Расширенный поиск
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.06.2016 № 442-СФПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О первоочередных задачах государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях и мерах по их реализации Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака о первоочередных задачах государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях и мерах по их реализации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является одной из важнейших стратегических задач государства, необходимым условием, обеспечивающим достойную жизнь граждан и национальную безопасность. Основные цели, направления и задачи государственной региональной политики определены в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803, и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. Согласно указанной Концепции государственная региональная политика Российской Федерации направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Правительством Российской Федерации проделана значительная работа по решению задач государственной региональной политики Российской Федерации. Созданы новые механизмы развития регионов - территориально-производственные кластеры, особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития. В целях обеспечения развития ряда макрорегионов образованы Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Реализуются государственные программы Российской Федерации, направленные на обеспечение социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Северо-Кавказского федерального округа, Крымского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации. Во многих отраслевых государственных программах Российской Федерации содержатся мероприятия по поддержке регионального развития в соответствующих сферах. На обеспечение сбалансированного развития регионов направлена государственная программа Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года № 445. Принципиально важным для реализации государственной региональной политики является создание системы стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", которым установлено, что в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации разрабатывается стратегия пространственного развития Российской Федерации, где должны быть определены приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению. Однако принимаемые государством меры по развитию субъектов Российской Федерации недостаточны для решения актуальных задач социально-экономического развития регионов. Основной проблемой является чрезмерная дифференциация в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Согласно официальным данным, объемы валового регионального продукта на душу населения по регионам страны отличаются более чем в 41 раз, по величине доходов бюджета субъекта Российской Федерации, приходящихся на душу населения, разрыв в показателях составляет более чем 14 раз. Различие в размерах заработной платы работников одной профессии и квалификации составляет до четырех раз, при этом значительные расхождения отмечаются даже в пределах одного федерального округа. Во многих регионах сохраняются неразвитость энергетической и транспортной инфраструктур, низкий уровень диверсификации экономики, наблюдаются спад промышленного производства, недостаток инвестиционных средств. Следствием указанных диспропорций стали негативные процессы в социальной, в том числе демографической, культурной и других сферах жизни этих субъектов Российской Федерации. Одной из основных причин увеличения дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации является сохраняющееся на протяжении длительного периода значительное несоответствие расходных обязательств большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, объему имеющегося финансового обеспечения. Первоочередными задачами государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях следует признать: увеличение собственных экономических возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, повышение эффективности их использования; определение оптимального состава полномочий, исполнение которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организацию их эффективного исполнения с привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении, а также формирование необходимого финансового обеспечения исполнения полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; совершенствование бюджетной политики в целях повышения бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы, привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор региональной экономики. Одной из приоритетных задач государственной региональной политики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу следует считать разработку и принятие системы государственных социальных стандартов ("стандарт благополучия"), обеспечивающих гражданам Российской Федерации гарантируемые государством необходимые объем, качество и доступность государственных и муниципальных услуг, в том числе медицинских и образовательных услуг, а также условий и услуг в сфере труда и социальной защиты населения, независимо от места жительства, применяемых в том числе для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В целях обеспечения решения первоочередных задач государственной региональной политики Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: 1) разработать дополнительные меры, направленные на увеличение собственных экономических возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе посредством совершенствования механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала, повышению эффективности его реализации; 2) завершить инвентаризацию расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также расходных обязательств, связанных с требованиями по достижению субъектами Российской Федерации установленных показателей государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, провести анализ их фактического исполнения, определить минимально необходимый для исполнения указанных полномочий и обязательств объем финансовых ресурсов и по результатам проделанной работы обеспечить совершенствование порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета; 3) рассмотреть вопрос о создании федеральной информационной системы, обеспечивающей ведение реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для оценки финансовой обеспеченности реализации полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, определения необходимого объема финансовой помощи из федерального бюджета и выработки системных мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотреть открытый доступ к информации о расходных обязательствах и об уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 4) разработать механизмы взаимной увязки стратегического и бюджетного планирования, а также синхронизации государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отраслей экономики и социальной сферы, инвестиционных программ субъектов естественных монополий в территориальном и временном разрезе в части размещения объектов инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения; 5) совершенствовать меры и механизмы государственной поддержки субъектов Российской Федерации, основывающиеся на принципе дифференцированного подхода, с учетом определения типологии регионов в зависимости от их географического положения, хозяйственной специализации, социально-экономической и демографической ситуаций, а также с учетом необходимости стимулирования кооперационных и межрегиональных связей, способствующих укреплению и развитию единого экономического пространства страны; 6) продолжить работу по совершенствованию системы финансового обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочий органов местного самоуправления, предусматривая: обеспечение реализации установленного федеральным законодательством требования, в соответствии с которым наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления расходными полномочиями допускается исключительно с одновременной передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов, а также совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих предотвращение наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями без достаточного для их исполнения финансового обеспечения; постепенную отмену установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, федеральным налогам, доля которых зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты, а также отмену положений федеральных законов, устанавливающих изъятия из состава объектов налогообложения по таким налогам, за исключением налоговых льгот, имеющих значительный социальный эффект; определение дополнительных источников пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований за счет налоговых и неналоговых поступлений; обеспечение компенсации выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в связи с созданием и функционированием института консолидированной группы налогоплательщиков с учетом задачи по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; компенсацию дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с обеспечением реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года; последовательную реализацию механизмов финансовой ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав местных администраций за невыполнение обязательств, взятых при получении субсидий; сокращение количества субсидий путем укрупнения (консолидации) субсидий с одинаковыми или близкими целями предоставления и повышение самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выборе методов достижения поставленных целей и решения задач при использовании субсидий; увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью снижения их расходов на обслуживание государственного долга; обеспечение своевременного заключения соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; 7) провести анализ результатов реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и при необходимости разработать предложения по его совершенствованию; 8) разработать комплекс мер по обеспечению сбалансированного развития городских агломераций, включая разработку правовых основ управления развитием агломераций; 9) продолжить работу по совершенствованию системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предусматривая: поэтапную передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий; оптимизацию системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с внедрением механизмов их ответственности за результаты работы по социально-экономическому развитию территорий; 10) предусмотреть в целях усиления ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за результаты социально-экономического развития регионов: разработку единой методологии оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти; установление организационно-правовых механизмов ответственности за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации - в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; проведение мониторинга практики применения к высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) мер ответственности за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, включая установленные государственными программами субъектов Российской Федерации показатели эффективности их реализации; установление обязательности размещения на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации статистических данных о важнейших показателях социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и уровня жизни в регионе, аналогичных показателей других субъектов Российской Федерации, входящих в тот же федеральный округ, и средних показателей по стране; 11) рассмотреть вопрос о разработке механизма информирования высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) об отдельных показателях деятельности участников консолидированных групп налогоплательщиков в целях обеспечения более точного прогнозирования налоговых доходов при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации; 12) осуществлять ежегодный мониторинг организации и развития местного самоуправления; 13) рассмотреть вопрос о разработке комплекса дополнительных мер, направленных на обеспечение доступности для всех категорий населения качественной медицинской помощи, независимо от места жительства, а также комплекса мер, направленных на снижение значительных межрегиональных различий в стоимости медицинских услуг. 2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации: 1) провести анализ реализации государственных программ субъектов Российской Федерации с целью выработки мер по повышению их эффективности; 2) провести оптимизацию перечня собственных расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с учетом доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и необходимости исполнения расходных полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также организацию исполнения собственных полномочий по принципу "оценка по результату"; 3) разработать конкретные меры по наращиванию собственного экономического потенциала субъектов Российской Федерации, включая создание на региональном и местном уровнях на долгосрочный период благоприятных условий деятельности частных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты и (или) осуществляющих деятельность в зонах с преференциальными условиями для ведения бизнеса, а также путем использования механизмов государственно-частного партнерства; 4) принять меры по повышению качества бюджетного планирования и укреплению бюджетной дисциплины в части своевременного и эффективного использования финансовой помощи из федерального бюджета; 5) провести бюджетную консолидацию расходов, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе по предметам ведения субъектов Российской Федерации; 6) принять меры к проведению взвешенной долговой политики; 7) применять принцип адресности при предоставлении мер социальной поддержки; 8) провести оценку эффективности налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, предусматривая последовательную отмену неэффективных льгот; 9) принять дополнительные меры по обеспечению качественной медицинской помощи для граждан, проживающих в малочисленных населенных пунктах, а также в местностях с низкой плотностью населения, на территории субъекта Российской Федерации; 10) выработать меры по поддержке участия граждан в государственном и муниципальном управлении, в том числе посредством поддержки деятельности субъектов общественного контроля, включая общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, повышения открытости деятельности указанных субъектов общественного контроля; 11) изучить положительный опыт реализации в ряде субъектов Российской Федерации проектов "Народный бюджет", позволяющих повысить эффективность бюджетных расходов и развить потенциал органов местного самоуправления посредством активного участия населения в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, в подготовке, реализации, контроле качества и приемке выполненных работ в рамках проектов, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов. 3. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом полугодии 2017 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении. 4. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в период весенней сессии 2017 года о реализации настоящего постановления. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО Москва 29 июня 2016 года № 442-СФ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|