Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1259-ПП

 

 

 

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         

 

 

                      от 21.10.2013 г. N 1259-ПП                      

 

 

                 О КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ                 
             С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ             
           НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА            
     (В редакции Постановления Правительства Свердловской области     

                        от 07.05.2015 № 356-пп)                       

 

       В  целях  создания  экологически  безопасной   и   экономически
эффективной   системы   в   сфере   обращения   с   твердыми  бытовыми
(коммунальными)  отходами  на  территории  Свердловской  области,   во
исполнение  Поручения  Президента Российской Федерации от 10.08.2012 N
Пр-2138 о разработке комплексной стратегии  по  обращению  с  твердыми
бытовыми отходами, Постановления Правительства Свердловской области от

27.08.2008 N 873-ПП    Стратегии  социально-экономического  развития

Свердловской   области   на   период   до   2020  года"  Правительство
Свердловской области постановляет:
       1. Утвердить Комплексную  стратегию  по  обращению  с  твердыми
коммунальными  отходами на территории Свердловской области
до   2030   года   (далее  -  Стратегия)  (прилагается).    редакции
Постановления         Правительства        Свердловской        области
от 07.05.2015 № 356-пп)
       2. Возложить на Министерство энергетики и жилищно-коммунального
хозяйства    Свердловской    области    (Н.Б.   Смирнов)   координацию
деятельности по реализации Стратегии.
       3. Контроль за выполнением настоящего  Постановления  возложить
на  Заместителя  Председателя  Правительства Свердловской области С.М.
Зырянова.
       4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

 

 

Председатель Правительства
Свердловской области                                        Д.В.ПАСЛЕР

 

 

 

 

 

                                 Утверждена
                                 Постановлением Правительства
                                 Свердловской области
                                 от 21 октября 2013 г. N 1259-ПП

 

                        КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ                         
      ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ       
           НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА  

   редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области

от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

 

       Стратегической  целью  государственной   политики   в   области
экологического  развития  Российской  Федерации на период до 2030 года
является   решение   социально-экономических   задач,   обеспечивающих
экологически  ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной
окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для
удовлетворения  потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления
правопорядка  в  области  охраны  окружающей   среды   и   обеспечения
экологической безопасности.
       Приоритетными   задачами   Стратегии   социально-экономического
развития   Свердловской  области  на  период  до  2020  года  являются
повышение   качества   и   стандартов   жизни   населения,    создание
благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной
жизни граждан.

       Одной из основных задач обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области является решение проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Развитие системы обращения с ТКО населенных пунктов Свердловской области должно базироваться на стратегическом курсе создания индустриальной базы переработки отходов и сокращения полигонного захоронения.  (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

       Элементом региональной социально-экономической политики  должна
стать   Комплексная   стратегия   по  обращению  с  твердыми  бытовыми
(коммунальными) отходами на территории Свердловской  области  до  2030
года (далее - Стратегия).

       Стратегия представляет собой систему подходов к развитию сферы обращения с ТКО, снижению негативного влияния ТКО на окружающую среду и здоровье населения. Стратегия основывается на требованиях федерального и областного законодательства, а также нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и обращения с ТКО. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

       В Стратегии используются следующие термины и определения:
       1) благоприятная окружающая среда - окружающая среда,  качество
которой    обеспечивает   устойчивое   функционирование   естественных
экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
       2) вид отходов -  совокупность  отходов,  которые  имеют  общие
признаки в соответствии с системой классификации отходов;
       3) вторичные  материальные  ресурсы  (далее  -  ВМР)  -  отходы
производства  и  потребления,  образующиеся  в народном хозяйстве, для
которых    существует     возможность     повторного     использования
непосредственно или после дополнительной обработки;

       4) захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

       5)  (Утратил  силу  -  Постановление Правительства Свердловской
       области от 07.05.2015 № 356-пп)
       6)  лимит  на  размещение  отходов   -   предельно   допустимое
количество  отходов  конкретного  вида,  которые разрешается размещать
определенным способом на  установленный  срок  в  объектах  размещения
отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
       7)  медицинские  отходы  -  все  виды  отходов,  в  том   числе
анатомические,          патологоанатомические,          биохимические,
микробиологические  и   физиологические,   образующиеся   в   процессе
осуществления    медицинской    и    фармацевтической    деятельности,
деятельности  по  производству  лекарственных  средств  и  медицинских
изделий;
       8)  морфологический  состав  твердых  бытовых  отходов  -   это
содержание их составных частей, выраженное в процентах к общей массе;

       9) накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

       10) негативное воздействие на окружающую  среду  -  воздействие
хозяйственной  и  иной  деятельности,  последствия  которой приводят к
негативным изменениям качества окружающей среды;

       11) норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

12) обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

13) объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

14) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

15) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

       16)  (Утратил  силу  - Постановление Правительства Свердловской
       области от 07.05.2015 № 356-пп)
17)  размещение  отходов -
       хранение и захоронение отходов;

       18) сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

19) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

20) транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

21) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Раздел 2. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ
       С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ (КОММУНАЛЬНЫМИ) ОТХОДАМИ
       НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

       Сложившаяся  в  Российской   Федерации   ситуация   в   области
образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения ТКО
приводит к  опасному  загрязнению  окружающей  среды,  нерациональному
использованию  природных ресурсов, значительному экономическому ущербу
и представляет угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.
   редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области
от 07.05.2015 № 356-пп)
       Практически для всех субъектов  Российской  Федерации  одна  из
основных  задач  в  области  охраны окружающей среды - решение проблем
обезвреживания  и  переработки  отходов,  среди   которых   наибольшую
проблему  представляют  отходы,  образующиеся  в  жилом  секторе из-за
сложного  морфологического   состава   и   распределенных   источников
образования.
       В Свердловской области по состоянию  на  01  января  2013  года
численность  населения,  по данным Территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по Свердловской области,  составляла
4315830  человек,  плотность  населения - 22,21 чел./кв. км, что почти
втрое выше среднего по  России,  доля  городского  населения  -  84,07
процента.
       По среднестатистическим данным на каждого городского  жителя  в
год  образуется  от  1  до  1,4  куб.  метров  ТКО. При этом объем ТКО
увеличивается,  а  территориальные  возможности  для  их   захоронения
уменьшаются.    редакции  Постановления  Правительства  Свердловской
области от 07.05.2015 № 356-пп)
       Санитарная очистка населенных пунктов является одной  из  самых
сложных   и  ответственных  задач,  стоящих  перед  органами  местного
самоуправления муниципальных образований, расположенных на  территории
Свердловской  области  (далее  -  органы  местного самоуправления). От
оперативного  вывоза  и  безопасного  обезвреживания  отходов  зависит
безопасность проживания населения и состояние окружающей среды.
       В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998  года  N
89-ФЗ  "Об  отходах  производства  и потребления" и от 06 октября 2003
года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного  самоуправления
в   Российской  Федерации"  вопросы,  связанные  со  сбором,  вывозом,
утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к
полномочиям  органов  местного  самоуправления.  Однако  в  населенных
пунктах Свердловской области централизованно вывозится  от  30  до  40
процентов  отходов.  Вывоз  ТКО  из  районов  индивидуальной застройки
преимущественно  осуществляется  домохозяйствами  самостоятельно,  что
зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так
и прилегающих природных объектов. Основной  причиной  данной  ситуации
является   отсутствие   необходимого   количества   специализированной
техники,  особенно  в  сельской  местности.  (В редакции Постановления
Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)
       На основании данных государственного доклада "О состоянии и  об
охране  окружающей  среды Свердловской области в 2012 году" ежегодно в
Свердловской области образуется около 2 млн.  тонн  ТКО  (таблица  1).
Практически   весь   этот   объем   размещается   на   полигонах  ТБО,
санкционированных и несанкционированных свалках, и только в среднем 12
процентов  ТКО  (2010 - 2012 годы) утилизируются иными способами из-за
отсутствия  необходимой   инфраструктуры,   а   также   недостаточного
количества  предприятий  -  переработчиков.  (В редакции Постановления
Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Таблица 1

 

       СВЕДЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ТКО        
                        В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 
   редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области

от 07.05.2015 № 356-пп)

 

|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| N   |         Наименование показателя            |2010 год  |2011 год  |2012 год  |
|п/п  |                                            |          |          |          |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 1   |                    2                       |   3      |   4      |   5      |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 1.  |Образовано с учетом получения,              | 2061,8   | 1831,9   | 1652,8   |
|     |всего, тыс. тонн                            |          |          |          |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 2.  |Образовано, всего, тыс. тонн                |  596,1   |  590,1   |  667     |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 3.  |Получено от хозяйствующих субъектов,        | 1465,8   | 1241,8   |  985,8   |
|     |тыс. тонн                                   |          |          |          |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 4.  |Использовано или утилизировано              |  209,4   |  197,7   |  257,3   |
|     |хозяйствующими субъектами, тыс. тонн        |          |          |          |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 5.  |Размещено, тыс. тонн                        | 1853,2   | 1686,7   | 1396,2   |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 6.  |Наличие отходов на конец года, тыс. тонн    |47843,7   |49406,8   |74339,7   |
|     |                                            |          |          |<*>       |
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|
| 7.  |Количество хозяйствующих субъектов,         | 3598     | 3861     | 3951     |
|     |представивших сведения об образовании       |          |          |          |
|    обращении с ТКО | | | | (В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)
|—————|————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|

 

       --------------------------------
       <*>  Без  учета  отходов  в  объектах  размещения  коммунальных
отходов,  эксплуатирующая  организация  которых  не  определена или не
представила в установленные сроки технический отчет.

 

       Согласно данным, представленным в таблице 1, объем  образования
ТКО    учетом  получения)  в  2012  году  по  сравнению с 2011 годом
уменьшился на 179,1 тыс. тонн  и  составил  1652,8  тыс.  тонн  (90,22
процента от уровня 2011 года). (В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)
       Использование ТКО в 2012 году увеличилось по сравнению  с  2011
годом  на  59,6 тыс. тонн и составило 257,3 тыс. тонн (130,15 процента
от уровня 2011 года). В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Размещение ТКО в 2012 году  составило  1396,2  тыс.  тонн,  или
82,78 процента от уровня 2011 года. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Сведения  по  обращению  с  ТКО  по  управленческим  округам  и
муниципальным  образованиям,  расположенным на территории Свердловской
области, за 2011 год представлены в приложении к Стратегии. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Основным способом утилизации  ТКО  на  территории  Свердловской
области  является  полигонное  захоронение.  По данным, представленным
Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской  области,  на
территории   Свердловской   области   на  01  января  2013  года  были
зарегистрированы 456 действующих объектов размещения ТКО. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       По 314 объектам размещения ТКО (68,8  процента)  не  определены
хозяйствующие субъекты - являются бесхозяйными. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       По 249  объектам  размещения  ТКО  (55  процентов)  отсутствуют
гидрогеологические заключения. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       По 304 объектам размещения  ТКО  (69  процентов)  не  оформлены
документы на землепользование, землевладение. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       По 400 объектам размещения ТКО (88 процентов)  не  выполнена  в
полном объеме проектно-сметная документация. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Объекты размещения ТКО в Свердловской области занимают  площадь
1000,2 га. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Преимущества  полигонного  способа  утилизации  ТКО  на  первый
взгляд  очевидны  -  относительная  простота  и низкие затраты. Однако
"выгоды" такой технологии - кажущиеся. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Земельных      участков,      соответствующих       требованиям
природоохранного законодательства Российской Федерации для захоронения
ТКО,  вокруг  крупных  городов  становится  все  меньше.  Существующие
полигоны,   построенные   десятки  лет  назад,  заполнены  практически
полностью,  не  везде  ведется  учет  и  осуществляется  контроль   за
поступающими  на  полигон  ТКО. Значительная часть объектов размещения
ТКО  не  отвечают  требованиям  санитарных  правил  СП   2.1.7.1038.01
"Гигиенические  требования к устройству и содержанию полигонов твердых
бытовых отходов",  что  приводит  к  нарушению  природного  ландшафта,
загрязнению почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
       Поэтому многим крупным городам, мегаполисам  и  агломерационным
системам   поселений   грозит   "мусорный  коллапс"  с  прогнозируемым
социальным взрывом.
       Еще одной значимой проблемой для Свердловской области  является
несовершенная  схема  сбора  и  транспортировки ТКО, в результате чего
значительная часть ТБО несанкционированно размещается  на  близлежащих
территориях  населенных  пунктов.  Так,  в 2012 году органами местного
самоуправления были ликвидированы 769 несанкционированных свалок ТКО.
       Динамика  образования  ТКО  свидетельствует  об  их  постоянном
росте.  При  этом  более  50  процентов  ТКО, поступивших на полигоны,
составляют  отходы,  которые  могут  быть  вовлечены  в  хозяйственную
деятельность в качестве ВМР.
       ТКО   представляют   собой    гетерогенную    смесь    сложного
морфологического   состава,  изучение  которого  с  развитием  методов
извлечения и использования вторичных материальных  ресурсов  перестает
носить только научный характер и становится практической задачей.
       Актуальные данные о морфологическом составе ТКО для конкретного
населенного  пункта  позволяют  оценить  возможные  объемы  извлечения
вторичного сырья, его качество  и  наиболее  приоритетные  компоненты,
извлечение  которых  экономически  целесообразно  исходя  из возможных
объемов и их  стоимости.  Кроме  того,  исследование  морфологического
состава  отдельных  потоков ТКО на действующих объектах по переработке
ТКО, в частности на мусоросортировочных  линиях,  позволяет  выполнить
оценку   эффективности   процесса  сортировки,  в  том  числе  полноты
извлечения вторичного сырья из общего потока ТКО и возможных  способов
увеличения   объема   его   извлечения.      редакции  Постановления
Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)
       Ориентировочный морфологический состав твердых бытовых отходов,
образующихся в Свердловской области, представлен в таблице 2.

 

       Таблица 2

 

            ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТКО <*>            
   редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области

от 07.05.2015 № 356-пп)

 

|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| N   |        Компоненты ТКО          |Доля в общем объеме,  |
|п/п  |                                |     процентов        |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 1.  |Бумага и картон                 |        36,6          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 2.  |Органические (пищевые) отходы   |        27,5          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 3.  |Отсев менее 16 мм               |         9            |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 4.  |Полимерные материалы            |         6            |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 5.  |Текстиль                        |         5,1          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 6.  |Дерево, листья                  |         4,1          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 7.  |Металл (в том числе цветной)    |         4            |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 8.  |Стекло                          |         3,3          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
| 9.  |Кости                           |         1,7          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
|10.  |Резина, кожа                    |         1,5          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
|11.  |Гипс, камни, керамика           |         1,2          |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|
|12.  |ИТОГО                           |       100            |
|—————|————————————————————————————————|——————————————————————|

 

       --------------------------------
       <*>   В   результате   исследований,   проведенных    Академией
коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова в различных городах России.

 

       Согласно данным, приведенным в таблице 2, в состав  ТКО  входят
такие  ценные  компоненты,  как  бумага,  картон,  стекло,  полимерные
материалы, металлы. При захоронении ТКО на полигонах утильные  фракции
безвозвратно теряются. В частности, теряется 0,5 млн. тонн макулатуры,
0,1 млн. тонн черных и цветных  металлов,  0,2  млн.  тонн  полимерных
материалов,  0,8  млн.  тонн  пищевых  ТБО,  0,3  млн.  тонн стекла от
ежегодного объема образованных ТКО (с учетом получения). В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Большой объем и высокий темп накопления ТКО и  слабое  развитие
индустрии  вторичной переработки приводят к тому, что основным методом
утилизации отходов является их захоронение на свалках. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       Инфраструктура  вторичной  переработки   ТКО   в   Свердловской
области,  как  и  в большинстве регионов Российской Федерации, развита
слабо. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       В настоящее  время  количество  использованных  ТКО  составляет
221,5  тыс.  тонн  (2010  -  2012 годы). В последние годы организации,
занимающиеся переработкой ВМР, реконструируются  за  счет  собственных
средств. В регионе крупных проектов по переработке ВМР единицы: бизнес
в сфере рециклинга сложен и  низкорентабелен.  В  основном  в  регионе
строятся  новые мощности переработки полиэтиленовых бутылок, упаковки.
На территории Арамильского городского округа осуществляет деятельность
общество    с    ограниченной    ответственностью    "Уралтермопласт",
специализирующееся на  изготовлении  полиэтиленовых  и  термоусадочных
пленок,  а также производстве полимерного профиля из отходов смешанных
пластиков.  Кроме  того,  от  предприятий  оптово-розничной   торговли
производится  сбор вторсырья (гофра-картон, полиэтиленовая упаковочная
пленка)  уполномоченными  заготовителями   общества   с   ограниченной
ответственностью "ПромЭкология".
       В городском округе Верхнее Дуброво организован  сбор  пластика.
На  открытом  акционерном  обществе  "Косулинский абразивный завод" на
базе   высокотехнологичного   немецкого   оборудования    производится
переработка    полиэтиленовой    бутылки    с   выпуском   упаковочной
полиэтиленовой ленты "Krepp". В 2011 году была запущена вторая  линия.
Мощность   переработки   15  тыс.  тонн  в  год.  Конечный  продукт  -
пластиковое сырье флекс, которое является уникальным вторичным сырьем.
Из  него  изготавливают  гранулят, волокно, упаковочную полиэтиленовую
ленту, синтепон, пленку, литье.
       В Екатеринбурге сеть "Уралвторма" насчитывает 20 пунктов приема
ВМР.    Все    заготавливаемое    в    Свердловской    области   сырье
перерабатывается в регионе.
       Производство  современного  утеплителя  "Эковата"  организовано
обществом  с  ограниченной  ответственностью  "Ураллеспром" по финской
технологии. Производительность  потока  теплоизоляции  составляет  260
тонн   в   месяц,  что  позволяет  ежемесячно  переработать  208  тонн
макулатуры.
       Переработкой  макулатуры  занимается  общество  с  ограниченной
ответственностью   "Новолялинский  целлюлозно-бумажный  комбинат".  Из
макулатуры производят плоские  слои  "крафт-лайнер"  для  изготовления
гофрокартона.   Закрытое   акционерное  общество  "Завод  гофрокартон"
производит гофрокартон и гофротару.  Производительность  составляет  5
млн.  кв.  м  гофрокартона в месяц. Сырье предприятие закупает по всей
России.
       В  Свердловской  области  заготовку  металлолома   осуществляет
общество  с  ограниченной  ответственностью  "Вторчермет  Новолипецкий
металлургический комбинат Урал", которое обладает развитой  сетью  (27
площадок)    производственно-заготовительных    участков    по    всей
Свердловской области.
       Таким  образом,  переработка   ВМР   в   Свердловской   области
развивается преимущественно за счет средств частного бизнеса.
       Вместе с тем на территории Свердловской области  расположены  и
действуют комплексы по сортировке ТКО: В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       в городе Екатеринбурге - на полигоне ТБО  "Широкореченский"  01
декабря  2011  года  введен  в эксплуатацию первый мусоросортировочный
завод мощностью 100 тыс. тонн (первая очередь строительства),  который
позволяет  подготавливать  вторичное  сырье, такое как бумага, картон,
полимеры, древесина, резина, цветные и черные металлы, стекло.  Запуск
второй  очереди  по  сортировке  отходов мощностью 100 тыс. тонн в год
произведен  27  декабря  2012  года.  По  итогам  2012   года   работа
мусоросортировочного  завода является нерентабельной. Для стабильной и
экономически выгодной  работы  мусоросортировочного  завода  в  городе
Екатеринбурге   необходимо   внедрение   раздельного   сбора   ТКО  на
контейнерных  площадках,  применение   инновационных   технологий   по
сортировке   ТКО,   использование  в  полном  объеме  производственных
мощностей завода; В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       в городе Каменске-Уральском -  две  сортировочные  линии  общей
мощностью  40  тыс. тонн в год. Мусоросортировочный комплекс введен 01
января  2013  года.  Доля  отсортированного  сырья  от  общего  объема
образования   составляет   около   5   процентов.  В  настоящее  время
администрацией города Каменска-Уральского  разработана  инвестиционная
программа развития комплекса;
       в городе Первоуральске - сортировочная линия мощностью 100 тыс.
тонн  в год. Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Завод
по  переработке  твердых  бытовых  отходов"  (далее   -   завод   ТКО)
проектировался   как   межмуниципальное   предприятие  по  комплексной
переработке   твердых   бытовых   отходов    Первоуральско-Ревдинского
промышленного  узла. Первая очередь завод ТКО введена в эксплуатацию в
декабре 2005 года. Объем ежегодного размещения ТКО составляет 31  тыс.
тонн.   Доля  отсортированного  сырья  от  общего  объема  образования
составляет до  5  процентов.  В  настоящее  время  ведется  работа  по
сохранению  предприятия  и одним из возможных способов рассматривается
государственно-частное партнерство. В редакции Постановления Правительства
Свердловской области от 07.05.2015 № 356-пп)

 

       При   существующей   системе    сбора    ТКО    поступают    на
мусоросортировочные   комплексы   загрязненными,   в  результате  чего
отсортированные ВМР оказываются низкого качества. Это  сказывается  на
качестве  продукции,  произведенной  из  вторичного  сырья, а также на
спросе переработчиков ВМР. Слабое вовлечение отходов в качестве ВМР  в
хозяйственный  оборот объясняется во многих случаях высокими затратами
на их сбор и подготовку  к  переработке,  что  снижает  рентабельность
переработки отходов или делает ее убыточной для предпринимателей.
       Сегодня  на  всей  территории  Свердловской  области  сложилась
сложная  ситуация  в  сфере  обращения  с  ТКО.  Реформирование  сферы
обращения с ТКО и выбор оптимального способа  их  утилизации  являются
сложной  многофакторной  задачей.  Ее  решение основывается на внешних
ограничениях, важнейшими из которых  в  настоящее  время  являются  не
экологические, а финансовые факторы.

 

           SWOT-АНАЛИЗ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ

(КОММУНАЛЬНЫМИ) ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Заинтересованность бизнес-сообщества в развитии сферы обращения с ТКО.

2. Наличие предприятий по вторичной переработке ВМР.

3. Заинтересованность руководства региона, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления и населения в решении проблемы ТКО.

4. Наличие муниципальных и государственных программ по обращению с ТКО и охране окружающей среды.

5. Проведение органами исполнительной власти и органами местного самоуправления мероприятий, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое функционирование системы в сфере обращения с ТКО.

6. Наличие необходимых условий для внедрения раздельного сбора ТКО.

7. Наличие земельных участков для строительства современных полигонов ТКО.

8. Наличие инновационных технологий по переработке ТКО.

9. Наличие Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления

1. Слабое развитие инфраструктуры по обращению с ТКО и вторичной переработке ВМР.

2. Низкий уровень экологической культуры населения.

3. Недостаток материально-технического обеспечения процесса сбора и утилизации ТКО.

4. Недостаток полигонов ТКО, отвечающих требованиям природоохранного и санитарного законодательства.

5. Отсутствие цивилизованного рынка по сбору и утилизации ТКО.

6. Несоблюдение природоохранного и санитарного законодательства при обращении с ТКО.

7. Нет точных сведений о морфологическом составе ТКО.

8. Нет централизованного органа управления ТКО в регионе.

9. Неэффективная система учета образования, использования, утилизации ТКО.

10. Несовершенное законодательство в сфере обращения с ТКО.

11. Слабая организация работы по сбору ТКО в сельских населенных пунктах и частном секторе.

12. Низкий процент наличия

разработанных и утвержденных схем санитарной очистки населенных пунктов в Свердловской области.

13. Отсутствие рычагов административного воздействия

на муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области.

14. Несовершенность системы распределения полномочий

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Развитие рынка по переработке ТКО и ВМР.

2. Привлечение населения к решению проблемы ТКО.

3. Внедрение и организация раздельного сбора ТКО.

4. Внедрение инновационных технологий по переработке ТКО (более экологически безопасных) на базе изучения положительного российского и зарубежного опыта.

5. Совершенствование законодательной базы в сфере обращения с ТКО.

6. Экологическое воспитание и образование, начиная от воспитанников детских садов, учащихся, студентов образовательных учреждений до специалистов предприятий и организаций, а также органов государственного и муниципального управления.

7. Развитие государственно-частного партнерства, максимальное вовлечение частных инвесторов в систему в сфере обращения с ТКО.

8. Совершенствование системы тарифного регулирования при обращении с ТКО.

9. Создание единой системы обращения с ТКО.

10. Решение проблемы ТКО программно-целевым методом

1. Ухудшение экологического и санитарно-эпидемиологического состояния территорий: загрязнение атмосферного воздуха, почвы и подземных вод.

2. Существующая проблема обращения с ТКО приводит к нарастанию социальной напряженности.

3. Переполнение полигонов ТКО.

4. Возникновение чрезвычайных ситуаций при нарушении технологии утилизации ТКО.

5. Накопление прошлого экологического ущерба.

6. Отрицательный эффект от внедрения выбранных технологий

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

 

Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ

С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ (КОММУНАЛЬНЫМИ) ОТХОДАМИ

НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Основными проблемами в сфере обращения с ТКО на территории Свердловской области в настоящее время являются:

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

1) изменение структуры и рост потребления населением товаров (продукции) (за последние 15 лет увеличился объем образования ТКО на душу населения и их морфологический состав, а также количество экологически опасных компонентов и упаковочных отходов);

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

2) накопленный объем ТКО предшествующих периодов - имеется значительное количество ТКО, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

3) неразвитость инфраструктуры в сфере обращения с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

4) неэффективная система учета образования, использования, утилизации ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

5) недостаточная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

6) ограниченное участие исполнительных органов государственной власти Свердловской области в мероприятиях по обращению с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

7) низкий уровень экологической культуры населения, способствующий захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, гаражных кооперативов, вдоль автомобильных и железных дорог;

8) экономика и управление ТКО усложняются: сбор и переработка ТКО требуют крупных инвестиций;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

9) отсутствие комплексной схемы санитарной очистки территории Свердловской области;

10) неэффективное межведомственное взаимодействие по актуализации значений данных по образованию, переработке и утилизации ТКО.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

Необходимость решения данных проблем требует совершенствования механизмов и методов обращения с ТКО на территории Свердловской области.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

 

Раздел 4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ

(КОММУНАЛЬНЫМИ) ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДО 2030 ГОДА

 

Целью Стратегии является создание и обеспечение экологически безопасной и экономически эффективной системы в сфере обращения с ТКО на территории Свердловской области.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

1) совершенствование нормативно-правовой базы и механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

2) формирование комплексной схемы развития инфраструктуры по сбору, переработке, обезвреживанию и размещению ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

3) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

4) разработка и внедрение новых технологий в сферу обращения с ТКО, реализация пилотных инвестиционных проектов по переработке, обезвреживанию и использованию отдельных видов ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

5) формирование экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

6) создание и развитие индустрии по комплексной переработке ТКО и вторичного сырья;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

7) создание экономических условий для наиболее полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов, являющихся ВМР;

8) формирование единой информационной системы, обеспечивающей достоверность данных в сфере обращения с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

9) информационное наполнение и создание цифровой карты объектов размещения, создание и сопровождение общественного геоинформационного Интернет-портала по тематике обращения с ТКО и использования ВМР;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

10) строительство и реконструкция полигонов для захоронения неутилизируемой части ТКО в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

11) минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов.

Успешная реализация поставленных в Стратегии задач будет способствовать достижению следующих ориентиров:

1) обеспечение экологической безопасности граждан и общества в сфере обращения с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

2) обеспечение санитарно-эпидемиологических требований;

3) обеспечение социального благополучия населения области;

4) повышение качества жизни населения;

5) развитие инновационной экономики области.

Важнейшим инструментом решения поставленных в Стратегии задач будет являться системный подход при реализации Стратегии.

Основным способом оценки достижения стратегической цели служат целевые показатели.

Целевые показатели, характеризующие деятельность по обращению с ТКО, представлены в таблице 3.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

 

Таблица 3

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАТЕГИИ


 

N п/п

Наименование целевого показателя

Единица измерения

Значения целевых показателей, нарастающим итогом

Справочно базовое значение целевого показателя (на начало реализации Стратегии), 2013 год

I этап

II этап

III этап

2013 - 2016 годы

2016 - 2020 годы

2020 - 2025 годы

2025 - 2030 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Доля переработки ТКО по отношению к общему объему их образования в год

процентов

15

35

55

80

12

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

2.

Доля захораниваемых ТКО на территории области от общего объема образования

процентов

80

65

45

20

88

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

3.

Доля муниципальных образований, охваченных системой сбора, накопления, использования, транспортирования и переработки ТКО, от их общего количества в Свердловской области

процентов

42

100

-

-

37

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

4.

Доля ТКО, проходящих через раздельный сбор и сортировку, в общем объеме образованных ТКО

процентов

20

50

70

80

18

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

5.

Доля вторичных материальных ресурсов, извлекаемых из общего объема ТКО

процентов

20

50

60

-

12

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

6.

Доля полигонов ТКО, отвечающих требованиям природоохранного законодательства, от количества учтенных на территории Свердловской области

процентов

14

50

80

100

13

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

7.

Ввод доли мощностей по переработке ТКО от требуемого количества

процентов

10

35

35

20

3

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

8.

Доля ликвидированных несанкционированных свалок от количества выявленных

процентов

70

100

-

-

68

9.

Доля рекультивированных объектов размещения ТКО, в том числе несанкционированных свалок, от общего количества учетных объектов размещения ТКО

процентов

20

50

75

100

10

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)

10.

Доля введенных в эксплуатацию стационарных и передвижных пунктов приема вторичных ресурсов на территории области от общего количества требуемых пунктов

процентов

35

60

100

-

34

11.

Доля муниципальных образований, на территории которых разработаны схемы санитарной очистки, от общего количества муниципальных образований Свердловской области

процентов

100

-

-

-

65

12.

Доля твердых бытовых отходов, используемых для производства тепловой и электрической энергии, к общему объему отходов

процентов

5

5

10

30

0


Информация по документу
Читайте также