Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2009 № 737-ПППОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до 2025 года» (Наименование в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) В целях реализации постановления Правительства Свердловской области от 27.11.2008 г. № 1270-ПП «О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области» (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 11-3, ст. 1930) и улучшения сохранения здоровья детей Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить Концепцию «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до 2025 года» (прилагается). (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.) в срок до 1 сентября 2009 года подготовить план мероприятий по реализации Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до 2025 года». (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области принять участие в реализации Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до 2025 года». (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А. Председатель Правительства Свердловской области В.А.Кокшаров г. Екатеринбург 26 июня 2009 года № 737-ПП К Постановлению Правительства Свердловской области от 26 июня 2009 г. N 737-ПП КОНЦЕПЦИЯ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА" (Наименование в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Дети школьного возраста (7 - 18 лет) составляют 22,9 млн. человек, или 70 процентов детского населения Российской Федерации, а в Свердловской области - 59,7 процента детского населения. За период с 2003 года по 2008 год количество детей от 0 до 17 лет уменьшилось на 150 тыс. человек, а доля детей в процентном отношении к общему населению составляет 18,4 процента (в 2003 году - 20,7 процента). В этой ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка является приоритетной государственной задачей. Оптимизация системы охраны здоровья детей школьного возраста на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. В структуре заболеваемости управляемые причины связаны прежде всего с особенностями организации учебного процесса, недостатками реализации профилактических и реабилитационных подходов. Отдельно следует выделить подростковый возраст как период высокого социального и медицинского риска, а также высокой социальной ответственности, ведь именно подростков в ближайшем будущем ждет призыв в армию, выбор профессии, вступление в пору студенчества, смена ритма жизни и расстановка жизненных приоритетов, начало реализации репродуктивной функции. По статистическим данным Российской Федерации, в последние 10 лет за период обучения в общеобразовательных организаций заболеваемость детей школьного возраста увеличилась более чем на 50 процентов. За период обучения в современных школах заболеваемость детей увеличивается на 74 процента. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) За весь период обучения у детей школьного возраста в Свердловской области распространенность сколиоза увеличивается в 10 раз, а нарушение осанки - в 1,2 раза, понижение остроты зрения - в 4 раза, патология органов пищеварения - в 13 раз. В образовательных организацях Свердловской области на стабильном уровне по сравнению с многолетним уровнем сохраняется "острая заболеваемость". Ведущими причинами обращаемости за медицинской помощью являются болезни органов дыхания, пищеварения, болезни глаза и его придатков, травмы, несчастные случаи и отравления, инфекционные и паразитарные болезни. Общая заболеваемость детей с 2002 года увеличилась на 21,6 процента, а первичная на 24 процента. Уровень заболеваемости в общеобразовательных школах за последние 5 лет превышает многолетние средние показатели. Ведущими отклонениями в состоянии здоровья, выявляемыми во время профилактических осмотров, являются: болезни опорно-двигательного аппарата (117 случаев на 1000 детского населения), органов пищеварения (77 на 1000), болезни глаза и его придатков (84 на 1000), нервной системы (100 на 1000). Данная динамика отклонений в состоянии здоровья детей позволяет говорить о так называемых "профессиональных" болезнях школьников. Кроме того, все это усугубляется еще низкой санитарно-гигиенической грамотностью педагогов, родителей, детей, недостаточным межведомственным взаимодействием между системой образования и здравоохранения, недооценкой значимости охраны здоровья учащимися и педагогами в процессе школьного обучения. Разобщенность действий и взглядов родителей, детей, педагогов, психологов, медиков ведет к ухудшению здоровья, потере эффективности обучения, снижению качества жизни всех участников образовательного процесса. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Причинами прогрессирующего ухудшения здоровья являются: 1) учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе связанных с семейными ситуациями и образовательным процессом; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) ухудшение питания детей как в образовательном организации, так и в семье, несоблюдение режима питания, невыполнение норм потребления основных продуктов питания; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3) повышение нагрузки на организм ребенка факторами экологического риска; 4) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, повышенная конфликтность и иное); 5) высокая учебная нагрузка при недостаточной двигательной активности детей; 6) неудовлетворительная организация профилактической и оздоровительной работы в школе в течение года; 7) низкая информированность о факторах формирования здоровья и санитарно-гигиенической грамотности населения, включая детей, подростков, родителей и педагогов; 8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни. Современные особенности формирования факторов поведенческого риска среди детей характеризуются ростом частоты и снижением возраста приобщения к употреблению алкоголя, увеличением интенсивности курения. В результате растет число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Отмечается увеличение доли детей подросткового возраста, начинающих половую жизнь до 16 лет. В структуре детско-подростковой популяции до 80 процентов составляют дети с I и II группами здоровья. Пятая часть детей страдает хроническими заболеваниями и относится к III группе здоровья. Структура распространенности поражения различных органов и систем у школьников к возрасту 15 лет такова: болезни органов дыхания встречаются в 29,5 процента случаев, болезни нервной системы и органов чувств - в 19,5 процента, болезни органов пищеварения - в 10,1 процента, мочеполовой системы - в 6,4 процента, поражения костно-мышечной системы - в 6,3 процента случаев. Каждый пятый ученик с пятого по девятый класс и каждый третий старшеклассник не получает горячие завтраки или обеды в школьной столовой. Это приводит к дефициту питания школьников по следующим позициям: 1) редкое употребление в пишу молочных продуктов - половина детей подросткового возраста; 2) редкое употребление в пищу мясных продуктов, свежих овощей, фруктов, соков - более трети детей подросткового возраста; 3) дефицит важнейших витаминов у лиц подросткового возраста составляет от 25 (фолиевой кислоты) до 90 процентов (витамина C); 4) энергообеспечение организма подростка в течение учебного дня в 2 раза ниже необходимого уровня. Таким образом, особенности состояния здоровья детей в современных условиях характеризуются: 1) снижением числа детей, имеющих нормальную массу тела, 80 процентов детей имеют ее дефицит или избыток; 2) снижением жизненной емкости легких на 15 процентов, силовых возможностей на 18 процентов у мальчиков, на 21 процент у девочек; 3) более трети юношей и девушек имеют дефекты полового развития. Более половины детей подросткового возраста имеют болезни, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. Велико влияние состояния здоровья на выбор будущей профессии. Так, 70 процентов подростков имеют ограничения к получению профессии по состоянию здоровья; среди подростков, получающих профессиональное образование в профессиональных образовательных организациях, пятая часть по состоянию здоровья не сможет работать по выбранным специальностям; три четверти обучающихся, имеющих профессиональные ограничения, нуждаются в индивидуальном подборе места дальнейшей работы. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Ухудшение состояния здоровья детей имеет следующие медицинские и социальные последствия: 1) ограничение в будущем возможности реализации репродуктивной функции (значительная частота патологии органов репродуктивной сферы среди юношей и девушек); 2) ограничение возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства (по законодательству - с 14 лет); 3) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, конфликтность и иное); 4) низкая годность юношей по состоянию здоровья к военной службе (не более 70 процентов); 5) снижение демографического и трудового потенциала. В настоящее время назрела жизненная необходимость обратить особое внимание на систему оказания первичной медико-санитарной помощи детям школьного возраста в условиях непрерывного образовательного процесса за счет совершенствования работы медицинских работников. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Это позволит организовать динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей в образовательных организации, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, осуществлять наблюдение за детьми с хроническими патологиями и детьми из групп риска, проведение реабилитационных и оздоровительных мероприятий, обеспечить медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ Целью Концепции является формирование комплексной системы организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организации в Свердловской области на основании межведомственного взаимодействия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Основные задачи Концепции: 1) мониторинг состояния здоровья детей и подростков, кадрового потенциала, технического оснащения медицинской службы общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) обеспечение межведомственного взаимодействия по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, формированию приверженности к здоровому образу жизни - формированию здоровой школьной среды; 3) совершенствование системы оказания медицинской и профилактической помощи детям и подросткам в общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 4) создание и поддержание постоянно действующей информационной и образовательной системы, направленной на мотивацию детей, родителей и педагогов к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом; 5) внедрение в общеобразовательных организации программ по формированию здорового образа жизни; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 6) внедрение в общеобразовательных организации профилактических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Глава 3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ На всех этапах реализации Концепции разрабатываются и внедряются мероприятия, имеющие четкое экономическое и медико-социальное обоснование. Основными принципами реализации Концепции являются: 1. Определение приоритетов: 1) совершенствование организации медицинского обеспечения детей и подростков в общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) оздоровительные и профилактические технологии в сфере охраны здоровья детей и подростков в общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3) доступность мероприятий по оздоровлению и профилактике детей и подростков - учащихся общеобразовательных организации во всех муниципальных образованиях в Свердловской области. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2. Непрерывность, системность проводимых мероприятий. 3. Межведомственный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, к формированию здорового образа жизни. 4. Конечный результат - формирование мотивации на здоровый образ жизни. Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ(Наименование главы в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Наблюдение за состоянием здоровья детей в общеобразовательной организации осуществляется медицинским работником отделения организации медицинской помощи детям и подросткам детских амбулаторно-поликлинических учреждений. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Врач (фельдшер) общеобразовательной организаций подчиняется главному врачу и заведующему отделением детской поликлиники и может курировать несколько общеобразовательных организаций. Медицинская сестра должна находиться в общеобразовательной организации во время образовательного процесса постоянно. Организация и проведение профилактических медицинских осмотров регламентированы Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272, от 14.03.95 N 60, от 07.05.98 N 151, от 05.05.99 N 154, от 03.07.2000 N 241. Для более систематизированного наблюдения за состоянием здоровья - мониторинга - в порядок проведения осмотров внесены изменения, касающиеся периодичности осмотров и состава бригады врачей. Каждый ребенок за период с 6 до 18 лет должен быть осмотрен врачами-специалистами при профилактических осмотрах 8 раз. В те возрастные периоды, когда осмотры не проводятся, наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом-педиатром, работающим в общеобразовательном организации. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Организация и проведение профилактических прививок регламентированы Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 24.11.2008 N 2095-п; N 01-01-01-01-01/453 "Об утверждении регионального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям в Свердловской области". В соответствии со статьями 28 и 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а также создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) В случае если медицинские работники будут находиться в штате образовательного организации, лицензию будет получать сама школа в порядке, установленном для лицензирования медицинской деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"). (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Отсутствие медицинского работника в образовательном организации приводит к значительному ослаблению или полному отсутствию контроля качества питания, физического воспитания, организации образовательного процесса, ухудшению учета и анализа заболеваемости, к снижению качества проведения профилактических медицинских осмотров. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Глава 5. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Период реализации Концепции - 2009 - 2025 годы. 1 этап - 2009 - 2010 годы - формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление подготовительных мер для реализации мероприятий Концепции. 2 этап - 2010 - 2024 годы - реализация мероприятий Концепции, подготовка и утверждение областной государственной целевой программы "Совершенствование организации медицинского обеспечения учащихся общеобразовательных организации". (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3 этап - 2024 - 2025 годы - оценка эффективности проводимых мероприятий. Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ В основе реализации Концепции лежит программно-целевой принцип планирования, а также принцип стратегического планирования. Предполагается: 1) создание Совета при Правительстве Свердловской области; 2) внедрение мероприятий Концепции с проведением мониторинга их выполнения с использованием пилотных территорий; 3) информационное сопровождение выполнения Концепции по приверженности к здоровому образу жизни детей и подростков. Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Наименование главы в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Решение проблемы совершенствования системы медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях позволит способствовать формированию здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений и проводить своевременную профилактику, диагностику и реабилитацию патологических состояний и заболеваний у детей и подростков, формируя здоровое поколение, что будет способствовать решению демографических проблем, улучшению здоровья учащихся, предупреждению заболеваний. Планируется: 1) проведение анализа состояния здоровья, кадрового потенциала, технического оснащения медицинской службы общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) мониторинг внедрения Территориального стандарта "Организация медицинского обеспечения в муниципальных общеобразовательных организации Свердловской области (МОУ)"; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3) дополнительное профессиональное образование медицинских кадров; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 4) техническое оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 5) внедрение образовательных программ по формированию здорового образа жизни; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 6) формирование здоровой школьной среды на основании положений данной Концепции; 7) реализация психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса в муниципальных образовательных организации. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Научно-практическое сопровождение: совместно с государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации - разработка научных направлений или программ по скрининговым методикам и профилактическим мероприятиям по охране здоровья детей и подростков в общеобразовательных организации. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Вопросы совершенствования организации медицинской помощи в системе образования решаются через подготовку квалифицированных специалистов по охране здоровья детей и подростков в общеобразовательных организации, в сочетании с внедрением системы непрерывного дополнительного профессионального образования и постдипломного образования, участия в конференциях, семинарах, "круглых столах" по проблемам здоровья детей и подростков. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Комплекс мероприятий по сохранению здоровья в школе включает следующие мероприятия: 1) образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель - здоровье как необходимая составляющая общей культуры; 2) физическое воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников; 3) профилактика и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства, умение работать с хронически больными детьми; 4) система питания, обеспечивающая детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, способствующая умению выбирать здоровую еду, формирующая и отслеживающая правила питания; 5) оценка службой здоровья школы состояния здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья поддерживают работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся; 6) обеспечение в школе психологического консультирования и социальной помощи ребенку и семье; 7) консолидированными усилиями (педагоги, родители, дети) обеспечение здорового психологического и физического климата в школе; 8) участие родителей в сохранении и улучшении здоровья школьников; 9) информационное обеспечение формирования здорового образа жизни школьника (плакаты, буклеты, санбюллетени, видеоролики). Охрана здоровья детей в общеобразовательных организации состоит из следующих компонентов: (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 1) рациональное построение образовательного процесса; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) санитарно-гигиеническое сопровождение образовательного процесса; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3) медико-психологическая работа по профилактике психологической дезадаптации; 4) медико-педагогическая работа по формированию стереотипов здорового образа жизни (ЗОЖ); 5) медицинское обеспечение детей в общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 6) социальная и юридическая поддержка детей-сирот и детей-инвалидов. Глава 8. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (Наименование главы в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Профилактика заболеваний является главной задачей в формировании здорового поколения. Решение этой задачи даст результаты только в том случае, если станет предметом совместных усилий педагогов, медицинского персонала, родителей и школьников. В школе возможны следующие виды планирования мероприятий и действий по предотвращению заболеваний: 1) предотвращение заболеваний в результате несчастных случаев. В школе, как правило, это травмы, неосторожное обращение с предметами повышенной опасности, пищевые отравления или несчастные случаи в походах и поездках. В каждой школе есть места и учебные кабинеты, которые являются зоной повышенной травмоопасности: мастерские, кабинеты химии и физики, спортивные залы, школьные подвалы. Но в последнее время, благодаря растущему количеству и разнообразию технических средств обучения, такими кабинетами стали почти все кабинеты школы. Кроме того, если проследить расстояния и маршруты, которые преодолевает современный школьник и преодолевал его сверстник лет 15 назад, видны резкий рост географической мобильности, разнообразие поездок, обилие и разнообразие мест, посещаемых в настоящее время учеником. Все это тоже служит источниками дополнительной опасности. В школе важно прививать учащимся жизненные навыки безопасной деятельности, которые заложены в курсе ОБЖ, проводить системные мероприятия по охране школьной среды, организации питания в школьной столовой; 2) ранняя диагностика заболеваний, оперативная разработка системы мероприятий по организации медицинской помощи детям на основании индивидуальной оценки состояния здоровья, в том числе детям, имеющим отклонения в ментальной и эмоциональной сфере, возможны в случае вовлечения в данный процесс всего коллектива общеобразовательного организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3) консолидация совместной деятельности медицинских работников, педагогов, ребенка, родителей по формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваемости составляет основу службы здоровья, а открытый и гласный характер ее деятельности, анализ и планирование служат страховкой от неожиданностей. Раньше считалось, что охрана здоровья детей и подростков должна обеспечиваться врачами, медсестрами и другими специалистами, пришедшими в школу. Роль профессиональных медиков по-прежнему велика, но они взаимодействуют с руководителем общеобразовательного организации, педагогами, детьми, родителями и общественностью. Вместе они обеспечивают профилактическую работу в школе и вне ее. Помощь может быть оказана и тогда, когда врачей нет рядом. Достаточно актуален для этих целей курс ОБЖ, санитарно-просветительская работа, практические занятия и лекции для родителей и педагогов. Знания и навыки, полученные при изучении этого курса, должны стать базой для формирования здорового образа жизни у детей и подростков в общеобразовательных организации. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА Для реализации комплексной программы укрепления здоровья в школе педиатр совместно со школьной администрацией решает следующие задачи: 1) анализ актуальной ситуации в школе. В ходе анализа выявляется с помощью обследований состояние здоровья педагогов и детей, отношение к проблеме здоровья учителей, самих учащихся и их родителей. Происходит поиск среди администрации, педагогов, детей и родителей тех, кто по разным причинам заинтересован в предполагающихся изменениях и мог бы стать "локомотивом" перемен; 2) постановка ближайших и отдаленных целей, разработка стратегии их достижения. На этом этапе тщательно продумываются ожидаемые результаты, разрабатывается план, то есть последовательность достижения результатов; методы, приемы, способы действий, которые будут использованы при движении к целям; критерии оценки успешности этого движения. Рекомендуется ставить цели, которые могут быть измерены количественно. Например, уменьшить количество острых респираторных инфекций на 10 - 12 процентов; 3) анализ имеющихся ресурсов. Речь идет как о финансовых и материальных ресурсах, необходимых для решения поставленных задач, так и о ресурсах кадровых (профессиональная компетентность учителей, готовность учителей, детей, родителей приложить свои силы для реализации изменений), о ресурсах времени, информационных ресурсах, а также об административном ресурсе (возможности школы привлечь к участию в реализации задуманных планов муниципальные власти, более или менее крупные бизнес-структуры, местные государственные предприятия и учреждения здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и иные); 4) начало практической реализации задуманного проекта. Выполнение первых шагов намеченного плана. Оценка взятого направления и темпа продвижения к цели, наличия/отсутствия необходимых ресурсов и их поиск. Организация и координация работ по проекту; 5) оценка и контроль происходящих изменений. Коррекция деятельности. На этом этапе происходит оценка изменений, происходящих в образовательном организации под влиянием реализации проекта. Для оценки используются первоначально разработанные критерии. Если обнаруживается отклонение от планов, принимается решение о коррекции деятельности по проекту: постановка новых задач и использование других средств, методов, приемов деятельности; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 6) окончание проекта. Происходит тогда, когда, по мнению большинства участников, цель достигнута и можно переходить от этапа развития школы к этапу ее функционирования на новом уровне. Рекомендуется использовать следующие стратегии: 1) использование научных знаний и результатов различных экспериментов инновационных школ, экспериментальных площадок, мировых достижений; 2) систематический тренинг учителей. Тренинги вырабатывают те элементы профессионального подхода, которые могут развиваться только на основе навыков. Поэтому разумно сочетать такие формы, как тренинги, семинары, технологии погружения в решаемые проблемы; 3) "естественное" развитие. Суть заключается в том, чтобы все начинания воспринимались как органически необходимые, возникающие на основе реального развития такой сложной гуманитарной системы, каковой является школа; 4) создание школьных советов, разрабатывающих профилактическое направление деятельности общеобразовательного организации по формированию здорового образа жизни (медицинские работники, педагоги, родители, дети). (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Чем больше из перечисленных направлений реализуются одновременно в одном общеобразовательном учреждении, тем больше шансов на достижение результатов. Последовательное претворение в жизнь намеченных стратегий приводит к созданию модели школы, уделяющей первостепенное внимание здоровью всех участников образовательного процесса. Большая роль отводится комплексным медицинским осмотрам, которые, в первую очередь, направлены на выявление детей и подростков групп риска с целью профилактики заболеваний. Под комплексным профилактическим медицинским осмотром понимается осмотр детей, посещающих образовательное организации, педиатром и врачами-специалистами. Бригада врачей-специалистов формируется из сотрудников детской поликлиники, в районе обслуживания которой находится общеобразовательное организации. В случае отсутствия специалистов в детской поликлинике могут быть привлечены специалисты областных учреждений здравоохранения. Периодичность комплексных профилактических осмотров детей и подростков (для целей мониторинга состояния здоровья) в общеобразовательных организации: (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) перед поступлением в школу (в 6 - 7 лет); в конце первого класса (в 7 - 8 лет); в конце третьего класса (в 9 - 10 лет, предпубертатный период); в пятом классе (в 11 - 12 лет при переходе к предметному обучению, в начале пубертатного периода); в седьмом классе (в 13 - 14 лет в связи с тем, что в этот период у большинства девочек формируется менструальный цикл); в девятом классе (в 15 - 16 лет в период окончания основной школы); в десятом классе (в 16 - 17 лет); в одиннадцатом классе (в 17 - 18 лет). Профилактические осмотры детей лучше всего организовывать в каждом образовательном учреждении во второй половине учебного года, приблизительно в одно и то же время с применением современных технологий и оборудования. При обеспечении детских поликлиник переносными автоматизированными комплексами диспансерного обследования диспансеризация будет проводиться с их помощью. Внедрение этого метода позволит оптимизировать процесс проведения диспансеризации, снизить экономические затраты на проведение диспансеризации, а также даст возможность максимально раннего, доступного и эффективного выявления заболеваний на начальном этапе. Глава 10. СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ(Наименование главы в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Создание условий для укрепления здоровья обучающихся и персонала общеобразовательных организации. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Улучшение материально-технического обеспечения школьного здравоохранения: 1) организация, ремонт и оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных организации оборудованием; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) оснащение медицинских кабинетов медикаментами (комплекты аптечек первой помощи в учительские, мастерские и спортивные залы); (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.03.2010 г. N 493-ПП) 3) оборудование стоматологических кабинетов в общеобразовательных организации (выборочно - "базовые центры" для муниципальных образований); (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 4) оборудование школьных кабинетов (или дошкольно-школьных отделений детских поликлиник) аппаратно-программными комплексами профилактических осмотров детского населения и подростков, а также современными автоматизированными комплексами диспансерного обследования; 5) приобретение в школьные кабинеты офтальмотренажеров; 6) разработка и выполнение программ производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 7) открытие на базе школ летних городских оздоровительных учреждений, в том числе санаторного типа. Повышение качества медицинского обеспечения в общеобразовательных организации. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Программы укрепления здоровья в общеобразовательных организации: нарушение зрения, патология опорно-двигательного аппарата, вегетативные дисфункции, репродуктивное здоровье, питание школьников, программа по формированию здорового образа жизни. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Внедрение программы профилактической диспансеризации работников общеобразовательных организации - в продолжение и развитие приоритетного национального проекта "Здоровье". (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Введение комплекса здоровьесберегающих технологий в практику работы общеобразовательных учреждений на основе взаимодействия администрации школ, педагогов, психологов и медицинских работников, в том числе: 1) разработка и апробация вариативных моделей и программ медицинского обеспечения в общеобразовательных организации (школьный центр здоровья, диспансеризация на базе автоматизированных комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ, школа здоровья для родителей); (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) разработка и издание нормативно-правовых актов, касающихся охраны здоровья детей и подростков в общеобразовательных организации (порядок взаимодействия специалистов педиатрических отделений и отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в условиях общеобразовательного организации); (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3) организация странички "Школьная медицина" на сайте Министерства здравоохранения Свердловской области. Обеспечение общеобразовательных организации высококвалифицированными кадрами осуществляются путем проведения: (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 1) курсов тематического усовершенствования для врачей-педиатров, фельдшеров и медицинских сестер, работающих в общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 2) курсов тематического усовершенствования для руководителей, психологов и учителей общеобразовательных организации (возможно выделение средств на курсовую гигиеническую подготовку в отдельных муниципальных образованиях). Разработка методических рекомендаций по курсовой гигиенической подготовке руководителей, учителей и медицинских работников общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 3) тематических семинаров и научно-практических конференций, разработка методических документов для медицинских работников школ по темам: подготовка к школе; медицинский контроль занятий физической культурой и спортом; медицинский контроль организации питания в школе; методика врачебной профессиональной консультации; подготовка юношей к призыву в армию, оценка физической подготовленности; организация вакцинопрофилактики в школе; санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим в школе; методическое пособие по гигиеническому воспитанию учащихся и родителей; организация диспансеризации школьников с основными группами заболеваний в условиях школы; оказание неотложной медицинской помощи в условиях школы. Укомплектование медицинскими кадрами общеобразовательных организации необходимо осуществить в целях проведения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений, снижение заболеваемости и формирование у них стереотипа здорового образа жизни. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Обеспечение взаимодействия образования, здравоохранения и науки в вопросах укрепления здоровья в общеобразовательных организации осуществляется путем проведения следующих мероприятий: (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 1) развитие стимулирования успешной профессиональной деятельности медицинских работников общеобразовательных организации должно осуществляться путем проведения конкурсов: (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) "Лучший школьный врач" и "Лучшая школьная медсестра"; "Школа - территория здоровья"; "Здоровое питание" и корректировки региональных стандартов; 2) разработка компьютерной программы оценки физического развития детей и подростков Свердловской области; 3) разработка "Паспорта здоровья" (учет и анализ показателей здоровья, физического развития, физической подготовленности и психического здоровья обучающихся на базе автоматизированных комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ); 4) оценка фактического питания школьников Свердловской области с последующей корректировкой технологических карт для организованного школьного питания и рекомендуемых 4-недельных меню школьных завтраков, обедов и полдников с учетом региональных особенностей; 5) исследование поведенческих факторов риска среди учащихся и учителей общеобразовательных организации Свердловской области; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) 6) оценка качества оздоровительной работы в общеобразовательных организации Свердловской области. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Информационное обеспечение и мониторинг осуществляются путем проведения следующих мероприятий: 1) мониторинг профессиональных потребностей специалистов школьной медицины; 2) подготовка печатной продукции для гигиенического воспитания (памяток, листовок и брошюр) в школах; 3) оценка эффективности результатов производится на основании соответствия определенным критериям: укомплектованность сертифицированными медицинскими кадрами общеобразовательных организации; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) отсутствие групповой и вспышечной заболеваемости; охват учащихся профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям не менее 95 процентов от подлежащих; охват учащихся декретированных возрастов профилактическими осмотрами в объеме 90 - 95 процентов от общего количества детей данного возраста на всех этапах: процент детей с отклонениями в состоянии здоровья; процент детей, физически незрелых и обучающихся в школе; процент детей с нарушением состояния здоровья, вызванным адаптацией; количество детей, занимающихся в основной группе по физкультуре; количество детей в I и II группах здоровья; физическая подготовленность; процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях; количество детей (процент) с двумя и более хроническими заболеваниями при поступлении в муниципальную общеобразовательную организацию (в начале и конце учебного года); (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) процент перехода детей из подготовительной в основную группу по физическое подготовке; процент детей, не имевших обострения хронического заболевания в течение года, от общего количества детей с хронической патологией; процент охвата учащихся горячим питанием; процент учащихся, рассаженных за учебной мебелью в соответствии с ростом. Глава 11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Внедрение Концепции позволит совершенствовать систему медицинской помощи учащимся в общеобразовательных организации, способствовать формированию здорового образа жизни учащихся, проведению своевременных профилактических мероприятий, ранней диагностике и реабилитации заболеваний у детей и подростков. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. N 1676-пп) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|