Расширенный поиск

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2016 № 624

 



       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПРИКАЗ

                              Москва

     25 мая 2016 г.                                     № 624


           Об утверждении федерального государственного
         образовательного стандарта высшего образования по
        направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и
                  текстиля (уровень бакалавриата)

          Зарегистрирован Минюстом России 14 июня 2016 г.
                      Регистрационный № 42520

     В соответствии с подпунктом 5.2.41  Положения  о  Министерстве
образования   и   науки   Российской    Федерации,    утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г.
№ 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,  № 23,
ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126;  № 6,
ст. 582; № 27, ст. 3776;  2015,  № 26,  ст. 3898;  № 43,  ст. 5976,
2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки,
утверждения федеральных государственных образовательных  стандартов
и   внесения   в   них   изменений,   утвержденных   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  5 августа  2013 г.  № 661
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   2013,   № 33,
ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069), п р и к а з ы в а ю:
     1. Утвердить    прилагаемый    федеральный     государственный
образовательный  стандарт  высшего   образования   по   направлению
подготовки  54.03.03  Искусство   костюма   и   текстиля   (уровень
бакалавриата).
     2. Признать утратившими силу:
     приказ Министерства образования и науки  Российской  Федерации
от 18 января 2010 г. № 56 "Об утверждении  и  введении  в  действие
федерального государственного  образовательного  стандарта  высшего
профессионального  образования  по  направлению  подготовки  072700
Искусство костюма и текстиля (квалификация  (степень)  "бакалавр")"
(зарегистрирован   Министерством   юстиции   Российской   Федерации
10 февраля 2010 г., регистрационный № 16357);
     пункт   65   изменений,   которые   вносятся   в   федеральные
государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением
лицам  квалификации  (степени)  "бакалавр",  утвержденных  приказом
Министерства образования и науки  Российской  Федерации  от  31 мая
2011 г. № 1975 (зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской
Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный № 21200).
     3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.


     Министр                                            Д.В.Ливанов


                           _____________


                                                  Приложение
                                                   УТВЕРЖДЕН
                                             приказом Министерства
                                              образования и науки
                                             Российской Федерации
                                            от 25 мая 2016 г. № 624


       ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                        ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                     по направлению подготовки

               54.03.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ

                      (уровень бакалавриата)

                       I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

     Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования  представляет  собой  совокупность  требований,
обязательных    при    реализации     основных     профессиональных
образовательных    программ    высшего    образования -    программ
бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и
текстиля   (далее    соответственно -    программа    бакалавриата,
направление подготовки).

                    II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

     В  настоящем   федеральном   государственном   образовательном
стандарте используются следующие сокращения:
     ОК - общекультурные компетенции;
     ОПК - общепрофессиональные компетенции;
     ПК - профессиональные компетенции;
     ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования;
     сетевая  форма -  сетевая  форма  реализации   образовательных
программ.

            III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

     3.1. Получение   образования   по    программе    бакалавриата
допускается   только   в   образовательной   организации    высшего
образования (далее - организация).
     3.2. Обучение  по   программе   бакалавриата   в   организации
осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
     Объем программы бакалавриата составляет  240  зачетных  единиц
(далее - з.е.)  вне  зависимости  от  формы  обучения,  применяемых
образовательных технологий,  реализации  программы  бакалавриата  с
использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата  по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
     3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:
     в очной  форме  обучения,  включая  каникулы,  предоставляемые
после  прохождения   государственной   итоговой   аттестации,   вне
зависимости от применяемых  образовательных  технологий  составляет
4 года.  Объем  программы  бакалавриата  в  очной  форме  обучения,
реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
     в очно-заочной форме обучения вне зависимости  от  применяемых
образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6  месяцев
и  не  более  чем  на  1 год  по  сравнению  со  сроком   получения
образования по очной форме обучения. Объем  программы  бакалавриата
за  один  учебный год  в  очно-заочной  форме  обучения  не   может
составлять более 75 з.е.;
     при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости
от формы обучения составляет не более срока получения  образования,
установленного для соответствующей формы обучения, а  при  обучении
по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья
может быть увеличен  по  их  желанию  не  более  чем  на  1 год  по
сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы
обучения. Объем программы  бакалавриата  за  один  учебный год  при
обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения
не может составлять более 75 з.е.
     Конкретный  срок  получения  образования  и  объем   программы
бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме
обучения,   а   также   по   индивидуальному   плану   определяются
организацией  самостоятельно  в  пределах   сроков,   установленных
настоящим пунктом.
     3.4. При реализации программы бакалавриата организация  вправе
применять  электронное  обучение  и  дистанционные  образовательные
технологии.
     При  обучении  лиц  с  ограниченными  возможностями   здоровья
электронное обучение  и  дистанционные  образовательные  технологии
должны предусматривать  возможность  приема-передачи  информации  в
доступных для них формах.
     3.5. Реализация    программы    бакалавриата    возможна     с
использованием сетевой формы.
     3.6. Образовательная деятельность  по  программе  бакалавриата
осуществляется на государственном языке Российской Федерации,  если
иное не определено локальным нормативным актом организации.

         IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
           ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

     4.1. Область   профессиональной   деятельности    выпускников,
освоивших программу бакалавриата, включает:
     совокупность средств, приемов,  способов  и  методов  создания
новых стилевых решений коллекций моделей одежды, обуви,  ювелирных,
текстильных изделий и произведений рекламы  изделий  текстильной  и
легкой промышленности;
     художественное проектирование и изготовление швейных  изделий,
изделий декоративно-прикладного искусства  и  произведений  рекламы
текстильной и легкой промышленности.
     4.2. Объектами  профессиональной   деятельности   выпускников,
освоивших программу бакалавриата, являются:
     изделия,  предметы,  графические   произведения   (в   области
текстиля, трикотажа, обуви,  головных  уборов,  ювелирных  изделий,
произведений рекламы) в их творческо-практическом аспекте;
     процессы моделирования и конструирования, эскизы,  технические
рисунки, чертежи конструкций  швейных  изделий,  коллекции  моделей
одежды,  предприятия  малого  и  среднего   бизнеса,   произведения
декоративно-прикладного искусства и графической рекламы.
     4.3. Виды профессиональной деятельности, к  которым  готовятся
выпускники, освоившие программу бакалавриата:
     научно-исследовательская;
     проектная;
     организационно-управленческая;
     производственно-технологическая;
     творческая и исполнительская.
     При разработке и реализации программы бакалавриата организация
ориентируется   на   конкретный   вид    (виды)    профессиональной
деятельности, к которому (которым) готовится  бакалавр,  исходя  из
потребностей    рынка     труда,     научно-исследовательских     и
материально-технических ресурсов организации.
     Программа бакалавриата формируется организацией в  зависимости
от видов учебной деятельности и требований к  результатам  освоения
образовательной программы:
     ориентированной   на    научно-исследовательский    и    (или)
педагогический  вид  (виды)   профессиональной   деятельности   как
основной    (основные)    (далее -     программа     академического
бакалавриата);
     ориентированной на  практико-ориентированный,  прикладной  вид
(виды)  профессиональной  деятельности  как   основной   (основные)
(далее - программа прикладного бакалавриата).
     4.4. Выпускник,   освоивший    программу    бакалавриата,    в
соответствии с видом  (видами)  профессиональной  деятельности,  на
который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть
готов решать следующие профессиональные задачи:
     научно-исследовательская деятельность:
     анализ показателей  качества  объектов  деятельности  (костюм,
текстиль,  обувь,  головные  уборы,  ювелирные  изделия  и  реклама
изделий  текстильной  и  легкой  промышленности)  с  использованием
стандартных методов и средств исследований;
     разработка планов, программ и методик проведения  исследований
реальных и идеальных объектов в составе творческого коллектива;
     представление результатов исследования  в  области  костюма  и
текстиля  в  форме  отчетов,  рефератов,  публикаций  и   публичных
обсуждений;
     проектная деятельность:
     разработка   художественных   проектов   изделий   с    учетом
конструктивно-технологических,    эстетических,     стилистических,
экономических параметров;
     эффективное  использование  традиционных   и   новых   методов
художественного проектирования;
     изучение  научно-технической  информации,   отечественного   и
зарубежного опыта по тематике профессиональной деятельности;
     использование информационных технологий при  разработке  новых
изделий текстильной и легкой промышленности;
     организационно-управленческая деятельность:
     организация работы малых коллективов исполнителей;
     принятие конкретного  художественно-технического  решения  при
разработке  изделий   текстильной   и   легкой   промышленности   и
предприятий малого бизнеса;
     анализ  технологического  процесса  как   объекта   авторского
надзора;
     оценка  производственных  и   непроизводственных   затрат   на
обеспечение качества продукции;
     разработка нового ассортимента  изделий  в  области  текстиля,
трикотажа, обуви, головных уборов, ювелирных изделий,  произведений
рекламы в составе авторского коллектива и составление  необходимого
комплекта технической документации;
     использование    нормативных    документов    по     качеству,
стандартизации  и  сертификации  изделий   текстильной   и   легкой
промышленности;
     производственно-технологическая деятельность:
     обоснования  принятия   конкретных   художественно-технических
решений при разработке изделий текстильной и легкой промышленности,
предприятий малого бизнеса;
     изготовление  предметов  одежды,  ювелирных  изделий,   обуви,
головных   уборов   на   предприятиях    текстильной    и    легкой
промышленности,    традиционных    художественных    производствах,
организация малого бизнеса;
     творческая и исполнительская деятельность:
     проектирование  изделий   декоративно-прикладного   искусства,
индивидуального  и  интерьерного  назначения  и  воплощение  их   в
материале.

          V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
                           БАКАЛАВРИАТА

     5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника
должны быть  сформированы  общекультурные,  общепрофессиональные  и
профессиональные компетенции.
     5.2. Выпускник,  освоивший  программу   бакалавриата,   должен
обладать следующими общекультурными компетенциями:
     владением  культурой  мышления,  способностью   к   обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору  путей  ее
достижения (ОК-1);
     умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную
и письменную речь (ОК-2);
     готовностью к кооперации  с  коллегами,  работе  в  коллективе
(ОК-3);
     стремлением к саморазвитию,  повышению  своей  квалификации  и
мастерства (ОК-4);
     использованием  основных  положений  и   методов   социальных,
гуманитарных  и  экономических  наук  при  решении   социальных   и
профессиональных задач (ОК-5);
     способностью  анализировать  социально  значимые  проблемы   и
процессы (ОК-6);
     владением одним  из  иностранных  языков  на  уровне  бытового
общения,   пониманием    основной    терминологии    сферы    своей
профессиональной деятельности (ОК-7);
     владением средствами самостоятельного, методически правильного
использования методов укрепления здоровья, знанием основ  здорового
образа жизни (ОК-8).
     5.3. Выпускник,  освоивший  программу   бакалавриата,   должен
обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
     способностью     применять     методы     теоретического     и
экспериментального  исследования  в  профессиональной  деятельности
(ОПК-1);
     способностью находить организационно-управленческие решения  в
нестандартных ситуациях и готовностью нести за них  ответственность
(ОПК-2);
     умением использовать нормативные правовые акты в области своей
профессиональной деятельности (ОПК-3);
     владением   основными   методами,   способами   и   средствами
получения, хранения,  переработки  информации,  навыками  работы  с
компьютером  как  средством  управления  информацией,  способностью
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОПК-4);
     способностью  понимать  сущность  и  значение   информации   в
развитии современного информационного общества, соблюдать  основные
требования  информационной  безопасности,  в   том   числе   защиты
государственной тайны (ОПК-5);
     осознанием  социальной  значимости  своей  будущей  профессии,
наличием   высокой   мотивацией   к   выполнению   профессиональной
деятельности (ОПК-6);
     владением   основными   методами   защиты    производственного
персонала и населения от возможных последствий  аварий,  катастроф,
стихийных бедствий (ОПК-7).
     5.4. Выпускник,  освоивший  программу   бакалавриата,   должен
обладать  профессиональными  компетенциями,  соответствующими  виду
(видам)  профессиональной  деятельности,   на   который   (которые)
ориентирована программа бакалавриата:
     научно-исследовательская деятельность:
     готовностью  спланировать  необходимый  научный   эксперимент,
получить опытную модель и исследовать ее (ПК-1);
     готовностью представить  результаты  научного  исследования  в
форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-2);
     проектная деятельность:
     способностью  использовать  базовые  знания  по  профессии   в
художественном проектировании (ПК-3);
     способностью  формулировать  цели  и  задачи   художественного
проекта,  к  выявлению  приоритетов  в  решении  задач   с   учетом
эстетических, этических и иных аспектов деятельности (ПК-4);
     способностью к разработке художественных  проектов  изделий  с
учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических
параметров (ПК-5);
     способностью  к   творческому   самовыражению   при   создании
оригинальных и уникальных изделий (ПК-6);
     способностью   использовать   современные   и   информационные
технологии   в   сфере   художественного   проектирования   изделий
текстильной и легкой промышленности (ПК-7);
     готовностью     изучать     научно-техническую      информацию
отечественного и зарубежного опытов  по  тематике  профессиональной
деятельности (ПК-8);
     организационно-управленческая деятельность:
     готовностью к организации работы малых коллективов (ПК-9);
     готовностью использовать элементы экономического  анализа  при
организации и проведении практической деятельности  на  предприятии
(ПК-10);
     готовностью      обосновывать       принятие       конкретного
художественно-технического решения при разработке изделий (ПК-11);
     способностью      анализировать      современные      проблемы
научно-технического развития отрасли (ПК-12);
     способностью анализировать технологический процесс как  объект
авторского надзора (ПК-13);
     способностью   разрабатывать   новый    ассортимент    изделий
различного назначения, осуществлять контроль над  их  выработкой  в
производственных условиях в соответствии  с  авторскими  образцами,
составлять необходимый комплект технической документации (ПК-14);
     производственно-технологическая деятельность:
     способностью   создавать   художественно-технические   проекты
швейных  изделий  и   изделий   декоративно-прикладного   искусства
индивидуального и интерьерного назначения (ПК-15);
     готовностью к изучению технической информации (ПК-16);
     способностью варьирования формы изделий  искусства  костюма  и
текстиля  в  соответствии  с  новыми   технологическими   решениями
(ПК-17);
     готовностью   использовать   компьютерные    технологии    при
реализации творческого замысла (ПК-18);
     готовностью контролировать  изготовление  изделий  на  предмет
соответствия художественно-техническим требованиям проекта (ПК-19);
     способностью выполнять  чертежи  базовых  конструкций  изделий
(ПК-20);
     способностью  выбирать  рациональные  способы  технологических
режимов в производстве изделий (ПК-21);
     творческая и исполнительская деятельность:
     готовностью  выполнять  эскизы  и  проекты  с   использованием
различных графических средств  и  приемов  и  реализовывать  их  на
практике (ПК-22).
     5.5. При разработке программы бакалавриата все  общекультурные
и  общепрофессиональные  компетенции,  а   также   профессиональные
компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной  деятельности,
на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор
требуемых результатов освоения программы бакалавриата.
     5.6. При разработке программы бакалавриата организация  вправе
дополнить  набор  компетенций  выпускников  с   учетом   ориентации
программы бакалавриата на конкретные области  знания  и  (или)  вид
(виды) деятельности.
     5.7. При  разработке  программы  бакалавриата   требования   к
результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям),  практикам
организация  устанавливает  самостоятельно  с   учетом   требований
соответствующих примерных основных образовательных программ.

         VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

     6.1. Структура программы  бакалавриата  включает  обязательную
часть (базовую) и часть,  формируемую  участниками  образовательных
отношений (вариативную). Это  обеспечивает  возможность  реализации
программ бакалавриата, имеющих различную  направленность  (профиль)
образования  в  рамках  одного  направления   подготовки   (далее -
направленность (профиль) программы).
     6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
     Блок 1  "Дисциплины  (модули)",  который  включает  дисциплины
(модули), относящиеся  к  базовой  части  программы,  и  дисциплины
(модули), относящиеся к ее вариативной части;
     Блок  2  "Практики",  который  в  полном  объеме  относится  к
вариативной части программы;
     Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном
объеме  относится  к  базовой   части   программы   и   завершается
присвоением   квалификации,   указанной   в   перечне   направлений
подготовки   высшего   образования,   утвержденном    Министерством
образования и науки Российской Федерации<1>.

                 Структура программы бакалавриата

                                                            Таблица
|--------------------------------------|--------------------------|
|  Структура программы бакалавриата    |     Объем программы      |
|                                      |       бакалавриата       |
|                                      |          в з.е.          |
|                                      |-------------|------------|
|                                      |  программа  |  программа |
|                                      |   академи-  | прикладного|
|                                      |   ческого   |бакалавриата|
|                                      |бакалавриата |            |
|------------|-------------------------|-------------|------------|
|Блок 1      |Дисциплины (модули)      |   201-207   |  186-195   |
|            |-------------------------|-------------|------------|
|            |Базовая часть            |   102-114   |   87-99    |
|            |-------------------------|-------------|------------|
|            |Вариативная часть        |    93-99    |   96-99    |
|------------|-------------------------|-------------|------------|
|Блок 2      |Практики                 |    24-33    |   36-48    |
|            |-------------------------|-------------|------------|
|            |Вариативная часть        |    24-33    |   36-48    |
|------------|-------------------------|-------------|------------|
|Блок 3      |Государственная итоговая |     6-9     |    6-9     |
|            |аттестация               |             |            |
|            |-------------------------|-------------|------------|
|            |Базовая часть            |     6-9     |    6-9     |
|------------|-------------------------|-------------|------------|
|Объем программы бакалавриата          |     240     |    240     |
|--------------------------------------|-------------|------------|
     _____________
     <1> Перечень  направлений  подготовки  высшего   образования -
бакалавриата,  утвержденный  приказом  Министерства  образования  и
науки  Российской   Федерации   от   12 сентября   2013 г.   № 1061
(зарегистрирован   Министерством   юстиции   Российской   Федерации
14 октября  2013 г.,  регистрационный  № 30163),   с   изменениями,
внесенными приказами Министерства образования  и  науки  Российской
Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован  Министерством
юстиции Российской Федерации  28 февраля  2014 г.,  регистрационный
№ 31448),   от   20 августа   2014 г.    № 1033    (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  3 сентября  2014 г.,
регистрационный   № 33947),   от    13 октября    2014 г.    № 1313
(зарегистрирован   Министерством   юстиции   Российской   Федерации
13 ноября 2014 г., регистрационный № 34691),  от  25 марта  2015 г.
№ 270 (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской  Федерации
22 апреля 2015 г., регистрационный № 36994) и от 1 октября  2015 г.
№ 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской  Федерации
19 октября 2015 г., регистрационный № 39355).

     6.3. Дисциплины  (модули),   относящиеся   к   базовой   части
программы  бакалавриата,  являются   обязательными   для   освоения
обучающимся вне зависимости от направленности  (профиля)  программы
бакалавриата, которую  он  осваивает.  Набор  дисциплин  (модулей),
относящихся к базовой  части  программы  бакалавриата,  организация
определяет самостоятельно в объеме,  установленном  настоящим  ФГОС
ВО,   с   учетом   соответствующей   (соответствующих)    примерной
(примерных) основной (основных)  образовательной  (образовательных)
программы (программ).
     6.4. Дисциплины (модули) по философии,  истории,  иностранному
языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках  базовой
части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата.  Объем,
содержание  и  порядок  реализации  указанных  дисциплин  (модулей)
определяются организацией самостоятельно.
     6.5. Дисциплины  (модули)  по  физической  культуре  и  спорту
реализуются в рамках:
     базовой  части  Блока  1   "Дисциплины   (модули)"   программы
бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов  (2  з.е.)  в
очной форме обучения;
     элективных  дисциплин  (модулей)  в  объеме   не   менее   328
академических  часов.   Указанные   академические   часы   являются
обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
     Дисциплины  (модули)   по   физической   культуре   и   спорту
реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов  и
лиц   с   ограниченными    возможностями    здоровья    организация
устанавливает  особый  порядок  освоения  дисциплин  (модулей)   по
физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
     6.6. Дисциплины  (модули),  относящиеся  к  вариативной  части
программы  бакалавриата,  и  практики   определяют   направленность
(профиль)  программы  бакалавриата.  Набор   дисциплин   (модулей),
относящихся к вариативной части программы бакалавриата,  и  практик
организация  определяет  самостоятельно  в  объеме,   установленном
настоящим  ФГОС  ВО.  После   выбора   обучающимся   направленности
(профиля) программы, набор соответствующих  дисциплин  (модулей)  и
практик становится обязательным для освоения обучающимся.
     6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная,  в
том числе преддипломная практики.
     Типы учебной практики:
     практика по  получению  первичных  профессиональных  умений  и
навыков,   в    том    числе    первичных    умений    и    навыков
научно-исследовательской деятельности;
     исполнительская практика.
     Способы проведения учебной практики:
     стационарная;
     выездная.
     Типы производственной практики:
     научно-исследовательская работа;
     технологическая практика.
     Способы проведения производственной практики:
     стационарная;
     выездная.
     Преддипломная практика  проводится  для  выполнения  выпускной
квалификационной работы и является обязательной.
     При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы
практик в зависимости от  вида  (видов)  деятельности,  на  который
(которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация  вправе
предусмотреть  в   программе   бакалавриата   иные   типы   практик
дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
     Учебная и (или) производственная практики могут проводиться  в
структурных подразделениях организации.
     Выбор  мест  прохождения  практик  для  лиц  с   ограниченными
возможностями здоровья производится  с  учетом  состояния  здоровья
обучающихся и требований по доступности.
     6.8. В Блок 3  "Государственная  итоговая  аттестация"  входит
защита выпускной  квалификационной  работы,  включая  подготовку  к
процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к  сдаче  и
сдача  государственного   экзамена   (если   организация   включила
государственный   экзамен   в   состав   государственной   итоговой
аттестации).
     6.9. Реализация  части  (частей)  образовательной   программы,
направленная на  подготовку  к  творческой  деятельности,  а  также
государственной итоговой аттестации, не допускается  с  применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
     6.10. При  разработке   программы   бакалавриата   обучающимся
обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по  выбору,
в том числе специальные условия инвалидам и лицам  с  ограниченными
возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов  вариативной
части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
     6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа
в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более
50  процентов  от  общего  количества  часов  аудиторных   занятий,
отведенных на реализацию данного Блока.

          VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
                           БАКАЛАВРИАТА

     7.1. Общесистемные   требования   к    реализации    программы
бакалавриата.
     7.1.1. Организация должна располагать  материально-технической
базой,  соответствующей  действующим  противопожарным  правилам   и
нормам и обеспечивающей  проведение  всех  видов  дисциплинарной  и
междисциплинарной        подготовки,         практической         и
научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным
планом.
     7.1.2. Каждый обучающийся в  течение  всего  периода  обучения
должен быть  обеспечен  индивидуальным  неограниченным  доступом  к
одной или нескольким электронно-библиотечным системам  (электронным
библиотекам) и к  электронной  информационно-образовательной  среде
организации.    Электронно-библиотечная    система     (электронная
библиотека)  и  электронная   информационно-образовательная   среда
должны  обеспечивать  возможность  доступа  обучающегося  из  любой
точки,       в        которой        имеется        доступ        к
информационно-телекоммуникационной сети  "Интернет"  (далее -  сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
     Электронная  информационно-образовательная  среда  организации
должна обеспечивать:
     доступ  к  учебным  планам,   рабочим   программам   дисциплин
(модулей), практик, к изданиям электронных  библиотечных  систем  и
электронным   образовательным   ресурсам,   указанным   в   рабочих
программах;
     фиксацию   хода   образовательного    процесса,    результатов
промежуточной   аттестации   и   результатов   освоения   программы
бакалавриата;
     проведение всех видов  занятий,  процедур  оценки  результатов
обучения,   реализация   которых   предусмотрена   с    применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
     формирование электронного портфолио обучающегося, в том  числе
сохранение его работ, рецензий и оценок на эти  работы  со  стороны
любых участников образовательного процесса;
     взаимодействие между участниками образовательного процесса,  в
том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством
сети "Интернет".
     Функционирование   электронной   информационно-образовательной
среды       обеспечивается       соответствующими        средствами
информационно-коммуникационных    технологий    и     квалификацией
работников,  ее  использующих  и  поддерживающих.  Функционирование
электронной     информационно-образовательной     среды      должно
соответствовать законодательству Российской Федерации<2>.
     _____________
     <2> Федеральный   закон   от    27 июля    2006 г.    № 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о  защите  информации"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   2006,   № 31,
ст. 3448;  2010,  № 31,  ст. 4196;  2011,  № 15,  ст. 2038;   № 30,
ст. 4600;  2012,  № 31,  ст. 4328;  2013,  № 14,  ст. 1658;   № 23,
ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52,  ст. 6961,  ст. 6963;  2014,  № 19,
ст. 2302; № 30, ст. 4223,  ст. 4243,  № 48,  ст. 6645;  2015,  № 1,
ст. 84; № 27,  ст. 3979;  № 29,  ст. 4389,  ст. 4390),  Федеральный
закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451;  2009,
№ 48,ст. 5716;  № 52,  ст. 6439;  2010,   № 27,   ст. 3407;   № 31,
ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409;  2011,  № 23,  ст. 3263;  № 31,
ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651;  № 30,  ст. 4038;  № 51,  ст. 6683;
2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243).

     7.1.3. В случае реализации программы  бакалавриата  в  сетевой
форме  требования  к  реализации  программы   бакалавриата   должны
обеспечиваться совокупностью  ресурсов  материально-технического  и
учебно-методического обеспечения,  предоставляемого  организациями,
участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
     7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных
в установленном порядке в иных организациях кафедрах и  (или)  иных
структурных  подразделениях  организации  требования  к  реализации
программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов
указанных организаций.
     7.1.5. Квалификация   руководящих   и    научно-педагогических
работников  организации  должна  соответствовать   квалификационным
характеристикам,   установленным    в    Едином    квалификационном
справочнике  должностей  руководителей,  специалистов  и  служащих,
разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и
специалистов   вьющего    профессионального    и    дополнительного
профессионального образования", утвержденном приказом  Министерства
здравоохранения и  социального  развития  Российской  Федерации  от
11 января  2011 г.  № 1н  (зарегистрирован  Министерством   юстиции
Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный  № 20237)  и
профессиональным стандартам (при наличии).
     7.1.6. Доля  штатных   научно-педагогических   работников   (в
приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять  не
менее  50  процентов  от  общего  количества  научно-педагогических
работников организации.
     7.2. Требования  к  кадровым  условиям  реализации   программы
бакалавриата.
     7.2.1. Реализация   программы   бакалавриата    обеспечивается
руководящими и научно-педагогическими  работниками  организации,  а
также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата  на
условиях гражданско-правового договора.
     7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных  к
целочисленным    значениям    ставок),     имеющих     образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в  общем
числе  научно-педагогических  работников,   реализующих   программу
бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.
     7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных  к
целочисленным значениям ставок),  имеющих  ученую  степень  (в  том
числе ученую степень,  присвоенную  за  рубежом  и  признаваемую  в
Российской Федерации) и (или) ученое звание  (в  том  числе  ученое
звание,  полученное  за  рубежом  и   признаваемое   в   Российской
Федерации),  в  общем   числе   научно-педагогических   работников,
реализующих  программу  бакалавриата,  должна  быть  не  менее   50
процентов.
     7.2.4. Доля  работников   (в   приведенных   к   целочисленным
значениям ставок) из числа руководителей и работников  организаций,
деятельность   которых   связана   с   направленностью   (профилем)
реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж  работы  в  данной
профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе  работников,
реализующих  программу  бакалавриата,  должна  быть  не   менее   5
процентов.
     7.3. Требования       к       материально-техническому       и
учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
     7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные
аудитории  для  проведения  занятий   лекционного   типа,   занятий
семинарского типа, курсового  проектирования  (выполнения  курсовых
работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего  контроля
и промежуточной аттестации, а также помещения  для  самостоятельной
работы и помещения для хранения  и  профилактического  обслуживания
учебного   оборудования.   Специальные   помещения   должны    быть
укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами
обучения, служащими для представления  учебной  информации  большой
аудитории.
     Для проведения занятий лекционного  типа  предлагаются  наборы
демонстрационного   оборудования   и   учебно-наглядных    пособий,
обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие  примерным
программам  дисциплин   (модулей),   рабочим   учебным   программам
дисциплин (модулей).
     Перечень  материально-технического  обеспечения,  необходимого
для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории,
оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его
сложности.  Конкретные  требования  к  материально-техническому   и
учебно-методическому обеспечению определяются в примерных  основных
образовательных программах.
     Помещения для самостоятельной работы обучающихся  должны  быть
оснащены компьютерной техникой с возможностью  подключения  к  сети
"Интернет"     и     обеспечением     доступа     в     электронную
информационно-образовательную среду организации.
     В  случае  применения  электронного  обучения,   дистанционных
образовательных   технологий    допускается    замена    специально
оборудованных помещений  их  виртуальными  аналогами,  позволяющими
обучающимся   осваивать   умения    и    навыки,    предусмотренные
профессиональной деятельностью.
     В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной
системы (электронной  библиотеки)  библиотечный  фонд  должен  быть
укомплектован  печатными  изданиями  из   расчета   не   менее   50
экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в
рабочих программах дисциплин  (модулей),  практик  и  не  менее  25
экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
     7.3.2. Организация   должна   быть   обеспечена    необходимым
комплектом   лицензионного   программного    обеспечения    (состав
определяется в рабочих программах дисциплин  (модулей)  и  подлежит
ежегодному обновлению).
     7.3.3. Электронно-библиотечные      системы       (электронная
библиотека)  и  электронная   информационно-образовательная   среда
должны обеспечивать одновременный  доступ  не  менее  25  процентов
обучающихся по программе бакалавриата.
     7.3.4. Обучающимся должен  быть  обеспечен  доступ  (удаленный
доступ), в том числе в  случае  применения  электронного  обучения,
дистанционных    образовательных    технологий,    к    современным
профессиональным базам данных и информационным справочным системам,
состав  которых  определяется  в   рабочих   программах   дисциплин
(модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
     7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными  возможностями
здоровья должны быть  обеспечены  печатными  и  (или)  электронными
образовательными ресурсами в формах, адаптированных к  ограничениям
их здоровья.
     7.4. Требования к  финансовым  условиям  реализации  программы
бакалавриата.
     7.4.1. Финансовое     обеспечение     реализации     программы
бакалавриата должно осуществляться в объёме не  ниже  установленных
Министерством образования  и  науки  Российской  Федерации  базовых
нормативных затрат  на  оказание  государственной  услуги  в  сфере
образования для данного уровня образования и направления подготовки
с  учетом  корректирующих  коэффициентов,   учитывающих   специфику
образовательных программ в  соответствии  с  Методикой  определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по  реализации
образовательных  программ  высшего  образования  по  специальностям
(направлениям  подготовки)  и  укрупненным  группам  специальностей
(направлений  подготовки),   утвержденной   приказом   Министерства
образования и науки  Российской  Федерации  от  30 октября  2015 г.
№ 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской  Федерации
30 ноября 2015 г., регистрационный № 39898).


                           _____________


Информация по документу
Читайте также