Расширенный поиск

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 22.02.2011 б/н

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            УСТАВНОГО СУДА                            
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


     Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о      
  соответствии Уставу Свердловской области подпункта 7 части первой   
пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области в связи
                  с запросом гражданки В.Е. Поповой                   


город Екатеринбург                               22 февраля 2011 года             


       Уставный Суд Свердловской области в составе  Председателя  Суда
В.Ю. Пантелеева,  судей  Н.А. Жилина,  А.О. Казанцева,  Н.Д. Мершиной,
М.Н. Обрубовой,
       с участием заявительницы В.Е. Поповой, представителя  Областной
Думы  и  Палаты  Представителей Законодательного Собрания Свердловской
области  И.Ю. Крылатовой,   представителя   Губернатора   Свердловской
области И.Н. Литвиновой,
       руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области,
статьями  4,  37,  72,  83, 84, 85 Областного закона «Об Уставном Суде
Свердловской области»,
       рассмотрел в открытом судебном заседании  дело  о  соответствии
Уставу  Свердловской  области подпункта 7 части первой пункта 5 статьи
52 Избирательного кодекса Свердловской области.
       Поводом   к   рассмотрению   дела   явился   запрос   гражданки
В.Е. Поповой.  Основанием  к  рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской
области   оспариваемая  заявительницей  норма  Избирательного  кодекса
Свердловской области.
       Заслушав  в  судебном  заседании   сообщение   судьи-докладчика
М.Н. Обрубовой,   объяснения  заявительницы,  представителей  органов,
принявших  оспариваемый  акт,  мнения  А.В. Деменевой -  представителя
Уполномоченного   по   правам   человека   в   Свердловской   области,
И.А. Буртова -  представителя  Избирательной   комиссии   Свердловской
области,    И.В. Захарова -    председателя   Избирательной   комиссии
муниципального образования «город Екатеринбург», исследовав  материалы
дела, Уставный Суд Свердловской области
       УСТАНОВИЛ:
       1. Гражданка Попова Вера Евгеньевна обратилась в  Уставный  Суд
Свердловской  области  с  запросом  о соответствии Уставу Свердловской
области подпункта 7 части первой  пункта 5  статьи  52  Избирательного
кодекса  Свердловской  области. По ее мнению, данная норма не отвечает
критериям формальной определенности,  допускает  различное  толкование
правоприменителем, нарушает ее избирательные права.
       В оспариваемой заявительницей норме установлено  основание  для
признания   подписей  избирателей  в  подписных  листах,  собранных  в
поддержку выдвижения кандидата,  недействительными,  если  сведения  о
лице,  осуществлявшем  сбор  подписей избирателей, указаны не в полном
объеме.
       Постановлением    Избирательной     комиссии     муниципального
образования  «город  Екатеринбург»  от  5  сентября  2010 года № 16/90
В.Е. Поповой,  выдвинутой  в  порядке  самовыдвижения,  в  регистрации
кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы пятого созыва по
одномандатному избирательному округу № 11  было  отказано  в  связи  с
недостаточным    количеством    достоверных    подписей   избирателей,
представленных для  ее  регистрации.  В подписных  листах  не  указаны
требуемые Избирательным кодексом Свердловской области сведения о лице,
осуществлявшем сбор подписей избирателей, в полном объеме  («в  адресе
места   жительства   отсутствует   наименование   субъекта  Российской
Федерации»).   Суды   общей   юрисдикции   отказали   В.Е. Поповой   в
удовлетворении   ее   жалобы   о  признании  незаконным  постановления
Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург»
от 5 сентября 2010 года № 16/90. 
       В силу статей  72,  83  Областного  закона  «Об  Уставном  Суде
Свердловской  области»  Уставный  Суд  Свердловской  области принимает
решение  по  настоящему  делу  только  в   отношении   тех   положений
Избирательного   кодекса   Свердловской  области,  которые  указаны  в
запросе, и только в той части, в какой они были применены в конкретном
деле  заявительницы  и  затрагивают  ее  избирательные права. При этом
Уставный Суд  Свердловской  области  оценивает  как  буквальный  смысл
рассматриваемого  нормативного  акта,  так  и  смысл,  придаваемый ему
официальным и иным  толкованием  или  сложившейся  правоприменительной
практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
       Исходя  из  этого   предметом   рассмотрения   Уставного   Суда
Свердловской   области   по   настоящему   делу  является  нормативное
положение, содержащееся в подпункте 7 части первой пункта 5 статьи  52
Избирательного  кодекса Свердловской области, в соответствии с которым
недействительными считаются все подписи избирателей в подписном  листе
в  случае,  если сведения о лице, осуществлявшем их сбор, указаны не в
полном объеме.
       2. Конституция Российской Федерации устанавливает, что граждане
Российской  Федерации  участвуют  в  управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей, в том  числе  имеют
право  избирать  и  быть  избранными в органы государственной власти и
органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32). Указанные права  в
Российской   Федерации   как   демократическом   правовом  государстве
признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и  нормам
международного   права   (часть  1  статьи 17  Конституции  Российской
Федерации).
       Статья 72 Конституции Российской Федерации (пункт «б» части  1)
вопросы   защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  относит  к
совместному  ведению  Российской  Федерации  и  субъектов   Российской
Федерации.  На  территории Свердловской области гарантируется защита и
соблюдение прав и свобод человека и  гражданина  (статья  2,  пункт  3
статьи 18   Устава  Свердловской  области).  В  статье  76  (часть  2)
Конституции  Российской  Федерации  закреплено,   что   по   предметам
совместного  ведения  Российской  Федерации  и  ее  субъектов издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы  и  иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
       Согласно Федеральному закону от 6 октября  1999  года  № 184-ФЗ
«Об  общих  принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации»  (подпункт  «в»  пункта  2  статьи  5)  субъекты Российской
Федерации  вправе  в  пределах  полномочий,  определенных  федеральным
законом,  устанавливать  порядок  проведения выборов в органы местного
самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
       Федеральный закон от 12 июня 2002  года  № 67-ФЗ  «Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» определил, что основания для признания  подписей
избирателей  недействительными,  форма  подписного листа и порядок его
заверения  устанавливаются  либо  федеральным  законом,  либо  законом
субъекта  Российской  Федерации в зависимости от уровня выборов (пункт
17 статьи 2, пункты 1, 8 статьи 37, пункт 3 статьи 38).
       Таким  образом,  действуя  в  рамках  полномочий,  законодатель
Свердловской области установил перечень оснований, по которым возможно
признание  подписей  избирателей  недействительными  в   Избирательном
кодексе Свердловской области.
       3. В соответствии с подпунктом 7 части первой пункта  5  статьи
52   Избирательного  кодекса  Свердловской  области  недействительными
считаются все подписи избирателей в подписном  листе  в  случае,  если
сведения  о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не
в полном объеме.
       Объем сведений, которые необходимо указать  в  подписном  листе
лицу,  осуществляющему сбор подписей избирателей в поддержку кандидата
по одномандатному избирательному округу, определен в пункте  2  статьи
50   Избирательного  кодекса  Свердловской  области.  К ним  относятся
фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта
или  документа,  заменяющего  паспорт  гражданина,  дата  его  выдачи,
подпись лица и дата ее внесения.  Эти  сведения  должны  быть  указаны
лицом,  осуществлявшим  сбор  подписей избирателей, в подписном листе,
форма  которого  утверждена  областным  законом  (пункт  1  статьи 49,
приложение  5  к  Избирательному  кодексу  Свердловской  области).  Из
анализа приведенных норм Избирательного кодекса Свердловской  области,
рассматриваемых  в  системной связи, следует, что под понятием «полный
объем сведений»  в  подпункте  7  части  первой  пункта  5  статьи  52
Избирательного кодекса Свердловской области следует понимать сведения,
предусмотренные в форме подписного листа, которые обязано  сообщить  о
себе лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей.
       К числу обязательных сведений, которые должно  указать  о  себе
лицо, осуществлявшее сбор подписей, относится адрес места жительства.
       Под адресом места  жительства  понимается  адрес  (наименование
субъекта  Российской  Федерации,  района,  города,  иного  населенного
пункта,  улицы,  номера  дома  и  квартиры),  по  которому   гражданин
Российской  Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета
граждан по месту пребывания и месту жительства в  пределах  Российской
Федерации  (подпункт  5  статьи  2  Федерального  закона  «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской  Федерации»,  подпункт  4  статьи  2 Избирательного кодекса
Свердловской области).
       В  соответствии  с  правовой  позицией  Конституционного   Суда
Российской  Федерации  адрес  места  жительства  должен  указываться в
подписных листах в том виде, как он отражен в официальных  документах,
удостоверяющих  наличие  у гражданина регистрации по месту жительства.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской  Федерации  отметил,  что
общий  перечень  сведений, образующих понятие адреса места жительства,
носит  ориентирующий  характер  и  не  означает,   что   избирательные
комиссии,   обеспечивающие  реализацию  и  защиту  избирательных  прав
граждан Российской Федерации, должны во всех без  исключениях  случаях
требовать  указания  в  подписных  листах  всех перечисленных в данном
перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных  сведений  в
паспорте  гражданина Российской Федерации. Иное понимание допускало бы
невозможность однозначного  определения  в  каждом  конкретном  случае
правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к
нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными  в
органы  местного  самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности
и    недвусмысленности    правового     регулирования     (Определение
Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от 19 октября 2010 года
№ 1426-О-О).
       Данная правовая позиция применима в  отношении  понятия  «адрес
места  жительства» как для избирателей, так и лиц, осуществляющих сбор
подписей избирателей, поскольку документом, подтверждающим  адрес,  по
которому  гражданин  Российской  Федерации  зарегистрирован  по  месту
жительства, является  паспорт  гражданина  Российской  Федерации  и  в
отдельных  случаях  свидетельство  о  регистрации  по месту жительства
(часть 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от  25  июня  1993  года
№ 5242-1   «О   праве   граждан   Российской   Федерации   на  свободу
передвижения,  выбор  места  пребывания  и   жительства   в   пределах
Российской  Федерации»,  пункт  18 Правил регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по
месту   жительства   в  пределах  Российской  Федерации,  утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года
№ 713).
       Таким образом, нормативное положение подпункта 7  части  первой
пункта  5  статьи 52  Избирательного  кодекса  Свердловской  области о
признании недействительными подписей избирателей в подписном  листе  в
поддержку  выдвижения  кандидата  в  случае,  если  сведения  о  лице,
осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном  объеме,
отвечает    требованиям    правовой    определенности,   не   нарушает
избирательные права граждан  и  не  противоречит  Уставу  Свердловской
области,  поскольку  по  уставно-правовому  смыслу  этого нормативного
положения в системе действующего правового  регулирования  под  полным
объемом  сведений  о  лице,  осуществлявшем сбор подписей избирателей,
следует понимать только такие сведения, которые  предусмотрены  формой
подписного  листа,  с  учетом  того,  что под адресом места жительства
понимаются   сведения,   отраженные    в    официальных    документах,
удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
       Исходя из изложенного и  руководствуясь  пунктом  4  статьи  56
Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона
«Об Уставном Суде Свердловской  области»,  Уставный  Суд  Свердловской
области
       ПОСТАНОВИЛ:
       1. Признать нормативное  положение  подпункта  7  части  первой
пункта  5  статьи  52  Избирательного  кодекса  Свердловской области о
признании недействительными подписей избирателей в подписном  листе  в
поддержку  выдвижения  кандидата  в  случае,  если  сведения  о  лице,
осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном  объеме,
не   противоречащим   Уставу   Свердловской   области,   поскольку  по
уставно-правовому  смыслу  этого  нормативного  положения  в   системе
действующего  правового  регулирования  под  полным объемом сведений о
лице,  осуществлявшем  сбор  подписей  избирателей,  следует  понимать
только  такие сведения, которые предусмотрены формой подписного листа,
с учетом того, что под адресом места жительства  понимаются  сведения,
отраженные   в   официальных   документах,  удостоверяющих  наличие  у
гражданина регистрации по месту жительства.
       2. В силу статьи  6  Федерального  конституционного  закона  «О
судебной   системе   Российской   Федерации»  выявленный  в  настоящем
Постановлении  уставно-правовой  смысл  положений  подпункта  7  части
первой  пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области
является общеобязательным и исключает любое  иное  их  истолкование  в
правоприменительной практике.
       3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает  в
законную  силу  немедленно  после  его  провозглашения и не может быть
пересмотрено иным судом.
       4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию
в   семидневный  срок  в  «Областной  газете»,  а  также  должно  быть
опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области».

                                                                      
                                     Уставный Суд Свердловской области

Информация по документу
Читайте также