Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Ульяновской области от 30.05.2000 № 8/104

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        от 30.05.2000  N 8/104

                 О проекте закона Ульяновской области
                        "Об организации работы
                      по опеке и попечительству
                        в Ульяновской области"

     Законодательное Собрание области постановляет:

     1.  Проект закона Ульяновской области "Об организации  работы  по
опеке и попечительству в Ульяновской области" принять за основу.
     2.  Направить указанный законопроект Главе администрации области,
в прокуратуру Ульяновской области,  управление образования,   комитеты
здравоохранения и социальной защиты населения  администрации  области,
главам муниципальных образований.
     3.  Установить,    что  замечания  и  предложения  по  указанному
законопроекту направляются в Законодательное Собрание до 15 июня  2000
года.
     4.  Поручить комитету по социальной политике  и  правам  человека
Законодательного Собрания области  обобщить  поступившие  замечания  и
предложения и подготовить проект  закона  для  принятия  на  заседании
Законодательного Собрания области.


     Председатель Законодательного Собрания          С.Н.Рябухин

     ПРОЕКТ
                         Российская Федерация

                                ЗАКОН
                         Ульяновской области
                        "Об организации работы
                      по опеке и попечительству
                        в Ульяновской области"

Принят Законодательным Собранием "__" ______ 2000 г.

     Настоящий Закон регулирует  вопросы  организации  и  деятельности
органов  местного  самоуправления    по    осуществлению    опеки    и
попечительства на территории  Ульяновской  области  в  соответствии  с
полномочиями,  представленными субъектам Российской Федерации  статьей
72 Конституции Российской  Федерации,    статьями  31-41  Гражданского
кодекса  Российской  Федерации  и  статьей  121   Семейного    кодекса
Российской Федерации.

                               Глава 1.
                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.
     ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     Опека и попечительство  в  Ульяновской  области  осущестляются  в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом
Российской  Федерации,    Гражданско-процессуальным  кодексом   РСФСР,
Семейным  кодексом  Российской  Федерации,    федеральными   законами,
настоящим  Законом,    нормативными  актами  Российской  федерации   и
Ульяновской области, уставами муниципальных образований.

     Статья 2.
     ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     Органами  опеки  и  попечительства  являются   органы    местного
самоуправления.
     Функции по опеке и попечительству осуществляют:
     - в  отношении  несовершеннолетних  лиц  -  муниципальные  органы
управления образования;
     -  в  отношении  лиц,    признанных  судом  недееспособными   или
ограниченно  дееспособными,    -  муниципальные   органы    управления
здравоохранения;
     - в отношении дееспособных лиц,  нуждающихся в  попечительстве по
состоянию здоровья, - муниципальные органы социальной защиты населения.

                               Глава 2.
                  ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ
                           И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     Статья 3.
     ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
     -  обеспечение  оптимальных  условий  для  жизни  и    воспитания
детей-сирот  и  детей,    оставшихся  без  попечения  родителей,     и
несовершеннолетних,  не имеющих нормальных условий  для  воспитания  в
семье;
     -  осуществление  контроля  за  содержанием,     воспитанном    и
образованием этой категории несовершеннолетних;
     -  защиты  личных  имущественных  прав  и  социальных    гарантий
детей-сирот  и  детей,    оставшихся  без  попечения  родителей,     и
несовершеннолетних,  не имеющих нормальных условий  для  воспитания  в
семье,  и совершеннолетних лиц,  признанных судом недееспособными,   и
дееспособных совершеннолетних лиц,  которые по состоянию  здоровья  не
могут  самостоятельно  осуществлять  свои  права  и  выполнять    свои
обязанности.

     Статья 4.
     ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     В соответствии с возложенными на  них  задачами  органы  местного
самоуправления как органы опеки и попечительства:
     -  выявляют  детей-сирот  и  детей,    оставшихся  без  попечения
родителей,  и несовершеннолетних,  не имеющих нормальных  условий  для
воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию
здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права  и  выполнять
свои  функции  и  нуждаются  в  установлении  над  ними   опеки    или
попечительства;
     - устанавливают опеку и  попечительство  над  несовершеннолетними
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также
в  случае  уклонения  родителей  от  воспитания  либо  защиты  прав  и
интересов детей,   над  лицами,    признанными  судом  недееспособными
вследствие душевной болезни,  над дееспособными лицами,  если  они  по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои  права  и
выполнять свои обязанности,  а также над лицами,  ограниченными  судом
в дееспособности вследствие злоупотребления  спиртными  напитками  или
наркотическими веществами;
     - назначают опекунов и попечителей;
     -  назначают  управляющего  над  имуществом  граждан  в  случаях,
предусмотренных статьями  38  и  43  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации;
     - освобождают и отстраняют опекунов и попечителей  от  выполнения
возложенных на них обязанностей;
     - заключают с приемными родителями договоры  о  передаче  ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью;
     -  принимают  решение  о  помещении  ребенка  в    воспитательное
учреждение,    лечебное  учреждение,    учреждение  социальной  защиты
населения, приемную семью;
     -  принимают  меры  по  защите  жилищных  прав    подопечных    и
несовершеннолетних,    оставшихся  без  попечения  родителей,    и  по
обеспечению  их  жилой  площадью  в    случаях,        предусмотренных
законодательством;
     - дают письменное разрешение на совершение сделок  по  отчуждению
имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (аренду), в
безвозмездное пользование,  сделок,  влекущих отказ  от  принадлежащих
подопечным и несовершеннолетним прав,   на  раздел  их  имущества  или
выделение из него долей,  а  также  любых  других  сделок,    влекущих
уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних;
     - принимают решение об объявлении  несовершеннолетнего  полностью
дееспособным в порядке эмансипации;
     - предъявляют в судах иски,  связанные с защитой прав и  законных
интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан
ограниченно дееспособными, недееспособными;
     - решают вопросы содержания, воспитания,  образования подопечных,
ухода за ними, их лечения и оздоровления, защиты их прав и интересов;
     -  помогают  в  работе   попечительских    советов    интернатных
учреждений, функционирующих на территории муниципального образования;
     - участвуют с правом решающего голоса  по  вопросам  охраны  прав
несовершеннолетних в  заседаниях  районной,    городской,    областной
комиссии по делам  несовершеннолетних  и  координационного  совета  по
охране прав детей при главе администрации района, города;
     - рассматривают предложения,    заявления  и  жалобы  граждан  по
вопросам усыновления,  опеки  и  попечительства  и  принимают  по  ним
необходимые меры;
     - реализуют иные полномочия по опеке  и  попечительству  согласно
действующему законодательству.

     Статья 5.
     КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

     Для решения наиболее сложных вопросов по опеке  и  попечительству
администрации районов, городов имеют право на создание координационных
советов по охране прав и  социальных  гарантий  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей,  и несовершеннолетних,  не имеющих
нормальных условий для воспитания, и руководят его работой.
     Положение совета по охране прав детей утверждается соответственно
главой администрации района, города.
     Председателем  совета  по  охране  прав  детей  является    глава
администрации района, города или его заместитель.
     На основании распоряжения главы администрации района,   города  в
состав членов Совета по охране  прав  детей  включаются  представители
опеки  и  попечительства  (с  правом  решающего  голоса)    учреждений
образования,  здравоохранения,  социальной защиты населения,   органов
внутренних дел и юстиции и других заинтересованных муниципальных служб.

     Статья 6.
     ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

     Органы опеки  и  попечительства  согласно  уставам  муниципальных
образований:
     - осуществляют подбор лиц,  способных к  выполнению  обязанностей
опекуна или попечителя,  подготавливают материалы,    необходимые  для
назначения  опекуна  или  попечителя,     подготавливают    материалы,
необходимые для  назначения  опекуна  или  попечителя,    а  также  об
освобождении или отстранении  опекуна  или  попечителя  от  выполнения
возложенных на них обязанностей;
     - обеспечивают  временное  устройство  нуждающихся  в  опеке  или
попечительстве несовершеннолетних лиц и дееспособных  совершеннолетних
лиц,  которые временно по состоянию здоровья не  могут  самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
     - ведут учет лиц,  в  отношении  которых  установлена  опека  или
попечительство;
     - осуществляют надзор за деятельностью  опекунов  и  попечителей,
оказывают им помощь в защите личных прав и интересов  подопечных,    в
организации медицинского обслуживания и трудоустройства;
     - в установленном  законом  порядке  осуществляют  защиту  личных
имущественных прав  и  интересов  подопечных  в  случае  ненадлежащего
выполнения опекуном или попечителем своих обязанностей,  в  том  числе
использования ими опеки и попечительства в корыстных целях,  а также в
случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
     - подготавливают материалы о назначении выплат  денежных  средств
на  содержание  подопечного  в  порядке  и  размере,     установленном
Правительством Российской Федерации;
     -  участвуют  в  судебных  заседаниях  по  делам  подопечных    и
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
     -  привлекают  общественность  к  работе    органов    опеки    и
попечительства;
     - рассматривают предложения,    заявления  и  жалобы  граждан  по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
     - осуществляют иные функции по опеке  и  попечительству  согласно
действующему законодательству.

     Статья 7.
     СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
     В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ВОЗЛАГАЕМЫЕ
     НА МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

     Кроме функций,   перечисленных  в  статье  6  настоящего  Закона,
муниципальные  органы  управления  образования  как  органы  опеки   и
попечительства:
     - выявляют и ведут учет совместно с заинтересованными органами  и
общественностью несовершеннолетних детей,  которые  вследствие  смерти
родителей, лишения родителей родительских прав,  болезни родителей или
по другим причинам остались без родительского попечения;
     - осуществляют подготовку документов и устройство  детей-сирот  и
детей,  оставшихся без попечения родителей,  и несовершеннолетних,  не
имеющих нормальных условий для  воспитания  в  семье,    под  опеку  и
попечительство, для помещения в приемную семью, на усыновление,  а при
отсутствии    такой    возможности    -    временное    помещение    в
специализированные учреждения для несовершеннолетних,   нуждающихся  в
социальной реабилитации органов социальной защиты населения;
     - осуществляют подбор лиц,  способных к  выполнению  обязанностей
усыновителя,    подготавливают  материалы  а  суд,    необходимые  для
установления усыновления (удочерения),  а также ведут учет детей,    а
отношении которых установлено усыновление (удочерение);
     - осуществляют психолого-педагогическую и юридическую  подготовку
кандидатов в усыновители:
     - осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания  детей  в
семьях усыновителей на территории Ульяновской области;
     - осуществляют подбор лиц,  способных к  выполнению  обязанностей
приемных родителей,  дают  заключение  о  возможности  быть  приемными
родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
     - оказывают помощь опекунам и попечителям,  приемным родителям  в
воспитании,    обучении  и  организации  отдыха,    защите  личных   и
имущественных прав подопечных и приемных детей;
     - дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна  и
попечителя с подопечным;
     - дают заключение о  возможности  объявления  несовершеннолетнего
полностью дееспособным в порядке эмансипации;
     - участвуют в судебных заседания и  представляют  заключение  при
рассмотрении дел, связанных с содержанием,  воспитанием и образованием
детей,  нуждающихся в  государственной  помощи,    и  других  случаях,
предусмотренных законодательством;
     -  проводят  обследование  условий  жизни  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей,  и несовершеннолетних,  не имеющих
нормальных условий для воспитания в семье, лиц,  претендующих на право
быть опекуном или попечителем, приемным родителем;
     - разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
     - готовят материалы и заключения для предъявления иска о  лишении
родительских прав или ограничении в правах родителей,  уклоняющихся от
выполнения своих обязанностей;
     - с учетом интересов  несовершеннолетнего  готовят  материалы  по
вопросам изменения фамилии, имени ребенка:
     -  готовят  разрешение  на  отпуск  детей   из    государственных
учреждений (интернатов и детских домов) к родственникам  на  выходные,
праздничные и каникулярные дни;
     - участвуют в исполнении решений судов о передаче  или  отобрании
детей;
     -  осуществляют  охрану  интересов   наследника    (неродившегося
наследника) при разделе наследственного имущества;
     - осуществляют выплату пособий детям-сиротам и детям,  оставшимся
без попечения родителей,  установленных  законодательством  Российской
Федерации и Ульяновской области;
     - ведут учет и закрепление жилой площади,  сохраняют на нее право
на весь период пребывания в образовательном учреждении или  учреждении
социального обслуживания населения,  а также в учреждениях всех  видов
профессионального образования независимо от форм  собственности,    на
период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,  на период
нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
(до 23-летнего возраста);
     - поддерживают связь с интернатными учреждениями  и  учреждениями
профессионального  образования  всех  видов  и  типов   по    вопросам
осуществления  социальных  прав  и  гарантий  детей-сирот  и    детей,
оставшихся без попечения родителей,   направленных  органами  опеки  и
попечительства для обучения и воспитания;
     -  совместно  с  интернатными   учреждениями    и    учреждениями
профессионального образования (всех видов и типов) проводят постановку
на очередь детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для
получения внеочередного жилья за год до совершеннолетия или  окончания
учебы в образовательном учреждении;
     -  подготавливают  документы  для  регистрации  брака  лиц,    не
достигших 18-летнего возраста;
     -  осуществляют  иные  функции  по  опеке  и  попечительству    в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,    уставами
муниципальных образований.

     Статья 8.
     СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
     МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

     Муниципальные  органы  управления  здравоохранения   осуществляют
функции по опеке и попечительству в соответствии  с  законодательством
Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также;
     - выявляют душевнобольных,  нуждающихся в установлении  над  ними
опеки, новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей;
     - оказывают  необходимую  помощь  до  установления  опеки  лицам,
признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни;
     -  организуют  выхаживание  и  воспитание  детей  с  органическим
поражением нервной системы  и  психики  в  возрасте  до  четырех  лет,
оставшихся  без  попечения  родителей,    либо   имеющих    родителей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  а также содействуют органам
опеки и  попечительства  в  устройстве  таких  детей  в  установленные
законом сроки;
     -  обеспечивают  бесплатное    медицинское    освидетельствование
кандидатов в усыновители, опекуны и попечители, приемных родителей,  а
также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых
передают на усыновление (удочерение),  под опеку,  на попечение или  в
приемную семью, в интернатное учреждение и при трудоустройстве;
     -  участвуют  в  судебных  заседаниях  по  делам  подопечных    и
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
     - выполняют иные функции по опеке и попечительству в соответствии
с законодательством  Российской  Федерации,    уставами  муниципальных
образований.

     Статья 9.
     СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
     МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

     Муниципальные органы  социальной  защиты  населения  осуществляют
функции по опеке и попечительству в соответствии  с  законодательством
Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также:
     -  выявляют    несовершеннолетних    лиц,        находящихся    в
социально-опасном положении и нуждающихся в государственной помощи;
     - осуществляют устройство несовершеннолетних лиц,  находящихся  в
социально опасном положении и нуждающихся в социальной реабилитации  в
специализированном  учреждении    для    несовершеннолетних    системы
социальной защиты населения;
     - оказывают необходимую социально-правовую и материальную  помощь
несовершеннолетним,   находящимся  в  социально  опасном  положении  и
нуждающимся в государственной помощи;
     -  оказывают  социальную  помощь  гражданам  пожилого   возраста,
инвалидам, дееспособным совершеннолетним лицам,  которые по заключению
врача нуждаются в социальном обслуживании;
     - осуществляют устройство престарелых граждан и инвалидов 1  и  2
групп старше 18 лет в дома-интернаты,  пансионаты  для  престарелых  и
инвалидов, а также устройство детей-инвалидов в интернатные учреждения
системы социальной защиты населения;
     - выполняют иные  функции  по  опеке  и  попечительству  согласно
действующему законодательству.

     Статья 10.
     ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
     ПО ВОПРОСАМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     Управление образования администрации области:
     -  контролирует  работу  муниципальных  органов  образования    и
образовательных учреждений;
     - осуществляет контроль над интернатными учреждениями всех  типов
и  видов  по  вопросам   охраны    прав    и    социальных    гарантий
несовершеннолетних;
     - комплектует учреждения для детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения  родителей,       специализированные    школы-интернаты    и
школы-интернаты коррекционного типа;
     - контролирует обеспечение оптимального устройства детей-сирот  и
детой,    оставшихся  без  попечения  родителей,     на    усыновление
(удочерение),  под  опеку  или  попечительство,    в  приемные  семьи,
учреждений интернатного типа всех видов;
     -  осуществляет  контроль  над  муниципальными  детскими  домами,
приемными семьями, приютами,  центрами психолого-педагогической помощи
(коррекции) детям и родителям органов управления образования;
     - контролирует работу  координационного  совета  по  охране  прав
детей муниципальных органов опеки и попечительства;
     - формирует региональный банк  данных  на  детей-сирот  и  детей,
лишенных родительского попечения,    ведет  учет  российских  граждан.
иностранных граждан и лиц без гражданства,  готовых принять ребенка  в
семью,  регулирует вопросы установления усыновления (удочерения) двумя
родителями;
     - организует работу по  повышению  квалификации  специалистов  по
охране  детства  органов  управления  образования,      руководителей,
методистов,    социальных  педагогов   детских    государственных    и
муниципальных учреждений,  в том числе домов  ребенка,    по  вопросам
охраны и защиты прав несовершеннолетних;
     - взаимодействует с органами здравоохранения,  социальной  защиты
населения,  внутренних дел и юстиции,  загсами,  нотариатами и другими
заинтересованными учреждениями по вопросам осуществления защиты прав и
социальных гарантий детей-сирот и детей,    оставшихся  без  попечения
родителей;
     - иные полномочия в пределах компетенции.
     Комитет здравоохранения администрации области:
     - контролирует работу государственных психиатрических учреждений,
домов ребенка;
     - оказывает  организационно-методическую  помощь,    осуществляет
лечебно-диагностический  процесс  и    комплексные    профилактические
осмотры, реабилитацию детям, находящимся в домах ребенка;
     - организует работу экспертной медицинской комиссии  по  передаче
детей на воспитание в семью.
     Комитет социальной защиты населения администрации области:
     - контролирует  работу  органов  социальной  защиты  населения  и
социальных учреждений;
     - разрабатывает и осуществляет  мероприятия  по  расширению  сети
учреждений социального обслуживания населения,  осуществляет  контроль
за их работой и оказывает им содействие.

                               Глава 3.
                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 11.
     ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА

     При необходимости отдельные вопросы  организации  и  деятельности
органов  опеки  и  попечительства  определяются   органами    местного
самоуправления  в  пределах  предоставленных    полномочий    уставами
муниципальных образований.

     Статья 12.
     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ
     ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Должностные  лица  органов  государственной  власти  и    органов
местного самоуправления в Ульяновской области несут ответственность за
неисполнение  настоящего  Закона  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.
     Действия должностных лиц органов государственной власти и органов
местного самоуправления Ульяновской области могут  быть  обжалованы  в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

     Статья 13.
     ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его    официального
опубликования.


     Глава администрации Ульяновской области          Ю.Ф.Горячев

     г. Ульяновск
     от "__"______ 2000 г.
     N ___


Информация по документу
Читайте также