Расширенный поиск
Закон Курганской области от 04.10.1996 № 92КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Курганской области от 25.10.99 г. N 260 О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие местного референдума. Местный референдум - голосование граждан, проживающих в границах территорий муниципальных образований, которое проводится по важнейшим вопросам местного значения. Местный референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти населения муниципального образования. Местный референдум осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник местного референдума обладает одним голосом. Участие в местном референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Гражданин голосует на местном референдуме лично. Статья 2. Право на участие в местном референдуме. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования и достигшие 18 лет на день голосования. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются. Статья 3. Вопросы, выносимые на местный референдум. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении муниципальных образований. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) - о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) - о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления; (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) - об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) - о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) - о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) Формулировка вопросов, выносимых на местный референдум, должна исключить возможность принятия местным референдумом решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Курганской области. Исчерпывающий перечень предметов ведения местного самоуправления приведен в статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации либо на территории Курганской области или ее части, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный местный референдум не проводится в течение года после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса. Статья 5. Обязательный характер решения местного референдума. Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан. Статья 6. Материальное обеспечение местного референдума. Государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации представляют бесплатно в распоряжение комиссий по проведению местного референдума помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещений и оборудования у негосударственных организаций оплачивается участковыми комиссиями по проведению местного референдума. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет местного бюджета. Выделенные денежные средства поступают в распоряжение территориальной комиссии по проведению местного референдума и распределяются ею между участковыми комиссиями по проведению местного референдума. Председатели комиссий по проведению местного референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению местного референдума по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства не позднее чем через 45 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума перечисляются территориальной комиссией по проведению местного референдума в местный бюджет. Одновременно в органы местного самоуправления представляется финансовый отчет о расходовании средств местного бюджета. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, а также формы финансового отчета комиссий по проведению местного референдума устанавливаются территориальной комиссией по проведению местного референдума в соответствии с областным законодательством. Участковые комиссии по проведению местного референдума представляют территориальной комиссии по проведению местного референдума финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Статья 7. Законодательство о местном референдуме. Законодательство о местном референдуме в Курганской области состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", других федеральных законов, Устава и законов Курганской области и Устава муниципального образования. ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 8. Инициатива проведения местного референдума. Инициатива проведения местного референдума принадлежит: - представительному органу местного самоуправления; - главе муниципального образования; - населению муниципального образования, по требованию не менее 1% жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которое должно быть рассмотрено не позднее 7 дней с момента поступления петиции. В период между назначением местного референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового местного референдума. Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума представительным органом местного самоуправления. Решение о проведении местного референдума по собственной инициативе принимается представительным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим законом. Статья 10. Реализация гражданами права требования местного референдума. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованием настоящего закона. Статья 11. Образование инициативной группы местного референдума. Для решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить органы местного самоуправления о месте и времени проведения собрания. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 10 граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание избирает председателя и секретаря, обсуждает необходимость проведения местного референдума, а также текст проекта решения или вопроса, предлагаемого на местный референдум. В случае принятия решения о необходимости проведения местного референдума и утверждения текста, выносимого на местный референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу местного референдума в составе не менее 10 человек. (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) Статья 12. Регистрация инициативной группы. Инициативная группа по проведению референдума обращается к главе соответствующего муниципального образования с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы указывается вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории данного муниципального образования. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума. (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего закона. Глава муниципального образования, установив соответствие поданных документов требованиям настоящего закона, в течение 5 дней со дня поступления документов принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей свидетельство о регистрации. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление. Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в суд. Общее количество создаваемых инициативных групп местного референдума не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы местного референдума. Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума. С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении местного референдума. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении местного референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении двух лет. (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. Статья 14. Подписной лист местного референдума. Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на местный референдум, или изложения существа предлагаемого решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом решения), а также полное наименование соответствующей инициативной группы, ее номера регистрационного свидетельства и даты регистрации. Гражданин, поддерживающий требование о проведении местного референдума, подписывает подписной лист. Лицо, собирающее подписи, указывает при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, номер и серию паспорта или заменяющего его документа и дату подписи гражданина. Подписные листы должны быть заверены подписями члена инициативной группы и лица, собиравшего подписи граждан с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также даты заверения. Статья 15. Оформление права требования местного референдума. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и итоговый протокол инициативной группы передаются главе муниципального образования и в течение 10 дней со дня их получения проверяются в соответствии с требованиями настоящего закона. После чего глава муниципального образования принимает по результатам проверки постановление. Принятое постановление вместе со всеми поступившими документами глава муниципального образования направляет в представительный орган местного самоуправления. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей меньше 1% жителей, обладающих избирательным правом, выносится постановление об отказе в проведении местного референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе, которая не может выступать повторно с предложением о проведении местного референдума в течение двух лет со дня принятия решения об отказе. (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. N 160) Статья 16. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума. Представительный орган местного самоуправления по требованию о проведении местного референдума вправе принять одно из следующих решений: - о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; - об отклонении требований о назначении местного референдума в случае нарушения требований настоящего закона. Отказ в назначении референдума может иметь место, если предполагаемый вопрос не относится к компетенции местного самоуправления, либо по нему не может быть получен ясный и однозначный ответ, или в связи с нарушением установленного порядка процедуры проведения референдума. Представительный орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение недели со дня поступления требования о проведении местного референдума. Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Статья 17. Назначение местного референдума. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления двумя третями голосов от установленного числа депутатов, в котором определяется дата его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня принятия решения о проведении местного референдума. Допускается проведение местного референдума одновременно с выборами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления. В случае, если количество подписей под требованием о проведении референдума превышает 10% жителей муниципального образования, представительный орган местного самоуправления принимает решение о назначении даты проведения референдума. Порядок назначения и проведения местного референдума, определение его результатов устанавливается положением о местном референдуме, принимаемом представительным органом местного самоуправления, в соответствии с настоящим законом. ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ Статья 18. Комиссии по проведению местного референдума. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют: - территориальные комиссии по проведению местного референдума; - участковые комиссии по проведению местного референдума. Обязанности территориальных и участковых комиссий по проведению местного референдума по решению соответствующих представительных органов местного самоуправления с согласия избирательной комиссии Курганской области могут возлагаться на территориальные или окружные и участковые избирательные комиссии по проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Статья 19. Порядок формирования территориальной комиссии по проведению местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5-10 членов не позднее 10 дней со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума. Состав территориальной комиссии по проведению местного референдума назначается выборными органами местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов этой комиссии. При определении кандидатур в состав территориальной комиссии по проведению местного референдума выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 20. Порядок формирования участковой комиссии по проведению местного референдума. Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5-10 членов выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до проведения местного референдума При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению местного референдума выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов этой комиссии. Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии по проведению местного референдума могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественной организации, трудового коллектива, инициативной группы местного референдума, собрания граждан по месту жительства. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии по проведению местного референдума производится в порядке, установленном настоящим законом. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии по проведению местного референдума в срок, установленный частью первой настоящей статьи, формирование участковой комиссии производится территориальной комиссией по проведению местного референдума. Статья 21. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума: - обеспечивает на территории проведения местного референдума строгое соблюдение требований настоящего закона; - организует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума; - распределяет денежные средства между участковыми комиссиями по проведению местного референдума; - контролирует обеспечение участковых комиссий по проведению местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения местного референдума; - устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков участников местного референдума, протоколов заседаний комиссий по проведению местного референдума, других документов местного референдума, образцы печатей комиссий по проведению местного референдума, порядок хранения документации местного референдума, утверждает текст бюллетеней для голосования; - обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий по проведению местного референдума; - заслушивает сообщения главы муниципального образования, других органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения местного референдума; - определяет результаты местного референдума; - публикует в печати, передает по радио и другими способами сообщения о своей работе; - контролирует своевременность и правильность составления списков участников местного референдума и представления их для всеобщего ознакомления; - содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения, вынесенного на местный референдум; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним мотивированные решения; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума прекращаются по истечении 45 дней после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Статья 22. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума. Участковая комиссия по проведению местного референдума: - составляет списки участников местного референдума по участку; - проводит ознакомление граждан со списками участников местного референдума, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений; - оповещает население об адресе и номерах телефонов участковой комиссии по проведению местного референдума, времени ее работы, о дне и месте проведения голосования; - обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащего оборудования; - организует голосование на своем участке в день проведения местного референдума; - производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования по участку, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению местного референдума; - рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним мотивированные решения; - осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим законом либо возложенные на нее территориальной комиссией по проведению местного референдума; - контролирует соблюдение на территории участка референдума правильного размещения агитационных материалов. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума прекращаются не позднее 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Статья 23. Статус членов комиссии по проведению местного референдума. Члены территориальной и участковой комиссии по проведению местного референдума имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению местного референдума. Члены комиссии по проведению местного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии; 2) вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей комиссии и получать заверенные копии этих документов. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: 1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; 2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; 3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; 4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Члену комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения местного референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть уволен по инициативе администрации (работодателя) или переведен без его согласия на другую работу. Член комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. Инициативная группа, после опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума вправе назначить одного члена территориальной комиссии по проведению местного референдума с правом совещательного голоса и по одному члену участковых комиссий по проведению местного референдума с правом совещательного голоса после их формирования. Правом назначить в перечисленные комиссии членов комиссии с правом совещательного голоса обладают также местные отделения общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и зарегистрированы отделом юстиции администрации области. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через десять дней после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Статья 24. Гласность в деятельности комиссий по проведению местного референдума. Решения комиссий по проведению местного референдума публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации. Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты местного референдума. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативных групп, зарегистрированные в соответствии с требованиями настоящего закона, и представители средств массовой информации. В день проведения местного референдума с момента начала работы участковой комиссии по проведению местного референдума до окончания оформления документов об итогах голосования на участках местного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, местными отделениями общественных организаций и объединений, уставы которых зарегистрированы в соответствующем порядке, а также представители средств массовой информации. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка местного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок местного референдума не требуется. Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; 2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка местного референдума; 3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования; 4) обращаться в участковую комиссию по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями, касающимися местного референдума; 5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению местного референдума в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии по проведению местного референдума, а при необходимости на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению местного референдума не допускается. Статья 25. Организация работы комиссий по проведению местного референдума. Территориальная и участковые комиссии по проведению местного референдума должны провести свои первые заседания не позднее трех дней с момента их формирования. Деятельность комиссии по проведению местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии по проведению местного референдума является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решения комиссией по проведению местного референдума, в случае равного числа голосов "за" и "против", голос председателя комиссии является решающим. Решения территориальной комиссии по проведению местного референдума по вопросам об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря, материального обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об определении результатов местного референдума, о признании местного референдума несостоявшимся или о признании итогов голосования на отдельных участках местного референдума недействительными принимаются на заседании большинством голосов от общего числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса. Решения участковой комиссии по проведению местного референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря, по вопросам материального обеспечения, об установлении итогов голосования на участке принимаются большинством голосов от общего числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий по проведению местного референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены участковой комиссии по проведению местного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения территориальной комиссии по проведению местного референдума не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до проведения местного референдума и в день его проведения - немедленно. Решения участковой комиссии по проведению местного референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, настоящему закону либо принятые с превышением установленных полномочий, подлежат отмене территориальной комиссией по проведению местного референдума или судом. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. Заседания комиссии по проведению местного референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению местного референдума проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса. На заседании комиссии при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Статья 26. Содействие деятельности комиссий по проведению местного референдума. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению местного референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии по проведению местного референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, в государственные органы и общественные организации, в органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок, а в день проведения местного референдума - немедленно. Статья 27. Обжалование решений и действий комиссии по проведению местного референдума. Решения и действия (бездействие) территориальных и участковых комиссий по проведению местного референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы также в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Предварительное обращение в территориальную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Жалобы на решения и действия (бездействие) комиссий по проведению местного референдума рассматриваются в трехдневный срок, а поданные за три дня до дня проведения местного референдума либо в день проведения местного референдума рассматриваются немедленно. Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит немедленному исполнению. Статья 28. Образование участков местного референдума. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. Участки местного референдума образует глава муниципального образования по согласованию с территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, из расчета до 3000 граждан на каждый участок местного референдума. Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, могут образовываться участки местного референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума. В воинских частях участки местного референдума могут образовываться по решению территориальной комиссии по проведению местного референдума, если невозможно организовать голосование военнослужащих на общих участках местного референдума, предусмотренных частью второй настоящей статьи. В этих случаях участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей территориальной комиссии референдума. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по проведению местного референдума, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа. Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению местного референдума подлежат обязательному опубликованию не позднее чем за 35 дней до дня проведения местного референдума. Каждый участок должен иметь помещение для голосования. Статья 29. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются главой муниципального образования на основе данных, представляемых по каждому участку участковой комиссией по проведению местного референдума и подписываются ее председателем и секретарем. Глава муниципального образования направляет данные о гражданах, имеющих право на участие в местном референдуме, в участковую комиссию по проведению местного референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства. Список военнослужащих, членов их семей и других граждан, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Списки граждан, которые в день проведения местного референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой территориальной комиссией по проведению местного референдума, и подписывается председателем участковой комиссии по проведению местного референдума и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в территориальную комиссию по проведению местного референдума не позднее чем за 16 дней до дня проведения местного референдума Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии по проведению местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявления о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией по проведению местного референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а за день до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в территориальную комиссию по проведению местного референдума или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день проведения местного референдума немедленно. Решение суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией по проведению местного референдума немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 30. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. В списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, включаются граждане в соответствии со статьей 2 настоящего закона. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку местного референдума является факт его проживания на территории данного участка местного референдума, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин может быть включен в список только на одном участке местного референдума. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, находящиеся в день проведения местного референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту их пребывания. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в местном референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку местного референдума по месту нахождения общежития. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению местного референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка местного референдума. Статья 31. Агитация по вопросам, вынесенным на местный референдум. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, за или против вопроса или решения, выносимого на местный референдум. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам комиссий по проведению местного референдума. Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующему дню проведения референдума. В день проведения местного референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитация может проводиться: 1) через средства массовой информации; 2) путем проведения собраний и встреч с гражданами, дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных мероприятий; 3) путем распространения печатных агитационных материалов; 4) в иных не запрещенных законом формах. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Комиссии по проведению местного референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях комиссии по проведению местного референдума и в помещениях участков местного референдума запрещается. Средства массовой информации, одним из учредителей которых является орган местного самоуправления либо которые финансируются полностью или частично за счет средств местного бюджета, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на местный референдум. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах. ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 32. Помещение для голосования. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению местного референдума главой муниципального образования. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующими на данном участке, и другой информацией по местному референдуму, кабинами или специально оборудованными местами для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на местный референдум, образцами заполнения бюллетеней как "за", так и "против" вопроса, вынесенного на местный референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается. На каждом участке должен иметься переносной ящик (не менее одного) для голосования. Статья 33. Бюллетень для голосования на местном референдуме. В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на местный референдум вопроса или проекта решения и указываются варианты волеизъявления голосующего "за" или "против", напротив которых помещаются пустые квадраты. Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на местном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Бюллетень для голосования на местном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. В случае проведения местного референдума в один день с областным референдумом или выборами бюллетени для голосования изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак. По каждому участку местного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном референдуме на данном участке. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума и печать участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 34. Досрочное голосование. В случае, если менее чем за 10 дней до дня проведения местного референдума, гражданин, включенный в списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в местном референдуме в связи с убытием за пределы участка, он вправе проголосовать досрочно, заполнив бюллетень в помещении участковой комиссии по проведению местного референдума. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке участников голосования, делает в бюллетене отметку о своем мнении и вкладывает его в конверт, который для обеспечения тайны голосования заклеивается, скрепляется печатью комиссии и подписями двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Данный конверт хранится в заклеенном состоянии до дня проведения местного референдума. Статья 35. Порядок голосования на местном референдуме. На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума. В 8 часов по местному времени в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются. Конверты с бюллетенями, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, вскрываются председателем участковой комиссии по проведению местного референдума и бюллетени опускаются в ящик для голосования в присутствии членов участковой комиссии и общественных наблюдателей перед началом общего голосования, после этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию. При получении бюллетеня для голосования на местном референдуме гражданин предъявляет паспорт или заменяющий его документ, проверяет правильность произведенной членом участковой комиссии записи в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и расписывается. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на местном референдуме". Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, вправе пригласить в кабину любое лицо, за исключением членов комиссии и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". Заполненный бюллетень для голосования гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей. Участковая комиссия по проведению местного референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением участковой комиссии по проведению местного референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Членам участковой комиссии, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка, выдаются бюллетени для голосования на местном референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования указываются в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка. При проведении голосования вне помещения участка вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению местного референдума в помещение участка переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка должна исключить возможность нарушения права гражданина на участие в местном референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления. Председатель участковой комиссии по проведению местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии по проведению местного референдума его замещает заместитель, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии по проведению местного референдума, уполномоченный комиссией. Член участковой комиссии по проведению местного референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается участковой комиссией. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии по проведению местного референдума с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем составляется отдельный акт. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, где проголосовали все внесенные в списки граждане. ГЛАВА V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 36. Подсчет голосов участковой комиссией по проведению местного референдума. После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия по проведению местного референдума в присутствии наблюдателей, вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия по проведению местного референдума в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии по проведению местного референдума проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателям и вскрывает их. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках. Число их в переносных ящиках не должно превышать число заявлений граждан в письменной форме проголосовавших вне помещения участка местного референдума. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней, чем число подтверждений в письменной форме, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению местного референдума. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению местного референдума, обеспечивших проведение голосования вне помещения участка местного референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При подсчете голосов, прежде всего, отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума, и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в действительности бюллетеней для голосования участковая комиссия по проведению местного референдума разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия по проведению местного референдума указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Недействительные бюллетени хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов граждан должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии по проведению местного референдума, а также наблюдатели. Участковая комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования по участку местного референдума вносятся следующие данные; число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно; число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией по проведению местного референдума; число бюллетеней для голосования, выданных гражданам в помещении участка местного референдума; число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка местного референдума; число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме; число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); число голосов, поданных за вынесенный на местный референдум проект решения или вопрос; число голосов, поданных против. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопросов в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов, поданных против всех вариантов. Протокол участковой комиссии об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую комиссию по проведению местного референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного местного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, а также, при сомнении в правильности составления указанного протокола, территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан производится участковой комиссией по проведению местного референдума в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии по проведению местного референдума. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативных групп, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии по проведению местного референдума до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 37. Подсчет голосов территориальной комиссией по проведению местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума на основании протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума суммирует полученные данные, проверяет их и не позднее чем через три дня со дня проведения местного референдума определяет результаты местного референдума, составляет и подписывает итоговый протокол, который заверяется печатью. Итоговый протокол территориальной комиссии по проведению местного референдума составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии по проведению местного референдума. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по проведению местного референдума на соответствующей территории. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решения по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Член территориальной комиссии по проведению местного референдума, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению местного референдума незамедлительно направляется представительному органу местного самоуправления. Второй экземпляр протокола хранится у секретаря территориальной комиссии по проведению местного референдума. Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии по проведению местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 38. Определение результатов местного референдума. Итоговый протокол территориальной избирательной комиссии по проведению местного референдума включает в себя следующие данные: число участковых комиссий по проведению местного референдума; число протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования, на основании которых составляется протокол территориальной комиссии по проведению местного референдума; число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; число бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями по проведению местного референдума; число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участках местного референдума; число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков местного референдума; число погашенных бюллетеней для голосования; число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число бюллетеней для голосования содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; число действительных бюллетеней для голосования; число бюллетеней для голосования признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум; число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. Местный референдум признается состоявшимся, если в голосовании, приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Решение считается принятым на местном референдуме, если за него в целом по территории проголосовало более половины граждан, принявших участие в местном референдуме. Если на местный референдум выносились альтернативные варианты решения и не один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными. Их повторное вынесение на местный референдум может состояться не ранее чем через один год. Решением территориальной комиссии по проведению местного референдума результаты голосования на отдельных участках местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений, существенно повлиявших на результаты голосования. В этом случае территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе поручить соответствующим участковым комиссиям провести повторное голосование не позднее двух недель со дня опубликования решения территориальной комиссии по проведению местного референдума. Статья 39. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования в целом по территории подлежат официальному опубликованию (обнародованию) представительным органом местного самоуправления не позднее трех дней после определения результатов местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума в этот же срок публикует для всеобщего сведения итоги голосования по каждому участку местного референдума. Принятое на местном референдуме решение вступает в силу в день его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме. Статья 40. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме. Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти и местного самоуправления. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней после вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Статья 41. Хранение документации местного референдума. Документация участковых комиссий по проведению местного референдума, включая бюллетени, передается в территориальную комиссию по проведению местного референдума не позднее 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума по окончании своей работы сдает документацию на постоянное хранение в архивное учреждение муниципального образования. По истечении двух лет после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума бюллетени для голосования уничтожаются, о чем составляется акт. ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином или группой граждан их права участвовать в местном референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению местного референдума, должностные лица государственных органов, организаций, органов местного самоуправления, совершившие подлог документов местного референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 43. Вступление в силу настоящего закона. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации области А.Н.Соболев Принят Курганской областной Думой N 92 от 04.10.96г. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|