Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Ульяновской области от 28.04.1998 № 38/102

 



           ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             


от 28.04.98                                                   N 38/102                         


                    О проекте федерального закона                     
                "Об основах создания, функционирования                
               и ликвидации свободных экономических зон               
                       в Российской Федерации"                        


     Рассмотрев   направленный   Советом  Государственной Думы  проект
федерального  закона  "Об  основах  создания,    функционирования    и
ликвидации  свободных  экономических  зон  в  Российской   Федерации".
Законодательное Собрание области постановляет:
     1.  Поддержать проект вышеуказанного федерального закона с учетом
замечаний и предложений (прилагаются).
     2.  Направить настоящее постановление в Комитет по  экономической
политике Государственной Думы.


Председатель 
Законодательного Собрания                                  С.Н.Рябухин



                                                            Приложение
                             к постановлению Законодательного Собрания
                              Ульяновской области от 28.04.98 N 38/102


                        ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
        Законодательного Собрания Ульяновской области к проекту
     федерального закона "Об основах создания, функционирования и
    ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации"


     Статью 1 изложить в новой редакции:
     "Статья 1.  Цели  создания  свободных  экономических  зон  Целями
создания  свободных    экономических    зон    являются    обеспечение
экономического  и  социального  развития  Российской  Федерации  и  ее
отдельных регионов,  развитие  экспортного  потенциала,    активизация
внешнеэкономических  связей  на   основе    создания    в    свободных
экономических  зонах  благоприятных  условий  для  предпринимательской
деятельности,    привлечения  инвестиций  и    внедрения    достижений
научно-технического прогресса.".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Указанные  в  прежней  редакции  цели  по  сути  есть    средства
достижения иных целей, изложенных в новой редакции.
     Статью 2, п. 1, изложить в новой редакции.
     " 1.  Свободная  экономическая  зона  (далее  по  тексту  -  СЭЗ)
представляет  собой  ограниченный  участок    территории    Российской
Федерации,   в  пределах  которого  устанавливается  таможенный  режим
свободной таможенной зоны (или таможенный  режим  свободного  склада),
применяемый  как  самостоятельно,    так  и  в  сочетании  с   другими
таможенными режимами,  особый  режим  управления  и  льготные  условия
осуществления  предпринимательской  деятельности   для    коммерческих
организаций,      созданных    в    организационно-правовых    формах,
предусмотренных гражданским законодательством Российской  Федерации  и
зарегистрированных в СЭЗ в качестве ее участников (далее  -  участники
СЭЗ).
     Для целей настоящего Федерального закона под льготными  условиями
осуществления  предпринимательской  деятельности   понимаются    такие
условия,  при которых в СЭЗ в  соответствии  с  налоговым  и  валютным
законодательством  применяются  налоговые  льготы  и  льготы  в  сфере
валютного регулирования",
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Таможенный режим свободной таможенной  зоны  (или  свободного
склада) не является льготой,  это таможенный режим,  в связи с чем его
необходимо изъять из перечня льгот и ввести в определение.  Таможенные
режимы могут применяться комплексно.
     2. В СЭЗ имеет место особый режим управления.
     3.  Регистрация в качестве  участника  СЭЗ  не  есть  регистрация
юридического лица в обычном понимании.  Именно поэтому надо указать  -
"зарегистрированных в качестве участников".
     Статью 3 изложить в новой редакции:
     "Статья 3. Виды СЭЗ, регулируемые настоящим Федеральным законом
     1. К СЭЗ, регулируемым настоящим законом, относятся:
     свободный склад;
     свободная таможенная зона;
     зона экспортного производства.
     2.  Прочие особые  специальные  экономические  зоны  регулируются
иными федеральными законами".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Региональная зона свободного предпринимательства  -совершенно
отдельный тип зоны,  не имеющий с остальными перечисленными в  проекте
зонами ничего общего.  Такие зоны необходимо рассмотреть  в  отдельном
законе либо обойтись без федерального закона, предоставив субъектам РФ
возможность создания зон, опираясь на существующее законодательство.
     2.   Таможенный  кодекс  не  предусматривает  деления  таможенных
режимов  свободной  таможенной  зоны  (СТЗ)  и  свободного  склада  на
торговый и производственный типы.  Режимы свободной таможенной зоны  и
свободного склада предусматривают совершение любых  операций,    кроме
розничной торговли.  В связи с  этим  представляется  нецелесообразным
подразделять СТЗ и свободные склады как свободные экономические,  зоны
на производственный или торговый тип.
     Кроме того,  на территории СТЗ  или  свободного  склада  возможно
сочетание разных видов деятельности и возможно изменение характера СТЗ
или свободного склада с течением времени.
     Статью 4 изложить в новой редакции:
     "Статья 4. Свободная таможенная зона
     Свободная  таможенная  зона    представляет    собой    свободную
экономическую зону,  в пределах которой действует  таможенный  ре  жим
свободной таможенной зоны.   Свободные  таможенные  зоны  создаются  в
местах,  через которые осуществляются (могут осуществляться)  поставки
экспортных и  импортных  товаров.    Их  территория  используется  для
размещения    производства    наукоемкой,           импортозамещающей,
экспортноориентированной продукции,   создания  складов,    проведения
выставок, осуществления подработки, сортировки,  упаковки,  маркировки
товаров для последующего вывоза их за  пределы  РФ  или  на  остальную
часть территории РФ".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Как указывалось  выше,    нет  законных  оснований  и  смысла
разделять СТЗ на типы. Отсюда новая, объединенная редакция статьи.
     2. Указано, что СТЗ - это СЭЗ со всеми вытекающими из определения
СЭЗ (статья 2) последствиями.
     В статье 4 п. 3 выделить в отдельную статью следующий редакции:
     "Статья 5. Свободный склад
     Свободный склад представляет собой свободную экономическую  зону,
в пределах которой действует таможенный режим свободного склада.
     Создание свободных складов на территория Российской  Федерации  и
установление  правового  режима  их  деятельности  осуществляется    в
соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Обоснование аналогично статье 4.

     Статья 5 становится статьей 6, в ней дать новую редакцию п. 1:
     "Статья 6
     1.  Зона экспортного производство  представляет  собой  свободную
таможенную зону,  участники  Которой  вывозят  за  пределы  Российской
Федерации  более  50  процентов  товаров  собственного   производства,
относящихся  к  продукции  отраслей  обрабатывающей  промышленности  и
отвечающих критериям происхождения товаров с территории указанной зоны.
     2. (Без изменений). ".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Изменение редакции в связи с изменением статьи 4.
     Статью 6 (в старой редакции) изъять.  Аргументацию см.  статью 3.
Кроме того,  текст статьи ничего не добавляет к имеющимся возможностям
органов власти субъекта РФ.   Далее  по  тексту  закона  везде  изъять
понятие "зона свободного предпринимательства".
     В статье 7 второй абзац дополнить словами:
     "...    и  нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской
Федерации".
     В статье 8 изъять пункт 3.
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Межведомственные  комиссии  могут  создаваться  без  указания   в
федеральном законе на возможность их создания.
     В статье 9 изъять пункт 3 в старой редакции.  Дать новый пункт  3
следующего содержания:
     "3.  В положении о СЭЗ и технико-экономическом обосновании должны
быть определены вид СЭЗ,  ее границы,   организация  функционирования,
обустройство, развитие инфраструктуры и иные особенности".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Необходимо  конкретизировать  содержание  положения  о   СЭЗ    и
технико-экономического обоснования.
     Статью 11 дополнить абзацем:
     "На территории СЭЗ, а также при расчетах между участниками СЭЗ, в
том числе при расчетах между участниками свободной  экономической зоны
и коммерческими  организациями,    находящимися  вне  территории  СЭЗ,
допускается  использование  иностранной  валюты  в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Возможность  осуществления  расчетов   в    иностранной    валюте
необходима для упрощения и оптимизации взаиморасчетов.
     В статье 13 абзац 1 п. 1 изложить в новой редакции:
     " 1.  Участникам свободной  таможенной  зоны  и  участникам  зоны
экспортного   производства  федеральными  законами  о  налогообложении
могут быть предусмотрены следующие налоговые льготы:
     Освобождение от уплаты налога на  прибыль  на  5  лет  с  момента
регистрации участника СЭЗ, а также по истечении такого срока - с части
прибыли, реинвестируемой в расширение или модернизацию производства, в
сферу услуг в СЭЗ в развитие ее инфраструктуры; (далее по тексту)".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  В исходном варианте необоснованно сужен круг участников  СЭЗ,
пользующихся льготами.  Представляется  целесообразным  распространить
льготы на всех участников СЭЗ.
     2.    Целесообразно  поощрять  вложения  прибыли    в    развитие
инфраструктуры СЭЗ.
     В статье 13 п. 2 изложить в новой редакции:
     "2.  В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) участии ком
СЭВ обязательств по  договору,    указанному  в  пункте  4  статьи  16
настоящего Федерального закона,  действие налоговых льгот  и  льгот  в
сфере валютного  регулирования  может  быть  отменено  (сокращено)  на
условиях,  содержащихся в данном договоре,  в порядке,   установленном
Правительством Российской Федерации".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Указания на  санкции,    применяемые  в  случае  неисполнения
договора, должны содержаться в самом договоре.
     2.  Расширен перечень льгот,  которые возможно отменить в  случае
нарушения условий договора.
     В статье 13 п. 3 изложить в новой редакции:
     "3.  Представительные  органы  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и   органы   местного   самоуправления    могут
предоставлять участникам СЭЗ дополнительные налоговые  льготы в  части
налогов и сборов,  зачисляемых  в  соответствующие  бюджеты  субъектов
Российской  Федерации  и  местные  бюджеты,    а  также  финансировать
(предоставлять  гарантии,    страховать  от  инвестиционных    рисков)
инвестиционные проекты участников СЭЗ за счет собственных бюджетных  и
внебюджетных средств".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Необходимо предусмотреть возможность предоставления налоговых
льгот органами местного  самоуправления  в  части  налогов  и  сборов,
зачисляемых в местные бюджеты.
     2. Уточнение редакции.
     В статье 15,  п.  1,  первый абзац,  второе  предложение  дать  в
следующей редакции:
     "Средства,    выделяемые  из  бюджетов  всех  уровней,      могут
предоставляться Компании развития и иным участникам СЭЗ  как  в  форме
прямого финансирования,..." (далее по тексту)".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Дополнено указанием - кому выделяются средства.
     В статье 15. п. 1, второй абзац дать в новой редакции:
     " Для решения проблем финансирования в СЭЗ могут привлекаться или
создаваться вновь коммерческие банки,  другие  кредитные  и  страховые
организации в порядке,    установленном  законодательством  Российской
Федерации.  Компания развития СЭЗ и участники СЭЗ могут привлекать  на
договорной основе средства иностранных финансовых организаций".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Возможность  привлечения  существующих  коммерческих  банков,
кредитных и страховых организаций.
     2.    Возможность  привлечения  средств  иностранных   финансовых
организаций всеми участниками СЭЗ.
     В статье 15 п. 2 изложить в новой редакции:
     "2.  Правительство Российской Федерации,  органы  государственной
власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления
могут принимать решения о передаче Компании развития  в  установленном
порядке имущества,    находящихся  в  государственной  (муниципальной)
собственности,  с  целью  его  использования  в  качестве  залога  для
обеспечения обязательств по привлекаемым в СЭЗ инвестициям (кредитам),
а также для решения иных задач, связанных с развитием СЭЗ".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Предоставить право органам местного самоуправления передавать
имущество.
     2. Расширены возможности использования переданного имущества.
     В статье 16 пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
     "1.  В   свободных   таможенных   зонах   и  зонах    экспортного
производства действует договорный  порядок  привлечения  инвестиций  и
ведения предпринимательской деятельности,  в  соответствии  с  которым
каждый  участник  СЭЗ осуществляет свою деятельность на территории СЭЗ 
на  основании  договора  с Компанией  развития  СЭЗ (далее    Компания 
развития).
     2.  Компания развития создается в  организационно-правовой  форме
акционерного общества открытого  типа  в  соответствии  с  граждонским
законодательством   Российской   Федерации,    является   полноправным
участником СЭЗ и имеет  право  осуществлять  собственную  коммерческую
деятельность на территории СЭЗ".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Раскрывается характер договорных отношений  и  роль  Компании
развития в этих отношениях.
     2.  Акционерное общество с участием государства может создаваться
лишь в форме акционерного общества открытого типа.
     3. Указано, что Компания развития также является участником СЭЗ и
осуществляет коммерческую деятельность.
     В статье 16, п. 3, абзацы 4, 5, 6 изложить в следующей редакции:
     "российские  и  иностранные  юридические  лица,    российские   и
иностранные  физические  лица,    осуществляющие   предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица.
     Российской Федерации и  субъекту  Российской  Федерации  в  сумме
должно принадлежать не менее 25 процентов акций Компании развития.
     Государственная регистрация Компании  развития  осуществляется  в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    о
государственной регистрации юридических лиц".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1. Уточнение формулировки "индивидуальный предприниматель".
     2. Уточнение - кому должен принадлежать пакет 25 процентов.
     3.  В связи с тем,    что  закон  о  государственной  регистрации
юридических лиц отсутствует,  представляется целесообразным дать более
общую формулировку.
     В статье 16 п. 4 дополнить:
     "Осуществляет коммерческую деятельность,  направленную на решение
собственных уставных задач;
     Осуществляет координацию деятельности участников СЭЗ, обеспечивая
управление развитием СЭЗ как единого экономического  и  хозяйственного
комплекса, включая вопросы создания инфраструктуры территории.".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИИ
     Расширение перечня осуществляемых Компанией развития функций.
     Статью 16 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
     5.  Финансирование деятельности Компании развития  осуществляется
за счет следующих основных источников:
     - плата за  предоставляемые  Компанией  развития  участникам  СЭЗ
услуги;
     - средства,  выплачиваемые в соответствии с договором  участникам
СЭЗ Компании развития на создание инфраструктуры СЭЗ;
     - доходы от собственной коммерческой деятельности;
     - бюджетное финансирование."
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ.
     В законе необходимо определить источник доходов Компании развития.
     В  статье  17  изменить  название  на   "Управление    свободными
экономическими зонами".  Дополнить  статью  17  пунктом  2  следующего
содержания.
     "2.  На территории свободной таможенной зоны или зоны экспортного
производства функции административного управления,    находящиеся  вне
компетенции компании развития  и  таможенных  органов,    осуществляют
органы государственной власти субъекта Российской Федерации  и  органы
местного  самоуправления,     на    территории    которых    находится
соответствующая СЭЗ".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     Необходимо указать,  кто осуществляет  функции  административного
управления на территории СТЗ и ЗЭП.
     Статья  18  (Управление   в    региональной    зоне    свободного
предпринимательства) - исключается.
     Вместо нее новая статья.
     "Статья 18. Договор между Компанией развития и участниками СЭЗ
     1.Договор между Компанией развития и участником СЭЗ заключается в
соответствии с требованиями гражданского  законодательства  Российской
Федерации,  законодательства Российской Федерации об инвестициях,    а
также в соответствии с требованиями настоящего закона.
     2.  В договоре должны быть отражены  обязательства  участника  по
реализации  инвестиционных   проектов,        порядок    ведения    им
предпринимательской и иных видов деятельности на территории СЭЗ,   его
участие в развитии инфраструктуры СЭЗ и иные условия,  определяемые по
взаимной договоренности сторон.
     Форма  примерного  договора  с  участниками   СЭЗ    определяется
Правительством Российской Федерации".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИИ
     Необходимость раскрытия содержания и формы договора.
     Статья 19. - Изложить в новой редакции.
     "Статья 19. Регистрация участника СЭЗ
     1.  Регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в качестве участников СЭЗ и  занесение  их  в  реестр  участников  СЭЗ
осуществляет  Компания  развития  на  основании  заключенного  ею    с
юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора.
     Участник  СЭЗ  является  таковым  со  дня  занесения  в    реестр
участников СЭЗ.
     2.  Регистрация участника СЭЗ  как  юридического  лица  (индивиду
ального предпринимателя)  осуществляется  в  порядке,    установленном
гражданским законодательством Российской Федерации.
     3.  Компания развития не  позднее  10  дней  со  дня  регистрации
юридического лица (индивидуального предпринимателя) кок участника  СЭЗ
обязана сообщить об этом в налоговые  органы,    а  также  о  видах  и
размерах налоговых льгот,  предоставляемых участнику в соответствии  с
настоящим федеральным законом,  налоговым законодательством Российской
Федерации  и  нормативными  правовыми  актами   субъекта    Российской
Федерации.
     4.  Компания развития в  случае  неисполнения  или  ненадлежащего
исполнения участником СЭЗ условий договора вправе расторгнуть  договор
в порядке,    определенном  гражданским  законодательством  Российской
Федерации и договором.
     После расторжения договора действие регистрации юридического лица
(индивидуального  предпринимателя)   в    качестве    участника    СЭЗ
прекращается на условиях договора".
     ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
     1.  Регистрация в качестве участника СЭЗ не может быть связана  с
регистрацией  его  в  качестве  юридического  лица.     Представляется
целесообразным    регистрировать    в    качестве    участников    уже
зарегистрированных  в  установленном  порядке  юридических  лиц    или
предпринимателей.
     2. Уточнение редакции.
     3.  Механизм расторжения договора и потери статуса участника СЭЗ,
предложенный в п. 4, представляется более целесообразным.



Информация по документу
Читайте также