Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Ульяновской области от 30.05.2002 № 48/150

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       от 30.05.2002  N 48/150

            О законодательной инициативе Законодательного
               Собрания Ульяновской области по внесению
                дополнений в Водный кодекс Российской
                   Федерации и в Федеральный закон
             "О безопасности гидротехнических сооружений"

     В соответствии  со  статьей  104 Конституции Российской Федерации
Законодательное Собрание области постановляет:
     1. Внести  в порядке законодательной инициативы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской  Федерации  проект  Федерального
закона "О внесении дополнений в Водный кодекс Российской Федерации и в
Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений".
     2. Обратиться   к   законодательным   (представительным)  органам
государственной власти субъектов Российской Федерации,  на территориях
которых     расположены    водохранилища,    созданные    для    целей
гидроэнергетики,  с просьбой о  поддержке  законодательной  инициативы
Законодательного Собрания Ульяновской области.
     3. Просить депутата Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  от  Ульяновской области Орлова В.И.  и поручить
представителю Законодательного Собрания Ульяновской области  в  Совете
Федерации  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  Сычеву  В.А.
представлять названную инициативу в  Федеральном  Собрании  Российской
Федерации.
     4. Просить  депутатов  Государственной  Думы  и   членов   Совета
Федерации   Федерального   Собрания  Российской  Федерации  поддержать
законодательную  инициативу  Законодательного   Собрания   Ульяновской
области.


     Председатель Законодательного Собрания           Б.И.Зотов


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         к проекту федерального закона "О внесении дополнений
         в Водный кодекс Российской Федерации и в Федеральный
          закон "О безопасности гидротехнических сооружений"

     В настоящее      время     производство     электроэнергии     на
гидроэлектростанциях,  в отличие от ее реализации,  стоит вне рыночных
отношений.  В  себестоимость  вырабатываемой электроэнергии не включен
главный   элемент,   обеспечивающий   производственный   процесс,    -
финансирование  мероприятий  по  безопасной эксплуатации водохранилищ.
Между  тем,  этот  вопрос  в  Российской  Федерации  организационно  и
законодательно не урегулирован.
     Так создание  и  существование  Волжского  каскада   водохранилищ
нанесло   и   продолжает   наносить   значительный   экономический   и
экологический ущерб субъектам  Российской  Федерации,  на  территориях
которых при постройке ГЭС образовались водохранилища,  в частности, по
следующим основным позициям:
     - затоплены сотни тысяч гектаров пойменных плодородных земель;
     - поднят уровень грунтовых вод,  в  связи  с  тем  активизированы
оползневые   процессы,  под  угрозой  разрушения  оказываются  здания,
сооружения и коммуникации.  Субъекты Федерации вынуждены закладывать в
своих  бюджетах  значительные  средства на содержание гидротехнических
сооружений и противооползневые мероприятия;
     - вода  водохранилищ,  став слабопроточной,  лишилась возможности
естественного самоочищения.  Цветение сине-зеленых водорослей, которое
в средней полосе России начинается уже с начала июля, лишает акваторию
водохранилища рекреационной привлекательности.  Кроме  того,  продукты
жизнедеятельности сине-зеленых водорослей содержат токсины;
     - ценные породы рыб,  идущие на нерест от устья к истоку реки, не
могут преодолеть возведенных человеком плотин.
     Существующий дисбаланс интересов субъектов Российской Федерации и
водопользователей,   осуществляющих   эксплуатацию  ГЭС,  нуждается  в
скорейшем разрешении. С одной стороны - субъекты Российской Федерации,
на    территориях   которых   образованы   водохранилища   для   целей
гидроэнергетики, имеющие непомерные долги перед энергетиками и, в тоже
время, вынужденные закладывать в своих бюджетах средства на содержание
гидротехнических сооружений  и  финансирование  берегоукрепительных  и
противооползневых  мероприятий.  С  другой стороны - водопользователи,
осуществляющие эксплуатацию объектов  гидроэнергетики  и  использующие
при этом энергию падающей воды данных водохранилищ.  В настоящее время
названную категорию водопользователей  законодательство  не  обязывает
нести  затраты,  связанные  с  безопасной  эксплуатацией водохранилищ,
которые по сути являются основными фондами  ГЭС.  Субъекты  Российской
Федерации   становятся   как  бы  заложниками  интересов  акционерного
общества и выступают в роли просителей там,  где они имеют неоспоримые
права. Затраты производственного процесса АО не должны иметь бюджетное
финансирование. В противном случае на вложенные бюджетами всех уровней
средства должны начисляться дивиденды от основной деятельности РАО ЕЭС
России.
     Принятие предлагаемого  проекта  закона позволит решить следующие
задачи:
     освободить бюджета  субъектов  Российской федерации и федеральный
бюджет от  обязанности  расходовать  средства  на  берегоукрепительные
работы и содержание гидротехнических сооружений;
     повысить уровень безопасности  гидротехнических  сооружений,  так
как  в  надлежащем  объеме  финансировать  содержание гидротехнических
сооружений бюджет не в состоянии;
     в должном  объеме  проводить берегоукрепительные работы,  так как
бюджетного финансирования на эти цели в  настоящий  момент  фактически
нет.
     Исходя из изложенного,  целесообразно  возложить  обязанности  по
содержанию   защитных   гидротехнических   сооружений   и   проведению
берегоукрепительных  работ   на   ГЭС   (РАО   ЕЭС).   Все   остальные
водопользователи,  использующие  водохранилище  для целей судоходства,
рыболовства,   водозабора   и   т.д.   вполне   могли   обойтись   без
водохранилища,  используя  для  данных  целей реку,  не перегороженную
плотиной.  В случае,  если водохранилище позволяет проходить  по  реке
более  крупнотоннажным судам,  чем по реке без плотины,  регулирование
отношений   между   разными   категориями   водопользователей    может
осуществляться с помощью договора.

        Вносится Законодательным Собранием Ульяновской области

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                "О внесении дополнений в Водный кодекс
                 Российской Федерации и в Федеральный
                закон "О безопасности гидротехнических
                             сооружении"

     Статья 1.  Внести в Водный кодекс Российской Федерации  (Собрание
законодательства Российской Федерации 1995,  N 47, ст. 4481) следующее
дополнение:
     Статью 139  дополнить новыми частями четвертой и пятой следующего
содержания:
     "Водопользователи, в  интересах  которых образовано водохранилище
для целей  гидроэнергетики,  берут  на  свой  баланс  и  эксплуатируют
гидротехнические   сооружения,  возведенные  в  связи  с  образованием
водохранилища для защиты от вредного влияния вод,  а  также  в  полном
объеме  осуществляют берегоукрепительные и противооползневые работы по
всему  периметру  водохранилища,  за  исключением   береговой   линии,
отнесенной к ведению Министерства путей сообщений и Минтранса России.
     Программа берегоукрепительных  о  противооползневых   мероприятий
утверждается  в  рамках  бассейнового  соглашения  по каждому субъекту
Российской Федерации отдельно.".
     Части 4, 5 и 6 считать соответственно частями 6, 7 и 8.
     Статья 2.   Внести   в   Федеральный   закон   "О    безопасности
гидротехнических  сооружений"  (Собрание  законодательства  Российской
Федерации от 28.07.1997 N 30 ст. 3589) следующее дополнение:
     Главу II дополнить новой статьей 8 следующего содержания:
     "Статья 8 - Права собственности на  гидротехнические  сооружения,
возведенные  в  связи  с  образованием  водохранилища  для  защиты  от
вредного влияния вод.
     Собственником гидротехнических сооружений, возведенных для защиты
от вредного влияния вод в связи с образованием водохранилища для целей
гидроэнергетики    и   эксплуатирующей   их   организацией,   является
водопользователь (водопользователи),  в интересах  которого  (которых)
образовано водохранилище.".
     Статья 3. Переходные положения
     Гидротехнические сооружения       передаются       на      баланс
водопользователей,  в интересах которых образовано  водохранилище  для
целей   гидроэнергетики,   в  течение  одного  года  со  дня  принятия
настоящего  Закона.   До   осуществления   акта   передачи   названные
водопользователи   осуществляют  финансирование  содержания  указанных
гидротехнических сооружений в  порядке,  установленном  Правительством
Российской Федерации.
     Статья 4.  Предложить Президенту Российской Федерации и  поручить
Правительству  Российской Федерации привести свои нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Законом.
     Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.


     Президент Российской Федерации           В.В.Путин

     Москва,
     Кремль


                                                            Приложение
                  к проекту федерального закона "О внесении дополнений
                                  в Водный кодекс Российской Федерации
                                 и в Федеральный закон "О безопасности
                                          гидротехнических сооружений"

                 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
         к проекту федерального закона "О внесении дополнений
         в Водный кодекс Российской Федерации и в Федеральный
          закон "О безопасности гидротехнических сооружений"

     Принятие проекта федерального закона  "О  внесении  дополнений  в
Водный   кодекс   Российской   Федерации  и  в  Федеральный  закон  "О
безопасности гидротехнических сооружений" не потребует  финансирования
из   федерального   бюджета   и  бюджетов  других  уровней,  напротив,
высвободит значительные средства,  направляемые в настоящее  время  на
мероприятия, связанные с безопасной эксплуатацией водохранилищ.
     После принятия предложенного проекта РАО ЕЭС введет свои  расходы
на берегоукрепительные работы и содержание гидротехнических сооружений
в  состав  затрат  по  производству  электроэнергии.   (Для   справки:
Куйбышевская ГЭС поставляет электроэнергию на ФОРЭМ по цене 8 коп.  за
1 кВ/ч;  с ФОРЭМ электроэнергия поставляется, к примеру, в Ульяновскую
область по 44 коп. за 1 кВт/ч).
     На примере  Куйбышевской  ГЭС  можно   подсчитать,   на   сколько
увеличится при этом отпускная цена на электроэнергию:
     - количество производимой ГЭС электроэнергии -  9  млрд  кВт/ч  в
год;
     - дополнительные затраты ГЭС на содержание  водохранилища  -  180
млн руб./год;
     - дополнительные затраты ГЭС, отнесенные на 1 кВт/ч (т.е. 180 млн
руб./9 млрд кВт/час) - 0.02 рубля (2 копейки).
     Таким образом,  ГЭС будет отпускать электроэнергию на ФОРЭМ не по
8  копеек,  а  по  10.  Учитывая,  что в России доля вырабатываемой на
гидроэлектростанциях энергии составляет около 17%,  общий рост  тарифа
на  ФОРЭМ  из-за  возложения на собственников объектов гидроэнергетики
обязанности   нести   ответственность   за   безопасную   эксплуатацию
водохранилищ составит ориентировочно 0.4 коп.


                                                            Приложение
                  к проекту федерального закона "О внесении дополнений
                                  в Водный кодекс Российской Федерации
                                 и в Федеральный закон "О безопасности
                                          гидротехнических сооружений"

                            ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ

         федерального законодательства, подлежащих признанию
       утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
           или принятию в связи с принятием данного закона

     С принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений  в
Водный   кодекс   Российской   Федерации  и  в  Федеральный  закон  "О
безопасности  гидротехнических  сооружений"  необходимо  будет  внести
изменения   и  дополнения  в  постановление  Правительства  Российской
Федерации  от  20  июня  1997  года  N  762  "О  порядке  эксплуатации
водохранилищ".



        Вносится Законодательным Собранием Ульяновска области

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                         ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

                    О проекте федерального закона
                "О внесении дополнений в Водный кодекс
              Российской Федерации и в Федеральный закон
             "О безопасности гидротехнических сооружений"

     Государственная Дума  Федерального  Собрания Российской Федерации
постановляет:
     1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении
дополнений в Водный кодекс Российской Федерации и в Федеральный  закон
"О     безопасности     гидротехнических     сооружений",    внесенный
Законодательным Собранием Ульяновской области.
     2. Направить указанный проект Президенту Российской Федерации,  в
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и
комиссии    Государственной    Думы    Депутатские    объединения    в
Государственной    Думе,    Правительство    Российской     Федерации,
законодательные   (представительные)   органы   субъектов   Российской
Федерации,  Конституционный суд Российской  Федерации,  Верховный  Суд
Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
     Установить, что поправки к указанному законопроекту  направляются
в    Комитет    Государственной   Думы   по   природным   ресурсам   и
природопользованию до (дата).
     3. Комитету   Государственной   Думы   по  природным  Ресурсам  и
природопользованию  доработать   указанный   законопроект   с   учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы
во втором чтении.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания Российской Федерации           Г.Н.Селезнев


Информация по документу
Читайте также