Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2010 № 850-ПП

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


Об утверждении Концепции региональной программы «Комплексная программа
    модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства     
               Свердловской области на 2010-2020 годы»                


       В  целях  реализации  распоряжения   Правительства   Российской
Федерации   от   02.02.2010 г.   № 102-р   «Об  утверждении  Концепции
федеральной целевой программы «Комплексная  программа  модернизации  и
реформирования  жилищно-коммунального  хозяйства  на  2010-2020 годы»,
постановления  Правительства  Свердловской  области  от  22.12.2008 г.
№ 1354-ПП  «О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса
Свердловской области на  2009-2020  годы»  (Собрание  законодательства
Свердловской  области,  2008,  № 12-6, ст. 2157), а также Соглашения о
сотрудничестве между Министерством регионального  развития  Российской
Федерации,  Свердловской  областью,  государственной корпорацией «Банк
развития  и  внешнеэкономической  деятельности   (Внешэкономбанк)»   и
открытым   акционерным   обществом   «Российский   банк  развития»  от
19.02.2010 г. № 2 Правительство Свердловской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

       1. Утвердить  Концепцию  региональной  программы   «Комплексная
программа    модернизации   и   реформирования   жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы» (далее -  программа)
(прилагается).
       2. Министерству энергетики  и  жилищно-коммунального  хозяйства
Свердловской  области  (Шевелев Ю.П.)  обеспечить  разработку  проекта
программы и внесение  его  в  установленном  порядке  в  Правительство
Свердловской области до 1 сентября 2010 года.
       В проекте программы предусмотреть критерии отбора муниципальных
образований  в  Свердловской  области  для  включения  в  первый  этап
разработки муниципальных программ комплексного  развития  коммунальной
инфраструктуры,  а также порядок финансирования муниципальных программ
комплексного развития  коммунальной  инфраструктуры  за  счет  средств
областного бюджета и местных бюджетов.
       3. Контроль за исполнением настоящего  постановления  возложить
на  министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской
области, члена Правительства Свердловской области Шевелева Ю.П.
       4. Настоящее постановление опубликовать в «Областной газете».


Председатель Правительства
Свердловской области                                    А.Л.Гредин


г. Екатеринбург
1 июня 2010 года
№ 850-ПП


                                    Утверждена
                                    Постановлением Правительства
                                    Свердловской области
                                    от 1 июня 2010 г. N 850-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ                               
      РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ      
           И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА           
              СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2020 ГОДЫ"               

                         Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                     

     Концепция   региональной   программы    "Комплексная    программа
модернизации    и   реформирования   жилищно-коммунального   хозяйства
Свердловской области на 2010 - 2020 годы" разработана в соответствии с
Распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  02.02.2010  N
102-р  "Об  утверждении  Концепции   федеральной   целевой   программы
"Комплексная      программа      модернизации     и     реформирования
жилищно-коммунального  хозяйства  на  2010  -  2020  годы"  (далее   -
Концепция),  в  целях  реализации  положений Федерального закона от 23
ноября  2009  года  N  261-ФЗ  "Об  энергосбережении  и  о   повышении
энергетической  эффективности  и  о  внесении  изменений  в  отдельные
законодательные акты Российской Федерации".
     С    учетом    сложности    проблем,    имеющихся     в     сфере
жилищно-коммунального    хозяйства,    и    необходимости    выработки
комплексного и системного  их  решения,  обеспечивающего  кардинальное
улучшение   качества   жизни   населения   и  повышение  эффективности
функционирования  отрасли,  Концепцией  предусматривается   разработка
соответствующих   региональных   целевых   программ,   в   том   числе
региональной   программы   "Комплексная   программа   модернизации   и
реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на
2010 - 2020 годы" (далее - Программа).
     Использование  комплексного  подхода   в   реализации   Программы
позволит     объединить     отдельные     мероприятия    и    добиться
мультипликативного эффекта,  выраженного  в  развитии  и  модернизации
жилищного  фонда,  эффективном  использовании  коммунальных  ресурсов,
создании благоприятного инвестиционного  климата  и  совершенствовании
институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.

          Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ      
             СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА         

     Негативные  экономические  условия  функционирования  организаций
коммунального  комплекса  и  недостаточные  инвестиционные возможности
бюджетов    привели    к    недофинансированию    развития    основных
производственных фондов отрасли и поддержания надлежащего технического
состояния коммунальной инфраструктуры.
     В результате наблюдается:
     1) недостаточное развитие  коммунальных  систем  для  обеспечения
возрастающих  потребностей  общества,  в  том  числе связанных с новым
строительством;
     2) неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее
к неэффективному использованию ресурсов;
     3) высокий уровень морального и  физического  износа  объектов  и
сооружений, составляющий в среднем около 60 процентов;
     4) неэффективное использование  ресурсов,  в  том  числе  наличие
значительных  потерь  в  процессе производства и транспортировки воды,
тепловой и электрической энергии;
     5) низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном
хозяйстве,  преобладание  административных  методов хозяйствования над
рыночными.
     Объекты  коммунальной  инфраструктуры  находятся   в   изношенном
состоянии.  По  состоянию  на  1  января  2009  года  нормативный срок
отслужили около 60 процентов основных фондов  коммунального  хозяйства
(в  некоторых  муниципальных  образованиях  в Свердловской области эта
цифра приближается к 80 - 90 процентам).
     По данным администраций муниципальных образований в  Свердловской
области,   физический  износ  основных  фондов  систем  теплоснабжения
составляет 55,1 процента, водоснабжения - 62,9 процента, водоотведения
- 59,9 процента, электроснабжения - 60,5 процента.
     В результате этого износа потери коммунальных  ресурсов,  которые
оплачивают  потребители,  в системах водоснабжения составляют более 22
процентов, электроэнергии -  15  процентов,  теплоснабжения  -  до  20
процентов.

                  Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ             

     Для  решения  задач  обеспечения   устойчивого   и   эффективного
функционирования     жилищно-коммунального     комплекса     Программа
предусматривает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
     1)  модернизация  (реконструкция,  капитальный  ремонт)  объектов
жилищного фонда и социальной сферы;
     2) модернизация (реконструкция) коммунальной инфраструктуры.
     Модернизация   (реконструкция,   капитальный   ремонт)   объектов
жилищного  фонда и социальной сферы предусматривается для объектов, не
включенных в действующие программы реконструкции.
     Реализация этого направления должна осуществляться при совместном
участии     собственников     жилья,     консолидированных    бюджетов
(федерального, Свердловской области, муниципальных образований).
     Для реализации данного направления Программой предусматриваются:
     1) разработка и утверждение  плана  мероприятий  по  модернизации
(капитальному  ремонту)  объектов жилищного фонда и социальной сферы в
разрезе муниципальных образований в Свердловской области до 2020 года;
     2) источники финансирования (бюджетные, внебюджетные);
     3) программа  субсидирования  расходов  по  капитальному  ремонту
многоквартирных  домов  для малоимущих и социально не защищенных слоев
населения.
     Программа  должна  предусматривать  привлечение  средств  частных
инвесторов на основе принципов государственно-частного партнерства.
     Модернизация    (реконструкция)    коммунальной    инфраструктуры
предусматривается  в  целях обеспечения обновления основных фондов при
условии  соблюдения  критериев  доступности  для  населения  платы  за
коммунальные услуги.
     Программа  предусматривает  привлечение  внебюджетных  источников
(инвестиционных средств) и обеспечивает:
     1)   минимизацию   технологических   и   расчетных   рисков    по
инвестиционным  проектам  (достигается  путем  разработки  и внедрения
региональной   и   муниципальных   программ   комплексного    развития
коммунальной   инфраструктуры  и  создания  единых  муниципальных  баз
информационных ресурсов);
     2) формирование стабильных (защищенных)  источников  по  возврату
инвестиций  (достигается  установлением  долгосрочных тарифов, а также
привлечением бюджетных средств на условиях софинансирования);
     3) формирование благоприятной среды для инвесторов по  оформлению
разрешительной  и  прочей  документации,  необходимой  для  реализации
проектов с учетом требований инвесторов (банков).
     Основными мероприятиями Программы являются:
     1)  разработка  региональной  программы   комплексного   развития
коммунальной инфраструктуры Свердловской области (далее - ПКР);
     2) создание  единых  муниципальных  баз  информационных  ресурсов
(далее - ЕМБИР);
     3) создание информационно-измерительной системы учета потребления
коммунальных ресурсов.

              Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПКР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ          

     Разработка  ПКР  Свердловской  области,  муниципальных   районов,
городских  округов,  городских  и  сельских  поселений  в Свердловской
области является базовым элементом Программы.
     Для целей настоящей Программы под ПКР понимаются  взаимоувязанные
проекты    строительства    и   модернизации   объектов   коммунальной
инфраструктуры с оценкой их стоимости и  эффектов  от  их  реализации,
сбалансированные по срокам и источникам финансирования.
     ПКР является основным инструментом:
     1) планирования развития коммунальной инфраструктуры Свердловской
области,   муниципальных   районов,  городских  округов,  городских  и
сельских поселений и  оценки  инвестиционных  предложений  организаций
коммунального комплекса;
     2) привлечения долгосрочных инвестиционных и кредитных  ресурсов,
необходимых   для   реализации   проектов   развития   и  модернизации
коммунальной инфраструктуры;
     3)  прогнозирования   доступности   коммунальных   ресурсов   для
потребителей;
     4)  планирования  динамики  тарифов   организаций   коммунального
комплекса в условиях долгосрочного тарифного регулирования;
     5) обоснования необходимости привлечения бюджетных средств и форм
их предоставления для софинансирования проектов.
     Разработанная   и   принятая   как   документ    территориального
планирования   ПКР   должна  увязывать  программы  в  области  тепло-,
электро-, водоснабжения, водоотведения и систем обращения с  отходами,
реализацию   проектов   по   реконструкции,   модернизации   и  новому
строительству головных и линейных объектов этих систем.
     ПКР предусматривает:
     1)  прогноз  спроса  на   коммунальные   ресурсы   с   горизонтом
планирования 10 лет, разработанный в соответствии с генеральным планом
развития  муниципальных  образований  и  учитывающий  мероприятия   по
энергосбережению коммунальных ресурсов;
     2) обеспечение прироста спроса на коммунальные ресурсы  и  услуги
при  новом  строительстве, реконструкции, модернизации объектов систем
коммунальной инфраструктуры Свердловской области с учетом формирования
устойчивого  вектора  снижения  себестоимости коммунальных ресурсов за
счет   использования   инновационных    технологий    и    оптимизации
производственных процессов;
     3) разработку инвестиционных программ, предложений по  источникам
их  финансирования,  по  реализации  долгосрочной  тарифной  политики,
обеспечивающей  достижение  программных  целей  с  учетом   соблюдения
критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги.
     В рамках реализации  ПКР  Свердловской  области  и  муниципальных
образований  в  Свердловской  области  проводится детальная экспертиза
инвестиционных проектов, включенных в базовый  перечень  Программы  на
период  2010 - 2020 годов с оценочными затратами в размере 272,5 млрд.
рублей.
     ПКР осуществляется на базе:
     1)  электронных  моделей  перспективных  схем  тепло-,  электро-,
водоснабжения  и  водоотведения  поселений,  обеспечивающих  генерацию
новых  проектных   предложений   по   развитию   систем   коммунальной
инфраструктуры,  позволяющих осуществить прозрачность и обоснованность
стоимости   технологических   присоединений   к   сетям   коммунальной
инфраструктуры новых объектов строительства;
     2)  электронных  моделей   технологического,   экономического   и
финансового    состояния    организаций    коммунального    комплекса,
обеспечивающих   многовариантность   и   взаимосвязанность    расчетов
инвестиционного процесса и ключевых программных индикаторов.
     Результатом разработки ПКР являются  инвестиционные  проекты  для
организаций коммунального комплекса.

             Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ К ЕМБИР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ         

     Программой предусматривается создание прозрачной системы расчетов
между     ресурсоснабжающими     организациями     и    собственниками
многоквартирных домов за  коммунальные  ресурсы  на  основе  показаний
приборов учета.
     Программа  предусматривает  создание  единых  муниципальных   баз
информационных ресурсов, включающих автоматизированный сбор информации
с приборов учета, расчетно-сервисное обслуживание  потребителей  услуг
по   принципу   "одного   окна",   контроль   за   несанкционированным
потреблением ресурсов, обмен данными  с  отраслевыми  государственными
автоматизированными системами.
     Технологической  основой  ЕМБИР  является   программно-аппаратный
комплекс, отвечающий всем требованиям действующего законодательства по
обеспечению   безопасности   хранения   данных,    гарантирующий    их
актуальность и достоверность.
     ЕМБИР включают в  себя  электронные  лицевые  счета  потребителей
жилищных   и  коммунальных  услуг,  электронные  документы,  регистры,
кадастры, базы данных, электронные паспорта объектов жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры.
     ЕМБИР являются основным инструментом:
     1) обеспечения  точности,  достоверности  и  единства  измерений,
учета и расчетов за жилищные и коммунальные услуги;
     2) повышения достоверности финансовой и статистической отчетности
о   тарифах,   объемах   потребления,  стоимости  коммунальных  услуг,
параметрах      предоставления      коммунальных      ресурсов       и
финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального
комплекса;
     3) обеспечения  взаимодействия  органов  государственной  власти,
органов   местного   самоуправления,   поставщиков,   исполнителей   и
потребителей жилищных и коммунальных услуг;
     4) формирования актуальных данных для разработки  и  актуализации
ПКР,    расчета   критериев   доступности   коммунальных   услуг   для
потребителей,  долгосрочного  тарифного  регулирования,   планирования
объемов и форм социальной поддержки.

          Глава 6. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И     
                 ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИБОРАМИ УЧЕТА            
                     ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ                

     Оснащение многоквартирных жилых домов и объектов социальной сферы
автоматическими  системами  учета  потребления  коммунальных  ресурсов
осуществляется Свердловской областью в рамках реализации  Федерального
закона  от  23  ноября  2009  года  N  261-ФЗ "Об энергосбережении и о
повышении  энергетической  эффективности  и  о  внесении  изменений  в
отдельные законодательные акты Российской Федерации".
     Программа предусматривает:
     1) надежность и полноту учета в режиме реального времени  или  на
фиксированную временную точку потребляемых владельцами многоквартирных
домов энергетических ресурсов  (газ,  электричество,  тепло,  горячая,
холодная вода);
     2) учет объема ресурсов от поставщика до конечного потребителя  с
целью   исключения   расходов   потребителей   или  непокрытых  потерь
поставщиков, происходящих по вине владельцев распределительных сетей;
     3) единую методологию учета  каждого  энергетического  ресурса  в
целях  контроля  прозрачности  и  обоснованности  цены  для  конечного
потребителя;
     4) возможность  модификации  системы  (дополнения,  изменения  по
видам учитываемой энергии или другим приборам учета) без необходимости
ее существенного или полного демонтажа;
     5) окупаемость систем учета потребления ресурсов для потребителей
с учетом утвержденных критериев доступности.

                   Глава 7. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ              

     Ввиду длительности  сроков  реализации  и  необходимости  решения
проблем    повышения    уровня    благоустройства   жилищного   фонда,
эффективности  и   надежности   работы   коммунальной   инфраструктуры
выполнение Программы осуществляется в три этапа:
     первый этап - 2010 - 2011 годы;
     второй этап - 2013 - 2015 годы;
     третий этап - 2016 - 2020 годы.
     На первом этапе предусматривается:
     1) разработка ПКР в  муниципальных  образованиях  в  Свердловской
области;
     2)  экспертиза  инвестиционных  проектов,  включенных  в  базовый
перечень;
     3)  реализация  пилотных  инвестиционных  проектов   модернизации
жилищно-коммунального хозяйства;
     4) разработка и внедрение ЕМБИР в  муниципальных  образованиях  в
Свердловской области.
     В течение второго этапа реализации Программы предусматривается:
     1) широкомасштабное применение отработанных  и  скорректированных
на   первом   этапе  механизмов  Программы,  в  том  числе  механизмов
кредитования;
     2) анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости;
     3) формирование перечня  инвестиционных  проектов  в  рамках  ПКР
муниципальных образований в Свердловской области;
     4)    реализация     инвестиционных     проектов     модернизации
жилищно-коммунального  хозяйства  во всех муниципальных образованиях в
Свердловской области.
     В течение третьего этапа реализации Программы предполагается:
     1) осуществление перехода к системе финансирования  реконструкции
жилищного   фонда   за   счет  собственников  жилья  при  значительном
сокращении субсидий со стороны бюджетов  всех  уровней  на  проведение
реконструкции многоквартирных жилых домов;
     2)   привлечение   крупномасштабных   инвестиций    в    развитие
коммунальной    инфраструктуры    Свердловской   области,   завершение
реализации  запланированных   инвестиционных   проектов   модернизации
жилищно-коммунального хозяйства.

                     Глава 8. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И                 
                    ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ                

     Финансирование Программы предполагается осуществлять в 2010  году
за  счет  бюджетных  средств  и внебюджетных источников, в том числе в
соответствии   с   механизмом   кредитования   развития   коммунальной
инфраструктуры,  разработанным на основании Распоряжения Правительства
Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, а начиная с 2011 года -  с
привлечением   средств  федерального  бюджета,  частных  инвесторов  и
собственников многоквартирных домов.
     Финансирование   разработки   ПКР   коммунальной   инфраструктуры
Свердловской   области,   муниципальных  районов,  городских  округов,
городских и сельских поселений в  2010  -  2011  годах  предполагается
осуществлять   поэтапно  за  счет  бюджетных  средств  и  внебюджетных
источников, включая кредитные  средства,  с  предоставлением  гарантии
Свердловской области в размере объема кредита и процентов за 1 год.
     Предельный объем финансирования ПКР на период 2010 -  2011  годов
составляет 850 млн. рублей.
     Финансирование ЕМБИР предполагается осуществлять поэтапно за счет
бюджетных   средств   и  внебюджетных  источников,  включая  кредитные
средства, с предоставлением гарантии Свердловской  области  в  размере
объема кредита и процентов за 1 год.
     Предельный объем финансирования ЕМБИР на период 2010 - 2011 годов
составляет 1650 млн. рублей.
     Финансирование программы внедрения приборного  учета  потребления
ресурсов  предполагается  осуществлять  с  привлечением всех возможных
источников ассигнований.
     Предельный объем финансирования мероприятий по установке приборов
учета в период 2010 - 2020 годов составляет 17 млрд. рублей.
     В  качестве  заемщиков  для   банков   должны   будут   выступать
предприятия   -  поставщики  коммунальных  ресурсов  и/или  лизинговые
компании  (при  наличии  поручительств  поставщиков   ресурсов   и/или
управляющих     компаний     (товариществ     собственников     жилья,
жилищно-строительных   кооперативов)   и/или   прочего    обеспечения,
удовлетворяющего банк).
     Приборы учета  предполагается  передавать  управляющим  компаниям
(товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам)
с  оформлением  договоров  лизинга  (аренды)   с   учетом   требований
Федерального   закона   от   23   ноября   2009   года  N  261-ФЗ  "Об
энергосбережении  и  о  повышении  энергетической  эффективности  и  о
внесении   изменений   в  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации".


Информация по документу
Читайте также