Расширенный поиск
Закон Курганской области от 23.03.1995 № 10КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Курганской области от 28.08.2000 г. N 359 О ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законов Курганской области от 23.11.95 г. N 26; от 10.10.96 г. N 100; от 06.11.96 г. N 107; от 30.12.96 г. N 8; от 27.03.98 г. N 112; от 03.02.99 г. N 185) Настоящим законом предусматриваются основные гарантии реализации гражданами Курганской области их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации такие гарантии призваны обеспечить регулирование и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Статья 1. Пределы действия Закона. 1.1. Настоящим законом устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Курганской области при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Глава администрации области (Губернатор), депутатов областной Думы, а также выборных органов местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами или законами Курганской области. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 1.2. Избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Курганской области, и их гарантии, установленные настоящим законом, а также федеральными законами, не могут быть изменены после объявления дня соответствующих выборов, иначе как путем принятия федерального закона. 1.3. Положения статей настоящего закона могут быть конкретизированы законами Курганской области о проведении выборов соответствующего уровня в Курганской области. (Дополнен - Закон Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе. 2.1. В настоящем Законе используются следующие термины: 2.1.1. выборы в Российской Федерации - это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в представительные и исполнительные органы государственной власти в Курганской области, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами Курганской области; понятие "выборы в Курганской области" включает в себя все действия, предусмотренные в вышеприведенном абзаце; 2.1.2. избирательные права граждан - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления; 2.1.3. равное избирательное право - это право граждан, участвующих в выборах в Курганской области на равных основаниях; 2.1.4. прямое избирательное право - это право избирателя голосовать "за" или "против" кандидата или списка кандидатов непосредственно; 2.1.5. тайное голосование - это голосование, во время которого исключается всякая возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя; 2.1.6. активное избирательное право граждан - это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления; 2.1.7. избиратель - это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; 2.1.8. пассивное избирательное право граждан - это право граждан Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления; 2.1.9. гарантии избирательных прав - это организационные, правовые, информационные и иные средства, которые обеспечивают реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации; 2.1.10. избирательные комиссии - это комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также выборов Главы администрации области (Губернатора), депутатов Курганской областной Думы, области, а также других выборных органов государственной власти в области, местного самоуправления и проведения референдумов; (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 2.1.11. кандидат - это претендент на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты Курганской областной Думы, либо кандидат на должность Главы администрации области (Губернатора) или иные выборные органы государственной власти области и местного самоуправления, избираемый гражданами Курганской области; (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 2.1.12. избирательное объединение - это такое общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в порядке, установленном федеральными законами или законами Курганской области не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов; 2.1.13. избирательный блок - это добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами и законами Курганской области для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения; 2.1.14. список кандидатов - это единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением или блоком по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления; 2.1.15. предвыборная агитация - это деятельность граждан Курганской области, общественных объединений по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании "за" или "против" тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Статья 3. Принципы участия граждан в выборах. 3.1. Граждане Курганской области участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 3.2. Участие граждан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 3.3. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных федеральным законодательством. Статья 4. Всеобщее избирательное право. 4.1. Гражданин Российской Федерации постоянно или преимущественно, проживающий на территории Курганской области, достигший 18 лет, вправе избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления области. (В редакции Закона Курганской области от 03.02.99 г. N 185) 4.2. Избираемый кандидат в областную Думу не может быть моложе 21 года. 4.3. Кандидатом на должность Главы администрации области (Губернатора) может быть гражданин не моложе 30 лет. (В редакции Законов Курганской области от 10.10.96 г. N 100; от 27.03.98 г. N 112) 4.4. Кандидатом на должность главы местного самоуправления и депутатом представительного органа может быть гражданин не моложе 21 года. 4.5. Ограничение избирательного права в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств не допускается. (В редакции Закона Курганской области от 03.02.99 г. N 185) 4.6. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4.7. (Исключен - Закон Курганской области от 03.02.99 г. N 185) Статья 5. Равное избирательное право. 5.1. Избиратели участвуют в выборах в Курганской области на равных основаниях. Статья 6. Прямое избирательное право. 6.1. Избиратель голосует "за" или "против" кандидатов или списка кандидатов непосредственно. Статья 7. Тайное голосование. 7.1. Голосование на выборах в Курганской области является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. II. ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. Статья 8. Составление списков избирателей. 8.1. В списки избирателей включаются все граждане Курганской области, обладающие на день голосования активным избирательным правом. 8.2. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главой муниципального образования. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 8.3. Основанием для включения гражданина Курганской области в список избирателей на конкретном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. 8.4. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 8.5. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 4 настоящего закона (на день выборов) и проживающий на территории соответствующего избирательного участка. 8.6. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. 8.7. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее 30 дней до дня голосования. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются в дополнительный список участковой избирательной комиссией на основании документа, подтверждающего их место жительства. 8.8. Соответствующая участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. 8.9. Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Курганской области, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОДНОМАНДАТНЫЕ И МНОГОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. Статья 9. Избирательные округа. 9.1. Одномандатные избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию области. Избирательные округа должны быть территориально едины: не допускается создание избирательного округа, состоящего из неграничащих между собой территорий. Должно соблюдаться примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 9.2. Избирательные округа образуются на основании данных, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательного округа и число избирателей в каждом избирательном округе определяется соответствующей избирательной комиссией и утверждается соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти. При выборах Главы (Губернатора) Курганской области, депутатов областной Думы, в органы местного самоуправления, а также для проведения областных и местных референдумов срок образования округов устанавливается областными законами. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 9.3. Многомандатные избирательные округа устанавливаются по городам Кургану и Шадринску по решению областной Думы. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 9.4. При выборах Главы администрации области (Губернатора) применяется порядок, предусмотренный для одномандатных избирательных округов. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Статья 10. Избирательные участки. 10.1. Избирательные участки образуются не позднее 45 дней до дня выборов постановлением глав администраций городов и районов из расчета от 100 до 3000 избирателей на один избирательный участок. 10.2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 10.3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, a в исключительных случаях не позднее пяти дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами Курганской области, при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. 10.4. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее чем за 40 дней до дня выборов. III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ. Статья 11. Формирование избирательных комиссий. 11.1. Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти Курганской области и органы местного самоуправления определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Курганской области. 11.2. Избирательные комиссии в Курганской области по выборам депутатов областной Думы, Главы администрации области (Губернатора), для проведения референдумов формируются Курганской областной Думой и исполнительными органами государственной власти области на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается Курганской областной Думой. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 11.3. Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Курганской областной Думы и уставами (положениями) о местном самоуправлении. 11.4. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 11.5. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. 11.6. Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. Статья 12. Виды избирательных комиссий. 12.1. Избирательные комиссии в Курганской области осуществляют контроль за законностью проведения выборов на территории области. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 12.2. Организацию и проведение выборов или проведение референдумов осуществляют следующие избирательные комиссии: 12.2.1. избирательная комиссия Курганской области (постоянно действующая); 12.2.2. территориальные (районные, Курганская и Шадринская городские) избирательные комиссии (по решению избирательной комиссии Курганской области); 12.2.3. окружные избирательные комиссии; 12.2.4. участковые избирательные комиссии. Статья 13. Избирательная комиссия Курганской области. 13.1. Избирательная комиссия Курганской области формируется областной Думой и администрацией области на основании предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в составе 14 человек. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначаются областной Думой. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 13.2. Председатель избирательной комиссии, заместитель председателя избирательной комиссии и секретарь должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании комиссии из числа членов комиссии. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 13.3. Председатель избирательной комиссии Курганской области должен иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. 13.4. Деятельность члена избирательной комиссии прекращается в случае, если член избирательной комиссии выдвинут кандидатом или назначен доверенным лицом кандидата на выборы и зарегистрирован в качестве кандидата в установленном порядке. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) Статья 14. Территориальные (районные, Курганская и Шадринская городские) избирательные комиссии. 14.1. Территориальная избирательная комиссия формируется в количестве 5 - 9 человек при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти в сроки, определенные федеральными законами; при выборах Главы (Губернатора) Курганской области, депутатов Курганской областной Думы, в органы местного самоуправления, а также для проведения областных и местных референдумов - в сроки, определенные законами Курганской области. Состав территориальной избирательной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 14.2. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией Курганской области. (В редакции Законов Курганской области от 23.11.95 г. N 26; от 10.10.96 г. N 100) 14.3. Деятельность члена избирательной комиссии прекращается в случае, если член избирательной комиссии выдвинут кандидатом или назначен доверенным лицом кандидата на выборы и зарегистрирован в качестве кандидата в установленном порядке. (Дополнен - Закон Курганской области от 23.11.95 г. N 26) Статья 15. Окружная избирательная комиссия. 15.1. Окружные избирательные комиссии формируются областной Думой и администрацией области в количестве 8-14 человек при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти в сроки, установленные федеральными законами. При выборах Главы администрации области (Губернатора), депутатов областной Думы, органы местного самоуправления, а также для проведения областных и местных референдумов - в сроки, предусмотренные законами области. Половина членов окружной избирательной комиссии назначается областной Думой. При определении кандидатур в состав окружной избирательной комиссии учитываются предложения выборных органов местного самоуправления, общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. (В редакции Законов Курганской области от 23.11.95 г. N 26; от 10.10.96 г. N 100) 15.2. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии выбираются тайным голосованием из числа членов окружной комиссии на ее первом заседании. Председатель окружной избирательной комиссии, заместитель председателя избирательной комиссии, секретарь должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. В случае, если окружные избирательные комиссии не сформированы в установленный срок, формирование окружных избирательных комиссий производит избирательная комиссия Курганской области. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 15.3. Деятельность члена избирательной комиссии прекращается в случае, если член избирательной комиссии выдвинут кандидатом или назначен доверенным лицом кандидата на выборы и зарегистрирован в качестве кандидата в установленном порядке. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) Статья 16. Участковые избирательные комиссии. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 16.1. Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления в количестве 5-10 человек при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти в сроки, определенные федеральными законами. При выборах Главы администрации области (Губернатора), депутатов областной Думы, в органы местного самоуправления, а также для проведения областных и местных референдумов в сроки, указанные областными законами. (В редакции Законов Курганской области от 23.11.95 г. N 26; от 10.10.96 г. N 100) 16.2. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 16.3. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствовал, формирование участковых избирательных комиссий производится соответствующими территориальными либо окружными комиссиями. (В редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) 16.4. Деятельность члена избирательной комиссии прекращается в случае, если член избирательной комиссии выдвинут кандидатом или назначен доверенным лицом кандидата на выборы и зарегистрирован в качестве кандидата в установленном порядке. (Дополнен - Закон Курганской области от 23.11.95 г. N 26) Статья 16-1. Статус члена избирательной комиссии. 16-1.1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 16-1.2. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 16-1.3. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: 16-1.3.1. заблаговременно извещается о заседании соответствующей избирательной комиссии; 16-1.3.2. вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 16-1.3.3. вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 16-1.3.4. вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. 16-1.4. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 16-1.5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего: (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Подпункты 16-1.5.1 - 16-1.5.4. (Исключены - Закон Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 16-1.6. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. (Дополнен - Закон Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 16-1.7. Конкретизация положений статей о полномочиях комиссий по выборам Губернатора Курганской области, депутатов областной Думы, представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований будут закреплены в законах Курганской области. (Статья дополнена - Закон Курганской области от 23.11.95 г. N 26) Статья 17. Полномочия избирательной комиссии Курганской области. 17.1. Полномочия избирательных комиссий на территории Курганской области при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти определяются федеральными законами, при выборах Главы администрации области (Губернатора), депутатов областной Думы, в органы местного самоуправления, а также при проведении областных и местных референдумов определяются законами области. (В редакции Законов Курганской области от 23.11.95 г. N 26; от 10.10.96 г. N 100) Статьи 18 - 20. (Исключены - Закон Курганской области от 23.11.95 г. N 26) Статья 21. Организация работы избирательной комиссии. 21.1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство членов комиссии с правом решающего голоса. 21.2. При принятии решения избирательной комиссией, имеющей в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. 21.3. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий. 21.4. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседании избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 21.5. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. 21.6. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 21.7. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 21.8. Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 21.9. Жалобы (заявления), поступившие в суд, рассматриваются судом в сроки, установленные федеральным законом. 21.10. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в десятидневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в пятидневный срок. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 21.11. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей комиссии. 21.12. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. 21.13. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. 21.14. Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. 21.15. В день голосования, с момента работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными избирательными объединениями, инициативными группами избирателей, кандидатами. Полномочия данных лиц должны быть удостоверены соответствующим документом удостоверением личности и выпиской решения из протокола собрания (заседания) об их направлении для осуществления наблюдения за ходом избирательного процесса. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 21.16. При одновременном проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления территориальные избирательные комиссии могут исполнять полномочия окружных избирательных комиссий при проведении выборов соответствующего уровня. (Дополнен - Закон Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Окружные избирательные комиссии могут исполнять полномочия других окружных избирательных комиссий при проведении выборов соответствующего уровня. (Дополнен - Закон Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Возложение обязанностей избирательной комиссии на другую избирательную комиссию производится избирательной комиссией Курганской области. (Дополнен - Закон Курганской области от 10.10.96 г. N 100) (Статья в редакции Закона Курганской области от 23.11.95 г. N 26) Статья 22. Обжалование нарушений избирательных прав граждан. 22.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. 22.2. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ. Статья 23. Право выдвижения кандидатов. 23.1. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 24. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями (избирательными блоками). (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 24.1. Кандидатов или списки кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения. Избирательными объединениями являются зарегистрированные не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов в установленном законом порядке политические партии, массовые политические движения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, а также областные отделения зарегистрированных в установленном законом порядке федеральных (межрегиональных) общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 24.2. Решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений. Решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным голосованием. 24.3. Избирательное объединение может выступать в блоке с другими избирательными объединениями. В этом случае выдвижение кандидатов (списка кандидатов) проводится на съездах (конференциях) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Блоки избирательных объединений подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии. 24.4. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами области и иными нормативно-правовыми актами Курганской областной Думы. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списка кандидатов), не может превышать двух процентов от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с настоящим законом. Статья 25. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями. 25.1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, по месту службы, учебы и по месту жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами и областными законами. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 25.2. Инициатива сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация депутата. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 25.3. Лица, выдвигаемые кандидатами, не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 25.4. Для выдвижения кандидата в избирательном округе требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве не менее 1% от общего числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной областной избирательной комиссией. 25.5. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место жительства кандидата. 25.6. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, инициалы, год рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности (военный билет, пенсионное удостоверение, удостоверение военнослужащего). 25.7. Подписной лист подписывается лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Статья 26. Регистрация кандидатов. 26.1. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявления от самих кандидатов о их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не является членом какого-либо избирательного объединения, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к общественному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Одновременно, в соответствующую избирательную комиссию представляется установленное количество подписей избирателей в поддержку данного кандидата или списка кандидатов. Подписи должны быть представлены на подписных листах установленной формы (прилагается). (В редакции Закона Курганской области от 30.12.96 г. N 8) 26.2. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов. Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в первом абзаце данной статьи, в печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. 26.3. Кандидат в депутаты представительного органа государственной власти области или органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. 26.4. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на три месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 26.5. В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его доверенному лицу, либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных и областных законов. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 26.6. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата. Доверенное лицо должно отвечать требованиям статьи 4 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и избирательные объединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 26.7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. 26.8. Кандидаты на выборные должности, в выборные органы государственной власти и местного самоуправления при их регистрации дают письменные обязательства о сложении после избрания полномочий, препятствующих осуществлению обязанностей выборного лица, либо члена выборного органа государственной власти или местного самоуправления. (Дополнен - Закон Курганской области от 30.12.96 г. N 8) V. СТАТУС КАНДИДАТА. Статья 27. Равенство кандидатов. 27.1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 28. Гарантии деятельности кандидатов. 28.1. Кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной службе и средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 28.2. Кандидаты после их регистрации по их личному заявлению освобождаются от работы без сохранения содержания, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его окружной избирательной комиссией из средств, предназначенных для проведения выборов. 28.3. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории области (кроме такси) из средств соответствующей избирательной комиссии. 28.4. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах города, где несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов (кроме такси) на территории города. 28.5. Кандидат, проживающий вне пределов территорий избирательного округа, в котором баллотируется, имеет право на три оплачиваемые поездки в избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме такси), оплата производится из средств соответствующей избирательной комиссии. 28.6. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется избирательной комиссией области. 28.7. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы во время проведения выборов или без его согласия переведен на другую работу. 28.8. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации, за ним сохраняется его прежнее место работы. 28.9. Кандидат, зарегистрированный в установленном порядке, не может быть арестован, привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению суда. При этом информация об этом должна быть предоставлена в избирательную комиссию области в течение 24 часов. VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ. Статья 29. Право на предвыборную агитацию. 29.1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение агитации в соответствии с федеральным законодательством и областными законами. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 29.2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию "за" или "против" любого кандидата или избирательного объединения. 29.3. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 29.4. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий. 29.5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях. 29.6. Участие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, командования воинских частей в предвыборной агитации "за" или "против" кандидатов не допускается. 29.7. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов и после их регистрации по их личному заявлению они освобождаются от работы, без сохранения содержания, военных учебных сборов на время участия в выборах. Статья 30. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. 30.1. Кандидаты, избирательные объединения имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. 30.2. Кандидаты, избирательные объединения имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидатам и избирательным объединениям характер. 30.3. Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные органы, организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся разных политических взглядов. 30.4. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 30.5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. Статья 31. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации. 31.1. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганда войны. 31.2. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. 31.3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Статья 32. Сроки проведения предвыборной агитации. 32.1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. 32.2. В течение трех дней до дня выборов и в день выборов, референдума не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. 32.3. В день выборов публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Статья 33. Выпуск агитационных материалов. 33.1. Избирательные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 33.2. Избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению к их распространению и обратится в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности. 33.3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, а также с согласия собственника или владельца в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательной комиссии и в помещениях для голосования. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ. Статья 34. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов. 34.1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов на территории области соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего (федерального, областного, местного) бюджета. 34.2. Средства, выделенные Центральной избирательной комиссией из республиканского бюджета либо областного или местного бюджета, поступают в распоряжение избирательной комиссии Курганской области и распределяются ею между территориальными и окружными избирательными комиссиями. Территориальные и окружные избирательные комиссии распределяют их между участковыми избирательными комиссиями. 34.3. Окружные избирательные комиссии представляют в избирательную комиссию Курганской области отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 34.4. Избирательная комиссия Курганской области представляет Центральной избирательной комиссии РФ и областному финансовому управлению отчет о расходовании выделенных ей средств. Информация об израсходованных средствах сообщается средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня представления отчета в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и областное финансовое управление. Статья 35. Избирательные фонды и порядок их создания. 35.1. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. При выборах в органы государственной власти области и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды. Избирательные фонды могут состоять из следующих средств: 35.1.1. средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; 35.1.2. собственных средств избирательного объединения или кандидата за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; 35.1.3. средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; 35.1.4. добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 35.2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. 35.3. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда, а в избирательный фонд избирательного объединения 100-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда. 35.4. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом минимальный размер месячной оплаты труда более чем в 100 раз, а в избирательный фонд избирательного объединения - более чем в 10000 раз. 35.5. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. 35.6. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам. 35.7. Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, предоставляемых кандидатом или избирательным объединением. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны предоставить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия должна опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Статья 36. Порядок расходования средств избирательных фондов. 36.1. Все денежные средства, поступившие в избирательный фонд избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается избирательной комиссией области после регистрации депутата. 36.2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией области. 36.3. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу избирательное объединение или сам кандидат обязаны предоставить в избирательную комиссию области финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации либо избирательной комиссией области по согласованию с Финансовым управлением области. 36.4. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации избирательной комиссией области одновременно с предоставлением данной избирательной комиссией отчета о расходовании средств в соответствии с пунктом 4 статьи 34 настоящего Закона. VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ. Статья 37. Помещение для голосования. 37.1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковых избирательных комиссий местной администрацией. 37.2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 37.3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой комиссией стенд с информацией обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, определенных избирательной комиссией. Статья 38. Избирательные бюллетени. 38.1. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в пункте 5 статьи 25 настоящего Закона. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом. 38.2. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. 38.3. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 38.4. Избирательные бюллетени утверждаются и печатаются избирательной комиссией области (либо территориальной) и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее 3 дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссией, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0,5 процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать избирательной комиссии или подписи двух ее членов. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 38.5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию региональной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени. Статья 39. Порядок голосования. 39.1. Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов местного времени. 39.2. Избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов отбудет и в день выборов не будет пребывать в месте своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной или участковой комиссии, то на обороте его избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивается и передается дежурному члену соответствующей окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух его членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Территориальные либо окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней за 3-1 день до выборов. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей. 39.3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые затем опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 39.4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или удостоверения личности избирателя, а избиратель расписывается в получении. 39.5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 39.6. Порядок заполнения избирательных бюллетеней определяется избирательной комиссией Курганской области. 39.7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 39.8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком голосования в помещении. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 39.9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более трех на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне избирательного участка, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 40. Подсчет голосов на избирательном участке. 40.1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. 40.2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 40.3. По каждому избирательному округу прежде всего определяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, и в частности такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. 40.4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколах указывается: 40.4.1. общее количество избирателей, зарегистрированных по избирательному участку, и число избирателей, дополнительно внесенных в список; 40.4.2. число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; 40.4.3. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; 40.4.4. число погашенных избирательных бюллетеней; 40.4.5. число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; 40.4.6. число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; 40.4.7. число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; 40.4.8. число действительных избирательных бюллетеней; 40.4.9. число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; 40.4.10. число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов (списка кандидатов)". 40.5. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, признанные недействительными при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. (В редакции Закона Курганской области от 30.12.96 г. N 8) 40.6. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели. 40.7. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в трех экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии, не согласные с его содержанием, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 40.8. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. 40.9. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря избирательной комиссии до окончания ее работы и один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии представляется для ознакомления кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 40.10. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. Статья 41. Определение результатов выборов в избирательном округе. 41.1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах. 41.2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывается: 41.2.1. общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; 41.2.2. число выданных избирательных бюллетеней; 41.2.3. число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования; 41.2.4. число избирательных бюллетеней, признанных действительными; 41.2.5. число недействительных бюллетеней; 41.2.6. фамилии, инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них, число голосов, поданных против каждого из кандидатов; если фамилии и инициалы кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные данные позволяющие различить их; 41.2.7. число голосов, поданных против всех кандидатов; 41.2.8. одно из следующих решений: 41.2.8.1. признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов в многомандатном округе выборы будут считаться состоявшимися, если количество голосов, поданных за первого в списке кандидатов по многомандатному округу больше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов; (В редакции Закона Курганской области от 30.12.96 г. N 8) 41.2.8.2. признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; 41.2.8.3. признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей; 41.2.9. поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 41.3. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в избирательную комиссию Курганской области, другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий третий экземпляр окружной избирательной комиссии представляется для ознакомления кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 41.4. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списка кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. 41-1. Использование автоматизированной информационной системы. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия Курганской области образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии Курганской области имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах выборов избирательной комиссией Курганской области автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. К протоколу избирательной комиссии должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации. Положения настоящей статьи распространяются на областные, местные выборы впредь до принятия Федерального закона об использовании в ходе выборов автоматизированной информационной системы. (Статья дополнена - Закон Курганской области от 06.11.96 г. N 107) Статья 42. Установление общих итогов выборов. 42.1. На основании подписанных протоколов территориальных и окружных избирательных комиссий избирательная комиссия Курганской области в течение 3-х дней по их получении представляет материалы выборов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Центральной избирательной комиссии, определяет и публикует общие итоги выборов в представительные и исполнительные органы, Главы администрации области (Губернатора). В течение одного месяца со дня выборов избирательная комиссия Курганской области публикует итоги голосования по всем избирательным округам в средствах массовой информации. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 42.2. Избирательная комиссия Курганской области признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам, если установит, что допущенные там нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей если иное не предусмотрено законодательством Курганской области о выборах. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Статья 43. Регистрация избранных депутатов. 43.1. Избирательная комиссия Курганской области после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом каждого кандидата, избранного в представительный или исполнительный органы государственной власти и органы местного самоуправления. 43.2. Территориальная и окружная избирательные комиссии на основании протокола о результатах выборов по округу не позднее чем через 3 дня после подписания протокола официально оповещают население об итогах выборов в избирательном округе, производит регистрацию избранного депутата и выдает ему удостоверение об избрании. IX. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ. Статья 44. Оспаривание неправильностей в списках избирателей. 44.1. Любой гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать справку о мотивированном отклонении заявления. 44.2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. Решения по жалобам рассматриваются в пятидневный срок, а в день выборов немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в десятидневный срок. Статья 45. Оспаривание отказа в регистрации кандидата. 45.1. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований федерального законодательства и областных законов. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 45.2. Отказ в регистрации кандидата или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо сам кандидат могут обжаловать в суд в установленном законом порядке. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Статья 46. Оспаривание границ избирательного участка или округа. 46.1. В течение пяти дней после опубликования списка одномандатных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим законом, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации либо органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы, входящей в соответствующий округ, в окружную избирательную комиссию, которая производит проверку жалобы и либо производит соответствующие исправления границ избирательных округов с опубликованием результата своего решения, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 46.2. Отклонение жалобы избирательной комиссией Курганской области или невыполнение ею обязанностей, предусмотренных в настоящем законе, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке. X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Статья 47. Несостоявшиеся выборы. 47.1. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-за того, что в них большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов, либо в них приняло участие менее установленного федеральными и областными законами числа зарегистрированных избирателей или признаны недействительными по причине нарушений настоящего закона, избирательная комиссия Курганской области назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Избирательная комиссия области может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Выборы признаются несостоявшимися также в случае выбытия всех кандидатов или снятия всех кандидатур на день выборов, включенных в избирательный бюллетень. (В редакции Законов Курганской области от 10.10.96 г. N 100; от 30.12.96 г. N 8) Статья 48. Недействительные выборы. 48.1. Выборы могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, повлиявших на итоги голосования, при аннулировании мандата кандидата (в случае обнаружения фальсификации в подписных листах и при условии, что количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации кандидата). Решение о признании выборов недействительными принимает соответствующая окружная избирательная комиссия, оно может быть обжаловано в соответствующий суд. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам, участвовавшим в выборах. (Статья в редакции Закона Курганской области от 30.12.96 г. N 8) Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) 49.1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, совершивших подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения положений федерального законодательства и законов Курганской области, несут установленную федеральным законом ответственность. При нарушении кандидатом в депутаты федерального законодательства и областных законов территориальная либо окружная избирательная комиссия делает ему предупреждение, а при повторном нарушении соответствующая избирательная комиссия отменяет решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения избирателей округа. (В редакции Закона Курганской области от 10.10.96 г. N 100) Глава Администрации области В.П.Герасимов Принят решением Курганской областной Думы N 10 от 23.03.95г. Приложение 1 к Закону Курганской области от 23.03.1995 г. N 10 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ _________________________________________________ (Наименование населенного пункта) Номер регистрационного свидетельства ______________________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой избирателей кандидатом в депутаты__________________________ __________________________________________________________________, (Наименование представительного органа местного самоуправления) ___________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) родившегося_______________________________________________________, (Дата рождения) работающего_______________________________________________________, (Место работы, должность (род занятий) проживающего _____________________________________________________. (Место жительства) +-----------------------------------------------------------------+ ¦NN¦Фамилия и¦Год ¦Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦Подпись¦ ¦ ¦инициалы ¦рождения¦места ¦паспорта или ¦подписания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жительства¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ +--+---------+--------+----------+-------------+----------+-------¦ ¦1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------+--------+----------+-------------+----------+-------¦ ¦2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю:_______________________________________________________ ___________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собравшего подписи) _______________________ (Подпись и дата) Кандидат:___________________________________ (Фамилия и инициалы) _______________________ (Подпись и дата) (Приложение дополнено - Закон Курганской области от 30.12.96 г. N 8) Приложение 2 к Закону Курганской области от 23.03.1995 г. N 10 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ _________________________________________________ (Наименование населенного пункта) Номер регистрационного свидетельства ______________________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением кандидатом в депутаты_________________________________ __________________________________________________________________, (Наименование представительного органа местного самоуправления) ___________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) родившегося_______________________________________________________, (Дата рождения) работающего_______________________________________________________, (Место работы, должность (род занятий) проживающего _____________________________________________________. (Место жительства) +-----------------------------------------------------------------+ ¦NN¦Фамилия и¦Год ¦Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦Подпись¦ ¦ ¦инициалы ¦рождения¦места ¦паспорта или ¦подписания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жительства¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ +--+---------+--------+----------+-------------+----------+-------¦ ¦1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------+--------+----------+-------------+----------+-------¦ ¦2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю:_______________________________________________________ ___________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собравшего подписи) _______________________ (Подпись и дата) Кандидат:___________________________________ (Фамилия и инициалы) _______________________ (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|