Расширенный поиск
Закон Свердловской области от 05.12.1996 № 50-ОЗЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Свердловской области от 27.12.2004 г. N 220-ОЗ О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законов Свердловской области от 12.03.97 г. N 9-ОЗ; от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 24 октября 1996 года Одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 15 ноября 1996 года Цель настоящего областного Закона - обеспечение конституционного права населения на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Настоящий областной Закон регулирует отношения, возникающие при обращении с источниками ионизирующего излучения и при обеспечении радиационной безопасности. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, в отношениях, не рассмотренных в настоящем областном Законе, осуществляется на основе соответствующих Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие радиационной безопасности Понятие "радиационная безопасность" относится как к персоналу эксплуатирующих организаций и населению, так и к окружающей среде. Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения. Нормы контроля окружающей среды, необходимые для защиты человека, являются достаточными для обеспечения радиационной безопасности других биологических видов. Статья 2. Задачи настоящего областного Закона Основными задачами настоящего областного Закона являются: а) учет специфических особенностей Свердловской области, которые заключаются в том, что на ее территории и территории сопредельных субъектов Российской Федерации находятся крупные объекты ядерно - энергетического комплекса, научно - исследовательские организации, использующие делящиеся материалы и источники ионизирующего излучения, большое количество организаций, использующих в своих технологиях источники ионизирующего излучения, региональный пункт распространения изотопной продукции или региональный пункт захоронения радиоактивных отходов, территории с повышенным естественным радиационным фоном и территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате деятельности промышленных предприятий; б) конкретизация полномочий органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности; в) конкретизация прав и обязанностей эксплуатирующих организаций, органов надзора и контроля, граждан и общественных организаций; г) определение порядка взаимодействия Правительства Свердловской области с другими субъектами Российской Федерации, на территории которых находятся радиационно опасные объекты, оказывающие или способные оказывать радиационное влияние на территорию и население Свердловской области. Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности Принципы обеспечения радиационной безопасности: а) принцип нормирования (непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения); б) принцип обоснования (запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением); в) принцип оптимизации (поддержание на возможно низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения). Принципы радиационной безопасности осуществляются посредством: а) постоянного контроля за использованием источников ионизирующего излучения и их учета; б) контроля за радиационным воздействием на окружающую среду, персонал и население, в том числе контроль за внешним и внутренним облучением, содержанием радионуклидов в питьевой воде, продуктах питания; в) защиты источников ионизирующего излучения от несанкционированного доступа к ним или неквалифицированного их использования; г) обеспечения безопасных условий функционирования радиационно опасных объектов; д) готовности к проведению обоснованных экстренных мероприятий, снижающих радиационное воздействие в случае радиационной аварии или при реальной опасности ее возникновения; е) доступности и достоверности информации о текущих и потенциальных уровнях радиационного воздействия, за исключением случаев, когда эта информация содержит сведения, составляющие государственную тайну. Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем областном Законе В настоящем областном Законе используются следующие основные понятия. Авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающему величины, регламентированные для контролируемых условий. Загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри тела человека, в воздухе или в другом месте, которое приводит к облучению в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год или в коллективной дозе 1 чел.-Зв/год. (В редакции Закона Свердловской области от 12.03.97 г. N 9-ОЗ) Зона наблюдения - территория за пределами санитарно - защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль. Источник излучения техногенный - источник ионизирующего излучения, специально созданный для полезного применения этого излучения или являющийся побочным продуктом технической деятельности. Источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, способное испускать или испускающее ионизирующее излучение. Источники излучения природные - источники излучения природного происхождения, включая космическое излучение, а также земные источники излучения, присутствующие в жилищах, на шахтах, в источниках минеральных вод. Лицензия - разрешение, которое выдается регулирующими органами на основе оценки безопасности и сопровождается специальными предписаниями и условиями, которые должны быть выполнены юридическим лицом, получившим лицензию. Нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения. Отходы радиоактивные - вещества, не подлежащие дальнейшему использованию в любом агрегатном состоянии: а) материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами; б) отработанное ядерное топливо; в) отработавшие свой ресурс или поврежденные радионуклидные источники; г) извлеченные из недр и складируемые в отвалы и хвостохранилища породы, руды и отходы обогащения и выщелачивания руд, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами. Персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б.). Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения. Пункты хранения - не относящиеся к ядерным установкам и источникам ионизирующего излучения стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Радиационная безопасность окружающей среды - состояние защищенности окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения, обеспечивающее неизменное существование популяций всех биологических объектов. Радиационно-опасный объект - организация, проводящая работы с источниками ионизирующего излучения, в результате которой возможно облучение населения или персонала в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год в коллективной дозе 1 чел.-Зв/год. (В редакции Закона Свердловской области от 12.03.97 г. N 9-ОЗ) Санитарно - защитная зона - территория вокруг учреждения или источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения и в которой запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится ограничение хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль. Эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления по использованию атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, источник ионизирующего излучения или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, источника ионизирующего излучения или пункта хранения, по транспортировке ядерных материалов, источников ионизирующего излучения или радиоактивных отходов, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными, исследовательскими реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами в мирных целях; транспортные и транспортабельные средства; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки и транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. Статья 5. Круг участников отношений, регулируемых настоящим областным Законом Участниками отношений, регулируемых настоящим областным Законом, являются: - граждане; - профессиональные работники; - эксплуатирующие организации; - Российская Федерация, Свердловская область и муниципальные образования в лице соответствующих органов. Статья 6. Виды деятельности, регулируемые настоящим областным Законом Настоящий областной Закон распространяется на следующие виды деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и обеспечения радиационной безопасности: а) принятие решения о размещении, размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации и последующее обслуживание, ликвидация источников ионизирующего излучения и ликвидация последствий работы ядерных установок, в том числе для медицинского обслуживания, и создание пунктов хранения и захоронения; б) разработка, производство, испытание, транспортирование, хранение, использование радиоактивных веществ и ядерных зарядов в мирных целях, утилизация и правила обращения с ними; в) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества; г) обращение с радиоактивными отходами; д) проведение научно - исследовательских работ с радиоактивными веществами и делящимися материалами; е) контроль за обеспечением радиационной безопасности радиационной обстановки, за обеспечением санитарно - эпидемиологического благополучия персонала и граждан при использовании источников ионизирующего излучения; ж) физическая защита при обращении с радиоактивными веществами и делящимися материалами; з) контроль за радиационной обстановкой; и) учет ядерных материалов и радиоактивных веществ и изделий, их содержащих, и контроль за их использованием; к) экспорт - импорт радиоактивных веществ и делящихся материалов; л) подготовка специалистов в области обращения с источниками ионизирующего излучения. Статья 7. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Свердловской области о радиационной безопасности Отношения, возникающие при обращении с источниками ионизирующего излучения и при обеспечении радиационной безопасности окружающей среды и населения, регулируются Федеральными Законами "О безопасности", "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О социальной защите граждан, подвергшихся действию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча", "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей среды", Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Распоряжением Президента Российской Федерации от 26.07.95 N 350-рп "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью", другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации, настоящим областным Законом, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области, другими областными законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области. Статья 8. Нормы и правила в области радиационной безопасности На территории Свердловской области действуют федеральные и областные нормы и правила в области радиационной безопасности. Нормы контроля за состоянием окружающей среды должны соблюдаться вне зависимости от того, проживает на этих территориях население или нет. Статья 9. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность населения обеспечивается: а) проведением комплекса мер следующего характера: - правового; - организационного (лицензирование деятельности, сертификация технологий и оборудования, планирование деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, выбор площадки, технические и экологические экспертизы, подготовка плана по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении радиационной аварии и мер по управлению аварией, защита от несанкционированного доступа, учет и контроль за перемещением источников ионизирующего излучения и радиоактивных материалов); - инженерно - технического (системы защиты, мониторинг внутренний и внешний, системы очистки, охраняемая промплощадка, поддержание в надлежащем состоянии оборудования, транспортных путей); - санитарно - гигиенического и радиоэкологического (система радиационного контроля за сбросами и выбросами предприятий, дозиметрического контроля персонала, загрязнения оборудования, помещений, одежды, контроль за продуктами питания, питьевой водой, воздухом, товарами народного потребления; - медицинского; - научного; - образовательного (профессиональный тренинг и повышение квалификации); - воспитательного; б) путем осуществления органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению принятых норм и нормативов в области радиационной безопасности; в) путем информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; г) путем обучения населения в области обеспечения радиационной безопасности. Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (Наименование главы в редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) Статья 10. Компетенция Губернатора Свердловской области (Наименование статьи в редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) К компетенции Губернатора Свердловской области относятся: (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) а) обеспечение защиты прав граждан; б) обеспечение взаимодействия органов государственной власти Свердловской области, органов государственного надзора и контроля, природоохранных и правоохранительных органов, органов местного самоуправления; в) экспертиза принимаемых решений; г) подписание и обнародование областных законов; д) взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти сопредельных субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в предмет регулирования настоящего областного Закона. Статья 11. Компетенция Законодательного Собрания Свердловской области (Наименование статьи в редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) К компетенции Законодательного Собрания Свердловской области относятся: (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) а) законодательное регулирование радиационной безопасности; б) участие в принятии решений о размещении радиационно опасных объектов федерального значения, в том числе оборонных объектов, на территории Свердловской области; в) утверждение статуса территорий при радиационном неблагополучии и системы мер по ликвидации последствий чрезвычайных радиационных ситуаций; г) заслушивание информации Губернатора и Правительства Свердловской области и осуществление контроля за их деятельностью по исполнению настоящего областного Закона; д) определение полномочий исполнительных органов и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности; е) утверждение разработанных Правительством Свердловской области программ по обеспечению радиационной безопасности; ж) установление для населения допустимых пределов эффективных доз облучения, меньших по сравнению с федеральными нормами. Статья 12. Компетенция Правительства Свердловской области 1. К компетенции Правительства Свердловской области относятся: а) участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности; б) участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности; в) разработка, принятие и обеспечение реализации областных программ в области обеспечения радиационной безопасности; г) участие в проведении экологической экспертизы проектных и иных документов, касающихся радиационно опасных объектов; д) контроль за радиационной обстановкой на территории Свердловской области; е) взаимодействие государственных органов контроля и надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Свердловской области; ж) введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения; з) учет эффективных доз облучения населения; и) осуществление контроля за ввозом радиоактивных и делящихся материалов и содержащих эти материалы изделий на территорию Свердловской области, за вывозом их за пределы территории и транзитом; к) организация работ по прогнозированию чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями; л) разработка и обеспечение мер по ликвидации последствий и защите населения при чрезвычайных радиационных ситуациях, проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий; м) проведение социальной реабилитации населения, подвергшегося или подвергающегося радиационному воздействию; н) контроль за эффективностью профилактических мероприятий на радиационно опасных объектах; о) создание и развитие областной системы финансирования обеспечения радиационной безопасности; п) информирование населения о радиационной обстановке на территории Свердловской области; р) организация защиты населения, объектов окружающей среды, сельского хозяйства, источников питьевого водоснабжения, продовольствия от радиоактивного загрязнения; с) координация деятельности органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности; т) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил, специально подготовленных и аттестованных в установленном порядке, а также средств для защиты населения и территории от радиационных аварий, обучение населения способам защиты и действиям в условиях аварии; у) участие в предоставлении земельных участков для размещения радиационно опасных объектов федерального подчинения, в том числе оборонного назначения. 2. Реализация указанных полномочий и координация деятельности государственных органов надзора и контроля возлагается на специально уполномоченный орган Правительства Свердловской области по обеспечению радиационной безопасности. Специально уполномоченный орган Правительства Свердловской области по обеспечению радиационной безопасности подготавливает ежегодный правительственный доклад с анализом и прогнозом радиационной обстановки на территории Свердловской области. На основании данных органов государственного надзора и контроля и ежегодного доклада специально уполномоченный орган Правительства Свердловской области по радиационной безопасности делает представление Законодательному Собранию Свердловской области об установлении и корректировке границ зон наблюдения вокруг радиационно опасных объектов и на загрязненных территориях. Статья 13. Компетенция органов местного самоуправления К ведению органов местного самоуправления относятся: а) участие в обсуждении и решении вопросов размещения и прекращения деятельности на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и захоронения; б) участие в проведении экологической экспертизы проектов объектов, намечаемых к строительству на подведомственной территории, если возможно опасное радиационное воздействие объекта, намечаемого к строительству; в) предоставление земельных участков для размещения на подведомственных им территориях радиационно опасных объектов; г) информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях; д) разработка и принятие мер по защите граждан, их личной собственности, снижению ущерба, восстановлению нормальной деятельности организаций в случае возникновения радиационной аварии, по своевременному информированию населения об угрозе радиационного воздействия и уровнях радиоактивного загрязнения окружающей среды, сельскохозяйственной продукции, питьевой воды; е) организация общественных обсуждений, проведение опросов, местных референдумов среди населения по вопросам размещения радиационно опасных объектов; ж) организация общественных экологических экспертиз; з) обеспечение физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения; и) осуществление учета радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках государственного учета и контроля за радиоактивными веществами; к) обеспечение радиационной защиты населения от природных источников излучения. Глава III. РЕГУЛИРОВАНИЕ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ Статья 14. Регулирование деятельности в области обеспечения радиационной безопасности 1. Регулирование в области обеспечения радиационной безопасности на территории Свердловской области осуществляется уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти Свердловской области в пределах их компетенции. 2. Государственный надзор и контроль за обеспечением радиационной безопасности проводятся уполномоченными на то федеральными и областными органами исполнительной власти. 3. Деятельность указанных органов, осуществляющих соответствующее государственное регулирование, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативно - правовыми актами, положениями об этих органах. Статья 15. Радиационный мониторинг 1. В Свердловской области организуется и ведется радиационный мониторинг. 2. Радиационный мониторинг ведут государственные уполномоченные органы, эксплуатирующие организации, другие организации, входящие в единую государственную систему радиационного мониторинга. (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) 3. Единая государственная система радиационного мониторинга в Свердловской области создается и функционирует с учетом требований, устанавливаемых в Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки, в Единой государственной системе экологического мониторинга, Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других государственных системах мониторинга и обеспечения безопасности. 4. Эксплуатирующие организации ведут радиационный мониторинг на своих объектах и на территориях санитарно - защитных зон и зон наблюдения в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к ним государственными уполномоченными органами в рамках их компетенции. 5. Эксплуатирующие организации и иные организации, ведущие радиационный мониторинг в единой государственной системе радиационного мониторинга, обязаны предоставлять документированные данные мониторинга государственным уполномоченным органам и в единый банк данных мониторинга в установленном порядке. Статья 16. Правовой режим эксплуатирующих организаций в области обеспечения радиационной безопасности 1. Эксплуатирующая организация - организация, которая имеет разрешение (лицензию) на соответствующий вид деятельности и использует в своей деятельности ядерные материалы, радиоактивные вещества или изделия на их основе, либо в процессе своей деятельности обращается с ядерными материалами, радиоактивными веществами или изделиями на их основе, производит накопление радиоактивных веществ сверх установленных пределов, либо использует генерирующие источники ионизирующего излучения. 2. Эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за сохранность источника ионизирующего излучения, его безопасность для производственного персонала, окружающей среды и населения Свердловской области, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию источника ионизирующего излучения она продолжает нести ответственность за его безопасность до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации или до получения нового разрешения (лицензии). 3. Эксплуатирующая организация обеспечивает производственный контроль за радиационной безопасностью. 4. Порядок проведения производственного контроля за радиационной безопасностью определяется для каждой эксплуатирующей организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 17. Общественный контроль за радиационной безопасностью 1. Общественные объединения в соответствии с их уставами и другими документами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм и правил радиационной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим областным Законом. 2. Выводы о соблюдении или нарушении норм радиационной безопасности могут основываться только на данных, полученных персоналом, аттестованным в установленной форме, с использованием аттестованных приборов, методик отбора проб, обработки данных, с проведением анализов в лабораториях, которым предоставлено право осуществлять указанную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) Статья 18. Финансирование деятельности по обеспечению радиационной безопасности 1. Финансирование деятельности по обеспечению радиационной безопасности осуществляется за счет: - целевого финансирования из государственного бюджета; - государственных программ; - областного и местных бюджетов; - эксплуатирующей организации; - областного и местных экологических фондов; - средств юридических лиц; - страховых фондов; - международных программ; - поступлений от граждан и юридических лиц. 2. Основные положения, порядок и условия осуществления обязательного радиационного страхования определяются федеральным и областным законодательствами. Статья 19. Научное обеспечение радиационной безопасности 1. Научное обеспечение радиационной безопасности включает в себя: а) определение доминирующих факторов в формировании индивидуальной и коллективной доз; б) определение региональных особенностей в формировании доз от техногенно измененного радиационного фона; в) оценку безопасности существующих и проектируемых пунктов хранения радиоактивных отходов; г) оценку воздействия на окружающую среду радиационно опасных объектов при планировании размещения, проектировании этих объектов и проведении дальнейших наблюдений с целью совершенствования методов оценки; д) экологические экспертизы действующих и вновь строящихся предприятий; е) экологические экспертизы для страховых компаний; ж) определение влияния радиационного фактора на состояние здоровья населения. 2. Координация научного обеспечения радиационной безопасности осуществляется специально уполномоченным органом Правительства Свердловской области по обеспечению радиационной безопасности путем создания научно - технических и экспертных советов, привлечения физических и юридических лиц для научного обоснования конкретных программ и решений в области радиационной безопасности, обязательного научного сопровождения систем мероприятий, а также целевых программ, участия научных организаций в подготовке ежегодного доклада Правительства Свердловской области "О радиационной обстановке на территории Свердловской области". Глава IV. ТРЕБОВАНИЯ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ Статья 20. Лицензирование деятельности, связанной с использованием радиоактивных материалов 1. Виды деятельности, связанные с использованием радиоактивных материалов, для осуществления которых требуется специальное разрешение (лицензия), определяются законодательством Российской Федерации. 2. Порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием радиоактивных материалов, устанавливается законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) Статья 21. Принятие решений об использовании источников ионизирующего излучения, обеспечение радиационной безопасности при размещении объектов, приеме и вводе в эксплуатацию 1. Решения о месте размещения ядерных установок, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, источников излучения или пунктов хранения, принимаются совместно органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области. (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) Решения о сооружении и месте размещения других пунктов хранения и захоронения, а также объектов, использующих радиационные источники и имеющих региональное значение, принимают органы государственной власти Свердловской области, если эксплуатация этих объектов как в штатном, так и аварийных режимах не влияет на радиационную безопасность других территорий. Решения о сооружении и месте размещения иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации. Решения о сооружении и размещении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения и захоронения принимаются по согласованию с органами государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности на основании заключений государственной экологической экспертизы с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями. 2. Государственный орган, принявший решение о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, обязан отменить принятое им решение либо прекратить или приостановить их сооружение в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, к ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия. Предложения по пересмотру принятого решения могут быть приняты органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Органы местного самоуправления при выявлении дополнительных факторов, повышающих уровень радиационной опасности на действующих радиационных объектах, имеют право подать предложение в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, о приостановке его эксплуатации до приведения в соответствие с действующими нормами и требованиями радиационной безопасности. (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) 3. Размещение, сооружение и ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения и захоронения должны осуществляться на основании норм и правил в области использования атомной энергии, радиационной безопасности и охраны окружающей среды. Решение о размещении указанных объектов принимается с учетом: а) наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии и радиационной безопасности; б) отсутствия угрозы безопасности объектам с источниками ионизирующего излучения со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов; в) влияния природных условий района на размещение ядерной установки, радиационных установок и пунктов хранения; г) степени вероятности возникновения радиационных аварий и их масштабов; д) степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий; е) степени радиационного загрязнения окружающей природной среды; ж) возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно - бытового развития региона. Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения или захоронения на окружающую среду вместе с другими проектными документами указанных объектов предоставляются соответствующим органом управления по использованию атомной энергии или эксплуатирующей организации на государственную экологическую экспертизу. Статья 22. Обеспечение радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения 1. Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, предоставляет информацию о состоянии источника ионизирующего излучения в органы управления, государственного надзора и контроля за обеспечением радиационной безопасности. 2. Эксплуатирующая организация обеспечивает: а) использование источника ионизирующих излучений только для тех целей и в тех условиях, для которых он предназначен в соответствии с проектом, инструкцией по эксплуатации, лицензией или иным регламентирующим документом; б) разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению негативных последствий для населения и окружающей среды; в) безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение; г) разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите персонала ядерных установок, пунктов хранения и населения в случае радиационной аварии; д) учет ядерных материалов и радиоактивных веществ; е) контроль за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; ж) радиационный контроль в санитарно - защитной зоне и зоне наблюдения; з) осуществление физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; и) подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала; к) информирование населения о радиационной обстановке в санитарно - защитной зоне и зоне наблюдения. Статья 23. Обеспечение радиационной безопасности при прекращении деятельности радиационно опасных объектов и их последующем обслуживании Порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации радиационно опасного объекта, а также источника его финансирования должны быть предусмотрены в проекте объекта в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и радиационной безопасности. Эксплуатирующая организация или ее правопреемник несут всю полноту ответственности за радиационную безопасность выведенного из эксплуатации радиационно опасного объекта. После прекращения эксплуатации радиационно опасного объекта эксплуатирующая организация или ее правопреемник проводят последующее техническое обслуживание объекта, радиационный контроль объекта и окружающей среды, дезактивацию территории радиационно опасного объекта до уровня, обеспечивающего безопасное неограниченное использование территории, рекультивацию территории. Статья 24. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ 1. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Свердловской области должно осуществляться в соответствии со специальными правилами, правилами транспортирования особо опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, законодательствами Российской Федерации и Свердловской области, регулирующими охрану окружающей среды. Правила транспортирования должны предусматривать права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя; меры безопасности, физической защиты, систему согласованных мер по недопущению транспортных происшествий и аварий при перевозке ядерных материалов и радиоактивных веществ; требования к упаковке, маркировке грузов и к транспортным средствам; мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий при транспортировке указанных материалов и веществ. Правила транспортирования ядерных материалов и радиоактивных веществ должны предусматривать все возможные виды транспорта. 2. Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь лицензию на право транспортирования ядерных материалов, радиоактивных веществ или изделий, их содержащих. 3. Осуществление транзитных перевозок ядерных материалов и радиоактивных веществ через территорию Свердловской области производится на основе соглашения между Правительством Свердловской области и транспортирующей организацией при согласовании с органами государственного надзора и контроля за обеспечением радиационной безопасности, с инспекциями железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, с таможенным управлением и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 4. При транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ транспортные организации с участием отправителей и получателей указанной продукции, эксплуатирующих организаций, а при необходимости - органов местного самоуправления, соответствующих органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов государственного санитарно - эпидемиологического надзора, органов внутренних дел и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению транспортных происшествий и аварий, по ликвидации их последствий, а также мероприятия по защите населения, объектов окружающей среды и материальных ценностей. 5. Транспортирование ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий военного назначения, их содержащих, осуществляется по специальным правилам соответствующих ведомств. Статья 25. Обеспечение радиационной безопасности при обращении с отработанным ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами Для любого источника ионизирующего излучения в проекте предусматривается технология обращения с образующимися в ходе работ радиоактивными веществами и радиоактивными отходами. Эта технология должна обеспечивать: а) очистку газоаэрозольных выбросов и жидких сбросов до установленных нормативных значений; б) перевод радионуклидов в форму, гарантирующую локализацию отходов и радиоактивных веществ в пределах границ земельного или горного отвода; в) хранение радиоактивных материалов и радиоактивных отходов и захоронение радиоактивных отходов только в специально предназначенных для этих целей хранилищах и могильниках. При хранении радиоактивных материалов и радиоактивных отходов, переработке и захоронении радиоактивных отходов их надежная изоляция обеспечивается системой естественных и искусственных барьеров. В течение всего времени хранения и захоронения радиоактивных отходов, хранения отработанного ядерного топлива и радиоактивных материалов эксплуатирующая организация осуществляет контроль за их состоянием, целостностью барьеров хранилища, радиационной обстановкой в хранилище и окружающей среде. При удалении в окружающую среду жидких и твердых отходов, содержащих радиоактивные вещества ниже пределов, установленных для категории "радиоактивные отходы", но выше фоновых значений, должна быть обоснована невозможность накопления радионуклидов в элементах экосистем выше установленных нормами значений. Разрешение на захоронение и иное размещение радиоактивных отходов выдается Свердловским областным комитетом по охране природы по согласованию со Свердловским областным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Статья 26. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно - энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливным циклом 1. При оценке воздействия на окружающую среду и население вводимых в эксплуатацию предприятий добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно - энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливным циклом, учитывается возможность обогащения отходов этих организаций естественными радионуклидами. 2. Для действующих организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно - энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливным циклом, должна быть проведена экспертиза технологий используемого сырья, образующихся отходов на наличие радиационного фактора. При возможности радиационного воздействия сверх установленных пределов данная организация обязана встать на учет в органах государственного контроля. Указанные организации несут всю полноту ответственности за радиационную безопасность шламонакопителей, отвалов, шахтных вод и других техногенных источников ионизирующего излучения, образованных накоплением естественных радионуклидов, и осуществляют радиационный контроль этих источников и окружающей среды. При ликвидации указанных организаций его правопреемники проводят техническое обслуживание техногенных источников ионизирующего излучения, радиационный контроль источников и окружающей среды, дезактивацию или рекультивацию территории. Статья 27. Учет радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений Учет радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений проводится эксплуатирующей организацией. Правильность ведения учета контролируется органами государственного надзора и контроля. Для определения количества радиоактивных материалов и веществ в местах их нахождения, для предотвращения потерь и поступления в окружающую среду, несанкционированного использования и хищений, а также для предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления, органам управления по использованию атомной энергии, органам государственного регулирования, надзора и контроля радиационной безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов вплоть до захоронения, формах их нахождения, а также об их экспорте и импорте органами государственного надзора и контроля составляется регистр источников ионизирующего излучения и радиоактивных веществ Свердловской области. Статья 28. Обеспечение радиационной безопасности при аварийных и чрезвычайных ситуациях Эксплуатирующие организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь: а) перечень возможных радиационных аварий с прогнозом радиационной обстановки и учетом их последствий; б) критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; в) план мероприятий по защите персонала от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами государственного регулирования, контроля и надзора, а также, при необходимости, с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; г) средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; д) медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; е) аварийно - спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала) эксплуатирующей организации на контрактной основе. Органы местного самоуправления обязаны на случай радиационной аварии иметь согласованный с эксплуатирующей организацией план предупреждения и действий при радиационной аварии, включающий, в случае необходимости, план эвакуации населения. Статья 29. Требования к персоналу эксплуатирующих организаций К работе на ядерной установке, в пункты хранения, к работе с ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения допускаются люди, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, не имеющие медицинских, в том числе психофизиологических, противопоказаний и получившие допуск к указанной работе. Перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизических обследований определяются Правительством Российской Федерации. С этой целью эксплуатирующая организация: а) организует проведение предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров персонала; б) организует и обеспечивает подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам радиационной безопасности; в) организует и обеспечивает подготовку персонала аварийно - спасательных формирований. Статья 30. Общественные мероприятия на территории радиационно опасных объектов Проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций и других несанкционированных общественных мероприятий на территории ядерной установки или пункта хранения запрещается. Не допускается организация и проведение митингов, демонстраций, пикетирования, блокирования транспортных коммуникаций и других общественных мероприятий за пределами территории ядерной установки или пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерной установки или пункта хранения своих служебных обязанностей, либо будут иметь место иные угрозы безопасности населению, окружающей среде, здоровью, правам и законным интересам других лиц. Протесты против недопущения и запрещения указанных действий разрешаются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и настоящим областным Законом. Ущерб, причиненный эксплуатирующей организации в результате указанных действий, возмещается виновными лицами и организациями (при наличии спора) в судебном порядке. Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 31. Обеспечение радиационной безопасности персонала эксплуатирующих организаций В целях защиты персонала эксплуатирующая организация обязана: а) планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; б) заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение радиационных аварий, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения; в) осуществлять производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территории организации; г) проводить учет и контроль индивидуальных доз облучения работников; д) проводить аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля и других лиц, работающих в этих организациях; е) организовывать проведение периодических медицинских осмотров работников; ж) информировать персонал об уровнях излучения на рабочих местах и величине полученных ими индивидуальных доз облучения; з) выполнять постановления надзорных и контролирующих органов. Статья 32. Обеспечение радиационной безопасности населения при нормальной работе радиационно опасных объектов 1. В целях защиты населения в районе размещения радиационно опасного объекта устанавливаются особые территории - санитарно - защитная зона и зона наблюдения. Размер и границы санитарно - защитной зоны определяются в проекте санитарно - защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, норм и правил радиационной безопасности. Проект санитарно - защитной зоны согласовывается с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления. 2. В санитарно - защитной зоне запрещается размещение питьевых водозаборов грунтовых и поверхностных вод, жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к радиационно опасному объекту лечебно - оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных проектом санитарно - защитной зоны. 3. В санитарно - защитной зоне вводится режим ограничений на хозяйственную деятельность. Использование земель санитарно - защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения органов государственного санитарно - эпидемиологического надзора по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. 4. Необходимость установления зоны наблюдения за пределами территории ядерных объектов, предприятий ядерно - топливного цикла и пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности радиационно опасных объектов, согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора и утверждаются Законодательным Собранием Свердловской области по представлению специально уполномоченного органа Правительства Свердловской области по радиационной безопасности. В случае изменения характеристик безопасности радиационного опасных объектов Законодательное Собрание Свердловской области по представлению специально уполномоченного органа Правительства Свердловской области по радиационной безопасности утверждает скорректированные границы зоны наблюдения. 5. Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно - защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения. 6. В санитарно - защитной зоне и зоне наблюдения эксплуатирующей организацией и органами государственного надзора и контроля осуществляется постоянный контроль за радиационной обстановкой. 7. В зоне наблюдения на граждан распространяется действие мер по социально - экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также распространяется действие мер по аварийному планированию. Статья 33. Радиационная безопасность населения при радиационных авариях 1. В случае возникновения радиационной аварии эксплуатирующая организация обязана: а) обеспечить выполнение защитных мероприятий по защите работников и населения от радиационной аварии и ее последствий; б) проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Свердловской области, а также органы местного самоуправления территорий, на которых возможно повышенное облучение. Оповещение населения эксплуатирующей организации проводится в случае, если это предусмотрено планом предупреждения и действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, в остальных случаях решение об оповещении принимают органы местного самоуправления; в) принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; г) локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде; д) провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и радиационной обстановки при радиационной аварии; е) принять меры по нормализации радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии. 2. Специально уполномоченный орган Правительства Свердловской области по радиационной безопасности при взаимодействии с органами местного самоуправления, Департаментом здравоохранения Свердловской области и Свердловским областным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора составляет регистр пострадавших лиц с оценкой полученной ими дозы и координирует работу по реабилитации лиц, пострадавших при радиационных авариях. Статья 34. Обеспечение радиационной безопасности от природных радионуклидов 1. Облучение населения и персонала, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами во вновь строящихся производственных и жилых помещениях, не должно превышать установленных норм для облучения производственного персонала и населения от природных радионуклидов. 2. В целях защиты населения и персонала от вредного влияния природных радионуклидов должны осуществляться следующие мероприятия: а) составление кадастра территорий с повышенным природным радиационным фоном; б) выбор участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма - излучения; в) проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; г) проведение производственного контроля строительных материалов и изделий по радиационному фактору, а при приемке зданий и сооружений в эксплуатацию - контроля уровня гамма - излучения и содержания радона и продуктов его распада в воздухе помещений; (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) д) принятие мер по снижению уровня гамма - излучения и содержания радона, а при невозможности достижения установленных норм - проведение мероприятий по изменению характера использования зданий и сооружений, а также технических и режимных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности производственного персонала; е) запрещение использования строительных материалов и изделий, не отвечающих требованиям по обеспечению радиационной безопасности. 3. Ответственность за обеспечение радиационной безопасности для персонала от природных радионуклидов возлагается на администрацию предприятия. Ответственность за обеспечение радиационной безопасности для населения от природных радионуклидов возлагается на администрацию территорий. Статья 35. Обеспечение радиационной безопасности при медицинском обслуживании При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать все необходимые средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении рентгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам и правилам радиационной безопасности при диагностике и лечении и должны фиксироваться в соответствующем медицинском учреждении. По требованию гражданина (пациента) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур ему предоставляется полная информация об ожидаемой или получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях. Ответственность за непредоставление информации или за предоставление недостоверной информации возлагается на медицинское учреждение, проводящее рентгенорадиологические процедуры. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. Статья 36. Обеспечение радиационной безопасности при производстве продуктов питания и обеспечения питьевой водой Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям, обеспечивающим радиационную безопасность, и подлежат производственному контролю за обеспечением радиационной безопасности. Контроль радиационной безопасности при производстве продуктов питания и обеспечения питьевой водой осуществляется органами санитарно - эпидемиологического и ветеринарного надзора. Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 37. Право граждан на радиационную безопасность Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Свердловской области, имеют право на благоприятную среду обитания и радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, выполнения гражданами и эксплуатирующими организациями требований по обеспечению радиационной безопасности, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 38. Право граждан и общественных объединений на получение информации 1. Граждане, общественные объединения имеют право на получение следующей объективной информации в установленном законодательством Российской Федерации порядке: от Правительства Свердловской области - о намерении размещения радиационно опасного объекта на территории Свердловской области, предполагаемом месте размещения и характере объекта; от эксплуатирующей организации и органов государственного контроля в пределах их компетенции - о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности; от медицинских учреждений - о величине планируемой и фактически полученной ими дозе при обследовании или лечении. 2. Данное право обеспечивается путем периодических публикаций в средствах массовой информации, ответов на запросы общественных организаций, проведения встреч общественности с представителями эксплуатирующих организаций, органов государственного надзора и контроля, органов государственной власти и местного самоуправления. 3. Предоставление гражданам информации о радиационной обстановке в данном регионе органами государственного контроля за радиационной обстановкой осуществляется бесплатно. Статья 39. Право граждан на получение документа, подтверждающего полученную дозу облучения Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о полученной ими эффективной дозе внешнего и внутреннего облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами государственной власти. Документ, удостоверяющий полученную дозу, выдается: (В редакции Закона Свердловской области от 22.01.2001 г. N 10-ОЗ) при профессиональном облучении - эксплуатирующей организацией; при медицинских процедурах - органами здравоохранения; при ликвидации последствий радиационных аварий - территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; при проживании на загрязненных территориях - Свердловским областным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Статья 40. Право общественных объединений на доступ в эксплуатирующую организацию Представители общественных объединений имеют право доступа в эксплуатирующую организацию в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Статья 41. Право граждан на бесплатное страхование 1. Граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах санитарно - защитной зоны и зоны наблюдения радиационно опасных объектов, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников радиационно опасного объекта. 2. Жителям Свердловской области обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования производятся независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению. 3. Порядок и условия страхования личности и имущества определяются законодательствами Российской Федерации и Свердловской области. Статья 42. Право на социально - экономическую компенсацию за риск 1. Граждане имеют право на социально - экономическую компенсацию за повышенный риск, обусловленный проживанием вблизи эксплуатирующих организаций, на которых существует возможность превышения установленных пределов доз облучения населения. 2. Указанная компенсация включает в себя улучшение социально - бытовых условий граждан, строительство оздоровительных, лечебных и культурно - просветительских учреждений на средства этих организаций. Порядок предоставления и размеры указанной компенсации устанавливаются законодательствами Российской Федерации и Свердловской области. Статья 43. Право на возмещение вреда, причиненного облучением и радиационной аварией 1. В случае радиационной аварии всем пострадавшим возмещаются вред, повлекший увечье либо иное повреждение здоровья, связанный с облучением источниками ионизирующего излучения сверх установленных пределов доз, а также убытки, причиненные нарушением их имущественных и иных прав. 2. Порядок, виды и условия возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, и убытков, причиненных нарушением гражданских прав, устанавливаются законодательством Российской Федерации. 3. Расходы на исполнение законов о социальной защите граждан, пострадавших от воздействия ионизирующих излучений, вносятся отдельной строкой в областной бюджет. Статья 44. Право на проверку состояния радиационной безопасности Граждане и общественные объединения имеют право требовать проведения проверки состояния радиационной безопасности в конкретных условиях. Заключение и оценку состояния радиационной безопасности объекта или территории дают органы государственного надзора и контроля. Статья 45. Обязанности граждан Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Свердловской области, обязаны: а) соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности; б) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности; в) проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности. Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационных аварий допускается только на добровольной основе, при их письменном согласии и после информирования о возможных дозах облучения при ликвидации аварии и о риске для здоровья. Граждане, привлекаемые в установленном порядке для участия в ликвидации последствий радиационных аварий, должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке. Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 46. Нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности и виды ответственности за них 1. За нарушение законодательства о радиационной безопасности устанавливаются следующие виды ответственности: - дисциплинарная; - административная; - гражданско - правовая; - уголовная. 2. Условия и порядок применения видов ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации. 3. Законами Свердловской области может быть установлена административная ответственность за противоправные действия должностных и юридических лиц. Глава VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 47. Взаимодействие Правительства Свердловской области с другими субъектами Российской Федерации В целях защиты граждан, проживающих на территории Свердловской области, и окружающей среды от вредного воздействия источников ионизирующего излучения, расположенных за пределами Свердловской области, при проектных и аварийных режимах работы этих источников Правительство Свердловской области заключает соглашения с субъектами Российской Федерации, в которых оговариваются порядок и условия взаимодействия, источники финансирования, распределения обязанностей по обеспечению радиационной безопасности при штатных и аварийных режимах работы радиационно опасных объектов, а также при прохождении через территорию Свердловской области транзитных грузов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества или радиоактивные отходы. В случае, когда источник радиационной опасности (радиационный объект) расположен в закрытом административно - территориальном образовании и оказывает влияние на радиационную обстановку в Свердловской области, независимо от его размещения в области или вне ее, соглашение заключается между Правительством Свердловской области и Правительством Российской Федерации, в ведении которого находится радиационно опасный объект, с участием администрации закрытого административно - территориального образования. Для контроля за состоянием радиационной безопасности в закрытых административно - территориальных образованиях, находящихся на территории Свердловской области, Губернатор и Правительство Свердловской области могут назначать своих полномочных представителей в этих образованиях. Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 48. Вступление настоящего областного Закона в силу Настоящий областной Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Свердловской области Э.РОССЕЛЬ г. Екатеринбург 5 декабря 1996 года №50-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|