Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 № 123-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


   об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова
    Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав
    положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы
                 жилищной политики города Москвы"

     город Москва                                9 апреля 2002 года

     Конституционный   Суд   Российской   Федерации    в    составе
Председателя    М.В.Баглая,    судей    Н.С.Бондаря,   Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина,
С.М.Казанцева,  В.О.Лучина,  Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение судьи В.О.Лучина,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина А.Я.Аванова,

                        у с т а н о в и л:

     1. В своей жалобе в Конституционный Суд  Российской  Федерации
гражданин А.Я.Аванов оспаривает конституционность части 2 статьи 11
Закона города  Москвы  от  11  марта  1998  года  "Основы  жилищной
политики города Москвы" (в редакции от 12 мая 1999 года),  согласно
которой граждане,  нуждающиеся в улучшении жилищных условий,  имеют
право  на  предоставление  в пользование жилых помещений в жилищном
фонде города по  договорам  социального  или  коммерческого  найма,
безвозмездного пользования, иным договорам в порядке и на условиях,
установленных Положением о порядке  учета  граждан,  нуждающихся  в
улучшении  жилищных  условий,  и  предоставления  жилых помещений в
городе Москве.
     Как следует    из   представленных   материалов,   департамент
муниципального жилья и жилищной политики при  Правительстве  города
Москвы на основании Положения о порядке постановки на учет граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий,  и предоставления жилья в
городе  Москве,  утвержденного  постановлением Московской городской
Думы   от   24   декабря   1997    года,    отказал    А.Я.Аванову,
зарегистрированному   в   городе  Москве  по  месту  пребывания,  в
постановке на учет.  Пресненский межмуниципальный суд города Москвы
13 марта 2001 года отказал в удовлетворении его жалобы на указанное
решение со ссылкой на то,  что согласно нормативным правовым  актам
города Москвы граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных
условий при наличии определенных оснований при условии проживания в
городе  Москве  в  общей  сложности  не  менее  10  лет  (и иное не
предусмотрено  законодательством),  причем  регистрация  граждан  в
городе  Москве  по месту пребывания не дает основания для признания
их нуждающимися в  улучшении  жилищных  условий  (пункты  13  и  17
Положения  о  порядке  улучшения  жилищных условий граждан в городе
Москве,  утвержденного постановлением Московской городской Думы  от
31 января 2001 года).
     По мнению заявителя,  часть 2 статьи 11 Закона  города  Москвы
"Основы   жилищной   политики   города  Москвы"  во  взаимосвязи  с
Положением о порядке улучшения жилищных условий  граждан  в  городе
Москве,  как нарушающая равенство граждан, конституционные права на
свободу передвижения и на жилище, противоречит статьям 2, 6, 7, 15,
17 (часть 1),  18, 19, 27, 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской
Федерации.
     2. Конституционное   право  на  жилище  предполагает  создание
органами государственной власти и органами местного  самоуправления
условий  для его осуществления,  для предоставления жилья бесплатно
или за доступную цену из государственного и других жилищных  фондов
малоимущим  и  иным  указанным  в  законе гражданам,  нуждающимся в
жилище (статья 40  Конституции  Российской  Федерации).  Реализация
этого  права  может  быть  обусловлена  определенными требованиями,
закрепленными в законодательных нормах.
     Согласно статье  72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской
Федерации жилищное законодательство находится в совместном  ведении
Российской  Федерации  и  ее субъектов.  Статья 3 Закона Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"  возлагает  на
органы   государственной   власти  и  управления,  органы  местного
самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан на жилище, в
том    числе   по   осуществлению   учета,   установлению   порядка
распределения и предоставления гражданам жилых помещений.
     Часть 2  статьи  11  Закона  города  Москвы  "Основы  жилищной
политики города Москвы" имеет бланкетный характер. Из ее содержания
следует,  что  законодатель  города  Москвы как субъекта Российской
Федерации отнес установление оснований и порядка признания  граждан
нуждающимися   в   улучшении   жилищных   условий   к   отношениям,
регулируемым подзаконными нормативными правовыми актами,  в  данном
случае  - Положением о порядке улучшения жилищных условий граждан в
городе Москве.
     3. Нормативные  положения,  касающиеся  регистрации граждан по
месту пребывания  и  по  месту  жительства  в  пределах  Российской
Федерации,  уже  были  предметом рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации в делах о  проверке  конституционности  частей
первой  и  третей статьи 8 Федерального закона "О порядке выезда из
Российской  Федерации  и  въезда  в  Российскую  Федерацию",   ряда
нормативных    актов    города   Москвы   и   Московской   области,
Ставропольского  края,  Воронежской  области  и  города   Воронежа,
регламентирующих   порядок   регистрации  граждан,  прибывающих  на
постоянное  жительство  в  названные  регионы,   а   также   Правил
регистрации    и    снятия    граждан    Российской   Федерации   с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства  в
пределах    Российской   Федерации,   утвержденных   постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года.
     В вынесенных  по  этим  делам постановлениях (от 4 апреля 1996
года,  от 2 июля 1997 года,  от 15 января 1998 года и от 2  февраля
1998  года)  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  пришел  к
следующим выводам.
     Из статьи  71  (пункт  "в")  Конституции  Российской Федерации
следует,  что регулирование  конституционного  права  каждого,  кто
законно  находится  на  территории  Российской Федерации,  свободно
передвигаться,  выбирать место пребывания и жительства находится  в
ведении   Российской   Федерации.  Регистрация  граждан  Российской
Федерации,  введенная Законом Российской Федерации от 25 июня  1993
года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор  места  пребывания  и  жительства   в   пределах   Российской
Федерации",  в  ее  конституционно-правовом  смысле  является  лишь
предусмотренным  федеральным  законом  способом  учета  граждан   в
пределах  Российской  Федерации,  носящим уведомительный характер и
отражающим факт  нахождения  гражданина  по  месту  пребывания  или
жительства.
     Регламентируя условия  реализации  конституционного  права  на
жилище,  включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении
жилищных условий,  законодатель в целях исключения  злоупотребления
правом   может   предусмотреть   в   нормативных   правовых   актах
определенные организационно-учетные  правила.  Введение  условия  о
наличии  у  гражданина  регистрации по месту жительства - поскольку
оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на
предотвращение   возможных   злоупотреблений  со  стороны  граждан,
обращающихся с  заявлениями  о  постановке  на  учет  по  улучшению
жилищных  условий,  и  органов  управления муниципальным жильем,  а
также на защиту прав  и  законных  интересов  собственников  жилого
фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся
с предписаниями статей 17,  19,  27  и  40  Конституции  Российской
Федерации.
     При этом   место    жительства    гражданина,    как    указал
Конституционный  Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября
2000 года по  жалобе  гражданина  А.М.Кушнарева  на  нарушение  его
конституционных   прав  положениями  статьи  40-1  КЗоТ  Российской
Федерации и статьи 12  Закона  Российской  Федерации  "О  занятости
населения", может быть установлено судом общей юрисдикции на основе
юридических фактов,  не обязательно связанных с видом  регистрации;
исследование  таких фактических обстоятельств Конституционному Суду
Российской Федерации неподведомственно.
     Приведенные решения    Конституционного    Суда     Российской
Федерации,   а  значит,  и  содержащиеся  в  них  правовые  позиции
сохраняют свою  силу.  Вытекающий  из  этих  решений  и  настоящего
Определения  конституционно-правовой смысл положений части 2 статьи
11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы"  в
соответствии   со   статьей  6 Федерального конституционного закона
"О Конституционном    Суде    Российской    Федерации"     является
общеобязательными    для   всех   правоприменительных   органов   и
должностных лиц.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь пунктами 1 и 3 части
первой  статьи  43  и  частью   первой   статьи   79   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  жалобы   гражданина
Аванова Александра Яковлевича, поскольку разрешение поставленного в
ней   вопроса   Конституционному    Суду    Российской    Федерации
неподведомственно и поскольку по предмету обращения Конституционным
Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие
свою силу.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства   Российской  Федерации",  "Российской  газете"  и
официальных изданиях органов государственной власти города  Москвы,
а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                                М.В.Баглай

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 123-О


Информация по документу
Читайте также