Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 30.07.2014 № 639-ПП

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2014 г. N 639-ПП

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 № 303-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2015 № 1202-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 19.01.2017 № 4-пп)

 

Во исполнение пункта 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 28.03.2014 N 369-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года", на основании Постановления Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", в целях повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра финансов Свердловской области Г.М. Кулаченко. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 № 303-пп)

3. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Председатель Правительства

Свердловской области

Д.В.ПАСЛЕР

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Свердловской области

от 30 июля 2014 г. N 639-ПП

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 № 303-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2015 № 1202-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 19.01.2017 № 4-пп)

 

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"


 

1.

Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" (далее - Программа)

Министерство финансов Свердловской области

2.

Заказчик (заказчики) Программы

Министерство финансов Свердловской области;

Министерство экономики Свердловской области;

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области;

Департамент государственных закупок Свердловской области;

Управление делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области

3.

Цели и задачи Программы

цель Программы:

повышение эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области;

задачи Программы:

1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета;

2) развитие программно-целевого планирования;

3) повышение эффективности системы государственного и муниципального финансового контроля;

4) повышение эффективности государственного сектора экономики Свердловской области;

5) повышение эффективности управления доходами областного и местных бюджетов;

6) повышение эффективности бюджетных расходов;

7) повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

8) повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов;

9) повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

10) развитие программного комплекса "Информационная система управления финансами" (далее - программный комплекс "ИСУФ");

11) обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов Свердловской области

4.

Важнейшие целевые показатели Программы

1) наличие утвержденного Бюджетного прогноза Свердловской области на долгосрочный период;

2) отношение объема государственного долга Свердловской области по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов областного бюджета в отчетном финансовом году (без учета безвозмездных поступлений);

3) формирование областного бюджета в программной структуре;

4) доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов областного бюджета;

5) количество проведенных проверок при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Свердловской области;

6) соотношение суммы выявленных нарушений к общей сумме проверенных средств;

7) отношение доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или по дивидендам по акциям, принадлежащим Свердловской области, в отчетном финансовом году к балансовой стоимости акций, находящихся в собственности Свердловской области, и иных форм участия в капитале на начало отчетного финансового года;

8) объем долговых обязательств государственных унитарных предприятий Свердловской области на начало отчетного периода;

9) объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области;

10) отклонение исполнения прогноза налоговых и неналоговых доходов областного бюджета; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 № 303-пп)

11) оптимизация налоговых льгот и преференций, предоставленных законодательством Свердловской области;

12) доля государственных заказчиков Свердловской области, использующих функционал информационной системы "Закупки продукции для нужд Свердловской области";

13) планируемое количество государственных учреждений Свердловской области с учетом оптимизации сети учреждений бюджетного сектора экономики; (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 № 303-пп)

14) доля работников государственных учреждений Свердловской области, заключивших "эффективный контракт", в общей численности работников государственных учреждений Свердловской области в сферах здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта и молодежной политики;

15) наличие утвержденного Порядка формирования и ведения ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Свердловской области;

16) наличие утвержденных ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Свердловской области в качестве основных видов деятельности, разработанных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями;

17) доля государственных учреждений Свердловской области, для которых установлены количественно измеримые финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных заданий;

18) доля субсидий, по которым проведена оценка эффективности их предоставления и использования, к общему количеству субсидий;

19) наличие актуальных методик расчета и порядков распределения межбюджетных трансфертов;

20) доля главных распорядителей средств областного бюджета - исполнительных органов государственной власти Свердловской области, в отношении которых осуществляется оценка качества финансового менеджмента;

21) доля государственных гражданских служащих Свердловской области, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, от общего количества государственных служащих Свердловской области;

22) число функциональных модулей программного комплекса "Информационная система управления финансами", используемых для автоматизации задач бюджетного процесса;

23) представление жителям Свердловской области областного бюджета и отчета о его исполнении в доступной форме ("Бюджет для граждан")

5.

Перечень подпрограмм Программы

отсутствуют

6.

Сроки реализации Программы

2014 - 2018 годы

7.

Объемы и источники финансирования Программы  (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 19.01.2017 № 4-пп)

всего - 403961,2 тыс. рублей,

из них областной бюджет:

2014 год - 157655,2 тыс. рублей;

2015 год - 122732,9 тыс. рублей;

2016 год - 77592,9 тыс. рублей;

2017 год - 18364,0 тыс. рублей;

2018 год - 27616,2 тыс. рублей

8.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия:

1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Свердловской области;

2) расширение программно-целевого метода при формировании областного бюджета;

3) приведение системы государственного и муниципального финансового контроля в соответствие современным требованиям;

4) повышение эффективности государственного сектора экономики Свердловской области и достижение оптимального состава, структуры государственного имущества;

5) обеспечение стабильного поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Свердловской области;

6) повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах;

7) обновление нормативно-правовой базы Свердловской области, приведение ее в соответствие требованиям федерального законодательства в части механизма оказания и финансового обеспечения государственных услуг (работ);

8) совершенствование методологии расчета распределения межбюджетных трансфертов;

9) повышение качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, повышение уровня профессиональной квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, соответствие действующему законодательству положений об исполнительных органах государственной власти Свердловской области;

10) доработка, развитие и сопровождение программного комплекса "Информационная система управления финансами";

11) представление жителям Свердловской области сведений об областном бюджете и бюджетном процессе в доступном формате посредством портала "Открытый бюджет Свердловской области"


 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ

КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

 

Комплексная программа "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области в указанной сфере.

Разработка Программы обусловлена необходимостью выработки эффективных механизмов реализации на территории Свердловской области новых задач, определенных на долгосрочную перспективу нормативными правовыми актами федерального уровня, в том числе Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, повышения эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области.

На протяжении последних десяти лет в Свердловской области осуществляется планомерный процесс реформирования государственных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.

В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Свердловской области осуществлялось в рамках Программы Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2010 N 1809-ПП "О Программе Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (далее - программа повышения эффективности бюджетных расходов).

Преобразования, проводимые в Свердловской области, позволили повысить качество управления средствами областного бюджета, в рамках которых:

1) осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2012 года областной бюджет утверждается сроком на три года;

2) областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный Законом Свердловской области от 09 декабря 2013 года N 125-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", является первым бюджетом, составленным на основе утвержденных государственных программ Свердловской области, в которых определены объемы финансирования мероприятий, целевые показатели и способы достижения этих целевых показателей;

3) сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

4) с 2014 года осуществлен переход к оплате фактически оказанных государственных услуг (выполненных работ) автономными и бюджетными учреждениями Свердловской области;

5) создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;

6) в рамках структурной реформы, проводимой в бюджетной сфере, продолжена оптимизация сети государственных учреждений Свердловской области;

7) ежегодно проводится мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;

8) проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета - исполнительными органами государственной власти Свердловской области;

9) с целью обеспечения открытости и прозрачности бюджетной системы Свердловской области в эксплуатацию запущен портал "Открытый бюджет Свердловской области";

10) ведется постоянная работа по автоматизации бюджетного процесса.

В целом задачи программы повышения эффективности бюджетных расходов были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.

В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений в сфере управления общественными финансами, сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:

1) отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием.

В настоящее время в Российской Федерации только начинает формироваться единый подход к государственному стратегическому планированию, обеспечению иерархии стратегических документов, а также процедуры обеспечения их координации. Так, принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Указанный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В Свердловской области отсутствует четкая взаимосвязь между документами стратегического и бюджетного планирования. Необходимо выстроить иерархию стратегических целей и задач исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечить их увязку с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на реализацию государственных программ Свердловской области;

2) недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования.

В настоящее время стратегическое планирование в Свердловской области остается слабо увязанным с бюджетным планированием, что не позволяет сформировать полноценный качественный бюджетный прогноз на долгосрочный период, ориентированный на достижение социально-экономических результатов.

В результате процессы стратегического планирования и формирования бюджета во многом являются разрозненными, в то время как стратегическое планирование ориентировано на создание условий для долгосрочного развития;

3) незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования государственных (муниципальных) программ.

В настоящее время не до конца проработаны вопросы "встраивания" в государственные программы Свердловской области показателей и поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, отраслевых "дорожных картах", а также вопросы соотношения государственных программ Свердловской области с отраслевыми, межотраслевыми и региональными документами стратегического планирования;

4) имеют место проблемы в сфере долговой политики.

Одна из основных проблем - значительный рост объема расходных обязательств Свердловской области темпами, опережающими темп роста собственных доходных источников, как следствие, рост дефицита областного бюджета;

5) сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов.

Действующая структура бюджетной сети и штатов работников государственных учреждений Свердловской области недостаточно эффективна.

В целях снижения расходов на управление государственным имуществом Свердловской области необходимо проводить мероприятия по оптимизации сети учреждений бюджетного сектора экономики путем реорганизации государственных учреждений Свердловской области.

В условиях необходимости реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года требуется объективная оценка финансовых возможностей областного бюджета и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;

6) отчасти формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг.

Несмотря на интеграцию в бюджетный процесс процедур формирования государственных (муниципальных) заданий, процесс их формирования является в некоторой степени формальным. Недостаточно проработанными остаются следующие основные вопросы:

обоснованность определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;

обоснованность установления показателей качества оказания государственных (муниципальных) услуг;

полнота и объективность контроля за исполнением государственных (муниципальных) заданий (в первую очередь за соблюдением показателей качества оказания государственных и муниципальных услуг);

7) остается недостаточно эффективной система управления финансовыми ресурсами областного бюджета и государственными активами:

неэффективно используется унитарными предприятиями и учреждениями имущество, переданное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

не соответствуют рыночным условиям ставки на переданное в аренду недвижимое имущество;

отсутствует система контроля за своевременностью реализации мероприятий по взысканию задолженности по арендным платежам;

неэффективное управление унитарными предприятиями, увеличение случаев банкротств унитарных предприятий и, как следствие, утрата и выбытие имущества Свердловской области;

отсутствует системный подход к планированию, анализу, повышению эффективности и контролю за деятельностью акционерных обществ с участием Свердловской области в уставном капитале и осуществляемых ими инвестиционных проектов, низкая рентабельность, недостаточная информационная открытость их финансово-хозяйственной деятельности, что существенно снижает привлекательность инвестиций в проекты, осуществляемые на территории Свердловской области, а также доверие населения к исполнительной власти;

8) не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля.

В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование;

9) автоматизация бюджетного процесса в Свердловской области.

Совершенствование бюджетного процесса требует постоянного развития существующего в Свердловской области программного комплекса "Информационная система управления финансами" и внедрения нового функционала.

Решение и анализ данных вопросов позволят перейти на качественно новый уровень управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов;

10) повышение прозрачности бюджетного процесса.

Процесс формирования и исполнения областного бюджета должен стать более открытым и понятным для каждого заинтересованного жителя области. Для этого наряду с существующими мерами обеспечения информационной прозрачности бюджетного процесса необходимо обеспечить регулярное размещение в средствах массовой информации наглядных и информативных материалов в формате "Бюджет для граждан".

 

Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ (ЭТАПЫ) ПОКАЗАТЕЛИ

(ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ

 

Целью Программы является повышение эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области.

Для достижения поставленной цели потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:

1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета;

2) развитие программно-целевого планирования;

3) повышение эффективности системы государственного и муниципального финансового контроля;

4) повышение эффективности государственного сектора экономики Свердловской области;

5) повышение эффективности управления доходами областного и местных бюджетов;

6) повышение эффективности бюджетных расходов;

7) повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

8) повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов;

9) повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

10) развитие программного комплекса "Информационная система управления финансами";

11) обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов Свердловской области.

Цель и задачи Программы обусловлены приоритетами, которые определены в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа СЭР).

 

Задача 1. "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА"

 

Решение задач социально-экономического развития Свердловской области будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность областного бюджета, минимизацию бюджетных рисков. Эффективная и ответственная бюджетная политика является важнейшей предпосылкой для улучшения качества жизни населения.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета необходимо скоординировать действия исполнительных органов государственной власти Свердловской области для усовершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.

В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" в части решения задачи по переходу к долгосрочному бюджетному планированию Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Необходимость перехода к долгосрочному бюджетному планированию определяется прежде всего угрозой бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций.

Долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет уйти от инерционного подхода, когда ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.

Разработка Бюджетного прогноза Свердловской области на долгосрочный период должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики прежде всего в социальной сфере при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов.

Необходимым условием для подготовки Бюджетного прогноза Свердловской области на долгосрочный период является разработка и утверждение прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу.

Кроме того, ключевой задачей на предстоящий период является взвешенная политика по управлению государственным долгом Свердловской области.

В условиях стагнации экономики, сокращения поступлений доходов бюджета и необходимости безусловного исполнения принятых Свердловской областью обязательств Правительство Свердловской области было вынуждено осуществлять мероприятия по привлечению заемных средств в областной бюджет.

В связи с этим за 2013 год государственный долг Свердловской области вырос на 13,1 млрд. рублей и составил на 01 января 2014 года 33,9 млрд. рублей, или 163,4 процента к уровню 2012 года и 91,9 процента к плановым назначениям 2013 года.

Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) на 01 января 2014 года составило 25,2 процента и увеличилось в сравнении с предыдущим периодом на 9,9 процентного пункта.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки, составленном Центром экономических исследований Российского информационного агентства "РИА Новости" на 01 января 2014 года от минимального значения к максимальному, Свердловская область в сравнении с 01 января 2013 года поднялась на одну строку и заняла 17 позицию из 83 регионов.

Исходя из плановых показателей программы государственных внутренних заимствований прогнозируется рост государственного долга Свердловской области.

В этой связи основными приоритетами политики заимствований и управления государственным долгом должны стать:

1) своевременное и безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств;

2) привлечение государственных заимствований в зависимости от фактического исполнения и реальной потребности бюджета области, а также состояния и перспектив развития финансового рынка.

Первоочередными мерами обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета являются поддержание безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет, соблюдение принятых ограничений исходя из безусловного исполнения расходных и долговых обязательств Свердловской области и соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Наряду с последовательным совершенствованием межбюджетных отношений, осуществляемым в соответствии с разработанными стратегическими документами о социально-экономическом развитии Свердловской области, продолжается работа по развитию доходной базы бюджетов муниципальных образований, созданию устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности использования расходов местных бюджетов, расширению программно-целевого принципа при формировании и исполнении территориальных бюджетов, соответствующих стратегическим документам развития муниципального образования, взаимоувязанным с целями, задачами и показателями стратегических документов Российской Федерации (в том числе Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года) и Свердловской области.

Повышению заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в повышении качества управления муниципальными финансами способствует проводимый с 2011 года Министерством финансов Свердловской области мониторинг управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Результаты мониторинга учитываются при прогнозировании местных бюджетов: на 2013 год в оценке расходных полномочий дополнительно учтено муниципальным образованиям с надлежащим качеством управления бюджетным процессом 72,4 млн. рублей (49 территорий), на 2014 год - 89,7 млн. рублей (53 территории).

Основным механизмом реализации мероприятия по поддержанию в актуальном состоянии Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2011 N 596-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Свердловской области", является систематическое внесение изменений в вышеуказанный порядок путем совершенствования системы индикаторов, соответствующих задачам, стоящим перед органами власти.

При составлении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо обеспечить оптимальность структуры бюджетных расходов. Ограниченные финансовые ресурсы должны в первоочередном порядке обеспечивать выполнение приоритетных задач социально-экономического развития области, обозначенных в государственных программах, в том числе обусловленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.

 

Задача 2. "РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ"

 

В 2013 году Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" закреплены правовые основания формирования программного бюджета.

На федеральном уровне переход к программному бюджету осуществлен начиная с бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Свердловская область также перешла к формированию программного бюджета с 2014 года.

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области" в соответствии с требованиями бюджетного законодательства утвержден Порядок формирования и реализации государственных программ Свердловской области. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 № 303-пп)

Кроме того, Распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области" утвержден Перечень государственных программ Свердловской области. В соответствии с указанным перечнем исполнительными органами государственной власти Свердловской области разработаны и утверждены постановлениями Правительства Свердловской области 29 государственных программ Свердловской области на период до 2020 года. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 № 303-пп)

Областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов составлен на основе утвержденных государственных программ Свердловской области.

Таким образом, на практике начато внедрение программно-целевого метода планирования, при котором бюджетные средства направляются на достижение поставленных целей и используются максимально эффективно. Это позволило обеспечить формирование в программном формате более 97 процентов от общего объема расходов областного бюджета в 2014 - 2016 годах. Непрограммные направления деятельности составили менее 3 процентов.

В целях использования государственных программ Свердловской области в качестве полноценных инструментов стратегического и бюджетного планирования в предстоящем периоде должно быть обеспечено полномасштабное внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

С учетом этого необходимо завершить формирование практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования государственных программ.

Именно в рамках государственных программ должны быть интегрированы все инструменты реализации государственной политики, обеспечивающие достижение поставленных целей - нормативно-правовое регулирование, контрольные полномочия, бюджетные ассигнования, налоговые льготы, использование государственного имущества, взаимодействие с муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области. Государственные программы должны стать планом по управлению в соответствующих отраслях.

Принимаемые меры позволят увязать формирование областного бюджета с целями государственной политики, повысить ответственность и самостоятельность главных распорядителей бюджетных средств, обеспечить открытость и прозрачность программных расходов и тем самым повысить эффективность бюджетных расходов.

 

Задача 3. "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ"

 

В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование.

Развитие системы финансового контроля в Свердловской области идет в направлении контроля эффективности и результативности бюджетных расходов, включающего контроль экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов, анализ результативности их использования.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов необходимо выстроить систему контроля закупок как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Министерством финансов Свердловской области в 2013 году проведены 32 плановые проверки государственных заказчиков Свердловской области (в 2012 году - 26 плановых проверок).

Доля проверок, в результате которых выявлены нарушения действующего законодательства о размещении заказов, составляет 100 процентов. По итогам контрольных мероприятий Министерством финансов Свердловской области выдаются предписания об устранении нарушений, возбуждаются административные дела. По результатам рассмотрения дел назначаются административные наказания в виде штрафов.

Министерство финансов Свердловской области осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

В 2013 году контрольными органами муниципальных образований проведены 415 плановых проверок (за 2012 год - 276). По результатам проверок выявлено 1310 нарушений законодательства о закупках (рост по сравнению с 2012 годом - в 1,3 раза).

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства о закупках необходимо увеличить количество проверок и объем проверяемых средств на областном и муниципальном уровнях.

Кроме того, в 2013 году внесены изменения в федеральное бюджетное законодательство, законодательство об административных правонарушениях, в результате которых органы финансового контроля наделены дополнительными полномочиями.

Правила осуществления Министерством финансов Свердловской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1684-ПП "Об утверждении Правил осуществления Министерством финансов Свердловской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".

В целях методологического обеспечения органов внутреннего финансового контроля в 2013 году подготовлено 9 методических рекомендаций.

Особое внимание органов государственного финансового контроля должно быть уделено приоритетным направлениям расходования средств областного бюджета, предоставленных на повышение качества жизни жителей Свердловской области, таким как модернизация систем образования и здравоохранения, строительство дошкольных учреждений, развитие жилищной сферы.

Необходимо продолжить работу по приведению региональной нормативно-правовой базы в соответствие с федеральным законодательством, разработать порядки осуществления деятельности органов государственной власти Свердловской области по внутреннему финансовому контролю и внутреннему аудиту, по ведомственному контролю в сфере закупок.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль должен быть направлен на реализацию задач по повышению эффективности расходов, достижению измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, посвященными изменениям в социальной политике, совершенствованию системы здравоохранения, образования, а также решению проблем доступного жилья и качества услуг жилищно-коммунального хозяйства.

 

Задача 4. "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

Совершенствование системы управления государственными активами, направленное на достижение оптимального состава и структуры государственного имущества путем сокращения доли государства в экономике и применение системного подхода к анализу, контролю и планированию финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Свердловской области и акционерных обществ с долей Свердловской области в уставном капитале, позволит повысить эффективность государственного сектора экономики Свердловской области.

Подготовка поручений по голосованию в совете директоров и на общем собрании акционеров акционерных обществ с долей участия Свердловской области в уставном капитале осуществляется в соответствии с Порядком участия представителей Свердловской области в органах управления акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, их ревизионных комиссиях, учредителем (акционером, участником) которых является Свердловская область, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25.07.2012 N 813-ПП "Об утверждении Порядка участия представителей Свердловской области в органах управления акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, их ревизионных комиссиях, учредителем (акционером, участником) которых является Свердловская область, и о признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Свердловской области".

При этом непосредственно подготовка, проработка решений и материалов по вопросам повесток дня осуществляется обществами самостоятельно или во взаимодействии с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области, ответственными за координацию их деятельности.

Обязанность по координации и регулированию деятельности открытых акционерных обществ возложена на исполнительные органы государственной власти Свердловской области Распоряжением Правительства Свердловской области от 21.11.2012 N 2287-РП "Об утверждении Перечня акционерных обществ с участием Свердловской области, координация и регулирование в сфере деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Свердловской области".

Таким образом, активизация участия отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области и усиление контроля за деятельностью открытых акционерных обществ позволит сформировать эффективный механизм отраслевого управления предприятиями государственного сектора.

Мониторинг и контроль исполнения утвержденных программ финансово-хозяйственной деятельности и достижение плановых показателей экономической эффективности деятельности в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 14.12.2012 N 2539-РП "Об утверждении Перечня государственных унитарных предприятий Свердловской области, координацию деятельности которых в силу отраслевой принадлежности осуществляют исполнительные органы государственной власти Свердловской области" со стороны отраслевых министерств, осуществляющих координацию деятельности государственных унитарных предприятий Свердловской области, позволят снизить долговые обязательства предприятий до оптимального уровня и сократить объем безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджета Свердловской области, обеспечив повышение эффективности деятельности государственных предприятий Свердловской области.

При разработке программ финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ с долей Свердловской области в уставном капитале необходимо руководствоваться целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и прогнозом социально-экономического развития Свердловской области.

 

Задача 5. "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ДОХОДАМИ ОБЛАСТНОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ"

 

Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Свердловской области.

Для повышения уровня и качества жизни населения Свердловской области необходимо обеспечить стабильное поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета Свердловской области.

Реализация данной задачи особенно актуальна в условиях неопределенности мировой и внутрироссийской экономической ситуации в 2013 году и в плановом периоде.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Свердловской области в 2010 - 2013 годах характеризовалось незначительными ежегодными темпами прироста поступлений к предшествующему году (с 25 процентов прироста в 2010 году (137,1 млрд. рублей - объем налоговых и неналоговых доходов за год) до 1,5 процента в 2013 году (187,3 млрд. рублей)).

Крупнейшим налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Свердловской области (41 процент) и бюджетов муниципальных образований (60 процентов), является налог на доходы физических лиц. Поступления данного налога являются достаточно стабильными, но также демонстрируют тенденцию к снижению: с 13,1 процента в 2011 году (59,6 млрд. рублей) до 11,6 процента в 2013 году (76,2 млрд. рублей).

Наиболее подвержены колебаниям мировой конъюнктуры поступления налога на прибыль организаций, который в 2013 году составил 25 процентов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области и 34 процента налоговых и неналоговых доходов областного бюджета: темп прироста поступлений в 2011 году (47,3 млрд. рублей) 28,5 процента к уровню 2010 года (20,2 млрд. рублей), в 2012 году (55,6 млрд. рублей) 17,6 процента и в 2013 году (46,4 млрд. рублей) минус 16,6 процента.

Негативные последствия экономического кризиса и стагнации экономики явно продемонстрировали необходимость повышения эффективности управления государственными финансами.

Сложившиеся условия требуют системного принятия мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости и увеличение доходной части областного бюджета, а также на развитие доходного потенциала муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Для реализации данной задачи Правительством Свердловской области утверждены План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Свердловской области на 2014 - 2016 годы (Распоряжение Правительства Свердловской области от 14.11.2013 N 1815-РП) и План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доходного потенциала Свердловской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (Распоряжение Правительства Свердловской области от 31.01.2013 N 88-РП).

Среди основных задач реализации "дорожной карты":

1) осуществление аналитической работы по изысканию резервов налогового потенциала Свердловской области;

2) проведение адресной работы с руководителями хозяйствующих субъектов в рамках межведомственных комиссий и рабочих групп;

3) реализация мероприятий по выявлению неучтенных объектов недвижимости; информационно-разъяснительная работа в целях повышения общего уровня налоговой грамотности граждан и хозяйствующих субъектов;

4) обеспечение взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам увеличения и полноты взыскания неналоговых платежей в областной и местные бюджеты;

5) координация межведомственных мероприятий, направленных на увеличение доходной части областного и местных бюджетов.

Реализация вышеуказанных задач должна привести к определенным результатам, а именно:

1) сокращению выпадающих доходов областного бюджета в общем объеме налоговых доходов областного бюджета за счет инвентаризации налоговых преференций, предоставляемых региональным законодательством;

2) обеспечению уровня эффективности взыскания задолженности выше среднероссийского значения;

3) снижению доли убыточных организаций и (или) суммы полученного ими убытка;

4) увеличению фонда оплаты труда работников;

5) росту перечислений налога на доходы физических лиц в областной и местный бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

6) увеличению доли неналоговых доходов в общем объеме доходов областного бюджета;

7) росту количества объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков), поставленных на кадастровый учет;

8) повышению степени достоверности прогнозируемых объемов доходов областного бюджета.

Кроме того, одним из ключевых направлений является проведение анализа использования и эффективности применения налоговых льгот и преференций, предоставленных региональным законодательством, степени их влияния на развитие экономики Свердловской области и оптимизация недостаточно эффективных налоговых льгот.

Для этого необходимо внести изменения в Порядок оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных областными законами о налогах и сборах, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2007 N 13-ПП "О порядке рассмотрения обращений налогоплательщиков в Свердловской области о возможности предоставления налоговых льгот и оценке их эффективности", с учетом современных требований по эффективному использованию бюджетных средств, оценить действующие льготы и преференции с применением новых методик и принять решение об их оптимизации (сохранение и усиление наиболее эффективных льгот и отмена или минимизация льгот, которые не достигли поставленных при их утверждении целей).

 

Задача 6. "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ"

 

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности государственных расходов.

Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет:

1) повышения объективности и качества бюджетного планирования;

2) формирования бюджетных параметров исходя из четкой приоритезации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности их исполнения;

3) повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости.

При составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо обеспечить оптимальность структуры бюджетных расходов. Ограниченные финансовые ресурсы должны в первоочередном порядке обеспечивать выполнение приоритетных задач социально-экономического развития области, обозначенных в государственных программах, в том числе обусловленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.

В рамках данной задачи будет продолжено проведение курса бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости. Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов областного бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.

Основными резервами в настоящее время являются:

1) совершенствование методов планирования и исполнения областного бюджета.

Реформирование бюджетного процесса на федеральном уровне требует внедрения новых механизмов, в частности, совершенствования методов планирования и исполнения областного бюджета.

Расходные обязательства, основанием возникновения которых является "публичный контракт", составляют вид "контрактных" расходных обязательств. При этом, являясь расходным обязательством, любое "контрактное правоотношение" (будь то отношение, оформленное государственным контрактом или соглашением о предоставлении субсидий) необходимо рассматривать в динамике стадий бюджетного процесса.

Существующие в настоящее время пробелы правового регулирования "контрактных отношений" должны быть решены путем разработки и принятия федерального закона, который составит единую правовую, экономическую и финансовую основу гражданско-правовых отношений с участием публично-правовых образований, основанных на договорах (соглашениях, контрактах).

Сложившаяся практика определения объемов финансового обеспечения исполнения "контрактных" расходных обязательств требует создания новых методов расчета бюджетных ассигнований.

Необходимо выделение "расчетных" бюджетных ассигнований, в рамках которых обеспечиваются все действующие расходные обязательства, и "прогнозных" бюджетных ассигнований, планируемых в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, под которыми предлагается понимать право на принятие и (или) исполнение обязательств, в том числе за пределами планового периода.

В связи с этим первоочередной задачей становится упорядочение управления "контрактными" расходными обязательствами.

Так, в ходе дальнейшего совершенствования законодательства в данной области потребуется реализовать сложившийся механизм учета действующих и принимаемых расходных обязательств по заключенным и планируемым к заключению государственным (муниципальным) контрактам при планировании и исполнении бюджета.

Для этого необходимо обеспечить взаимосвязь инструментов, формирование которых проходило на предыдущих этапах реформирования сферы управления общественными финансами (реестр контрактов, учет принимаемых обязательств, реестр расходных обязательств, обоснование бюджетных ассигнований).

В отношении "контрактных" расходных обязательств, основанных на иных видах "публичного контракта", необходимо обеспечить формирование актуальной информации о действующих расходных обязательствах.

В указанных целях по аналогии с реестром контрактов могут быть созданы системы учета возникших "контрактных" обязательств, сгруппированных по каждому виду правового основания их возникновения, позволяющие оперировать первичными данными при составлении реестров расходных обязательств.

В связи с вышеизложенным возникнет необходимость внесения изменений в законодательство Свердловской области в части реализации механизма учета действующих и принимаемых обязательств;

2) повышение адресности социальной поддержки граждан.

В долгосрочной перспективе будет сохранена бюджетная политика по безусловному финансовому обеспечению законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций гражданам.

Увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста и рост рождаемости потребуют увеличения объемов социальной поддержки пожилых людей и семей с детьми как в денежной форме, так и в форме предоставления социальных услуг, что приведет к увеличению расходов. При этом усиление адресности и повышение эффективности использования имеющихся средств предполагает оказание действенной, реальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам.

Поэтому задача на ближайшую перспективу - осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в законодательство Свердловской области и расширить практику оказания мер социальной поддержки исходя из принципа нуждаемости.

Также в рамках реализации данного направления необходимо провести инвентаризацию установленных льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на предмет исключения финансирования за счет средств областного бюджета льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к федеральным льготникам;

3) эффективность расходов в сфере государственных закупок.

Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области.

Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться эффективное расходование бюджетных средств, предупреждение и исключение коррупционных проявлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основными проблемами, возникающими в сфере закупок товаров, работ, услуг, порождающими неэффективное расходование бюджетных средств, являются:

1) низкий профессиональный уровень специалистов государственных, муниципальных и иных заказчиков, вовлеченных в процесс осуществления закупок;

2) нарушение заказчиками требований законодательства в сфере осуществления закупок при составлении документации о закупках путем включения условий, направленных на ограничение конкуренции, которые влекут снижение количества потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) нарушение заказчиками требований законодательства о закупках при формировании начальной (максимальной) цены контракта.

Принят Федеральный закон 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), который принципиально меняет подходы к осуществлению государственных и муниципальных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок.

В целях повышения эффективности размещения заказов и противодействия коррупции при проведении закупок в Свердловской области в 2010 году был создан уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Свердловской области (с декабря 2013 года - Департамент государственных закупок Свердловской области), в результате в Свердловской области сформировалась смешанная система размещения государственного заказа: до 80 процентов от общего объема государственного заказа Свердловской области (в стоимостном выражении) размещается через Департамент государственных закупок Свердловской области.

С целью реализации Закона о контрактной системе, совершенствования порядка и повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Свердловской области, их централизованного размещения через уполномоченный орган на Департамент государственных закупок Свердловской области были возложены полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок Свердловской области, а также по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Свердловской области, в том числе для муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Реализация схемы централизованного осуществления закупок через уполномоченный орган в целом позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на закупки товаров, работ, услуг.

Также планируется провести целенаправленную работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов заказчиков по вопросам внедрения и развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, что позволит улучшить кадровое обеспечение развития контрактной системы в области;

4) повышение эффективности бюджетных инвестиций.

В связи с вступлением в силу в 2014 году Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 418-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", уточняющего процедуры предоставления бюджетных инвестиций, в том числе юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и предприятиями, и определяющего порядок предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, первоочередной задачей для повышения эффективности бюджетных расходов становится приведение действующих нормативных правовых актов Свердловской области в данной сфере в соответствие с нормами федерального законодательства;


Информация по документу
Читайте также