Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Курганской области от 21.04.2008 № 145-рПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 21 апреля 2008 г. N 145-р Утратилo силу - Распоряжение Правительства Курганской области от 02.12.2008 г. N 488-р О КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА В целях формирования и обоснования стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Курганской области, способов достижения указанных целей и важнейших задач, подлежащих решению до 2020 года, Правительство Курганской области обязывает: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (далее - Концепция). 2. Исполнительные органы государственной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, учитывать положения Концепции при подготовке материалов к разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2020 года. Рекомендует: Органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в ходе осуществления социально-экономической политики учитывать положения Концепции. 3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области Болтнева Н.И. Губернатор Курганской области О.А.БОГОМОЛОВ Приложение к Распоряжению Правительства Курганской области от 21 апреля 2008 г. N 145-р "О Концепции стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года" КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА Место и роль Курганской области в Российской Федерации Рисунок не приводится. Курганская область имеет уникальное геополитическое положение, являясь воротами на юго-востоке России с выходом на страны Юго-Восточной Азии. Область расположена на стыке Урала и Сибири, в бассейне рек Тобола и Исети, граничит с высокоразвитыми областями Урала - Свердловской, Челябинской и Тюменской областью. Занимает площадь 71,5 тыс. кв. км. В области проживает 960,4 тыс. человек, 43,4% из них - в сельской местности. Структура населения Курганской области Рисунок не приводится. Плотность населения Курганской области - 13,4 человека на 1 кв. км (занимаем 52 место среди регионов РФ). Численность экономически активного населения - 491 тыс. человек. Трудоспособного из общей численности населения - 59%. Место и роль Курганской области в реализации общегосударственных интересов Обеспечение продовольственной безопасности. Развитие науки, образования, укрепление здоровья зауральцев. Обеспечение национальной безопасности (приграничная территория, перекрытие путей контрабанды наркотиков и незаконной миграции). Уничтожение химического оружия. Укрепление обороноспособности России. Обеспечение экологической безопасности. Поддержание функционирования транспортных коридоров (авто-, авиа-, железнодорожных, трубопроводных). Участие в развитии нефтегазового комплекса. Социально-экономическая стабильность региона. Итоги социально-экономического развития области Начиная с 2000 года, по всем основным макроэкономическим показателям Курганская область имеет устойчивую положительную динамику. За 2001 - 2007 годы: валовой региональный продукт увеличился в 1,5 раза в сопоставимой оценке; объем инвестиций в основной капитал - в 2,7 раза; реальная заработная плата (с учетом инфляции) увеличилась в 2,4 раза; реальные располагаемые денежные доходы - в 2,2 раза; удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума сократился с 51,6% в 1999 году до 20% по итогам 2007 года. Среднегодовые темпы роста за последние 3 года (2005 - 2007 годы) выше среднероссийских и составляют: валовой региональный (внутренний) продукт - 109,8% (у РФ 107,3%); инвестиции в основной капитал - 127,2% (у РФ 115,2%); реальные располагаемые денежные доходы населения - 115,2% (у РФ 111,6%). По итогам Всероссийского конкурса экономического развития России "Золотой рубль" Курганская область признана лучшей в Уральском федеральном округе в номинации "Лучший субъект РФ по экономическим показателям". Зауралье было отмечено за динамику роста по всем показателям номинации. Валовой региональный продукт Курганской области имеет устойчивую динамику роста. В 2006 году объем валового регионального продукта Курганской области составил 66 млрд. руб. За 2007 год, по расчетам, ВРП увеличился на 10,9% и составил около 80 млрд. руб. Структура ВРП Курганской области Рисунок не приводится. Промышленное производство занимает 23,1%, в том числе обрабатывающие производства - 18,8%, сельское и лесное хозяйство - 15,4%, транспорт и связь - 17,7%, оптовая и розничная торговля - 14,3%, образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг - 10,1%, госуправление и обязательное соцобеспечение - 6,1%, строительство - 5,7%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 5,2%. По сравнению с предыдущим годом в структуре ВРП увеличился удельный вес обрабатывающих производств, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства. Всего в структуре ВРП Курганской области сектор производства занимает 44,3%, сектор услуг - 55,7%. Прогнозируется дальнейший рост валового регионального продукта. Задача, поставленная Президентом Российской Федерации по удвоению ВРП за 10 лет, будет выполнена в Курганской области к 2012 году. Анализ сложившейся структуры валового регионального продукта свидетельствует о высоком удельном весе промышленности и сельского хозяйства и тем самым о специализации Курганской области в производстве продукции сельского хозяйства и промышленности, организации которой традиционно были ориентированы на обеспечение деятельности военно-промышленного комплекса государства. В регионе обеспечено взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций крупного, среднего и малого бизнеса, научных учреждений в решении задач национальной, экономической, социальной и экологической безопасности области и повышения благосостояния населения. Реализация федеральных целевых программ и целевых программ Курганской области направлена на развитие производственной и социальной инфраструктуры и позволяет комплексно решать проблемы экономической и социальной политики области. SWOT-анализ социально-экономического положения Курганской области +----------------------------------+ +-----------------------------------+ | Сильные стороны (S) | | Слабые стороны (W) | +----------------------------------+ +-----------------------------------+ Выгодное геополитическое положение Недостаточное использование Разнообразие минерально-сырьевых сырьевого потенциала области ресурсов Высокая энергозависимость региона Высокий удельный вес Недостаточное развитие инженерной, обрабатывающих производств производственной (особенно Полное обеспечение потребности водоснабжения и газификации), населения в основных продуктах транспортной инфраструктуры питания Диспаритет цен сельскохозяйственной Высокий потенциал для развития и промышленной продукции санаторно-курортного комплекса Нестабильная демографическая Лидирующие позиции в развитии ситуация охотничьего туризма Высокий уровень бедности Стабильность социальных, Дефицит квалифицированных кадров межнациональных и межконфессиональных отношений +-----------------------------------+ +---------------------------------+ | Возможности (O) | | Угрозы (T) | +-----------------------------------+ +---------------------------------+ Ресурсно-сырьевой потенциал Демографические риски Земли сельскохозяйственного По прогнозам, при сложившихся назначения составляют более 60% тенденциях численность населения земельного фонда области. Общая Курганской области может площадь земель лесного фонда сократиться к 2020 году по составляет 18453,3 тыс. га, из них отношению к 2007 году более чем 81,9% покрыты лесом. на 10%. В области насчитывается более 3 Инвестиционные риски тысяч озер. Инвестиционная привлекательность Область располагает богатыми Курганской области по данным минерально-сырьевыми ресурсами. Рейтингового агентства "Эксперт" Интеллектуальный потенциал оценивается как крайне низкая. По В области функционируют 4 рангу инвестиционного потенциала государственных высших учебных в 2005 году Курганская область заведения, 2 негосударственных занимала 67 место из 89 субъектов вуза, 9 филиалов вузов и 19 РФ, по рангу риска для инвесторов представительств вузов из других - 69 место. регионов России, 23 учреждения Технологические риски среднего и 28 учреждений начального Высокая степень износа основных профессионального образования, 714 фондов, неготовность большинства общеобразовательных школ. организаций области к работе в Институциональный потенциал условиях ВТО. Банковский сектор представлен 18 Экологические риски кредитными организациями, из них 5 Недостаточность ресурсов воды из региональных и 13 филиалов. поверхностных водоисточников и ее Инновационно-инвестиционный низкое качество не позволяют потенциал обеспечить качественное Инновационную деятельность в 2006 водоснабжение населения и году в регионе осуществляли 30 промышленных потребителей. организаций. Уровень инновационной Сохраняется угроза аварийного активности составил 11%. сброса воды, содержащей слаборадиоактивные стоки, из Теченского каскада прудов на территории Челябинской области. Вызывает тревогу наличие объекта по уничтожению химического оружия. Оценка потенциала области Ресурсно-сырьевой потенциал. В Курганской области показатель обеспеченности территорией больше среднероссийского в 1,2 раза, а среднемирового - в 3 раза. Сельскохозяйственные угодья, прежде всего пахотные земли, - основной экономический и главный из природных ресурсов Зауралья. Земли сельскохозяйственного назначения составляют более 60% земельного фонда Курганской области. Общая площадь земель лесного фонда составляет 1845,3 тыс. га, из них 81,9% покрыты лесом. Потенциальный объем заготовки ликвидной древесины составляет 1,2 млн. куб. м ежегодно. Область располагает богатыми минерально-сырьевыми ресурсами некоторых видов полезных ископаемых. Карта полезных ископаемых Курганской области Рисунок не приводится. Запасы бентонитовых глин составляют 1/3 запасов России, разведаны 3 месторождения урана, уникальны Шадринское месторождение углекислых хлоридно-гидрокарбонатных натриевых минеральных вод, огромные разведанные запасы строительного камня, глин для производства кирпича, керамзита, лечебных грязей, торфа, строительного песка. Обнаружены запасы и ресурсы железных руд, вольфрама и молибдена, титана, циркония. Положительно оцениваются перспективы обнаружения месторождений углеводородов, ведутся масштабные геологоразведочные работы. В области насчитывается более 3 тысяч озер. Некоторые из них по минералогическим свойствам воды и наличию лечебных грязей не уступают лучшим российским и мировым аналогам. Интеллектуальный потенциал. На территории области в настоящее время функционируют 4 государственных высших учебных заведения, 2 негосударственных вуза, 9 филиалов вузов и 19 представительств вузов из других регионов России, 23 учреждения среднего и 28 учреждений начального профессионального образования, 714 общеобразовательных школ. Институциональный потенциал. Банковский сектор Курганской области представлен 18 кредитными организациями, из них 5 региональных и 13 филиалов. Последние годы наблюдается расширение масштабов банковской деятельности на территории Курганской области. Отношение банковских активов в Курганской области к ВВП составляет по предварительным оценкам за 2007 год 34% (в России - 60%). Резерв для наращивания активности у банков в регионе достаточно большой (в 2000 году доля банковских активов в ВРП составляла 20%, в начале 2007 года - 28%). По сравнению с 2000 годом, совокупные банковские активы возросли в 7 раз, кредитный портфель банковского сектора области увеличился в 22 раза, вклады населения - в 9,5 раз. Наибольший рост наблюдался по категории долгосрочных кредитов. Кредиты, предоставленные юридическим лицам, увеличились с 2000 года в 12,5 раз, предпринимателям - почти в 16 раз, населению - более чем в 90 раз. За 2007 год объем кредитных вложений банковского сектора области составил 46,5% к ВРП. Доля кредитов в ВРП возросла по сравнению с 2000 годом на 30,5%. Влияние кредитов на реальный сектор экономики растет: в 2000 году отношение кредитов, предоставленных реальному сектору экономики области, к ВРП составляло 15%, в 2007 году - 36%, в 2008 году этот показатель увеличится, по предварительным оценкам, до 40%. Инновационно-инвестиционный потенциал. Инновационную деятельность в 2006 году в регионе осуществляли 30 организаций. Уровень инновационной активности составил 11%. Общую картину инновационных процессов определяют организации обрабатывающих производств. В регионе насчитывается 13 организаций (без учета малых предприятий), выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Численность работающих в отрасли "Наука и научное обслуживание" в 2006 г. составляла 945 человек, из них 458 человек (48,5%) - исследователи. Каждый четвертый исследователь имеет ученую степень. В Курганской области академическую науку представляют 3 организации, функционирует 14 отраслевых организаций, в том числе Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика Г.А.Илизарова, 11 проектно-конструкторских и проектно-изыскательских организаций, осуществляющих внедренческую деятельность по широкому спектру направлений. В целях увеличения инвестиционной активности, а также повышения инвестиционной привлекательности Курганской области утвержден план мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и привлечению инвестиций в экономику Курганской области. Сформирован каталог инвестиционных проектов и реестр инвестиционных площадок Курганской области. Законами Курганской области "Об инвестиционной деятельности в Курганской области, осуществляемой в форме капитальных вложений" и "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области" установлена система поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные и инновационные проекты, имеющие значение для социально-экономического развития области. В 2006 году утверждена Концепция развития инновационной деятельности в Курганской области на период до 2015 года и План мероприятий по ее реализации на 2006 - 2008 гг. Основные проблемы развития Курганской области Проблемы Курганской области обусловлены, с одной стороны, спецификой экономики Курганской области, с другой стороны, влиянием ряда объективных и субъективных факторов, а также характером переходного периода (от стабилизационного к инновационному). Ключевые проблемы: высокая энергозависимость региона; нестабильная демографическая ситуация; высокий уровень бедности; диспаритет цен сельскохозяйственной и промышленной продукции; недостаточное развитие инженерной, производственной (особенно водоснабжения и газификации), транспортной инфраструктуры; недостаточное использование сырьевого потенциала области; дефицит квалифицированных кадров. Риски Курганской области Демографические риски. По прогнозам, при сложившихся тенденциях численность населения Курганской области может сократиться к 2020 году по отношению к 2007 году более чем на 10%. Инвестиционные риски. Инвестиционная привлекательность Курганской области по данным Рейтингового агентства "Эксперт" оценивается как крайне низкая. По рангу инвестиционного потенциала в 2005 году Курганская область занимала 67 место из 89 субъектов РФ, по рангу риска для инвесторов - 69 место. Технологические риски. Высокая степень износа основных фондов, неготовность большинства организаций области к работе в условиях ВТО. Экологические риски. Недостаточность ресурсов воды из поверхностных водоисточников и ее низкое качество не позволяют обеспечить качественное водоснабжение населения и промышленных потребителей. Сохраняется угроза аварийного сброса воды, содержащей слаборадиоактивные стоки, из Теченского каскада прудов на территории Челябинской области. Вызывает тревогу наличие объекта по уничтожению химического оружия. Конкурентные преимущества Курганской области Выгодное геополитическое положение. По территории области проходит электрифицированная транссибирская железнодорожная магистраль, магистральные нефте- и газопроводы. Она граничит с высокоразвитыми областями Урала - Свердловской и Челябинской. Граница с Тюменской областью обеспечивает выход продукции на север России, а граница с Казахстаном позволяет рассматривать область как "опорный" регион в развитии отношений России со странами - членами ЕврАзЭС и ШОС. Эти факторы благоприятствуют развитию широких внутри- и межрегиональных связей, использованию уральского металла, нефти и газа Сибири, сибирского и казахстанского углей, других полезных ископаемых. Высокий удельный вес обрабатывающих производств. Доля трех видов экономической деятельности: производство машин и оборудования, производство транспортных средств и производство готовых металлических изделий составляет более 50% в объеме промышленного производства области. Обеспечение потребности населения в основных продуктах питания. Область полностью обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания и экспортирует сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие во многие регионы России и другие государства. В 2006 году за пределы Курганской области вывезено 406,2 тыс. тонн зерна, 220,8 тыс. тонн продуктов переработки зерна, 61,9 тыс. тонн молока и молокопродуктов, 7,2 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, 18,9 тыс. тонн овощей, 2,3 тыс. тонн картофеля. Высокий потенциал для развития санаторно-курортного комплекса. Хорошие природные условия. Сеть особо охраняемых природных территорий в области представлена 16 государственными природными заказниками и 89 памятниками природы регионального значения. Снизившаяся нагрузка на агроландшафты создала благоприятные условия для жизнедеятельности многих видов животных, в том числе объектов охоты. Это позволяет области удерживать лидирующие позиции в развитии охотничьего туризма. Разнообразие минерально-сырьевых ресурсов. Стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений. Стратегия долгосрочного развития Курганской области Вопросами комплексного и стратегического планирования Правительство Курганской области занимается с 1997 года. Была утверждена Концепция социально-экономического развития Курганской области на 1997 - 2005 гг. При содействии Международного Фонда Развития Регионов и Экспертного института была разработана федеральная целевая Программа экономического и социального развития Курганской области на 1998 - 2005 гг. Однако из федерального бюджета она финансировалась лишь 1,5 года. В 2003 году была вновь разработана стратегическая Программа экономического и социального развития Курганской области до 2010 года. Отсутствие государственной стратегии развития привело к долгой процедуре согласования с отраслевыми министерствами и ведомствами, в конце 2004 года Программа была включена в реестр региональных программ Министерства экономического развития Российской Федерации. В 2005 году оператором программ и стратегий регионального развития становится Министерство регионального развития Российской Федерации. Вновь изменяются требования к программам субъектов федерации, вновь формируется реестр. Базовые принципы разработки Стратегии: преемственность программных документов; принцип устойчивого развития; комплексный и системный подход; социальная ориентированность Стратегии; принцип социальной ответственности; принцип социальной адресной поддержки; опора на собственные ресурсы; решение проблем и преодоление ограничений социально-экономического развития региона; реализация принципа частно-государственного партнерства; использование особенностей географического положения Зауралья как приграничной территории. В качестве модели развития экономики Курганской области рассматривается социально ориентированная модель экономики, основанная на инновационном развитии. Исходя из особенностей настоящего этапа развития и ориентируясь на тенденции процессов глобализации общества, стратегическая цель развития Курганской области рассматривается как повышение качества жизни населения Курганской области на основе консолидации гражданского общества, эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциала, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность области. Стратегические приоритетные направления развития Инновационное развитие, повышение конкурентоспособности региона; развитие сельских территорий за счет привлечения инвестиций и применения ресурсосберегающих технологий; совершенствование социальной структуры общества, повышение качества жизни населения, особенно сельского населения; повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала, оздоровление окружающей среды; увеличение объемов инвестиций в геологоразведочные работы с целью поисков месторождений углеводородного сырья; развитие преимуществ приграничной территории; совершенствование системы стратегического управления развитием региона, реализация административной реформы. Стратегическое направление 1. Инновационное развитие, повышение конкурентоспособности региона Цель - построение инновационно развитого общества, интегрированного в мировую экономику за счет формирования на территории Курганской области идеологии инновационной культуры, обеспечивающей инновационное развитие во всех сферах ее жизнедеятельности, повышения интеллектуальной капитализации как основы социально-экономического развития Курганской области. Для этого предполагается формирование целостной региональной эффективной инновационной системы. С целью перехода экономики области на основы инновационного развития принята Концепция развития инновационной деятельности в Курганской области на период до 2015 года. Основные направления инновационной политики, приоритеты и этапы ее реализации определяются потребностями экономики Курганской области, наличием инвестиционных ресурсов и уровнем развития инфраструктуры. Развитие промышленного комплекса. Промышленность Курганской области - многоотраслевой комплекс с высоким уровнем концентрации производства. В промышленности области работает каждый седьмой от общего числа экономически активного населения Зауралья. К факторам, сдерживающим развитие промышленности, относятся следующие: отсутствие необходимой собственной топливно-энергетической и сырьевой базы; высокая степень износа основных фондов при недостаточных объемах инвестиций. Стратегическим документом, определяющим развитие промышленного комплекса, является Концепция промышленной политики Курганской области на 2006 - 2010 годы. В настоящее время разрабатываются проекты стратегии и целевой программы Курганской области развития промышленности Курганской области до 2030 года. Доля отдельных видов промышленной продукции Курганской области в общероссийском производстве в 2006 году +--------------------+ +--------------------+ | Автобусы | +-----------------+ | Пожарные машины | | 17,5% | | Дорожно- | | 30% | +--------------------+ | строительная | +--------------------+ | техника | | 10% | +-----------------+ +-----------------+ | Коммунально- | | строительные | +--------------------+ | машины малой | +--------------------+ | Мостовые | |грузоподъемности | | Доильные | | металлоконструкции | | 46% | | установки | | 21% | +-----------------+ | 87,4% | +--------------------+ +--------------------+ Основные направления развития промышленности и предполагаемый механизм реализации: развитие кластеров производств автокомпонентов, коммунальной и дорожно-строительной техники и техники на базе автомобильных шасси; машиностроение атомного и топливно-энергетического комплекса; развитие добывающих отраслей (уран, бентонитовые глины, щебень, разработка руд); развитие нефтепереработки; производство труб большого диаметра; глубокая переработка древесины; развитие электронной промышленности; освоение и производство запасных частей для ОАО "РЖД"; освоение и изготовление новых видов оборонной продукции. По расчетам, к 2020 году промышленное производство в области увеличится к уровню 2007 года более чем в 2 раза. Добыча урана уже к 2012 году вырастет до 1000 тонн ежегодно, т.е. почти в 3 раза к уровню 2007 года. Развитие энергетической инфраструктуры. Особенностью энергетического комплекса Курганской области является недостаточный объем производства электроэнергии генерирующими мощностями, расположенными в регионе. В области Курганская ТЭЦ является единственным источником электроэнергии. При потреблении регионом в 2007 году 4,2 млрд. кВт.ч собственная генерация составила 45%. Рост потребления электроэнергии в регионе и развитие промышленности позволяют с определенной долей вероятности сформировать прогноз роста потребляемой мощности. Темп роста мощности установился в пределах 1%. Балансы мощности и электроэнергии по Курганской энергосистеме и Объединенной Энергосистеме Урала на период до 2020 года складываются с нарастающим дефицитом, что в итоге, без принятия своевременных и адекватных мер, может привести к введению режимных ограничений потребителей. Схема электроснабжения Курганской области Рисунок не приводится. Для решения проблем энергетики в Курганской области разработана целевая Программа Курганской области "Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2010 года". Для решения вопроса покрытия дефицита электроэнергии в области и снижения зависимости от поставок электроэнергии с внешнего рынка в Курганской энергосистеме предусматривается строительство объекта новой генерации на базе современных парогазовых технологий электрической мощностью 220 МВт и тепловой 400 Гкал/час в составе двух блоков по 110 МВт и реконструкция действующей ТЭЦ. Ввод новых генерирующих мощностей ТЭЦ-2 и реконструкция Курганской ТЭЦ-1 позволит в 2011 - 2015 годах свести до минимума дефицит электроэнергии в регионе и обеспечит повышение надежности электроснабжения и энергонезависимости региона на период до 2020 года. Развитие транспортной инфраструктуры. Одним из важнейших факторов развития экономики региона является транспортная инфраструктура. В Курганской области представлены: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный виды транспорта. Дорожное хозяйство Курганской области - это сеть автомобильных дорог общего пользования протяженностью более 17 тыс. км, из них с твердым покрытием - около 10 тыс. км, или менее 60%. Из 1217 населенных пунктов области лишь 788, или 65%, соединены дорогами с твердым покрытием, из них более 70% не отвечают требованиям технико-эксплуатационного состояния. Развитие дорожного хозяйства Курганской области ведется в соответствии с целевой Программой Курганской области "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Курганской области на период до 2010 года" и федеральной целевой Программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)", подпрограмма "Автомобильные дороги" С 2000 по 2007 годы на строительстве, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений освоено более 6 млрд. руб., в том числе 2,8 млрд. руб. из федерального бюджета. Построено 222 км дорог федерального и регионального значения, отремонтировано 1161 км автодорог. В 2008 - 2010 гг. рост объемов финансирования дорожного хозяйства за счет средств областного бюджета составит более 7% ежегодно. Планируется построить 48 км автомобильных дорог, в том числе закончить строительство дороги "Макушино - Частоозерье - Бердюжье" в обход Республики Казахстан, и отремонтировать 139 км дорог регионального и 79 км дорог федерального значения. Снижение доли автомобильных дорог, не соответствующих нормативному состоянию, составит 1,5 - 2% ежегодно. В перспективе, при условии включения в формируемую федеральную целевую программу развития транспортной системы России на период 2010 - 2015 гг., предусмотрено строительство 330 км дорог. Это позволит соединить 40 населенных пунктов области с численностью населения 20 тыс. человек. В целях восстановления пассажиропотока в программу развития железных дорог России до 2015 года включено строительство железной дороги Петухово - Исилькуль (Омская область) - локального обхода территории Республики Казахстан с выходом на Транссибирскую магистраль. Это существенно сократит время движения железнодорожного транспорта и разгрузит железнодорожный узел "Тюмень" от транзитных перевозок. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Телекоммуникации - один из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики Курганской области. На базе созданной мультисервисной сети современных волоконно-оптических линий связи предоставляются новые технологии и услуги, решаются государственные задачи, в том числе вопросы здравоохранения, образования, телефонизации села. Большое внимание уделяется внедрению новых технологий, в частности высокоскоростного доступа к сети Интернет. Успешно развивается сотовая связь. В 2007 году в области запущена первая из трех очередей сети цифрового эфирного телевидения, которая охватила Курган и восемь районов. Более 50% жителей региона получили возможность смотреть 18 эфирных программ высокого цифрового качества. На втором и третьем этапе (в 2008 - 2010 годах) планируется установить передатчики в остальных городах и райцентрах Зауралья и довести охват населения до 100%. Основными направлениями развития связи в Курганской области до 2020 года являются: построение современной региональной телекоммуникационной инфраструктуры; использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития региона и совершенствования системы управления субъектом РФ; развитие новых технологий в сфере информатизации; повышение инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли; инновационная инфраструктура. Развитие агропромышленного комплекса. +-------------------+ +-------------------+ | МЯСО | | ЗЕРНО | | 62 кг | | 1548,3 кг | |1 - в УрФО (46 кг)| | 1 - в УрФО | | 34 - в России | +-----------------------+ | (464 кг) | | (55 кг) | |АПК области лидирует в | | 3 - в России | +-------------------+ |УрФО и занимает ведущие| | (550 кг) | | места в России по | +-------------------+ |производству продукции | +-------------------+ | сельского хозяйства | +-------------------+ | МОЛОКО | +-----------------------+ | ОВОЩИ | | 347 кг | | 216,3 кг | | 1 - в УрФО | +-------------------+ | 1 - в УрФО | | (167 кг) | | КАРТОФЕЛЬ | | (93,4 кг) | | 17 - в России | | 407 кг | | 7 - в России | | (218 кг) | | 1 - в УрФО | | (109,5 кг) | +-------------------+ | (301 кг) | +-------------------+ | 21 - в России | | (270 кг) | +-------------------+ В структуре сельскохозяйственной продукции преобладает продукция растениеводства, на долю которой приходится более половины общего объема продукции. Развитие аграрного бизнеса сдерживает слабо прогнозируемая ситуация на отечественном продовольственном и энергетическом рынках, что препятствует росту инвестиций, особенно долгосрочных, в развитие агропромышленного комплекса. Основными стратегическими направлениями развития сельского хозяйства в Курганской области определены: в растениеводстве - закрепление наметившихся тенденций в увеличении площади обрабатываемой пашни, создание условий для получения стабильных урожаев сельскохозяйственных культур и наращивания производства зерна, освоение современных ресурсосберегающих и почвозащитных технологий, укрепление и развитие системы семеноводства, рост внесения минеральных и органических удобрений, обеспечение защиты растений, совершенствование структуры посевных площадей, обеспечение животноводства высококачественными кормами; в животноводстве - обеспечение роста численности животных, в первую очередь коров, увеличение производства молока, мяса и яиц, продолжение работы по повышению продуктивности скота и птицы, снижение расхода кормов на единицу продукции за счет соблюдения существующих и освоения новых технологий сбалансированности кормления животных, строительство и реконструкция животноводческих ферм, улучшение генетического потенциала животных, повышение сохранности и эффективности воспроизводства стада крупного рогатого скота и свиней; укрепление материально-технической базы АПК, приобретение высокопроизводительной техники, необходимой для перехода на новые ресурсосберегающие технологии, развитие дилерских и сервисных центров по поставке и обслуживанию сельскохозяйственной техники; развитие сельских территорий, в том числе социальной и инженерной инфраструктуры села, обеспечение занятости, развитие системы оптовых продовольственных рынков, кооперативных структур в сфере реализации продукции, эффективное выполнение мероприятий, предусмотренных областной целевой Программой "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" (особое внимание уделять обеспечению жильем молодых специалистов, молодых семей на селе), усиление работы по привлечению средств местных бюджетов, сельскохозяйственных организаций, населения на жилищное строительство на селе, газификацию и водоснабжение сельских территорий; повышение экономической устойчивости агропромышленного производства и уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельского населения, создание условий для формирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, повышение эффективности государственной поддержки, достижение максимальной отдачи от мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, дальнейшее финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций, повышение уровня оплаты труда в сельском хозяйстве, легализация заработной платы в АПК, расширение масштабов страхования урожая сельскохозяйственных культур, рост инвестиций в агропромышленное производство путем привлечения средств финансово-промышленных структур, укрепление сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовительными, перерабатывающими и торговыми структурами; увеличение темпов роста производства продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных мощностей, внедрение инновационных технологий переработки сырья, модернизация и техническое перевооружение организаций, постоянный мониторинг продовольственного рынка, продвижение продукции АПК на рынки других регионов и международные рынки. В настоящее время в области реализуются целевые Программы Курганской области: "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы", "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года". Важным направлением в решении задач агропромышленного комплекса является социальное развитие села, а именно развитие социальной и инженерной инфраструктуры, создание условий для того, чтобы жить и работать на селе стало престижно. Развитие сельского хозяйства напрямую зависит от реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", долгосрочной Государственной программы развития АПК, совершенствования государственных механизмов регулирования продовольственных рынков, дополнительной поддержки из федерального бюджета сельхозпроизводителей, в первую очередь производителей животноводческой продукции, работающих в дотационных регионах Российской Федерации. Развитие лесохозяйственной деятельности. Экономические условия лесохозяйственной деятельности на территории Курганской области предопределены состоянием лесного фонда, возможностью его эксплуатации. На территории лесного фонда Курганской области произрастают леса в основном мягколиственных пород. Разрешенный ежегодный объем заготовки древесины составляет 1,2 млн. куб. м, осваивается ежегодно на 40%. Хвойные ресурсы используются в полном объеме. Низкий уровень освоения расчетной лесосеки по мягколиственному хозяйству в северной и северо-западной частях области является одной из проблем в сфере использования лесов. Стратегическими документами, определяющими основные направления развития лесохозяйственной деятельности, являются Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 гг. и Концепция региональной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на период до 2015 года. Основные стратегические направления развития лесного хозяйства: создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного и рационального пользования лесами; увеличение объема использования лесов путем вовлечения в эксплуатацию лесных территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесов за счет более полного использования древесины лиственных пород и других лесных ресурсов; обеспечение более полного использования накопившихся ресурсов малоценной древесины лиственных пород путем развития производств по ее переработке; освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов. В результате принятых мер уровень освоения расчетной лесосеки увеличится до 50%. Инфраструктура для развития строительного комплекса. В целях проведения единой политики в области строительства жилья на территории Курганской области реализуется целевая Программа Курганской области "Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области", в которую включен ряд программ и мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства, на создание условий по обеспечению жильем различных категорий граждан, проживающих на территории Курганской области, а также на решение проблемы по обеспечению жильем граждан, имеющих средний и низкий уровень доходов. Программой предусмотрено увеличение объемов жилищного строительства до 500 тыс. кв. м общей площади в 2010 году, строительство объектов необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных механизмов, приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечение доступности жилья гражданам и потребление гражданами коммунальных услуг в соответствие с их платежеспособным спросом и социальными стандартами. Кроме того, на территории Курганской области реализуется Программа "Развитие малоэтажного строительства в Курганской области на 2007 - 2010 гг.". В 2012 году ввод общей площади жилья планируется довести до 900 тыс. кв. м (по 1 кв. м на жителя области в год). Развитие газопотребления Курганской области. В целях успешного решения задач газификации жилья развивается сотрудничество с ОАО "Газпром". В Курганской области к 2020 году планируется построить 385 км газопроводов-отводов высокого давления, 800 км межпоселковых газопроводов и 2060 км разводящих газовых сетей в населенных пунктах. К 2020 году уровень газификации жилищного фонда природным газом предполагается довести до 40%. Основные проблемы: 1. Реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Не включенными в состав участников подпрограммы оказались граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В то же время, в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", вышеназванные граждане имеют право на социальную поддержку в части обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета. Недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, и вынужденных переселенцев обеспечивает возможность решения жилищной проблемы только 1 семьи в год, что не позволяет сократить очередь. 2. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. 3. Ликвидация ветхого жилищного фонда в области. Развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятости населения и стабильности налоговых поступлений, является одной из приоритетных задач деятельности Правительства Курганской области. Решение этой задачи обеспечивает реализация целевой Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области на 2006 - 2008 годы. В дальнейшем поддержка данного направления также будет продолжена в рамках реализации трехлетних программ развития малого и среднего предпринимательства. Существующие темпы роста показателей развития малого и среднего предпринимательства позволяют на сегодняшний день прогнозировать хорошие перспективы развития бизнеса в нашем регионе. Так, к 2020 году планируется увеличение числа малых предприятий до 4,6 тыс., индивидуальных предпринимателей - до 42 тыс., что позволит занять в сфере малого и среднего предпринимательства свыше 40% от экономически активного населения региона. Изменится отраслевая структура малого бизнеса: планируется рост числа малых предприятий в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве и сфере услуг при одновременном снижении их количества в сфере оптовой и розничной торговли до 20 - 25%. Кроме того, к 2020 году произойдет полное техническое перевооружение малых предприятий, уже на сегодняшний день ориентированных на освоение инновационных технологий. Об этом позволяют говорить темпы роста объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, который за последние пять лет возрос уже более чем в 28 раз. Немаловажное значение для роста указанных показателей будет иметь проводимая работа по следующим направлениям: создание комплекса бизнес-инкубаторов как одного из самых эффективных элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; совершенствование нормативной правовой базы; разработка и реализация комплекса мер по переходу малых и средних предприятий от выплат "серых" зарплат к выплатам "белых", уменьшению влияния административных барьеров на хозяйственную деятельность малого и среднего предпринимательства; формирование единого информационного поля в целях обеспечения равнодоступного и достоверного получения информации, касающейся государственной поддержки инновационного развития и правовой защиты малого и среднего бизнеса; развитие микрокредитования; расширение сферы деятельности малых предприятий (например, освоение рынка жилищно-коммунальных услуг). Стратегическое направление 2. Повышение качества жизни населения, совершенствование социальной структуры общества Кадровое обеспечение нужд социально-экономического развития Курганской области: стабилизация демографических процессов; повышение продолжительности жизни; рост доходов населения; повышение экономической мобильности. Развитие социальной инфраструктуры: повышение качества социальных услуг; сокращение доли бедного населения; формирование условий для динамичного развития среднего класса. Развитие здравоохранения. С 2006 года реализуется целевая Программа Курганской области "Приоритетный национальный проект "Здоровье" в Курганской области", а с 2008 года начата реализация мероприятий целевых Программ Курганской области "Дети Зауралья" на 2008 - 2010 годы, "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2008 - 2011 годы", "Повышение безопасности дорожного движения на 2008 - 2010 годы", "О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курганской области на 2008 - 2010 годы". В результате мероприятий, направленных на реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, удалось повысить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям, улучшить обеспеченность врачебными кадрами учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, значительно укрепить ресурсную базу лечебно-профилактических учреждений, сместить акцент оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлин ический этап. Проводимая реформа системы здравоохранения направлена на обеспечение: дальнейшего повышения доступности и качества медицинского обслуживания населения в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; финансовой устойчивости работы учреждений здравоохранения; эффективного использования всех ресурсов здравоохранения с контролем достижения конкретных результатов. Будут приняты первоочередные меры для дальнейшего снижения общей смертности, в том числе от социально значимых заболеваний, материнской и младенческой смертности, стимулирования рождаемости, повышения престижа отцовства и материнства. Приоритетные направления по стабилизации в Курганской области демографической ситуации, укреплению здоровья населения: укрепление кадрового потенциала системы здравоохранения Курганской области, активизация работы по привлечению молодых специалистов: льготное ипотечное кредитование, материальное и моральное стимулирование молодых специалистов, предоставление возможности повышения профессионального мастерства; внедрение экономических методов в управление в сфере здравоохранения, дальнейшая оптимизация системы финансового обеспечения отрасли; улучшение состояния здоровья детей и подростков, прежде всего, за счет совершенствования профилактических мероприятий, своевременной диагностики заболеваний, профилактики вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков); сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи; повышение санитарной грамотности населения, пропаганда здорового образа жизни; улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь, за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и других болезней; ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритета и интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики; повышение уровня социальной и материальной поддержки семей с детьми; создание системы духовно-нравственного воспитания. Образованность граждан является одним из направлений развития человеческого капитала, повышения качества жизни населения. Модернизация системы образования области идет по трем основным направлениям: повышение качества и доступности образовательных услуг, повышение эффективности деятельности системы. В целях обеспечения доступности дошкольного образования в области с 1993 года развиваются нетрадиционные формы предоставления дошкольных образовательных услуг - группы кратковременного пребывания детей с гибким режимом организации деятельности. Идет реструктуризация сети общеобразовательных учреждений путем создания территориальных школьных объединений, что позволяет более эффективно использовать кадровые, материальные и финансовые ресурсы и в целом способствует повышению качества образования. С 2002 года реализуется Программа "Школьный автобус". За это время приобретено более 320 транспортных средств, что составляет 82% от потребности. В системе государственной поддержки детства приоритет отдан семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество детей, воспитывающихся в приемных семьях и переданных на патронатное воспитание, увеличилось с 86 до 1154, что составляет количество детей 23-х детских домов. В областном бюджете предусматриваются средства на приобретение жилья для выпускников учреждений государственной поддержки детства, за два последних года сумма средств, выделенных на эти цели, возросла более чем в 1,5 раза, на последующие годы планируется ежегодное увеличение суммы средств в 4 раза. Ведется целенаправленная работа по оптимизации сети учреждений начального профессионального образования. В целом, модернизация системы образования нуждается в инновационном наполнении. Решить эту проблему призван приоритетный национальный проект "Образование". Одной из главных проблем системы образования является сложившаяся практика финансирования образовательных учреждений. В Курганской области, где 86% образовательных учреждений расположены в сельской местности, доля расходов на образование в консолидированном бюджете области составила в 2007 году 26,7%. Это один из самых высоких показателей в Российской Федерации. Тем не менее, по сумме расходов на одного ученика Курганская область занимает одно из последних мест, отставая от некоторых регионов в 3 - 4 раза. В результате доля учебных расходов в общем объеме финансирования составляет всего 3,4% по муниципальным районам и 3,8% по городским округам, остальное идет на заработную плату и коммунальные услуги. В этой ситуации не представляется возможным создать во всех образовательных учреждениях условия, отвечающие современным требованиям к их материально-технической базе. Решение названных проблем может быть ускорено дополнением содержания государственных образовательных стандартов требованиями на условия организации образовательного процесса и на их основе разработкой и введением минимальных федеральных нормативов финансирования государственных и муниципальных учреждений образования и их учета в межбюджетных отношениях. Повышению качества жизни способствует решение проблем обеспеченности жильем. Реализуются областная целевая Программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г." и подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2010 годы" целевой Программы Курганской области "Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области". Механизм ипотечного жилищного кредитования с использованием средств областного бюджета на снижение процентной ставки кредитных организаций разработан с учетом доступности получения кредитов (займов) для различных социальных категорий населения области. Минимальный размер первоначального взноса для участников Программы составляет не менее 10% от стоимости приобретаемого жилья, максимальный срок кредитования - 30 лет. В соответствии с настоящей Программой предусматривается предоставление заемщикам, нуждающимся в жилых помещениях, ипотечных кредитов для приобретения, строительства нового жилья под следующие реальные процентные ставки: 5% годовых для молодых семей, в которых возраст молодого родителя не превышает 35 лет; неполных семей, в которых один родитель воспитывает ребенка (детей) и является лицом, возраст которого не превышает 35 лет; 6% годовых для многодетных семей; 7% годовых для работников бюджетных организаций и для граждан, проживающих в сельских поселениях, находящихся на территории Курганской области, для приобретения жилья в сельских поселениях Курганской области. Денежные средства на снижение процентных ставок за кредит заемщикам предусматриваются в областном бюджете на соответствующий финансовый год в течение всего срока действия кредитного договора, заключенного заемщиком в рамках Программы. По стандартам федерального Агентства осуществляется кредитование приобретения жилья на вторичном рынке. С начала реализации Программы предоставлено 2130 ипотечных кредитов на строительство и приобретение нового жилья, построено и введено с помощью ипотечного кредитования около 50 тыс. кв. м (1000 квартир) нового жилья, еще 50 тыс. кв. м (1447 квартир) приобретено на вторичном рынке. Доля молодых семей в общем количестве получивших кредиты за весь период действия Программы составляет около 68%. На территории Курганской области действует также Порядок предоставления субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на погашение части ипотечного кредита молодым семьям, которые приобрели жилье в рамках областных целевых Программ "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г." и "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года". В целом, стоимость реализации Программы развития ипотечного жилищного кредитования в Курганской области до 2020 года составит 2310 млн. руб., из них 675 млн. руб. - из областного бюджета, 1616 млн. руб. - привлеченные средства и 792 млн. руб. - средства местных бюджетов. В настоящее время отрабатывается возможность создания механизма по снижению стоимости строительства жилья и организации строительства социального жилья при участии ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" и Правительства Курганской области. Рассматривается вопрос разработки проекта целевой программы развития ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2010 - 2020 гг. и на перспективу до 2030 г., в котором будет расширен перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление им льготных процентных ставок по кредитам, утвержден более четкий порядок предоставления субсидий в рамках ипотечной программы, предусмотрены механизмы снижения стоимости жилья и строительства социального жилья. С целью проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве реализуется подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2006 - 2010 гг." целевой Программы Курганской области "Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области". В настоящее время ведется работа по реформированию системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве через развитие инициативы собственников жилья, создание товариществ собственников жилья, привлечение к управлению многоквартирными домами эффективных управляющих организаций. Завершается работа по внедрению экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги. Разработана Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Курганской области в 2008 - 2012 гг. На реализацию данной Программы Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для Курганской области определен лимит в размере 969,0 млн. руб. Участие бюджетов всех уровней согласно Региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должно создать условия собственникам для выбора способа управления многоквартирным домом. Перед жилищно-коммунальной отраслью особенно остро стоят следующие проблемы: отрасль до сих пор является административно регулируемой; основные фонды жилищно-коммунального комплекса требуют модернизации и ремонта; самоуправление собственников жилья находится на низком уровне. Для успешного развития отрасли в целом необходимо совершенствовать инженерную инфраструктуру. Совершенствование инженерной инфраструктуры планируется осуществлять по следующим направлениям: 1. Повышение эффективности государственной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, что включает: реализацию Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; обеспечение надежного и качественного предоставления доступных коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством; организацию контроля за соблюдением действующего законодательства в части формирования договорных отношений, отчетности управляющих организаций перед собственниками помещений, пообъектного планирования расходов и доходов; развитие подомового приборного учета ресурсов в сфере предоставления коммунальных услуг. 2. Развитие бизнеса на основе частно-государственного партнерства: государственная регистрация прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности; комплексное планирование развития коммунальных систем на федеральном, региональном и местном уровнях; реализация концессионного законодательства, внедрение концессионной формы как основной формы управления объектами коммунальной инфраструктуры в городских округах; привлечение средств частных инвесторов для финансирования коммунальной инфраструктуры. 3. Повышение эффективности государственной бюджетной политики: финансирование за счет средств областного бюджета только инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры; развитие механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций в многоквартирные дома и коммунальную инфраструктуру. Основным показателем по курируемому направлению является снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры. Прогнозируется снижение уровня износа до 1% в год. В результате чего планируется достигнуть к 2030 году уровня 38% от существующих на 2008 год 58% износа. Стратегическое направление 3. Развитие преимуществ приграничной территории Курганская область имеет достаточно прочные экономические связи более чем с 70 регионами России, 10 странами СНГ и 40 странами дальнего зарубежья. Учитывая приграничное положение Курганской области (протяженность границы Курганской области с Республикой Казахстан составляет около 600 км, приграничными районами области являются семь муниципальных образований), для региона очень важным является приграничное сотрудничество с Республикой Казахстан, являющейся одним из ключевых партнеров России. На Республику Казахстан приходится более 40% внешнеторгового оборота области. С приграничными областями Республики Казахстан - Северо-Казахстанской и Костанайской - Правительством Курганской области заключены соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Активно развивается сотрудничество в экономической сфере. Осуществляется взаимодействие между правоохранительными органами в борьбе с наркоторговлей, контрабандой, незаконной миграцией и организованной преступностью. Транспортный коридор через Курганскую область Рисунок не приводится. Одним из вариантов приближения Зауралья к международным рынкам сырья, товаров и услуг является создание транспортно-логистического центра с целью интеграции в мировую экономику: на первом этапе - за счет выгодного географического положения в узле международных транспортных коридоров, в последующем - за счет привлечения к развитой транспортной инфраструктуре существующих и создания новых производственных, торговых и других организаций. Стратегическое направление 4. Совершенствование системы стратегического управления развитием региона, реализация административной реформы Систему стратегического управления развитием Курганской области составляют пять функциональных блоков: стратегический, программный, проектный, система мониторинга и контроля и управления изменениями. Для эффективной реализации стратегических целей и задач рассматривается многоуровневая модель проектирования развития территории и система приоритетных направлений для формирования комплекса мер и проектов по созданию условий устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения. В связи с такой логикой в основу Стратегии положен масштаб управленческого воздействия. Каждому уровню и направлению соответствуют свои механизмы исполнения решений, ресурсного обеспечения, координации и согласования интересов, своя структура управления. В Курганской области сложилась двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления. Всего в области 458 муниципальных образований. По количеству муниципальных образований Курганская область находится на 11 месте среди субъектов РФ. В области осуществляется реформа местного самоуправления: установлены границы всех муниципальных образований и зарегистрированы их уставы. Сформирована нормативная правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления и органов государственной власти Курганской области в новых условиях. Завершается работа по разграничению государственного и муниципального имущества. Во всех муниципальных образованиях области осуществляется комплексное планирование социально-экономического развития, инструментами которого служат паспорта, прогнозы, программы социально-экономического развития на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, и затем формируются местные бюджеты. Все муниципальные районы и городские округа разработали программы социально-экономического развития своих территорий до 2010 года. Органы исполнительной власти области в пределах своей компетенции осуществляют методическое обеспечение, мониторинг и контроль. Финансовая устойчивость региона. Недостаточный уровень бюджетной обеспеченности в Курганской области. В 2002 году уровень бюджетной обеспеченности составлял 0,8153. В 2008 году он составил 0,6483 (2003 год - 0,7182; 2004 год - 0,6723; 2005 год - 0,6819; 2006 год - 0,6806; 2007 год - 0,6491). За период с 2000 года собственные доходы консолидированного бюджета Курганской области возросли почти в 4,5 раза. В 2001 году отношение собственных доходов к валовому региональному продукту составляло 10%, в 2007 году оно возросло до 13,7%. Финансовая помощь из федерального бюджета с 2002 года увеличилась в 2,2 раза (удельный вес федеральной финансовой помощи в 2002 году составлял 53% в объеме доходов бюджета области, в 2006 - 2007 годах - в среднем 42%). Финансовая необеспеченность федеральных "мандатов" в прошлые годы, значительный объем кредиторской задолженности. Задолженность по обязательствам, связанным с реализацией Федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О ветеранах", в прошлые годы превышала 1 млрд. руб. С целью повышения финансовой устойчивости приняты меры по увеличению объема собственных доходов бюджета Курганской области, оптимизации бюджетных расходов, снижению суммы государственного долга и кредиторской задолженности. Увеличение собственных доходов. До 2005 года ежегодный темп роста собственных доходов оставался практически одинаковым - около 120%, по итогам 2006 года он составил 133,4%, в 2007 году - около 140%. С 2000 года объем налоговых и неналоговых доходов бюджета области увеличился в 4 раза. Удельный вес собственных доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета области в 2007 году составил 57,6%. В структуре собственных доходов консолидированного бюджета области за 2007 год 81,7% составили налоговые доходы, 9,9% - неналоговые доходы, 8,4% - доходы от предпринимательской деятельности и прочие безвозмездные поступления. Снижение суммы государственного долга. В результате принятых мер государственный долг снижен с 1483 млн. руб. в 2000 году (157,8% от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений) до 603 млн. руб. к началу 2008 года (7,9% от доходов областного бюджета). Объем его уменьшился почти в 2,5 раза. Кредиторская задолженность областного бюджета. Результатом проводимой органами государственной власти Курганской области работы, направленной на эффективность расходования бюджетных средств, явилась стабилизация ситуации с кредиторской задолженностью по расходам бюджета области. За 2007 год объем кредиторской задолженности снижен на 720,2 млн. руб., или на 49,1%, и по состоянию на 1 января 2008 г. составил 747,6 млн. руб. Основные направления деятельности: обеспечение роста объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, в том числе за счет реформирования системы региональных налоговых льгот; повышение уровня собираемости налоговых платежей, зачисляемых в консолидированный бюджет области, и сокращение задолженности по ним; повышение качества администрирования платежей, формирующих областной бюджет; привлечение инвестиций, обеспечивающих условия для дальнейшего экономического роста и расширения налоговой базы региона; формирование областного бюджета на трехлетний период, совершенствование бюджетного процесса; обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета; проведение анализа эффективности расходов бюджета; повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе; контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и, главным образом, на предотвращение финансовых нарушений, создавать основу для принятия эффективных управленческих решений; совершенствование межбюджетных отношений. Межбюджетное регулирование в 2008 - 2010 годах будет направлено на решение задач стимулирования органов местного самоуправления, увеличение собственных доходов и повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов, что позволит создать финансовые условия для выполнения ими своих полномочий; снижение кредиторской задолженности бюджета Курганской области. Административная реформа. Реализуется Программа по проведению административной реформы в Курганской области на 2006 - 2008 годы, утвержден подробный план мероприятий по проведению административной реформы в Курганской области в 2008 году. Утвержден план мероприятий по реализации Концепции кадровой политики Правительства Курганской области на 2007 - 2010 годы. С целью введения управления по результатам, как на региональном, так и на муниципальном уровне Правительством Курганской области утверждаются контрольные параметры экономических и социальных показателей развития Курганской области на очередной финансовый год, определяющие результативность деятельности исполнительных органов государственной власти Курганской области; принято Распоряжение Правительства Курганской области от 21 августа 2007 года N 241-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области". Сформированы реестры государственных функций и государственных услуг исполнительных органов государственной власти Курганской области, разрабатываются и внедряются административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в исполнительных органах государственной власти Курганской области. Региональные приоритеты: создание и внедрение системы мониторинга административной реформы с целью изучения мнения населения, определения приоритетов и корректировки планов проведения административной реформы в Курганской области; разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Курганской области; разработка проекта целевой программы Курганской области по повышению эффективности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Курганской области; усиление кадрового и финансового обеспечения реализации мероприятий административной реформы; формирование кластеров: машиностроительного; агропромышленного; здравоохранения; туристско-рекреационного. Межрегиональные проекты 1. Проект создания Центра приграничного сотрудничества Курган (Россия) - Петропавловск (Республика Казахстан); Рисунок не приводится. 2. Проект строительства новой генерации в городе Кургане; Рисунок не приводится. 3. Проект расширения добычи в Курганской области урансодержащих руд Финансирование геологоразведочных работ в 2005 - 2007 годах +-------------------+--------------+--------+--------+--------+-----------+ | Источник |Ед. измерения |2005 год|2006 год|2007 год|План 2008 | | финансирования | | | | | год | +-------------------+--------------+--------+--------+--------+-----------+ |Федеральный бюджет | млн. руб. | 27,7 | 5,8 | 79,3 | 56,5 | +-------------------+--------------+--------+--------+--------+-----------+ |Областной бюджет | млн. руб. | 1,6 | 2,6 | 3,0 | 6,2 | +-------------------+--------------+--------+--------+--------+-----------+ |Средства | млн. руб. | 38,2 | 160,9 | 440,0 | 813,0 | |недропользователей | | | | | | |и привлеченные| | | | | | |инвестиции | | | | | | +-------------------+--------------+--------+--------+--------+-----------+ |Всего | млн. руб. | 67,5 | 169,3 | 522,3 | 875,7 | +-------------------+--------------+--------+--------+--------+-----------+ В 2007 году на геологоразведочные работы направлено 522,3 млн. рублей. 4. Проект поиска, разведки и добычи углеводородного сырья в восточных районах Курганской области. Ожидаемые результаты Валовой региональный продукт увеличится в 2020 году по сравнению с 2006 годом в 2,4 раза в сопоставимых ценах. Высокие темпы роста ВРП будут обеспечены активизацией инвестиционной деятельности. Объем инвестиций в основной капитал увеличится в 4,3 раза в сопоставимых ценах. Планируется довести ввод жилья до 1 млн. кв. м ежегодно. Это почти в 7 раз выше уровня 2006 года. Ожидаемый устойчивый прирост производства продукции сельского хозяйства Курганской области составит 3 - 4% в год; резко сократится доля нерентабельных организаций; сократится разрыв в уровне жизни городского и сельского населения; будет восстановлен материально-технический, кадровый и природно-экологический потенциал сельского хозяйства, определяющий расширение спектра возможностей его дальнейшего развития. Объем продукции сельского хозяйства увеличится в 2020 году по сравнению с 2006 годом в 1,6 раза в сопоставимых ценах, в т.ч. в рамках реализации целевой Программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы" к 2012 году по сравнению с 2006 годом - на 24%. Планируется дальнейший рост денежных доходов населения области и заработной платы. По расчетам, к 2020 году реальные денежные доходы населения области вырастут в 3,2 раза по сравнению с уровнем 2006 года, реальная заработная плата - почти в 3 раза. Рост денежных доходов населения будет способствовать динамичному развитию потребительского рынка и сферы платных услуг. Прогнозируется увеличение оборота розничной торговли в 2020 году в 3,8 раза (в сопоставимых ценах), объема платных услуг населению - в 2,4 раза к 2006 году. Численность среднего класса вырастет за счет активизации экономической активности населения, повышения его мобильности. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократится к 2020 году в 4 раза. Прогноз основных макроэкономических показателей развития Курганской области до 2020 года +--------------------------------------------+------------------+ | Показатели |2020 г. к 2006 г. | +--------------------------------------------+------------------+ |Валовой региональный (внутренний) продукт | 2,4 раза | +--------------------------------------------+------------------+ |Реальные располагаемые денежные доходы| 3,2 раза | |населения | | +--------------------------------------------+------------------+ |Инвестиции в основной капитал | 4,3 раза | +--------------------------------------------+------------------+ |Сельское хозяйство | 1,7 раза | +--------------------------------------------+------------------+ |Оборот розничной торговли, в сопоставимых| 3,8 раза | |ценах | | +--------------------------------------------+------------------+ Заместитель Губернатора Курганской области - руководитель аппарата Правительства Курганской области А.Г.МАЗЕИН Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|