Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 30.05.2016 № 177-пп

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

от 30 мая 2016 г.                                                       № 177-пп

 

 

О развитии волонтерской (добровольческой)

деятельности молодежи в Белгородской области

 

 

В целях содействия развитию волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области и приведения нормативных правовых актов Белгородской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Белгородской области
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Концепцию развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области обеспечить деятельность по развитию волонтерского движения, созданию волонтерских организаций (объединений), штабов, центров.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Белгородской области от 02 мая 2012 года № 194-пп «О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области».

4.  Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (Сергачёв В.А.).

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Губернатор

Белгородской области

 

 

 

Е.Савченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Белгородской области

«___» _______________2016 года

№___________

 

 

 

Концепция

развития волонтерской (добровольческой) деятельности

молодежи в Белгородской области

 

1.  Введение

 

В современной России волонтерство (добровольчество) является значимым явлением. Важность развития добровольчества признается на государственном уровне. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от      17 ноября 2008 года № 1662-рп, в качестве стратегических ориентиров в рамках развития социальных институтов и социальной политики, а также сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг выдвинуты такие направления, как:

1) содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению волонтерской деятельности (добровольчества);

2) развитие волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций.

Волонтерская (добровольческая) активность граждан является важнейшим фактором социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды. Добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан.

Для молодого поколения волонтерство (добровольчество) является важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Добровольчество является важным:

- для государства, поскольку волонтеры (добровольцы) независимо от своего социального и должностного положения, места жительства, политических и религиозных убеждений участвуют в делах общества, помогая более эффективно выполнять задачи, стоящие перед государством;

- для становления гражданского общества, поскольку волонтерская (добровольческая) деятельность служит повышению роли общественных и других некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в решении местных, региональных и общенациональных задач;

- для социального развития, поскольку позволяет привлечь значительные ресурсы для решения социально значимых проблем;

- для экономического развития, поскольку волонтерская (добровольческая) деятельность является важным элементом обеспечения занятости населения, экономии государственных расходов на социальную деятельность;

- для бизнеса, поскольку работники организаций, участвующие в волонтерской (добровольческой) деятельности, помогают местному сообществу, получают новые знания и навыки, развивают свои организаторские способности, а организация получает положительный образ в обществе;

- для молодежной политики и образования, поскольку волонтерская (добровольческая) деятельность детей и молодежи - это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также средство реализации профессионального интереса в карьерном росте, особенно в части получения опыта общения в коллективе и получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье;

- для средств массовой информации, поскольку волонтерская (добровольческая) деятельность полна интересных случаев взаимопомощи и стремления к улучшению условий жизни местных сообществ.

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и объединений, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов.

В то же время остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность. Доля людей, занимающихся добровольческой деятельностью в России, по-прежнему невысока, особенно по сравнению со странами Европы. Это связано, в частности, с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям, мотивации, с недостатком информации о деятельности таких организаций и добровольцев; с неразвитостью инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности; с недостаточной информированностью молодежи о сути добровольческой деятельности; с отсутствием плотно закрепленного в общественном сознании положительного имиджа добровольческой деятельности.

Основной целью политики в области содействия развитию добровольческой деятельности является активизация потенциала добровольчества как ресурса развития общества. Основные задачи, принципы и направления по реализации политики по поддержке молодежного волонтерства (добровольчества) в Белгородской области определены настоящей Концепцией.

 

2.  Общие положения

 

2.1. Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

- Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р;

- Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 1054-р;

- законом Белгородской области 03 октября 2013 № 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области»;

- законом Белгородской области от 07 июля 1997 года № 123 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Белгородской области»;

- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества.

2.2. Концепция является рекомендательным документом, раскрывающим основные направления развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области.

2.3. Концепция может являться основой для разработки конкретных программ, нормативных правовых актов, планов и других организационных и методических документов в сфере молодежного волонтерства (добровольчества).

 

3.  Основные понятия

 

В настоящей Концепции и в сфере молодежного волонтерства используются следующие основные понятия:

- волонтерство (добровольчество) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи волонтера (добровольца);

- волонтерская (добровольческая) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением волонтерской (добровольческой) деятельности затрат);

- волонтер (доброволец) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением волонтерской (добровольческой) деятельности затрат);

- молодежная волонтерская (добровольческая) деятельность - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением волонтерской (добровольческой) деятельности затрат);

- волонтерская (добровольческая) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая волонтерские (добровольческие) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности волонтеров (добровольцев), от имени и по поручению которой действует волонтер (доброволец);

- волонтерское (добровольческое) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления волонтерской (добровольческой) деятельности;

- координатор волонтеров (добровольцев) – ответственное лицо в волонтерской (добровольческой) организации, отвечающее за привлечение волонтеров (добровольцев), организацию их работы и координацию их деятельности;

- волонтерская (добровольческая) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда волонтеров (добровольцев);

- волонтерская (добровольческая) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются волонтеры (добровольцы);

- личная книжка волонтера (добровольца) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве волонтера (добровольца). Выдается региональным ресурсным центром развития добровольчества на основании его письменного заявления;

- региональный ресурсный центр развития волонтерства (добровольчества) – структурное подразделение, созданное на базе областного государственного бюджетного учреждения области (по согласованию), уполномоченного органом исполнительной власти области, ответственным за реализацию молодежной политики, оказывающее полный комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в сфере волонтерского (добровольческого) движения;

- государственная (муниципальная) поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности - государственная (муниципальная) политика, направленная на создание условий для становления и развития добровольчества.

 

4.     Анализ состояния молодежного волонтерства (добровольчества)

в Белгородской области

 

Добровольчество в Белгородской области имеет определенные традиции.

По итогам проведенных опросов в основе мотивов, побуждающих молодых людей к волонтерской (добровольческой) деятельности, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

- потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям;

- потребность применения профессионального и житейского опыта;

- потребность участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы;

- потребность в милосердии, доброте, подвижничестве;

- потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях;

- профессиональный интерес, перспективы карьерного роста, профориентация;

- потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специального лечения, и т.д.

Разнообразию мотивов волонтеров соответствуют разнообразные виды и формы волонтерской (добровольческой) деятельности:

- поддержка социально не защищенных групп населения (помощь детям и подросткам в критических ситуациях, помощь и услуги ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям, инвалидам);

- пропаганда донорства среди молодежи;

- пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, курения и других асоциальных явлений в молодежной среде;

- патриотическое воспитание молодежи;

- пропаганда экокультуры;

- помощь при организации и проведении массовых мероприятий международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней.

По направлениям деятельности среди молодежных и детских общественных организаций (объединений), действующих в муниципальных образованиях области, можно выделить:

- патриотические;

- поисковые;

- творческие;

- направленные на пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциальных явлений;

- решающие вопросы социальной поддержки населения, социально-бытовой помощи;

- раскрывающие лидерский потенциал детей и молодежи и т.д.

Все члены общественных организаций (объединений) осуществляют свою социально полезную деятельность на добровольной основе.

Дальнейшее развитие молодежных и детских организаций (объединений) - актуальная задача органов власти, поскольку именно через общественные объединения решаются вопросы самоорганизации, досуга, профилактики асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде.

В целях координации деятельности молодежных и детских организаций (объединений) и работы по развитию волонтерского движения на территории Белгородской области на базе областного государственного бюджетного учреждения «Центр молодежных инициатив» действует региональный ресурсный центр развития добровольчества, которым ведется база молодых граждан, принимающих (изъявивших желание принять) участие в волонтерской (добровольческой) деятельности.

Регистрация в качестве волонтера осуществляется молодым гражданином самостоятельно в сети Интернет на сайте: cmi31.ru (официальный сайт областного государственного бюджетного учреждения «Центр молодежных инициатив» - регионального ресурсного центра развития волонтерства (добровольчества).

Молодым людям, принимающим участие в волонтерской (добровольческой) деятельности на постоянной основе, выдается личная книжка волонтера, которая составлена по аналогии с трудовой книжкой и выдается для занесения навыков и компетенций, полученных волонтерами в процессе своей добровольческой деятельности.

Для достижения целей, обозначенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, необходима организация системной межведомственной работы по поддержке и развитию волонтерского движения:

- ежеквартальное обновление региональных баз видов волонтерской деятельности, востребованных на территории области, а также организаций, которые нуждаются в деятельности волонтеров;

- обеспечение информирования потенциальных волонтеров о существующей потребности в волонтерской деятельности;

- информирование работодателей о преимуществах приема на работу специалиста, участвующего в волонтерском движении и обладающего определенным набором компетенций, которые были получены им во время участия в волонтерской деятельности;

- формирование у руководителей организаций, которые заинтересованы в привлечении волонтеров, понимания необходимости заполнения и учета личных книжек волонтера.

 

5.  Субъекты, включенные в процесс развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи

 

К субъектам, включенным в процесс развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи, относятся:

- органы исполнительной власти области в сфере молодежной политики, физкультуры и спорта, социальной защиты, образования, труда и занятости, здравоохранения;

- органы местного самоуправления;

- учреждения социальной сферы (по согласованию);

- общественные организации (по согласованию);

- организации промышленного сектора и бизнес-сообщество (по согласованию);

- федеральные и региональные средства массовой информации (по согласованию).

 

6.  Цели, задачи и принципы развития молодежного

волонтерства (добровольчества) в Белгородской области

 

Целью развития молодежного волонтерства (добровольчества) в Белгородской области является создание условий для реализации прав молодых граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения области с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности.

Развитие молодежного волонтерства (добровольчества) требует решения следующих задач:

- совершенствование законодательства Белгородской области и формирование целостной нормативной правовой системы, регулирующей добровольческую деятельность, партнерские отношения между органами государственной власти области, работодателями, организациями, заинтересованными в привлечении волонтеров, и волонтерскими (добровольческими) организациями в процессе реализации общих социальных и экономических задач;

- развитие инфраструктуры поддержки волонтерства на областном и муниципальном уровнях;

- совершенствование взаимодействия между различными субъектами отношений в области развития волонтерства;

- создание системы мотивации, поддержки, развития и поощрения молодежного волонтерства (добровольчества);

- создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества, что предусматривает бюджетное финансирование (прогнозно), привлечение внебюджетных источников (прогнозно), пожертвований (прогнозно) граждан и организаций, других источников (прогнозно), не противоречащих законодательству, позволяющих стабильно обеспечивать покрытие минимально необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы развития и поддержки добровольческих инициатив;

- содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях создания позитивного имиджа добровольцев.

Основными принципами волонтерства (добровольчества) являются:

- безвозмездность, добровольность, равноправие и законность деятельности волонтеров (добровольцев);

- свобода в определении целей, форм, видов и методов в выборе волонтерской (добровольческой) деятельности;

- гласность и общедоступность информации о волонтерской (добровольческой) деятельности;

- гуманность, соблюдение прав и свобод человека при осуществлении волонтерской (добровольческой) деятельности;

- равенство всех, независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности;

- солидарность, добросовестность и сотрудничество участников волонтерской (добровольческой) деятельности;

- безопасность для своей жизни и жизни окружающих;

- равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество в этой сфере.

 

 

 

7.       Основные формы и направления

волонтерской (добровольческой) деятельности

 

Направления добровольческой деятельности многообразны:

- волонтерство Победы – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Импульсом для становления и развития данного направления стало создание в год юбилея Победы Всероссийского волонтерского корпуса       70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, координацию деятельности которого осуществляет Росмолодежь и Роспатриотцентр. Основными направлениями работы Волонтерского корпуса стали: благоустройство памятных мест и воинских захоронений, социальное сопровождение ветеранов, участие в организации Всероссийских акций и праздничных мероприятий, посвященных 70-летию Победы, в том числе парадов Победы в городах России;

- социальное волонтерство - это добровольческая деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения: инвалиды, воспитанники детских домов, пожилые одинокие люди, нуждающиеся во внимании и постоянном уходе, терминальные больные и т.д.;

- медицинское волонтерство - это добровольческая деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном и реабилитационном. Существует 4 основных направления медицинского волонтерства: добровольчество в лечебно-профилактических учреждениях, добровольчество в рамках медицинского сопровождения массовых и спортивных мероприятий, добровольческая санитарно-профилактическая работа, добровольчество в донорской службе;

- событийное волонтерство – это добровольческая деятельность на мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней. Оно подразумевает привлечение волонтеров к организации и проведению событий спортивного, образовательного, социокультурного характера с целью их дальнейшей интеграции в смежные направления добровольчества, а также формирования гражданской культуры;

- досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

- инклюзивное волонтерство – совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества. Инклюзивное добровольчество является профильным механизмом массовой социальной реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, получения ими конкретных знаний и навыков для последующего полноценного включения в социально-экономическую жизнь общества;

- культурное волонтерство – это добровольческая деятельность в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д. Основные задачи культурного волонтерства состоят в сохранении и продвижении культурного достояния, создании новой атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формировании культурной идентичности, популяризации культурной сферы среди молодежи и сохранении исторической памяти;

- волонтерство в чрезвычайных ситуациях (далее – волонтерство в ЧС) – это добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения. Основная задача развития добровольчества в ЧС – это организовать обучение и практическую подготовку добровольцев для квалифицированного и оперативного содействия профессиональным спасателям при ликвидации ЧС;

- волонтерство в образовательных организациях – это добровольческая деятельность, осуществляемая учащимися и сотрудниками школ, ссузов, вузов и других образовательных учреждений;

- экологическое волонтерство – добровольческая деятельность по улучшению и поддержанию состояния окружающей среды (уборка парков, лесов, берегов водохранилищ; сбор и помощь в утилизации макулатуры, пластика, батареек; проведение субботников; благоустройство дворов и улиц; помощь бездомным животным и др.);

- экскурсионная деятельность – добровольческая деятельность по проведению экскурсионных и туристических маршрутов.

Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций.

Наиболее предпочтительными для молодежи являются такие формы волонтерской (добровольческой) деятельности как событийное и культурное волонтерство (добровольчество), волонтерство Победы, инклюзивное волонтерство.

Помимо направлений волонтерская (добровольческая) деятельность имеет разные формы:

- разовые мероприятия и акции, проекты, целевые программы, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря, благотворительные сезоны;

- постоянная работа (например, выполнение функции сиделки или распространителя информации о достопримечательностях города).

 

 

 

8.  Основные направления развития молодежного волонтерства (добровольчества) в Белгородской области

 

В целях достижения поставленных задач развитие молодежного волонтерства (добровольчества) в Белгородской области планируется осуществлять по следующим направлениям:

8.1. Совершенствование законодательства Белгородской области в сфере добровольчества (волонтерства).

Расширение правовой базы по поддержке и развитию волонтерства (добровольчества) является необходимым условием развития гражданской активности молодежи Белгородской области и эффективного взаимодействия государственных и негосударственных организаций.

Управление молодежной политики Белгородской области обеспечивает разработку проектов нормативных правовых актов области по поддержке и развитию волонтерского (добровольческого) движения, организует работу по заключению соглашений о сотрудничестве с другими органами исполнительной власти области и организациями.

На основании соглашений во всех заинтересованных организациях по согласованию принимаются локальные нормативные правовые акты по поддержке и развитию волонтерского (добровольческого) движения.

8.2. Развитие инфраструктуры поддержки молодежного волонтерства (добровольчества) в Белгородской области.

Инфраструктура поддержки включает в себя нормативно-правовую базу, институты поддержки, формы поддержки, мероприятия, коммуникативные площадки (Центры молодежных инициатив муниципальных образований области).

Формирование инфраструктуры поддержки молодежного волонтерства в Белгородской области осуществляется в рамках разработки и реализации областных, муниципальных программ развития и основывается на следующих принципах:

- доступность участия и равенство молодых граждан в процессе развития социального добровольчества (информационное, организационное, территориальное);

- гарантированное участие молодежи в добровольческой деятельности в социальной сфере без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения;

- ответственность за организацию квалифицированного управления и обеспечение надлежащих условий для добровольной работы молодежи.

Уполномоченными органами по регистрации и учету молодых граждан, принимающих (изъявивших желание принять) участие в волонтерской (добровольческой) деятельности на территории Белгородской области, являются управление молодежной политики Белгородской области (далее - региональный оператор) и областное государственное бюджетное учреждение «Центр молодежных инициатив» (далее - региональный ресурсный центр развития волонтерства (добровольчества).

Региональный оператор:

- формирует информационную, научно-методическую и нормативно-правовую базу развития добровольной социальной деятельности;

- содействует подготовке кадров для организации и развития волонтерства, вовлечению, поддержке и стимулированию представителей всех категорий молодежи для участия в общественно полезной деятельности;

- разрабатывает механизм поддержки, обеспечивающий создание инфраструктуры развития волонтерства и ее функционирование, подготавливает и размещает в средствах массовой информации, а также анализирует и направляет в Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) отчеты по организации волонтерской (добровольческой) деятельности в Белгородской области.

Региональный ресурсный центр развития волонтерства (добровольчества) обеспечивает работу в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества, прежде всего:

- информирует молодежь (граждан в возрасте от 14 лет), проживающую на территории Белгородской области, о возможностях осуществления волонтерской (добровольческой) деятельности, а также о возможности получения личной книжки волонтера;

- проводит разъяснительную работу среди потенциальных работодателей (по согласованию) о порядке заполнения личной книжки волонтера;

- тиражирует и выдает обратившимся молодым людям личные книжки волонтера;

- ведет областную базу волонтерских (добровольческих) организаций региона;

- организует и проводит подготовку кадров для организации волонтерской (добровольческой) деятельности, предоставление добровольцев (по согласованию) для реализации социально значимых проектов, акций, оказания адресной помощи.

8.3. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами отношений в области развития волонтерства.

Важным фактором для развития волонтерства (добровольчества) является межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти Белгородской области в таких сферах, как социальная защита населения, молодежная политика, образование, культура, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение. Необходимо государственное стимулирование процесса разработки и реализации совместных добровольческих программ государственными и негосударственными организациями, создания механизма информационного взаимодействия субъектов правоотношений в области развития волонтерства.

Необходимо создание системы, в которой:

- органы исполнительной власти области в сфере молодежной политики, физкультуры и спорта, социальной защиты, образования, труда и занятости разрабатывают нормативные правовые акты, программы развития молодежного волонтерства и предусматривают при формировании областного бюджета средства на развитие волонтерского движения на территории Белгородской области;

- учреждения социальной сферы и общественные организации по согласованию проводят работу по популяризации и развитию волонтерского движения, активно привлекают волонтеров к своей деятельности;

- предприятия промышленного сектора и бизнес-сообщество по согласованию привлекают волонтеров к решению задач, которые реализуются волонтерами на безвозмездной основе, направляют региональному оператору предложения в региональную базу видов волонтерской деятельности, которые востребованы на предприятии, а при приеме на работу молодых специалистов учитывают записи в личной книжке волонтера.

При этом предприятия, учреждения и организации в случае привлечения волонтеров по согласованию принимают на себя следующие обязательства:

- создавать условия для безопасной и эффективной добровольческой деятельности;

- давать четкое описание деятельности волонтера и создать условия для организации этой деятельности;

- назначать от лица руководителя организации ответственного за решение возникающих у волонтера вопросов в связи с выполняемой деятельностью - координатора волонтера;

- предоставлять условия для волонтерской деятельности в соответствии с установленными требованиями и нормами, провести инструктаж по технике безопасности;

- вносить в личную книжку волонтера сведения о выполняемых видах деятельности, временных затратах (в часах), поощрениях и дополнительной подготовке волонтеров (добровольцев) и заверять подписью ответственного лица и печатью организации.

8.4. Создание системы мотивации, поддержки развития и поощрения молодежного добровольчества (волонтерства).

Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

- реализация личностного потенциала;

- общественное признание, чувство социальной значимости;

- профессиональное ориентирование;

- приобретение полезных социальных и практических навыков;

- возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;

- приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;

- выполнение общественного долга;

- организация свободного времени.

В целях мотивации, поддержки развития и поощрения молодежного волонтерства (добровольчества) возможна реализация различных форм неденежного стимулирования граждан. Формами неденежного стимулирования граждан являются:

- образовательное стимулирование - предоставление волонтерам возможности участия в образовательных программах, школах актива, семинарах на бесплатной или льготной основе, приобретения опыта работы по различным направлениям деятельности;

- просветительское стимулирование – предоставление волонтерам возможности участия в региональных, межрегиональных, всероссийских форумах, слетах;

- стимулирование через социальное признание - наполнение личного портфолио волонтера за счет благодарственных писем, грамот, дипломов, сертификатов для дальнейшей профессиональной и иной деятельности (получение награды «Доброволец Белгородчины», торжественное вручение личных книжек волонтера, популяризация волонтерской деятельности через средства массовой информации);

- досуговое (нематериальное) стимулирование волонтеров предполагает предоставление волонтерам возможностей организации досуга в различных сферах.

Формы поддержки добровольческой деятельности:

- повышение статуса добровольцев через постоянное общение с ними руководителей органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления (по согласованию);

- областные, муниципальные программы индивидуального стимулирования добровольчества;

- поддержка проектов добровольческих организаций и объединений в рамках областных, муниципальных целевых программ;

- содействие формированию, функционированию и развитию инфраструктуры добровольчества;

- учет участия в добровольческой деятельности при поступлении в образовательные учреждения и при приеме на работу.

8.5. Содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества.

В целях позитивного освещения в средствах массовой информации волонтерского движения области необходимо:

- выявлять и освещать лучшие практики волонтерской деятельности в средствах массовой информации;

- содействовать распространению лучшего практического опыта организации молодежного волонтерства и стимулировать повышение качества организации молодежной добровольной работы посредством освещения добровольческих конкурсов в средствах массовой информации;

- поддерживать массовые молодежные добровольческие акции, направленные на социально полезную деятельность.

Институтами информационной поддержки добровольчества являются:

- субъекты, включенные в процесс развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи;

- социальная сеть добровольчества;

- ресурсы сети Интернет других организаций, заинтересованных в развитии добровольчества в Белгородской области;

- средства массовой информации;

- другие организации и информационные площадки.

Формами информационной поддержки добровольчества являются:

- проведение публичных мероприятий;

- подготовка и размещение в средствах массовой информации информационных материалов;

- создание иных информационных поводов.

 

9.  Механизмы и условия реализации Концепции

 

В основе реализации Концепции лежит принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенциал общественных объединений и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления области по согласованию с ними.

Механизмами реализации Концепции являются:

- принятие нормативных правовых актов области, направленных на создание системы поддержки добровольчества в Белгородской области;

- разработка и утверждение планов мероприятий по реализации Концепции на соответствующие годы;

- проведение мониторинга процесса создания и деятельности инфраструктуры поддержки добровольчества;

- создание системы способов передачи полученных знаний и опыта между организациями и специалистами.

Условием реализации Концепции является наличие ресурсного обеспечения, включающего:

- финансовые ресурсы, предусматриваемые в областном бюджете;

- кадровые ресурсы, предусматривающие подготовку кадров для организации волонтерской деятельности;

- информационно-методические ресурсы, включающие сбор, классификацию и распространение информационных и методических материалов и технологий, формирование и подготовку групп специалистов-координаторов, консультантов, лекторов и тренеров в области добровольчества.

 

10.           Заключительные положения

 

Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:

- формирование целостной областной системы поддержки добровольчества;

- расширение спектра и объема социальной помощи и социальных услуг, предоставляемых населению области, повышение их качества;

- повышение эффективности социальных программ и деятельности организаций социальной сферы;

- повышение уровня общественной активности населения области, вовлеченности граждан в решение социальных задач;

- активизация молодежи посредством вовлечения в общественную и профессиональную занятость в социальной и общественно полезной сфере на основе добровольчества;

- совершенствование деятельности некоммерческих организаций и форм их взаимодействия с органами исполнительной власти области в интересах социально-экономического развития и укрепления гражданского общества.

В перспективе реализация Концепции будет способствовать:

- созданию возможностей для поэтапного увеличения притока добровольческих ресурсов;

- воспитанию молодежи в духе гражданственности и заботы;

- формированию позитивного общественного мнения по отношению к социальной политике в Белгородской области;

- снижению потребительского настроя граждан и социальной напряженности в обществе, повышению качества жизни, а также культурного уровня населения;

- снижению затрат при расширении спектра и объема оказываемых социальных услуг и увеличению категорий и численности граждан, получающих эти услуги.

 

 

Заместитель начальника

департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области – начальник управления молодежной политики области

 

 

 

 

А.Чесноков

 

 

 


Информация по документу
Читайте также