Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Ульяновской области от 14.04.2009 № 7/201-прПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 14 апреля 2009 г. N 7/201-пр г. Ульяновск Об утверждении Концепции областной целевой программы "Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах" В целях повышения качества жизни населения Ульяновской области за счет широкомасштабного использования информационных и коммуникацион-ных технологий, повышения эффективности системы государственного и муниципального управления, доступности и качества государственных услуг для граждан и организаций, уровня информационной открытости исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и развития информационного общества в Ульяновской области: 1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах" (прилагается). 2. Определить государственным заказчиком - координатором областной целевой программы "Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах" Правительство Ульяновской области. 3. Определить разработчиком областной целевой программы "Развитие информационного общества и использование информационных и коммуни- кационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах" департамент информационных технологий Правительства Ульяновской области. 4. В срок до 15.07.2009 завершить разработку и представить для рассмот-рения на заседании Правительства Ульяновской области областную целевую программу "Развитие информационного общества и использование инфор-мационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах". 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Руководителя аппарата Правительства Ульяновской области Опенышеву С.В. Исполняющий обязанности Губернатора - Председателя Правительства области В.П.Козин УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2009 г. N 7/201-пр КОНЦЕПЦИЯ областной целевой программы "Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах" 1. Введение Глобализация и развитие информационного общества стремительно меняют облик современного мира. Сущность информационного общества определяет ряд взаимосвязанных процессов: информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития; формируется рынок информации и знания как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала; стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации; развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура; развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) существенно меняют модели образования, труда, общественной жизни и отдыха. Информация приобретает свойства стратегического ресурса такие, как и традиционные - материальные и энергетические. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию, обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами экономической и общественной деятельности региона. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного социально-экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и внешнем рынках. Областную целевую программу "Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах" (далее - Программа) предлагается разработать в целях определения единой государственной политики в сфере ИКТ в соответствии с целями модернизации государственного управления и социально-экономического развития Ульяновской области. Для реализации в Ульяновской области единой государственной политики в сфере использования ИКТ и развития информационного общества необходимо соблюдение следующих основных принципов: 1) принципа целевой направленности Программы. Осуществляется использование информационных технологий в процессах, направленных на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ульяновской области, на совершенствование систем государственного управления и местного самоуправления, на обеспечение конституционных свобод и прав граждан на получение услуг и информации; 2) программно-целевого принципа. Управление процессами информатизации в Ульяновской области в Программе основывается на консолидации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, направляемых на развитие региональной информатизации; 3) принципа концентрации на приоритетных и достижимых результатах. В Программе предлагается концентрация ресурсов на решении важнейших задач информатизации систем государственного управления и местного самоуправления Ульяновской области, на выполнении проектов, выбранных по результатам сравнительной оценки возможного социально- экономического эффекта и анализа объемов ресурсов, необходимых для их реализации; 4) принципа открытости и партнерства. Все мероприятия Программы информационно открыты для общества и должны обеспечивать участие всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации; 5) принципа комплексности и системности информатизации. Обеспечение комплексной информатизации Ульяновской области осуществляется на основе создания распределенной территориальной информационной системы для эффективного управления социально-экономическим развитием, включающей информационные системы исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, информационные системы органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также системы обеспечения их взаимодействия между собой и с государственными информационными системами федерального значения; 6) принципа последовательности. Обеспечивается последовательность, поэтапность и согласованность реализации всех мероприятий Программы и составных проектов; 7) принципа безопасности. Обеспечивается безопасность информационных систем, защита информационных ресурсов, их сохранность, целостность и достоверность; 8) принципа стандартизации и унификации. Стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений осуществляются в рамках территориальной информационной системы и территориальных информационных систем между собой; 9) принципа доступности информации. Обеспечиваются права граждан и организаций на доступ к создаваемым в настоящей Программе региональным и муниципальным информационным ресурсам. 2. Соответствующие Программе приоритеты социально-экономического развития На федеральном уровне в целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности всех органов исполнительной власти по решению задач в области социально- экономического развития Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года определяют приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу. Для реализации поставленных задач необходимо повышение эффективности государственного управления. В этих целях необходимо создать систему стратегического управления, ориентировать деятельность исполнительных органов государственной власти и государственных гражданских служащих на результат, оптимизировать функции исполнительных органов государственной власти и повысить качество государственных услуг, усилить взаимодействие государства с бизнесом и гражданским обществом. Значительную часть функций исполнительных органов государственной власти необходимо передать в негосударственный сектор через механизмы государственного заказа, государственных закупок и использовать возможности саморегулируемых организаций. Правительством Российской Федерации распоряжением от 17.11.2008 N 1663-р исполнительным органам государственной власти при разработке программных документов, планов и показателей рекомендовано руководствоваться Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В Перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года внесен проект "Электронное правительство", который реализуется в рамках долгосрочной федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002- 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", определены основные мероприятия проекта и целевые индикаторы (показатели). Под электронным правительством в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632- р, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определяет пять приоритетных направлений развития ИКТ: 1) формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг; 2) повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ; 3) обеспечение конкурентоспособности и технологического развития ИКТ; 4) повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с исполнительными органами государственной власти; 5) противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы национальным интересам. Кроме того, практически во всех направлениях социально-экономического развития в качестве инструментов, повышающих эффективность достижения поставленных целей, приводятся ИКТ. Для обеспечения эффективного функционирования экономики Ульяновской области в рамках Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года также предлагается создание информационно-аналитической системы обеспечения деятельности хозяйственного комплекса Ульяновской области и информационно- аналитического центра Министерства экономики Ульяновской области. Целями государственной политики развития ИКТ определены: создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли ИКТ. 3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом 3.1. Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа Начиная с 2004 года после утверждения Концепции информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004-2010 годы в Ульяновской области достаточно активно ведутся работы в сфере информатизации. Однако отсутствие в областном бюджете Ульяновской области отдельной строки на развитие информационного общества и использование ИКТ приводит к тому, что программные мероприятия информатизации Ульяновской области реализуются по остаточному принципу, за счет средств ведомств (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, расчетно-кассовые центры жилищно- коммунального хозяйства и т.д.), что не способствует формированию единого областного информационного пространства. Отсутствует четкая координация этих процессов. Акцент априори ставится на приобретение средств вычислительной техники и телекоммуникаций без должного развития и использования перспективных и эффективных ИКТ. Уровень развития и применения ИКТ (в том числе защищенных), особенно в муниципальных образованиях Ульяновской области, не отвечает современным требованиям, что сдерживает социально-экономическое развитие и снижает эффективность государственного управления в Ульяновской области. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин: наличием большого количества разнородных информационных ресурсов и систем в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия, отсутствием единых стандартов по их формированию и внедрению; дублированием мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках областных целевых программ и ведомственных программ по информатизации; отсутствием у большей части населения и организаций Ульяновской области возможности доступа к информации и социально значимым услугам с помощью использования ИКТ; отсутствием атмосферы доверия при использовании ИКТ и обеспечением информационной безопасности информационных систем, информационно- технологической и телекоммуникационной инфраструктуры; недостаточным уровнем подготовки кадров в сфере использования ИКТ (в том числе защищенных) для нужд исполнительных органов государственной власти Ульяновской области; недостаточностью развития информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем. Получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения организаций и граждан в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, формирования запросов и представления необходимой информации на бумажном носителе. Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами, что создает значительные неудобства для граждан. Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах Ульяновской области, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан. Решение этих проблем требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в рамках единой государственной политики. 3.2. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом Решение проблемы развития информационного общества и использования ИКТ в Ульяновской области заключается в построении информационной системы особого класса. Необходимость использования именно программно-целевого метода обусловлена следующими особенностями построения и функционирования таких информационных систем. Первая особенность - существование явной корреляции между эффективностью деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и степенью интеграции информационных ресурсов территории. Причем влияние информатизации на эффективность территориального управления сказывается лишь тогда, когда преодолен некоторый пороговый уровень интеграции информационных ресурсов, поставляющих данные, используемые для принятия управленческих решений. Для решения этой проблемы в качестве одной из основных задач Концепции информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004- 2010 годы определена следующая - построение единого информационного пространства Ульяновской области. Вторая особенность - необходимость эффективной реализации общей ориентированности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области на максимально возможное удовлетворение потребностей населения. Это подчеркивает значение социального направления в работе Правительства Ульяновской области, приоритетность работы с населением, особенно с социально незащищенными категориями. Соответственно, данная проблематика должна находить свое отражение как в перечне функциональностей системы, так и в наборе контролируемых показателей. Эти показатели оцениваются гарантиями эффективности, своевременности и качества получения гражданами Ульяновской области государственных и муниципальных услуг независимо от их местожительства и социального положения. Управление реализацией таких функций должно носить централизованный общесистемный характер. Третья особенность - значимость корпоративного использования информации. Несмотря на объективно присутствующее стремление отдельных организационных единиц структуры исполнительных органов государственной власти Ульяновской области к так называемой "монополии на свою информацию", существует заинтересованность в совместном использовании накапливаемых данных. Корпоративность информационных ресурсов означает, что каждое ведомство, предоставляющее в общее пользование "свои данные", может пользоваться информацией других организационных единиц. Корпоративность использования информации также является пороговой характеристикой и качественно повышает уровень управления при достижении некоторого критиче-ского числа подразделений, работающих в едином информационном пространстве. Четвертая особенность - иерархичность и динамичность структуры исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. Это требует от архитектуры инвариантности относительно числа уровней управления, а также перестроек в организационных структурах вследствие изменений законодательства, обновления руководства и т.д. Проектирование такой архитектуры не может носить локализованный фрагментарный характер, а структура должна изначально содержать сверхаддитивные системные элементы. Пятая особенность - функционирование в условиях большой разнородности информации, используемой в процессах принятия решений на уровне субъекта. Аналитические и прогнозные показатели, необходимые в работе, формируются на основании информации, возникающей по всем направлениям деятельности. Основу информационного наполнения для информационных систем исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, как правило, составляют данные, получаемые от органов государственной статистики. Однако, если на уровне всей России в целом собираемая Госкомстатом статистическая информация вполне достаточна, то на уровне региона наблюдается недостаток статистической информации о протекающих социально-экономических процессах. Поэтому в информационном наполнении информационных систем регионального уровня участвуют подразделения различной ведомственной принадлежности. Это означает, что при построении единого информационного пространства должно уделяться большое значение вопросам согласования, проверки достоверности данных, получаемых из разных источников. В совокупности перечисленные особенности характеризуют систему территориального управления как один из самых сложных объектов информатизации. Это обуславливает необходимость комплексного подхода к информатизации региональных органов государственной власти и позволяет определить информационную систему для Правительства Ульяновской области как интегрированную многоуровневую автоматизированную информационно-аналитиче-скую систему. Лишь комплексная информатизация в формате целостной программы приведет к открытости исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления. Информационные технологии позволяют сделать более объективной информацию, необходимую для принятия управленческих решений. То есть, максимально приблизить уровень достоверности тех данных, на основании которых принимаются решения, к истинному положению вещей. Исключение субъективности в информировании руководства автоматически снизит вероятность поспешных или ошибочных решений. Учитывая то, что создается комплексная система взаимодействия различных ведомств, невозможна реализация поставленных направлений без использования программно-целевого метода. Кроме того, использование программно-целевого метода является необходимым условием реализации всей совокупности мероприятий, направленных на развитие информационного общества. Его использование позволит: обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области и привлекаемых из внебюджетных источников; проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования ИКТ; повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ, повышения прозрачности расходования бюджетных средств и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов; обеспечить взаимодействие информационных систем и ресурсов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области с информационными системами и ресурсами федерального и муниципального уровней; обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования ИКТ. Можно выделить следующие наиболее существенные риски успешной реализации Программы: риск пассивного сопротивления распространению и внедрению исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствия мотивации их использования. В целях минимизации данного риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы формировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области для планирования и оперативной координации их выполнения; риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Указанный риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой многосторонней экспертизы проектных решений и получаемых результатов; риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области; риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других программ и проектов внедрения информационных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. В целях минимизации данного риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить реализацию задач, имеющих комплексный межведомственный характер и затрагивающих интересы многих исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы соответствующими законами и нормативными правовыми актами. 3.3. Прогноз решения проблемы без применения программно-целевого метода На сегодняшний день в Ульяновской области ситуация в сфере информатизации сложилась в условиях длительного отсутствия единой программы информатизации с выделенной строкой в бюджете и финансирования за счет средств отдельных ведомств. Без применения программно-целевого метода и реализации единой государственной политики можно прогнозировать дальнейшее углубление и усугубление существующих недостатков: 1) неразвитая, разобщенная телекоммуникационная среда, то есть сеть передачи данных. Эффективное использование вычислительной техники требует оперативного обеспечения точной информацией. Следовательно, необходимы каналы связи, способные передавать ее на нужные расстояния в требуемых объемах и направлениях. Они играют здесь ту же роль, что и развитая сеть дорог в экономике. При этом абсурдно строить параллельные дороги для каждой из отраслей экономики. Куда более целесообразно совместно создавать и использовать качественные магистрали; 2) так называемая "межведомственная разобщенность". Сегодня все исполнительные органы государственной власти Ульяновской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, обрабатывающие оперативные и статистические учетные данные, персональные данные граждан, создают или планируют создать собственные информационные системы. Точно так же создаются отдельные кадастры и регистры. В итоге многократно тратятся ресурсы на создание систем, обрабатывающих одни и те же данные. Причем базы одних замкнутых ведомственных систем недоступны другим министерствам. А это впрямую связано с третьим недостатком; 3) отсутствие единых стандартов и классификаторов. Без единых стандартов информационных классификаторов и кодификаторов, стандартов предоставления адресной и персональной информации, используемых при формировании баз данных, каждое министерство и ведомство, муниципалитеты придерживаются собственных правил, и, значит, прозрачный обмен накопленной информацией становится затруднительным или невозможным. Тратятся значительные людские и финансовые ресурсы на поиск и сопоставление информации, преобразование данных. Использование единых стандартов могло бы сэкономить значительные средства; 4) изъяны законодательного плана. Это отсутствие законов и нормативных актов, регламентирующих процессы информатизации. Не регламентировано взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ульяновской области между собой, а также с отдельными гражданами и бизнесом при оказании государственных услуг. Требуется нормативно правовое регулирование вопросов внедрения и использования информационных технологий; 5) отсутствие четко продуманной политики финансирования процесса информатизации, определенной приоритетности решаемых задач и, следовательно, определенных приоритетов государственной финансовой поддержки. Как правило, решение технических вопросов сопровождения информационных систем возлагается на штатных специалистов - государственных гражданских и муниципальных служащих, что не соответствует задачам оптимизации организационно-штатной структуры органов управления. Кроме того, при таком подходе зачастую снижается качество проводимых работ. Одной из целей предлагаемой программы является оптимизация этих процессов за счет централизации оказания данного вида услуг на принципах аутсорсинга. В настоящее время услуги по сопровождению информационных систем для Правительства Ульяновской области и ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области успешно оказывает областное государственное учреждение "Электронный Ульяновск". Данное учреждение имеет большой опыт оказания этого вида услуг с качеством и расценками, всецело превосходящими предложения на рынке. Представляется целесообразной передача функций по техническому обслуживанию и сопровождению информационных систем в централизованную и, что особенно важно, регулируемую государством организацию на основании государственного задания. Данное предложение приобретает особую актуальность при рассмотрении вопросов обеспечения информационной безопасности используемых систем. Указанные недостатки свидетельствуют о том, что дальнейшая ведомственная информатизация приведет к увеличению роста затрат исполнительных органов государственной связи Ульяновской области не только за услуги связи, но и за современное аппаратное и программное обеспечение, за услуги, связанные с формированием информационных ресурсов, их защитой и текущим сопровождением. При этом неизменно будет снижаться качество реализуемых решений, в первую очередь по возможностям интеграции, масштабирования и информационной безопасности. 4. Предложения по целям, задачам, целевым индикаторам и показателям результативности мероприятий Программы Цели Программы: повышение качества жизни населения Ульяновской области за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни; повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Ульяновской области, рост бюджетных доходов за счет развития современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике; повышение качества административно-управленческих процессов, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области; обеспечение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления; улучшение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся: создание и развитие архитектуры электронного правительства Ульяновской области для повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления; предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами; создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота; внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации; формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в системах государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка ИКТ в Ульяновской области; совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; повышение уровня использования ИКТ в ключевых сферах социально- экономического развития Ульяновской области (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание населения, транспорт, потребительский рынок и услуги, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.); содействие развитию сектора ИКТ в Ульяновской области, повышение его доли в общем объеме валового продукта Ульяновской области; повышение качества подготовки специалистов в области развития и использования ИКТ с учетом потребностей рынка ИКТ Ульяновской области; формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение уровня доступности ИКТ для населения, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных местах; стимулирование применения организациями и гражданами ИКТ; развитие у населения навыков использования ИКТ и подготовка государственных гражданских служащих, работников бюджетной сферы и служащих органов местного самоуправления к использованию ИКТ в профессиональной деятельности; противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы государственным интересам, обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры на территории Ульяновской области. Целевые индикаторы и показатели результативности предполагается разработать в привязке к конкретным мероприятиям Пограммы. Основными ориентирами при разработке целевых индикаторов и показателей могут выступать контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года, определенные в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. N Пр- 212), а также следующие индикаторы развития электронного правительства Ульяновской области: -------------------------------------------------------------- | Направления |Подгруппы| Индикаторы | -------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | |-------------------+---------+-------------------------------| | 1. Развитие | G2C/G2B | 1. Информационная | | систем | | насыщенность Интернет- | | обеспечения | | ресурсов, содержащих | | удаленного | | информацию о деятельности | | доступа граждан к | | исполнительных органов | | информации о | | государственной власти | | деятельности | | Ульяновской области, а также | | исполнительных | | предоставление доступа к ним | | органов | | граждан и организаций. | | государственной | | 2. Уровень развития | | власти | | (качество) Интернет-ресурсов, | | Ульяновской | | содержащих информацию о | | области на основе | | деятельности исполнительных | | ИКТ | | органов государственной | | | C2G/B2G | власти Ульяновской области, а | | | | также предоставление доступа | | | | к ним граждан и организаций. | | | | 3. Система обработки | | | | телефонных обращений для | | | | доступа к информации о | | | | деятельности исполнительных | | | | органов государственной | | | | власти Ульяновской области. | | | | 4. Развитость возможностей | | | | общественного доступа к | | | | информации о деятельности | | | | исполнительных органов | | | | государственной власти | | | | Ульяновской области. | | | | 5. Работа исполнительных | | | | органов государственной | | | | власти Ульяновской области с | | | | обращениями граждан и | | | | организаций. | |-------------------+---------+-------------------------------| | 2. Предоставление | G2C/G2B | 1. Предоставление | | государственных | | государственных услуг в | | услуг с | | электронном виде | | использованием | | исполнительными органами | | современных ИКТ | | государственной власти | | | | Ульяновской области (стадии | | | | перехода для всех услуг, | | | | предоставляемых | | | C2G/B2G | исполнительными органами | | | | государственной власти | | | | Ульяновской области). | | | | 2. Система обеспечения | | | | идентификации граждан при | | | | обращении в исполнительные | | | | органы государственной власти | | | | Ульяновской области. | | | | 3. Система обеспечения приема | | | | платежей при предоставлении | | | | платных государственных | | | | услуг. | | | | 4. Система обеспечения | | | | досудебного (внесудебного) | | | | обжалования гражданами и | | | | организациями решений и | | | | действий (бездействия) при | | | | оказании государственных | | | | услуг и реализации | | | | государственных функций в | | | | электронном виде | | | | исполнительными органами | | | | государственной власти | | | | Ульяновской области. | | | | 5. Система обеспечения | | | | государственных закупок | | | | исполнительными органами | | | | государственной власти | | | | Ульяновской области. | |-------------------+---------+-------------------------------| | 3. Развитие | G2G | 1. Система электронного | | защищенной | | документооборота в | | межведомственной | | исполнительных органах | | системы | | государственной власти | | электронного | | Ульяновской области | | документооборота | | (распространение и обращение, | | | | % объема документов в | | | | электронном виде). | | | | 2. Использование | | | | "межведомственного | | | | документооборота" для | | | | оперативного информационного | | | | и документационного обмена | | | | между исполнительными | | | | органами государственной | | | | власти Ульяновской области, | | | | органами местного | | | | самоуправления муниципальных | | | | образований Ульяновской | | | | области, предприятиями и | | | | учреждениями, находящимися в | | | | их ведении, территориальными | | | | подразделениями федеральных | | | | органов исполнительной | | | | власти. | | | | 3. Использование электронно- | | | | цифро-вой подписи в процессах | | | | внутреннего и | | | | межведомственного | | | | документооборота с | | | | исполнительными органами | | | | государственной власти | | | | Ульяновской области, органами | | | | местного самоуправления | | | | муниципальных образований | | | | Ульяновской области и | | | | федеральными органами | | | | исполнительной власти. | |-------------------+---------+-------------------------------| | 4. Внедрение | G2G | 1. Использование | | информационных | | информационных систем | | систем | | мониторинга деятельности | | планирования и | | исполнительных органов | | мониторинга | | государственной власти | | деятельности | | Ульяновской области. | | исполнительных | | 2. Использование | | органов | | информационных систем | | государственной | | стратегического планирования, | | власти | | проектного и программного | | Ульяновской | | управления в деятельности | | области | | исполнительных органов | | | | государственной власти | | | | Ульяновской области. | | | | 3. Использование | | | | информационных систем оценки | | | | результатов деятельности | | | | исполнительных органов | | | | государственной власти | | | | Ульяновской области. | --------------------------------------------------------------- Сроки реализации Программы: 2009-2011 годы. 5. Основные приоритеты и направления реализации Программы 5.1. Формирование электронного правительства Ульяновской области 5.1.1. Электронное правительство Ульяновской области Одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере информатизации Ульяновской области является создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры Ульяновской области. Электронное правительство Ульяновской области должно включать следующие основные элементы: информационно-аналитическую подсистему, обеспечивающую возможность мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по достижению целей социально-экономического развития Ульяновской области; функциональные подсистемы, обеспечивающие потребности населения и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в информационном обмене, а также контроль и надзор; интеграционные подсистемы, обеспечивающие возможность организации и обеспечения электронного информационного взаимодействия подсистем электронного правительства Ульяновской области как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения; общую информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую возможность совместного функционирования отдельных подсистем электронного правительства Ульяновской области. Подсистемы электронного правительства Ульяновской области должны создаваться на основе общих требований. 5.1.2. Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства Ульяновской области Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства Ульяновской области должна обеспечивать возможность анализа и прогнозирования уровня социально-экономического развития Ульяновской области, моделирование возможных путей повышения эффективности государственного регулирования в регионе. Кроме того, подсистема должна обеспечить доступ населения и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области к информации о показателях социально-экономического развития Ульяновской области. Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства Ульяновской области должна обеспечивать сбор, обработку и анализ информации в электронном виде, необходимой для поддержки принятия решений на всех уровнях управления Ульяновской областью. Сбор и хранение первичной информации о показателях социально- экономического развития Ульяновской области осуществляется в муниципальных базах данных. Формирование региональных баз данных, содержащих обобщенные сведения о муниципальных образованиях Ульяновской области по отдельным направлениям социально-экономического развития, осуществляется на уровне исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства Ульяновской области должна обеспечить информационное взаимодействие с базами государственных статистических данных, формируемыми на региональном уровне территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики. Для обеспечения функционирования информационно-аналитической подсистемы электронного правительства Ульяновской области необходимо создание региональных центров обработки данных. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области должны иметь возможность использовать региональные центры обработки данных для формирования и размещения информационных баз данных муниципального уровня. 5.1.3. Функциональные подсистемы электронного правительства Ульяновской области Функциональные подсистемы электронного правительства Ульяновской области включают в себя: подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам лицензий на осуществление определенного вида деятельности и контроля соблюдения лицензиатами условий лицензионных соглашений; подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам разрешений на осуществление конкретных действий; подсистемы регистрации и постановки на учет актов, документов, прав и объектов, а также ведения соответствующих реестров, регистров и кадастров; подсистемы учета предоставленных лицам, имеющим право на получение социальной поддержки, льгот, пособий, дотаций, субсидий и произведенных по ним выплат. В рамках электронного правительства Ульяновской области для обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы создаются: в сфере образования - подсистемы информационно-аналитической и нормативно-методической поддержки образовательного процесса; в сфере здравоохранения - подсистемы мониторинга в области здравоохранения, а также государственные информационные системы, включающие справочную информацию о применении лекарственных средств и их наличии в аптечных учреждениях; в сфере культуры - подсистемы учета культурных ценностей и библиотечных фондов, ведения баз данных, содержащих информацию о них, а также подсистемы информационно-справочного обслуживания населения; в сфере социального обслуживания населения - подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания; в сфере транспорта - подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения; в сфере потребительского рынка и услуг - информационно-маркетинговые центры, подсистемы учета товаропроизводителей и поставщиков, а также проведения электронных закупок и торговли; в сфере физической культуры и спорта - подсистемы информационно- справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни; в сфере жилищно-коммунального хозяйства - подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилищного фонда (учета объемов потребления населением предоставляемых коммунальных услуг, их себестоимости, а также произведенных расчетов и существующей задолженности), оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей. Также могут быть созданы: в сфере промышленности - подсистемы управления корпоративными ресурсами и производством; в сфере малого и среднего бизнеса - подсистемы информационно- справочной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса. В целях обеспечения информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также информирования населения о результатах социально- экономического развития региона и отдельных муниципальных образований Ульяновской области в рамках электронного правительства Ульяновской области предусматривается создание и развитие в сети Интернет сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области должны иметь возможность использования в сети Интернет сайтов и порталов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. В целях обеспечения доступности информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области для широких слоев населения формируется соответствующая инфраструктура коллективного доступа. В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области должны быть созданы следующие подсистемы электронного правительства Ульяновской области: управление материально-техническими ресурсами; управление финансами и составление бухгалтерской отчетности; управление кадрами и профессиональным развитием сотрудников; управление делопроизводством и документооборотом; обработка обращений и запросов граждан и организаций; учет договоров исполнительных органов государственной власти Ульяновской области с гражданами и организациями; управление реализацией программ и проектов; проведение закупок исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области для государственных и муниципальных нужд. Для создания функциональных подсистем электронного правительства Ульяновской области могут использоваться типовые решения в сфере региональной информатизации, создаваемые в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". 5.1.4. Подсистемы обеспечения информационной безопасности электронного правительства Ульяновской области В целях обеспечения защиты электронного правительства Ульяновской области, его отдельных подсистем, региональных информационных систем и информационного обмена от несанкционированного доступа, изменения и хищения, а также в целях борьбы с компьютерными вирусами и предотвращения утечек информации должна быть сформирована единая политика обеспечения информационной безопасности и реализована соответствующая подсистема. Политика обеспечения информационной безопасности должна устанавливать: общую модель угроз в сфере информационной безопасности электронного правительства Ульяновской области; классификацию объектов электронного правительства Ульяновской области по необходимому уровню обеспечения защиты информации и общие требования к ним; критерии отнесения объектов системы электронного правительства Ульяновской области к системам, требующим защиты, и перечень необходимых мер по обеспечению их защиты; порядок согласования требований к отдельным подсистемам электронного правительства Ульяновской области, а также аттестации объектов электронного правительства Ульяновской области; порядок доступа к подсистемам электронного правительства Ульяновской области. Подсистема обеспечения информационной безопасности электронного правительства Ульяновской области должна включать функции осуществления доступа к подсистемам, регистрации и учета действий пользователей при работе с системой, мониторинга нарушений в области информационной безопасности, обеспечения антивирусной защиты, а также обеспечения защиты информации при ее передаче и обработке с использованием сертифицированных средств. 5.1.5. Общие инфраструктурные элементы электронного правительства Ульяновской области В состав электронного правительства Ульяновской области включаются следующие общие инфраструктурные элементы обеспечения его эффективного функционирования: единая информационно-технологическая инфраструктура, реализуемая на основе аренды существующих магистральных каналов связи, создания сетей доступа и узлов подключения к ним бюджетных организаций, обеспечивающая возможность электронного информационного обмена между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, предприятиями и учреждениями, находящимися в их ведении, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, гражданами и организациями, а также доступа к сети Интернет; система функционирования электронной подписи, обеспечивающая возможность безопасной передачи и однозначного установления авторства и целостности электронных документов и сообщений; региональный центр управления, обеспечивающий общую инфраструктуру размещения и обслуживания подсистем электронного правительства Ульяновской области, предоставление услуг по поддержке и администрированию региональных и муниципальных информационных систем; единая система мониторинга состояния и администрирования общих инфраструктурных элементов и сервисов электронного правительства Ульяновской области; инфраструктура общественного доступа к открытой информации электронного правительства Ульяновской области в сети Интернет, включающая создание соответствующих центров доступа. В рамках создания электронного правительства Ульяновской области должна быть обеспечена интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с общей информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня. 5.2. Приоритеты использования ИКТ для социально-экономического развития Ульяновской области В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в Ульяновской области определяются следующие приоритеты использования ИКТ: в сфере здравоохранения: повышение качества и доступности медицинской помощи, создание систем мониторинга состояния здоровья населения, систем анализа существующих и перспективных потребностей населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, систем учета и контроля их производства, ввоза и применения, систем персонифицированного учета медицинских услуг, внедрение технологий телемедицины; в сфере образования: повышение эффективности системы планирования и мониторинга объемов и структуры подготовки специалистов, качества образования, деятельности бюджетных образовательных учреждений, обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников; в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры и строительства: повышение эффективности распределения бюджетных средств, направляемых на строительство и модернизацию коммунальных систем, мониторинг технического состояния коммунальных систем жизнеобеспечения, контроль за ходом реализации региональных и муниципальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства, повышение экономической обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги и эффективности системы тарифного регулирования; в сфере агропромышленного комплекса: повышение эффективности государственного регулирования производства, экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, совершенствование механизмов рыночных интервенций на основе создания системы мониторинга и анализа состояния агропромышленного комплекса и аграрного рынка; в бюджетной сфере: мониторинг социально-экономического развития Ульяновской области, повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса, деятельности контрольно-счетных органов по предупреждению, обнаружению и расследованию финансовых нарушений на основе создания комплексной системы формирования и экспертизы проектов бюджетов всех уровней, учета и анализа доходов и расходов, а также других параметров исполнения бюджетов, обеспечения государственного финансового контроля, предоставления доступа гражданам и организациям к открытой информации об областном бюджете Ульяновской области в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах; в сфере развития промышленности: усиление контроля и повышение эффективности реализации промышленной политики, развитие системы мониторинга, повышение качества прогнозов основных технико- экономических показателей развития промышленности и ее отдельных отраслей; в сфере транспортного комплекса: повышение эффективности координации и сбалансированности развития транспортной инфраструктуры, работы общественного пассажирского транспорта; в сфере развития науки и инноваций: повышение эффективности реализации целевых инновационных программ и проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета Ульяновской области, развитие системы научно-технической информации, создание реестров научных организаций, системы учета и анализа результативности их деятельности, состояния их опытной и лабораторной базы, повышение эффективности финансирования фундаментальных исследований, обеспечение доступа к информации о результатах финансирования науки и инноваций за счет средств областного бюджета Ульяновской области; в сфере социальной защиты, адресной социальной помощи, трудоустройства, трудовых отношений и условий труда: совершенствование механизмов мониторинга рынка труда, прогнозирования потребностей экономики в профессиональных трудовых ресурсах, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение оперативности и эффективности проверки реальной нуждаемости получателей в социальной помощи и учета ее предоставления, обеспечение ее адресности, снижение количества необоснованных выплат пособий, а также улучшение обслуживания граждан на основе создания единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения; в сфере культуры: совершенствование системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, обеспечение сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда, оптимизация сети учреждений культуры и искусства, повышение эффективности их финансирования, создание системы учета культурных ценностей, сводного каталога библиотек и перевод библиотечного фонда в электронный вид, развитие информационного сервиса, предоставляемого населению на базе центральных и муниципальных библиотек, формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры, пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа, поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации; в сфере природопользования и экологии: повышение эффективности планирования и контроля использования природно-ресурсного потенциала региона, определение приоритетов, лимитов и условий использования отдельных видов природных ресурсов, совершенствование системы учета и мониторинга использования природных ресурсов на основе ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, водного и лесного кадастров, кадастра особо охраняемых природных территорий и других объектов, создания банков природно- ресурсной и природоохранной информации и механизмов ее оценки; в сфере безопасности жизнедеятельности: создание систем мониторинга, прогнозирования угроз техногенного, природного и террористического характера в отношении объектов инфраструктуры и населения (в рамках полномочий субъекта), систем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в рамках полномочий субъекта). 5.3. Приоритеты развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Ульяновской области Основными приоритетами реализации государственной политики в области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Ульяновской области, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере ИКТ и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий, определяются: создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Ульяновской области, в том числе с использованием механизмов частно- государственного партнерства; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере ИКТ; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм; создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации. 5.4. Создание условий для развития конкурентоспособного сектора ИКТ в Ульяновской области В целях развития экономики Ульяновской области определяются следующие приоритетные направления поддержки отрасли ИКТ: стимулирование применения организациями и гражданами ИКТ; создание условий для развития конкурентоспособной индустрии ИКТ, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения в Ульяновской области; повышение инвестиционной привлекательности и привлечение инвестиций для развития отрасли ИКТ, а также электронной промышленности в Ульяновской области; развитие инфраструктуры поддержки инноваций в сфере ИКТ, в том числе венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов; создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Ульяновской области; стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере ИКТ; создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли; содействие продвижению продукции и услуг сектора ИКТ, произведенных на территории Ульяновской области, на внутренний и внешний рынки; повышение экономической эффективности использования ульяновскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности; развитие системы информатизации Ульяновской области. 5.5. Подготовка специалистов в сфере ИКТ в Ульяновской области Приоритетными направлениями подготовки специалистов в сфере ИКТ в Ульяновской области определены: стимулирование граждан к освоению ИКТ, содействие формированию образовательной среды, реализация комплексных образовательных программ в сфере ИКТ; создание системы аттестации, подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, работников сферы образования, культуры и здравоохранения, использующих в своей деятельности ИКТ; внесение в нормативные правовые акты изменений, определяющих периодичность проведения аттестации государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в целях проверки навыков владения ИКТ; проведение подготовки (переподготовки) и аттестации государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по использованию современных ИКТ, в том числе с использованием дистанционных технологий. 6. Обоснование ресурсного обеспечения мероприятий Программы Зарубежный и отечественный опыт реализации подобных программ показывает целесообразность использования макроэкономического показателя для общей оценки ресурсного обеспечения Программы. В большинстве случаев в качестве такого показателя используется доля расходов на реализацию региональной программы развития и использования ИКТ в общем объеме годового регионального бюджета. Экспертный анализ доли расходов на ИКТ в бюджетах некоторых субъектов Российской Федерации в 2006-2007 годах показывает большую дифференциацию. Традиционным лидером в области электронного развития среди российских регионов является Москва, где эта доля составляла в указанный период чуть менее 1,8%. В Санкт-Петербурге, стабильно занимающем 2-е место в рейтингах готовности российских регионов к созданию информационного общества, этот показатель составлял 0,56% в 2006 году и увеличился до 0,72% в 2007 году. Один из стабильных лидеров российских рейтингов Ямало-Ненецкий автономный округ тратит на ИКТ на протяжении последних лет около 1% регионального бюджета. Для Самарской области, занявшей по итогам последнего рейтинга 6-е место среди российских регионов, эта доля составила в 2006 году 0,52% расходной части бюджета и 0,37% в 2007 году. Ряд регионов России, известных своей активной политикой в области информатизации, - Республика Карелия, Чувашская Республика и Томская область - оценивают свои затраты на информатизацию примерно в 0,5% регионального бюджета. Анализ международного опыта показывает, что реальный результат, позволяющий осуществить существенный качественный скачок в использовании ИКТ, оптимизировать достижение социально-экономических результатов, проявляется при расчете финансирования сферы информатизации из расчета не менее 2% от расходной части регионального бюджета. Из доклада рабочей группы по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации Государственного Совета Российской Федерации "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации": "Немаловажным аспектом, который будет иметь большое значение при реализации Стратегии развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, является адекватность объема финансирования, выделяемого на развитие и внедрение ИКТ. Сегодня мировой опыт свидетельствует о необходимости использования для определения объемов финансирования макроэкономических показателей. Минимальным для эффективной информатизации является показатель 1,5-2%, позволяющий обеспечить видимый прогресс в развитии и использовании ИКТ для достижения целей социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе". В интересах обеспечения адекватного финансирования, своевременной реализации задач, поставленных Стратегией движения России к информационному обществу, в областном бюджете Ульяновской области доля расходов на мероприятия Программы должна составить не менее 1,5-2%. Это позволит обеспечить видимый прогресс в развитии и использовании ИКТ для достижения целей социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе. Такой показатель уже взят за основу, например, в соседних с Ульяновской областью регионах - Республике Татарстан и Республике Мордовия (республиканская целевая программа "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан 2008-2010")" и проект республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2012 года"). Для софинансирования проектов Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", других целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, а также средства внебюджетных источников. В указанных случаях привлекаемые средства должны быть при наличии соответствующих соглашений учтены в ежегодно утверждаемых объемах финансирования мероприятий Программы. Объемы бюджетного финансирования мероприятий Программы должны определяться ежегодно в установленном порядке в областном бюджете Ульяновской области и бюджетах муниципальных образований Ульяновской области. Отдельно должен определяться объем бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию созданных информационных систем. В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финансирования за счет средств других источников, а также по результатам анализа выполнения указанных программ может осуществляться корректировка проектов и ожидаемых результатов их реализации. 7. Государственный заказчик Программы и разработчик проекта Программы Государственным заказчиком Программы является Правительство Ульяновской области, основным разработчиком Программы - департамент информационных технологий Правительства Ульяновской области. 8. Управление реализацией мероприятий Программы Уполномоченным органом по реализации Программы является департамент информационных технологий Правительства Ульяновской области. Реализация отраслевых проектов по развитию и использованию ИКТ осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти Ульяновской области. Информационное обеспечение мероприятий Программы осуществляет Департамент массовых коммуникаций Ульяновской области. 9. Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы 9.1. Ожидаемые социально-экономические эффекты Современный этап развития рыночных отношений характеризуется существенными преобразованиями в системе и методах регионального управления хозяйственным комплексом, целью которых является изыскание и эффективное использование внутренних резервов бюджетов всех уровней. При этом актуальность выбора эффективной системы управления объясняется тем, что для продуктивной работы структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая система, способная со временем видоизменяться и модернизироваться. Развитие ИКТ предоставляет возможность модернизации систем управления на их основе. Управление сложными производственно-экономическими системами в постоянно изменяющихся условиях внешней и внутренней среды требует адекватных по сложности моделей и систем поддержки принятия решений. Недостаточная проработанность данной проблемы обуславливает необходимость разработки программы развития и использования ИКТ в Ульяновской области. Ее практическая значимость заключается в разработке новой структуры кооперации исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и организаций социальной сферы, позволяющей улучшить организацию работы управленческой деятельности и оказания социальных услуг и на этой основе обеспечить более эффективное использование рабочего времени служащих, специалистов и руководителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, бюджетных организаций. В качестве основных ожидаемых социально-экономических эффектов реализации Программы, могут быть указаны следующие: рост удовлетворенности населения качеством получаемых государственных услуг и повышение его доверия к исполнительным органам государственной власти Ульяновской области (оцениваемые, в том числе, по результатам регулярных социологических исследований); достижение заданных целевых показателей реализации стратегических целей социально-экономического развития Ульяновской области и областных целевых программ, в реализацию которых существенный вклад вносит широкомасштабное использование ИКТ; улучшение качества общего и профессионального образования и медицинского обслуживания; рост безопасности жизни в Ульяновской области; повышение бюджетной эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств за счет осуществления в электронной форме регламентов реализации государственных функций и предоставления государственных услуг, сокращения времени и повышения качества принятия управленческих решений за счет использования ИКТ, исключения дублирования создаваемых информационных систем и обеспечения их эффективного взаимодействия; снижение административных барьеров и транзакционных издержек для предприятий Ульяновской области; устойчивое развитие рынка ИКТ. Использование новых ИКТ позволит повысить эффективность работы исполнительных органов государственной власти Ульяновской области за счет обработки информации в режиме реального времени и независимости от человеческого фактора при подсчете, сортировке и передаче информации. К сожалению, существующие системы сборки и обработки данных в принципе не пригодны для использования в процессе принятия управленческих решений. Данные разрознены, разнотипны и распределены как внутри системы государственной власти, так и за ее пределами. Государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ульяновской области приходится принимать решения в условиях не только неполной, но и зачастую недостоверной и противоречивой информации. Часто не удается получить необходимую информацию вовремя и в требуемом виде. Результатом могут быть неверные решения. Настоящая Концепция призвана оптимизировать выполнение сложных аналитических запросов управленческого персонала исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. Настоящая Концепция предполагает, что внедрение ИКТ в системы управления позволит выйти на новый качественный уровень управления и снижает затраты. Социально-экономический эффект от реализации Программы достигается снижением административной нагрузки на сотрудников исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, связанной с сокращением времени получения ими необходимой информации и времени ожидания, снижением стоимости осуществления взаимодействия между структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в результате интеграции информационных систем отдельных министерств и ведомств, снижением транзакционных издержек во взаимодействии исполнительных органов государственной власти Ульяновской области с населением и бизнесом. Предполагается, что оценка эффективности должна быть осуществлена по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы, а при необходимости и после ее завершения. Методика оценки эффективности Программы разрабатывается государственным заказчиком-координатором или государственными заказчиками программных мероприятий (проектов) с учетом специфики Программы. Степень достижения установленных целей, реализации задач и мероприятий Программы определяется на основе анализа достигнутых значений целевых индикаторов. Оценка достижения задач и целей Программы в целом будет осуществляться с использованием агрегированных индикаторов. В состав Программы должны войти мероприятия экономической, технической и социальной направленности, для оценки эффективности выполнения которых используются показатели разных категорий. Поэтому чтобы обосновать целесообразность выделения средств на реализацию Программы, следует учитывать эффекты разных категорий - экономический, технический, социальный и др. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов. 9.2. Ожидаемые обобщенные эффекты Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате реализации Программы, состоит в повышении качества жизни населения Ульяновской области за счет более широкого внедрения современных ИКТ в его повседневную жизнедеятельность. При этом под "качеством жизни" в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности. Таким образом, рассматривая качество жизни как интегральный показатель для оценки эффективности реализации Программы, целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разбить на следующие основные группы: экономический, технический, социальный и психологический. Основной экономический эффект будет состоять в получении прибыли для тех мероприятий, которые имеют коммерческую направленность, а также в содействии повышению производительности труда и общему росту экономики области на основе широкомасштабного использования ИКТ. Основной технический эффект будет состоять в повышении объема и скорости использования информации и в более интенсивном развитии наукоемких производств, связанных, прежде всего, с внедрением ИКТ. Повышение производительности труда, частичный переход на работу на дому приведут к увеличению свободного времени, которое будет посвящено досугу, а доступ к современным ИКТ позволит более качественно удовлетворять информационные потребности населения. 9.3. Влияние инвестиций в ИКТ на экономическое развитие Ульяновской области Настоящая Концепция нацелена на развитие и широкомасштабное использование в области ИКТ и предполагает в ближайшие годы осуществление и стимулирование масштабных инвестиций в ИКТ. Как показывают результаты экономических расчетов, недавно опубликованные в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), инвестиции в ИКТ в 1990-е годы обеспечили определенный вклад в экономический рост не только США, но и других развитых стран. За последние два десятилетия ИКТ обеспечивали от 0,2 до 0,5 процентных пункта роста экономики в зависимости от страны. Во второй половине 1990-х вклад инвестиций в ИКТ увеличил экономический рост и уже обеспечивал от 0,3 до 0,9 процентных пункта роста в изученных странах. Учитывая, что эффект использования ИКТ наблюдается в различных по масштабам и социально-экономическим особенностям странах, эти оценки представляется обоснованным перенести на экономику Ульяновской области и предположить, что широкомасштабное использование ИКТ обеспечит не менее 0,4-0,6% экономического роста в год. Важный вклад в экономику Ульяновской области будет вносить и развитие собственно сектора ИКТ как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности и роста во всех других отраслях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|