Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2002 № 229-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      о прекращении производства по запросу группы депутатов
    Государственной Думы о проверке конституционности отдельных
          положений общевоинских уставов Вооруженных Сил
                       Российской Федерации

     город Москва                               3 октября 2002 года

     Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя
Председателя   В.Г.Стрекозова,   судей   Н.С.Бондаря,  Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева,     Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,      Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,  В.О.Лучина,  Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы,
О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     рассмотрев в   пленарном   заседании   вопрос   о  прекращении
производства по запросу группы  депутатов  Государственной  Думы  о
проверке конституционности отдельных положений общевоинских уставов
Вооруженных Сил Российской Федерации,

                        у с т а н о в и л:

     1. В   запросе   группы   депутатов   Государственной    Думы,
поступившем  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации 3 января
2002  года,  оспаривается  конституционность  следующих   положений
общевоинских  уставов Вооруженных Сил Российской Федерации:  статьи
24 Устава внутренней службы Вооруженных Сил  Российской  Федерации,
предусматривающей,   что   за  проступки,  связанные  с  нарушением
воинской дисциплины,  норм морали и воинской чести,  военнослужащие
несут  дисциплинарную  ответственность  на  основании  и в порядке,
установленных Дисциплинарным  уставом  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации;  статей 51 (пункт "д"),  52 (пункт "г"), 53 (пункт "в"),
58 (пункт "г"), 59 (пункт "г"), 60 (пункт "г"), 61, 62 (пункт "в"),
64 (пункт "б"), 65 (пункт "б"), 66 (пункт "б"), 67 (пункт "б"), 68,
83,  85-99,  101-104   Дисциплинарного   устава   Вооруженных   Сил
Российской Федерации,  а также пункта 1 Приложения 5 к статьям 83 и
100 данного Устава; пунктов 13, 16, 18, 24, 29 и 30 Приложения 14 к
статьям 25,  28, 50, 168, 172 и 201 Устава гарнизонной и караульной
служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
     По мнению  заявителей,  перечисленные  положения,  допускающие
арест с содержанием на гауптвахте без судебного решения,  связанные
с  этим  ограничения  и ущемление прав и свобод военнослужащего как
гражданина и человека,  а также  установленные  в  этих  положениях
условия содержания на гауптвахте не соответствуют статьям 2, 7, 18,
19,  22, 37 (части 1, 2 и 3), 46, 48 (часть 1) и 55, а также пункту
2   раздела   второго   "Заключительные   и  переходные  положения"
Конституции Российской Федерации.
     2. Конституционный  Суд  Российской Федерации,  руководствуясь
статьей 42 Федерального конституционного закона "О  Конституционном
Суде  Российской  Федерации",  принял данный запрос к рассмотрению.
Однако 30 июня 2002 года Президент Российской Федерации издал  Указ
N  671  "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил
Российской Федерации".  Данным Указом с 1 июля 2002  года  отменены
все  положения  общевоинских  уставов,  противоречащие  Конституции
Российской  Федерации,  и  во  исполнение  обязательств  Российской
Федерации,  вытекающих  из оговорки,  которая содержится в статье 1
Федерального закона от 30 марта 1998 года "О ратификации  Конвенции
о  защите  прав  человека  и  основных свобод и Протоколов к ней" и
касается  основанных  на  пункте  2  статьи  26  Закона  Российской
Федерации  от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" статей
51-53  и  62  Дисциплинарного  устава  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации,  утвержденного Указом Президента Российской Федерации от
14 декабря 1993 года N 2140, устанавливающих арест с содержанием на
гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во
внесудебном  порядке  на   военнослужащих   -   солдат,   матросов,
сержантов,    старшин,    прапорщиков    и    мичманов,   устранены
несоответствия указанных положений общевоинских уставов  положениям
Конвенции.
     Таким образом,      положения      общевоинских       уставов,
конституционность  которых оспаривалась заявителями,  утратили силу
до начала  рассмотрения  дела  в  заседании  Конституционного  Суда
Российской  Федерации,  что  является  основанием  для  прекращения
производства по данному запросу.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 43
и  частью  первой  статьи 79  Федерального конституционного  закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Прекратить  производство  по   запросу   группы   депутатов
Государственной   Думы   о   проверке  конституционности  отдельных
положений   общевоинских   уставов   Вооруженных   Сил   Российской
Федерации.
     2. Определение по данному запросу окончательно  и  обжалованию
не подлежит.


     Заместитель Председателя
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                             В.Г.Стрекозов

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 229-О

Информация по документу
Читайте также