Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2009 № 737-ПП

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


О Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся
 общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до
                              2025 года»

      (Наименование в редакции Постановления Правительства Свердловской
                 области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)


       В целях  реализации  постановления  Правительства  Свердловской
области  от  27.11.2008 г.  № 1270-ПП «О совершенствовании организации
медицинской   помощи   учащимся   общеобразовательных   учреждений   в
Свердловской области» (Собрание законодательства Свердловской области,
2008,  № 11-3,  ст. 1930)  и  улучшения  сохранения   здоровья   детей
Правительство Свердловской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

     1. Одобрить  Концепцию «Совершенствование организации медицинской
помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области
на  период  до  2025 года»  (прилагается).  (В  редакции Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     2.  Министерству  здравоохранения  Свердловской  области  (Климин
В.Г.),    Министерству    общего   и   профессионального   образования
Свердловской  области  (Соболев  А.Б.)  в срок до 1 сентября 2009 года
подготовить     план     мероприятий     по    реализации    Концепции
«Совершенствование    организации    медицинской    помощи    учащимся
общеобразовательных  организаций  в  Свердловской области на период до
2025 года».   (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3. Рекомендовать  главам муниципальных образований в Свердловской
области  принять  участие  в  реализации  Концепции «Совершенствование
организации    медицинской    помощи    учащимся   общеобразовательных
организаций  в  Свердловской  области  на  период  до  2025 года».  (В
редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области   от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
       4. Контроль за исполнением настоящего  постановления  возложить
на  заместителя  председателя  Правительства  Свердловской  области по
социальной политике Власова В.А.


Председатель Правительства
Свердловской области                                  В.А.Кокшаров


г. Екатеринбург
26 июня 2009 года
№ 737-ПП


                                        К Постановлению
                                        Правительства Свердловской
                                        области
                                        от 26 июня 2009 г. N 737-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ                               
          "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ           
               УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ                
            В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА" 
           
  (Наименование в редакции Постановления Правительства Свердловской
                 области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)

        Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ        

     Дети  школьного  возраста  (7  -  18  лет)  составляют  22,9 млн.
человек, или 70 процентов детского населения Российской Федерации, а в
Свердловской  области  - 59,7 процента детского населения. За период с
2003  года  по 2008 год количество детей от 0 до 17 лет уменьшилось на
150  тыс.  человек,  а  доля  детей  в  процентном  отношении к общему
населению  составляет  18,4  процента (в 2003 году - 20,7 процента). В
этой ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья
каждого   ребенка   является   приоритетной  государственной  задачей.
Оптимизация  системы  охраны  здоровья  детей  школьного  возраста  на
сегодняшний  день  чрезвычайно  актуальна.  В структуре заболеваемости
управляемые  причины  связаны прежде всего с особенностями организации
учебного   процесса,   недостатками   реализации   профилактических  и
реабилитационных  подходов.  Отдельно  следует  выделить  подростковый
возраст  как период высокого социального и медицинского риска, а также
высокой социальной ответственности, ведь именно подростков в ближайшем
будущем  ждет  призыв  в  армию,  выбор  профессии,  вступление в пору
студенчества,  смена  ритма жизни и расстановка жизненных приоритетов,
начало  реализации  репродуктивной  функции.  По статистическим данным
Российской  Федерации,  в  последние  10  лет  за  период  обучения  в
общеобразовательных   организаций   заболеваемость   детей   школьного
возраста  увеличилась  более чем на 50 процентов. За период обучения в
современных  школах заболеваемость детей увеличивается на 74 процента.
(В   редакции  Постановления  Правительства  Свердловской  области  от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     За весь период обучения у детей школьного возраста в Свердловской
области   распространенность   сколиоза  увеличивается  в  10  раз,  а
нарушение  осанки  -  в 1,2 раза, понижение остроты зрения - в 4 раза,
патология   органов   пищеварения   -  в  13  раз.  В  образовательных
организацях  Свердловской  области на стабильном уровне по сравнению с
многолетним  уровнем  сохраняется  "острая  заболеваемость".  Ведущими
причинами обращаемости за медицинской помощью являются болезни органов
дыхания,   пищеварения,   болезни   глаза  и  его  придатков,  травмы,
несчастные  случаи  и отравления, инфекционные и паразитарные болезни.
Общая заболеваемость детей с 2002 года увеличилась на 21,6 процента, а
первичная на 24 процента. Уровень заболеваемости в общеобразовательных
школах  за  последние  5 лет превышает многолетние средние показатели.
Ведущими  отклонениями  в  состоянии  здоровья,  выявляемыми  во время
профилактических   осмотров,  являются:  болезни  опорно-двигательного
аппарата (117 случаев на 1000 детского населения), органов пищеварения
(77  на  1000),  болезни  глаза  и его придатков (84 на 1000), нервной
системы (100 на 1000). Данная динамика отклонений в состоянии здоровья
детей  позволяет говорить о так называемых "профессиональных" болезнях
школьников.    Кроме   того,   все   это   усугубляется   еще   низкой
санитарно-гигиенической   грамотностью  педагогов,  родителей,  детей,
недостаточным    межведомственным   взаимодействием   между   системой
образования  и здравоохранения, недооценкой значимости охраны здоровья
учащимися  и  педагогами  в процессе школьного обучения. Разобщенность
действий  и  взглядов родителей, детей, педагогов, психологов, медиков
ведет  к  ухудшению  здоровья, потере эффективности обучения, снижению
качества  жизни всех участников образовательного процесса. (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     Причинами прогрессирующего ухудшения здоровья являются:
     1) учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том
числе связанных с семейными ситуациями и образовательным процессом; (В
редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области   от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     2) ухудшение питания детей как в образовательном организации, так
и  в семье, несоблюдение режима питания, невыполнение норм потребления
основных  продуктов  питания;  (В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3)   повышение   нагрузки   на   организм    ребенка    факторами
экологического риска;
     4) высокая  частота  социальной  и  психологической  дезадаптации
(расстройства поведения, повышенная конфликтность и иное);
     5)  высокая  учебная  нагрузка  при  недостаточной   двигательной
активности детей;
     6)   неудовлетворительная    организация    профилактической    и
оздоровительной работы в школе в течение года;
     7) низкая информированность о факторах  формирования  здоровья  и
санитарно-гигиенической    грамотности   населения,   включая   детей,
подростков, родителей и педагогов;
     8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни.
     Современные  особенности  формирования  факторов   поведенческого
риска  среди детей характеризуются ростом частоты и снижением возраста
приобщения к употреблению алкоголя, увеличением интенсивности курения.
В    результате   растет   число   детей,   страдающих   алкоголизмом,
наркоманией,   токсикоманией.   Отмечается   увеличение   доли   детей
подросткового возраста, начинающих половую жизнь до 16 лет.
     В  структуре  детско-подростковой  популяции  до   80   процентов
составляют дети с I и II группами здоровья. Пятая часть детей страдает
хроническими заболеваниями и относится к III группе здоровья.
     Структура распространенности поражения различных органов и систем
у  школьников  к  возрасту  15  лет  такова:  болезни  органов дыхания
встречаются в 29,5 процента случаев, болезни нервной системы и органов
чувств  -  в  19,5  процента,  болезни  органов  пищеварения  - в 10,1
процента,  мочеполовой   системы   -   в   6,4   процента,   поражения
костно-мышечной системы - в 6,3 процента случаев.
     Каждый пятый ученик с пятого по девятый  класс  и  каждый  третий
старшеклассник  не  получает  горячие  завтраки  или  обеды в школьной
столовой. Это приводит к  дефициту  питания  школьников  по  следующим
позициям:
     1) редкое употребление в пишу молочных продуктов - половина детей
подросткового возраста;
     2) редкое употребление в пищу мясных  продуктов,  свежих  овощей,
фруктов, соков - более трети детей подросткового возраста;
     3) дефицит  важнейших  витаминов  у  лиц  подросткового  возраста
составляет от 25 (фолиевой кислоты) до 90 процентов (витамина C);
     4) энергообеспечение организма подростка в течение учебного дня в
2 раза ниже необходимого уровня.
     Таким образом, особенности состояния здоровья детей в современных
условиях характеризуются:
     1) снижением числа  детей,  имеющих  нормальную  массу  тела,  80
процентов детей имеют ее дефицит или избыток;
     2) снижением жизненной емкости легких на  15  процентов,  силовых
возможностей на 18 процентов у мальчиков, на 21 процент у девочек;
     3) более трети юношей и девушек имеют дефекты полового  развития.
Более  половины  детей подросткового возраста имеют болезни, которые в
дальнейшем  могут  ограничить  возможность  реализации  репродуктивной
функции.
     Велико  влияние  состояния  здоровья  на выбор будущей профессии.
Так,  70  процентов подростков имеют ограничения к получению профессии
по  состоянию  здоровья; среди подростков, получающих профессиональное
образование  в  профессиональных  образовательных  организациях, пятая
часть   по   состоянию   здоровья  не  сможет  работать  по  выбранным
специальностям;  три  четверти  обучающихся,  имеющих профессиональные
ограничения,  нуждаются  в  индивидуальном  подборе  места  дальнейшей
работы.  (В  редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Ухудшение состояния здоровья детей имеет следующие медицинские  и
социальные последствия:
     1) ограничение в будущем  возможности  реализации  репродуктивной
функции  (значительная  частота патологии органов репродуктивной сферы
среди юношей и девушек);
     2)   ограничение    возможности    получения    профессионального
образования  и  свободного трудоустройства (по законодательству - с 14
лет);
     3) высокая  частота  социальной  и  психологической  дезадаптации
(расстройства поведения, конфликтность и иное);
     4) низкая годность юношей по состоянию здоровья к военной  службе
(не более 70 процентов);
     5) снижение демографического и трудового потенциала.
     В настоящее время назрела жизненная необходимость обратить особое
внимание  на систему оказания первичной медико-санитарной помощи детям
школьного  возраста  в условиях непрерывного образовательного процесса
за  счет  совершенствования работы медицинских работников. (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     Это  позволит  организовать динамическое наблюдение за состоянием
здоровья    детей    в    образовательных    организации,   проведение
профилактических    мероприятий    по    предупреждению   и   снижению
заболеваемости,  осуществлять  наблюдение  за  детьми  с  хроническими
патологиями  и  детьми  из  групп риска, проведение реабилитационных и
оздоровительных                 мероприятий,                обеспечить
медико-психолого-педагогическое     сопровождение     образовательного
процесса. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 27.12.2013 г. N 1676-пп)

                   Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ                   

     Целью   Концепции   является   формирование  комплексной  системы
организации    медицинской    помощи    учащимся   общеобразовательных
организации  в  Свердловской  области  на  основании межведомственного
взаимодействия   для   сохранения   и   укрепления  здоровья  детей  и
подростков.   (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Основные задачи Концепции:
     1)  мониторинг  состояния  здоровья детей и подростков, кадрового
потенциала,      технического     оснащения     медицинской     службы
общеобразовательных    организации;    (В    редакции    Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     2) обеспечение межведомственного взаимодействия по  сохранению  и
укреплению     здоровья    подрастающего    поколения,    формированию
приверженности  к  здоровому  образу  жизни  -  формированию  здоровой
школьной среды;
     3)    совершенствование    системы    оказания    медицинской   и
профилактической  помощи  детям  и  подросткам  в  общеобразовательных
организации;  (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     4) создание и поддержание постоянно действующей информационной  и
образовательной  системы, направленной на мотивацию детей, родителей и
педагогов к здоровому образу жизни, занятиям  физической  культурой  и
спортом;
     5)   внедрение  в  общеобразовательных  организации  программ  по
формированию   здорового   образа  жизни;  (В  редакции  Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     6)  внедрение  в общеобразовательных организации профилактических
программ,  направленных  на  сохранение  и укрепление здоровья детей и
подростков.   (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)

                Глава 3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ                

     На всех этапах реализации Концепции разрабатываются и  внедряются
мероприятия,   имеющие   четкое   экономическое   и  медико-социальное
обоснование. Основными принципами реализации Концепции являются:
     1. Определение приоритетов:
     1) совершенствование организации медицинского обеспечения детей и
подростков    в    общеобразовательных    организации;   (В   редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     2)  оздоровительные  и профилактические технологии в сфере охраны
здоровья  детей  и  подростков  в  общеобразовательных организации; (В
редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области   от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3) доступность мероприятий по оздоровлению и профилактике детей и
подростков   -   учащихся   общеобразовательных  организации  во  всех
муниципальных   образованиях   в  Свердловской  области.  (В  редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     2. Непрерывность, системность проводимых мероприятий.
     3. Межведомственный подход к  сохранению  и  укреплению  здоровья
детей и подростков, к формированию здорового образа жизни.
     4. Конечный результат - формирование мотивации на здоровый  образ
жизни.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ(Наименование главы в редакции Постановления Правительства
           Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)

     Наблюдение  за  состоянием  здоровья  детей в общеобразовательной
организации    осуществляется    медицинским    работником   отделения
организации    медицинской   помощи   детям   и   подросткам   детских
амбулаторно-поликлинических   учреждений.  (В  редакции  Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Врач   (фельдшер)   общеобразовательной  организаций  подчиняется
главному  врачу  и  заведующему отделением детской поликлиники и может
курировать   несколько  общеобразовательных  организаций.  Медицинская
сестра  должна  находиться  в общеобразовательной организации во время
образовательного процесса постоянно.
     Организация и проведение  профилактических  медицинских  осмотров
регламентированы  Приказами  Министерства  здравоохранения  Российской
Федерации от 30.06.92 N 186/272, от 14.03.95 N 60, от 07.05.98 N  151,
от 05.05.99 N 154, от 03.07.2000 N 241. Для более систематизированного
наблюдения  за  состоянием  здоровья  -  мониторинга   -   в   порядок
проведения   осмотров   внесены  изменения,  касающиеся  периодичности
осмотров и состава бригады врачей. Каждый ребенок за период с 6 до  18
лет  должен  быть  осмотрен врачами-специалистами при профилактических
осмотрах 8 раз.
     В  те  возрастные  периоды, когда осмотры не проводятся, наряду с
комплексными  профилактическими  медицинскими  осмотрами  1  раз в год
осуществляется    программа   доврачебного   скрининг-тестирования   и
обязательный    профилактический    осмотр   детей   врачом-педиатром,
работающим    в    общеобразовательном    организации.   (В   редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     Организация    и     проведение     профилактических     прививок
регламентированы  Приказом  Министерства  здравоохранения Свердловской
области и  Управления  Роспотребнадзора  по  Свердловской  области  от
24.11.2008    N   2095-п;   N   01-01-01-01-01/453   "Об   утверждении
регионального календаря профилактических прививок и календаря прививок
по эпидемиологическим показаниям в Свердловской области".
     В  соответствии  со  статьями  28  и 41 Федерального закона от 29
декабря  2012  года  N  273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
образовательная   организация   обязана   предоставить   помещение   с
соответствующими  условиями для работы медицинских работников, а также
создать   необходимые   условия   для  охраны  и  укрепления  здоровья
обучающихся  и  работников  образовательной  организации.  (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     В  случае  если  медицинские  работники  будут находиться в штате
образовательного  организации,  лицензию  будет  получать сама школа в
порядке,  установленном  для  лицензирования  медицинской деятельности
(Постановление  Правительства  Российской Федерации от 22.01.2007 N 30
"Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности").
(В   редакции  Постановления  Правительства  Свердловской  области  от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Отсутствие  медицинского  работника в образовательном организации
приводит  к  значительному  ослаблению или полному отсутствию контроля
качества питания, физического воспитания, организации образовательного
процесса,   ухудшению  учета  и  анализа  заболеваемости,  к  снижению
качества проведения профилактических медицинских осмотров. (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)

             Глава 5. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ              

     Период реализации Концепции - 2009 - 2025 годы.
     1  этап  -  2009  -  2010  годы  -  формирование  соответствующей
организационной  и  правовой  базы, осуществление подготовительных мер
для реализации мероприятий Концепции.
     2  этап  -  2010  - 2024 годы - реализация мероприятий Концепции,
подготовка  и  утверждение областной государственной целевой программы
"Совершенствование   организации   медицинского  обеспечения  учащихся
общеобразовательных    организации".    (В    редакции   Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3 этап - 2024 -  2025  годы  -  оценка  эффективности  проводимых
мероприятий.

                Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ                

     В основе реализации Концепции  лежит  программно-целевой  принцип
планирования, а также принцип стратегического планирования.
     Предполагается:
     1) создание Совета при Правительстве Свердловской области;
     2) внедрение мероприятий Концепции с проведением  мониторинга  их
выполнения с использованием пилотных территорий;
     3)   информационное   сопровождение   выполнения   Концепции   по
приверженности к здоровому образу жизни детей и подростков.

Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
 МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Наименование главы в редакции Постановления
    Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)

     Решение проблемы  совершенствования  системы  медицинской  помощи
учащимся  в  общеобразовательных  учреждениях  позволит способствовать
формированию здорового образа  жизни  у  учащихся  общеобразовательных
учреждений  и  проводить  своевременную  профилактику,  диагностику  и
реабилитацию  патологических  состояний  и  заболеваний  у   детей   и
подростков,  формируя  здоровое  поколение,  что  будет способствовать
решению  демографических   проблем,   улучшению   здоровья   учащихся,
предупреждению заболеваний.
     Планируется:
     1)  проведение  анализа состояния здоровья, кадрового потенциала,
технического    оснащения   медицинской   службы   общеобразовательных
организации;  (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     2)  мониторинг  внедрения Территориального стандарта "Организация
медицинского    обеспечения    в   муниципальных   общеобразовательных
организации  Свердловской  области  (МОУ)";  (В редакции Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3)   дополнительное   профессиональное   образование  медицинских
кадров;  (В  редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     4)      техническое      оснащение      медицинских     кабинетов
общеобразовательных    организации;    (В    редакции    Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     5)  внедрение  образовательных программ по формированию здорового
образа  жизни;  (В  редакции  Постановления Правительства Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     6) формирование здоровой школьной среды  на  основании  положений
данной Концепции;
     7)   реализация   психолого-медико-педагогического  сопровождения
образовательного процесса в муниципальных образовательных организации.
(В   редакции  Постановления  Правительства  Свердловской  области  от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Научно-практическое сопровождение:
     совместно с государственным бюджетным образовательным учреждением
высшего   профессионального   образования  "Уральский  государственный
медицинский   университет"   Министерства  здравоохранения  Российской
Федерации   -   разработка   научных   направлений   или  программ  по
скрининговым  методикам  и  профилактическим  мероприятиям  по  охране
здоровья  детей  и  подростков  в  общеобразовательных организации. (В
редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области   от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Вопросы   совершенствования   организации  медицинской  помощи  в
системе   образования   решаются  через  подготовку  квалифицированных
специалистов    по    охране    здоровья    детей   и   подростков   в
общеобразовательных  организации,  в  сочетании  с  внедрением системы
непрерывного    дополнительного    профессионального   образования   и
постдипломного   образования,   участия   в  конференциях,  семинарах,
"круглых столах" по проблемам здоровья детей и подростков. (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     Комплекс мероприятий по  сохранению  здоровья  в  школе  включает
следующие мероприятия:
     1)  образование   в   области   здоровья.   Это   последовательно
спланированная  программа  на  весь  школьный курс, ориентированная на
физические,  интеллектуальные,  эмоциональные  и  социальные   аспекты
здоровья.
     Цель - здоровье как необходимая составляющая общей культуры;
     2) физическое воспитание (физическая культура и  спорт,  трудовые
навыки),  которое  представляет  собой  последовательно спланированную
школьную  программу  на  весь  курс  обучения  физическим  навыкам   и
физической активности, пригодную для всех школьников;
     3)  профилактика  и  раннее   вмешательство,   включая   оказание
неотложной помощи, первой помощи, связь с медицинскими учреждениями по
месту жительства, умение работать с хронически больными детьми;
     4) система питания, обеспечивающая детей разнообразной, вкусной и
полезной   пищей,   способствующая   умению   выбирать  здоровую  еду,
формирующая и отслеживающая правила питания;
     5)   оценка   службой   здоровья   школы    состояния    здоровья
педагогического  и  технического персонала, уровень его компетентности
по данному вопросу, готовность к  системным  действиям  по  сохранению
здоровья  поддерживают  работу  персонала, направленную на обеспечение
здоровья учащихся;
     6)  обеспечение  в  школе  психологического  консультирования   и
социальной помощи ребенку и семье;
     7)  консолидированными  усилиями   (педагоги,   родители,   дети)
обеспечение здорового психологического и физического климата в школе;
     8)  участие  родителей  в   сохранении   и   улучшении   здоровья
школьников;
     9) информационное обеспечение формирования здорового образа жизни
школьника (плакаты, буклеты, санбюллетени, видеоролики).
     Охрана  здоровья  детей в общеобразовательных организации состоит
из  следующих  компонентов:  (В  редакции  Постановления Правительства
Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     1) рациональное построение образовательного процесса; (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     2)    санитарно-гигиеническое    сопровождение   образовательного
процесса; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3) медико-психологическая работа по профилактике  психологической
дезадаптации;
     4)  медико-педагогическая  работа  по  формированию   стереотипов
здорового образа жизни (ЗОЖ);
     5)    медицинское   обеспечение   детей   в   общеобразовательных
организации;  (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     6)   социальная   и   юридическая   поддержка    детей-сирот    и
детей-инвалидов.

  Глава 8. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
      ОРГАНИЗАЦИЯХ (Наименование главы в редакции Постановления
    Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)

     Профилактика заболеваний является главной задачей в  формировании
здорового  поколения. Решение этой задачи даст результаты только в том
случае,   если   станет   предметом   совместных   усилий   педагогов,
медицинского персонала, родителей и школьников.
     В  школе  возможны  следующие  виды  планирования  мероприятий  и
действий по предотвращению заболеваний:
     1) предотвращение заболеваний в результате несчастных случаев.  В
школе,  как  правило,  это травмы, неосторожное обращение с предметами
повышенной опасности,  пищевые  отравления  или  несчастные  случаи  в
походах  и  поездках.  В  каждой  школе есть места и учебные кабинеты,
которые  являются  зоной   повышенной   травмоопасности:   мастерские,
кабинеты  химии  и  физики,  спортивные  залы,  школьные подвалы. Но в
последнее  время,  благодаря  растущему  количеству   и   разнообразию
технических  средств  обучения,  такими  кабинетами  стали  почти  все
кабинеты школы. Кроме того, если  проследить  расстояния  и  маршруты,
которые  преодолевает современный школьник и преодолевал его сверстник
лет  15  назад,  видны   резкий   рост   географической   мобильности,
разнообразие   поездок,  обилие  и  разнообразие  мест,  посещаемых  в
настоящее  время   учеником.   Все   это   тоже   служит   источниками
дополнительной  опасности.  В школе важно прививать учащимся жизненные
навыки  безопасной  деятельности,  которые  заложены  в   курсе   ОБЖ,
проводить  системные мероприятия по охране школьной среды, организации
питания в школьной столовой;
     2) ранняя диагностика заболеваний, оперативная разработка системы
мероприятий  по  организации  медицинской  помощи  детям  на основании
индивидуальной  оценки  состояния здоровья, в том числе детям, имеющим
отклонения  в  ментальной  и  эмоциональной  сфере,  возможны в случае
вовлечения  в  данный  процесс  всего  коллектива общеобразовательного
организации;  (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3)  консолидация  совместной деятельности медицинских работников,
педагогов, ребенка, родителей по формированию здорового образа жизни и
профилактики  заболеваемости  составляет  основу  службы  здоровья,  а
открытый  и  гласный  характер  ее деятельности, анализ и планирование
служат  страховкой  от  неожиданностей.  Раньше  считалось, что охрана
здоровья детей и подростков должна обеспечиваться врачами, медсестрами
и  другими  специалистами,  пришедшими  в школу. Роль профессиональных
медиков  по-прежнему  велика,  но  они взаимодействуют с руководителем
общеобразовательного  организации,  педагогами,  детьми,  родителями и
общественностью.  Вместе  они  обеспечивают  профилактическую работу в
школе  и  вне  ее. Помощь может быть оказана и тогда, когда врачей нет
рядом.    Достаточно    актуален    для    этих    целей   курс   ОБЖ,
санитарно-просветительская  работа,  практические занятия и лекции для
родителей  и педагогов. Знания и навыки, полученные при изучении этого
курса,  должны  стать  базой для формирования здорового образа жизни у
детей  и  подростков  в  общеобразовательных  организации. (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)

                  Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ                   
                   ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА                   

     Для реализации комплексной программы укрепления здоровья в  школе
педиатр совместно со школьной администрацией решает следующие задачи:
     1) анализ актуальной ситуации в школе. В ходе анализа  выявляется
с помощью обследований состояние здоровья педагогов и детей, отношение
к  проблеме  здоровья  учителей,  самих  учащихся  и   их   родителей.
Происходит  поиск  среди  администрации,  педагогов, детей и родителей
тех,  кто  по  разным  причинам   заинтересован   в   предполагающихся
изменениях и мог бы стать "локомотивом" перемен;
     2) постановка ближайших и отдаленных целей, разработка  стратегии
их   достижения.  На  этом  этапе  тщательно  продумываются  ожидаемые
результаты,   разрабатывается   план,   то   есть   последовательность
достижения  результатов;  методы,  приемы,  способы  действий, которые
будут использованы при движении к целям;  критерии  оценки  успешности
этого   движения.  Рекомендуется  ставить  цели,  которые  могут  быть
измерены  количественно.   Например,   уменьшить   количество   острых
респираторных инфекций на 10 - 12 процентов;
     3) анализ имеющихся  ресурсов.  Речь  идет  как  о  финансовых  и
материальных ресурсах, необходимых для решения поставленных задач, так
и  о  ресурсах  кадровых  (профессиональная  компетентность  учителей,
готовность   учителей,   детей,  родителей  приложить  свои  силы  для
реализации изменений), о ресурсах времени, информационных ресурсах,  а
также  об  административном  ресурсе  (возможности  школы  привлечь  к
участию в реализации задуманных планов муниципальные власти, более или
менее  крупные бизнес-структуры, местные государственные предприятия и
учреждения  здравоохранения,  социальной  защиты,  внутренних  дел   и
иные);
     4) начало практической реализации задуманного проекта. Выполнение
первых  шагов  намеченного  плана.  Оценка взятого направления и темпа
продвижения к  цели,  наличия/отсутствия  необходимых  ресурсов  и  их
поиск. Организация и координация работ по проекту;
     5)   оценка   и   контроль   происходящих   изменений.  Коррекция
деятельности.  На этом этапе происходит оценка изменений, происходящих
в  образовательном  организации  под  влиянием реализации проекта. Для
оценки   используются   первоначально   разработанные  критерии.  Если
обнаруживается  отклонение  от планов, принимается решение о коррекции
деятельности по проекту: постановка новых задач и использование других
средств,  методов,  приемов  деятельности;  (В  редакции Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     6)  окончание  проекта.  Происходит  тогда,  когда,   по   мнению
большинства  участников,  цель  достигнута и можно переходить от этапа
развития школы к этапу ее функционирования на новом уровне.
     Рекомендуется использовать следующие стратегии:
     1)  использование  научных   знаний   и   результатов   различных
экспериментов  инновационных школ, экспериментальных площадок, мировых
достижений;
     2) систематический тренинг  учителей.  Тренинги  вырабатывают  те
элементы  профессионального  подхода, которые могут развиваться только
на основе навыков. Поэтому разумно сочетать такие формы, как тренинги,
семинары, технологии погружения в решаемые проблемы;
     3) "естественное" развитие. Суть заключается  в  том,  чтобы  все
начинания  воспринимались  как органически необходимые, возникающие на
основе реального развития такой сложной гуманитарной системы,  каковой
является школа;
     4)  создание  школьных  советов, разрабатывающих профилактическое
направление    деятельности    общеобразовательного   организации   по
формированию  здорового образа жизни (медицинские работники, педагоги,
родители,  дети). (В редакции Постановления Правительства Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Чем больше из перечисленных направлений реализуются  одновременно
в   одном   общеобразовательном   учреждении,  тем  больше  шансов  на
достижение результатов.
     Последовательное  претворение  в   жизнь   намеченных   стратегий
приводит  к  созданию  модели школы, уделяющей первостепенное внимание
здоровью всех участников образовательного процесса.
     Большая роль отводится комплексным медицинским осмотрам, которые,
в  первую  очередь,  направлены  на выявление детей и подростков групп
риска с целью профилактики заболеваний.
     Под  комплексным профилактическим медицинским осмотром понимается
осмотр  детей,  посещающих  образовательное  организации,  педиатром и
врачами-специалистами.   Бригада  врачей-специалистов  формируется  из
сотрудников   детской   поликлиники,  в  районе  обслуживания  которой
находится   общеобразовательное   организации.   В  случае  отсутствия
специалистов  в  детской поликлинике могут быть привлечены специалисты
областных   учреждений   здравоохранения.   Периодичность  комплексных
профилактических  осмотров  детей  и подростков (для целей мониторинга
состояния  здоровья)  в  общеобразовательных  организации: (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     перед поступлением в школу (в 6 - 7 лет);
     в конце первого класса (в 7 - 8 лет);
     в конце третьего класса (в 9 - 10 лет, предпубертатный период);
     в пятом классе  (в  11  -  12  лет  при  переходе  к  предметному
обучению, в начале пубертатного периода);
     в седьмом классе (в 13 - 14 лет в связи с тем, что в этот  период
у большинства девочек формируется менструальный цикл);
     в девятом классе (в 15 -  16  лет  в  период  окончания  основной
школы);
     в десятом классе (в 16 - 17 лет);
     в одиннадцатом классе (в 17 - 18 лет).
     Профилактические  осмотры  детей  лучше  всего  организовывать  в
каждом  образовательном  учреждении  во второй половине учебного года,
приблизительно  в  одно  и  то  же  время  с  применением  современных
технологий   и   оборудования.   При  обеспечении  детских  поликлиник
переносными автоматизированными комплексами диспансерного обследования
диспансеризация  будет  проводиться  с  их  помощью.  Внедрение  этого
метода позволит  оптимизировать  процесс  проведения  диспансеризации,
снизить  экономические  затраты на проведение диспансеризации, а также
даст  возможность  максимально  раннего,  доступного  и   эффективного
выявления заболеваний на начальном этапе.

  Глава 10. СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ
    ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ
  ОБЛАСТИ(Наименование главы в редакции Постановления Правительства
           Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)

     Создание  условий для укрепления здоровья обучающихся и персонала
общеобразовательных    организации.    (В    редакции    Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Улучшение    материально-технического    обеспечения    школьного
здравоохранения:
     1)   организация,   ремонт   и  оснащение  медицинских  кабинетов
общеобразовательных    организации    оборудованием;    (В    редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     2)   оснащение  медицинских  кабинетов  медикаментами  (комплекты
аптечек первой помощи в учительские, мастерские и спортивные залы); (В
редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области   от
29.03.2010 г. N 493-ПП)
     3) оборудование стоматологических кабинетов в общеобразовательных
организации   (выборочно   -   "базовые   центры"   для  муниципальных
образований);  (В  редакции  Постановления  Правительства Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     4)  оборудование  школьных  кабинетов   (или   дошкольно-школьных
отделений   детских   поликлиник)  аппаратно-программными  комплексами
профилактических осмотров детского населения  и  подростков,  а  также
современными     автоматизированными     комплексами     диспансерного
обследования;
     5) приобретение в школьные кабинеты офтальмотренажеров;
     6)  разработка  и  выполнение программ производственного контроля
соблюдения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий
в   общеобразовательных   организации;   (В   редакции   Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     7)  открытие  на  базе  школ  летних  городских   оздоровительных
учреждений, в том числе санаторного типа.
     Повышение качества медицинского обеспечения в общеобразовательных
организации.  (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Программы  укрепления здоровья в общеобразовательных организации:
нарушение    зрения,    патология    опорно-двигательного    аппарата,
вегетативные  дисфункции, репродуктивное здоровье, питание школьников,
программа   по   формированию  здорового  образа  жизни.  (В  редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     Внедрение  программы  профилактической диспансеризации работников
общеобразовательных   организации   -   в   продолжение   и   развитие
приоритетного    национального   проекта   "Здоровье".   (В   редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     Введение  комплекса  здоровьесберегающих  технологий  в  практику
работы   общеобразовательных   учреждений   на  основе  взаимодействия
администрации школ, педагогов, психологов и медицинских работников,  в
том числе:
     1)   разработка   и  апробация  вариативных  моделей  и  программ
медицинского  обеспечения  в общеобразовательных организации (школьный
центр  здоровья, диспансеризация на базе автоматизированных комплексов
диспансерного  обследования  и  скрининг-программ,  школа здоровья для
родителей);   (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     2)  разработка  и  издание  нормативно-правовых актов, касающихся
охраны  здоровья  детей и подростков в общеобразовательных организации
(порядок   взаимодействия   специалистов  педиатрических  отделений  и
отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в условиях
общеобразовательного    организации);    (В   редакции   Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     3)   организация   странички   "Школьная   медицина"   на   сайте
Министерства здравоохранения Свердловской области.
     Обеспечение            общеобразовательных            организации
высококвалифицированными  кадрами  осуществляются путем проведения: (В
редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области   от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     1)  курсов тематического усовершенствования для врачей-педиатров,
фельдшеров  и  медицинских  сестер,  работающих  в общеобразовательных
организации;  (В  редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     2)  курсов  тематического  усовершенствования  для руководителей,
психологов   и   учителей  общеобразовательных  организации  (возможно
выделение  средств  на  курсовую  гигиеническую подготовку в отдельных
муниципальных  образованиях).  Разработка методических рекомендаций по
курсовой    гигиенической   подготовке   руководителей,   учителей   и
медицинских  работников  общеобразовательных  организации; (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     3)  тематических  семинаров  и  научно-практических  конференций,
разработка  методических документов для медицинских работников школ по
темам:
     подготовка к школе;
     медицинский контроль занятий физической культурой и спортом;
     медицинский контроль организации питания в школе;
     методика врачебной профессиональной консультации;
     подготовка  юношей  к  призыву   в   армию,   оценка   физической
подготовленности;
     организация вакцинопрофилактики в школе;
     санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим в школе;
     методическое пособие  по  гигиеническому  воспитанию  учащихся  и
родителей;
     организация  диспансеризации  школьников  с  основными   группами
заболеваний в условиях школы;
     оказание неотложной медицинской помощи в условиях школы.
     Укомплектование    медицинскими    кадрами    общеобразовательных
организации необходимо осуществить в целях проведения профилактических
мероприятий,    направленных    на    укрепление   здоровья   учащихся
общеобразовательных учреждений, снижение заболеваемости и формирование
у  них  стереотипа  здорового  образа жизни. (В редакции Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Обеспечение взаимодействия образования, здравоохранения и науки в
вопросах   укрепления   здоровья   в  общеобразовательных  организации
осуществляется  путем  проведения  следующих  мероприятий: (В редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     1) развитие стимулирования успешной профессиональной деятельности
медицинских    работников   общеобразовательных   организации   должно
осуществляться  путем  проведения конкурсов: (В редакции Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     "Лучший школьный врач" и "Лучшая школьная медсестра";
     "Школа - территория здоровья";
     "Здоровое питание" и корректировки региональных стандартов;
     2) разработка компьютерной программы оценки физического  развития
детей и подростков Свердловской области;
     3) разработка "Паспорта  здоровья"  (учет  и  анализ  показателей
здоровья,   физического   развития,   физической   подготовленности  и
психического   здоровья   обучающихся   на   базе   автоматизированных
комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ);
     4) оценка фактического питания школьников Свердловской области  с
последующей  корректировкой  технологических  карт для организованного
школьного питания и рекомендуемых 4-недельных меню школьных завтраков,
обедов и полдников с учетом региональных особенностей;
     5)  исследование  поведенческих  факторов  риска среди учащихся и
учителей  общеобразовательных  организации  Свердловской  области;  (В
редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области   от
27.12.2013 г. N 1676-пп)
     6)  оценка  качества оздоровительной работы в общеобразовательных
организации    Свердловской   области.   (В   редакции   Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     Информационное  обеспечение  и  мониторинг  осуществляются  путем
проведения следующих мероприятий:
     1) мониторинг профессиональных потребностей специалистов школьной
медицины;
     2) подготовка печатной продукции  для  гигиенического  воспитания
(памяток, листовок и брошюр) в школах;
     3) оценка эффективности  результатов  производится  на  основании
соответствия определенным критериям:
     укомплектованность    сертифицированными   медицинскими   кадрами
общеобразовательных    организации;    (В    редакции    Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)
     отсутствие групповой и вспышечной заболеваемости;
     охват   учащихся   профилактическими    прививками    в    рамках
Национального календаря профилактических прививок и календаря прививок
по эпидемиологическим показаниям не менее 95 процентов от подлежащих;
     охват  учащихся   декретированных   возрастов   профилактическими
осмотрами  в  объеме  90  -  95  процентов  от общего количества детей
данного возраста на всех этапах:
     процент детей с отклонениями в состоянии здоровья;
     процент детей, физически незрелых и обучающихся в школе;
     процент  детей  с  нарушением   состояния   здоровья,   вызванным
адаптацией;
     количество детей, занимающихся в основной группе по физкультуре;
     количество детей в I и II группах здоровья;
     физическая подготовленность;
     процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
     количество   детей   (процент)   с  двумя  и  более  хроническими
заболеваниями  при  поступлении  в  муниципальную  общеобразовательную
организацию   (в   начале   и   конце   учебного  года);  (В  редакции
Постановления  Правительства  Свердловской  области от 27.12.2013 г. N
1676-пп)
     процент перехода детей из подготовительной в основную  группу  по
физическое подготовке;
     процент детей, не имевших обострения хронического  заболевания  в
течение года, от общего количества детей с хронической патологией;
     процент охвата учащихся горячим питанием;
     процент учащихся, рассаженных за учебной мебелью в соответствии с
ростом.

         Глава 11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ          

     Внедрение Концепции позволит совершенствовать систему медицинской
помощи  учащимся  в  общеобразовательных  организации,  способствовать
формированию здорового образа жизни учащихся, проведению своевременных
профилактических   мероприятий,   ранней  диагностике  и  реабилитации
заболеваний   у   детей   и   подростков.  (В  редакции  Постановления
Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп)


Информация по документу
Читайте также