Расширенный поиск
Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ
Документ имеет не последнюю редакцию.
ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА (В редакции Законов Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ; от 05.12.97 г. N 71-ОЗ) Принят Областной Думой 5 октября 1995 года Законодательного Собрания Свердловской области Одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Право ребенка на защиту Каждый ребенок, независимо от гражданства, рождения в браке или вне брака, пола, возраста, языка, национальной принадлежности, состояния здоровья, социального и имущественного положения, убеждений, отношения к религии, имеет право на защиту. Каждому ребенку гарантируются равные возможности для осуществления этого права во всех органах, включая судебные, независимо от воспитания ребенка в семье или в государственном учреждении. Дети с ограниченными возможностями: дети с физическими и психическими недостатками, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без родительского попечения, безнадзорные дети, а также дети-правонарушители имеют равное право на защиту и могут быть ограничены в нем только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Право ребенка на защиту обеспечивается субъектами, указанными в ст. 7 настоящего Закона. Статья 2. Цели и задачи закона Настоящий Закон имеет целью закрепление гарантий правовой и социальной защиты детей в Свердловской области. Он наделяет ребенка и его представителей дополнительными к федеральному законодательству правами, обеспечивающими защиту детства. Задачами настоящего Закона являются: - создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм дискриминации в обществе, семье, детском учреждении, социальной среде; - конкретизация обязанностей и ответственности государственных органов, систем управления, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей; - указание источников ресурсов, направляемых на социальную поддержку детей, применительно к условиям местного уклада жизни и определение форм участия государственных органов, юридических и физических лиц в их распределении. Статья 3. Законодательство о защите прав ребенка Законодательство о защите прав ребенка основывается на Конвенции ООН о правах ребенка и включает: Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство Российской Федерации, Устав Свердловской области, настоящий Закон, а также другие законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области, устанавливающие условия и порядок защиты прав ребенка. Нормы Конвенции ООН о правах ребенка и других международных актов о детях приоритетны по отношению к законодательству Российской Федерации. Если федеральным законом или иными актами Российской Федерации о защите прав ребенка по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, предусмотрены нормы, более благоприятные для детей, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы федерального закона или иного акта Российской Федерации. Условия договоров Свердловской области с другими субъектами Российской Федерации и условия международных договоров Свердловской области, а также правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, не должны ущемлять права ребенка, предусмотренные настоящим Законом. Статья 4. Сфера применения закона о защите прав ребенка Действие настоящего Закона распространяется на всех детей, проживающих, а также временно прибывших на территорию Свердловской области: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев. Ребенком, в соответствии с настоящим законодательством, является лицо, не достигшее совершеннолетия (18 лет). Статья 5. Государственная политика Свердловской области в отношении детей Государственная политика Свердловской области в отношении детей предусматривает: - первоочередное внимание к наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей в любых сферах жизнедеятельности независимо от того, принимаются они государственными или частными учреждениями; - разработку и исполнение целевых программ по охране и защите детей, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а также других социальных программ и мероприятий в интересах детей; - выделение из федерального и областного бюджетов средств, необходимых для реализации межведомственных и ведомственных программ в отношении детей, отдельной строкой; - создание государственной и муниципальной службы по вопросам семьи, детей и мониторингу проблем детства; - целенаправленную пропаганду охраны и защиты прав и интересов ребенка; - создание благоприятных правовых, социальных, экономических и экологических условий жизни детей в Свердловской области, обеспечивающих детям уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и духовного развития. Статья 6. Финансирование детских социальных программ Финансирование социальных программ, реализующих государственную политику в отношении детей, осуществляется по решению Правительства Свердловской области. Межведомственные областные программы финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и других не запрещенных законом источников. Для реализации областных программ органы местного самоуправления вправе направлять дополнительные средства соответствующего местного бюджета. В ведомственной структуре бюджетов расходы на детей, в том числе на целевые программы, выделяются отдельной строкой. Статья 7. Субъекты, осуществляющие защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется его законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами, попечителями либо представителями по договору. Функции правовой защиты ребенка выполняют в пределах своей компетенции органы представительной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, другие органы, организации и службы, на которые законом возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях которых предусмотрены функции по защите прав детей. Организации и граждане, которым станет известно о фактах нарушения прав и законных интересов детей, обязаны сообщить об этом в любой из органов, осуществляющих защиту прав ребенка. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, ребенок может сам осуществлять право на защиту. Раздел II. ЗАЩИТА ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА Глава 1. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ РЕБЕНКА Статья 8. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольными образовательными учреждениями и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором. Родительская плата не может превышать 20% общих расходов учреждения на содержание ребенка. Остальные затраты в пределах установленных нормативов возмещаются за счет местного бюджета, если родители (лица, их заменяющие) работают в бюджетной сфере и ребенок посещает муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Если родители ребенка (лица их заменяющие) работают во внебюджетной сфере, условия оплаты содержания их детей определяются коллективным договором. При этом, если в семье работника среднедушевой доход не превышает трех минимальных размеров оплаты труда, оплачивающему содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении работодателю одного из родителей (лица, его заменяющего) возмещается из средств областного бюджета 30% затрат на одного ребенка. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, право на общение с родственниками, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию. При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 9. Защита права ребенка на образование Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного основного общего образования. В Свердловской области закон защищает право ребенка на получение обязательного общего образования в пределах федерального и регионального компонентов образовательных стандартов. Отчисление ребенка из государственного или муниципального образовательного учреждения до получения основного общего образования или начального профессионального образования запрещено. Не допускаются не предусмотренные законом ограничения при поступлении ребенка в образовательное учреждение. Тестирование поступающих в первый класс запрещается, за исключением детей, имеющих специальные образовательные потребности. Получение общего среднего, дополнительного и всех видов профессионального образования гарантируется системой государственных образовательных учреждений, реализующих его в объемах, адекватных образовательным потребностям населения. Негосударственные образовательные учреждения удовлетворяют спрос населения в образовательных услугах на договорной основе. Расходы на образование детей в частных образовательных, а также иных учреждениях компенсируются в пределах установленного стандарта в порядке, определяемом Правительством Свердловской области. Качество образовательных услуг контролируется по результатам итоговой аттестации не зависимой от органов управления образованием государственной комиссией, формируемой органами исполнительной власти с обязательным участием представителей органов образования и родительской общественности. На детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных педагогических подходах, из областного бюджета выделяются дополнительные средства, гарантирующие получение ими образования на уровне установленных стандартов. Для детей, проявивших особые способности и таланты, область создает дополнительные условия для развития. Дети имеют право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Дополнительное образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов и установленной законом Свердловской области доли сбора на нужды образовательных учреждений, направляемой на целевые областные программы, утверждаемые Правительством области, и средств граждан. Перепрофилирование детских дошкольных образовательных учреждений под учреждения не социальной сферы, а также их передача в частную собственность запрещаются. Возвращение необоснованно переданных другим организациям зданий, сооружений, предназначенных для размещения учреждений социальной сферы, обеспечивается комитетами по управлению имуществом в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области. Статья 10. Защита права ребенка на охрану жизни и здоровья Дети имеют право на экологическую защиту, обеспечение здорового образа жизни, эффективное лечение и реабилитацию в случае заболевания. Условия содержания, обучения и воспитания детей должны соответствовать Закону Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", за нарушение требований которого руководители детских учреждений, родители (лица, их заменяющие), органы местного самоуправления несут предусмотренную законом ответственность. Создание условий, способствующих гармоничному физическому развитию детей, оздоровлению и отдыху детей Свердловской области, гарантируется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также иных источников. Обеспечение молочными продуктами детского питания детей первого - второго года жизни обеспечивается через сеть молочных кухонь или отделов в магазинах за счет средств местных бюджетов. Питание для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений предоставляется бесплатно, а для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений - обеспечивается в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Правительством Свердловской области. Система государственного здравоохранения гарантирует детям бесплатную, доступную и квалифицированную медицинскую помощь в случае заболевания, а также при необходимости проведения профилактических мер, включая вакцинопрофилактику, и медицинской реабилитации. Уход за больными детьми оплачивается за счет средств социального страхования. Проезд ребенка и сопровождающего лица в областной центр по направлению врача оплачивается за счет средств областного бюджета. Лекарственное обеспечение детей до 3-х лет, находящихся на амбулаторном лечении, проводится бесплатно в соответствии с действующим законодательством. Дети в возрасте до 3-х лет помещаются в стационарное медицинское учреждение без матери или иного члена семьи только с согласия последних. Родители (лица, их заменяющие), умышленно не обратившиеся за медицинской помощью или отказавшиеся от нее, если это нанесло вред здоровью ребенка, несут ответственность в порядке, установленном статьей 46 настоящего законодательства. Органы местного самоуправления Свердловской области в целях защиты права ребенка на охрану жизни и здоровья, профилактики правонарушений несовершеннолетних вправе издавать правовые акты, запрещающие нахождение на улице после 22 часов детей в возрасте до 14 лет без сопровождения взрослых. Статья 11. Защита права ребенка на труд (участие в общественно-полезной деятельности) Несовершеннолетние имеют право на профессиональную подготовку, трудоустройство и личный заработок. Дети до 14-летнего возраста вправе по разрешению родителей в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не приносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка. С 14-летнего возраста подростки имеют право на получение профессии. Это право обеспечивают органы местного самоуправления, органы образования, служба занятости, комитеты по делам молодежи, организуя систему учреждений первичной трудовой (профессиональной) подготовки. Средства на содержание таких центров формируются из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Центры занятости населения содействуют трудоустройству подростков. Для несовершеннолетних предусматривается квотирование рабочих мест в соответствии с законодательством. Учреждения и предприятия всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлениям центров занятости. Увольнение несовершеннолетних, в том числе детей-правонарушителей, возможно только по решению комиссии по защите прав несовершеннолетних или суда. Несоблюдение указанных правил влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 43 настоящего Закона. Привлечение несовершеннолетних к труду, связанному с вредными условиями производства, поднятием тяжестей сверх установленных норм, подземными работами, ночными и сверхурочными сменами, не допускается. Не разрешается привлечение учащихся во время учебного года к работам, не связанным с учебным процессом. Привлечение учащихся к труду во время школьных каникул разрешается только с согласия родителей и самих учащихся. Статья 12. Защита права ребенка на отдых и досуг Для детей школьного возраста учебный процесс должен гармонично сочетаться с отдыхом. Органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают оздоровительную программу для детей, утверждаемую главами органов местного самоуправления, и реализуют ее за счет средств фонда социального страхования и бюджетов всех уровней. Несовершеннолетним трудящимся гарантируется право на отдых. Им устанавливается сокращенный рабочий день, удлиненный ежегодный отпуск, право использования его в летнее время. Предусмотренные льготы финансируются за счет средств фондов занятости. Статья 13. Защита права ребенка на свободное выражение своих взглядов Ребенок, способный сформулировать свое мнение, имеет право быть заслушанным при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, обязателен для лиц, принимающих решение по спорному вопросу. Право на публичное выражение своих взглядов по вопросам общественного устройства, морали и права возникает по мере появления гражданской дееспособности. Статья 14. Защита права ребенка на сохранение своей индивидуальности Каждый ребенок имеет право на гражданство, имя, определение и указание своей национальной принадлежности, пол, внешний облик. Указанные признаки устанавливаются родителями ребенка (лицами, их заменяющими) и могут быть изменены самим ребенком по достижении им установленного возраста. Для детей, рождение которых не было зарегистрировано в установленном порядке, признаки индивидуальности устанавливаются органами опеки и попечительства. Статья 15. Право ребенка на защиту чести, достоинства, неприкосновенность личности Каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними запрещены. Лица, виновные в такого рода действиях, несут установленную законом ответственность. В образовательных учреждениях дисциплина и порядок должны поддерживаться мерами, исключающими унижение или оскорбление ребенка. Посягательство на честь и достоинство ребенка лицами, обязанными по роду своей деятельности осуществлять его обучение и воспитание, влечет за собой ответственность с компенсацией морального вреда, причиненного такого рода действиями. Задержание, арест, содержание под стражей применяются как исключительная мера в случаях, предусмотренных законодательством. Помещение несовершеннолетних в центр временной изоляции применяется только в отношении детей-правонарушителей по мотивированному постановлению органа внутренних дел или комиссии по защите прав несовершеннолетних. В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка. Статья 16. Защита права ребенка на свободу вероисповедания Ребенок имеет право на свободу вероисповедания и защиту этого права от препятствия к его осуществлению, равно как и от принуждения к приобщению к религии. Родителям (лицам, их заменяющим) запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов. Образовательные учреждения не вправе обязывать учащихся посещать занятия религиозного содержания. Религиозные образовательные учреждения не вправе удерживать своих учеников, изъявивших желание оставить учебу. Вовлечение детей до 16-летнего возраста в религиозные организации помимо желания родителей (лиц, их заменяющих) и без учета мнения ребенка не разрешается. Статья 17. Защита права ребенка на участие в общественных организациях Ребенок имеет право на участие в детских и юношеских общественных организациях (объединениях). Органы власти содействуют деятельности тех общественных организаций (объединений), которые имеют целью развитие личности детей, их творческих задатков, социальной активности, приобщение к участию в культурной, спортивной жизни, организацию досуга. Участие ребенка в детских и юношеских общественных организациях является добровольным и определяется их уставами, утвержденными в установленном порядке. Деятельность указанных организаций не должна противоречить закону, общественной безопасности и порядку, охране здоровья и нравственности, правам и свободам других лиц. Глава 2. ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА Статья 18. Защита права ребенка на содержание Ребенок имеет право на получение содержания от родителей и других членов семьи, обязанных выплачивать алименты по семейному законодательству (мачеха, отчим, дед, бабушка, совершеннолетние братья и сестры, фактический воспитатель). Лица, обязанные содержать ребенка, вправе заключить соглашение о размере алиментов и порядке их уплаты. При отсутствии такого соглашения взыскание алиментов на несовершеннолетних детей производится в судебном порядке. При непредъявлении управомоченным лицом иска о взыскании алиментов, если это ущемляет интересы ребенка, органы опеки и попечительства обязаны предъявить иск в суд по собственной инициативе. Взыскание алиментов в размере, установленном соглашением сторон или решением суда, а также задолженности по алиментам производится из заработной платы или иного дохода плательщика. При недостаточности заработка или иного дохода алименты удерживаются из денежных средств плательщика, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также вложенных в предприятия или организации. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество плательщика алиментов, на которое по закону может быть обращено взыскание, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. В случае уклонения родителей от обязанности по содержанию своих детей суд на основании заявления заинтересованных лиц или органов опеки и попечительства, прокурора объявляет розыск и привлекает таких родителей к уголовной и (или) семейно-правовой ответственности. В период розыска родителей, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 19. Защита права ребенка на долю имущества семьи Дети не имеют права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество детей. Дети и родители, проживающие совместно, имеют право владеть и пользоваться имуществом друг друга. При безвозмездной передаче в собственность семьи государственного или муниципального имущества (в том числе жилого помещения) ребенку независимо от возраста гарантируется право на долю в передаваемом (приватизируемом) имуществе. Ребенок, имеющий собственное имущество (унаследованное, подаренное, полученное при приватизации и т.д.), заработок и иные доходы, вправе по достижении 14-летнего возраста вносить их в бюджет семьи, приобретая право собственности на соответствующую долю семейного имущества. До указанного возраста распоряжение личной собственностью ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими) под контролем органов опеки и попечительства. В случае злоупотребления родителями (лицами, их заменяющими) правомочиями по управлению недвижимым и ценным движимым имуществом, принадлежащим ребенку на праве собственности, органы опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав по управлению указанным имуществом и передаче этого имущества в доверительное управление. В семьях, занимающихся предпринимательской деятельностью с участием в ней детей, размер доли ребенка в общем имуществе семьи и порядок ее определения предусматривается внутрисемейным соглашением. При отказе родителей (лиц, их заменяющих) признать за ребенком право собственности на долю в имуществе семьи ребенок может обратиться за защитой своих имущественных прав и охраняемых законом интересов в органы опеки и попечительства либо в комиссию по защите прав несовершеннолетних. Споры об определении доли ребенка в общем имуществе семьи и ее выделе рассматриваются в судебном порядке с обязательным привлечением органов опеки и попечительства. Статья 20. Защита права ребенка на социальную поддержку Ребенок имеет право на уровень материальной обеспеченности в пределах возможностей Российской Федерации и Свердловской области и установленного прожиточного минимума. Социальная помощь детям оказывается в виде: - выплаты единовременных и ежемесячных пособий на их содержание; - выплаты компенсационных сумм; - предоставления льгот и преимуществ семьям, имеющим детей. Органы местного самоуправления, исходя из собственных социально-экономических условий, могут вводить дополнительные виды помощи и поддержки нуждающимся в них отдельным категориям детей. Социальная поддержка оказывается в приоритетном порядке детям из малоимущих семей, детям, лишившимся родительского попечения и переданным на воспитание в приемную семью, детям граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, а также семьям, имеющим детей-инвалидов. (В редакции Закона Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) Дети в случае инвалидности, потери родителей имеют право на государственное социальное обеспечение. Все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, оказываются по месту фактического проживания детей и должны использоваться на их нужды. Пособия на детей выплачиваются одному из родителей (лицу, его заменяющему). При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное содержание родители (лица, их заменяющие) утрачивают право на получение пособия, иные выплаты и льготы на детей, за исключением случаев, когда по действующему законодательству родители детей, помещенных в детские учреждения, сохраняют право на получение части пенсии. Пособия, пенсии и иные выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание, в полном размере. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются областным законом. (В редакции Закона Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) Детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских учреждениях, пенсии по случаю потери кормильца и алименты перечисляются на счет по вкладу на имя ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Статья 21. Защита жилищных прав и интересов ребенка Защита жилищных прав и охраняемых законом интересов ребенка в Свердловской области осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, Законами Свердловской области "О жилищной политике в Свердловской области", "О предоставлении жилья" и настоящим Законом. В случае предоставления семье, вновь получающей жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору найма, учитываются несовершеннолетние дети, а также не родившийся, но зачатый ребенок, начиная с 22-недельного срока беременности матери. Ребенок с момента рождения приобретает равное с другими членами семьи право на жилое помещение, находящееся в пользовании родителей (усыновителей) по договорам найма (поднайма), аренды (субаренды). Это право сохраняется за ним в случае обмена или раздела жилого помещения. Несовершеннолетние дети, проживающие с родителями (усыновителями), другими лицами и являющиеся членами их семьи либо бывшими членами семьи, в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями имеют право стать участниками приватизации занимаемого помещения в общую совместную или общую долевую собственность. Отказ включить несовершеннолетнего ребенка в приватизационные документы или приватизация в общую долевую собственность с определением ребенку меньшей доли по сравнению с другими членами семьи, а также распоряжение долей, принадлежащей ребенку, могут быть осуществлены родителями (усыновителями) ребенка, а также их опекунами (попечителями) только при наличии разрешения органов опеки и попечительства. Для жилых помещений, приобретаемых семьей в собственность за счет частичной оплаты жилья (получения жилищных субсидий) из средств предприятий, организаций или местного бюджета, устанавливается правовой режим общей долевой собственности каждого члена семьи, включая детей. Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей). Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Защита жилищных прав и интересов ребенка при совершении сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, осуществляется органами опеки и попечительства, нотариатом, судом. Статья 22. Защита наследственных прав и интересов ребенка Несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), а также ребенок умершего, родившийся после смерти, являются наследниками первой очереди при наследовании по закону, имеют право на обязательную долю в наследстве после смерти родителей при наследовании по завещанию в пользу других лиц. В случае открытия наследства после смерти одного из родителей (усыновителей) другой родитель (усыновитель), при котором проживает несовершеннолетний ребенок, либо опекун (попечитель) ребенка как его законные представители обязаны принять меры по оформлению принятия наследства. Отказ от принятия наследства, если это соответствует интересам ребенка, возможен только после получения законными представителями предварительного разрешения органов опеки и попечительства. В случае смерти обоих родителей или смерти единственного родителя ребенка орган записи актов гражданского состояния, регистрирующий факт смерти, обязан немедленно сообщить об этом органам опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства принимают необходимые меры по охране и защите наследственных прав ребенка. Глава 3. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Статья 23. Социальная поддержка и правовая защита детей с ограниченными возможностями Дети, оказавшиеся в обстоятельствах, затрудняющих естественное развитие организма и личности, пользуются дополнительным покровительством закона. Им предоставляется возможность реализовать свои личные права с помощью и при поддержке органов, учреждений и организаций, в функции которых входит защита детства. В ежегодной программе, основанной на мониторинге проблем детства, обосновывается объем расходов на цели социальной поддержки таких детей. Право ребенка с ограниченными возможностями на дополнительные расходы по обучению, воспитанию, содержанию, профессиональной подготовке и социальной адаптации охраняется законом. Лица, ущемляющие данное право, подлежат ответственности в соответствии с разделом IV настоящего Закона. Статья 24. Защита права ребенка-инвалида на социальную поддержку Дети-инвалиды обладают всеми правами, предоставленными настоящим Законом, и кроме того им гарантируется социальная поддержка в интеграции в общество. Воспитание в семье ребенка-инвалида признается общественно полезным трудом наравне с другими видами трудовой деятельности и оплачивается одному из родителей (лицам, их заменяющим) в размере не ниже минимальной заработной платы за счет средств областного бюджета. Инвалидам с детства до 16-летнего возраста лекарства по рецептам врачей отпускаются бесплатно. Такие дети обеспечиваются местами в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первую очередь. Дети-инвалиды имеют право на получение общего и профессионального образования, адекватного их возможностям и обеспечивающего максимальное использование имеющейся трудоспособности в целях социальной адаптации. Право детей-инвалидов на труд обеспечивается сетью производств при обществах и домах инвалидов, реабилитационных центрах, развитием надомного труда. Предприятия и учреждения, использующие труд инвалидов, имеют право на предоставление льгот в налогообложении. Статья 25. Защита прав детей с физическими и психическими недостатками Дети с физическими и психическими недостатками имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и педагогической реабилитации таких детей управление социальной защиты населения и органы управления образованием и здравоохранением создают образовательные, лечебные и реабилитационные учреждения, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание. Органы местного самоуправления могут предоставлять детям с физическими и психическими недостатками льготы в форме дополнительного педагогического, психологического и медицинского обслуживания, направленного на коррекцию отклонений личностного развития. С этой целью они могут создавать реабилитационные центры для профессиональной подготовки и интеграции в общество детей и подростков с физическими и психическими недостатками. Статья 26. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охраняются государством. Органы опеки и попечительства, которые выступают гарантом прав детей, оставшихся вне семьи, отдают безусловный приоритет семейным формам воспитания и принимают меры для передачи ребенка в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью, а также используя иные формы семейного воспитания, предусмотренные областным законодательством. При невозможности передачи ребенка в семью он подлежит устройству в детские учреждения всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения), администрация которых несет ответственность за воспитание и защиту его прав и законных интересов. Пособия, пенсии и иные выплаты, назначенные ребенку, а также средства взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. Во время нахождения в интернатном учреждении или любом другом образовательном учреждении дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении. Обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства семьи (нахождения учреждения), где они воспитывались, и обратно к месту учебы, с возмещением суточных расходов (по нормам служебных командировок) за данный период. По выходе из детского учреждения в связи с окончанием срока обучения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прием вне конкурса в образовательные учреждения начального профессионального образования, средние специальные и высшие учебные заведения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений. Плата за обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в спортивных и музыкальных школах, школах искусств не взимается. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в детские учреждения, к родственникам, опекунам, попечителям, сохраняют права на жилую площадь, на которой они проживали ранее. При отсутствии такого права они обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством. (Статья в редакции Закона Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) Статья 27. Защита прав детей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах Дети, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах в связи с политическими или экологическими нарушениями среды обитания (беженцы и вынужденные переселенцы), а также временно утратившие семейные и родственные связи и не находящиеся в детских учреждениях (безнадзорные), находятся под защитой государства. Дети-беженцы и вынужденные переселенцы поступают в местах своего фактического проживания в ведение миграционной службы. Регистрация детей-беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с действующим законодательством. Дети-беженцы и переселенцы, не утратившие семьи, имеют право на социальную поддержку. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательном учреждении, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинских учреждениях и на дому. Если ребенок потерялся или оказался без надзора, в первоочередном порядке принимаются меры по розыску родителей или родственников для соединения с ними. При невозможности устройства в семью такие дети имеют право на незамедлительное устройство в учреждения интернатного или лечебно-профилактического типа на полное государственное обеспечение. Статья 28. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей Несовершеннолетние несут ответственность за антиобщественное поведение соответственно своему возрасту и психическому развитию. Ребенок может быть направлен в специализированную школу для детей, нуждающихся в дополнительных мерах воспитания, а по достижении 14-летнего возраста подросток может быть помещен в специализированное профессионально-техническое училище или подвергнут уголовному наказанию. Направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение производится по решению комиссии по защите прав несовершеннолетних или суда. При вынесении решения присутствие прокурора обязательно. Мнение ребенка и его родителей (лиц, их заменяющих) должно быть выслушано. Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном учреждении, имеет право на гуманное обращение, получение основного общего и начального профессионального образования, гарантированную медицинскую помощь, на свидание с родителями и родственниками. При производстве по уголовному делу участие защитника обязательно. Получение показаний в отсутствие защитника запрещается. Родители и лица, их заменяющие, вправе присутствовать при производстве следственных действий, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего. Непременным условием осуществления уголовного наказания является перевоспитание и социальная реабилитация несовершеннолетнего. Статья 29. Защита охраняемых законом интересов не родившегося, но зачатого ребенка Человеческий плод несет в себе свойства и качества, небезразличные обществу и способные влиять на будущую жизнь человека, в связи с чем он имеет право на обеспечение нормального внутриутробного развития. С целью снижения уровня абортов, материнской и детской смертности, распространения среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем, в Свердловской области разрабатывается и действует межведомственная программа "Планирование семьи", финансируемая из федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов. Работающая беременная женщина имеет право на льготы и пособия за счет государственных и муниципальных фондов вне зависимости от формы собственности предприятия, где она работает. Не допускается привлечение беременных женщин к работе в ночное время, сверхурочным работам, в выходные дни, направление в командировки. Неработающей женщине, имеющей статус безработной, а также несовершеннолетней беременной, вставшим на учет в женской консультации в связи с беременностью в срок до 12 недель, выплачивается пособие в размере минимального размера оплаты труда ежемесячно вплоть до родов, начиная с 22 недели беременности за счет средств областного бюджета. Беременным женщинам, арестованным за совершение уголовного преступления, предоставляются льготы, предусмотренные законодательством. Прерывание беременности в сроке свыше 22 недель, когда плод обнаруживает признаки жизнеспособности, допускается исключительно по медицинским показаниям согласно решению районной комиссии по прерыванию беременности. Раздел III. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА Статья 30. Законные представители ребенка Законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет, являются их родители, усыновители, опекуны. Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в судах, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются родителями, усыновителями или попечителями, за исключением случаев, когда действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области, а также настоящим Законом предусмотрено право несовершеннолетнего самостоятельно вступать в гражданские, брачно-семейные, трудовые и иные правоотношения и защищать свои права и интересы. Представительство и защита интересов детей, находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, осуществляются в соответствии с гражданским законодательством этими учреждениями. При отсутствии у ребенка родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, исполнение обязанностей опекуна или попечителя, в том числе представительство и защита прав и охраняемых законом интересов ребенка временно, до определения ребенку конкретной формы воспитания, возлагается на орган опеки и попечительства. Статья 31. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами опеки и попечительства Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на администрации городов, районов (районов в городе) и создаваемые ими специализированные отделы (службы) по опеке и попечительству. (В редакции Закона Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) Деятельность органов опеки и попечительства определяется соответствующим областным законом. (В редакции Закона Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) Органы опеки и попечительства: - обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья, государственное или муниципальное детское учреждение), защищают права и представляют интересы этих детей в судебных, административных и иных органах; - беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью; - производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка; - рассматривают споры, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами; - направляют материалы о привлечении к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в комиссию по защите прав несовершеннолетних либо обращаются в суд; - на основании решения комиссии по защите прав несовершеннолетних обеспечивают его исполнение, а также совместно с судебным исполнителем исполняют решение суда по спорам, связанным с воспитанием детей; - взаимодействуют с органами, учреждениями и организациями, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений; - оказывают информационную, консультационно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов детей; - осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях государственного воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей; - дают предварительное разрешение родителям и опекунам малолетних (не достигших 14 лет) детей на совершение сделок от имени детей, а также разрешение попечителям давать согласие на совершение сделок, которые несовершеннолетние не вправе совершать самостоятельно, по отчуждению (в том числе обмену или дарению) имущества ребенка, сдаче его в наем (аренду) в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества ребенка; (В редакции Закона Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) - назначают и выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на содержание детей в соответствии с установленным законом порядком. (Дополнен - Закон Свердловской области от 30.04.97 г. N 28-ОЗ) Статья 32. Защита прав и охраняемых законом интересов детей судом Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется судами в соответствии с законодательством Российской Федерации о подведомственности и подсудности. Суд (судья) может признать обязательным участие прокурора по делам, связанным с защитой прав и охраняемых законом интересов ребенка (в частности, по делам о лишении родительских прав, отобрании детей, об отмене усыновления, признании усыновления недействительным, по делам о нарушении жилищных прав и интересов ребенка и др.), и извещает об этом прокурора. Отдел юстиции Правительства Свердловской области обеспечивает рассмотрение дел, связанных с защитой прав и интересов детей, специализированными судами (составами судей, судьями). Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов детей прокуратурой Надзор за исполнением законодательства о правах ребенка местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законодательству о правах ребенка издаваемых ими правовых актов осуществляется прокуратурой в соответствии с разделом III Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов ребенка. Прокурор обязан принять участие в рассмотрении дела в суде, если его участие обязательно по действующему законодательству либо если суд (судья) при рассмотрении конкретного дела признал участие прокурора обязательным (ст. 32 настоящего Закона). Статья 34. Защита прав и охраняемых законом интересов детей нотариатом Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка при совершении государственными и частными нотариусами Свердловской области нотариальных действий от имени государства обеспечивается в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Сделки по распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности ребенку, а также сделки, направленные на отказ от принадлежащих ребенку прав, удостоверяются нотариусом после представления письменного разрешения органов опеки и попечительства. Письменное разрешение органов опеки и попечительства требуется также для совершения сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения (статья 21 настоящего Закона), и в других случаях, предусмотренных законом. При обнаружении нотариусом нарушения имущественных прав и интересов детей он отказывает в совершении нотариальных действий и обязан сообщить о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка либо прокурору. Статья 35. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами ЗАГСа Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется органами записи актов гражданского состояния при регистрации ребенка, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемене имени и в других случаях, предусмотренных гражданским, семейным законодательством и законодательством об актах гражданского состояния. Статья 36. Защита прав и охраняемых законом интересов детей комиссиями по защите прав несовершеннолетних Комиссии по защите прав несовершеннолетних создаются при Губернаторе Свердловской области, при главах городских, районных, районных в городе органах местного самоуправления, а также могут быть созданы при главах местного самоуправления поселков, сельсоветов, расположенных на значительном удалении от районных центров, и являются постоянно действующими органами в структуре исполнительной власти. Комиссии по защите прав несовершеннолетних оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность всех субъектов, входящих в государственную систему защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений. С этой целью комиссии по защите прав несовершеннолетних: - обеспечивают взаимодействие органов и учреждений государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, контроль за их деятельностью в пределах и порядке, установленном действующим законодательством; - определяют формы устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; - осуществляют контроль в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных интересов в органах и учреждениях государственной системы профилактики; - рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних и применяют к ним и их родителям (лицам, их заменяющим) меры воздействия, предусмотренные законом; - осуществляют личный прием несовершеннолетних, родителей (лиц, их заменяющих), обратившихся с заявлением или жалобой, и принимают по ним решения; - контролируют отчисление и перевод учащихся по инициативе образовательного учреждения; - возбуждают в судах иски (дела), связанные с защитой прав и законных интересов детей; - принимают постановление о прекращении выплаты пособий, пенсий на детей лицам, у которых ребенок отобран; - осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Статья 37. Защита прав и интересов ребенка государственной и муниципальной службой по вопросам семьи, детей и мониторингу проблем детства Государственная и муниципальная служба по вопросам семьи, детей и мониторингу проблем детства на территории Свердловской области функционирует в составе органов социальной защиты населения. Государственная служба по вопросам семьи, детей и мониторингу проблем детства: - участвует в разработке и осуществлении единой государственной политики в сфере социальной защиты детей; - разрабатывает, реализует и является координатором областных межведомственных программ в интересах семьи и детей, в том числе для оказания социально-правовой, психолого-педагогической и медико-социальной помощи; - формирует и развивает сеть областных учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей; - оказывает организационно-методическую помощь муниципальным службам; - участвует в работе областной комиссии по защите прав несовершеннолетних; - содействует обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних при принятии нормативно-правовых актов на областном и муниципальном уровнях; - осуществляет мониторинг проблем детства. Мониторинг проблем детства осуществляется в целях обеспечения государственных органов управления и населения Свердловской области достоверной и объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения под воздействием проводимых в Российской Федерации и Свердловской области социально-экономических преобразований и осуществляемых на территории Свердловской области экономических, правовых, социальных и иных мер по обеспечению выживания, защиты и развития детей. Статья 38. Защита прав и интересов ребенка органами внутренних дел Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних как структура органов внутренних дел участвуют в защите прав и охраняемых законом интересов ребенка. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: - предупреждают административные правонарушения и преступления несовершеннолетних, содействуют их раскрытию в процессе проведения профилактической работы; - проводят самостоятельно или по постановлению комиссии по защите прав ребенка профилактическую работу и принимают установленные законом меры воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления или правонарушения; - рассматривают заявления и сообщения о правонарушениях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и принимают по ним решения в соответствии с законом; - проводят профилактическую работу и принимают установленные законом меры воздействия в отношении родителей, опекунов, попечителей несовершеннолетних, если они не выполняют свои обязанности по воспитанию несовершеннолетних и (или) своим поведением способствую совершению ими правонарушений. Статья 39. Детская адвокатура С целью наиболее полного удовлетворения спроса детского населения в услугах правового характера в Свердловской области создается специализированная детская адвокатура. Порядок ее образования, условия финансирования определяются законодательством Российской Федерации и законом Свердловской области. Статья 40. Защита прав и охраняемых законом интересов детей общественными объединениями Общественные объединения имеют право принятия на себя обязанности по защите прав ребенка, обратившегося к ним за помощью, или по просьбе его родителей выступать в качестве полномочных представителей в административных и судебных органах, если это предусмотрено уставом или положением, на основании которого действует данное общественное объединение. Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА Статья 41. Виды ответственности за нарушение прав ребенка За нарушения законодательства о правах ребенка, в результате которых создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещают вред, причиненный имуществу и (или) здоровью ребенка, компенсируют моральный вред в порядке, предусмотренном гражданским, уголовным, административным законодательством и законодательством о труде. Родители и лица, их заменяющие, кроме того, могут быть привлечены к семейно-правовой ответственности. Статья 42. Ответственность органов исполнительной власти, органов и должностных лиц органов местного самоуправления Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Свердловской области, правовые акты органов и должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающие права, свободы и охраняемые законом интересы детей, подлежат опротестованию в порядке прокурорского надзора или признанию их недействительными по решению суда с возмещением убытков и компенсацией морального вреда, привлечением должностных лиц к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке. Статья 43. Ответственность учреждений и организаций, в обязанности которых входит охрана и защита детей Должностные лица, в обязанности которых входит охрана и защита детей, за непринятие мер по защите прав и интересов ребенка, нарушение норм санитарного законодательства по обеспечению здоровой среды обитания, неисполнение постановления комиссии по защите прав несовершеннолетних, негуманное, унижающее достоинство обращение, уклонение от выполнения воспитательных функций, разглашение сведений, составляющих личную тайну ребенка и его семьи, иное использование информации о ребенке или его семье в ущерб интересам ребенка, подвергаются дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. (Часть утратила силу - Закон Свердловской области от 05.12.97 г. N 71-ОЗ) (Часть утратила силу - Закон Свердловской области от 05.12.97 г. N 71-ОЗ) Учреждения и организации как юридические лица несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда здоровью ребенка, его имуществу, нарушение других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов ребенка, а также компенсируют моральный вред, причиненный ребенку. Статья 44. (Утратила силу - Закон Свердловской области от 05.12.97 г. N 71-ОЗ) Статья 45. Ответственность граждан (Часть утратила силу - Закон Свердловской области от 05.12.97 г. N 71-ОЗ) Склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических (алкогольных) и токсических веществ; вступление в половые отношения с несовершеннолетними; вовлечение в проституцию; привлечение к соучастию в противоправных деяниях, торговля детьми, незаконная деятельность по усыновлению, иные уголовно наказуемые деяния влекут за собой уголовную ответственность в порядке, установленном уголовным законодательством. За причиненный ребенку имущественный и (или) моральный вред граждане несут ответственность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 46. Ответственность родителей (Часть утратила силу - Закон Свердловской области от 05.12.97 г. N 71-ОЗ) Уклонение от выполнения родительских обязанностей, ненадлежащее исполнение родителями (лицами, их заменяющими) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, представительству их интересов и защите нарушенных или оспариваемых прав, отказ родителей от ребенка в родильном доме (отделении) или детском лечебном учреждении, оставление детей без надзора, жестокое обращение с детьми, а также иное нарушение прав ребенка влекут лишение родительских прав или их ограничение, отобрание ребенка у лиц, их заменяющих. С момента отобрания ребенка выплата пособия, а также иные выплаты на ребенка лицу, у которого ребенок отобран прекращаются по решению комиссии по защите прав несовершеннолетних или суда и в дальнейшем производятся по правилам, предусмотренным частями шестой и седьмой статьи 20 настоящего Закона. В случае использования родителями (лицами, их заменяющими) пособий, пенсий и иных выплат на детей не по назначению, если это существенно ущемляет интересы ребенка, органы социальной защиты, органы опеки и попечительства, комиссии по защите прав несовершеннолетних или прокурор в интересах ребенка предъявляют иск о возмещении ему необоснованно израсходованных средств. Взысканные судом средства перечисляются на лицевой счет ребенка. Родители, лишенные родительских прав, не освобождаются от обязанности по уплате алиментов на детей, в отношении которых они лишены родительских прав. Родители, лишенные родительских прав, если они проживают в домах государственного или муниципального жилищного фонда совместно с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, могут быть выселены в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Статья 47. Дополнительное страхование ответственности за вред, причиненный здоровью ребенка Если лицо, причинившее вред здоровью ребенка, не установлено, а медицинская помощь, оказанная ребенку в пределах, гарантированных обязательным медицинским страхованием, недостаточна для восстановления его здоровья и нормального развития, родителям (лицам, их заменяющим) выделяются целевым назначением средства из областного бюджета. Правила дополнительного страхования ответственности за вред, причиненный здоровью ребенка, утверждаются Правительством Свердловской области в установленном законом порядке. Раздел V. ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ Закон Свердловской области "О защите прав ребенка" вступает в действие с 1 января 1996 года. Губернатор Свердловской области Э.Россель г. Екатеринбург 23 октября 1995 года № 28-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|