Расширенный поиск

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 10.06.2008 б/н

 



                     Именем Свердловской области                      


Определение Уставного Суда Свердловской области по запросу гражданина 
  Нелюбина В.И. о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1   
статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ 
«О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции 
 от 16 мая 2005 года) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4 Положения об  
удостоверении права получения мер социальной поддержки, утвержденного 
 Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 
      года № 1178-ПП (с последующими изменениями и дополнениями)      


  город Екатеринбург                               10 июня 2008 года  


       Уставный Суд Свердловской области в составе  Председателя  Суда
А.В. Гусева,   судей   В.И. Задиоры,   Н.Д. Мершиной,  Д.Н. Разина,  с
участием гражданина В.И. Нелюбина, обратившегося с запросом в Уставный
Суд,   В.Ю. Пенигина -   представителя   Областной   Думы   и   Палаты
Представителей   Законодательного   Собрания   Свердловской   области,
И.Н. Литвиновой -   представителя  Губернатора  Свердловской  области,
С.В. Наймушина - представителя Правительства Свердловской области, как
органов,  принявших оспариваемые нормативные правовые акты, рассмотрел
в открытом заседании дело о соответствии Уставу  Свердловской  области
абзаца  1 статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года
№ 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области»  (в
редакции  от  16  мая  2005  года)  и  пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4
Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки  в
соответствии  с  законами Свердловской области «О социальной поддержке
ветеранов   в   Свердловской   области»,   «О   социальной   поддержке
реабилитированных  лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических
репрессий, в Свердловской области»  и  «О социальной  защите  граждан,
проживающих  на территории Свердловской области, получивших увечье или
заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы
или  службы  в  органах  внутренних  дел Российской Федерации в период
действия  чрезвычайного  положения   либо   вооруженного   конфликта»,
утвержденного  Постановлением Правительства Свердловской области от 28
декабря  2004   года   № 1178-ПП   (с   последующими   изменениями   и
дополнениями).
       Заслушав  сообщение  судьи-докладчика  Д.Н. Разина,  объяснения
заявителя, представителей палат Законодательного Собрания Свердловской
области, Губернатора Свердловской области, Правительства  Свердловской
области,  мнения  приглашенных представителей: Министерства социальной
защиты    населения     Свердловской     области -     Л.Н. Шипулиной,
Уполномоченного    по    правам    человека   Свердловской   области -
В.А. Алферова, исследовав материалы дела, Уставный Суд

                              УСТАНОВИЛ:                              

       1. Ветеран военной службы  В.И. Нелюбин,  1953  года  рождения,
обратился в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской
области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области  «О  социальной
поддержке  ветеранов в Свердловской области» и пунктов 1 (подпункт 9),
2, 3, 4 Положения  об  удостоверении  прав  получения  мер  социальной
поддержки,  утвержденного  Постановлением  Правительства  Свердловской
области от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП (с последующими  изменениями
и  дополнениями).  По  его  мнению,  оспариваемые нормативные правовые
акты, с учетом практики их применения,  нарушают  его  гарантированное
Уставом  Свердловской  области  право на социальную защиту (поддержку)
как ветерана военной службы.
       Как  следует  из  представленных  материалов  и  установлено  в
судебном  заседании,  заявителю,  являющемуся  получателем  пенсии  за
выслугу  лет  в  соответствии  с  Законом  Российской   Федерации   «О
пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  службу в
органах  внутренних  дел,  Государственной   противопожарной   службе,
органах  по  контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,  и  их
семей»,  после  1  января  2005  года  было  отказано  в получении мер
социальной защиты (поддержки), в том  числе  50-процентной  скидки  по
оплате  жилищно-коммунальных  услуг  и в праве на бесплатный проезд на
всех видах городского общественного транспорта.
       Вопрос о соответствии оспариваемых нормативных положений Уставу
Свердловской  области  уже  рассматривался Уставным Судом Свердловской
области. В Определении от 19 января 2006  года,  принятом  по  запросу
ветерана  труда В.Г. Домрачева, Уставный Суд, в частности, указал, что
нормативное положение абзаца 1 статьи 11 Закона  Свердловской  области
«О  социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции
от 16 мая 2005 года),  согласно  которому  меры  социальной  поддержки
предоставляются  ветеранам  труда  и  лицам,  приравненным  к  ним  по
состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста,  дающего  право
на  трудовую  пенсию по старости, не препятствует тем ветеранам труда,
которые ранее имели право на социальную  поддержку  в  соответствии  с
первой  редакцией  Закона Свердловской области «О социальной поддержке
ветеранов  в  Свердловской  области»,  продолжать  пользоваться   этим
правом.   Заявитель  В.И. Нелюбин  полагает,  что  данное  Определение
Уставного Суда  применимо  и  к  нему  как  к  лицу,  приравненному  к
ветеранам труда.
       2. Федеральный закон «О  ветеранах»  (статья  1)  устанавливает
несколько категорий ветеранов, в числе которых ветераны военной службы
и ветераны труда. До 1 января  2005  года  права  и  льготы  ветеранам
труда  предоставлялись  на  основании статьи 22 Федерального закона «О
ветеранах»,  а  меры  социальной  защиты  ветеранов   военной   службы
предусматривались  Федеральным  законом  «О  статусе  военнослужащих».
Согласно статье 23 Федерального  закона  «О  ветеранах»  (в  редакции,
действовавшей   до   1  января  2005  года)  ветераны  военной  службы
приобретали также право на льготы, установленные для ветеранов  труда,
то  есть приравнивались к ним по льготам, лишь по достижении возраста,
дающего право на пенсию по старости.
       При реформировании  системы  социальной  защиты  населения  для
ветеранов  труда  и лиц, приравненных к ним (в том числе для ветеранов
военной службы, достигших на 31 декабря 2004  года  общеустановленного
пенсионного  возраста),  с  одной  стороны,  и  для  ветеранов военной
службы,  не  достигших  этого  возраста,  с   другой   стороны,   были
установлены   различные  правовые  механизмы  сохранения  сложившегося
уровня социальной защищенности. С 1 января 2005 года установление  мер
социальной   защиты   (поддержки)   ветеранов   труда,  а  также  лиц,
приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, было отнесено
к  полномочиям  субъектов Российской Федерации (статья 44 Федерального
закона от  22 августа  2004  года  № 122-ФЗ).  При  этом,  как  указал
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  (Определения от 1 декабря
2005 года № 521-О, от 23 мая  2006  года  № 153-О  и  др.),  ветеранам
военной  службы,  достигшим  общеустановленного  пенсионного возраста,
должны предоставляться меры  социальной  поддержки  в  соответствии  с
законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем
ветеранам труда, а условия их предоставления не должны  быть  ухудшены
по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 года.
       Что   касается   ветеранов   военной   службы,   не   достигших
общеустановленного    пенсионного    возраста,    то   соответствующее
обязательство  осуществлять  их  социальную   защиту   (поддержку)   у
субъектов   Российской   Федерации   отсутствует,  поскольку  для  них
федеральным  законодательством  введены  специальные   компенсационные
механизмы и выплаты. Для этой категории ветеранов получение ряда льгот
в   натуральной   форме   (в    том    числе    скидки    по    оплате
жилищно-коммунальных  услуг)  было  отменено  еще  с  1 июля 2002 года
(Федеральный закон  от  7  мая  2002  года  «О  внесении  изменений  и
дополнений  в  некоторые  законодательные акты Российской Федерации по
вопросам денежного  довольствия  военнослужащих  и  предоставления  им
отдельных  льгот»),  а  льгота  по  бесплатному проезду в общественном
транспорте - с 1 января 2005 года (пункт 12  статьи  100  Федерального
закона   от   22 августа   2004   года  № 122-ФЗ),  с  предоставлением
соответствующих  денежных  компенсаций  (Указы  Президента  Российской
Федерации  от  1  июня 2002 года № 537, от 18 февраля 2005 года № 176,
Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня  2002 года
№ 462, от 13 декабря 2005 года № 759).
       Меры социальной  поддержки,  установленные  статьей  11  Закона
Свердловской  области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
области», так же, как и оспариваемые  заявителем  нормы  Положения  об
удостоверении  прав  получения мер социальной поддержки, утвержденного
Постановлением  Правительства  Свердловской  области  от  28   декабря
2004 г.  № 1178-ПП, адресованы ветеранам труда и лицам, приравненным к
ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Определение  Уставного  Суда
Свердловской  области от 19 января 2006 года касается только ветеранов
труда, получивших право  на  социальную  поддержку  в  соответствии  с
прежней редакцией названного Областного закона. Заявитель, как ветеран
военной службы, не достигший возраста,  дающего  право  на  пенсию  по
старости  (для  мужчин -  60  лет),  к  ним не относится. Настаивая на
предоставлении ему мер  социальной  поддержки,  он  фактически  ставит
вопрос  о  внесении изменений в законодательство, касающихся признания
ветеранов военной службы лицами, приравненными по льготам к  ветеранам
труда   независимо   от   достижения   общеустановленного  пенсионного
возраста. Между тем разрешение данного вопроса  входит  в  компетенцию
законодателя, а не Уставного Суда Свердловской области.
       На   основании   изложенного,   руководствуясь    статьей    27
Федерального  конституционного  закона  «О судебной системе Российской
Федерации», статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями
4  (пункт  2),  67  (подпункт  1  пункта  1), 70, 73, 75-77 Областного
закона «Об Уставном Суде Свердловской области», Уставный Суд

                             ПОСТАНОВИЛ:                              

       1. Прекратить  производством   дело   по   запросу   гражданина
Нелюбина В.И.  о  соответствии  Уставу  Свердловской  области абзаца 1
статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года  № 190-ОЗ
«О  социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции
от 16 мая 2005 года) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3,  4  Положения  об
удостоверении  права получения мер социальной поддержки в соответствии
с законами Свердловской области «О социальной  поддержке  ветеранов  в
Свердловской области», «О социальной поддержке реабилитированных лиц и
лиц,   признанных   пострадавшими   от   политических   репрессий,   в
Свердловской  области»  и «О социальной защите граждан, проживающих на
территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не
повлекшие  инвалидности,  при  прохождении военной службы или службы в
органах  внутренних  дел  Российской  Федерации  в   период   действия
чрезвычайного  положения  либо  вооруженного конфликта», утвержденного
Постановлением  Правительства  Свердловской  области  от  28   декабря
2004 года № 1178-ПП (с последующими изменениями и дополнениями).
       2. Определение обжалованию не  подлежит,  вступает  в  законную
силу  немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено
иным судом.
       3. Настоящее Определение подлежит обязательному опубликованию в
семидневный   срок   в   «Областной   газете»,  а  также  должно  быть
опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области».


Уставный Суд Свердловской области

Информация по документу
Читайте также