Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 22.12.2008 № 1353-ПП

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


     О Концепции создания Уральского федерального университета в      
                         Свердловской области                         


     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7  мая
2008   года   № 716  «О федеральных  университетах»  и  постановлением
Правительства  Свердловской  области  от  29.05.2008 г.  № 521-ПП   «О
поддержке  создания  Уральского федерального университета» («Областная
газета»,  2008,  4  июня,  № 182)  и  в  целях  содействия   системной
модернизации   высшего   профессионального   образования   на   основе
интеграции   науки,    образования    и    производства,    подготовки
квалифицированных  кадров  для  обеспечения  долгосрочных потребностей
отраслей  экономики  и  социальной  сферы  Правительство  Свердловской
области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

     1. Одобрить   Концепцию    создания    Уральского    федерального
университета в Свердловской области (прилагается).
     2. Министерству  промышленности  и  науки  Свердловской   области
(Гредин А.Л.)   разработать   проекты  программы  содействия  развитию
Уральского  федерального  университета  на   территории   Свердловской
области  и  концепции  создания  и развития бизнес-школы при Уральском
федеральном  университете,  которые   представить   для   рассмотрения
Правительству Свердловской области в I квартале 2009 года.
     3. Министерству   по   управлению   государственным    имуществом
Свердловской    области    (Молотков A.M.)   осуществить   необходимые
мероприятия по переименованию открытого акционерного общества «Большой
Евразийский  университетский комплекс» в открытое акционерное общество
«Уральский университетский  комплекс»  и  внесению  в  устав  общества
изменений  в целях реализации программы содействия развитию Уральского
федерального университета в Свердловской области.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по
координации    деятельности    областного     хозяйства -     министра
промышленности и науки Свердловской области Гредина А.Л.


Председатель Правительства
Свердловской области                                В.А.Кокшаров


г. Екатеринбург
22 декабря 2008 года
№ 1353-ПП


                                            К постановлению
                                            Правительства
                                            Свердловской области
                                            от 22.12.2008 г. № 1353-ПП

Концепция создания Уральского федерального университета в Свердловской
                               области                                
Раздел 1. Социально-экономические основания и предпосылки разработки и
  реализации программы создания Уральского федерального университета  

     В   современных   условиях   уровень   развития   экономики,   ее
конкурентные  преимущества  определяются  накопленным  и реализованным
человеческим капиталом. Приоритетным источником  экономического  роста
становятся   инвестиции   в   человека,  в  его  уровень  образования,
квалификацию,  здоровье   и   социальную   ответственность.   Создание
крупнейших   университетов   национального   масштаба   при  поддержке
федеральных,  региональных  органов  государственного   управления   и
участии ведущих бизнес-структур является ответом на вызовы современной
мировой экономики,  в  которой  определяющую  роль  играют  инновации,
знания и человеческий капитал.
     При  разработке  предложений  по  Концепции  создания  Уральского
федерального   университета  в  Свердловской  области  (далее -  УрФУ)
учитывались  глобальные  тренды,  а  также  сложившаяся   ситуация   в
российской экономике и Уральском регионе.
     Доминирующие глобальные экономические тренды:
     1) крупнейшие международные организации (Организация Объединенных
Наций,  Международный  валютный  фонд, Всемирная торговая организация)
прогнозируют замедление темпов  роста  глобальной  экономики  на  фоне
мирового финансового кризиса и меняющихся цен на сырьевые ресурсы;
     2) на международной арене появились новые экономические  лидеры -
страны  БРИК  (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Усиливается роль новых
экономических  объединений,  в   частности,   Шанхайской   организации
сотрудничества  (далее -  ШОС). По прогнозам, к 2020 году сформируются
новые финансовые центры в Шанхае, Гонконге;
     3) ключевыми    драйверами    экономического    роста    наиболее
конкурентоспособных  стран  являются  инновации.  Реиндустриализация и
сопутствующий    рост     эффективности     использования     ресурсов
рассматриваются   как  необходимый  этап  для  перехода  к  экономике,
основанной на знаниях;
     4) приоритетом в социально-экономической политике ведущих мировых
держав  является обеспечение высокого качества жизни населения. Особое
место в этом процессе занимают  вузы -  в  современной  экономике  они
стали  центрами компетенций, ключевым звеном в цепочке создания знаний
и инноваций, ядром сферы образования и культуры.
     Ситуация в экономике России:
     1) в   последнем   рейтинге   глобальной   конкурентоспособности,
опубликованном  Всемирным  экономическим  форумом,  Россия занимает 58
место, что незначительно лучше результатов прошлых лет. Низкий рейтинг
России  связан  с  проблемами  в  базовых сферах (качество институтов,
инфраструктура,     здоровье     и     образование)      и      низкой
конкурентоспособностью бизнеса по инновационным факторам;
     2) очевидна необходимость модернизации основных фондов российских
предприятий  и  преодоления  ограничений  в  инфраструктурных отраслях
(электроэнергетика,  транспорт).  По данным  Счетной  палаты,  степень
износа  основных фондов в России составляет более 52 процентов, предел
возможностей  энергетической  инфраструктуры  будет  достигнут  уже  в
2010 году;
     3) тенденция  последних  лет -  реализация  масштабных  проектов,
направленных  на  комплексное развитие территорий и сфер деятельности,
реализуемых   при   участии   государства   и   бизнеса   в    формате
частно-государственного партнерства.
     Особенности экономики Уральского региона:
     Экономическая ситуация региона связана как с  его  унаследованным
профилем, так и с формирующимися тенденциями:
     1) экономика Уральского региона традиционно носит  индустриальный
характер.  Его основные отрасли специализации: нефтегазодобыча, черная
и  цветная  металлургия.  Исторически  сильные  позиции  в   Уральском
макрорегионе   имело  машиностроение -  транспортное,  энергетическое,
нефтегазовое, производство горнодобывающей техники,  металлургического
оборудования   и   сектор   военно-промышленного  комплекса,  а  также
электротехническое производство и сложная химия;
     2) происходит   процесс    интеграции    наиболее    крупных    и
конкурентоспособных  промышленных  активов  Урала  в глобальные рынки,
международные цепочки  создания  стоимости  и  новый,  преимущественно
международный, корпоративный контекст;
     3) в регионе,  как  и  в  целом  по  России,  ведется  ускоренная
комплексная   технологическая   модернизация   наиболее   значимых   и
включенных в  глобальные  рынки  базовых  отраслей.  Это  касается,  в
частности, нефтегазового комплекса, горнорудной промышленности, черной
и цветной металлургии,  специализированного  машиностроения  и  химии.
Модернизация     ключевых    инфраструктурных    секторов    хозяйства
осуществляется в рамках инвестиционных программ в атомной (федеральная
целевая  программа  «Развитие  атомного  энергопромышленного комплекса
России») и традиционной энергетике (инвестиционные  программы  оптовых
генерирующих   компаний,   территориальных   генерирующих  компаний  и
Федеральной сетевой компании), а также  в  рамках  беспрецедентных  по
масштабам  инвестиционной  программы  открытого  акционерного общества
«Российские железные дороги» и Федеральной целевой программы «Развитие
транспортной инфраструктуры Российской Федерации»;
     4) наблюдается   переход   крупнейших   городских    центров    к
постиндустриальному    укладу    хозяйства.    Опережающими    темпами
разворачивается сектор  услуг.  Появились  новые  «локомотивы»  роста:
сложные  деловые  услуги  (такие,  как финансовые и банковские услуги,
страхование, паблик рилэйшинз,  юридические  услуги),  технологические
сервисы, выделяемые как обособленный вид деятельности из промышленного
сектора.  Свердловская  область  и  город  Екатеринбург  в   Уральском
регионе находятся в эпицентре развития этих секторов экономики.
     Как    следствие,    эксперты    указывают    на    необходимость
реиндустриализации   (создания   принципиально   новой   экономической
системы,   основанной   на   передовых   промышленных   и   социальных
технологиях,    современных    принципах   организации   производства,
разворачивании постиндустриальных отраслей экономики)  как  ответа  на
существующие   вызовы  и  инфраструктурные  ограничения  глобальной  и
российской экономики.
     В сложившейся ситуации высшие учебные заведения в мире  все  чаще
рассматриваются   в   качестве   ключевых   партнеров   федеральных  и
региональных властей при реализации политики  социально-экономического
развития  территорий.  В  современных условиях ведущие вузы становятся
катализаторами  экономического  роста,  основанного   на   инновациях,
центрами  общественной  и  культурной  жизни региона, связующим звеном
между обществом, государством и бизнесом.
     Среди  университетов,  заслуживших  мировую  известность,   можно
выделить Массачусетский технологический институт (США), Калифорнийский
технологический  институт  (США),  Стэнфордский   университет   (США),
Калифорнийский   университет   в  Беркли  (США),  Университет  Синьхуа
(Китай), индийские технологические институты.
     Их отличительными чертами являются:
     1) глобальный масштаб деятельности и влияния за  счет  реализации
международных  образовательных программ, проведения лидирующих научных
исследований,    широкого    привлечения     зарубежных     студентов,
преподавателей-исследователей,   реализации   совместных  долгосрочных
образовательных и  научных  проектов  с  университетами  развивающихся
стран;
     2) интеграция исследовательской и  образовательной  деятельности,
что   позволяет   наполнить   образовательные   программы   актуальным
содержанием, обеспечивает их практичность и конкурентные  преимущества
по сравнению с традиционными университетами;
     3) динамичное развитие исследований и технологических  разработок
в  областях  «научного прорыва», формирование кадрового потенциала для
инновационных  областей,  партнерство  с  ведущими   региональными   и
транснациональными компаниями;
     4) подготовка специалистов для управления и  гуманитарной  сферы,
которые   рассматриваются   в   качестве   одной   из  основ  развития
постиндустриальной экономики.  За  счет  совместного  гуманитарного  и
инженерно-технологического    обучения    формируются    универсальные
взаимодополняющие компетенции;
     5) междисциплинарный характер учебных  программ,  выражающийся  в
создании  проблемных  центров и лабораторий, работа которых выходит за
границы традиционной факультетской структуры вузов;
     6) диверсифицированная  государственная  поддержка   в   форматах
предоставления  государственных заказов и фантов, выделения средств на
реализацию программ развития, прямого бюджетного финансирования.
     Примечательно, что некоторые из всемирно известных  университетов
были   созданы   путем   объединения   нескольких   вузов   (например,
Калифорнийский   университет   в   Беркли   создан    путем    слияния
Калифорнийского колледжа, Сельскохозяйственного и горного ремесленного
колледжа).
     Анализ мировых тенденций показывает, что современный  университет
перестал  быть  местом  передачи  знаний  от преподавателя к студенту.
Сегодня университет  является  местом  формирования  интеллектуального
капитала во всех его формах - знаний, инноваций, компетенций.
     Раздел 2. Миссия, стратегическая цель и основные задачи УрФУ
     Уральский федеральный университет планируется создать в контексте
реализации  концепции  долгосрочного развития Российской Федерации как
один  из  глобальных  лидеров   образования   и   научно-инновационных
разработок.
     Миссией Уральского федерального университета является обеспечение
реиндустриализации -  формирования человеческого и научно-технического
потенциала  сбалансированного  обновления  традиционных   и   развития
постиндустриальных отраслей экономики.
     В результате создания УрФУ должна быть достигнута  стратегическая
цель:  формирование  в  Уральском  регионе  научно-образовательного  и
инновационного кластера, ядром которого станет новый университет.  Это
обеспечит  лидерство  УрФУ  в  области  естественных,  гуманитарных  и
технических   наук,   его   вхождение   в   число   ведущих    мировых
образовательных и интеллектуальных центров.
     Для  достижения  стратегической  цели   первоочередным   является
решение следующих задач:
     1) формирование  новой  генерации   специалистов,   способных   с
использованием   современных   гуманитарных  и  социальных  технологий
создавать и развивать новые направления постиндустриальной  экономики,
формировать привлекательную социальную среду и новое качество жизни;
     2) организация современной инженерной  подготовки,  сочетающей  в
себе   техническое,   естественно-научное,  социально-экономическое  и
управленческое образование. При  этом  необходимо  сохранить  традиции
российского   инженерного  образования -  фундаментальную  подготовку,
позволяющую выпускникам  решать  комплексные  проблемы,  выходящие  за
рамки узкой специализации;
     3) достижение мирового уровня  качества  научных  исследований  и
технологических     разработок,    обеспечивающих    модернизацию    и
реструктуризацию  действующих   производств,   внедрение   современных
высокоэффективных технологий;
     4) разворачивание активной научно-исследовательской  деятельности
и  практических  разработок  в постиндустриальном секторе экономики, в
сфере инноваций и  интеллектуальных  услуг,  реализация  социальных  и
экспертно-аналитических проектов;
     5) интернационализация   образовательного    процесса,    включая
привлечение  иностранных  студентов,  преподавателей и исследователей,
при этом стратегически важными регионами для УрФУ будут Индия,  Китай,
страны   Средней  и  Юго-Восточной  Азии;  обеспечение  международного
лидерства в исследованиях и  разработках  по  ряду  прорывных  научных
направлений.  УрФУ  должен  стать  одним  из  ведущих интеллектуальных
центров ШОС, центром трансферта технологий,  геополитическим  фактором
влияния России в странах Средней и Юго-Восточной Азии;
     6) превращение  УрФУ  в  ядро  инновационной  системы  Уральского
региона   за  счет  создания  инфраструктуры  поддержки  инновационной
деятельности   (технопарк,   венчурный   фонд,   структуры   обучения,
консалтинга,  экспертизы,  сертификации)  и  создания малых наукоемких
бизнесов;
     7) построение впервые в Российской Федерации  системы  подготовки
элитных инженерных кадров высшей квалификации.
     Раздел 3. Организационная схема формирования УрФУ
     УрФУ  планируется   создать   путем   объединения   двух   вузов:
государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Уральский государственный технический  университет -  УПИ
имени  первого  Президента  России  Б.Н. Ельцина» (далее - УГТУ-УПИ) и
государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования  «Уральский государственный университет им. A.M. Горького»
(далее - УрГУ). Создание УрФУ предусматривает интеграцию  деятельности
нового  университета  и  Уральского отделения Российской академии наук
(далее - УрО РАН) в разных  формах,  в  том  числе  за  счет  создания
базовых кафедр и лабораторий, центров коллективного пользования, малых
инновационных предприятий, реализации совместных проектов и  программ.
Описание  существующего  научно-образовательного  потенциала УГТУ-УПИ,
УрГУ и УрО РАН приведено в приложении к настоящей Концепции.
     Отношения между УрФУ и другими образовательными организациями  (в
первую  очередь,  вузами)  Уральского  региона,  Российской Федерации,
иностранных  государств  будут  строиться   на   базе   стратегических
партнерских соглашений.
     Совместная  деятельность  с  предприятиями   различных   отраслей
экономики  и организациями социальной сферы будет опираться на систему
долгосрочных    договоров     о     взаимовыгодном     сотрудничестве,
территориально-распределенные        образовательные        структуры,
образовательные   программы   на   предприятиях    с    использованием
дистанционных   технологий,  создание  совместных  центров  подготовки
специалистов,   совместных   предприятий   в   инновационном   секторе
экономики, реализацию масштабных совместных проектов и программ.
     В структуру деятельности УрФУ также будут интегрированы:
     1) венчурный    фонд    (как    основа    динамичного    развития
научно-образовательного и инновационного кластера на базе УрФУ);
     2) ведущие  учреждения  среднего  профессионального   образования
гуманитарного   и   технологического   профиля   (для   решения  задач
обеспечения  высококвалифицированными  кадрами  экономики   Уральского
региона);
     3) лицеи     (специализированные     учебно-научные      центры),
обеспечивающие  целевую  работу  с  талантливой  молодежью  Уральского
региона;
     4) отраслевые  научные  институты  (для  построения   эффективной
системы внедрения прикладных научных разработок).
     В  структуре  УрФУ  будет  создан  технопарк,   который   сделает
университет ключевым элементом инновационной инфраструктуры Уральского
региона.
     Раздел 4. Основные направления реализации Концепции
     Для  достижения  поставленных  целей  и  задач  будет  реализован
комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:
     создание конкурентоспособных на  мировом  уровне  образовательных
программ;
     создание  инфраструктуры  генерации  и  распространения   знаний,
конкурентоспособных технологий и инноваций;
     создание   развернутой   системы    партнерских    отношений    с
образовательными  организациями,  научными  центрами,  коммерческими и
некоммерческими организациями, органами власти;
     формирование  современной  системы  управления  и  инфраструктуры
УрФУ.
     1. Создание конкурентоспособных на мировом уровне образовательных
программ:
     1) УрФУ реализует полный спектр профессиональных  образовательных
программ: от прикладного бакалавриата до докторантуры;
     2) основой  образовательной  деятельностью  УрФУ  станет  «пакет»
конкурентоспособных  на мировом уровне модульных программ магистратуры
и аспирантуры (в том числе в международном  формате),  реализуемый  на
вновь  вводимой  учебной, исследовательской, инновационной, социальной
инфраструктуре.
     В УрФУ будут разработаны и  получат  развитие  магистратуры  двух
типов:
     академические:  научно-исследовательские,   научно-педагогические
(совместно   с   УрО   РАН  и  другими  региональными,  российскими  и
международными  научными  организациями),  опирающиеся  на   потенциал
научных школ и традиции фундаментального университетского образования;
     проектно-технологические:       проектные,       опытно-        и
проектно-конструкторские,        управленческие,        экономические,
технологические    (с    использованием    потенциала    инновационной
инфраструктуры  УрФУ в сотрудничестве с предприятиями и организациями,
а также на базе создаваемых в структуре УрФУ отраслевых институтов).
     Сбалансированное развитие двух  типов  магистерской  подготовки -
академической   и   проектно-технологической -   по  широкому  спектру
отраслевых направлений, промышленных  и  социальных  технологий  будет
отличительной   особенностью   УрФУ.   Синергетический   эффект  будет
проявляться   на    стыке    отраслей    и    направлений    обучения.
«Политехнологичность»,   полноценная  гуманитарная  и  фундаментальная
составляющая обеспечат высокую конкурентоспособность  программам  УрФУ
не   только   на   национальном,   но   и   на  международном  уровне.
Проектно-технологическая магистратура обеспечит подготовку  инженерных
кадров,  прежде всего для Российской Федерации, а также стран ШОС. При
этом образовательные программы УрФУ пройдут  валидацию  в  промышленно
развитых странах с традиционно сильным инженерным образованием.
     Ориентировочно соотношение численности  студентов  на  программах
магистратуры академического и проектно-технологического типов составит
30/70;
     3) особенностью  вновь  создаваемого  федерального   университета
будет сильная гуманитарная составляющая образования. В настоящее время
в  условиях  постиндустриальной  трансформации  глобальной   экономики
гуманитарное  образование и гуманитарные технологии не только повышают
эффективность деятельности ученых, специалистов, руководителей,  но  и
становятся  для  регионов  источниками создания прибавочной стоимости,
инструментами, обеспечивающими успешные масштабные социальные  реформы
и   формирование   гражданской  идентичности  различных  социальных  и
этноконфессиональных групп;
     4) для  решения  задачи  повышения   качества   профессионального
образования   в  УрФУ  будут  созданы  принципиально  новые  программы
бакалавриата в идеологии компетентностного подхода, ориентированные на
потребности  работодателей. Изменение содержания программ и технологий
обучения  обеспечит  требуемый  уровень   компетенций   для   успешной
профессиональной   деятельности.   Образовательные   программы   будут
основаны на модульном принципе и системе  зачетных  единиц,  что  даст
студентам  широкие  возможности  выбора индивидуальных образовательных
траекторий;
     5) интеграция  в  структуру   УрФУ   ряда   учреждений   среднего
профессионального образования гуманитарного и технологического профиля
расширит возможности студентов  по  ранней  специализации  и  освоению
практических   навыков  через  обучение  на  программах  «прикладного»
бакалавриата. Программы «прикладного» бакалавриата будут разработаны с
учетом  актуальных требований современного производства. Полученные на
этих  программах  кредиты  (зачетные  единицы)  будут  зачитываться  в
дальнейшем при прохождении программ полного бакалавриата. Это исключит
образовательные  тупики,  расширит   спектр   выбора   образовательных
модулей,    позволит   более   успешно   решать   вопрос   обеспечения
квалифицированными кадрами экономики Уральского региона;
     6) на базе УрФУ будет  разработана  и  внедрена  модель  сетевого
взаимодействия    вузов,    научных   и   инновационных   организаций,
обеспечивающая   обучающимся   возможность   освоения   индивидуальных
образовательных   программ   с   использованием   ресурсов  и  зачетом
результатов,  полученных  в  различных   образовательных   и   научных
организациях.  Нормальной  практикой  станет  совмещение  магистрами и
аспирантами образовательной, научной, инновационной и производственной
деятельности.   Около   трети   кредитов  (зачетных  единиц)  студенты
магистратуры  и  аспирантуры  будут  получать  за  успешную   научную,
инновационную   и   производственную   деятельность,   непосредственно
связанную с профилем обучения;
     7) одним из базовых оснований деятельности  УрФУ  станет  принцип
широкой     академической    мобильности    (студенческой,    научной,
преподавательской)  на  региональном,  национальном  и   международном
уровнях.  Среди  студентов,  зачисленных  на  программы магистратуры и
аспирантуры в 2016 году, будет не менее 30 процентов выпускников  иных
вузов.   Фактически   УрФУ   будет   аккумулировать   лучшие   молодые
интеллектуальные ресурсы региона, страны, сопредельных  государств.  К
2016  году  не  менее 15 процентов программ магистратуры и аспирантуры
будут реализовываться на иностранных языках.  Получит  распространение
привлечение  к  обучению  и  научно-инновационной деятельности ведущих
российских  и  иностранных  профессоров,  исследователей,   экспертов.
Студентам  будет выдаваться международное (общеевропейское) приложение
к диплому  о  высшем  образовании.  Не  менее  20 процентов  студентов
магистратуры  и  аспирантуры  к  2020  году  будут составлять граждане
иностранных государств. Это  позволит  выстроить  систему  партнерских
отношений  с  целевой группой государств с точки зрения экономических,
культурных  и  научных   связей,   формирования   позитивного   имиджа
Российской  Федерации на международной арене и достижения национальных
геополитических интересов;
     8) с целью достижения конкурентоспособности  на  международном  и
национальном  уровне  интеллектуальные,  организационные, финансовые и
материальные  ресурсы  УрФУ  будут   сконцентрированы   на   прорывных
направлениях   исследовательской   и   образовательной   деятельности.
Фактически в рамках университета будет реализована идеология поддержки
«точек роста».
     В      качестве      приоритетных      направлений       развития
научно-образовательной и инновационной деятельности УрФУ выбраны:
     био- и химические технологии;
     естественные науки;
     информационные технологии;
     математика;
     металлургия и металлообработка;
     новые материалы и материаловедение;
     социально-политические и гуманитарные исследования и технологии;
     экономика и управление;
     строительство;
     энергетика.
     По   мере   становления   университета   перечень    приоритетных
направлений научно-образовательной деятельности будет расширяться;
     9) с  целью  повышения  эффективности  обучения  в   УрФУ   будет
реализована  новая  «технологическая  парадигма»  обучения.  Идеология
передачи в ходе обучения «готовых знаний»  будет  заменена  идеологией
формирования  необходимых компетенций, перечень которых определяется в
процессе взаимодействия преподавателей  университета  и  потенциальных
работодателей.  На  всех  уровнях  обучения в УрФУ произойдет массовое
внедрение современных  образовательных  технологий  на  базе  активных
методов   обучения   (кейсов,   тренажеров,   компьютерных  симуляций,
моделирования, проектных методов обучения). В УрФУ будет создан  центр
превосходства   в   области  современных  образовательных  технологий,
который   обеспечит   создание   конкурентоспособных   образовательных
продуктов;
     10) в образовательных  программах  будут  учитываться  актуальные
квалификационные требования к работникам отраслей экономики Уральского
территориально-производственного  кластера,  национальной   экономики,
требования мировой экономической интеграции. С этой целью на базе УрФУ
будет инициировано создание общественно-профессиональных  организаций,
ассоциаций  работодателей  с  участием ведущих специалистов экономики,
преподавателей,   исследователей,    артикулирующих    требования    к
образовательным результатам программ обучения. Для реализации программ
магистратуры   проектно-технологического   типа   будут   приглашаться
специалисты  и эксперты профильных предприятий и организаций (не менее
30 процентов общего времени обучения), что обеспечит доступ  студентов
к  актуальным  технологиям, их ускоренную адаптацию к профессиональной
среде, позволит им  совершенствовать  реальные  навыки  межличностного
профессионального общения;
     11) для опережающего формирования регионального  и  национального
интеллектуального   потенциала  в  УрФУ  совместно  с  УрО  РАН  будет
развернута система поиска и поддержки одаренных  детей  и  талантливой
молодежи.   С   этой  целью  будет  внедрена  система  дистанционного,
очно-заочного  обучения   и   консультирования   одаренных   детей   и
талантливой      молодежи      с      использованием      возможностей
образовательно-научных и инновационных структур университета. Ключевой
профессорско-преподавательский  состав  университета  и  УрО РАН будет
участвовать  в  проведении  летних  лагерей  для  одаренных  детей   и
талантливой   молодежи.   В   рамках   деятельности   по  формированию
университета и строительству современного студенческого городка  будет
развиваться   деятельность   интерната   и  центра  сопровождения  для
одаренных детей и талантливой молодежи;
     12) важнейшим принципом для университета станет принцип:  обучать
тех, кто хочет и может учиться, а не тех, кто может платить.
     Для этого в университете:
     будет развернута эффективная система адресной поддержки студентов
и   аспирантов,  демонстрирующих  высокий  уровень  образовательных  и
научных результатов;
     будут предоставляться разнообразные гранты  на  обучение,  оплату
сопутствующих обучению расходов, участие в иностранных стажировках;
     будет    реализована    практика     предоставления     студентам
квалифицированных  рабочих  мест,  в  том  числе  по  месту  обучения,
организовано сопровождение  профессиональной  деятельности  студентов,
совмещающих обучение и работу по профилю обучения;
     будет внедрена система образовательного кредитования;
     будут созданы подготовительные отделения для поступающих,  в  том
числе для граждан, проходивших военную службу по контракту, мигрантов;
     13) решение  проблемы  реиндустриализации  экономики   Уральского
региона  и  Российской  Федерации  предполагает  внедрение современных
подходов к формированию корпуса руководителей: от линейных  менеджеров
до   руководителей   крупнейших  предприятий,  от  бизнес-структур  до
государственных служащих. Понимание региональной  специфики,  владение
отраслевой   проблематикой,   свободное   оперирование   инструментами
проектно-аналитической  деятельности  крайне  важно  с  точки   зрения
успешности  управления. В рамках УрФУ будет создана бизнес-школа общей
численностью   1500   слушателей.    Бизнес-школа    будет    готовить
руководителей  как  для  работы  в  промышленности и сервисном секторе
экономики,  так  и   для   работы   в   органах   государственного   и
муниципального управления, институтах гражданского общества;
     14) подготовка элитных  инженерных  кадров  высшего  звена  будет
реализовываться  в  специально созданной Высшей инженерной школе УрФУ.
Образовательные  программы  будут  разрабатываться  и  реализовываться
совместно  с представителями крупных компаний на основе международного
опыта технологических инноваций. Слушателями Высшей  инженерной  школы
УрФУ   будут   ведущие  инженеры,  технологи  и  конструкторы  крупных
промышленных  предприятий,  резерв   высших   инженерных   кадров.   К
преподаванию  будут  привлекаться  выдающиеся  российские и зарубежные
конструкторы и проектировщики. Общая численность  слушателей  программ
различных  типов - примерно 1000 человек. По своему уровню школа будет
реализовывать  программы   аналогичные   мастер   МВА   и   ЕМВА,   но
применительно к инженерному и конструкторскому образованию;
     15) концепция  современного  образования  исходит  из  того,  что
человек  должен  быть  включен  в непрерывный цикл обучения, повышения
квалификации и переподготовки на  протяжении  всего  периода  активной
деятельности.  УрФУ  станет  ядром  современной  системы  непрерывного
образования  Уральского   региона.   Это   подразумевает   превращение
университета  в  центр  методических  разработок  в  сфере  технологий
непрерывного образования, независимой оценки  результатов  образования
(сертификации  и оценки компетенций персонала), рейтингования программ
непрерывного образования,  предоставления  услуг  по  консультированию
граждан и юридических лиц по вопросам обучения.
     2. Создание инфраструктуры генерации  и  распространения  знаний,
конкурентоспособных технологий и инноваций:
     1) внедрение результатов научных исследований будет опираться  на
построение  полного  инновационного  цикла:  от  формирования  тематик
исследований до запуска опытных производств как в  сфере  традиционной
индустриальной  специализации  Уральского  региона,  так  и в областях
постиндустриального прорыва. Фактически УрФУ станет базовым ядром всей
инновационной   системы  региона  с  основными  функциями:  подготовка
кадров, создание среды малого наукоемкого бизнеса, новые  промышленные
и   социальные   технологии,  инфраструктура  поддержки  инновационной
деятельности   региона   (технопарк,   венчурный    фонд,    структуры
консалтинга, экспертизы, сертификации);
     2) повышение эффективности научных разработок будет достигнуто за
счет  включения  в структуру деятельности УрФУ научных организаций УрО
РАН.   Предполагается   развить   следующие    механизмы    интеграции
деятельности УрФУ и УрО РАН:
     максимально широкое вовлечение работников институтов  УрО  РАН  в
образовательную   и   научную  деятельность  УрФУ,  в  том  числе  для
разработки и реализации программ академической магистратуры;
     осуществление   УрФУ   и   институтами   УрО    РАН    совместных
научно-образовательных     проектов,     научных     исследований    и
экспериментальных разработок, центров коллективного пользования;
     реализация институтами УрО РАН совместных с УрФУ  образовательных
программ   послевузовского   профессионального  образования,  а  также
образовательных     программ     дополнительного     профессионального
образования;
     создание  на  базе  УрФУ   институтами   УрО   РАН   лабораторий,
осуществляющих научную и научно-техническую деятельность;
     создание на базе институтов УрО РАН кафедр  УрФУ,  осуществляющих
образовательный процесс;
     совместное  учреждение  и  поддержка  УрФУ  и  УрО  РАН   фондов,
организаций и предприятий научно-инновационного сектора;
     3) в УрФУ получит развитие такая форма реализации  инновационного
цикла, как научно-образовательные центры, объединяющие потенциал УрФУ,
УрО РАН, других вузов и научных организаций (в том числе  зарубежных),
структур реального сектора экономики.
     3. Создание   развернутой   системы   партнерских   отношений   с
образовательными  организациями,  научными  центрами,  коммерческими и
некоммерческими организациями, органами власти:
     1) партнерские  отношения  УрФУ  с  другими  организациями  будут
строиться  на  базе  системы  долгосрочных  взаимовыгодных соглашений,
обеспечивающих решение стратегических  задач  инновационного  развития
Уральского региона, экономики Российской Федерации;
     2) партнерами  УрФУ  в  осуществлении  образовательных  программ,
исследований и разработок в национальном масштабе станут:
     ведущие  российские   образовательные   учреждения   (федеральные
университеты,  национальные исследовательские университеты, крупнейшие
классические     и     инженерно-технические     вузы,      учреждения
профессионального   образования   Уральского   региона,  корпоративные
университеты предприятий и корпораций);
     ведущие  российские  промышленные   корпорации,   в   том   числе
государственные     («Ростехнологии»,     «Роснанотех»,     «Росатом»,
«Объединенная  авиастроительная  корпорация»,   «Российские   железные
дороги» и другие);
     федеральные и региональные отраслевые министерства и ведомства;
     общественные и общественно-профессиональные организации;
     3) стратегическое  партнерство   с   работодателями   (передовыми
компаниями)   позволит   совместно   модернизировать   образовательные
программы,  строить  целевую   подготовку   студентов,   реализовывать
проектно-технологические магистерские программы, имеющие корпоративную
направленность, создавать базовые  кафедры  и  учебно-производственные
площадки  и  лаборатории.  Стратегические партнеры будут участвовать в
управлении университетом  через  участие  в  наблюдательном  совете  и
советах по отдельным направлениям обучения.
     Связи университета с бизнес-сообществом и органами  власти  будут
осуществляться по нескольким направлениям:
     решение прикладных задач по заказам фирм и  предприятий,  органов
государственной власти и органов местного самоуправления;
     целевая  подготовка,  повышение  квалификации  и   переподготовка
кадров,  включая  вынесение  обучения (основного и дополнительного) на
территории предприятий и организаций-партнеров;
     методическая,   организационная   и   образовательная   поддержка
создания   корпоративных   систем   подготовки  кадров  (корпоративных
университетов);
     4) на базе УрФУ будет  разработана  и  внедрена  модель  сетевого
взаимодействия    вузов,    обеспечивающая   обучающимся   возможность
реализации индивидуальных образовательных траекторий с  использованием
ресурсов и зачетом результатов, полученных в различных образовательных
и научных организациях. В УрФУ будут созданы  методические  центры  по
различным  направлениям  подготовки, центры коллективного пользования.
Фактически на базе  УрФУ  будет  реализована  «открытая  площадка»,  в
рамках   которой   преподаватели   различных  вузов  смогут  совместно
реализовывать   пилотные   образовательные   модули    и    программы;
междисциплинарные  научные исследования (с участием ученых, практиков,
студентов и  аспирантов)  по  значимым  региональным,  национальным  и
международным тематикам;
     5) международное сотрудничество (в первую очередь  с  зарубежными
университетами -  стратегическими  партнерами)  будет осуществляться в
следующих основных форматах:
     разработка  и   реализация   межуниверситетских   образовательных
программ;
     проведение международных научных исследований;
     реализация совместных венчурных проектов;
     6) будет  разработана  и  реализована  программа   «агрессивного»
позиционирования    УрФУ    на    международных    образовательных   и
научно-инновационных   рынках,   в   первую   очередь    в    регионах
стратегических    приоритетов    УрФУ.    Будут   открыты   зарубежные
представительства университета в Средней и Юго-Восточной Азии.
     4. Формирование современной системы управления  и  инфраструктуры
УрФУ:
     1) система  управления  УрФУ  будет  строиться   на   современных
подходах к управлению крупными университетскими комплексами:
     формирование   органов   управления,   экспертных   структур    и
попечительства  с  широким вовлечением всех заинтересованных сторон (в
том числе международных партнеров и экспертов);
     информационная  и  финансовая   прозрачность   деятельности   для
общества, бизнеса и власти;
     авторитетный  наблюдательный  совет,  который  будет   определять
направления стратегического развития УрФУ в долгосрочной перспективе;
     использование     автоматизированной      системы      управления
университетом,  позволяющей  формировать индивидуальные учебные планы,
учитывать  в   единой   системе   зачетных   единиц   образовательную,
инновационную и научную деятельность учащихся, студентов, слушателей;
     поддержка самостоятельности и инициативы подразделений и структур
университета, эффективное делегирование полномочий и ответственности;
     широкое  использование  матричных  моделей  и  проектных  методов
управления;
     разработка и внедрение новой системы управления  и  оплаты  труда
персонала всех категорий, ориентированной на достижение обозначенных в
Концепции результатов;
     2) для обеспечения возможности инвестирования средств со  стороны
бизнес-структур   в   университете  будет  сформирована  прозрачная  и
эффективная система финансового управления. Она будет включать:
     всеобъемлющую    систему    бюджетирования,     финансового     и
управленческого учета и контроля;
     проведение периодического независимого аудита эффективности;
     внедрение   практики   публичной   отчетности    о    результатах
финансово-хозяйственной деятельности;
     создание совместных специализированных фондов (прямых инвестиций,
венчурного, эндаумент-фонда);
     разделение   систем    управления    финансово-хозяйственной    и
научно-образовательной деятельностью;
     широкий аутсорсинг непрофильных видов деятельности;
     3) для обеспечения научно-образовательного процесса предусмотрено
создание    информационного    центра    коллективного    пользования,
выполняющего  роль  точки  доступа   к   современным   мировым   сетям
распространения  знаний,  на  основе  интернет- и телекоммуникационных
технологий;
     4) создание    УрФУ     предполагает     поэтапное     возведение
университетского комплекса, включающего научно-образовательные центры,
технопарк,    студенческий    городок,    здания    культурно-бытового
назначения. Строительство университетского комплекса УрФУ, в том числе
студенческого  городка,  предполагается   осуществить   на   земельном
участке площадью свыше 1500 га, зарезервированном постановлением главы
города Екатеринбурга от  25.09.2006 г.  № 1059. Участок  № 1  размером
1290 га   находится   южнее   центральной   планировочной  оси  района
«Вузовский» и  частично  занимает  территории,  отводимые  генеральным
планом  города Екатеринбурга под городские леса и расширение городских
лесопарков.  Участок   № 2   размером   210 га   находится   восточнее
Новосвердловской  ТЭЦ  на  территориях,  предусмотренных в генеральном
плане   города   Екатеринбурга   для   развития   промышленного   узла
Новосвердловской ТЭЦ;
     5) создание УрФУ предполагает модернизацию существующих учебных и
учебно-вспомогательных  площадей вузов и мест проживания студентов, их
ремонт и реконструкцию;
     6) принципиально  важным  является  территориальное   зонирование
университета:  реализация  программ  бакалавриата  на реконструируемых
традиционных территориях вузов  (УрГУ  и  УГТУ-УПИ)  и  разворачивание
магистерской   и   аспирантской  подготовки  на  существующей  базе  с
дальнейшим переносом во вновь возводимый университетский  комплекс  на
выделенном  земельном  участке,  предполагающем новую креативную среду
обучения, научной и инновационной деятельности, творческой культуры;
     7) в  рамках  строительства  первой  очереди   (2009-2012   годы)
предусмотрено  создание  нового  комплекса, обеспечивающего реализацию
программ обучения магистров и аспирантов общей численностью до  10 000
человек. Первый этап предусматривает:
     создание первичной инженерно-технической инфраструктуры;
     строительство  общежитий  для  студентов  и   аспирантов   (общей
численностью 10 тыс. студентов);
     строительство     восьми     научно-образовательных      центров,
ориентированных  на  разработку современных перспективных технологий и
отраслей знаний;
     строительство здания бизнес-школы;
     строительство элитной инженерной школы;
     создание первой очереди технопарка;
     создание первичной системы социально-культурного обслуживания.
     Второй этап предусматривает строительство:
     общежитий для студентов и аспирантов (общей численностью  10 тыс.
студентов);
     второго блока научно-образовательных и исследовательских центров,
ориентированных  на  разработку современных перспективных технологий и
отраслей знаний (8 научно-образовательных центров);
     второй очереди технопарка;
     объектов социально-культурного назначения.
 Раздел 5. Схема зонирования нового университетского комплекса УрФУ*  
*Не приводится

            Раздел 6. Основные целевые индикаторы проекта             
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|
|№    |Целевой индикатор                                         |Значение индикатора               |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|

|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|п/п  |                                                          |2012 год   |2016 год   |2020 год   |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|1.   |Количество студентов (человек)                            |52000      |57000      |65000      |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|     |в том числе:  магистров                                   |3000       |8000       |15000      |
|     |       аспирантов                                         |2000       |3000       |3500       |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|2.   |Доля магистров и аспирантов в общей численности обучаемых |9,6        |19,3       |28,5       |
|     |(процентов)                                               |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|3.   |Количество преподавателей (человек)                       |5950       |7350       |9275       |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|4.   |Доля студентов иных вузов в общей численности магистратуры|10         |30         |40         |
|     |и аспирантуры (процентов)                                 |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|5.   |Доля иностранных студентов в общей численности            |5          |15         |20         |
|     |магистратуры и аспирантуры (процентов)                    |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|6.   |Доля программ магистратуры и аспирантуры, реализуемых на  |5          |15         |20         |
|     |иностранном языке (процентов)                             |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|

|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|
|7.   |Средний суммарный годовой доход профессора                |в 4 раза превышает среднюю        |
|     |                                                          |заработную плату в промышленности |
|     |                                                          |по Свердловской области           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|

|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|8.   |Доля профессоров, имеющих опыт работы в ведущих мировых   |10         |20         |30         |
|     |университетских или научных центрах (процентов)           |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|9.   |Доля преподавателей, ведущих исследовательскую или        |25         |50         |75         |
|     |проектную работу (процентов)                              |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|10.  |Доля профессорско-преподавательского состава, имеющего    |2          |3          |5          |
|     |более 100 цитирований работ в течение последних 7 лет     |           |           |           |
|     |(процентов)                                               |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|11.  |Публикации в расчете на одного преподавателя              |1,1        |1,3        |1,5        |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|12.  |Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских   |180        |280        |370        |
|     |работ, продажи лицензий на одного преподавателя,          |           |           |           |
|     |тыс. рублей                                               |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|13.  |Средний возраст кандидатов/докторов наук, лет             |50/55      |45/50      |40/50      |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|14.  |Количество компаний инновационного сектора, созданных     |50         |100        |150        |
|     |студентами, выпускниками или сотрудниками на основе       |           |           |           |
|     |разработок университета                                   |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|15.  |Место в Академическом рейтинге университетов мира         |-          |           |Тор-500    |
|     |(«Шанхайский рейтинг»)                                    |           |           |           |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
|16.  |Место в рейтинге QS-THES (рейтинг газеты «The Times»)     |-          |Тор-200    |Тор-100    |
|—————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|
                  Раздел 7. Этапы реализации проекта                  
     Проект создания УрФУ рассчитан на период 2009-2020 годов. В целях
оптимизации   планирования   и  рационального  использования  ресурсов
программа создания и развития УрФУ разделена на этапы:
     подготовительный этап - 2008-2009 годы;
     первый этап - 2009-2012 годы;
     второй этап - 2013-2016 годы;
     третий этап - 2017-2020 годы.
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|              |     |Подготовительный этап - 2008-2009 годы                       |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2008 год      |-    |разработка Концепции, программы создания и развития УрФУ;    |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2008-2009 годы|-    |принятие постановления Правительства Российской Федерации о  |
|              |     |создании Уральского федерального университета.               |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|              |     |Первый этап - 2009-2012 годы                                 |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2009 год      |-    |формирование автономного учреждения УрФУ (создание системы   |
|              |     |управления, организационной структуры);                      |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2009-2010 годы|-    |разработка новых образовательных программ;                   |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2009-2010 годы|-    |формирование новых научно-образовательных центров;           |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2009 год      |-    |начало формирования фонда целевого капитала;                 |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2010 год      |-    |формирование системы поиска и поддержки одаренных детей и    |
|              |     |талантливой молодежи;                                        |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2009-2012 годы|-    |первая очередь строительства студенческого городка (общежитие|
|              |     |на 10 000 магистров и аспирантов, новых учебных корпусов,    |
|              |     |первой очереди технопарка).                                  |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|              |     |Второй этап - 2013-2016 годы                                 |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2013 год      |-    |создание новых научно-образовательных центров;               |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2013 год      |-    |начало массового обучения магистров в новых учебных корпусах;|
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2016 год      |-    |завершение второй очереди строительства студенческого городка|
|              |     |и технопарка.                                                |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|              |     |Третий этап - 2017-2020 годы                                 |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2020 год      |-    |увеличение численности магистратуры и аспирантуры примерно до|
|              |     |20 000 человек;                                              |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|2020 год      |-    |достижение итоговых значений целевых индикаторов проекта.    |
|——————————————|—————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
                   Раздел 8. Ресурсное обеспечение                    
     Финансовая модель проекта предполагает его реализацию  на  основе
частно-государственного партнерства.
     На   первом   этапе   реализации   проекта    (2009-2012    годы)
предполагается финансирование в следующих объемах:
     расходов на создание инженерной инфраструктуры на новых земельных
территориях   в   объеме   5,7 млрд.  рублей  (средства  регионального
бюджета - 4,0 млрд. рублей, средства федерального бюджета -  1,7 млрд.
рублей);
     расходов  на  строительство  первой  очереди  учебных   площадей,
технопарка,  студенческого городка в объеме не менее 23,2 млрд. рублей
(средства   федерального   бюджета -   19,8 млрд.   рублей,    частные
инвестиции - 3,4 млрд. рублей);
     расходы дополнительного финансирования на модернизацию  имеющихся
зданий   и   сооружений -   2,6 млрд.  рублей  (средства  федерального
бюджета);
     программы развития УрФУ на период 2009-2012 годов с общим объемом
финансирования   8,5 млрд.  рублей  (средства  федерального  бюджета -
7,5 млрд. рублей, привлечение внебюджетных средств крупного бизнеса  в
объеме   1,0 млрд.   рублей  на  софинансирование  программы  развития
университета).
     На   втором   этапе   реализации   проекта    (2013-2016    годы)
предполагается финансирование в следующих объемах:
     расходов  на  строительство  второй  очереди  учебных   площадей,
технопарка,  студенческого  городка  в объеме не менее 13 млрд. рублей
(средства федерального бюджета и бизнес/структур в равной пропорции 50
процентов/50 процентов).
     Также  до  конца  2016  года  за   счет   частных   пожертвований
планируется сформировать фонд целевого капитала УрФУ в объеме не менее
5 млрд. рублей.


                                            Приложение
                                            к Концепции создания
                                            Уральского федерального
                                            университета в
                                            Свердловской области

            Существующий научно-образовательный потенциал             
         Уральский государственный технический университет -          
           УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина            

    Уральский государственный технический университет -  УПИ  (далее -
УГТУ-УПИ)  создан  в 1920 году и в настоящее время является крупнейшим
техническим вузом России.
    Учебный блок университета составляют 26 факультетов (в том числе 7
институтов),  168 кафедр,  36  территориальных подразделений в городах
Свердловской  области  и  за  ее  пределами.  Общее  число   студентов
различных  форм  обучения, включая филиалы вуза, составляет более 42,5
тысячи, в том числе студентов очного  обучения -  более  25  тысяч.  В
УГТУ-УПИ    реализуются    174   образовательные   программы   высшего
профессионального  образования,  в  том  числе  по   38   направлениям
бакалавриата и 10 магистратуры, 28 программ среднего профессионального
образования.  Университет  подготовил  более  2000  специалистов   для
23 стран  Европы,  Азии  и  Африки.  Реализуются 76 программ повышения
квалификации и 57 программ профессиональной переподготовки.  Действуют
аспирантуры   (69   научных   специальностей)   и   докторантуры   (30
специальностей) в  рамках  деятельности  18  диссертационных  советов.
УГТУ-УПИ  выполняет  функцию вуза-координатора в Уральском федеральном
округе   по   развитию   высшего   профессионального   образования   в
соответствии с Болонской декларацией, выдавая Европейские приложения к
диплому.
    Научно-инновационный  блок  представлен  комплексом,   в   который
интегрированы      9 научно-исследовательских      институтов,      22
научно-исследовательские лаборатории, 8  учебно-научных  центров.  Для
координации  и  развития инновационной деятельности в 2003 году создан
Институт инноватики  и  маркетинга,  в  состав  которого  вошли  центр
интеллектуальной   собственности,   центр   независимых   экспертиз  и
сертификации,  отдел  трансферта  технологий,  региональный  центр  по
координации   инновационной   деятельности  вузов.  Научный  потенциал
университета  составляют  425  докторов  наук,  профессоров   и   1534
кандидата  наук,  доцента.  Среди  ученых университета 12 академиков и
членов-корреспондентов  Российской  академии  наук.  При  университете
работают  6  филиалов  Российских общественных академий. Большой объем
научных исследований проводится совместно  с  институтами  УрО  РАН  в
рамках  деятельности  10  филиалов  кафедр  и 4 вузовско-академических
центров.   С   участием    УГТУ-УПИ    создано    более    50    малых
научно-производственных   предприятий.  Проводятся  фундаментальные  и
прикладные исследования по 32 важнейшим направлениям развития науки  и
техники,  из  них  7 относятся к гуманитарным и экономическим областям
знания.  Мировую  известность  имеют  научные  школы  по  радиационной
физике,   органическому   синтезу,   материаловедению  и  металлургии.
Действует   экспериментально-производственный    комбинат.    Наиболее
перспективные   разработки   УГТУ-УПИ  выставлены  в  российской  сети
трансферта технологий (RTTN).
    УГТУ-УПИ    является    вузом-победителем    конкурсного    отбора
инновационных   образовательных   программ   в   рамках  приоритетного
национального проекта «Образование».
     Уральский государственный университет имени A.M. Горького
    Уральский государственный университет A.M. Горького (далее - УрГУ)
основан  19 октября  1920  года  как системообразующий вуз на Урале. С
течением времени на базе институтов и факультетов УрГУ созданы  многие
вузы Екатеринбурга и других уральских городов.
    УрГУ осуществляет образовательную деятельность по 2 специальностям
среднего   профессионального  образования,  41  специальности  высшего
профессионального  образования,  26 направлениям  бакалавриата  и   16
направлениям  магистратуры  (86 магистерских программ). Осуществляется
подготовка  по   программам   «Мастер   делового   администрирования»,
дополнительных квалификаций, повышения квалификации и профессиональной
переподготовки. Функционируют два филиала и 11 представительств УрГУ.
    Общий контингент студентов УрГУ составляет 15000  человек,  в  том
числе    по   очной   форме   обучения -   8000.   Общая   численность
профессорско-преподавательского  состава  в   УрГУ   составляет   1400
человек,  в  том  числе  докторов  наук,  профессоров -  240  человек,
кандидатов наук, доцентов - 600 человек. Среди  преподавателей  УрГУ -
18  действительных  членов  и  членов-корреспондентов  государственных
академий, 32  человека -  заслуженные  деятели  науки,  образования  и
культуры   Российской   Федерации.   Послевузовское   профессиональное
образование  реализуется   в   аспирантуре   по   57   специальностям,
докторантуре -      по     12 специальностям,     функционируют     12
специализированных советов по защите диссертаций.
    В   учебном   процессе   активно   участвуют    сотрудники    двух
научно-исследовательских      институтов     УрГУ;     астрономической
обсерватории,     ботанического      сада,      биостанции,      более
80 научно-исследовательских,                   вузовско-академических,
учебно-методических лабораторий и центров, в том  числе  совместных  с
УрО РАН. Научные исследования в УрГУ ведутся по 29 основным обобщенным
научным  направлениям,  из  которых  17  ориентированы  на  выполнение
естественнонаучных исследований и 12 - гуманитарных. В настоящее время
в УрГУ  сформировалось  более  30  научно-педагогических  коллективов.
Научные  школы  УрГУ  имеют  международное признание. В УрГУ действует
Уральский региональный центр информатизации.
    УрГУ является вузом-победителем конкурсного отбора образовательных
учреждений    высшего    профессионального   образования,   внедряющих
инновационные  образовательные  программы   в   рамках   приоритетного
национального проекта «Образование»
     Уральское отделение Российской академии наук
    Уральское отделение Российской академии наук (далее -  УрО  РАН) -
многоотраслевой   научно-исследовательский   комплекс,  включающий  38
институтов,    крупнейшую     на     Урале     научную     библиотеку,
конструкторско-технологические  и инженерные центры, сеть стационаров.
Академические научные  центры  имеются  в  Екатеринбурге,  Сыктывкаре,
Ижевске,  Перми,  Челябинске, Архангельске и Оренбурге. В них трудятся
свыше 3600 научных работников,  из  них  более  590  докторов  и  1750
кандидатов наук.
    В Екатеринбурге расположены 20 Институтов УрО РАН.
    Исследованиями по  важнейшим  научным  направлениям  руководят  31
действительный  член  и  58 членов-корреспондентов Российской академии
наук. Работает докторантура,  в  аспирантуре  идет  подготовка  по  88
специальностям.
    Основные  направления  исследований:  теоретическая  и  прикладная
математика  и  механика,  процессы управления, физика и химия твердого
тела, электро- и теплофизика,  теплоэнергетика,  комплексные  проблемы
машиностроения, теория металлургических процессов, высокотемпературная
электрохимия,    органический    синтез,    популяционная    экология,
иммунология,  генетика,  комплексное  изучение растительных, животных,
водных   и   почвенных   ресурсов,   создание   основ    рационального
природопользования,   геодинамика,  геолого-  и  геофизические  методы
изучения земной  коры  и  верхней  мантии,  минералогия,  региональная
геология,  теория  эволюции  региональных и микроэкономических систем,
этно-культурная  история  древних  и  средневековых  обществ  Урала  и
сопредельных территорий, современные политические теории и методология
политической науки.
    По всем перечисленным выше  направлениям  созданы  научные  школы,
получившие  мировое  признание.  Ведущие сотрудники преподают в УрГУ и
УГТУ-УПИ (есть  кафедры,  где  не  менее  70  процентов  профессоров -
сотрудники УрО РАН), большинство институтов имеют совместные кафедры.
    В    Екатеринбурге    введена    в    строй     первая     очередь
инновационно-технологического центра «Академический», на базе которого
осуществляется  «коммерциализация»  прикладных  разработок  институтов
УрО РАН.

Информация по документу
Читайте также