Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Ульяновской области от 14.11.2006 № 592-пр

 



                  ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                       Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е


14 ноября 2006 г.                                             N 592-пр


                             г. Ульяновск


             О Концепции повышения уровня жизни населения
                         Ульяновской области


     Руководствуясь Посланием    Президента    Российской    Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от  10  мая  2006  года,  в
целях повышения уровня жизни населения Ульяновской области:
     1. Утвердить   Концепцию   повышения   уровня   жизни   населения
Ульяновской области (прилагается).
     2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2007.
     3. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя    Председателя    Правительства    Ульяновской    области
Пинкова А.П.


Губернатор - Председатель
Правительства области                                      С.И.Морозов



                                         УТВЕРЖДЕНА
                                         распоряжением Правительства
                                         Ульяновской области
                                         от 14 ноября 2006 г. N 592-пр


                              КОНЦЕПЦИЯ
         повышения уровня жизни населения Ульяновской области


                     1. Цели, задачи и приоритеты

     Разработанная Правительством   Ульяновской   области  Комплексная
программа экономического и социального развития Ульяновской области на
2005-2010  годы направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня
жизни  населения  и  высоких  темпов  роста   валового   регионального
продукта,  снижение уровня социального неравенства, укрепление позиций
области среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО).  В этом
документе   средством   достижения   программных  целей  определён  не
абстрактный экономический  рост,  а  формирование  модели  ульяновской
экономики, обладающей долгосрочным потенциалом устойчивого динамичного
роста.  Кроме того,  в программе экономический рост рассматривается не
только  как  условие  повышения  благосостояния,  но  и в качестве его
закономерного результата.  Феномен бедности позиционирован в контексте
всей  экономики  региона,  а  не только в её искусственно обособленной
"социальной" части.  Проблемы занятости,  доходов,  уровня и  качества
жизни   населения  перестают  восприниматься  в  качестве  компонентов
исключительно "социальной политики" и  "социальной  защиты".  Бедность
рассматривается    как   фактор,   сковывающий   экономический   рост,
выступающий  его  мощным  тормозом,  ограничителем.   В   отличие   от
предыдущих  программа  нацелена на качественное изменение региональной
экономической политики. Продолжение позитивной социально-экономической
динамики  Ульяновской  области  предполагает  разработку и настойчивую
реализацию Концепции  повышения  уровня  жизни  населения  Ульяновской
области  (далее  - Концепция) в условиях формирующихся в нашем регионе
(и в стране в целом) рыночных отношений.
     Механизм реализации региональной социально-экономической политики
в Ульяновской области,  будучи многоуровневой системой,  опирается  на
принцип  единства  государственных  гарантий,  социальной  поддержки и
либерализма поддержки производительных сил:
     а) на начальном уровне находятся государственные гарантии в форме
минимальных социальных федеральных и региональных стандартов -  прежде
всего, минимальная заработная плата, базовая и страховая части пенсии,
охрана здоровья,  образование и другие, которые призваны гарантировать
минимальные  условия  жизнедеятельности  всему  населению  Ульяновской
области,  создать для  них  равные  стартовые  возможности.  При  этом
наибольшую  потребность в такой социальной защите испытывают инвалиды,
сироты,  дети в неполных семьях и другие социально уязвимые  категории
населения;
     б) промежуточным  уровнем  должны  стать   механизмы   социальной
поддержки.   От   государственных   гарантий   они  отличаются  сугубо
заявительным   принципом   предоставления,   а   также    обязательным
использованием   при   достижении  поставленных  целей  и  собственных
возможностей людей.  Заинтересованы в  социальной  поддержке,  главным
образом,  группы  населения,  нуждающиеся  в некоторой опоре при своем
продвижении  к  более  высокому   уровню   самореализации   (например,
начинающие   индивидуальные   предприниматели,   представители  малого
бизнеса,  одаренные дети,  перспективные молодые  специалисты).  Иными
словами,  социальная поддержка призвана дать положительный импульс для
дальнейшего  повышения  уровня   жизни   достаточно   активной   части
населения,  помочь тем гражданам, которые на деле стремятся преодолеть
трудности, но не находят для этого требуемых ресурсов;
     в) завершающим уровнем является либерализм, гарантирующий свободу
реализации   интересов   тех,   кто   уже   достиг   высокого   уровня
благосостояния,  однако испытывает потребность в дальнейшем расширении
границ  своей  экономической  свободы  и  ее  защите  от  криминала  и
бюрократизма  чиновников.  Представители  этой  части  населения лучше
всего адаптировались к  реалиям  рыночной  экономики,  последовательно
отстаивают  либеральные  ценности  и  нуждаются лишь в государственных
гарантиях  неукоснительного  соблюдения   условий   реализации   своих
способностей.
     Построенный на   данных   принципах    многоуровневый    механизм
реализации   региональной   социально-экономической  политики  призван
обеспечить последовательную адаптацию к рыночным реалиям тех  слоев  и
групп  населения Ульяновской области,  которые продолжают находиться в
состоянии экономической и социальной бедности,  а также  стимулировать
позитивные  структурные изменения и прогрессивную социальную динамику,
не снижая степень социальной стабильности в регионе.
     Концепция исходит из методологического единства между федеральной
и региональной составляющими  единой  стратегии  социальной  политики,
необходимости  увязать  общегосударственные меры по повышению качества
жизни  с  уровнем   развития   экономики   Ульяновской   области,   ее
региональными  особенностями и возможностями.  Вместе с тем в условиях
усиления    значимости     территориального     аспекта     управления
социально-экономическим  развитием региона представляется обоснованным
и   актуальным    появление    региональных    инициатив    социальной
направленности, выражаемых в форме настоящей Концепции.
     Основными целями Концепции являются:
     совершенствование региональной  социально-экономической политики,
направленной на повышение благосостояния всего местного  сообщества  и
сокращение уровня бедности;
     создание предпосылок  для  устойчивого  роста  реальных   доходов
населения;
     сокращение степени  социального   неравенства   различных   групп
населения   за   счет  ускоренного  повышения  уровня  жизни  наименее
обеспеченных граждан;
     реализация принципов    социального   согласия   и   партнерства,
формирующих  современное   общество   без   социальных   революций   и
гарантирующих низкий уровень социальной напряженности;
     обеспечение устойчивого  роста  внутреннего  спроса  на   товары,
работы   и   услуги,   выступающего   в  роли  основного  "локомотива"
региональной экономики.
     Поставленные цели предполагают решение следующих задач:
     переход от стратегии выживания к стратегии устойчивого  роста  на
территории Ульяновской области;
     создание условий для формирования "среднего" класса  как  гаранта
социальной    стабильности    общества,    ведущего    потребителя   и
производителя;
     сдерживание и  предупреждение  дальнейшего  расширения  масштабов
бедности  за  счет  нейтрализации  угроз,  идущих  со  стороны  целого
комплекса  социальных и экономических факторов,  которые обусловливают
воспроизводство бедности - как социальной, так и экономической;
     обеспечение роста покупательной способности основных составляющих
денежных доходов населения:  в первую  очередь,  заработной  платы,  а
также   доходов   от   предпринимательской  деятельности,  капитала  и
имущества граждан;
     создание действенной   системы   разрешения   трудовых  споров  и
обеспечения гарантий соблюдения прав работников в области оплаты труда
и  условий  занятости  посредством  внедрения  механизмов  эффективной
правоприменительной  практики  трудового  законодательства  Российской
Федерации  на  территории  Ульяновской  области,  развитие и поддержка
профсоюзных и иных организаций по защите прав наемных работников;
     обеспечение практического  применения  нередко лишь декларируемых
сегодня инструментов социального партнерства;
     расширение круга  эффективных рабочих мест,  сохранение занятости
на стратегически важных для региональной экономики предприятиях;
     разработка системы региональных нормативов минимальных социальных
гарантий и стандартов,  эффективных механизмов социальной защиты групп
нетрудоспособного  населения,  которые  не  в состоянии самостоятельно
обеспечить   условия   своего   существования,   а   также   поддержка
экономически  активного  населения,  временно  оказавшегося  за чертой
бедности;
     создание экономических   предпосылок   для   легализации  теневой
экономики и теневых  доходов  населения,  вовлечения  их  в  легальный
хозяйственный оборот;
     повышение действенности механизма адресного  оказания  социальных
услуг населению;
     расширение инвестиционной  привлекательности   социальной   сферы
(образование,   здравоохранение,   культура,  наука,  спорт,  жилищное
строительство)   посредством   создания   условий   для    привлечения
дополнительных  внебюджетных  средств  в развитие бюджетных учреждений
Ульяновской области;
     формирование в   обществе   позитивного  отношения  к  проводимым
реформам,  понимание  гражданами  самой  сути  социально-экономических
преобразований в регионе,  и,  главное,  резкое усиление их стремления
самостоятельно улучшать условия своей жизни,  их инициативы  в  поиске
способов индивидуального решения проблем своего благосостояния.
     Главным приоритетом Концепции является сокращение экономической и
социальной бедности в регионе.  При этом признается, что в подавляющем
большинстве случаев изменения в благосостоянии являются следствием  (а
не причиной) качественных перемен в уровне экономической, социальной и
общественно-политической активности граждан.  Вместе с  тем  повышение
уровня жизни населения способствует переходу региональной экономики на
самоподдерживающуюся траекторию роста вследствие наращивания объема  и
совершенствования структуры внутреннего платежеспособного спроса.
     Экономическая бедность    обусловлена    безработицей,     низкой
квалификацией,    малопроизводительной    занятостью,    неэффективной
предпринимательской деятельностью и,  как следствие, низкими денежными
доходами  от  труда,  капитала  и  имущества граждан.  Она затрагивает
экономически активные группы населения,  являющиеся основой  успешного
развития   общества.   Резкое   снижение  их  уровня  жизни  подрывает
общественное   воспроизводство   и    вызывает    острую    социальную
напряженность.
     Направления сокращения экономической бедности:
     развитие регионального  рынка  труда,  сокращение  безработицы  и
содействие эффективной занятости населения;
     разработка областных    целевых    программ,    предусматривающих
содействие занятости в депрессивных населенных пунктах,  где  ситуация
на   рынке  труда  и,  соответственно,  в  сфере  доходов  приобретает
критический характер;
     содействие профессиональному  развитию  персонала и повышение его
конкурентоспособности на региональном рынке труда;
     сглаживание неравномерности   социально-экономического   развития
между сельскими и городскими территориями области;
     содействие развитию индивидуального и малого предпринимательства,
местной промышленности, ремесел и самозанятости населения;
     стимулирование увеличения   объемов   производства   и  повышения
конкурентоспособности  выпускаемой  продукции  в  отраслях   экономики
региона;
     усиление инвестиционной привлекательности региона,  муниципальных
образований    и    предприятий,   лоббирование   и   позиционирование
экономических  интересов  Ульяновского   предпринимателя   на   рынках
Приволжского   федерального   округа,  а  также  на  общероссийском  и
зарубежных   рынках.   Повышение   степени   доступности   предприятий
Ульяновской   области   к  кредитным  ресурсам  региона,  Приволжского
федерального округа, России и стран с развитой рыночной экономикой;
     развитие разнообразных  форм  производственной  и потребительской
кооперации между предприятиями региона, в том числе личными подсобными
хозяйствами граждан;
     устранение и  снижение  административных  барьеров  для  развития
местного    товаропроизводителя,    борьба    с   коррупцией,   защита
собственности    от    преступных    посягательств,    противодействие
распространению контрафактной продукции;
     активизация ипотечного строительства  жилья  под  государственные
гарантии;
     оптимизация расходов,  создание условий для формирования  бюджета
развития   в   областном   бюджете   Ульяновской  области  и  оказание
государственной  поддержки  в  форме   софинансирования   экономически
эффективным проектам на конкурсной основе;
     повышение эффективности       использования       государственной
собственности,   деятельности   областных   государственных  унитарных
предприятий  как  со  сменой  формы  собственности,  так  и  без   нее
(например, использование концессии);
     проведение экономически обоснованной тарифной политики  на  рынке
жилищно-коммунальных    услуг    органами   местного   самоуправления.
Оптимизация ценообразования в государственном и муниципальном секторах
экономики;
     содействие внедрению  научно-технических  инноваций,  результатов
научно-исследовательских      и      опытно-конструкторских     работ,
фундаментальных   исследований,   достижений   современной   науки   в
производство    высокотехнологичной   продукции   отдельных   отраслей
экономики (коммерциализация технологий).
     Социальная бедность обусловлена наличием социально уязвимых групп
населения,  неконкурентоспособных на региональном рынке труда и  (или)
экономически неактивных.
     Направления сокращения социальной бедности:
     совершенствование форм  адресной  социальной  защиты и социальной
поддержки населения;
     сокращение детской бедности;
     обоснование и бюджетное обеспечение социально приемлемых  уровней
минимальных  социальных  гарантий  и стандартов с позиций выравнивания
доступа отдельных групп населения к социальным благам и услугам;
     повышение социальной эффективности оказываемых государством услуг
в сфере здравоохранения,  жилищно-коммунального  хозяйства,  культуры,
образования,  спорта,  государственного  и муниципального управления и
других отраслей социальной сферы;
     снижение преступности,  дальнейшее  развитие системы профилактики
правонарушений,    противодействие     распространению     наркомании,
алкоголизма,   других   социальных   болезней   общества.   Пропаганда
патриотизма,  здорового образа жизни, возрождение духовности. Создание
условий  для  социальной  реабилитации и адаптации отдельных категорий
граждан, нуждающихся в социальной помощи;
     содействие развитию  негосударственного сектора социальных услуг,
благотворительности,  попечительства,  добровольческих и  общественных
организаций;
     содействие укреплению  институтов  семьи  и   брака,   социальное
стимулирование роста рождаемости;
     содействие профессиональной ориентации, обучению, трудоустройству
отдельных   категорий   граждан  (в  том  числе  путем  стимулирования
сохранения и создания специализированных рабочих мест на  предприятиях
региона).
     Среднесрочный комплексный    прогноз     социально-экономического
развития  Ульяновской  области на 2006-2010 годы показал,  что решение
поставленных в Концепции  задач  является  принципиально  возможным  и
предопределяет  дальнейший рост Ульяновской области до уровня регионов
с развитой рыночной экономикой.

    2. Приоритетные направления сокращения экономической бедности

   2.1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной
                         занятости населения

     Формирование эффективного  рынка труда Ульяновской области должно
проводиться по следующим направлениям:
     1) реструктуризация     предприятий    с    целью    освобождения
экономического пространства от бремени убыточных предприятий;
     2) реализация  новых инвестиционных проектов,  являющихся основой
устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения;
     3) реализация  областных  целевых  программ  содействия занятости
населения Ульяновской области, предусматривающих:
     содействие гражданам в поиске подходящей работы,  а работодателям
в подборе необходимых работников;
     организацию проведения оплачиваемых общественных работ;
     организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
в  возрасте  от  14 до 18 лет в свободное от учебы время,  безработных
граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в
возрасте  от  18  до  20  лет  из  числа  выпускников  образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих
работу впервые;
     психологическую поддержку,      профессиональную      подготовку,
переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
проведение профориентационной работы;
     4) активизация   деятельности   органов   государственной  власти
Ульяновской  области  и  органов  местного  самоуправления   в   части
поддержки  развития  личных  подсобных  хозяйств  населения  в  рамках
реализации  приоритетного  национального   проекта   "Развитие   АПК",
содействие   созданию  и  развитию  системы  сельской  потребительской
кооперации;
     5) ежегодное   построение   баланса   трудовых  ресурсов,  анализ
которого позволит определить:
     численность трудовых ресурсов;
     уровень общей безработицы;
     миграционные процессы  и  движение  рабочей  силы  на  территории
муниципальных образований Ульяновской области;
     6) стимулирование  и  повышение  ответственности работодателей за
сохранение  и  создание  новых  рабочих  мест.   Введение   экспертизы
инвестиционных  проектов на предмет их позитивного влияния на динамику
занятости;
     7) оказание помощи в трудоустройстве выпускникам профессиональных
учебных заведений;
     8) оказание мер поддержки молодым специалистам.
     На особом  контроле  должны  находиться   населенные   пункты   с
недиверсифицированной структурой производства и, соответственно, особо
напряженной ситуацией на рынке труда.  Для изменения ситуации в  таких
монопрофильных  населенных пунктах требуется комплекс специальных мер,
имеющих целью создание условий,  обеспечивающих кардинальное повышение
уровня занятости населения и разнообразие мест приложения труда,  и на
этой основе - рост благосостояния жителей.
     Основные задачи  в  сфере  развития  регионального  рынка труда и
содействия эффективной занятости населения:
     снижение уровня безработицы и повышение занятости населения;
повышение эффективности традиционных направлений содействия заня-
тости населения, особенно мер активной социальной политики;
     активное использование  благоприятных   предпосылок   и   местных
ресурсов для повышения занятости и разнообразия рабочих мест;
     наращивание и развитие экономической базы  путём  диверсификации,
реструктуризации и перепрофилирования, проведение селективной политики
по поддержке действующих предприятий и производств;
     формирование благоприятной   среды  для  привлечения  инвестиций,
деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательства.
     Ожидаемые результаты:
     предотвращение массовых увольнений работников;
     создание условий    для   скорейшего   трудоустройства   граждан,
потерявших  работу,   и   сокращение   тем   самым   продолжительности
безработицы;
     обеспечение социальной защиты тех  категорий  населения,  которые
испытывают трудности в поиске рабочих мест;
     организация новых рабочих  мест  с  учетом  анализа  существующей
структуры   безработицы   и   сохранение   существующих   экономически
целесообразных рабочих мест;
     развитие и повышение эффективности программ и услуг,  реализуемых
через службу занятости, другие институты рынка труда и направленных на
сокращение периода безработицы;
     повышение мобильности  граждан  на  рынке  труда,   развитие   их
инициативы   и   мотивации  к  труду,  увеличение  числа  самозанятого
населения;
     формирование электронных  банков  данных  профессиональной  элиты
области (в том числе молодых  выпускников  профессионально-технических
училищ,  техникумов  и  вузов)  по  широкому  кругу  специальностей  и
профессий;
     снижение уровня  общей  и  регистрируемой безработицы и повышение
занятости населения, уменьшение различия в уровне сельской и городской
безработицы.

        2.2. Политика в сфере доходов населения и оплаты труда

     Реализация Концепции    предполагает    решительное    сокращение
сохраняющейся сегодня дифференциации муниципальных образований области
по уровню жизни, что требует комплексного подхода к изменению политики
оплаты труда в экономике и социальной сфере области.
     Основными направлениями таких изменений должны стать:
     1) совершенствование     системы     социального     партнерства,
направленного на:
     поэтапное повышение  минимального   размера   оплаты   труда   до
прожиточного  минимума  трудоспособного  населения  области  с  учетом
особенностей отраслей экономики;
     регулирование заработной  платы  в рамках заключения коллективных
договоров  и  тарифных  соглашений,  устранение  неоправданно  высокой
дифференциации  в  оплате  труда  по  категориям работников и отраслям
экономики;
     разработка и   внедрение   механизма   установления  оптимального
соотношения в оплате труда руководителя предприятия государственной  и
муниципальной формы собственности и членов трудового коллектива;
     расширение круга  участников  социального  партнерства  за   счет
включения в договорный процесс ассоциаций, объединений, организаций, а
также совершенствования социальной технологии договорного процесса;
     2) проведение   организационных   мероприятий   по   снижению   и
ликвидации задолженности по заработной плате;
     3) проведение  комплекса  мероприятий  по  легализации  доходов и
заработной платы.
     Ожидаемый результат:  рост  денежных  доходов  населения темпами,
превышающими темпы инфляции.
|—————|———————————————————————————|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————|
|  N  |        Показатели         |  2004 год  |  2005 год  |  2006 год   |  2007 год  |  2008 год   |
| п/п |                           |            |            |  (оценка)   |  (прогноз) |  (прогноз)  |
|—————|———————————————————————————|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————|
|  1. | Среднемесячная заработная |            |            |             |            |   Не ниже   |
|     | плата по области, руб.    |   4473,5   |   5450,2   |   6830,0    |   8150,0   |   средней   |
|     |                           |            |            |             |            |   по ПФО    |
|—————|———————————————————————————|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————|
|  2. | Численность населения с   |            |            |             |            |             |
|     | денежными доходами ниже   |    31,6    |    29,6    |    23,0     |   20,0     |   Не выше   |
|     | прожиточного минимума в   |            |            |             |            |     20%     |
|     | % ко всему населению      |            |            |             |            |             |
|—————|———————————————————————————|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————|

      2.3. Сокращение различий в уровне социально-экономического
                  развития муниципальных образований

     В целях сокращения  различий  в  уровне  социально-экономического
развития муниципальных образований необходимо:
     проводить системный   мониторинг   показателей,   характеризующих
различия   в  социально-экономическом  развитии  городских  округов  и
муниципальных  районов  Ульяновской   области   (объем   промышленного
производства  на  душу  населения,  собственные доходы бюджета на душу
населения,  оборот  розничной  торговли  на  душу   населения,   объем
инвестиций  в  основной  капитал  на  душу  населения,  среднемесячная
заработная  плата,  уровень  безработицы,   коэффициент   рождаемости,
коэффициент смертности и др.);
     по результатам  мониторинга  осуществлять  отбор  территорий,   у
которых  социально-экономические показатели ниже среднеобластных,  для
разработки  комплекса   мероприятий,   направленных   на   преодоление
отставания в социально-экономическом развитии;
     организовать разработку        стратегий        и        программ
социально-экономического развития муниципальных образований.
     В целях  обеспечения  жителей  области  гарантированным   объемом
качественных  услуг социальной и инженерной инфраструктуры реализовать
комплекс  мер  государственной  поддержки  муниципальных   образований
Ульяновской области по следующим направлениям:
     развитие образовательных учреждений;
     развитие учреждений здравоохранения;
     развитие учреждений культуры;
     развитие учреждений физической культуры и спорта;
     развитие учреждений социальной защиты населения;
     развитие объектов инженерной инфраструктуры;
     расширение рынка   труда    на    селе    за    счет    внедрения
несельскохозяйственных форм занятости.
     Источником финансирования  сокращения   различий   должны   стать
средства  областного  бюджета  Ульяновской  области,  а также средства
местных бюджетов.
     Разработка комплекса  мер  по вышеуказанным направлениям позволит
уменьшить различия в  социально-экономическом  развитии  муниципальных
образований   Ульяновской   области,   в  том  числе  сократить  число
территорий, имеющих обеспеченность объектами социальной инфраструктуры
ниже среднеобластного уровня,  и снизить различия в уровне обеспечения
инженерной инфраструктурой.

           2.4. Расширение сферы малого предпринимательства

     В число   основных   задач    социально-экономической    политики
государства  в целом и региона в частности на современном этапе входит
активизация предпринимательской деятельности. Основные усилия в данном
направлении  должны  быть  нацелены  на  реализацию  мер  по улучшению
предпринимательского климата, которые включают правовой, экономический
(доступ  к ресурсам) и социальный (общественная атмосфера по отношению
к бизнесу) компоненты.
     Основными мероприятиями  для  развития малого предпринимательства
являются:
     совершенствование нормативной    правовой    базы,   регулирующей
предпринимательскую деятельность;
     развитие центров  поддержки  малого предпринимательства в районах
области  и  повышение  эффективности  функционирования  инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства;
     развитие финансово-кредитных   и    инвестиционных    механизмов,
направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
     подготовку высококвалифицированных  кадров   для   сферы   малого
предпринимательства;
     информационное обеспечение    деятельности    субъектов    малого
предпринимательства;
     продвижение продукции  малых  предприятий   на   региональные   и
межрегиональные рынки, поддержку выставочно-ярмарочной деятельности;
     информационно-аналитическое обеспечение разработки  и  реализации
политики в сфере малого предпринимательства;
     создание условий для реализации  в  регионе  зарубежных  программ
развития   предпринимательства   и   активизации   межрегионального  и
международного   сотрудничества    в    области    поддержки    малого
предпринимательства.
     Ожидаемые результаты:  повышение уровня жизни населения  за  счёт
развития предпринимательской активности и самозанятости,  формирование
и расширение  в  регионе  "среднего  класса"  как  гаранта  социальной
стабильности.

                    3. Социальные факторы бедности

        3.1. Совершенствование форм адресной социальной защиты
                   и социальной поддержки населения

     Повышение эффективности социальной защиты населения  предполагает
развитие  системы  социальной  защиты в целом и управление социальными
рисками за счёт:
     институциональных преобразований;
     расширения рынка социальных услуг;
     комплексного характера социальной помощи.
     Основными направлениями    повышения    эффективности     системы
социальной защиты являются:
     1) защита наиболее нуждающихся граждан путём:
     создания системы персонифицированного учёта граждан,  нуждающихся
в социальной помощи, через единую информационную базу;
     предоставления адресной    социальной    поддержки    с    учётом
нуждаемости;
     совершенствования процедур оценки нуждаемости;
     введения института встречных обязательств получателей  помощи  по
трудоустройству;
     2) повышение  эффективности  социальной  помощи   и   социального
обслуживания путём:
     внедрения рыночных механизмов и развития конкуренции в социальном
обслуживании;
     поэтапного внедрения системы государственного социального заказа;
     определения приоритетов  государственной  поддержки и обеспечения
прозрачности бюджетных социальных расходов;
     перехода от  субсидирования производителей услуг к финансированию
потребителей услуг;
     перехода на  методику  финансирования по принципу "деньги следуют
за потребителем".
     Ожидаемые результаты: совершенствование системы социальной защиты
приведёт к изменению  системы  ее  финансирования;  денежные  средства
будут  поступать в приоритетном порядке на финансирование потребностей
наиболее   уязвимых   потребителей    социальных    услуг;    развитие
негосударственных   форм  социального  обслуживания  позволит  создать
конкурентную среду и расширить свободу выбора потребителям  социальных
услуг.

                   3.2. Сокращение детской бедности

     Анализ риска  бедности  в  разрезе половозрастных групп населения
свидетельствует о том,  что наибольшей  опасности  попадания  в  число
бедных  подвергаются  дети.  По  данным Департамента социальной защиты
населения Ульяновской области,  четверть бедного населения  составляют
дети.  Детская  бедность  оказывает необратимое воздействие на будущее
ребёнка:  его здоровье, возможность получения образования и социальный
статус.  Риск  бедности существует для детей ещё до момента рождения и
зависит оттого, какую медицинскую и социальную помощь получают будущие
матери.   В   связи   с  этим  сокращение  детской  бедности  является
приоритетным направлением сокращения социальной бедности.
     Основным инструментом  сокращения  детской  бедности должны стать
целевые программы.  В рамках областной целевой программы "Дети и семья
Ульяновской  области"  на  2007  -  2011  годы,  утвержденной  Законом
Ульяновской области от 02.11.2006 N 168-ЗО,  реализуются подпрограммы:
"Здоровое   поколение",   "Приоритетные   направления  государственной
поддержки   семьи   и   детей",   "Профилактика    безнадзорности    и
правонарушений  несовершеннолетних",  "Семьи  с  детьми - инвалидами",
"Одаренные дети" и другие.
     Комплексный подход к решению проблемы сокращения детской бедности
предусматривает:
     развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей: опека, патронат, усыновление, попечительство,
приёмные семьи, семейные воспитательные группы;
     комплексное решение проблем  детей  с  отклонениями  в  развитии,
создание условий для их полноценной жизни;
     обеспечение мер профилактики социального неблагополучия в  семье,
детской беспризорности и безнадзорности;
     профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании, формирование
здорового образа жизни подростков;
     развитие инновационных форм и технологий профилактической  работы
с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
     укрепление материально-технической        базы        учреждений,
осуществляющих работу с детьми и подростками.
     Задачи Концепции  направлены  па   улучшение   положения   детей,
снижение   их  заболеваемости,  инвалидности,  уменьшение  численности
социально дезадаптированных детей и  подростков,  снижение  показателя
материнской  смертности  до  75  на  100000  родившихся,  младенческой
смертности до уровня 10-12  на  1000  родившихся  живыми,  обеспечение
действенной поддержки детям и семьям,  оказавшимся в трудной жизненной
ситуации,  снижение численности безнадзорных детей,  сокращение  числа
правонарушений несовершеннолетних,  расширение сети специализированных
учреждений  для  несовершеннолетних,  повышение  качества   социальных
услуг, предоставляемых детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации.

       3.3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам
    (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и
        спорт, социальная защита, жилищно-коммунальные услуги)

     Выравнивание доступа населения к социальным  услугам  планируется
обеспечить за счёт оптимизации социальных расходов бюджета через:
     инвентаризацию государственных  полномочий  в  социальной  сфере,
оценку их целесообразности,  финансовой обеспеченности и экономической
обоснованности на  основании  демографического  прогноза,  приоритетов
бюджетной  политики  и  реально  имеющихся  финансовых  и материальных
ресурсов;
     разграничение социальных   полномочий  между  уровнями  бюджетной
системы;
     разработку и   внедрение  новых  форм  и  методов  финансирования
отраслей социальной сферы;
     внедрение механизма  конкурсного  распределения бюджетных средств
на реализацию мероприятий социальной политики;
     внедрение комплексного   предоставления   социальных   услуг  вне
зависимости от ведомственной принадлежности учреждений.
     Преобразования в   социальной   сфере   направлены  на  повышение
качества и обеспечение доступности бюджетных услуг за счёт:
     изменения принципа финансирования отрасли;
     введения механизмов конкурсного отбора исполнителей;
     оптимизации структуры сети государственных учреждений.

                    4. Этапы реализации Концепции

     Первый этап (2007-2008 годы):
     создание условий  повышения  уровня  жизни  населения  вследствие
прекращения   спада   в  депрессивных  отраслях  экономики  региона  и
интенсивного развития отраслей,  находящихся  на  этапе  стабилизации,
структурных реформ и стимулирования роста;
     создание наблюдательного  совета  для  координации  действий   по
реализации  настоящей  Концепции из числа представителей Правительства
Ульяновской области  и  иных  исполнительных  органов  государственной
власти Ульяновской области;
     организация мониторинга  уровня  и  качества   жизни   населения,
привлечение  на  демократической  основе  и  принципах  самоуправления
широких слоев населения к решению поставленных задач;
     создание условий сокращения экономической и социальной бедности.
     Критерии завершения этапа:
     разработка и  принятие  региональных  государственных  социальных
стандартов и их финансовых нормативов по всем отраслям;
     сокращение уровня бедности до 20 процентов;
     рост доли  бюджетообразующих  отраслей   экономики,   собственных
доходов  в бюджете области и расходов на социальную сферу (превышающих
темпы инфляции);
     рост реальных денежных доходов и реальной заработной платы;
     устойчивое снижение задолженности по заработной плате;
     вывод минимальной оплаты труда в регионе на уровень,  превышающий
значение прожиточного минимума для работающих групп населения;
     сокращение официально регистрируемой безработицы до 2 процентов.
     На этом этапе улучшение уровня  жизни  зависит  от  темпов  роста
производства  экономики  Ульяновской  области  на  основе  максимально
возможных объемов привлеченных капиталовложений,  участия в  различных
федеральных  и  региональных  целевых  программах,  в  технологическом
разделении   труда   между   крупными   вертикально   интегрированными
холдингами, финансово-промышленными      группами     в       качестве 
территориальных     субподрядчиков    и    поставщиков. В     процессе 
восстановления  утраченных позиций  у  предприятий и в бюджете области 
появятся средства,  которые   можно  будет  направлять  на  дальнейшее
наращивание  капиталовложений   и   развитие (бюджет   инвестиционного
развития).
     Второй этап (2009-2012 годы):
     обеспечение на  основе  оптимизации  структуры  экономики области
устойчивого роста реальных доходов населения;
     завершение институциональных    преобразований   в   региональной
экономике и местном сообществе;
     создание предпосылок снижения социальной бедности.
     Критерии завершения этапа:
     рост реальных  денежных  доходов,  заработной  платы  всех  групп
населения;
     отсутствие задолженности  по  заработной плате и создание системы
ее погашения в случае возникновения в течение месяца;
     превышение рождаемости над смертностью (достижение положительного
естественного прироста населения);
     превращение Ульяновской  области  в  миграционно  привлекательный
регион как для соседних субъектов  Приволжского  федерального  округа,
так  и  для  лиц  из  государств  - участников Содружества Независимых
Государств,  стран Балтии и дальнего зарубежья (в первую  очередь  для
сельских     муниципальных     образований     высококвалифицированных
специалистов в трудоспособном возрасте);
     снижение уровня бедности до 15 процентов;
     достижение 4-6 места в рейтинге социально-экономического развития
регионов Приволжского федерального округа.
     Третий этап (до 2020 года):
     повышение конкурентоспособности     предприятий     области    до
среднероссийского уровня;
     выход местной продукции на межрегиональные и российские рынки;
     резкое повышение бюджетной  обеспеченности  за  счет  собственных
доходов,  создание  условий  для  самореализации  населения в пределах
конкретных муниципальных образований;
     активное функционирование институтов гражданского общества;
     практически полная ликвидация  экономической  бедности.  Создание
действенной   адресной  системы  снижения  социальной  бедности  среди
неконкурентоспособных на региональном рынке труда групп населения.
     Критерии завершения этапа:
     ликвидация общей задолженности по оплате труда;
     повышение доли  собственных  доходов  в местных бюджетах до 80-90
процентов от потребности в бюджетном финансировании;
     формирование прослойки среднего класса, обеспечивающей социальную
стабильность местного сообщества,  охватывающего не менее 50 процентов
населения области;
     снижение уровня бедности до 10  процентов  (признанный  пороговым
уровень бедности в странах с развитой рыночной экономикой) и ниже;
     выход товаропроизводителей региона на мировые  рынки  (экспорт  в
страны  дальнего и ближнего зарубежья) и устойчивое увеличение объемов
продаж;
     максимальное приближение  социальных стандартов уровня и качества
жизни в Ульяновской  области  к  административным  центрам  -  лидерам
Приволжского федерального округа.

     5. Информация и участие населения в осуществлении Концепции

     Соответствие Концепции     интересам     большинства    населения
обеспечивает  ей  широкую  социальную  базу.   Для   более   активного
вовлечения населения в процесс реализации Концепции предлагается:
     содействовать становлению и  развитию  общественных  организаций,
других  институтов гражданского общества и обеспечение их эффективного
участия в реализации Концепции;
     развивать системы территориального общественного самоуправления;
     активизировать участие   Ульяновской    области,    муниципальных
образований  Ульяновской  области  в  федеральных  и областных целевых
программах соответственно, создание условий для привлечения инвесторов
в Ульяновскую область;
     содействовать становлению  системы  социального  партнерства   на
уровне предприятий и организаций;
     обеспечивать через организации  общественного  и  некоммерческого
сектора   эффективную  обратную  связь  между  населением  и  органами
государственного управления в процессе выполнения Концепции;
     пропагандировать и разъяснять действия, предпринимаемые в связи с
выполнением Концепции.

           6. Первоочередные задачи по реализации Концепции

     Для реализации  Концепции  необходимо   предусмотреть   следующие
первоочередные мероприятия:
     обеспечить мониторинг Концепции, для чего создать группу изучения
и  мониторинга уровня жизни населения в составе наблюдательного совета
и     привлечь     к     аналитической     и     экспертной     работе
профессорско-преподавательский состав вузов Ульяновска;
     провести учет финансовых, материально-технических и иных ресурсов
области и установить жесткий контроль за их целевым использованием;
     разработать пакет мероприятий по выводу из  кризисного  состояния
экономики  сельских  районов  и  городов (вплоть до отдельных сельских
населенных пунктов), отдельных отраслей и предприятий;
     организовать размещение информации об инвестиционных возможностях
Ульяновской области на региональном и федеральном  уровнях,  для  чего
начать   и   поддерживать   размещение  соответствующих  материалов  в
средствах массовой информации, специализированных изданиях и т.д.;
     обеспечить надежное       и      качественное      предоставление
жилищноко-ммунальных услуг для населения Ульяновской  области, создать
реальный рынок предложения жилищных услуг, привлекательные условия для
развития  инициатив  собственников  жилья,  внедрять  лучшие  практики
деятельности  товариществ собственников жилья,  повысить эффективность
функционирования жилищно-коммунальных предприятий с выделением  из  их
состава  организаций  любой  формы собственности.  Провести финансовое
оздоровление     организаций     жилищно-коммунального      комплекса,
оптимизировать их работу путем внедрения энергосберегающих технологий,
развивать концессионные механизмы;
     разработать мероприятия     в    сфере    внутрирегиональной    и
межотраслевой кооперации;
     разработать пакет  мероприятий  по частичной легализации теневого
сектора экономики и скрытых доходов на  основе  действенных  прямых  и
косвенных экономических стимулов;
     оказать содействие   в   пределах   предоставленных    полномочий
повышению   эффективности   правоприменительной  практики  со  стороны
прокуратуры,  налоговой инспекции,  Государственной инспекции труда  в
Ульяновской  области  в сфере контроля за выполнением статей трудового
законодательства;
     разработать необходимую   нормативную   правовую   базу  в  целях
обеспечения  реализации  изложенного  в  Концепции  механизма   вывода
экономики  области из кризиса,  стабилизации и дальнейшего развития и,
как следствие этого  сокращения  бедности  и  повышения  уровня  жизни
населения   на   основе   обеспечения   устойчивого   роста  экономики
Ульяновской области;
     разработать и   принять   пакет  программно-целевых  инструментов
регулирования областного рынка труда и  занятости,  в  том  числе  для
квотирования  рабочих  мест  для  социально слабо защищенных категорий
населения;
     реализовать мероприятия   в   сфере  развития  малого  бизнеса  и
предпринимательства на  территории  Ульяновской  области,  особенно  в
сфере  услуг  и  придорожного  сервиса  и  рассматривать ее в качестве
основного инструмента повышения экономической  активности  и  денежных
доходов населения;
     содействовать повышению     инвестиционной      привлекательности
бюджетных  учреждений  социальной  сферы  в целях расширения объемов и
улучшения качества оказываемых социальных  услуг  следующих  отраслей:
здравоохранение,   образование,   культура   и  искусство,  физическая
культура и спорт, социальная защита, правоохранительная деятельность;
     реформировать систему  областных  социальных  льгот  и  гарантий,
провести комплексную оценку замены  натуральных  социальных  льгот  их
денежным эквивалентом (по отдельным категориям);
     в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и
повышения  качества  услуг  укрупнить  (разукрупнить)  сеть учреждений
социальной сферы (по отраслям),  ввести со стороны отраслевых ведомств
обязательную   процедуру   контроля  за  бизнес-планами  (программами)
развития отдельных учреждений социальной сферы,  разработав для  этого
систему  критериев  оценки  качества  их  работы и выполнения основных
функций;
     обеспечить размещение в средствах массовой информации и Интернете
информации о работе различных государственных учреждений и структур по
реализации настоящей Концепции.


Информация по документу
Читайте также