Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 11.07.2014 № 591-ПП

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2014 г. N 591-ПП

 

О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 349-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 06.11.2015 № 1025-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2016 № 297-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 19.01.2017 № 14-пп)

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и в целях реализации Указа Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить Программу модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству экономики Свердловской области (Д.Ю. Ноженко) и исполнительным органам государственной власти Свердловской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организовать выполнение Программы. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 06.11.2015 № 1025-пп)

3.  (Утратил силу - Постановление Правительства Свердловской области от 06.11.2015 № 1025-пп)

4. Управляющим управленческими округами Свердловской области:

1) взять под личный контроль вопросы мониторинга реализации Программы;

2) организовать представление в Министерство экономики Свердловской области информации о достижении целевых показателей по количеству модернизируемых и создаваемых рабочих мест в муниципальных образованиях, расположенных на территории соответствующего управленческого округа Свердловской области, один раз в полугодие, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

5. (Утратил силу - Постановление Правительства Свердловской области от 06.11.2015 № 1025-пп)

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.Г. Высокинского . (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 19.01.2017 № 14-пп)

7. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Председатель Правительства

Свердловской области

Д.В.ПАСЛЕР

 

 

 

 

 

К Постановлению

Правительства Свердловской области

от 11 июля 2014 г. N 591-ПП

 

ПРОГРАММА

МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ТЕРРИТОРИИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 № 349-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 06.11.2015 № 1025-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2016 № 297-пп)

 

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 

Основания для разработки Программы модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года (далее - Программа)

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р;

План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 619-р;

План мероприятий по реализации на территории Свердловской области Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 09.07.2012 N 770-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории Свердловской области Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года";

Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренная Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия-2020);

Стратегия инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 22.05.2013 N 646-ПП "Об утверждении Стратегии инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года";

Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, утвержденная Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы"

Разработчики Программы

Министерство экономики Свердловской области

Основные исполнители Программы

исполнительные органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организации и индивидуальные предприниматели (юридические и физические лица)

Срок реализации Программы

2020 год

Цель Программы

обеспечение функционирования в экономике Свердловской области к 2020 году 700 тыс. модернизированных и новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях и организациях

Основные задачи Программы

1) увеличение объема инвестиций;

2) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики;

3) рост производительности труда;

4) рост заработной платы;

5) увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест и высококвалифицированных работников

Целевые показатели Программы

1) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов валового регионального продукта (далее - ВРП) к 2015 году, до 27 процентов ВРП к 2018 году;

2) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП к 2018 году в 1,3 раза к уровню 2011 года;

3) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза к уровню 2011 года;

4) увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза к уровню 2011 года;

5) увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников до 33,4 процента;

6) модернизация и создание новых рабочих мест - 700 тыс. единиц в период 2012 - 2020 годов

Финансирование Программы

финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет собственных и заемных средств организаций и индивидуальных предпринимателей Свердловской области, собственных средств частных инвесторов, планирующих вложения в материальные и нематериальные активы на территории Свердловской области, бюджета Свердловской области, федерального бюджета


 

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

 

Высокопроизводительные рабочие места - это все замещенные рабочие места предприятия (организации), на которых среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

Замещенные рабочие места для организации (предприятия) - это работники списочного состава, внешние совместители и работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; для индивидуальных предпринимателей - это занятые в бизнесе (сам индивидуальный предприниматель, партнеры, помогающие члены семьи, наемные работники).

В качестве критерия отбора организаций (предприятий), имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации. Пороговое значение определяется согласно Приказу Федеральной службы государственной статистики от 14.11.2013 N 449 "Об утверждении методик расчета показателей "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации" (далее - Приказ от 14.11.2013 N 449).

Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли - это виды экономической деятельности (производственные и услуги), характеризующиеся высоким уровнем технологического развития. В качестве критерия отнесения отрасли к числу высокотехнологичных используется отношение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки к валовой добавленной стоимости. Критерием отнесения отрасли к числу наукоемких служит доля лиц с высоким уровнем профессионального образования в численности. Состав высокотехнологичных, среднетехнологичных высокого уровня и наукоемких видов экономической деятельности приведен в приложении N 1 к Приказу от 14.11.2013 N 449.

Квалифицированные работники - это работники, включенные в первые 8 групп занятий Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ 010-93), утвержденный Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.1993 N 298 "Общероссийский классификатор занятий" (далее - Общероссийский классификатор занятий), согласно Приказу Федеральной службы государственной статистики 21.02.2013 N 70 "Об утверждении методик расчета показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности".

Высококвалифицированные работники - это работники из первой, второй и третьей групп Общероссийского классификатора занятий, которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее профессиональное образование, а также работники из седьмой группы Общероссийского классификатора занятий, которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее или среднее профессиональное образование.

 

Раздел 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВАЖНЕЙШИХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2000 - 2012 ГОДЫ

 

Глава 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

БАЗОВЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

 

За период с 2000 по 2012 год произошел ряд структурных изменений в территориальном развитии Свердловской области. Наблюдалось усиление функций третичного сектора экономики центра области - Екатеринбургской агломерации на базе концентрации здесь торговых организаций и финансовых (инвестиционных) возможностей. Одновременно происходило вытеснение промышленного производства из центра в Горнозаводской, Западный и Южный управленческие округа Свердловской области. Ускоренное развитие пригородного сельского хозяйства в Западном управленческом округе Свердловской области и Екатеринбургской агломерации привело к более равномерному распределению продукции сельскохозяйственных предприятий между территориями Свердловской области: Западным, Восточным и Южным управленческими округами Свердловской области и Екатеринбургской агломерацией.

За период с 2000 по 2012 год в общей численности занятых по области сократилась доля Северного и Западного управленческих округов Свердловской области, а также территорий вне округов. Доля Горнозаводского и Южного управленческих округов Свердловской области в структуре занятых области увеличилась. При этом демографическая ситуация в Свердловской области в целом характеризуется сокращением численности населения, в том числе и в округах, доля численности населения в которых возросла.

Территории вне управленческих округов Свердловской области, в первую очередь административный центр Екатеринбург, а также Южного управленческого Свердловской области концентрируют инвестиционные потоки. Именно в этих округах ожидается существенный экономический рост в среднесрочной перспективе. В период 2000 - 2007 годов резко возросла доля Западного управленческого округа Свердловской области в общеобластных инвестициях, что было связано с масштабной модернизацией и реконструкцией металлургических предприятий округа. Уже к 2012 году доля Западного управленческого округа Свердловской области в промышленности области увеличилась в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2000 года. При этом производительность труда в промышленности Западного управленческого округа Свердловской области, по данным муниципальной статистики, остается самой высокой в области - 5,2 млн. рублей на человека. Также вслед за ростом доли инвестиций в территориях вне управленческих округов Свердловской области к 2012 году увеличилась их доля в областном объеме промышленного производства. Производительность труда в промышленности этих территорий также выше среднеобластного значения (3,5 млн. рублей против 3,1 млн. рублей). Таким образом, в Западном управленческом округе Свердловской области и территориях вне округов сконцентрирован 51 процент промышленного производства Свердловской области.

Переток сельскохозяйственного производства произошел в Западный и особенно в Южный управленческие округа Свердловской области, доля этих территорий в сельском хозяйстве Свердловской области увеличилась с 36 процентов в 2000 году до 46 процентов в 2012 году. Производительность труда сельского хозяйства в Южном управленческом округе Свердловской области - самая высокая среди округов - 1,6 млн. рублей на человека. Традиционно аграрная территория области - Восточный управленческий округ Свердловской области - в силу недостаточной эффективности сельскохозяйственных предприятий и хозяйств (производительность 0,3 млн. рублей на человека) с 2000 года постепенно теряет свою роль в сельскохозяйственном комплексе области. Так, если в 2000 году на долю округа приходилась почти треть производимой сельскохозяйственной продукции области, то уже в 2012 году - менее четверти.

Сфера услуг, в том числе и торговля, естественным образом концентрируется в Екатеринбурге, при этом ее доля со временем только возрастает. Также существенно возросла доля Горнозаводского управленческого округа Свердловской области в общеобластном объеме торгового оборота. Если суммарно на эти две территории в 2000 году приходилось 74 процента оборота торговли, то уже в 2012 году эта доля увеличилась до 84 процентов. Это объясняется также и высокой производительностью в торговле. По данным муниципальной статистики, производительность труда составила 9,7 млн. рублей на человека в Горнозаводском управленческом округе Свердловской области и 5,3 млн. рублей на человека в территориях вне управленческих округов Свердловской области.

Таким образом, тренды размещения важнейших секторов экономики Свердловской области - промышленности, торговли, сельского хозяйства - следуют за трендами перетока инвестиционных ресурсов, которые в свою очередь устремляются в наиболее привлекательные территории. В Свердловской области наиболее привлекательной территорией является Екатеринбургская агломерация, где локализовано 52 процента инвестиций области, что приводит к перемещению промышленного (в первую очередь наукоемкого) производства и торговли. "Точками роста" за 10-летний период стали Западный и Южный управленческие округа Свердловской области. В Западном управленческом округе Свердловской области вслед за притоком инвестиций резко возрос промышленный потенциал, а в Южный управленческий округ Свердловской области произошел переток сельскохозяйственного производства из традиционно аграрного Восточного управленческого округа Свердловской области. Также анализ показал, что финансовые потоки устремляются в экономически эффективные территории, тем самым еще больше увеличивая производительность труда в базовых секторах экономики.

 

Глава 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ В 2007 - 2012 ГОДАХ

 

За период 2007 - 2012 годов темп роста производительности труда в целом по Свердловской области составил 117,4 процента при среднегодовом росте 103,3 процента. Наиболее высокими темпами росла производительность труда в секторе добычи полезных ископаемых (131,3 процента за период 2007 - 2012 годов), обрабатывающих производствах (121,6 процента) и строительстве (114,3 процента). Если в строительстве основным фактором роста производительности труда являлось увеличение оборота организаций за данный период, то в базовых секторах промышленности (добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства) рост производительности в большей степени обусловлен снижением численности работающих на 27 и 20 процентов соответственно.

Среди обрабатывающих производств наибольший темп роста производительности труда наблюдался в производстве транспортных средств и оборудования (174,7 процента за период 2007 - 2012 годов), производстве химической продукции (144,5 процента) и металлургии (126,3 процента). Высокие приросты производительности в данных секторах промышленности обусловлены значительными объемами инвестиций и увеличением объема отгруженной продукции.

Производительность труда по Свердловской области, рассчитанная по обороту организаций, в 2012 году составляла чуть более 2 млн. рублей на одного работающего. Наиболее производительным сектором экономики региона была и остается торговля - 5,3 млн. рублей и сектор по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 4 млн. рублей. В высокотехнологичном секторе обрабатывающих производств производительность труда по обороту составляла в 2012 году чуть более 3 млн. рублей на человека.

Экономика Свердловской области была и продолжает оставаться "экономикой индустриального типа", в которой существенная часть добавленной стоимости создается в промышленном производстве. Во многом экономический рост Свердловской области определяется именно ростом промышленного производства - около 40 процентов ВРП производится на промышленных предприятиях. Анализ производительности труда по трем секторам промышленности показывает, что наиболее эффективным сектором является сектор по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, несмотря на то, что на его долю приходится 4,6 процента в численности занятых и 12,7 процента в объеме оборота организаций, производительность труда на одного работающего составляет 4 млн. рублей. Достаточно эффективным является обрабатывающий сектор, на долю которого приходится 87,6 процента численности работающих и 81,5 процента объема отгрузки промышленной продукции, выработка на одного работающего составляет 3 млн. рублей.

В структуре промышленности доминируют металлургический и машиностроительный комплексы. Суммарно на две крупнейшие отрасли приходится 55 процентов численности работающих в промышленности, в то время как в объеме промышленной продукции эти отрасли занимают 62,3 процента, что свидетельствует о достаточно высокой производительности труда в базовых отраслях промышленности Свердловской области. Однако производительность труда в металлургии существенно выше производительности труда в машиностроении.

Самой эффективной отраслью является металлургия - выработка на одного работающего составляет 5,3 млн. рублей в год. Следующим по эффективности выступает химическое производство - выработка на одного работающего находится на уровне 2,9 млн. рублей. В машиностроительном комплексе производительность труда в среднем составляет 1,2 млн. рублей. Выработку в диапазоне от 1 до 2 млн. рублей имеют предприятия по производству резинотехнических и пластмассовых изделий, неметаллических минеральных продуктов, электрооборудования, изделий из дерева и целлюлозно-бумажной продукции, транспортных средств и иные производства. Наименее эффективными (выработка на одного работающего менее 1 млн. рублей) являются предприятия потребительского сектора.

В целом по экономике Свердловской области производительность труда на малых предприятиях в 1,6 раза выше, чем на предприятиях крупного бизнеса, особенно данный эффект наблюдается в торговле и строительстве. Вместе с тем в материальном секторе естественным образом работает эффект масштаба, позволяющий иметь производительность труда в крупном бизнесе в 3 раза выше, чем на малых предприятиях.

Анализ эффективности размещения объектов нового строительства и модернизации в разрезе территорий Свердловской области в базовом 2011 году показывает, что наиболее эффективными территориями Свердловской области являются территории вне управленческих округов Свердловской области (в первую очередь город Екатеринбург) и Западный управленческий округ Свердловской области - производительность труда в этих территориях выше, чем в среднем по Свердловской области, - 2,3 млн. рублей и 2,7 млн. рублей на человека соответственно. Наименее производительной является экономика Восточного управленческого округа Свердловской области - 474 тыс. рублей на человека.

Несмотря на то, что сельское и лесное хозяйство не является высокопроизводительным в целом по Свердловской области, тем не менее повышенные значения производительности труда отмечаются в Южном управленческом округе Свердловской области. Наиболее эффективные муниципальные образования - городской округ Богданович и Белоярский городской округ. Сельское хозяйство Восточного управленческого округа Свердловской области, где отрасль традиционно локализована (40 процентов численности занятых в сельском хозяйстве), имеет самые низкие показатели производительности труда. Среди эффективных муниципальных образований Восточного управленческого округа Свердловской области - Артемовский городской округ и Талицкий городской округ, Ирбитское муниципальное образование. В оставшихся округах и территориях вне управленческих округов сельское хозяйство в целом представлено слабо, однако имеются муниципальные образования, где отмечается высокая производительность труда: Западный управленческий округ Свердловской области - городской округ Полевской, городской округ Первоуральск; Горнозаводской управленческий округ Свердловской области - Горноуральский городской округ; вне округов - муниципальное образование "город Екатеринбург", Березовский городской округ и Сысертский городской округ.

Добыча полезных ископаемых сосредоточена в Северном управленческом округе Свердловской области (60 процентов численности занятых в отрасли) и является достаточно производительной - 3,8 млн. рублей на человека, что выше среднего значения по отрасли. Достаточно производительной добыча полезных ископаемых является в Южном управленческом округе Свердловской области - около 5 млн. рублей на человека при доле занятых всего в 7 процентов.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды локализованы преимущественно в территориях, не входящих в управленческие округа Свердловской области (Екатеринбург), - 33 процента занятых в отрасли. Следующим по доле численности занятых в отрасли следует Горнозаводской управленческий округ Свердловской области - 19 процентов, далее по 13 процентов в Северном, Западном и Южном управленческих округах Свердловской области. При этом ситуация по производительности труда существенно отличается от структуры численности занятых. Производительность труда в Горнозаводском, Северном и Западном управленческих округах Свердловской области составляет соответственно 1,9 млн. рублей, 1,8 млн. рублей и 2,0 млн. рублей, что в 2 раза ниже, чем в среднем по отрасли. Вместе с тем на территориях данных округов имеются муниципальные образования с высокой производительностью данного сектора: Горнозаводской управленческий округ Свердловской области - город Нижний Тагил, городской округ Верхний Тагил; Северный управленческий округ Свердловской области - городской округ Качканар, городской округ Краснотурьинск, Серовский городской округ, Нижнетуринский городской округ; Западный управленческий округ Свердловской области - городской округ Среднеуральск. Высокоэффективная занятость в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды представлена в городе Екатеринбурге - 8,7 млн. рублей на человека и Южном управленческом округе Свердловской области - 4,9 млн. рублей на человека.

Основная доля численности занятых в строительстве естественным образом сконцентрирована в территориях, не входящих в управленческие округа Свердловской области (Екатеринбург), - 56 процентов численности занятых в отрасли с производительностью 3 млн. рублей на человека. Неэффективная занятость работающих в строительстве отмечается в Северном и Горнозаводском управленческих округах Свердловской области. Однако в данных округах относительно производительными являются: Северный управленческий округ Свердловской области - городской округ Краснотурьинск, Серовский городской округ; Горнозаводской управленческий округ Свердловской области - город Нижний Тагил.

Сектор торговли является высокопроизводительным, однако локализация его эффективности существенным образом отличается по территориям Свердловской области. В Екатеринбурге и других территориях вне округов сосредоточено 68 процентов численности населения, занятого в торговле, при этом производительность труда составляет 5,3 млн. рублей. Самая низкая производительность труда в сфере торговли - в Северном и Восточном управленческих округах Свердловской области - 2,5 млн. рублей и 2,8 млн. рублей соответственно (доля занятых в торговле, приходящаяся на эти два округа, - 6 процентов). При этом в этих округах выделяются следующие высокопроизводительные муниципальные образования: Северный управленческий округ Свердловской области - городской округ Краснотурьинск, Серовский городской округ, городской округ Красноуральск; Восточный управленческий округ Свердловской области - Муниципальное образование город Ирбит, Артемовский городской округ и Камышловский городской округ. На Западный и Южный управленческие округа Свердловской области приходится 18 процентов численности торговых организаций, производительность труда у них примерно одинаковая - 3,3 млн. рублей. Наивысшая производительность труда в торговле отмечается в Горнозаводском управленческом округе Свердловской области - при доле численности занятых в 9 процентов производительность труда в торговле составляет 9,7 млн. рублей, что в 2 раза выше, чем в среднем по отрасли. При этом значительно выделяются город Нижний Тагил и Невьянский городской округ, в которых производительность труда в торговле выше, чем в городе Екатеринбурге.

Предприятия транспорта и связи имеют широко разветвленную по территории области структуру подразделений. Данный факт приводит к тому, что при распределенности численности занятых по округам Свердловской области оборот этих организаций концентрируется в городе Екатеринбурге. В результате производительность труда в отрасли транспорта и связи в территориях крайне низкая, хотя во всех округах занято 47 процентов численности отрасли. В городе Екатеринбурге 53 процента численности занятых в отрасли и, учитывая локализацию доходов, производительность составляет 2,4 млн. рублей.

Обрабатывающие производства локализованы в Горнозаводском управленческом округе и территориях, не входящих в управленческие округа Свердловской области (прежде всего в городе Екатеринбурге). Доли занятых в отрасли, приходящиеся на эти территории, составляют 27 и 26 процентов соответственно (суммарно 53 процента численности занятых в обрабатывающих производствах). Однако уровень производительности труда в данных территориях оказывается ниже, чем среднеотраслевое значение - 2,5 млн. рублей на человека в Горнозаводском управленческом округе Свердловской области и 2,6 млн. рублей в территориях вне округов. При этом города Нижний Тагил и Екатеринбург имеют достаточно высокую производительность труда - 4 млн. рублей и 3 млн. рублей соответственно. Наиболее высокопроизводительным управленческим округом Свердловской области по обрабатывающим производствам является Западный - производительность труда в 2011 году составила 5,8 млн. рублей на человека, что в 2 раза выше среднеотраслевого значения. Наиболее производительным по обрабатывающим производствам муниципальным образованием в Западном управленческом округе Свердловской области является городской округ Верхняя Пышма - производительность труда более 20 млн. рублей на человека. Высокая производительность труда в Западном управленческом округе Свердловской области обусловлена наличием крупнейших металлургических производств.

Дополнительной характеристикой является среднемесячная заработная плата. Одним из самых высокооплачиваемых рабочих мест является рабочее место в городе Екатеринбурге независимо от отрасли (исключение составляет добыча полезных ископаемых). Заработная плата в городе Екатеринбурге на 30 процентов выше, чем в среднем по области. В традиционно сельскохозяйственном регионе области - Восточном управленческом округе Свердловской области - заработная плата ниже среднеотраслевого значения на 25 процентов. Самая высокая заработная плата работников, занятых сельским и лесным хозяйством, - в Южном управленческом округе Свердловской области и территориях вне округов. Добывающим округом в Свердловской области является Северный управленческий округ Свердловской области, где заработная плата на 20 процентов выше, чем среднеотраслевая. При этом во всех остальных территориях заработная плата занятых добычей полезных ископаемых меньше отраслевого значения (минимальная - в Восточном управленческом округе Свердловской области). Высокая заработная плата в секторе обрабатывающих производств зафиксирована в Горнозаводском и Западном управленческих округах Свердловской области, а также в территориях, не входящих в округа (в первую очередь город Екатеринбург). Повышенный уровень заработной платы в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды отмечен в Южном управленческом округе Свердловской области и городе Екатеринбурге. Во всех остальных секторах, включая социальную сферу, заработная плата в территориях ниже, чем в городе Екатеринбурге и в среднем по области.

Таким образом, значительная часть территории Свердловской области является территорией ограниченного развития - это большая часть Восточного управленческого округа Свердловской области, незначительная часть Западного и Северного управленческих округов Свердловской области. С точки зрения пространственного размещения производительные силы области фактически полностью (более 90 процентов) сосредоточены на нескольких ключевых территориях региона. Более того, данные территории обеспечивают фактически весь совокупный финансовый результат, а также осуществляют более 95 процентов инвестиционных вложений в основной капитал предприятий Свердловской области. Размещение объектов нового строительства и модернизации на период до 2020 года должно учитывать как сложившиеся тенденции, так и экономическую эффективность размещения (в первую очередь производительность труда) и объем накопленных инвестиций за предшествующий период.

 

Раздел 3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Цель Программы - обеспечение функционирования в экономике Свердловской области к 2020 году 700 тыс. модернизированных и новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях и организациях, в том числе:

в промышленности (без учета Общероссийского классификатора видов экономической деятельности DA, DI, E) (далее - ОКВЭД) - 229 тыс. мест;

в агропромышленном комплексе - 10,4 тыс. мест;

в лесном хозяйстве, лесозаготовках и предоставлении услуг в этой области - 3,0 тыс. мест;

в торговле и услугах - 75,8 тыс. мест;

в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, включая предоставление коммунальных услуг, - 58,5 тыс. мест;

в строительном комплексе - 63,5 тыс. мест;

на транспорте, включая транспортно-логистический комплекс, связь и информационные технологии, - 100,6 тыс. мест;

в финансовом секторе - 3,1 тыс. мест;

в секторе научных исследований и разработок - 10,0 тыс. мест;

в социальной сфере - 146,1 тыс. мест, из них в образовании - 68,2 тыс. мест, в здравоохранении - 64,2 тыс. мест, в культуре и искусстве - 5,5 тыс. мест, в физической культуре и спорте - 2,2 тыс. мест, в социальных услугах - 6 тыс. мест.

Основными задачами Программы являются:

1) рост производительности труда - увеличение производительности труда к 2018 году не менее чем в 1,5 раза к уровню 2011 года;

2) рост объемов инвестиций - увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов валового регионального продукта к 2015 году и до 27 процентов к 2018 году;

3) рост доли высокотехнологичного сектора - увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте к 2018 году в 1,3 раза к уровню 2011 года;

4) рост доли высококвалифицированных кадров - увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников до 33,4 процента;

5) рост заработной платы в целом по экономике:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

рост заработной платы работников социальной сферы:

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в Свердловской области;

доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в Свердловской области;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в Свердловской области;

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), до 100 процентов от средней заработной платы в Свердловской области;

повышение средней заработной платы работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, до 200 процентов от средней заработной платы в Свердловской области.

Рисками реализации Программы являются:

1) минерально-сырьевая база. Современное состояние минерально-сырьевой базы металлургического комплекса области по всем видам полезных ископаемых (кроме титаномагнетитовых руд и флюсовых известняков) является неудовлетворительным и не обеспечивает предполагаемое развитие металлургических предприятий без завоза минерального сырья извне. Особенно острым является дефицит хромовых и марганцевых руд. Дефицитными являются также медные руды, сырье для производства твердых сплавов и в первую очередь вольфрама. Кроме того, некоторые виды металлургического сырья, месторождения которых имеются на территории области, отличаются дорогостоящим подземным способом добычи (бокситы) или низким содержанием в руде основного компонента (марганцевые руды);

2) недостаточность собственной топливной базы для развития энергетики. В Свердловской области имеются собственные топливно-энергетические ресурсы, но объем их запасов невелик. Местная добыча угля покрывает потребности области в котельно-печном топливе на 1 процент и будет полностью прекращена в 2014 - 2015 годах. Подавляющая часть энергетического угля завозится из Экибастуза (Казахстан). Имеются разведанные запасы нефти на северо-востоке области, но их разработка не ведется. Ресурсы собственного газа позволяют рассматривать перспективы сооружения новой электростанции мощностью порядка 1500 МВт вблизи месторождения либо ориентировать их на нужды малой распределенной энергетики на сжиженном природном газе или в виде компримированного газа, исключающие необходимость сооружения газопроводов. На территории Свердловской области располагаются существенные запасы торфа (более 3 млрд. т у. т.). Возможный уровень добычи торфа по Свердловской области составляет 10 млн. тонн, но его добыча и использование на топливные нужды на протяжении длительного периода сокращались. В структуре топливного баланса электростанций области (с учетом топливного коэффициента атомной электростанции) на долю угля приходится 41 процент, газа - 50 процентов, ядерного топлива - 6 процентов, прочих видов топлива - 3 процента от общего объема потребляемых топливных ресурсов, при этом почти 99 процентов электроэнергии Свердловской области вырабатывается на ввозимом топливе. Таким образом, Свердловская область зависит от возможностей приема энергетического топлива из других регионов России и по импорту из Казахстана;

3) состояние основных производственных фондов в электроэнергетике. Баланс электрической мощности энергосистемы Свердловской области является избыточным, в силу этого энергомощности генерирующих станций, вводимых в перспективе, предназначены в том числе для передачи в соседние энергосистемы. Однако имеются следующие серьезные проблемы в сфере генерации электроэнергии, представляющие угрозу долгосрочному развитию экономики Свердловской области: высокая степень физического износа энергетического оборудования, на данный момент более 60 процентов оборудования выработало ресурс, но оно все еще находится в эксплуатации; невысокая экономичность (коэффициент полезного действия равняется 34 - 35 процентам, в странах Европы коэффициент полезного действия составляет 40 процентов); ограничение конденсационной мощности в летний период из-за нехватки водных ресурсов.

В состоянии сетевого хозяйства имеются следующие проблемы: значительное количество электросетевых объектов и общесистемных средств управления имеет высокий физический износ и требует незамедлительной реконструкции; отмечается пониженное напряжение в Талицких, Артемовских и Западных электрических сетях филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" вследствие значительных протяженностей линий электропередач, отсутствия центров питания 500 - 220 кВ и устройств компенсации реактивной мощности; в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и прилегающих городах-спутниках наблюдается устойчивый рост энергопотребления. В то же время возможности размещения на существующих площадях новых инженерных сетей существенно ограничены; распределительные сети низкого напряжения находятся в собственности у более чем 100 собственников, количество которых растет. Многие собственники не несут ответственности за надежное электроснабжение потребителей, общая надежность и управляемость таких сетей снижается; имеется ряд "узких мест", создающих ограничения в потреблении электроэнергии в ряде энергорайонов: Полевской энергоузел, Юго-Западный энергорайон, Восточный энергоузел, Качканарский энергоузел, Сечение "БАЗ-Краснотурьинск".

Проблемы в системе теплоснабжения: отсутствие в большинстве муниципальных образований перспективных схем теплоснабжения; высокая степень физического износа инженерной инфраструктуры - до 60 процентов, что приводит к резкому росту аварийности; растет число повреждений на теплосетях вследствие окончания в массовом порядке нормативного срока эксплуатации теплотрасс; снижение качества тепловой энергии (невыполнение качественных параметров тепловой энергии - температуры - в подающем трубопроводе).

Среди общих проблем экономического характера можно отметить: рост цен на топливные ресурсы и одновременно с этим сдерживание роста тарифов для обеспечения доступности энергетических ресурсов для населения может создать инвестиционный барьер для обновления, реконструкции и модернизации топливно-энергетического комплекса Свердловской области;

4) "узкие места" на транспорте. Характер рыночной специализации отраслей промышленности Свердловской области определяет основной вид транспорта при перевозке промышленных грузов - железнодорожный. Плотность железнодорожных путей общего пользования на территории Свердловской области в 3,5 раза выше средней по стране, однако в регионе существующее состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта характеризуется нарастанием диспропорций, исчерпанием пропускных способностей ряда участков, в том числе по главному ходу Свердловской железной дороги и в таких промышленно-транспортных узлах, как Первоуральско-Ревдинский, Нижнетагильский. Эти ограничения связаны с тем, что темпы экономического развития области значительно превышают темпы развития транспортной инфраструктуры, в результате недостаточная пропускная способность железнодорожных путей общего пользования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" приводит к снижению грузооборота на предприятиях Свердловской области, особенно это сказывается на развитии регионального металлургического комплекса. Кроме того, серьезным ограничением грузооборота и, как следствие, тормозом для промышленного роста является состояние железнодорожной инфраструктуры подъездных путей и основных фондов железнодорожного транспорта промышленных предприятий. Основными проблемами в сфере промышленного железнодорожного транспорта являются значительный физический износ подвижного состава (по грузовым вагонам он составляет в среднем 85,9 процента, по тепловозам - 84,2 процента) и ограниченные пропускные и погрузочно-разгрузочные возможности железнодорожной инфраструктуры подъездных путей промышленных предприятий;

5) дефицит трудовых ресурсов. Свердловская область, как и Россия в целом, стоит перед очередной ниспадающей демографической волной. Рост рождаемости и повышение продолжительности жизни сочетаются с действием следующего фактора: в трудоспособный возраст начинают вступать поколения 1990-х годов, когда показатели рождаемости были существенно ниже, поэтому в течение ближайших 10 лет численность населения в трудоспособном возрасте в Свердловской области сократится на 9-10 процентов. Общая динамика снижения численности населения в трудоспособном возрасте характерна для абсолютного большинства муниципалитетов области. В ряде муниципальных образований планируемое развитие экономики не обеспечивается соответствующим ростом численности трудоспособного населения;

6) дефицит квалифицированных кадров. На рынке труда Свердловской области сложилось качественное (структурное) несоответствие спроса на труд и его предложение в отраслевом, профессионально-квалификационном, территориальном и других разрезах. Рынок труда характеризуется стойким дефицитом рабочих специальностей в промышленности, а именно спрос на квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры превышает предложения соискателей, в первую очередь в машиностроении, металлургии, энергетике. При этом дефицит квалифицированных работников, занятых на основном производстве, испытывают совместные предприятия, крупные интегрированные или холдинговые компании. Новые современные рабочие места требуют от работников обязательного профессионального образования, в отдельных случаях - узкоспециализированного. В то же время на существующем рынке труда 80 процентов претендентов на рабочие места обладают низким уровнем квалификации, 7 процентов - не имеют никакой квалификации, а 39 процентов - не получили профессионального образования. Подавляющее большинство выпускников учреждений начального профессионального образования выпускаются с третьим квалификационным разрядом, что не позволяет им трудоустроиться на высокотехнологичных производствах. Также ситуацию ухудшает недостаточная практическая подготовка выпускников, как следствие, неразвитая материально-техническая база высших учебных заведений и недоработка в содержательном аспекте базовых образовательных программ;

7) риски неравномерности развития муниципальных образований. Данные риски могут проявиться также с точки зрения их инвестиционной привлекательности. Анализ показывает, что объем инвестиций в расчете на одного жителя в среднем по муниципальным образованиям в 2011 году составил около 42 тыс. рублей. Выше среднеобластного значения данный показатель отмечается в 12 муниципальных образованиях, ниже - в 61, равен нулю - в 2. Таким образом, значительная часть территории Свердловской области является территорией ограниченной инвестиционной привлекательности - это большая часть Восточного управленческого округа Свердловской области, незначительная часть Западного и Северного управленческих округов Свердловской области;

8) риски сохранения утяжеленной структуры промышленного производства области. К ним относятся: снижение ресурса технологической базы (ресурс в производстве машин и оборудования выработан более чем на 45 процентов, в электроэнергетике - на 60 процентов и достиг критического уровня); удельный вес полностью изношенных основных фондов в секторе добычи полезных ископаемых составляет 22 - 25 процентов, в обрабатывающей промышленности - 17 - 20 процентов; удельный вес убыточных предприятий в промышленности продолжает сохраняться на высоком уровне; изношенное и морально устаревшее оборудование не способно производить конкурентоспособный на рынке продукт и приводит к снижению производительности труда; значительная часть предприятий, в том числе наукоемких отраслей, все более уступают зарубежным по оснащенности новейшим оборудованием, по производительности труда;

9) важнейшим риском технологического развития промышленности Свердловской области является технологическая неоднородность промышленного комплекса - в области наряду с новейшими производствами продолжают существовать производства устаревших технологических укладов, давно вытесненных с рынка развитых стран и не являющихся более носителями экономического роста;

10) слабо выраженный глобальный характер промышленности Свердловской области. Можно отметить слабое продвижение региональных промышленных брендов, что оттесняет продукцию предприятий области в нижние ценовые сегменты как на мировом, так и на собственном рынке. Индустриальные площадки Свердловской области не входят в число ведущих или известных инвестиционных промышленных площадок мира (они слабо включены в международные ассоциации, их имидж не сформирован, он не связан с запуском и реализацией крупных исследовательских и технологических проектов);

11) участие России в ВТО и риски мировой конкуренции. Для Свердловской области внешние вызовы, обусловленные глобальной конкуренцией, связаны прежде всего с последствиями участия Российской Федерации в ВТО. Вступление России в ВТО, с одной стороны, создало новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, с другой - усилило требования к ее конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций. К числу рискованных факторов, которые могут оказать негативное влияние на развитие отраслей экономики, следует отнести:

1) открытость внутреннего рынка после снятия торговых барьеров и необходимость приведения стоимости энергоносителей к мировому уровню;

2) усиление влияния фактора, связанного с изношенностью определенной части основных фондов и сохранением устаревшего технологического оборудования, что отражается на качестве и конкурентоспособности продукции;

3) необходимость модернизации промышленного производства, так как это обостряет проблему повышения инвестиционной привлекательности и капитализации.

 

Раздел 4. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

 

Основные показатели размещения объектов нового строительства и модернизации представлены в двух альтернативных сценариях развития - инерционном и целевом.

 

Глава 3. ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ

 

Инерционный сценарий предполагает сохранение среднегодовых темпов роста оборота и численности работников организаций. Среднегодовой индекс физического объема оборота организаций за период 2007 - 2012 годов по базовым секторам экономики составил: добыча полезных ископаемых - 99,9 процента, обрабатывающие производства - 102,2 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 100,8 процента, строительство - 100,4 процента, торговля - 109,5 процента. При этом в обрабатывающих производствах среднегодовые приросты отмечались только по таким отраслям, как химическое производство (104,6 процента), производство резиновых и пластмассовых изделий (104,5 процента), металлургия (100,5 процента), производство машин и оборудования (102,1 процента), производство транспортных средств и оборудования (111,1 процента). Среднесписочная численность работников в экономике за данный период сокращалась в среднем на 0,9 процента в год.

При продлении трендов среднегодового роста оборота организаций и снижения общей численности занятых в период до 2020 года рост производительности труда в 2018 году к уровню 2011 года увеличится в 1,5 раза, значение производительности труда в 2018 году составит 3 млн. рублей на человека в ценах 2011 года. Данный сценарий позволяет достичь целевой параметр роста производительности труда в 1,5 раза, однако при реализации данного сценария среднегодовой темп роста ВРП за период 2012 - 2020 годов составит 105,8 процента (на основании коэффициента "валовая добавленная стоимость один рубль оборота"), что ниже показателей актуализированной Стратегии-2020 (107 процентов - стабилизационно-инерционный сценарий, 109 процентов - индустриально-модернизационный). Производительность труда по добавленной стоимости в 2020 году в этом случае составит 1,6 млн. рублей, что выше значения по инерционному сценарию Стратегии-2020 (1,1 млн. рублей).

Реализация данного сценария позволяет увеличить производительность труда в целом по экономике Свердловской области в 1,5 раза, но в ключевых отраслях контрольный показатель окажется ниже целевого значения темпа роста данного показателя - в добыче полезных ископаемых - 142,2 процента и в сельском хозяйстве - 137,8 процента. При этом на целевой показатель роста производительности не выйдут такие отрасли промышленности, как обработка древесины, производство машин и оборудования и производство электрооборудования. Одновременно с этим достичь целевого параметра не смогут Северный, Западный и Южный управленческие округа Свердловской области - темп роста производительности труда в 2018 году к уровню 2011 года составит 134,8, 143,6 и 146,7 процента соответственно.

В инерционном варианте заработная плата в 2020 году составит 33,8 тыс. рублей, рост показателя к уровню 2011 года - 1,5 раза, что по среднегодовым темпам роста соответствует среднероссийской динамике. Данный вариант роста заработной платы служит основой для реализации целевых установок повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

 

Таблица 1

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ

НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ)


 

в ценах 2011 года

 

N строки

Наименование показателя

2011 год

2018 год

2020 год

2018 год к уровню 2011 года, процентов

2020 год к уровню 2011 года, процентов

1

2

3

4

5

6

7

1

Численность и рабочие места

2

Создание и модернизация рабочих мест (нарастающим итогом), тыс. мест

x

370

570

x

x

3

Среднесписочная численность работающих, тыс. человек

1575

1539

1544

97,7

98,0

4

Производительность труда и инвестиции

 

 

 

 

 

5

Производительность труда одного работающего, млн. рублей

2, 0

3,0

3,4

150,1

168,9

6

в том числе по базовым отраслям экономики:

 

 

 

 

 

7

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,6

0,9

1,0

137,8

151,0

8

добыча полезных ископаемых

3,1

4,4

4,9

142,2

157,2

9

обрабатывающие производства

3,0

4,9

5,7

176,7

192,5

10

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,0

4,6

4,7

108,7

117,5

11

строительство

1,3

1,5

1,5

105,7

117,4

12

оптовая и розничная торговля

5,2

6,5

7,0

117,5

134,0

13

транспорт и связь

1,8

2,0

2,1

122,6

119,5

14

Производительность труда на модернизированных и вновь созданных рабочих местах, млн. рублей

x

3,6

4,9

x

x

15

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей

x

650,5

758,5

171,2

199,6

16

Доля продукции высокотехнологичных отраслей экономики в ВРП, процентов

9,6

10,7

11,0

x

x

17

Стоимость создания одного рабочего места, млн. рублей

x

5,4 - 7,2

5,4 - 7,2

x

x

18

Заработная плата

19

Среднемесячная номинальная заработная плата, тыс. рублей

22,2

30,8

33,8

138,9

152,3

20

Уровень заработной платы, в процентах к средней заработной плате по Свердловской области <1>:

 

 

 

 

 

21

педагогические работники образовательных учреждений общего образования

92,9

100,0

100,0

x

x

22

педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

59,7

100,0 <2>

100,0 <2>

x

x

23

педагогические работники учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагоги в системе учреждений культуры

58,4

100,0 <3>

100,0 <3>

x

x

24

преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

67,0

100,0

100,0

x

x

25

преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования

118,9

200,0

200,0

x

x

26

работники учреждений культуры (без учета внешних совместителей)

54,2

100,0

100,0

x

x

27

врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг)

165,3

200,0

200,0

x

x

28

средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг)

84,0

100,0

100,0

x

x

29

младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг)

40,5

100,0

100,0

x

x

30

социальные работники

57,4

100,0

100,0

x

x

31

Кадры

32

Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников, процентов

27,4

30,0

32,0

x

x

33

Потребность в подготовке (переподготовке) кадров для модернизируемых и создаваемых рабочих мест, человек по уровням подготовки, нарастающим итогом

x

117785

153331

x

x

34

высшее профессиональное образование

x

41467

53982

x

x

35

среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

x

37011

48180

x

x

36

среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

x

39307

51169

x

x


Информация по документу
Читайте также