Расширенный поиск

Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 26.04.2000 № 241

 


           АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        от 26.04.2000 г. N 241
                               г.Курган

 Об утверждении Основных
 направлений национальной
 политики в Курганской области


       В соответствии с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от
 15.06.96 г.    N 909   "Об  утверждении   Концепции   государственной
 национальной  политики  Российской  Федерации,    в  целях    решения
 национальных  и  межэтнических  проблем,     учитывая    рекомендации
 Консультативного  Совета  по  проблемам  национальных  отношений  при
 Администрации (Правительстве) Курганской области (от 20.03.2000 г.)
 ПОСТАНОВЛЯЮ:
       1. Утвердить представленные  Консультативным  Советом  Основные
 направления национальной политики в Курганской области (прилагаются).
       2. Рекомендовать  органам  государственной  власти  и   органам
 местного  самоуправления   Курганской    области    руководствоваться
 Основными направлениями национальной политики  в  Курганской  области
 при решении конкретных задач в сфере национальных отношений,  а также
 при  разработке   программ    национальнокультурного    развития    и
 межнационального сотрудничества.
       3. Считать  утратившим   силу    постановление    Администрации
 Курганской области от 11.09.95 г.  N 380  "О  Концепции  национальной
 политики областной Администрации".
       4. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
 на  заместителя  Губернатора  области  -    директора    департамента
 гуманитарной сферы и социальной политики) Охохонина В.Ф.


       Губернатор Курганской области          О.А.Богомолов





                                                            Приложение
                                         к постановлению Администрации
                                               (Правительства) области
                                                от 26.04.2000 г. N 241


                         Основные направления
              национальной политики в Курганской области

       Основные направления национальной политики в Курганской области
 представляют  собой  систему  современных  взглядов,    принципов   и
 приоритетов деятельности органов государственной  власти  и  местного
 самоуправления Курганской области в сфере межнациональных  отношений,
 обеспечения социального и национального мира на основе согласования и
 учета государственных интересов и интересов народов,  проживающих  на
 территории  области,     налаживания    среди    них    всестороннего
 сотрудничества.
       Национальная политика  в  Курганской  области  основывается  на
 Конституции Российской Федерации,   Федеративном  Договоре,    Уставе
 Курганской области,  законодательстве Российской Федерации  и  нормах
 международного права.
       Разработка  Основных  направлений  национальной   политики    в
 Курганской области обусловлена тем,  что  после  принятия  в  августе
 1995 г.  Концепции  национальной  политики  Администрации  области  в
 социально-экономической и межэтнической сферах (как на  региональном,
 так  и  на  федеральном  уровнях)  произошло   немало    существенных
 изменений,  которые  требуют  адекватного  реагирования  от  властных
 структур. Необходимость внесения корректив в национальную политику на
 региональном уровне определена также утвержденной  Указом  Президента
 Российской   Федерации   от  15  июня  1996 г.    N 909    Концепцией
 государственной национальной политики Российской Федерации.
       Документ призван стать основополагающим ориентиром для  органов
 государственной власти и местного самоуправления  Курганской  области
 при  решении  задач  национального    характера,        регулирования
 межнациональных  отношений,    дальнейшего   развития    федеративных
 отношений.
       I. Этнополитическая  и  этнокультурная  ситуация  в  Курганской
 области.
       Исторически Южное Зауралье формировалось как  многонациональное
 территориальное образование.  На формирование  национального  состава
 населения области  существенное  влияние  оказало  ее  географическое
 положение (между Уралом и Сибирью),   покорение  и  освоение  Сибири,
 приток переселенцев в конце XIX и начале XX веков,  освоение целинных
 и залежных земель,  миграция населения после распада  СССР  и  начала
 военных конфликтов.
       В  Курганской  области  проживают  представители   более    100
 национальностей.  Согласно переписи населения 1989 года из 1  млн.103
 тыс. жителей русские составляли 1 млн.8,4 тыс. (91,4%), татары - 22,6
 тыс. (2%), башкиры - 17,5 тыс.  (1,6 %),  казахи - 15,8 тыс.  (1,4%),
 украинцы - 14 тыс. (1,3%), белорусы - 5,5 тыс. (0,5%),  удмурты - 2,9
 тыс. (0,3%),  чуваши - 2,6 тыс.  (0,2%),  немцы - 2,6 тыс.    (0,2%),
 мордва - 1,5 тыс. (0,1%),  другие национальности - 10,1 тыс.  (0,9%).
 Микроперепись населения 1994 г., в основном,  подтвердила сложившееся
 количественное соотношение национальностей.   Определенные  изменения
 произошли в 1995-1999 годах: увеличение количества русских до 92% (за
 счет миграции из стран ближнего зарубежья), азербайджанцев,  чеченцев
 (последствия  военных  конфликтов);    уменьшение  немцев,     евреев
 (эмиграция  в  страны  дальнего  зарубежья),    украинцев,     мордвы
 (естественная убыль).
       Русские  преобладают  во  всех  городах  и  районах,      кроме
 Альменевского  и  Сафакулевского  районов.       В    этих    местах,
 преимущественного проживания татар  и  башкир,    русские  составляют
 соответственно 41,5% и 24,1%.
       Большинство  представителей  национальных  меньшинств   области
 (татары, башкиры, казахи, удмурты, чуваши, мордва, немцы) проживают в
 сельской местности Татары и башкиры живут компактно в  Сафакулевском,
 Альменевском, Шадринском,  Шатровском,  Щучанском,  Целинном районах.
 Казахи расселены дисперсно,  но наибольшее их число  сосредоточено  в
 приграничных с Республикой Казахстан  районах.    В  Целинном  районе
 сохранилось несколько населенных пунктов, где большинство проживающих
 составляют немцы.
       Многонациональностью  состава    населения    не    создавалось
 сколько-нибудь серьезных противоречий и  конфликтов.    Стабилизирует
 межэтнические отношения, вопервых, относительная отдаленность области
 от очагов  межнациональных  столкновений,    во-вторых,    однородная
 этническая и языковая среда  (свыше  93%  населения  -  представители
 славянских  народов),    в-третьих,    деятельность  общественных   и
 национально-культурных объединений татар,  башкир,  казахов,  немцев,
 армян,    азербайджанцев  и  других  народов  протекает  без   особых
 националистических  проявлений.    Кроме  того,    длительное  тесное
 совместное  проживание  тюркоязычных  народов  с    русскими    также
 способствует мирному сожительству.
       Но  есть  моменты,      которые    отрицательно    влияют    на
 этнополитическую обстановку.  С 1992 года  Курганская  область  стала
 пограничной.    Межэтнические  конфликты   в    Нагорном    Карабахе,
 Таджикистане,  Грузии и Чечне породили значительный поток беженцев  и
 вынужденных мигрантов.  В область прибыло 18 тыс.  только  официально
 зарегистрированных беженцев и переселенцев.  Из  них  94%  составляют
 представители русскоязычного населения.  Беженцы и переселенцы  могут
 стать причиной для возникновения социальной напряженности.
       Негативно сказываются на ситуации в Зауралье и такие процессы в
 соседнем  Казахстане,    как  бытовой  национализм    и    вытеснение
 русскоязычных граждан из органов управления,  дискриминационные  меры
 по отношению  к  казачьим  и  славянским  общественным  объединениям.
 Казахстан стал основным поставщиком в область  вынужденных  мигрантов
 (66% от общего числа прибывших).
       Современное  национальное  обновление  в  России  и    Зауралье
 происходит  при  значительном  ухудшении   материального    положения
 основной части населения,  недостаточной его социальной защищенности,
 вызванные продолжающимся кризисом в  экономике  и  социальной  сфере.
 Поэтому  в  нынешних  условиях  многонационального  состава  общества
 необходимо    проявлять    взвешенность,        четко    определенную
 последовательность и  поэтапность  в  реализации  конкретных  мер  по
 гармонизации  межнациональных  отношений  и  достижению  гражданского
 согласия.
       Нынешнее состояние и задачи перспективного развития  Курганской
 области требуют новых  концептуальных  подходов  и,    прежде  всего,
 потому,  что полиэтничность общества - это развитие  и  созидательная
 деятельность всех народов многонационального Зауралья.   Национальный
 вопрос  не  может  занимать  второстепенное  место  или   становиться
 предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.
       Реализация  Основных  направлений  национальной   политики    в
 Курганской  области  потребует   разработки    конкретных    программ
 национального развития и  межнационального  сотрудничества,    нормой
 должны стать учет общественного мнения,  опора на  научный  анализ  и
 прогноз, оценка последствий принимаемых решений.
       Национальная    политика    должна    носить     всеобъемлющий,
 стратегический  характер,    давать    надежные    перспективы    для
 равноправного развития и всестороннего  сотрудничества  всех  народов
 Зауралья.  Важное значение здесь приобретает  единство  позиций  всех
 органов государственной власти и местного самоуправления,   различных
 политических и общественных движений.
       II. Принципы национальной политики.
       Сохраняя  исторически  сложившуюся    целостность    Российской
 Федерации, Администрация (Правительство) области в сфере национальной
 политики основывается на следующих принципах:
       - равенство прав и свобод человека и гражданина  независимо  от
 его расы, национальности, языка, отношения к религии,  принадлежности
 к социальным группам и общественным объединениям;
       - сохранение  исторически  сложившейся  целостности  Российской
 Федерации;
       - право  каждого  гражданина  определять  и   указывать    свою
 национальную принадлежность;
       - содействие развитию национальных культур  и  языков  народов,
 проживающих в области;
       - поддержка деятельности национально-культурных автономий,  как
 важной формы самоорганизации  граждан,    принадлежащих  к  различным
 национальностям,  для решения вопросов сохранения своей самобытности,
 традиций, языка, культуры, образования:
       - пресечение любых форм ограничения прав граждан  по  признакам
 расовой, национальной, языковой принадлежности;
       - своевременное и мирное разрешение противоречий  и  конфликтов
 путем разработки и реализации согласительных процедур;
       - недопущение  разжигания  расовой  и    национальной    розни,
 ненависти или вражды.
       III. Основные цели и задачи национальной политики.
       Главной    целью    национальной    политики      Администрации
 (Правительства) области является создание,  на основе соблюдения прав
 человека,  всем народам,  проживающим в Зауралье,    условий  для  их
 полноправного  социального  и    национально-культурного    развития,
 упрочения их общероссийской гражданской и духовной общности.
       Основными    задачами    национальной    политики       органов
 государственной власти, местного самоуправления области являются:
       1) В политической и государственно-правовой сфере:
       - развитие  и  укрепление  Курганской  области  как    субъекта
 Российской Федерации,  в равной мере отстаивающего права  и  интересы
 представителей всех этносов и народов;
       - совершенствование правовой и нормативной базы взаимоотношений
 органов  государственной  власти  Курганской  области   с    органами
 федеральной государственной власти,  местного самоуправления в  сфере
 национальной политики;
       - формирование  областной  правовой  базы,       обеспечивающей
 реализацию национальной политики,  в том  числе  на  уровне  местного
 самоуправления Курганской области;
       - объединение усилий  всех  звеньев  государственной  власти  и
 управления,    общественно-политических  организаций  и    конфессий,
 действующих на территории области,  для  достижения  межнационального
 согласия,    утверждения  реального  равноправия  граждан   различных
 национальностей  и    вероисповеданий,        укрепления    отношений
 взаимопонимания и сотрудничества между ними;
       - обеспечение правовых, организационных и материальных условий,
 способствующих учету и удовлетворению национально-культурных запросов
 народов,  осуществлению поддержки национально-культурных  объединений
 региона;
       - установление на региональном уровне  постоянных  отношений  с
 субъектами    Российской    Федерации,        государственными      и
 административно-территориальными  образованиями  в  целях    развития
 экономики, науки и культуры;
       - проведение систематического сбора  и  анализа  информации  по
 вопросам национальных отношений в Курганской области;
       - выработка  прогнозов  и  моделей  развития    межнациональных
 отношений;
       - формирование    системы    мер    раннего      предупреждения
 межнациональных конфликтов и связанных с ними нарушений законности  и
 правопорядка;
       - разработка и принятие законов  и  других  нормативных  актов,
 направленных  на  предотвращение   и    разрешение    межнациональных
 конфликтов;
       - проведение  государственной  политики   обеспечения    защиты
 национальной  чести  и  достоинства  граждан   независимо    от    их
 национальной принадлежности, решительная борьба со всеми проявлениями
 национального экстремизма.
       2) В социально-экономической сфере:
       - разработка  программ  экономического   развития    Курганской
 области на основе учета интересов, традиционных форм хозяйствования и
 опыта трудовой деятельности всех народов области;
       - поощрение  всех  форм  социально-экономической  деятельности,
 направленных на подъем  благосостояния  народов  Курганской  области,
 совершенствование  ее  научного,    информационного  и    культурного
 пространства  на  основе  использования  всего   этнокультурного    и
 этнохозяйственного потенциала населения области;
       - принятие мер по выравниванию уровня  социально-экономического
 развития городов и районов области;
       - развитие региональных систем коммуникации  и  информации  как
 части    единого    экономического,          информационного        и
 культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
       - разработка и реализация социальных программ,  направленных на
 охрану  традиционной  среды  обитания  народов  Курганской   области,
 улучшение экологической и демографической ситуации в области.
       3) В духовной сфере:
       - формирование и распространение идей дружбы народов, духовного
 единства и  межнационального  согласия,    культуры  межнационального
 общения,    воспитания  чувства  патриотизма,    гордости  за    свою
 многонациональную Родину;
       - создание и развитие системы национального образования,    как
 важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех
 народов области;  формирования у каждого нового поколения уважения  к
 национальным ценностям и культуре как своего,  так и других  народов,
 стремления к взаимообогащению культур и традиций народов;
        - сохранение и развитие историко-культурного наследия  народов
 Курганской области,   распространение  объективной  информации  о  их
 прошлом и настоящем,  создание в обществе уважения к их  достижениям,
 дальнейшее  развитие  традиций  взаимодействия  культур   славянских,
 тюркских,    финно-угорских  и  других  народов  в   рамках    общего
 евразийского этнокультурного пространства;
       - создание  оптимальных  условий    для    укрепления    семьи,
 возрождения этнокультурных традиций  развития  семейных  отношений  и
 усиления роли семьи в национальном,    межнациональном  и  культурном
 воспитании подрастающего поколения;
       - обеспечение оптимальных условий  для  развития  и  сохранения
 русского  языка  как   общегосударственного    языка    и    средства
 межнационального общения,  а также языков других народов,  населяющих
 область;
       - бережное отношение  к  традиционным  для  Курганской  области
 религиям;
       - противодействие всем формам духовной агрессии и  деятельности
 деструктивных организаций на территории области.
       4) В области внешних связей:
       - заключение с субъектами Российской Федерации двухсторонних  и
 многосторонних договоров и соглашений  по  сотрудничеству  в  области
 образования, культуры, информации, укреплению социально-экономических
 связей;
       - своевременное  решение  проблем  беженцев    и    вынужденных
 переселенцев,  прибывающих на территорию Курганской  области  как  из
 других субъектов Федерации,  так и из государств ближнего и  дальнего
 зарубежья.
       IV. Основные  направления  региональных  и  местных    программ
 национально-культурного развития.
       Одним  из  инструментов  реализации  национальной  политики   в
 Курганской  области  является  программно-целевой  подход,    который
 обеспечивает  объединение  усилий  органов  государственной   власти,
 местного самоуправления и национальных общностей.
       Поэтому важным моментом должна стать  разработка  и  реализация
 областной  целевой  комплексной  Программы    национально-культурного
 развития.  Возможно также и создание районных,  межрайонных  программ
 национально-культурного  развития  территорий  со  схожим  этническим
 составом и проблематикой.  В основу  программ  должна  быть  положена
 система мер,  направленная на сохранение и развитие культур,  языков,
 традиций народов,  проживающих в области,  сотрудничество и  духовное
 взаимообогащение граждан всех национальностей.
       Заслуживают  поддержки  предложения  национальных  общественных
 объединений по  созданию  в  местах  компактного  проживания  этносов
 государственных (муниципальных) центров национальной культуры.
       Межнациональные отношения в  Зауралье  во  многом  определяются
 состоянием развития русского народа,  являющегося  опорой  российской
 государственности.  Потребности и интересы русских  должны  в  полной
 мере найти отражение  в  местных  программах  национально-культурного
 развития.
       Особое внимание необходимо уделить  защите  прав  и  программам
 обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. С учетом того,  что
 это люди с отрицательным  личным  опытом  межнациональных  отношений,
 необходимо предотвратить его перенос на межнациональные  отношения  в
 нашей области.
       Программы    национального    развития    и    межнационального
 сотрудничества  народов  Курганской  области  призваны  учитывать   и
 обеспечивать общенациональные,  региональные  и  местные  особенности
 народов области.
       Они также должны оказывать содействие:
       - в решении проблем культурно-языкового сотрудничества  народов
 Курганской области и за ее пределами;
       - национально-культурным объединениям  (автономиям)  в  решении
 задач их развития и налаживания межнационального сотрудничества.
       В этих целях необходимо:
       - органам государственной власти  области,    органам  местного
 самоуправления  и  национально-культурным  объединениям  (автономиям)
 принимать  меры  по  сохранению  и  развитию  национальных   культур,
 налаживанию  межнационального  сотрудничества  в    соответствии    с
 законодательством Российской Федерации и Курганской области;
       - создавать атмосферу уважения к самобытному духовному наследию
 народов,   национальным  традициям,    распространять  объективную  и
 доброжелательную информацию об истории и культуре народов,  дружбе  и
 сотрудничестве  национальностей,    формировать  чувства    духовного
 единства и общероссийского патриотизма;
       - сохранять памятники истории и культуры как часть  культурного
 наследия России и Курганской области,  использовать  их  в  интересах
 национального и интернационального воспитания;
       - расширять   сферу    использования    национальных    языков,
 способствовать развитию  двуязычия  (билингвистики)  и  общественного
 многоязычья;
       - реализовать  в  Курганской  области    федеральную    целевую
 программу "Русский язык",  утвержденную Постановлением  Правительства
 Российской Федерации от 23.07.96 г. N 881, принимая во внимание,  что
 русский язык,  являясь государственным языком  Российской  Федерации,
 выполняет многообразные функции и играет  важную  роль  в  культурном
 развитии  народов,    в  обеспечении  их  консолидации,     духовного
 возрождения и сотрудничества;
       - оказывать материальную,  правовую,   организационную  и  иную
 помощь    национально-культурным    объединениям    (автономиям)    в
 осуществлении их деятельности,  создании образовательных и культурных
 учреждений  и  развитии  различных  форм  воспитания  и  обучения  на
 национальном (родном) языке;
       - обеспечивать правовую защиту жителей  области  и  вынужденных
 переселенцев, если их права были нарушены по национальному признаку;
       - использовать средства массовой информации в целях  пропаганды
 духовных ценностей,   воспитания  культуры  межнационального  мира  и
 сотрудничества,  формирования чувства патриотизма и интернационализма
 на основе общности  исторических  судеб  и  общих  задач  возрождения
 Отечества;
       - оказывать  поддержку  исследований  истории,        культуры,
 современного  состояния  народов  Курганской  области,      процессов
 взаимодействия  между  этнокультурными  и    языковыми    общностями,
 межкультурного и межязыкового общения,  в  публикациях  энциклопедий,
 фольклорных текстов и памятников, научных монографий о народах.
       V. Механизмы реализации национальной политики.
       В  выработке  и  реализации  национальной  политики  участвуют:
 Администрация (Правительство) области,  областной комитет по культуре
 и искусству,  главное управление образования,  областной  комитет  по
 печати и СМИ,  областное управление по делам  молодежи,    физической
 культуре и туризму,  управление юстиции  по  Курганской  области  (по
 согласованию), областное управление внутренних дел (по согласованию),
 миграционная  служба  Курганской  области  дел  (по    согласованию),
 Курганская  гостелерадиокомпания  дел  (по  согласованию),     другие
 государственные структуры и органы местного  самоуправления  дел  (по
 согласованию). С целью координации этой деятельности необходимо более
 эффективно  использовать  Консультативный    Совет    по    проблемам
 национальных отношений при Администрации  (Правительстве)  области  и
 областной научно-методический Совет по вопросам сохранения и развития
 национальных культур.
       Механизмы реализации национальной политики в Курганской области
 создаются путем сотрудничества между органами власти и  национальными
 сообществами,        обеспечения        эффективной        реализации
 конституционно-правовых норм регулирования межнациональных отношений,
 создания  и  выполнения  государственных  программ  по  сохранению  и
 развитию национальной культуры и образования.
       Для реализации  национальной  политики  органы  государственной
 власти области предусматривают  средства  в  соответствующих  статьях
 бюджета на реализацию  программ  национально-культурного  развития  и
 межнационального сотрудничества,  учитывая потребности в формировании
 и расходовании фондов национального развития.  Национально-культурным
 объединениям  (автономиям)  может  оказываться  и  иная   помощь    и
 содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации  и
 Курганской области.
       Органы    местного    самоуправления    в    соответствии     с
 законодательством  о   местном    самоуправлении    решают    вопросы
 финансирования  местных  программ  национально-культурного   развития
 народов и национально-культурных объединений.
       Настоящий  документ  представляет  собой    изложение    общих,
 принципиальных  подходов  к  решению  проблем  в  сфере  национальных
 отношений Курганской области.


       Заместитель Губернатора
       Курганской области,
       Руководитель Аппарата -
       управляющий делами Администрации
       (Правительства) Курганской области          В.М.Достовалова


Информация по документу
Читайте также