Расширенный поиск

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 25.02.2010 б/н

 



                     Именем Свердловской области                      


     Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о      
   соответствии Уставу Свердловской области пункта 25 Положения «О    
пенсионном обеспечении главы городского округа Богданович, депутатов и
 муниципальных служащих городского округа Богданович», утвержденного  
решением Думы муниципального образования «Богдановичский район» от 22 
  декабря 2005 года № 92 (в редакции решения Думы городского округа   
              Богданович от 28 сентября 2006 года № 71)               



25 февраля 2010 года                                город Екатеринбург


       Уставный Суд Свердловской области в составе  Председателя  Суда
А.В. Гусева, судей Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина, с участием
гражданина Двинских А.Ф., обратившегося с  запросом  в  Уставный  Суд,
Попова Д.В. - представителя Главы и Думы городского округа Богданович,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело  о  соответствии  Уставу
Свердловской  области  пункта  25  Положения «О пенсионном обеспечении
главы городского округа Богданович, депутатов и муниципальных служащих
городского    округа    Богданович»,   утвержденного   решением   Думы
муниципального образования «Богдановичский район» от 22  декабря  2005
года  № 92 (в редакции решения Думы городского округа Богданович от 28
сентября 2006 года № 71).
       Заслушав сообщение  судьи-докладчика  Д.Н.  Разина,  объяснения
сторон,   мнения   представителей:   Министерства   социальной  защиты
населения Свердловской области  Ганбаровой  Г.А.,  Уполномоченного  по
правам  человека  Свердловской  области  -  Алферова  В.А., исследовав
материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

                              УСТАНОВИЛ:                              

       1. Гражданин Двинских Альберт Филиппович обратился  в  Уставный
Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской
области  пункта  25  Положения   «О   пенсионном   обеспечении   главы
городского  округа  Богданович,  депутатов  и  муниципальных  служащих
городского   округа   Богданович»,   утвержденного    решением    Думы
муниципального  образования  «Богдановичский район» от 22 декабря 2005
года № 92 (в редакции решения Думы городского округа Богданович от  28
сентября  2006  года  №  71), согласно которому «пенсия за выслугу лет
лицам, получающим доплату к пенсии,  установленную  в  соответствии  с
постановлением  Мэра  Богдановичского  района  от  26.02.1997  года «О
временном положении  о  порядке  установления  и  выплаты  ежемесячной
доплаты  к  государственной  пенсии  муниципальным служащим», не может
быть меньше установленной суммы доплаты к  пенсии  на  1  января  2007
года.   Индексация  пенсии  за  выслугу  лет  вышеназванным  лицам  не
производится, пока размер  пенсии  за  выслугу  лет,  полагающийся  по
нормам  настоящего  Положения,  не  достигнет  размера  получаемой ими
пенсии».
       Как установлено в судебном заседании, заявителю, имеющему  стаж
муниципальной   службы  более  20  лет,  до  2007  года  выплачивалась
ежемесячная доплата к пенсии, а впоследствии - пенсия за выслугу лет в
том  же размере, но без ее индексации. По мнению заявителя, это ставит
его в неравное положение с другими получателями пенсии за выслугу  лет
и  нарушает  его  пенсионные права. Кроме того, правовое регулирование
вопросов  пенсионного  обеспечения   муниципальных   служащих   должно
осуществляться  законами  Свердловской  области,  а  не муниципальными
правовыми актами.
       2. Конституция Российской  Федерации  (статья  39),  гарантируя
каждому   социальное  обеспечение  по  возрасту,  относит  определение
механизма реализации  данного  конституционного  права,  в  том  числе
установление  видов  пенсий  и  доплат  к  ним,  правил  исчисления их
размеров  и  порядка  их  индексации,  к   компетенции   законодателя.
Федеральные  законы  «О  муниципальной  службе в Российской Федерации»
(подпункт 5 пункта  1  статьи  23)  и  «О  государственном  пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7) предусматривают
для муниципальных служащих  пенсионное  обеспечение  за  выслугу  лет,
условия  и размеры которого определяются законами и иными нормативными
правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации   и   нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления. Областным законом «О
муниципальной службе в Свердловской области» в  редакции  от  15  июля
1999  года  (статья 33) были подробно урегулированы размеры, основания
назначения, условия и порядок выплаты и индексации ежемесячной доплаты
к  пенсии  муниципальным  служащим.  В  более  поздних редакциях этого
закона,  а  также  в  действующем  Законе  Свердловской  области   «Об
особенностях  муниципальной службы на территории Свердловской области»
соответствующие вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих
не регламентированы.
       В   отсутствие   надлежащего    федерального    и    областного
законодательного  регулирования  пенсии  за  выслугу лет муниципальным
служащим являются дополнительным обеспечением, предоставляемым  помимо
назначаемых  на  общих  основаниях  пенсий. Размеры, условия и правила
исчисления  этих  выплат  регулируются   муниципальными   нормативными
правовыми   актами   и   могут   корректироваться   органами  местного
самоуправления исходя из  финансовых  возможностей  местных  бюджетов.
Такое  изменение само по себе право граждан на социальное обеспечение,
в том числе конституционное право на получение государственной  пенсии
в  установленных  законом случаях и размерах, не нарушает (определения
Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 88-О,
от  3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и №
108-О-О, от 28 мая 2009 года № 698-О-О, от  13  октября  2009  года  №
1190-О-О   и   другие).   При  этом  органы  местного  самоуправления,
ориентируясь  на  нормы  законодательства  о  пенсионном   обеспечении
государственных  гражданских  служащих,  могут  при  переходе на новые
условия  пенсионного  обеспечения   муниципальных   служащих   вводить
специальные  компенсаторные  механизмы,  предусматривающие  сохранение
прежнего размера пенсионных выплат впредь до  возникновения  права  на
получение  пенсии  за  выслугу  лет, рассчитанной по новым правилам, в
большем размере вследствие ее увеличения или индексации.
       Что же касается вопроса об  индексации  сохраняемых  пенсионных
выплат,   на   чем  настаивает  заявитель,  то  его  решение  является
прерогативой   соответствующих   органов   местного    самоуправления.
Отсутствие  такой  индексации  - при том, что общий размер получаемого
заявителем  пенсионного  обеспечения   не   снизился,   -   не   может
рассматриваться как нарушение его пенсионных прав.
       3. Заявитель полагает также, что  оспариваемое  им  нормативное
положение носит неопределенный характер, и это создает возможность его
неоднозначного  понимания   и   применения,   приводит   к   нарушению
пенсионных   прав.   Действительно,   из   формулировки  оспариваемого
положения неясно, какие именно выплаты - пенсию  за  выслугу  лет  или
доплату  к  пенсии,  должен  получать заявитель; размер какой пенсии -
трудовой  либо  за  выслугу  лет  -  учитывается   при   возобновлении
индексации   полагающихся   ему   пенсионных   выплат.  Следовательно,
оспариваемый  пункт  25  Положения  «О  пенсионном  обеспечении  главы
городского  округа  Богданович,  депутатов  и  муниципальных  служащих
городского   округа   Богданович»,   утвержденного    решением    Думы
муниципального  образования  «Богдановичский район» от 22 декабря 2005
года № 92 (в редакции решения Думы городского округа Богданович от  28
сентября   2006   года  №  71),  не  отвечает  общеправовому  критерию
формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой  нормы,
противоречит  принципу  законности  в  деятельности  органов  местного
самоуправления и принимаемых  ими  нормативных  правовых  актов  и  не
соответствует статье 90 Устава Свердловской области.
       Признание указанного выше положения не  соответствующим  Уставу
Свердловской   области   не   является   основанием   для   пересмотра
существующих размеров и условий пенсионного обеспечения  муниципальных
служащих городского округа Богданович. Органам местного самоуправления
городского  округа  Богданович  надлежит  произвести  новое   правовое
регулирование   с  учетом  действующего  законодательства  и  правовых
позиций Уставного Суда Свердловской области,  выраженных  в  настоящем
Постановлении.
       Руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного  закона
«О судебной системе Российской Федерации», статьей 59 (пункт 4) Устава
Свердловской области, статьями 4, 8,  70,  73,  75-78,  86  Областного
закона   «Об   Уставном   Суде  Свердловской  области»,  Уставный  Суд
Свердловской области

                             ПОСТАНОВИЛ:                              

       1. Признать пункт 25 Положения «О пенсионном обеспечении  главы
городского  округа  Богданович,  депутатов  и  муниципальных  служащих
городского   округа   Богданович»,   утвержденного    решением    Думы
муниципального  образования  «Богдановичский район» от 22 декабря 2005
года № 92 (в редакции решения Думы городского округа Богданович от  28
сентября  2006  года  №  71),  не  соответствующим Уставу Свердловской
области, его статье 90.
       2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает  в
законную  силу  немедленно  после  его  провозглашения и не может быть
пересмотрено иным судом.
       3. Настоящее Постановление является  основанием  для  отмены  в
установленном  порядке  нормативных  правовых  актов  органов местного
самоуправления на территории Свердловской области, содержащих такие же
положения.
       4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию
в   семидневный  срок  в  «Областной  газете»,  а  также  должно  быть
опубликовано в  «Собрании  законодательства  Свердловской  области»  и
газете «Народное слово».


                                     Уставный Суд Свердловской области


Информация по документу
Читайте также