Расширенный поиск

Постановление Администрации города Екатеринбурга Свердловской области от 30.09.2015 № 2718



 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2015 г. N 2718

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ"

 

В целях реализации стратегического плана развития Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О стратегическом плане развития Екатеринбурга", на основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от 09.02.2011 N 371 "О разработке, актуализации и пролонгации стратегических проектов развития Екатеринбурга", Решения Программного совета стратегического развития города Екатеринбурга от 27.06.2012 N 52/1 постановляю:

1. Утвердить Стратегический проект "Чистый воздух" (приложение).

2. Комитету по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга предусмотреть финансирование реализации мероприятий Стратегического проекта "Чистый воздух" из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" при формировании муниципальных и ведомственных целевых программ.

3. Информационно-аналитическому департаменту Администрации города Екатеринбурга опубликовать настоящее Постановление в газете "Вечерний Екатеринбург" и разместить его на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://екатеринбургф).

 

Глава Администрации

города Екатеринбурга

А.Э.ЯКОБ

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению Администрации

города Екатеринбурга

от 30 сентября 2015 г. N 2718

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ"

 

1. ПАСПОРТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

1.1. Правовые акты и иные документы

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Постановление Правительства Свердловской области от 28.07.2009 N 865-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года";

Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 67/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О стратегическом плане Екатеринбурга";

Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург".

 

1.2. Инициатор постановки проблемы

Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга.

 

1.3. Координаторы проекта:

Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Липович Е.Е.

Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга.

 

1.4. Ответственный за контроль и реализацию проекта

Председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга Свалов Е.А.

 

1.5. Разработчики проекта:

Алексеев А.А. - главный специалист Муниципального бюджетного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга";

Белянина Ю.В. - ведущий специалист Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга;

Высокинский В.В. - директор Автономной некоммерческой организации "Институт проблем экологии и природопользования";

Высокинская Р.В. - заведующий кафедрой "Экология и природопользование" Уральского филиала государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)", кандидат геолого-минералогических наук;

Жданюк И.М. - главный специалист Муниципального бюджетного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга";

Мяконьких А.Г. - председатель постоянной Комиссии по безопасности жизнедеятельности населения Екатеринбургской городской Думы;

Роговский И.А. - начальник Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";

Сапрыкин М.А. - директор Муниципального бюджетного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга", кандидат геолого-минералогических наук;

Свалов Е.А. - председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга;

Свиридов А.В. - доцент кафедры физической, органической химии и нанодисперсных технологий Уральского государственного лесотехнического университета, директор Общества с ограниченной ответственностью Предприятие "ЭКО", кандидат технических наук.

 

1.6. Общие затраты и источники финансирования проекта

 

ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ


 

Таблица 1

 

Затраты на проект

Сумма, млн. руб.

Финансирование разработки проекта

0,00

Финансирование реализации проекта

560,61

Итого

560,61

 

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

 

Таблица 2

 

Источник финансирования

Сумма, млн. руб.

1. Бюджетные средства, в том числе

116,62

федеральный бюджет <*>

0,00

региональный бюджет <*>

0,00

бюджет муниципального образования "город Екатеринбург"

116,62

2. Внебюджетные средства

443,99

Итого

560,61

<*> Объем финансирования из средств указанных бюджетов будет уточняться ежегодно по итогам рассмотрения заявок муниципального образования "город Екатеринбург" в целевых проектах и иных формах софинансирования со стороны данных бюджетов

 

1.7. Анализ сферы реализации проекта и характеристика проблемы

Качество атмосферного воздуха является одним из основных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения. Загрязнение атмосферного воздуха мегаполисов происходит в результате выбросов загрязняющих веществ передвижными, стационарными и неорганизованными источниками выбросов. Кроме того, накоплению вредных примесей в атмосфере муниципального образования "город Екатеринбург" способствуют климатические условия (Екатеринбург находится в зоне низкого потенциала рассеивания загрязняющих веществ), рельеф местности и плотность застройки. При западном и юго-западном направлении ветра периодически отмечается трансграничный перенос загрязняющих веществ (диоксида серы, соединений меди, свинца, мышьяка и других), производимых предприятиями Ревды и Первоуральска.

В 2013 году объем выбросов загрязняющих веществ составил 218,3 тысячи тонн (из них 187,5 тысячи тонн - выбросы передвижных источников, что составляет 85,9 процента от общего объема). Высокий процент выбросов передвижных источников (автотранспортных средств) объясняется в том числе динамикой роста их количества: за десятилетний период наблюдается двукратное увеличение количества автотранспортных средств: с 331,6 тысяч единиц в 2003 году до 699,5 тысяч единиц в 2013 году. Проблема повышения уровня загрязнения атмосферного воздуха за счет увеличения объема выбросов выбросами передвижных источников (автотранспортных средств) в крупных мегаполисах актуальна не только для муниципального образования "город Екатеринбург", но и для других муниципальных образований, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики, представленные в таблице 3.

 

Таблица 3


 

Название города

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, всего, тысяч тонн

Доля выбросов передвижных источников (автотранспортных средств), процент

Воронеж

93,5

88,8

Екатеринбург

218,3

85,9

Казань

98,0

70,1

Москва

995,4

92,8

Нижний Новгород

134,4

76,3

Пермь

100,4

65,0

Ростов-на-Дону

89,4

87,0

Самара

137,6

73,8

Санкт-Петербург

488,2

85,9

 

В связи с этим все более актуальной становится организация мониторинга состояния окружающей среды и контроля за выбросами загрязняющих веществ передвижными источниками (автотранспортными средствами). Ежегодно в период с 1 мая по 30 сентября на территории муниципального образования "город Екатеринбург" проводится операция "Чистый воздух", в которой принимают участие Администрация города Екатеринбурга, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Государственная инспекция безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области. В ходе проведения операции подвергается проверке до 80 тысяч автомобилей. При этом доля передвижных источников (автотранспортных средств), которые выделяют отработанные газы, содержащие загрязняющие элементы в количестве, превышающем норму, снизилась с 7,8 процента в 2007 году до 2,3 процента в 2013 году.

Мониторинг качества атмосферного воздуха относится к полномочиям органов федеральной и региональной власти. Систематические наблюдения за качеством атмосферного воздуха в Екатеринбурге осуществляются на восьми стационарных и одном автоматическом посту наблюдения, местоположение которых указано в приложении N 1 к настоящему Стратегическому проекту, силами Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и Государственного казенного учреждения Свердловской области "Центр экологического мониторинга и контроля". Указанное количество постов существенно меньше количества, регламентированного ГОСТом 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", согласно которому в городах с численностью населения более 1 млн. жителей должно быть от 18 до 20 постов наблюдения. В 2013 году Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области была приобретена передвижная лаборатория, оснащенная автоматическими приборами контроля уровня загрязненности атмосферного воздуха, а также выбрано место для установки девятого автоматического поста наблюдения. Согласно государственному докладу "О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2013 году" в последние пять лет наметилась тенденция к снижению в воздухе среднегодовых концентраций диоксида серы, оксида углерода, сажи, фенола, аммиака, бензола, бензопирена, ксилола, этилбензола, железа, марганца, никеля, свинца, хрома и цинка. Этому способствует реализация мероприятий в рамках стратегических проектов "Чистый воздух", "Развитие регулируемой улично-дорожной сети", "Комплексная схема организации дорожного движения", "Улучшение благоустройства городской территории" и других. К настоящему моменту осуществлены следующие мероприятия:

изменение режимов работы светофорных объектов на 330 перекрестках;

проектирование, строительство (реконструкция) более 200 светофорных объектов;

строительство дополнительных полос на девяти перекрестках с интенсивным движением транспорта;

увеличение пропускной способности транспортного узла в границах улиц Серафимы Дерябиной - Зоологической - Волгоградской - Репина - Бардина;

ремонт дорог на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с применением новых технологий и современных материалов (отремонтировано 344 объекта общей площадью 3713,7 тысячи кв. м).

С 2007 по 2013 годы переведено на газомоторное топливо около 11 тысяч единиц муниципального транспорта, приобретено более 200 автобусов, соответствующих европейским экологическим стандартам (не ниже "Евро-3"), осуществляется строительство транспортных развязок.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками выбросов, в силу отсутствия законодательной базы в сфере экологического контроля на уровне местного самоуправления, решается органами контроля и надзора на федеральном и региональном уровне. В сравнении с 2007 годом объем выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения увеличился на 10,87 тысячи тонн и в 2013 году составил 30,77 тысячи тонн. Увеличение объема выбросов загрязняющих веществ связано со снижением объема уловленных и обезвреженных на предприятиях выбросов с 45,5 процента в 2007 году до 29,3 процента в 2013 году, что объясняется тем, что на большинстве предприятий применяются устаревшие технологии, используется устаревшее оборудование. В связи с этим необходимо усиление контроля за производственной деятельностью субъектов хозяйственной деятельности, в том числе за соблюдением последними норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды, своевременной разработкой и утверждением проектов организации санитарно-защитных зон и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, выполнением природоохранных мероприятий.

Существенную роль в загрязнении атмосферного воздуха играют неорганизованные источники выбросов. При горении отходов производства и потребления на полигонах твердых бытовых отходов, контейнерных и строительных площадках; при несанкционированном сжигании отходов после уборки территорий предприятий и жилого сектора; при горении торфа выделяются такие высокотоксичные загрязняющие вещества, как диоксины, бензопирен, оксиды азота и другие. Несмотря на отсутствие методики определения объемов выбросов загрязняющих веществ неорганизованными источниками выбросов, Администрацией города Екатеринбурга проводятся мероприятия по уменьшению их объема в атмосфере Екатеринбурга, что приводит к снижению риска для здоровья населения:

ежегодно используется более 50 тысяч тонн грунта в качестве изоляционного материала на полигонах твердых бытовых отходов;

проложено свыше 117 км минерализованных полос для предотвращения распространения лесных пожаров;

проводится ликвидация либо перенос опасных производств за пределы территории муниципального образования "город Екатеринбург" (на 01.01.2014 ликвидировано 10 предприятий, перенесено 6 предприятий, в стадии реорганизации находятся 2 предприятия);

с 2008 года для обработки проезжей части дорог применяется многокомпонентный реагент вместо песко-соляной смеси, для обработки тротуаров - мелкофракционный щебень гранитных пород вместо отсева (щебня, имеющего самую мелкую фракцию);

в летний период для снижения пылевой нагрузки предусмотрена ежедневная вакуумная уборка либо мойка дорог и тротуаров.

Кроме того, с 2011 года по настоящее время Муниципальным бюджетным учреждением "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга" проведено более 2000 обследований в рамках экологической акции "Наша контейнерная площадка и городская территория", по результатам которых более 50 процентов материалов передано в федеральные и региональные органы контроля и надзора, правоохранительные органы и прокуратуру для применения к нарушителям мер административного воздействия. За период реализации стратегического проекта "Чистый воздух" Муниципальным унитарным предприятием комплексного решения проблем промышленных отходов обследовано на содержание в воздухе в зданиях учреждений социальной сферы паров ртути 1188 учреждений. При этом выявлено и устранено ртутное заражение на 102 объектах общей площадью 15,2 тысячи кв. м.

Необходимо отметить, что с 2005 года у Администрации города Екатеринбурга отсутствуют полномочия в области экологического контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". В связи с этим решение задач в области охраны атмосферного воздуха осуществляется путем взаимодействия с уполномоченными органами на федеральном и региональном уровне:

Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу и Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области - в части соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха") хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования "город Екатеринбург";

Отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Екатеринбургу - в части выявления транспортных средств, объем выбросов загрязняющих веществ которых не соответствует нормативам, а также в части соблюдения правил перевозки автотранспортом пылящих грузов, отходов;

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - в части уменьшения неблагоприятного влияния загрязнения атмосферного воздуха и вредных физических факторов (шум, вибрация) на здоровье человека на территории муниципального образования "город Екатеринбург";

Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу - в части предупреждения совершения физическими лицами противоправных действий, связанных с несанкционированным размещением отходов, их сжиганием, а также возникновением пожаров, в том числе лесных;

Федеральным государственным бюджетным учреждением "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - в части контроля за состоянием атмосферного воздуха в муниципальном образовании "город Екатеринбург".

Анализ нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода к решению задач настоящего Стратегического проекта. Наделение Администрации города Екатеринбурга правом на осуществление экологического контроля позволит повысить уровень экологической безопасности и снизить риск причинения вреда здоровью населения в результате негативного воздействия вредных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе. Несмотря на то, что предложения по данному вопросу неоднократно направлялись в Правительство Свердловской области, соответствующее решение до сих пор не было принято.

 

2. СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТА

 

2.1. Проблема


 

Таблица 4

 

Формулировка проблемы

Отсутствие полномочий в области охраны атмосферного воздуха у органов местного самоуправления. Недостаточный контроль за производственной деятельностью хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Негативные последствия загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов загрязняющих веществ для здоровья населения

Целевые группы

Население муниципального образования "город Екатеринбург"

Последствия нерешения проблемы

Дальнейшее ухудшение качества атмосферного воздуха, которое приведет к увеличению риска причинения значительного вреда здоровью населения, снижению уровня экологической безопасности, привлекательности муниципального образования "город Екатеринбург" в качестве делового и туристического центра и ухудшению условий проживания

Последствия решения проблемы

Повышение уровня экологической безопасности на территории муниципального образования "город Екатеринбург", улучшение здоровья и качества жизни населения

 

2.2. Цель проекта

Стабилизация экологической обстановки, снижение темпов роста загрязнения атмосферного воздуха в муниципальном образовании "город Екатеринбург".

 

2.3. Задачи проекта

 

Таблица 5

 

Задача

Результат

Показатель

Значение показателя

Временной интервал выполнения задачи, годы

Коэффициент значимости задачи

Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих выполнение задач

1

2

3

4

5

6

7

1. Замедление темпов роста уровня загрязнения атмосферного воздуха передвижными источниками (автотранспортом)

Стабилизация экологической обстановки, недопущение экстремально высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха

Объем выброса вредных веществ в атмосферу передвижными источниками, тыс. тонн/год

189,0

2011 - 2020

0,33

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 "Об

Комплексный индекс загрязнения атмосферы, единица

16,0

2. Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками

Сокращение объема валовых выбросов загрязняющих веществ субъектами хозяйственной деятельности, в том числе при неблагоприятных метеорологических условиях

Объем выброса вредных веществ в атмосферу стационарными источниками, тыс. тонн/год

28,0

2011 - 2020

0,33

Средняя степень улавливания загрязняющих веществ пылегазоочистными установками, процент

31,0

Количество предприятий, имеющих утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, единица

450

3. Снижение негативного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения

Уменьшение дозовой нагрузки на одного жителя муниципального образования "город Екатеринбург", снижение риска для здоровья населения

Удельный объем выбросов загрязняющих веществ на одного жителя, тонна

0,138

2011 - 2020

0,34

утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха";

Постановление Правительства Свердловской области от 28.07.2009 N 865-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года";

ГОСТ Р 52033-2003 "Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния";

СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест";

Площадь озелененных территорий общего пользования на одного жителя, кв. м

17,75

Количество объектов, проверенных на соответствие природоохранным требованиям, единица

1430

Доля автодорог с твердым покрытием, процент

93,6

 

 

 

 

 

 

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";

Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург"

 

2.4. Целевые группы

 

Таблица 6

 

Наименование целевой группы

Численность, тысяч человек

Доля целевой группы в численности населения, процент

Общая характеристика и функции целевой группы

Выгода, получаемая от реализации проекта

Проблемы и комментарии

1

2

3

4

5

6

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРОВАН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Население муниципального образования "город Екатеринбург"

1445,7

100

Участие в реализации мероприятий стратегического проекта

Уменьшение количества факторов экологического риска, улучшение здоровья населения

Невысокая активность населения муниципального образования "город Екатеринбург"

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОВЛЕЧЕННЫЕ В РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Администрация города Екатеринбурга

-

-

Координация действий участников проекта и контроль за его исполнением, обеспечение информационной и финансовой поддержки проекта

Повышение уровня жизни населения, формирование положительного имиджа муниципального образования "город Екатеринбург"

Отсутствие полномочий в области охраны атмосферного воздуха у органов местного самоуправления

Правительство Свердловской области

-

-

Контроль за качеством атмосферного воздуха в муниципальных образованиях на территории Свердловской области, в том числе в муниципальных образованиях смежных с муниципальным образованием "город Екатеринбург". Реализация областных экологических программ

Повышение уровня экологической безопасности среды обитания, статуса муниципального образования "город Екатеринбург" как столицы Свердловской области

Недостаточное финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха

Органы контроля и надзора: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Прокуратура города Екатеринбурга, отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу,

-

-

Совершенствование нормативно-правовой базы. Информирование населения о состоянии атмосферного воздуха. Экологический контроль за производственной деятельностью субъектов хозяйственной деятельности. Применение мер административного воздействия к нарушителям законодательства в области охраны атмосферного воздуха

Улучшение экологической обстановки, повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования "город Екатеринбург"

Несовершенство механизмов реализации законодательства в области охраны атмосферного воздуха

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу

 

 

 

 

 

Субъекты хозяйственной деятельности, в том числе владельцы транспортных средств и дорожно-строительной техники

-

-

Соблюдение требований действующего законодательства об охране окружающей среды, в том числе учет выбросов загрязняющих веществ, совершенствование работы пылегазоочистного оборудования, применение современных технологий и методов очистки, своевременный технический осмотр транспортных средств

Предотвращение экстремального высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха, создание нормальных условий для проживания, передвижения и работы населения

Высокая стоимость мероприятий по обеспечению соответствия технологического оборудования и транспортных средств современным экологическим нормативам

Общественные и некоммерческие организации

-

-

Участие в реализации мероприятий стратегического проекта, вовлечение населения в проведении экологических акций, субботников. Развитие общественных инициатив

Укрепление имиджа организаций, осведомленность населения об экологической обстановке

Недостаточная финансовая и материальная база

Экологические центры, ведомственные институты и факультеты повышения квалификации, образовательные учреждения всех уровней

-

-

Проведение социологических опросов. Разработка и реализация экологических программ, методических пособий и дидактических материалов. Подготовка и переподготовка специалистов в области охраны окружающей среды

Развитие учебно-методической базы, увеличение количества подготовленных специалистов

Недостаточно развитая для реализации образовательных стандартов учебно-методическая база

Средства массовой информации

-

-

Информационное сопровождение хода реализации мероприятий стратегического проекта, общественных инициатив, деятельности жителей муниципального образования "город Екатеринбург" в области охраны атмосферного воздуха

Обеспечение взаимодействия и информационная поддержка органов власти, субъектов хозяйственной деятельности и жителей муниципального образования "город Екатеринбург"

Большое количество однотипных нарушений и, как следствие, потеря интереса к их освещению

 

3. ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ,

ПАРТНЕРЫ (ПОДРЯДЧИКИ) И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА

 

3.1. Возможные способы достижения цели проекта

 

Таблица 7

 

Способ

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Применение комплексных решений и системных методов в целях обеспечения высокого качества атмосферного воздуха и повышения уровня экологической безопасности на территории муниципального образования "город Екатеринбург"

Согласованность действий всех участвующих в реализации стратегического проекта; наличие общих приоритетов и единых принципов подхода к решению задач проекта. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Создание единого информационного пространства

Несовершенство механизма реализации законодательства в области охраны атмосферного воздуха

2. Разработка и реализация целевых программ и планов мероприятий, в том числе субъектами хозяйственной деятельности

Определение приоритетов для поэтапного решения поставленных задач с использованием зарубежного и отечественного положительного опыта в области улучшения качества атмосферного воздуха

Низкая активность субъектов хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды, длительные сроки достижения поставленных целей (замедления темпов роста уровня загрязнения атмосферного воздуха)


 

3.2. Технология реализации проекта

 

Характеристика выбранного способа

 

Наиболее оптимальным способом достижения цели является применение комплексных решений и системных методов для обеспечения качества атмосферного воздуха и повышение уровня экологической безопасности на территории муниципального образования "город Екатеринбург" путем снижения уровня загрязнения атмосферы стационарными и неорганизованными источниками, а также посредством замедления темпов роста уровня загрязнения атмосферы передвижными источниками - автотранспортом, дорожно-строительной и уборочной техникой.

Проблема роста уровня загрязнения атмосферного воздуха должна решаться радикально: путем замены топлива на экологически чистое, изменения конструкций двигателей, а также развития в муниципальном образовании "город Екатеринбург" маршрутных сетей трамваев, троллейбусов, городских электричек, фуникулерного и иного перспективного, экологически чистого транспорта; строительства метрополитена, улучшения качества используемых горюче-смазочных материалов. В рамках реализации настоящего Стратегического проекта предусматривается строительство новых трамвайных, троллейбусных путей, станций метрополитена. В условиях сложившейся застройки муниципального образования "город Екатеринбург" все более острой в гигиеническом и экологическом планах становится проблема соблюдения требований, предъявляемых к санитарно-защитным зонам предприятий в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также необходимость контроля за состоянием территорий и объектов. В связи с этим в рамках настоящего Стратегического проекта предусмотрены мероприятия по обследованию объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", по выявлению и оценке источников негативного воздействия на окружающую среду (передвижных - автомобилей, дорожно-строительной и уборочной техники; стационарных, неорганизованных - свалок мусора, контейнерных площадок, территорий, на которых складируются пылящие отходы), результатом которых будет применение мер административного воздействия к нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, в настоящем Стратегическом проекте предусматривается проведение ежегодной операции "Чистый воздух". В целях определения интенсивности негативного воздействия на окружающую среду источников ее загрязнения с помощью приборов, обеспечения доказательной базы для применения мер административного воздействия, предъявления исковых требований к нарушителям законодательства в области охраны атмосферного воздуха в рамках настоящего Стратегического проекта предусмотрено приобретение передвижной лаборатории, лабораторного оборудования, материалов, реактивов, программного и методического обеспечения, полноприводных автомобилей, а также обустройство помещений для выполнения исследований.

Необходимым условием реализации настоящего Стратегического проекта является координация действий и сотрудничество субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", федеральных и региональных органов контроля и надзора, структурных подразделений Администрации города Екатеринбурга. Для этого в рамках настоящего Стратегического проекта предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха, подписанию соглашений о взаимодействии, выполнению совместных комплексных инспекционных проверок субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, планируется разработка муниципального нормативно-правового акта, регулирующего вопросы приобретения для муниципальных нужд автомобилей и техники, соответствующих стандарту "Евро-5", и установка постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в количестве, предусмотренном действующим законодательством.

В целях обеспечения решения задачи по снижению негативного воздействия атмосферного воздуха на здоровье населения и гостей муниципального образования "город Екатеринбург" в рамках реализации настоящего Стратегического проекта предусмотрено проведение следующих мероприятий:

разработка и согласование проектов организации санитарно-защитных зон субъектов хозяйственной деятельности, их благоустройство и озеленение таких зон (реализация мероприятия возлагается на субъекты хозяйственной деятельности, на территории которых находятся источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, и на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области);

организация и обеспечение мониторинга уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории муниципального образования "город Екатеринбург", анализ динамики концентрации приоритетных и иных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, ранжирование прогнозируемых рисков причинения вреда здоровью населения силами Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области;

нормирование выбросов загрязняющих веществ субъектов хозяйственной деятельности с учетом предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (ответственными исполнителями данного мероприятия являются Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и субъекты хозяйственной деятельности);

организация и проведение ежегодных экологических акций и фестивалей, таких как "Наша контейнерная площадка и городская территория", "Чистый и здоровый город" и других.

Особенностью настоящего Стратегического проекта является взаимосвязь как с Генеральным планом развития города Екатеринбурга на период до 2025 года, так и с другими стратегическими проектами, реализация которых прямо или косвенно влияет на улучшение качества атмосферного воздуха и условий проживания населения муниципального образования "город Екатеринбург". Достижению цели стратегического проекта "Чистый воздух" способствует реализация мероприятий в соответствии с Долгосрочной целевой программой "Экология и природные ресурсы города Екатеринбурга" на 2012 - 2014 годы, а также Муниципальной программой "Экология и природные ресурсы города Екатеринбурга" на 2014 - 2016 годы. Программы экологической направленности будут разрабатываться и на последующие годы с учетом истечения утвержденных сроков реализации действующих программ.

 

Взаимосвязь со смежными стратегическими проектами

 

Реализация Стратегического проекта "Чистый воздух" связана с реализацией стратегических проектов:

"Зеленый город" - в части увеличения площади зеленых насаждений общего пользования, восстановления существующих и создания новых городских парков и скверов;

"Улучшение благоустройства городской территории" - в части широкого применения современных качественных материалов и технологий в ходе работ по благоустройству территории муниципального образования "город Екатеринбург";

"Экологическое просвещение и образование населения" - в части организации работы с населением (проведения экологических акций, форумов, выставок, обучающих семинаров; издания печатной продукции, организации рекламных мероприятий);

"Модернизация железнодорожного узла" - в части снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории муниципального образования "город Екатеринбург";

"Новое качество услуг" - в части инновационного (технического и технологического) перевооружения действующих предприятий;

"Город для пешеходов" - в части создания пешеходных улиц и зон, изолированных от транспортных потоков;

"Комплексная схема организации дорожного движения" - в части организации движения автотранспорта, предусматривающей дифференцированный подход к регулированию транспортного потока; оптимизации управления транспортными и пешеходными потоками;

"Защита от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны в муниципальном образовании "город Екатеринбург" - в части повышения уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимизации риска причинения вреда здоровью граждан при возникновении таких ситуаций.

 

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

НА ИМИДЖ ЕКАТЕРИНБУРГА


 

Таблица 8

 

Параметр

Характеристика

Состояние проблемы

Негативное воздействие содержащихся в атмосфере загрязняющих веществ на здоровье населения и состояние окружающей природной среды

Уникальность проекта

Один из первых стратегических проектов, послуживших основанием для создания стратегических документов нескольких российских городов. Использование другими городами имеющегося опыта по реализации стратегического проекта, направленного на улучшение качества атмосферного воздуха

Продвижение бренда Екатеринбурга в России и за рубежом

Реализация системного подхода к развитию муниципального образования "город Екатеринбург", основанного на устойчивом улучшении качества жизни горожан и соблюдении баланса приоритетов развития

Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования "город Екатеринбург"

Привлечение инвестиций и создание условий для развития бизнеса при учете экологической составляющей бизнес-проектов

Рост социальной активности жителей муниципального образования "город Екатеринбург"

Понимание горожанами последствий загрязнения окружающей среды, рост количества общественных организаций, принимающих участие в реализации мероприятий проекта и экологических акциях

Укрепление позитивной репутации органов местного самоуправления

Эффективное взаимодействие с федеральными и региональными органами контроля и надзора в области охраны атмосферного воздуха в ходе реализации мероприятий проекта для создания комфортных условий для проживания населения на территории муниципального образования "город Екатеринбург"

 

ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТА

 

Таблица 9

 

Формы и механизмы

Характеристика

Информационное сопровождение

Освещение мероприятий и хода реализации проекта на лекциях, при проведении круглых столов, в средствах массовой информации

Представление в Интернете (на сайтах, в блогах, социальных сетях, на других сетевых площадках и структурах)

Информация на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://екатеринбургф), на сайте Муниципального бюджетного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга" (http://ioos.ru)

Деятельность общественных и некоммерческих организаций

Центр экологического обучения и информации - применение современных методов экологического обучения и управления информационными процессами, опрос общественного мнения по поводу реализации мероприятий в рамках настоящего Стратегического проекта;

Свердловское областное отделение Всероссийского общества охраны природы - формирование общественного мнения по вопросам экологии, проведение конкурсов, конференций, семинаров;

общественные организации "Чистый город", "ЭКО", "Центр самореализации человека будущего" и другие - участие в организации экологических мероприятий и их проведении с привлечением населения

Массовые публичные мероприятия

Городской экологический фестиваль "Чистый и здоровый город", ежегодный экологический субботник ко Дню охраны окружающей среды, опрос общественного мнения по поводу реализации мероприятий в рамках настоящего Стратегического проекта, лекции, доклады на обучающих семинарах

Выпуск печатной продукции

Газета "Мы все - друзья-экологи", сборники "Профессия эколога - Ваш стратегический выбор", "Человек и природа", а также рубрика "Экология" в газете "Вечерний Екатеринбург"

Другое

Проведение экологических акций "Наша контейнерная площадка и городская территория", "Сохраним лес", "Посади дерево", конкурса "Чистый двор - Чистый город"


Информация по документу
Читайте также