Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.06.2016 № 442-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


             О первоочередных задачах государственной
            региональной политики Российской Федерации
          в современных социально-экономических условиях
                     и мерах по их реализации

     Заслушав  информацию  Заместителя  Председателя  Правительства
Российской   Федерации   Д.Н.Козака   о   первоочередных    задачах
государственной  региональной  политики  Российской   Федерации   в
современных  социально-экономических  условиях  и   мерах   по   их
реализации,  Совет  Федерации  Федерального   Собрания   Российской
Федерации отмечает следующее.
     Обеспечение  устойчивого   социально-экономического   развития
субъектов  Российской  Федерации  является   одной   из   важнейших
стратегических    задач    государства,    необходимым    условием,
обеспечивающим достойную жизнь граждан и национальную безопасность.
     Основные   цели,   направления   и   задачи    государственной
региональной политики определены в Основных положениях региональной
политики в Российской  Федерации,  утвержденных  Указом  Президента
Российской Федерации от  3 июня  1996 года  № 803,  и  в  Концепции
долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской
Федерации  на  период  до  2020 года,  утвержденной   распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
     Согласно  указанной  Концепции  государственная   региональная
политика   Российской   Федерации   направлена    на    обеспечение
сбалансированного   социально-экономического   развития   субъектов
Российской    Федерации,    сокращение    уровня    межрегиональной
дифференциации  в  социально-экономическом  состоянии  регионов   и
качестве жизни.
     Правительством  Российской  Федерации  проделана  значительная
работа  по  решению  задач  государственной  региональной  политики
Российской Федерации.
     Созданы     новые      механизмы      развития      регионов -
территориально-производственные  кластеры,   особые   экономические
зоны, территории опережающего  социально-экономического развития. В
целях   обеспечения   развития   ряда   макрорегионов    образованы
Министерство Российской Федерации по развитию  Дальнего  Востока  и
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
     Реализуются государственные  программы  Российской  Федерации,
направленные  на  обеспечение   социально-экономического   развития
Дальнего  Востока  и   Байкальского   региона,   Северо-Кавказского
федерального округа, Крымского федерального округа, Калининградской
области,  Арктической  зоны   Российской   Федерации.   Во   многих
отраслевых   государственных   программах   Российской    Федерации
содержатся  мероприятия  по  поддержке  регионального  развития   в
соответствующих сферах. На обеспечение  сбалансированного  развития
регионов направлена государственная программа Российской  Федерации
"Развитие   федеративных   отношений   и   создание   условий   для
эффективного   и   ответственного   управления   региональными    и
муниципальными     финансами",     утвержденная      постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года № 445.
     Принципиально   важным    для    реализации    государственной
региональной политики  является  создание  системы  стратегического
планирования  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  28 июня
2014 года  № 172-ФЗ  "О стратегическом  планировании  в  Российской
Федерации", которым установлено,  что  в  соответствии  с  основами
государственной   политики   регионального   развития    Российской
Федерации  разрабатывается  стратегия  пространственного   развития
Российской Федерации, где должны быть определены приоритеты, цели и
задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по
их достижению и решению.
     Однако принимаемые государством  меры  по  развитию  субъектов
Российской Федерации  недостаточны  для  решения  актуальных  задач
социально-экономического развития регионов.
     Основной  проблемой  является  чрезмерная   дифференциация   в
социально-экономическом развитии  субъектов  Российской  Федерации.
Согласно официальным данным, объемы валового регионального продукта
на душу населения по регионам страны отличаются более чем в 41 раз,
по  величине  доходов  бюджета   субъекта   Российской   Федерации,
приходящихся на душу населения,  разрыв  в  показателях  составляет
более чем 14 раз. Различие в размерах заработной  платы  работников
одной профессии и квалификации составляет до четырех раз, при  этом
значительные  расхождения  отмечаются  даже   в   пределах   одного
федерального округа. Во многих  регионах  сохраняются  неразвитость
энергетической  и  транспортной   инфраструктур,   низкий   уровень
диверсификации   экономики,    наблюдаются    спад    промышленного
производства,   недостаток   инвестиционных   средств.   Следствием
указанных диспропорций стали негативные процессы  в  социальной,  в
том числе демографической, культурной и других  сферах  жизни  этих
субъектов Российской Федерации.
     Одной  из  основных   причин   увеличения   дифференциации   в
социально-экономическом  развитии  субъектов  Российской  Федерации
является   сохраняющееся   на   протяжении   длительного    периода
значительное  несоответствие  расходных  обязательств   большинства
субъектов  Российской  Федерации   и   муниципальных   образований,
связанных с реализацией собственных  и  переданных  им  полномочий,
объему имеющегося финансового обеспечения.
     Первоочередными задачами государственной региональной политики
Российской Федерации в современных социально-экономических условиях
следует признать:
     увеличение собственных  экономических  возможностей  субъектов
Российской  Федерации  и   муниципальных   образований,   повышение
эффективности их использования;
     определение  оптимального   состава   полномочий,   исполнение
которых  возложено  на  органы  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления,  организацию
их эффективного исполнения с привлечением  населения  к  участию  в
государственном и муниципальном управлении,  а  также  формирование
необходимого   финансового   обеспечения   исполнения   полномочий,
возложенных на органы государственной власти  субъектов  Российской
Федерации и органы местного самоуправления;
     совершенствование  бюджетной  политики   в   целях   повышения
бюджетной  самостоятельности  субъектов  Российской   Федерации   и
муниципальных образований;
     инфраструктурное   обеспечение   пространственного    развития
экономики и социальной  сферы,  привлечение  частных  инвестиций  в
негосударственный сектор региональной экономики.
     Одной  из  приоритетных  задач  государственной   региональной
политики  Российской  Федерации  на  среднесрочную  и  долгосрочную
перспективу  следует  считать   разработку   и   принятие   системы
государственных социальных  стандартов  ("стандарт  благополучия"),
обеспечивающих   гражданам   Российской   Федерации   гарантируемые
государством   необходимые   объем,    качество    и    доступность
государственных и муниципальных услуг, в том  числе  медицинских  и
образовательных услуг, а также условий и  услуг  в  сфере  труда  и
социальной  защиты  населения,  независимо  от  места   жительства,
применяемых в  том  числе  для  определения  финансовых  нормативов
формирования бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных
бюджетов.
     В   целях    обеспечения    решения    первоочередных    задач
государственной региональной политики  Российской  Федерации  Совет
Федерации     Федерального     Собрания     Российской    Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     1) разработать дополнительные меры, направленные на увеличение
собственных   экономических   возможностей   субъектов   Российской
Федерации и муниципальных  образований,  в  том  числе  посредством
совершенствования механизмов стимулирования органов государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации,    органов    местного
самоуправления   к    наращиванию    собственного    экономического
потенциала, повышению эффективности его реализации;
     2) завершить  инвентаризацию  расходных   полномочий   органов
государственной власти субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного самоуправления, а также расходных обязательств,  связанных
с  требованиями  по  достижению  субъектами  Российской   Федерации
установленных  показателей  государственных   программ   Российской
Федерации  и  федеральных  целевых  программ,  провести  анализ  их
фактического  исполнения,  определить  минимально  необходимый  для
исполнения указанных полномочий  и  обязательств  объем  финансовых
ресурсов   и   по   результатам   проделанной   работы   обеспечить
совершенствование  порядка  предоставления  финансовой  помощи   из
федерального бюджета;
     3) рассмотреть вопрос о  создании  федеральной  информационной
системы, обеспечивающей  ведение  реестров  расходных  обязательств
субъектов Российской  Федерации  и  муниципальных  образований  для
оценки финансовой обеспеченности  реализации  полномочий  субъектов
Российской  Федерации  и  муниципальных  образований,   определения
необходимого объема финансовой помощи  из  федерального  бюджета  и
выработки системных мер по обеспечению сбалансированности  бюджетов
субъектов Российской Федерации,  предусмотреть  открытый  доступ  к
информации  о  расходных  обязательствах  и  об  уровне   бюджетной
обеспеченности  субъектов  Российской  Федерации  и   муниципальных
образований;
     4) разработать механизмы  взаимной  увязки  стратегического  и
бюджетного  планирования,  а  также  синхронизации  государственных
программ Российской Федерации, направленных  на  развитие  отраслей
экономики и социальной  сферы,  инвестиционных  программ  субъектов
естественных монополий в  территориальном  и  временном  разрезе  в
части размещения объектов инженерной, энергетической,  транспортной
и социальной инфраструктур федерального значения;
     5) совершенствовать меры и механизмы государственной поддержки
субъектов  Российской   Федерации,   основывающиеся   на   принципе
дифференцированного  подхода,  с   учетом   определения   типологии
регионов   в   зависимости   от   их   географического   положения,
хозяйственной     специализации,       социально-экономической    и
демографической  ситуаций,   а   также   с   учетом   необходимости
стимулирования    кооперационных    и    межрегиональных    связей,
способствующих  укреплению  и   развитию   единого   экономического
пространства страны;
     6) продолжить работу по совершенствованию системы  финансового
обеспечения исполнения полномочий  органов  государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации  и  полномочий  органов   местного
самоуправления, предусматривая:
     обеспечение     реализации     установленного      федеральным
законодательством требования, в соответствии  с  которым  наделение
органов государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органов местного самоуправления расходными полномочиями допускается
исключительно с одновременной передачей им необходимых материальных
и  финансовых  ресурсов,   а   также   совершенствование   правовых
механизмов,   обеспечивающих   предотвращение   наделения   органов
государственной    власти    субъектов     Российской     Федерации
дополнительными полномочиями без  достаточного  для  их  исполнения
финансового обеспечения;
     постепенную отмену установленных на федеральном  уровне  льгот
по  региональным  и  местным  налогам,  федеральным  налогам,  доля
которых зачисляется в бюджеты субъектов  Российской  Федерации  или
местные бюджеты, а  также  отмену  положений  федеральных  законов,
устанавливающих изъятия  из  состава  объектов  налогообложения  по
таким налогам, за исключением налоговых льгот, имеющих значительный
социальный эффект;
     определение  дополнительных  источников  пополнения   бюджетов
субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований
за счет налоговых и неналоговых поступлений;
     обеспечение   компенсации   выпадающих    доходов    субъектов
Российской  Федерации  в  связи  с  созданием  и  функционированием
института  консолидированной  группы  налогоплательщиков  с  учетом
задачи   по   выравниванию   бюджетной   обеспеченности   субъектов
Российской Федерации;
     компенсацию   дополнительных   расходов   бюджетов   субъектов
Российской Федерации, связанных с  обеспечением  реализации  указов
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
     последовательную     реализацию     механизмов      финансовой
ответственности  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных
образований,  а  также  ответственности  высших   должностных   лиц
субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных
органов государственной власти субъектов  Российской  Федерации)  и
глав местных администраций за невыполнение обязательств, взятых при
получении субсидий;
     сокращение количества субсидий путем укрупнения (консолидации)
субсидий  с  одинаковыми  или  близкими  целями  предоставления   и
повышение   самостоятельности   органов   государственной    власти
субъектов  Российской  Федерации  в   выборе   методов   достижения
поставленных целей и решения задач при использовании субсидий;
     увеличение  объемов  бюджетных  кредитов,  предоставляемых  из
федерального бюджета  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  с
целью снижения их расходов на обслуживание государственного долга;
     обеспечение    своевременного    заключения    соглашений    о
предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
     7) провести анализ результатов реализации Федерального  закона
от 29 декабря  2014 года  № 473-ФЗ    "О  территориях  опережающего
социально-экономического развития в  Российской  Федерации"  и  при
необходимости разработать предложения по его совершенствованию;
     8) разработать комплекс мер по  обеспечению  сбалансированного
развития городских агломераций, включая разработку  правовых  основ
управления развитием агломераций;
     9) продолжить    работу    по    совершенствованию     системы
территориальных органов федеральных органов исполнительной  власти,
предусматривая:
     поэтапную передачу органам  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации осуществления отдельных полномочий федеральных
органов исполнительной власти, оказывающих существенное влияние  на
социально-экономическое развитие территорий;
     оптимизацию  системы   территориальных   органов   федеральных
органов  исполнительной   власти   с   внедрением   механизмов   их
ответственности за результаты  работы  по  социально-экономическому
развитию территорий;
     10) предусмотреть  в  целях  усиления  ответственности  высших
должностных  лиц  субъектов  Российской  Федерации   (руководителей
высших  исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации)   за   результаты   социально-экономического
развития регионов:
     разработку    единой    методологии    оценки    эффективности
деятельности исполнительных органов государственной власти;
     установление        организационно-правовых         механизмов
ответственности   за   недостижение   запланированных   результатов
социально-экономического развития субъектов Российской  Федерации -
в  пределах  компетенции  исполнительных  органов   государственной
власти субъектов Российской Федерации;
     проведение   мониторинга   практики   применения   к    высшим
должностным лицам  субъектов  Российской  Федерации  (руководителям
высших  исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов
Российской   Федерации)   мер   ответственности   за   недостижение
запланированных  результатов    социально-экономического   развития
субъектов    Российской    Федерации,     включая     установленные
государственными   программами   субъектов   Российской   Федерации
показатели эффективности их реализации;
     установление обязательности размещения  на  официальном  сайте
высшего органа исполнительной власти субъекта Российской  Федерации
статистических      данных      о       важнейших       показателях
социально-экономического развития субъекта Российской  Федерации  и
уровня жизни в регионе, аналогичных  показателей  других  субъектов
Российской Федерации,  входящих  в  тот  же  федеральный  округ,  и
средних показателей по стране;
     11) рассмотреть вопрос о разработке  механизма  информирования
высших   должностных    лиц    субъектов    Российской    Федерации
(руководителей высших исполнительных органов государственной власти
субъектов   Российской   Федерации)   об   отдельных    показателях
деятельности участников консолидированных групп  налогоплательщиков
в целях обеспечения более точного прогнозирования налоговых доходов
при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации;
     12) осуществлять ежегодный мониторинг организации  и  развития
местного самоуправления;
     13) рассмотреть вопрос о разработке  комплекса  дополнительных
мер, направленных на обеспечение  доступности  для  всех  категорий
населения качественной  медицинской  помощи,  независимо  от  места
жительства,  а  также  комплекса  мер,  направленных  на   снижение
значительных  межрегиональных  различий  в  стоимости   медицинских
услуг.
     2. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации:
     1) провести   анализ   реализации   государственных   программ
субъектов Российской Федерации с целью выработки мер  по  повышению
их эффективности;
     2) провести   оптимизацию   перечня   собственных    расходных
полномочий  органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации  и  органов  местного  самоуправления  с  учетом  доходов
бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов  и
необходимости  исполнения  расходных  полномочий,  возложенных   на
органы государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органы  местного  самоуправления  федеральными   законами,   актами
Президента   Российской   Федерации,    Правительства    Российской
Федерации, а также организацию исполнения собственных полномочий по
принципу "оценка по результату";
     3) разработать конкретные  меры  по  наращиванию  собственного
экономического потенциала субъектов Российской  Федерации,  включая
создание на региональном и местном уровнях на  долгосрочный  период
благоприятных условий деятельности частных инвесторов,  реализующих
приоритетные  инвестиционные   проекты   и   (или)   осуществляющих
деятельность в зонах  с  преференциальными  условиями  для  ведения
бизнеса,     а     также     путем     использования     механизмов
государственно-частного партнерства;
     4) принять меры по повышению качества бюджетного  планирования
и  укреплению  бюджетной  дисциплины  в  части   своевременного   и
эффективного  использования  финансовой  помощи   из   федерального
бюджета;
     5) провести  бюджетную  консолидацию  расходов,   определяемых
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том
числе по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
     6) принять меры к проведению взвешенной долговой политики;
     7) применять  принцип  адресности   при   предоставлении   мер
социальной поддержки;
     8) провести    оценку    эффективности    налоговых     льгот,
установленных  законодательством  субъектов  Российской  Федерации,
предусматривая последовательную отмену неэффективных льгот;
     9) принять дополнительные  меры  по  обеспечению  качественной
медицинской  помощи  для  граждан,  проживающих   в   малочисленных
населенных пунктах,  а  также  в  местностях  с  низкой  плотностью
населения, на территории субъекта Российской Федерации;
     10) выработать   меры   по   поддержке   участия   граждан   в
государственном и муниципальном управлении, в том числе посредством
поддержки деятельности субъектов  общественного  контроля,  включая
общественные палаты субъектов  Российской  Федерации,  общественные
советы  при  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
органах  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
общественные палаты (советы) муниципальных  образований,  повышения
открытости деятельности указанных субъектов общественного контроля;
     11) изучить положительный опыт  реализации  в  ряде  субъектов
Российской  Федерации  проектов  "Народный   бюджет",   позволяющих
повысить  эффективность  бюджетных  расходов  и  развить  потенциал
органов  местного  самоуправления  посредством  активного   участия
населения в выявлении и определении степени приоритетности  проблем
местного значения, в подготовке, реализации,  контроле  качества  и
приемке выполненных работ в рамках проектов, а также в  последующем
содержании и обеспечении сохранности объектов.
     3. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации  в  первом  полугодии   2017 года   о   ходе   реализации
рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
     4. Комитету  Совета  Федерации  по  федеративному  устройству,
региональной  политике,  местному  самоуправлению  и  делам  Севера
проинформировать  палату  в  период  весенней  сессии  2017 года  о
реализации настоящего постановления.
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на  Комитет   Совета   Федерации   по   федеративному   устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
     6. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     29 июня 2016 года
     № 442-СФ


Информация по документу
Читайте также