Расширенный поиск
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 22.02.2011 б/нПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области в связи с запросом гражданки В.Е. Поповой город Екатеринбург 22 февраля 2011 года Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной, М.Н. Обрубовой, с участием заявительницы В.Е. Поповой, представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области И.Ю. Крылатовой, представителя Губернатора Свердловской области И.Н. Литвиновой, руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки В.Е. Поповой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области оспариваемая заявительницей норма Избирательного кодекса Свердловской области. Заслушав в судебном заседании сообщение судьи-докладчика М.Н. Обрубовой, объяснения заявительницы, представителей органов, принявших оспариваемый акт, мнения А.В. Деменевой - представителя Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, И.А. Буртова - представителя Избирательной комиссии Свердловской области, И.В. Захарова - председателя Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург», исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области УСТАНОВИЛ: 1. Гражданка Попова Вера Евгеньевна обратилась в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области. По ее мнению, данная норма не отвечает критериям формальной определенности, допускает различное толкование правоприменителем, нарушает ее избирательные права. В оспариваемой заявительницей норме установлено основание для признания подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата, недействительными, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме. Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» от 5 сентября 2010 года № 16/90 В.Е. Поповой, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 было отказано в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для ее регистрации. В подписных листах не указаны требуемые Избирательным кодексом Свердловской области сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в полном объеме («в адресе места жительства отсутствует наименование субъекта Российской Федерации»). Суды общей юрисдикции отказали В.Е. Поповой в удовлетворении ее жалобы о признании незаконным постановления Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» от 5 сентября 2010 года № 16/90. В силу статей 72, 83 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области» Уставный Суд Свердловской области принимает решение по настоящему делу только в отношении тех положений Избирательного кодекса Свердловской области, которые указаны в запросе, и только в той части, в какой они были применены в конкретном деле заявительницы и затрагивают ее избирательные права. При этом Уставный Суд Свердловской области оценивает как буквальный смысл рассматриваемого нормативного акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Исходя из этого предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области по настоящему делу является нормативное положение, содержащееся в подпункте 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области, в соответствии с которым недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем их сбор, указаны не в полном объеме. 2. Конституция Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32). Указанные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Статья 72 Конституции Российской Федерации (пункт «б» части 1) вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На территории Свердловской области гарантируется защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (статья 2, пункт 3 статьи 18 Устава Свердловской области). В статье 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункт «в» пункта 2 статьи 5) субъекты Российской Федерации вправе в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливать порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определил, что основания для признания подписей избирателей недействительными, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются либо федеральным законом, либо законом субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня выборов (пункт 17 статьи 2, пункты 1, 8 статьи 37, пункт 3 статьи 38). Таким образом, действуя в рамках полномочий, законодатель Свердловской области установил перечень оснований, по которым возможно признание подписей избирателей недействительными в Избирательном кодексе Свердловской области. 3. В соответствии с подпунктом 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме. Объем сведений, которые необходимо указать в подписном листе лицу, осуществляющему сбор подписей избирателей в поддержку кандидата по одномандатному избирательному округу, определен в пункте 2 статьи 50 Избирательного кодекса Свердловской области. К ним относятся фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, подпись лица и дата ее внесения. Эти сведения должны быть указаны лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, в подписном листе, форма которого утверждена областным законом (пункт 1 статьи 49, приложение 5 к Избирательному кодексу Свердловской области). Из анализа приведенных норм Избирательного кодекса Свердловской области, рассматриваемых в системной связи, следует, что под понятием «полный объем сведений» в подпункте 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области следует понимать сведения, предусмотренные в форме подписного листа, которые обязано сообщить о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей. К числу обязательных сведений, которые должно указать о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей, относится адрес места жительства. Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункт 4 статьи 2 Избирательного кодекса Свердловской области). В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер и не означает, что избирательные комиссии, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, должны во всех без исключениях случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации. Иное понимание допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года № 1426-О-О). Данная правовая позиция применима в отношении понятия «адрес места жительства» как для избирателей, так и лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, поскольку документом, подтверждающим адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства, является паспорт гражданина Российской Федерации и в отдельных случаях свидетельство о регистрации по месту жительства (часть 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункт 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713). Таким образом, нормативное положение подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области о признании недействительными подписей избирателей в подписном листе в поддержку выдвижения кандидата в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, отвечает требованиям правовой определенности, не нарушает избирательные права граждан и не противоречит Уставу Свердловской области, поскольку по уставно-правовому смыслу этого нормативного положения в системе действующего правового регулирования под полным объемом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, следует понимать только такие сведения, которые предусмотрены формой подписного листа, с учетом того, что под адресом места жительства понимаются сведения, отраженные в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», Уставный Суд Свердловской области ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать нормативное положение подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области о признании недействительными подписей избирателей в подписном листе в поддержку выдвижения кандидата в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, не противоречащим Уставу Свердловской области, поскольку по уставно-правовому смыслу этого нормативного положения в системе действующего правового регулирования под полным объемом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, следует понимать только такие сведения, которые предусмотрены формой подписного листа, с учетом того, что под адресом места жительства понимаются сведения, отраженные в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. 2. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» выявленный в настоящем Постановлении уставно-правовой смысл положений подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. 3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в «Областной газете», а также должно быть опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области». Уставный Суд Свердловской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|