Расширенный поиск

Распоряжение Администрации (Правительства) Курганской области от 20.07.2004 № 204-р

 



         АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                    от 20 июля 2004 г. N 204-р


              О КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
                  ПРОЦЕССОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

     В  целях  реализации  Распоряжения  Правительства   Российской
Федерации от 1 марта 2003 г.  N 256-р  "О  Концепции  регулирования
миграционных  процессов  в  Российской  Федерации"    Администрация
(Правительство) Курганской области обязывает:

     1. Одобрить прилагаемую Концепцию  регулирования  миграционных
процессов в Курганской области.
     2. Органы исполнительной  власти  Курганской  области  в  ходе
осуществления социально-экономической политики учитывать  положения
Концепции  регулирования  миграционных  процессов   в    Курганской
области.
     3. Контроль за выполнением настоящего  Распоряжения  возложить
на  заместителя  Губернатора  области  по  гуманитарной  сфере    и
социальной политике А.Г. Мазеина.


     Губернатор
     Курганской области          О.А.БОГОМОЛОВ





                                                         Приложение
                                                     к Распоряжению
                                      Администрации (Правительства)
                                                 Курганской области
                                         от 20 июля 2004 г. N 204-р


                             КОНЦЕПЦИЯ
     РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

                             Введение

     Концепция  государственной  миграционной  политики  Курганской
области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов  на
содержание  и    основные    направления    деятельности    органов
государственной власти Курганской  области  в  сфере  регулирования
миграционных процессов.
     Правовую основу Концепции  составляют  Конституция  Российской
Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а
также общепризнанные принципы и нормы международного права.

         Глава 1. Миграционная и демографическая ситуация

     Активизация  миграционных  процессов  в  минувшее  десятилетие
заметно  отражается  на  демографической  ситуации    и    развитии
Курганской  области.   Происходящие    в    стране    политические,
экономические,  социальные  реформы  привели   к    нестабильности,
неуверенности, снижению жизненного уровня и качества  жизни  людей.
Особенно пострадали в результате преобразований регионы с  развитым
сельскохозяйственным  производством  и  ВПК,  к  которым  относится
Курганская  область.  Из-за  резкого  снижения   промышленного    и
сельскохозяйственного производства  многие  высококвалифицированные
специалисты  вынуждены  мигрировать  в  другие  регионы.    Сложная
социально-экономическая ситуация в области, соседство  с  крупными,
имеющими богатые сырьевые ресурсы регионами отрицательно  сказались
на внутренней миграции в Курганской области.
     Значительная  часть  зауральцев  стала  переселяться  в  более
экономически благополучные регионы страны.  За. период  с  1994  по
2002 год область потеряла более 26 тысяч  человек.  Если  в  первой
половине  90-х  годов  массовый  приток   вынужденных    мигрантов,
преимущественно из стран "ближнего  зарубежья",  компенсировал  эти
потери населения области,  то  во  второй  половине  этого  периода
интенсивность внешней миграции снижается и к  2000  году  сложилось
устойчивое отрицательное сальдо.  За  2002  год  население  области
сократилось на  11  тысяч  человек.  Миграционный  отток  населения
отмечен на 18 территориях  области.  В  2003  году  межрегиональные
потери населения в результате межрегионального обмена по  сравнению
с 2002 годом выросли на 6 процентов.  При  сохранении  существующей
тенденции  значительного  сокращения  численности    населения    в
результате роста смертности и снижения рождаемости к 2011  году  по
прогнозам статистики на территории области будет проживать менее  1
млн. человек.  При этом снизится доля лиц трудоспособного и  моложе
трудоспособного  возраста  и  до  35%  возрастет  доля  лиц  старше
трудоспособного возраста.
     Иммиграция  в  Российскую  Федерацию   превышает    количество
выехавших граждан. Миграционные потоки направлены преимущественно в
южные, центральные и другие экономически развитые  регионы  страны.
Значительная часть иммигрантов прибывает на территорию России через
нашу  область.  За  2003   год    через    пункты    пропуска    на
российско-казахстанской  границе,  расположенные   на    территории
области, прошло более 500 тысяч иностранных граждан.
     Массовый    приток    вынужденных    мигрантов    (вынужденных
переселенцев,  беженцев),  решивших  обустроиться   в    Курганской
области,  к  2003  году  практически  прекратился.  Кроме   причин,
связанных    с    несовершенством    законов    и     стабилизацией
социально-экономической обстановки в странах СНГ,  важное  значение
имеет решение социальных проблем вынужденных переселенцев. Медленно
и трудно  решаются  вопросы  с  жилищным  обустройством,  возникают
проблемы в плане социальной защиты.  Не все местные  органы  власти
участвуют  в  решении  проблем  социально-экономической   адаптации
мигрантов (наших соотечественников).  Вынужденные переселенцы (наши
соотечественники) возвращаются на свою историческую родину из стран
со    сложной    общественно-политической,    экономической       и
санитарно-эпидемиологической обстановкой с  надеждой  на  помощь  и
понимание.  В  этой  ситуации   актуальной    проблемой    остается
формирование толерантного сознания всех зауральцев.
     Массовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства из
стран Закавказья, Центральной и Восточной Азии в Курганскую область
не наблюдается.  Тем не менее отсутствие визового режима  въезда  в
Россию граждан из  стран  СНГ,  открытость  российско-казахстанской
границы создают условия для свободного проникновения на  территорию
РФ.
     Отсутствие    на    большинстве    пунктов    пропуска      на
российско-казахстанской    государственной    границе        постов
иммиграционного  контроля  не  позволяет  осуществлять  полноценный
иммиграционный контроль.
     Неконтролируемые    миграционные    процессы        усугубляют
криминогенную  обстановку  в  области,  сказываются  на   состоянии
общественной    и    санитарно-эпидемиологической     безопасности.
Нелегальные  трудовые  мигранты  создают  неконтролируемый    рынок
товаров  и  услуг,  ведут  незаконную  коммерческую   деятельность,
занимаются торговлей оружием и распространением наркотиков. За 2003
год иностранными гражданами и лицами без гражданства  совершено  98
уголовных преступлений и 1378 административных правонарушений.
     Частью происходящих миграционных процессов  является  трудовая
миграция. Процессы внешней трудовой миграции только развиваются. На
рынке труда Курганской области иностранная рабочая сила применяется
в основном на трудоемких, неквалифицированных  сельскохозяйственных
сезонных работах, в промышленности, торговле и  в  сфере  услуг.  В
других отраслях использование иностранных специалистов  встречается
редко.
     В  области  имеют  место  случаи  нелегального   использования
иностранной рабочей силы.
     Внутренняя  миграция  населения  области    не    обеспечивает
необходимого перераспределения трудовых ресурсов  на  рынке  труда.
Подготовленные специалисты сельскохозяйственных отраслей  стараются
обустроиться в городах,  промышленные  предприятия  приглашают  уже
подготовленных, высококвалифицированных работников  со  стажем.  На
это влияет и несбалансированность между оплатой труда  в  различных
отраслях экономики,  социальные  условия  жизни  и  развитие  рынка
жилья.
     Совершенствование и развитие рыночных  механизмов  приведет  к
дальнейшему оживлению и  росту  экономики  области.  Это  потребует
более активного распределения населения и  трудовых  ресурсов,  что
вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой
миграции граждан. С учетом ограниченности материальных и финансовых
возможностей  в  области  целесообразно  всемерно    способствовать
стремлению  мигрантов  к  самообустройству  и  активной    трудовой
деятельности.
     Требует внимания проблема переселения  населения  в  условиях,
вызванных экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Так, в
результате пожаров в мае 2004 года на многих территориях Курганской
области возникла проблема приема  и  расселения  населения  на  них
пострадавших, что потребовало оперативности и  значительных  усилий
со стороны исполнительных органов власти региона.
     Сложившаяся ситуация в  Курганской  области  требует  изменить
отношение к миграционным процессам, которые должны стать  фактором,
способствующим  развитию  Курганской  области,  и  проводиться    в
интересах  ее  экономики,  общественной  безопасности  и   здоровья
зауральцев при строгом соблюдении прав граждан.

           Глава 2. Цели, принципы и задачи миграционной
                    политики Курганской области

     Основными  целями  миграционной   политики    на    территории
Курганской области являются: регулирование миграционных  потоков  в
интересах социально-экономического  развития  области  и  помощь  в
обустройстве мигрантам, прибывшим на постоянное место жительства  в
Курганскую  область,  через  разработку  и  принятие    мероприятий
областной  миграционной  программы  по  реализации  Концепции    по
регулированию  миграционных  процессов  в  Курганской  области  при
участии переселенческих общественных  организаций  для  обеспечения
устойчивого социально-экономического, демографического  развития  и
общественной  безопасности    Курганской    области,    привлечение
мигрантов,  в  том  числе  и  из   иностранных    государств    для
удовлетворения потребностей экономики области в трудовых  ресурсах,
возрождения малообжитых территорий и  аграрного  сектора,  создание
эффективно  действующей  системы  иммиграционного    контроля    на
территории области.
     Миграционная  политика  Курганской  области  основывается   на
следующих принципах:
     исполнение  Конституции  Российской  Федерации,    федеральных
законов, иных законодательных актов  и  международных  обязательств
Российской Федерации в области миграции;
     защита рынка труда, регулирование трудовых потоков иностранных
граждан, протекционизм в отношении российских граждан;
     соблюдение  и  защита  прав  мигрантов,   недопустимость    их
дискриминации по признаку расы, языка, происхождения,  отношения  к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
     развитие  сотрудничества  Курганской  области  с   Республикой
Казахстан по урегулированию миграционных вопросов;
     приоритетное  оказание   государственной    помощи    наиболее
нуждающимся  категориям  вынужденных   мигрантов,    стимулирование
добровольного переселения и создание  условий  для  самообеспечения
мигрантов;
     взаимодействие законодательных  (представительных)  органов  и
органов  исполнительной  власти  всех  уровней   с    общественными
объединениями мигрантов;
     обеспечение общественной безопасности на территории области.
     Основными задачами миграционной политики в Курганской  области
являются:
     регулирование    миграционных    потоков       с        учетом
социально-экономического  развития    муниципальных    образований,
национальной  совместимости,    климатических    и    экологических
особенностей мест расселения;
     совершенствование  иммиграционного  контроля  и    регистрации
иностранных граждан, прибывающих на территорию области;
     реализация  мер  по  предупреждению  и  пресечению  незаконной
миграции;
     разработка генеральной схемы возможного расселения мигрантов и
обеспечение  приемлемых  социально-бытовых    условий    пребывания
мигрантов  в  области,  организация   санитарно-эпидемиологического
надзора за иностранными гражданами;
     регулирование  процессов  внешней    трудовой    миграции    и
привлечения иностранной рабочей силы на территорию области;
     конструктивное  взаимодействие  с   приграничными    областями
Республики Казахстан по вопросам миграции;
     финансовое и правовое обеспечение решения задач  регулирования
миграционных процессов в регионе.

            Глава 3. Основные направления деятельности
   по регулированию миграционных процессов в Курганской области

     Основными  направлениями   деятельности    по    регулированию
миграционных процессов являются:
     в области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в
Курганской области
     обеспечение  мер   по    определению    необходимых    объемов
миграционных потоков, а  также  повышение  ответственности  органов
исполнительной  власти  на  территории  области   за    соблюдением
миграционного законодательства;
     совершенствование единой системы иммиграционного  контроля  на
территории Курганской области за счет создания на пунктах  пропуска
через  Государственную  российско-казахстанскую  границу    типовых
постов иммиграционного контроля;
     содействие в создании иммиграционной инспекции;
     совершенствование    работы     государственных        органов
исполнительной власти, осуществляющих  иммиграционный  контроль  на
территории области, усиление координации их деятельности в вопросах
пресечения незаконной миграции;
     осуществление учета и  регистрации  прибывающих  в  Курганскую
область иностранных граждан и лиц без гражданства,  создание  банка
данных на ИГ и ЛБГ;
     осуществление  приема  и  рассмотрения  заявлений  иностранных
граждан, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища  и  для
получения статуса беженца;
     усиление контроля за  соблюдением  иностранными  гражданами  и
лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания  и
выезда  из  Российской  Федерации  и  принятие  мер  в    отношении
нарушителей, предусмотренных законодательством РФ;
     отработка системы выдворения (депортации) иностранных  граждан
и лиц без гражданства, нарушивших условия пребывания на  территории
РФ, создание в г.  Кургане Центра временного содержания иностранных
граждан, подлежащих в судебном порядке выдворению  (депортации)  за
пределы РФ;
     осуществление  контроля  за  привлечением  и    использованием
иностранной  рабочей  силы  в   Курганской    области,    повышение
ответственности руководителей предприятий и организаций  всех  форм
собственности за незаконное использование иностранной рабочей силы;
     расширение обмена  информацией  правоохранительных  органов  с
органами  государственной  власти  по  проблемам,    связанным    с
незаконной миграцией;
     взаимодействие с миграционными органами приграничных  областей
Республики  Казахстан  по  вопросам   регулирования    миграционных
процессов;
     использование средств массовой информации,  проведение  приема
граждан и  консультаций  для  ознакомления  прибывающих  в  область
мигрантов с  законодательством  о  правовом  положении  иностранных
граждан и лиц без  гражданства  на  территории  области  и  порядке
приобретения гражданства Российской Федерации.
     в области создания условий для интеграции прибывающих в регион
вынужденных мигрантов
     разработка  эффективного  механизма   использования    средств
бюджетов  всех  уровней,  направленных  на  прием  и   обустройство
мигрантов;
     создание  условий  для  их  жилищного  и    социально-бытового
обустройства, интеграции на рынке труда;
     обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с
учетом их этнических, культурных, языковых и религиозных различий;
     оказание  содействия  в  создании  условий  для  адаптации   и
обустройства мигрантов;
     обеспечение эффективного использования  средств,  направленных
на помощь и поддержку вынужденным переселенцам;
     поддержка  в  приоритетном  порядке  социально    незащищенных
категорий  вынужденных  мигрантов,  а  также  лиц,   прибывших    в
Курганскую область в условиях чрезвычайных обстоятельств;
     осуществление юридического консультирования и просвещения;
     оказание психологической помощи;
     оказание  помощи  общественным   организациям,    занимающимся
проблемами мигрантов.
     в области  содействия  привлечения  иммигрантов  в  Курганскую
область, исходя из  необходимости  обеспечения  Курганской  области
трудовыми ресурсами
     учет демографической и миграционной ситуации, состояния  рынка
труда  в  отдельных  муниципальных  образованиях  при  формировании
областного  бюджета,  местных  бюджетов,  а   также    межбюджетных
отношений;
     разработка механизмов привлечения иммигрантов, учитывая страны
их  происхождения,  профессиональные,  квалификационные   и    иные
характеристики для отбора специалистов;
     разработка механизмов управления  расселением  иммигрантов  по
территории области в соответствии с Генеральной  схемой  расселения
на территории Российской Федерации,  с  учетом  комплексной  оценки
возможностей Курганской области по приему и обустройству мигрантов;
     сотрудничество  государственных  органов  и  органов  местного
самоуправления с переселенческими и общественными организациями,  в
том числе по осуществлению совместных проектов по созданию  рабочих
мест и строительству жилья.
     в области вхождения Курганской области в  международный  рынок
труда, регулирование экономической миграции
     обеспечение    взаимодействия    с    федеральными    органами
исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции  в  целях
усиления контроля  за  привлечением  и  использованием  иностранной
рабочей  силы,  защиты  отечественного  рынка  труда;   обеспечения
приоритетного права граждан Курганской области на занятие вакантных
рабочих мест;
     соблюдение  работодателями    условий,    предусмотренных    в
разрешениях на привлечение и использование иностранных  работников,
в трудовых договорах (контрактах);
     проведение   комплексных    проверок    законности    трудовой
деятельности и статуса пребывания иностранных граждан и  соблюдения
ими налогового законодательства на территории Курганской области;
     противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль  за
уровнем оплаты труда иностранных работников.
     в области создания  условий  для  привлечения  переселенцев  и
направления внутриобластной  миграции  на  возрождение  малообжитых
территорий и аграрного сектора Курганской  области  на  базе  новых
форм собственности и хозяйствования
     повышение уровня занятости сельского населения,  сохранение  и
создание новых рабочих мест;
     повышение качества рабочей силы  путем  создания  условий  для
привлечения  квалифицированных  специалистов  (учителей,    врачей,
специалистов  сельского  хозяйства),  а    также    профессионально
подготовленной молодежи  в  целях  создания  устойчивого  кадрового
потенциала, обеспечивающего динамичное и сбалансированное  развитие
сельских территорий;
     развитие  и  расширение   информационно-консультационного    и
правового обслуживания сельского населения в целях внедрения  новых
прогрессивных,  в    том    числе    несельскохозяйственных    форм
деятельности.
     в  области  оптимизации  внутренних  миграционных   процессов,
содействие эффективному использованию трудовых ресурсов
     решение проблем занятости населения на  территории  области  и
достижения  баланса  между  использованием  трудовых  ресурсов    и
привлекаемой иностранной рабочей силой;
     обеспечение пропорционального развития  рынка  жилья  и  рынка
труда для повышения территориальной мобильности рабочей силы;
     оптимизация  внутренней  миграции    на    основе    прогнозов
социально-экономического развития Курганской области;
     определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения
мигрантов территорий и населенных пунктов;
     разработка  мер  по  созданию  новых  и  сохранению  имеющихся
рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в
районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием  рынка
труда.

              Глава 4. Механизм реализации Концепции

     Реализацию Концепции предполагается осуществить путем:
     совершенствования областной законодательной базы  по  вопросам
миграции;
     разработки и реализации мероприятий региональной  миграционной
программы, а также целевых программ по  регулированию  миграционных
процессов в Курганской области;
     осуществления  контроля   за    реализацией    государственной
миграционной  политики  в  регионе;  заслушивания  информации    на
заседаниях Совета по социальным вопросам при Губернаторе Курганской
области;
     разработки мер по обустройству (самообустройству)  вынужденных
мигрантов  и  включения  их  в  региональные,  межрегиональные    и
федеральные программы социально-экономического развития;
     создания  сети  информационных   центров,    в    том    числе
региональных, с  использованием  технического  и  интеллектуального
потенциала общественных объединений мигрантов;
     поддержки органами исполнительной власти области  совместно  с
органами  местного  самоуправления    деятельности    хозяйствующих
субъектов малонаселенных районов.


     Руководитель Аппарата -
     Начальник управления
     организационной работы
     Администрации (Правительства)
     Курганской области          В.М.ДОСТОВАЛОВА




Информация по документу
Читайте также