Расширенный поиск
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 18.07.2008 б/нИменем Свердловской области Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 8 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа и пункта 14.2 Регламента Кушвинской городской Думы 18 июля 2008 года город Екатеринбург Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В. Гусева, судей Н.А. Жилина, В.И. Задиоры, Д.Н. Разина, с участием заявителя С.Г. Чуркина, представителя Думы Кушвинского городского округа и Главы Кушвинского городского округа как органов, принявших оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт, А.Г. Трегубова, рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 8 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа и пункта 14.2 Регламента Кушвинской городской Думы. Заслушав сообщение судьи — докладчика Н.А. Жилина, объяснения заявителя, представителя органов местного самоуправления Кушвинского городского округа, мнение представителей: от Уполномоченного по правам человека Свердловской области — А.В. Алферова; от прокуратуры Свердловской области — прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан Е.П. Лисицыной, исследовав материалы дела, Уставный Суд УСТАНОВИЛ: 1. Депутат Думы Кушвинского городского округа С. Г. Чуркин обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области пункта 8 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа, утвержденного Решением Кушвинской городской Думы от 9 июня 2005 года № 313 и пункта 14.2 Регламента Кушвинской городской Думы, утвержденного Решением Кушвинской городской Думы от 27 октября 2005 года № 364. Заявитель оспаривает также легитимность пунктов 8, 14 и 23 Регламента Кушвинской городской Думы на том основании, что содержащиеся в них правовые нормы должны регулироваться Уставом Кушвинского городского округа, а не Регламентом Думы. 13 декабря 2007 года Думой Кушвинского городского округа была принята новая редакция Регламента Думы, а оспариваемая заявителем прежняя его редакция признана утратившей силу. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 67 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 04.06.1998 № 112-О, от 20.11.1998 № 158-О, от 19.01.2005 № 27-О, от 16.02.2006 № 50-О) и Уставного Суда Свердловской области (Постановление от 17.04. 2007) Уставный Суд прекращает производство по делу в случае, если нормативный правовой акт, легитимность которого оспаривается, утрачивает силу, в том числе в связи с отменой принявшим его органом. При этом Уставный Суд не обязан во всех случаях прекращать производство по делу без его рассмотрения по существу на основании одного лишь факта отмены нормативного правового акта; в силу принципа самостоятельности судебной власти и своих дискреционных полномочий Уставный Суд вправе принять такое дело к своему производству и рассмотреть его, если это необходимо в целях защиты гарантируемых Уставом Свердловской области прав и свобод граждан. Заявитель не приводит каких-либо доводов в пользу того, в чем состоит нарушение его прав нормами пунктов 8, 14 и 23 Регламента. Таким образом, обращение в этой части не отвечает требованиям подпункта 7 пункта 2 статьи 38 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области» и в настоящем деле не рассматривается. Что касается пункта 14.2 Регламента, то он оспаривается заявителем именно в связи с нарушением его прав. Этим пунктом предусматривалось, что в процедуре выборов председателя Думы должны участвовать все избранные депутаты Думы. 13 декабря 2007 года на заседании Думы Кушвинского городского округа С.Г. Чуркин был избран председателем Думы. Решением Думы от 14 февраля 2008 года № 33 по протесту прокурора города Кушвы его избрание было признано недействительным «в связи с отсутствием на момент проведения процедуры избрания установленного пунктом 14.2 Регламента Думы необходимого для принятия решения количества депутатов». Судами общей юрисдикции данное решение признано законным, а пункт 14.2 Регламента Думы — соответствующим действующему законодательству и подлежащим применению в его деле. Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области по настоящему делу являются нормативные положения пункта 8 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа, утвержденного Решением Кушвинской городской Думы от 9 июня 2005 года № 313, и пункта 14.2 Регламента Кушвинской городской Думы, утвержденного Решением Кушвинской городской Думы от 27 октября 2005 года № 364. 2. Согласно пункту 8 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа, «порядок организации деятельности Думы городского округа определяется регламентом, принимаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов, организации работы аппарата Думы городского округа и иные вопросы ее деятельности». Регулирование вопросов организации местного самоуправления, включая вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования, осуществляется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными нормативными правовыми актами (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 4, 7, 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации своей деятельности. Это решение, в котором регулируются процедурно-организационные вопросы деятельности представительного органа, может именоваться его регламентом. При этом регламент не должен входить в противоречие с законодательством и уставом муниципального образования, включать нормативные положения, которые в силу прямого предписания федерального закона должны содержаться только в уставе муниципального образования (пункт 2 статьи 43, пункт 1 статьи 44 указанного Федерального закона). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 1.6 статьи 44) предписывает, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться не регламентом, а уставом муниципального образования. Следовательно, оспариваемый пункт 8 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа в той его части, которая предусматривает, что порядок принятия правовых актов Думы определяется ее регламентом, противоречит федеральному законодательству, нарушает принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и не соответствует статьям 90 и 94 (пункт 1) Устава Свердловской области. 3. Пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, а не регламентом. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Согласно пункту 10 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа, заседание Думы городского округа правомочно, если на нем присутствует не менее 11 депутатов Думы городского округа (что составляет более 50 процентов от установленного числа депутатов). Следовательно, оспариваемый заявителем пункт 14.2 Регламента Кушвинской городской Думы (в редакции решения от 27 октября 2005 года № 364), устанавливавший, что в процедуре выборов председателя Думы должны участвовать все избранные депутаты Думы, как по своему содержанию, так и по форме нормативного правового акта, не соответствовал федеральному законодательству и противоречил Уставу Свердловской области, его статье 90, так как нарушал принцип законности в деятельности органов местного самоуправления, и в связи с этим не подлежал применению. Учитывая, что на момент рассмотрения дела Уставным Судом пункт 14.2 Регламента Кушвинской городской Думы утратил силу в связи с отменой принявшим его органом, а в соответствии с вышеприведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Уставного Суда Свердловской области лишение юридической силы допускается в отношении только действующего нормативного правового акта, производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 67 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области». Это не препятствует заявителю в реализации конституционного права на судебную защиту посредством не конституционного (уставного), а иного судопроизводства - путем оспаривания решений и действий, основанных на отмененном нормативном правовом акте, с учетом выявленного Уставным Судом Свердловской области конституционно-правового смысла, который в силу статей 6 и 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» является общеобязательным. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 4 статьи 59 Устава Свердловской области, статьями 8, 76, 77, 78, 86 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», Уставный Суд, ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать пункт 8 статьи 20 Устава Кушвинского городского округа, утвержденного Решением Кушвинской городской Думы от 9 июня 2005 года № 313, в той его части, которая предусматривает, что порядок принятия правовых актов Думы определяется ее регламентом, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 90 и 94 (пункт 1). 2. Производство по делу в части проверки соответствия Уставу Свердловской области пункта 14.2 Регламента Кушвинской городской Думы, утвержденного Решением Кушвинской городской Думы от 27 октября 2005 года № 364, прекратить. 3. Настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке нормативных правовых актов органов местного самоуправления на территории Свердловской области, содержащих такие же положения, а также правоприменительных актов, принятых на их основе. 4. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 5. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в «Областной газете», а также должно быть опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области» и в газете «Кушвинский рабочий». Уставный Суд Свердловской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|