  в расчете на 1000 человек населения за 2006 год
составляет 7,91 (в 2005 году — 8,05).
     Грамотный подход к рассмотрению претензий граждан,  знание  основ
законодательства по защите прав потребителей позволили специалистам по
защите прав  потребителей  муниципальных  образований  в  Свердловской
области  добиться  добровольного  устранения выявленных нарушений прав
потребителей  (досудебное  урегулирование)  в  81,4  процента  случаев
(за 2005  год —  79,8  процента  случаев).  Всего предотвращено потерь
потребителей на сумму  84,7 млн.  рублей  (в  2005  году —  175,1 млн.
рублей).
     В  2006  году   специалистами   по   защите   прав   потребителей
муниципальных  образований  в  Свердловской  области  оказана помощь в
составлении 7838 претензий и 1292 исков (в 2005 году — 8426  претензий
и  2084  иска)  по  фактам  нарушения  законодательства  о защите прав
потребителей. Комитетом  по  защите  прав  потребителей  администрации
города  Екатеринбурга  оформлено 3709 претензий, 834 исковых заявления
на  общую   сумму   около   26 млн.   рублей   по   фактам   нарушения
законодательства  о  защите  прав  потребителей.  Сотрудники  комитета
участвовали в 143 судебных заседаниях, рассмотрено 124  дела,  из  них
удовлетворено  66  дел  на сумму 6,7 млн. рублей, заключено 18 мировых
соглашений. Составлено и подано 35 жалоб (кассационных,  апелляционных
и  надзорных),  а  также 25 заключений, возражений по искам, жалобам и
дано 9  заключений  по  судебным  делам.  Штраф  в  городской  бюджет,
наложенный   судами,  по  подтвержденной  документально  информации  в
2006 году составил 3,2 млн. рублей.
     Специалисты комитетов  и  отделов  по  защите  прав  потребителей
муниципальных   образований   в   Свердловской  области  за  2006  год
подготовили и опубликовали в местных газетах более 570 статей (в  2005
году — 620 статей), посвященных вопросам защиты прав потребителей.
     Как следует из вышеизложенного, показатели  работы  муниципальных
образований   в   Свердловской   области   по   вопросам  защиты  прав
потребителей по сравнению с  2005  годом  значительно  снизились.  Это
связано,   прежде   всего,   с   продолжающейся  тенденцией  массового
сокращения   специалистов,   занимающихся   вопросами   защиты    прав
потребителей.
     На  сегодня  вопросы   защиты   прав   потребителей   на   уровне
муниципалитетов  курируют  79 специалистов. Кроме того, большинство из
специалистов  по  защите  прав   потребителей   занимаются   в   целом
организацией   потребительского   рынка   на   территории,   вопросами
ценообразования,  организацией  мероприятий  по  содействию   развития
малого  бизнеса. Такое совмещение функций не способствует эффективному
оказанию   консультационной    помощи    потребителям.    Специалисты,
занимающиеся исключительно вопросами защиты прав потребителей, имеются
только  в  семи  муниципальных  образованиях:  «город   Екатеринбург»,
городе  Каменске-Уральском, городском округе Краснотурьинск, городском
округе Ревда, городском округе  Дегтярск,  Верхнесалдинском  городском
округе,  городском  округе Красноуральск. В муниципальных образованиях
«Восточное  сельское  поселение»,  «Галкинское  сельское   поселение»,
«Обуховское  сельское  поселение», «Зареченское сельское поселение», а
также в Шалинском городском  округе,  городском  округе  Староуткинск,
городском округе Нижняя Салда, Туринском городском округе специалистов
по защите прав потребителей нет.
     Необходимо в 2007 году совместными  усилиями  глав  муниципальных
образований   в   Свердловской  области  и  Комиссии  по  защите  прав
потребителей Свердловской области преодолеть негативную  тенденцию  по
сокращению  специалистов  и  структур  по  защите  прав потребителей в
органах   местного   самоуправления   муниципальных   образований    в
Свердловской области.
     С целью изменения сложившейся ситуации по сокращению специалистов
и  структур  по защите прав потребителей в муниципальных образований в
Свердловской  области  заключено  41  соглашение   между   Управлением
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия человека по Свердловской области и главами  муниципальных
образований  в  Свердловской  области  «О  взаимодействии  по вопросам
защиты прав потребителей».
     Значительную роль  в  системе  защиты  прав  потребителей  играет
общественное движение потребителей.
     На территории Свердловской области осуществляют  деятельность  по
защите прав потребителей девять общественных организаций.
     Основная   работа   общественных    объединений    должна    быть
сосредоточена  на  консультировании  населения по вопросам защиты прав
потребителей,   проведении   мероприятий   по   проверке    соблюдения
законодательства  в  сфере  защиты  прав потребителей, оказании помощи
потребителям  при  отстаивании  своих  интересов  в  суде.  Необходимо
отметить,  что некоторые общественные объединения потребителей активно
проводят  независимые  потребительские   экспертизы   и   тестирование
товаров.
     В 2006 году, как и в  2005  году,  работа  отдельных  организаций
осуществлялась  по  четырем  основным  направлениям:  консультирование
потребителей по правовым вопросам и защита их интересов в судах и иных
органах   и   организациях,   просвещение   потребителей   и  обучение
специалистов некоммерческих объединений по защите  прав  потребителей,
исследования  отдельных  сегментов  рынка товаров и услуг Свердловской
области, в  том  числе  посредством  проведения  фестивалей  качества,
укрепление системы защиты прав потребителей.
     Деятельность ряда общественных объединений  не  столь  заметна  и
результативна   в  вопросах  защиты  прав  потребителей.  Кроме  того,
отдельные общественные  организации  по  защите  прав  потребителей  в
качестве   единственного  направления  своей  деятельности  определяют
проведение  проверок   хозяйствующих   субъектов   по   вопросам,   не
относящимся   к   их  компетенции.  Данную  деятельность  общественных
объединений необходимо  пресекать  как  дискредитирующую  общественное
движение потребителей.
     Общественные движения необходимо активнее привлекать  к  вопросам
защиты  прав  потребителей,  так  как  именно их деятельность способна
обеспечить широкое представительство интересов  потребителей  на  всех
уровнях власти.
     Обзор   потребительского    рынка    товаров    (работ,    услуг)
свидетельствует о массовых нарушениях прав потребителей во всех сферах
потребительских отношений, что  требует  принятия  адекватных  мер  со
стороны всех уполномоченных органов.
     Управлением Федеральной службы по надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей  и  благополучия  человека по Свердловской области в 2006
году вынесено 9177 постановлений о наложении штрафов  на  общую  сумму
18,8 млн.  рублей  (в 2005 году — 5244 постановления на общую сумму 9,
321 млн. рублей). Выдано 3804 предписания об устранении нарушений прав
потребителей,  152  представления  об  устранении  причин  и  условий,
способствовавших административному правонарушению. Подано  13  исковых
заявлений   в  защиту  неопределенного  круга  лиц,  удовлетворено  5,
остальные в стадии рассмотрения. Направлено  в  суд  18 заключений  по
делам    в    целях   защиты   прав   потребителей.   Вопросы   защиты
потребительского рынка от фальсифицированной, некачественной и опасной
продукции  были  предметом  обсуждения в исполнительных органах власти
Свердловской области, на заседании «круглого стола» с  представителями
силовых структур.
     Основным направлением в работе Управления Федеральной  службы  по
надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по
Свердловской области в части предупреждения нарушений законодательства
о  защите  прав  потребителей  являлась  профилактика  нарушений  и их
устранение в добровольном порядке. Использовались такие формы  работы,
как   информационная  и  просветительская  работа  с  помощью  средств
массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в
разрешении   конфликтных   ситуаций   не  только  потребителям,  но  и
предпринимателям, оказание практической помощи в составлении претензий
и исковых заявлений.
     Практика применения Управлением Федеральной службы по  надзору  в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской
области   Кодекса    Российской    Федерации    об    административных
правонарушениях  в  сфере  защиты прав потребителей и потребительского
рынка представлена в таблице 3.
                                                                      
                                                             Таблица 3
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Структура выявленных нарушений в |    Статья Кодекса     |  Количество  | Процент |Увеличение, уменьшение|
| сфере защиты прав потребителей  | Российской Федерации  |  вынесенных  | к итогу | к доле по структуре  |
|                                 |  об административных  |постановлений |         |     по сравнению     |
|                                 |      нарушениях       |              |         |     с 2005 годом     |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Всего                            |                       |     9177     |   100   |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Незаконная продажа товаров,      |         14.2          |     467      |    6    |         +1,5         |
|свободная реализация которых     |                       |              |         |                      |
|запрещена                        |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Продажа товаров, выполнение работ|         14.4,         |     223      |   3,4   |         +1,8         |
|(услуг), не соответствующих      |        часть 1        |              |         |                      |
|установленным требованиям        |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Продажа товаров, выполнение работ|         14.4,         |     2486     |   27    |          -4          |
|(услуг), не соответствующих      |        часть 2        |              |         |                      |
|санитарным правилам, или без     |                       |              |         |                      |
|сертификата соответствия         |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Продажа товаров, выполнение работ|         14.5          |      85      |   0,9   |         +0,1         |
|(услуг) без применения           |                       |              |         |                      |
|контрольно-кассовых машин        |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Нарушение порядка ценообразования|         14.6          |      3       |  0,01   |          0           |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Обман потребителей               |         14.7          |     378      |   4,1   |         +1,1         |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Нарушение прав потребителей      |         14.8,         |     1311     |  14,2   |         +1,6         |
|на получение необходимой         |        часть 1        |              |         |                      |
|и достоверной информации         |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Включение в договор условий,     |         14.8,         |     162      |   1,7   |         +1,4         |
|ущемляющих установленные         |        часть 2        |              |         |                      |
|законом права потребителей       |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Непредоставление потребителю     |         14.8,         |      17      |   0,1   |        +0,01         |
|льгот и преимуществ,             |        часть 3        |              |         |                      |
|установленных законом            |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Нарушение правил продажи         |         14.15         |     3337     |  36,3   |          -7          |
|отдельных видов товаров          |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Нарушение правил розничной       |        14.16,         |     329      |   4,5   |         +4,2         |
|продажи алкогольной и            |        часть 3        |              |         |                      |
|спиртосодержащей; продукции      |                       |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
|Невыполнение законного           |         19.5,         |     167      |   1,8   |         +0,2         |
|предписания должностного лица    |        часть 1        |              |         |                      |
|—————————————————————————————————|———————————————————————|——————————————|—————————|——————————————————————|
     Управлением Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  связи  по
Свердловской   области   выдано  22  предписания,  4  постановления  о
назначении  административного  наказания  (в 2005  году  вынесено   10
предписаний  об  устранении  выявленных  нарушений, привлечено 7 лиц к
административной ответственности).
     Главным  управлением  внутренних  дел  по  Свердловской   области
возбуждено  1532 уголовных дела, в том числе 7 в сфере оборота товаров
детского назначения, 1 в сфере изготовления пищевых продуктов, 1304  в
сфере  незаконного  оборота  алкогольной  продукции,  220 дел  в сфере
оборота  объектов  интеллектуальной  собственности,   производства   и
оборота    контрафактной    продукции,   незаконного   распространения
порнографической   продукции.   Составлено    5850    протоколов    об
административной  ответственности.  Наложено штрафов на сумму 3,2 млн.
рублей,  взыскано  1,8 млн.  рублей  (в  2005  году  возбуждено   7202
уголовных  дела по преступлениям, выявленным на потребительском рынке,
пресечено   14213   административных    правонарушений    в    области
предпринимательской деятельности).
     Уральским  управлением  государственного  автодорожного   надзора
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  транспорта  приостановлено
действие 10 лицензий,  отказано  в  выдаче  1 лицензии  (в  2005  году
приостановлено  действие  57 лицензий, аннулировано судами 2 лицензии,
отказано в выдаче 16 лицензий).
     Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору  по  Свердловской области выдано 303 предписания, вынесено 241
постановление о наложении штрафов на сумму 0,3 млн. рублей,  материалы
по  факту  выявления  продукции  с  содержанием  остаточных  количеств
пестицидов переданы в Прокуратуру Российской Федерации  по  Уральскому
федеральному  округу, возбуждены дела по статье 238 части 1 Уголовного
кодекса  Российской  Федерации,  7   дел   переданы   в   Свердловскую
природоохранную прокуратуру и Прокуратуру Свердловской области (в 2005
году возбуждено  59  административных  дел,  выдано  91  предписание),
Уральским  межрегиональным  территориальным  управлением  Федерального
агентства  по  техническому  регулированию  и  метрологии  выдано   24
предписания  об  устранении  выявленных  нарушений,  на  1 предприятии
решением суда прекращена реализация продукции, направлено  в  суды  55
дел,  сумма штрафов, взысканных по решению судебных органов, составила
0,05 млн. рублей.
     Управлением Государственного строительного  надзора  Министерства
строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
вынесено 1373 постановления о наложении  штрафов,  исполнено  1315  на
сумму  6,3 млн.  рублей, приостановлена деятельность 41 хозяйствующего
субъекта.
     Управлением  Государственной  жилищной   инспекции   Свердловской
области  вынесено  704 постановления  о  назначении  административного
наказания в виде штрафов на сумму 3 млн. рублей  (в  2005  году —  302
постановления на сумму 3 млн. рублей).
     Министерством общего и профессионального образования Свердловской
области    приостановлено   действие   лицензий   15   образовательных
учреждений.
     Министерством здравоохранения  Свердловской  области  рассмотрены
заявления  252 пациентов,  по 193 выявлены нарушения и приняты решения
по их устранению.
     Следует отметить, что успех  дальнейшей  работы  по  защите  прав
потребителей  во  многом  зависит  от выбора форм взаимодействия между
государственной, муниципальной и общественной ветвями  системы  защиты
прав  потребителей  в  деле  реализации  национальной  потребительской
политики на региональном и муниципальном уровнях.
     С целью обеспечения защиты прав потребителей необходимо  признать
приоритетными   направлениями   деятельности   органов,   входящих   в
региональную систему защиты прав  потребителей,  наиболее  массовые  и
востребованные услуги: жилищно-коммунальные, по долевому строительству
жилья, платные медицинские и банковские, а также  приоритетные  группы
товаров  повседневного  спроса:  хлеб, хлебобулочные изделия, молочная
продукция,  масложировая  продукция,  мясная  продукция,   алкогольная
продукция, товары детского назначения.
     В   целях   эффективной   работы   всех   структур,   реализующих
национальную  политику в сфере защиты прав потребителей в Свердловской
области:
     1. Принять к сведению выводы доклада «О защите прав  потребителей
в  Свердловской  области  в  2006  году»  и предложения по обеспечению
защиты прав потребителей на территории Свердловской области.
     2. Министерству     здравоохранения     Свердловской      области
(Скляр М.С.),   Министерству   строительства  и  жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области (Карлов А.В.),  Министерству  торговли,
питания  и  услуг  Свердловской области (Соловьева В.П.), Министерству
сельского   хозяйства   и    продовольствия    Свердловской    области
(Чемезов С.М.) при осуществлении деятельности учесть выводы доклада «О
защите прав  потребителей  в  Свердловской  области  в  2006  году»  в
пределах предоставленных законодательством полномочий.
     3. Предложить Министерству здравоохранения  Свердловской  области
(Скляр М.С.),   Министерству   строительства  и  жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области (Карлов А.В.),  Министерству  торговли,
питания  и  услуг  Свердловской области (Соловьева В.П.), Министерству
сельского   хозяйства   и    продовольствия    Свердловской    области
(Чемезов С.М.) совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в
сфере  защиты   прав   потребителей   и   благополучия   человека   по
Свердловской области (Никонов Б.И.) разрабо-тать комплекс мероприятий,
направленных на повышение  качества  и  безопасности  товаров  (работ,
услуг)   на   территории  Свердловской  области  с  учетом  выводов  и
предложений доклада «О защите прав потребителей в Свердловской области
в   2006   году»,   и   внести  их  на  рассмотрение  в  Правительство
Свердловской области в 2007 году.
     4. Предложить Министерству сельского хозяйства  и  продовольствия
Свердловской    области   (Чемезов С.М.)   совместно   с   Управлением
Федеральной службы по надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и
благополучия   человека   по   Свердловской   области   (Никонов Б.И.)
подготовить комплексный план мероприятий  по  обеспечению  мониторинга
производства  и  оборота  продукции,  изготовленной  с  использованием
генетически модифицированных организмов, и внести его на  рассмотрение
в Правительство Свердловской области в 2007 году.
     5. Рекомендовать главам муниципальных образований в  Свердловской
области:
     1) активизировать работу по консультированию  потребителей,  а  в
муниципальных  образованиях, в которых нет специалистов по защите прав
потребителей, организовать соответствующую работу;
     2) с  целью  информирования  населения  публиковать  материалы  о
защите прав потребителей в средствах массовой информации;
     3) в   рамках   работы   муниципальных   комиссий    по    защите
потребительского  рынка разработать комплекс мероприятий, направленных
на  повышение  качества  и  безопасности  товаров  (работ,  услуг)  на
территориях муниципальных образований в Свердловской области.
     6. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  по Свердловской
области (Никонов Б.И.), Уральскому  межрегиональному  территориальному
управлению  Федерального  агентства  по  техническому  регулированию и
метрологии (Михеева С.В.), Инспекции страхового надзора по  Уральскому
федеральному  округу  (Островский В.В.), Управлению Федеральной службы
по надзору  в  сфере  связи  по  Свердловской  области  (Жернов В.Е.),
Главному   управлению   внутренних   дел   по   Свердловской   области
(Никитин М.А.),  Управлению  Федеральной  службы  по  ветеринарному  и
фитосанитарному   надзору   по  Свердловской  области  (Бекешев С.И.),
Уральскому   управлению   государственного    автодорожного    надзора
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Андреев В.Е.):
     1) обеспечить в пределах предоставленных  полномочий  эффективный
надзор на потребительском рынке товаров (работ, услуг) по приоритетным
направлениям деятельности по обеспечению защиты прав потребителей;
     2) активно взаимодействовать по вопросам защиты прав потребителей
с   органами   местного  самоуправления  муниципальных  образований  в
Свердловской области, общественными организациями, созданными с  целью
защиты прав потребителей;
     3) активизировать работу по профилактике правонарушений на  рынке
товаров   (работ,   услуг),  проводить  мероприятия,  направленные  на
повышение грамотности населения и хозяйствующих субъектов по  вопросам
защиты прав потребителей.

Информация по документу
Читайте также