Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 12.02.1992 № 01-38/16-08

 
        РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПОЛОЖЕНИЮ О КЛУБНЫХ
                         УЧРЕЖДЕНИЯХ

     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     12 февраля 1992 г. N 01-38/16-08

     Направляются для руководства и  использования  в  практи-
ческой деятельности  разъяснения  по  Временному  положению  о
клубных учреждениях.
     Данные разъяснения  рекомендуется довести до сведения ра-
ботников клубных учреждений, использовать при проведении семи-
наров, курсов  повышения квалификации клубных работников и ру-
ководителей органов культуры.
     Целесообразно организовать их обсуждение, а при необходи-
мости направить в Министерство культуры соответствующие  заме-
чания, предложения, вопросы по существу дела.

     Заместитель Министра                       Н.Б.Жукова


                                           Приложение
                                   к циркулярному письму МК РФ
                                   от 12 февраля 1992 г.
                                   N 01-38/16-08

                         РАЗЪЯСНЕНИЯ
        по Временному положению о клубных учреждениях

     События последнего времени,  связанные с переходом эконо-
мики к рыночным отношениям, либеризацией цен, процессом прива-
тизации, резко обострили и без того сложную обстановку  с  со-
держанием учреждений культуры. Начался фактически массовый от-
каз ведомственных организаций, учреждений, предприятий промыш-
ленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и пр.
от финансирования клубных учреждений,  библиотек, парков, дру-
гих объектов  социально-культурного  назначения.  В складываю-
щихся условиях возрастает роль фактора перехода к новым эконо-
мическим механизмам  хозяйствования  и  управления  в  отрасли
культуры и в клубных учреждениях в частности.  В связи с  этим
увеличился поток  вопросов  с  мест  по применению на практике
Временного положения  о  клубных   учреждениях   системы   Ми-
нистерства культуры Российской Федерации, утвержденного прика-
зом от 30.11.88 г.  N 489 и согласованного с Министерством фи-
нансов, Жилсоцбанком,   ЦК   профсоюза   работников  культуры,
Госкомцен, Госкомтрудом России.  Безусловно,  что в то  время,
когда принималось  Временное  положение,  невозможно было даже
примерно предусмотреть всех последующих  различных  событий  в
жизни страны,  в том числе и ухудшения материального положения
культуры. Поэтому,  наряду с утвердившимися в дальнейшем,  оп-
равдавшими себя  новациями  в клубном деле,  актуальным стано-
вятся и такие вопросы, которые ранее носили второстепенный ха-
рактер и  не  требовали к себе особого внимания.  Хотя их и не
много, но вызывается необходимость прокомментировать, уточнить
сущность отдельных из них.  Например,  в пункте 1.2 Временного
положения записано,  что... "К клубным учреждениям системы Ми-
нистерства культуры РСФСР...  относятся ныне действующие госу-
дарственные районные,   городские,   поселковые,    зональные,
сельские дома  (дворцы) культуры,  городские и сельские клубы,
автоклубы, АКБ и др.  передвижные клубы"... Однако,  речь, ко-
нечно, идет  и  о всех создаваемых вновь,  или передаваемых из
других ведомств в государственную клубную систему клубных  уч-
реждений, на  все время действия данного Временного положения.
А в пункте 2.1 фиксируется,  что "Клуб создается по инициативе
трудовых коллективов  предприятий,  совхозов,  колхозов"...  и
т.д., но надо оказывается уточнять,  дополнять, что и ликвиди-
руется только  по  инициативе  владельца  клубного учреждения.
Здесь следует особо обращать внимание на то,  что данный пункт
может относиться ко всем клубным учреждениям, независимо от их
принадлежности. В пункте 2.3 следует,  разумеется, понимать...
"стационарные клубные   учреждения  могут  размещаться"...  не
только "в помещениях",  но в зданиях, а также на плавсредства,
железнодорожных, автовагонах,  в  салонах  грузовых  и  пасса-
жирских лайнеров,  поставленных на стоянку  и  пр.  По  новому
раскрывается в п.2.4 статус клуба,  как общественного учрежде-
ния, что его хозяевами являются трудовые  коллективы,  которые
его содержат, нанимают соответствующих работников, приобретают
необходимое для их деятельности, регулируемой в новых условиях
по характеру,  содержанию, направленности, принимаемым... "об-
щим собранием  коллектива  или   граждан,   желающих   открыть
клуб"... - Уставом.
     Немало вопросов возникает в связи с  пунктом  2.5.  Самый
простой из них,  что не только "ныне действующие",  но и вновь
создаваемые, открываемые,  передаваемые  из  других   ведомств
клубные учреждения в государственную систему,  да и клубы всех
ведомств могут разрабатывать свой Устав. Суть сложных вопросов
сводится к следующему: сохраняет ли свое действие Устав клуба,
если в клубе в дальнейшем меняются и административные  руково-
дители, и штатные работники,  принимавшие Устав, или владелец,
собственник клуба?  Вопрос справедливый и  требует  уточнения.
Дело в том,  что "Устав принимается общим собранием коллектива
или граждан",  т.е.  его фактическими хозяевами,  а не  только
клубными работниками,  как это многие понимали,  исходя из од-
ностороннего толкования п.4.3,  что "Общее собрание  трудового
коллектива: - утверждает Устав и вносит в него изменения,  до-
полнения;"... имея в виду только клубных работников.  Вместе с
тем, если  клубные работники пользуются профессиональным авто-
ритетом у сограждан,  трудовых коллективов - хозяев клуба,  то
они играют определяющую роль в избрании форм, методов реализа-
ции общественных заказов,  программ  клубной  деятельности,  а
значит и в разработке Устава. Только в этом случае устраняются
регламентированный административно характер и перечень  мероп-
риятий (университеты,  лектории,  политкружки и пр.),  как это
было прежде. Заинтересованными гражданами, трудовыми коллекти-
вами намечается  программа,  дается  социальный заказ клубному
коллективу на мероприятия,  занятия,  формы общения, художест-
венного, технического  и пр.  творчества и т.д.  Это важнейшее
понятие предназначения клубного учреждения  необходимо  повсе-
местно признать  и реализовать на практике,  что не снизит,  а
повысит его роль в общественной  жизни  трудовых  коллективов,
населения, в организации их досуга,  в удовлетворении культур-
ных запросов и духовных потребностей.  А когда  Устав  принят,
зарегистрирован и вступает в действие, - ... "в соответствии с
ним реорганизуют свою структуру,  управление, деятельность"...
- трудовые коллективы клубов. Таким образом, Устав должен сох-
ранять свою силу до тех пор, пока владелец, собственник учреж-
дения и  клубный трудовой коллектив посчитают это целесообраз-
ным. Все вновь нанимающиеся в клуб работники должны будут доб-
ровольно подчиняться  требованиям и положениям Устава.  Если с
их приходом,  или по желанию владельца может измениться харак-
тер деятельности,  ее направленности и т.д.,  то в Устав могут
быть внесены в установленном порядке  (п.2.6)  соответствующие
дополнения, изменения  "не противоречащие советскому законода-
тельству". Самое важное,  чтоб Устав выступал не как форма бю-
рократического, "сверху" управления клубной сферой, а как про-
явление воли,  желаний населения, общественной инициативы, ин-
тересов, самоуправления,  организации,  самодеятельности граж-
дан, трудовых коллективов.  А штатные работники обязаны выпол-
нять свои функции квалифицированно,  профессионально обеспечи-
вая реализацию социально-творческого заказа владельцев  учреж-
дения, конкурсных государственных заказов органов власти и уп-
равления, привлекая при необходимости для этого нужных специа-
листов. Следовательно  на  базе  клубных  учреждений с помощью
профессиональных работников  граждане  могут  реализовывать  и
удовлетворять полнее свои эстетические,  творческие запросы, в
том числе и в самостоятельной творческой самоорганизации.  Эта
функция клуба  оправдывает затрачиваемые целевым порядком бюд-
жетные средства на содержание этих  учреждений  и  их  штатов.
Временное положение раскрывает для этого широкие возможности.
     Следует отметить,  что законодательством запрещено прива-
тизировать объекты социально-культурного назначения.  В Основ-
ных положениях программы приватизации государственных и  муни-
ципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год,  ут-
вержденных Указом Президента от 29.12.91 г.  N 341 "Об ускоре-
нии приватизации государственных и муниципальных предприятий",
в разделе II п.1 установлено,  что...  "Приватизация  объектов
социально-культурного назначения (объектов,  предприятий и уч-
реждений здравоохранения,  народного образования,  культуры  и
спорта, в  том  числе входящих в состав имущества предприятий)
не допускается до принятия законодательных актов, регулирующих
их приватизацию"... Приватизация допускается только по решению
органов государственной власти, управления и местной админист-
рации объектов незавершенного строительства социально-культур-
ного назначения,  предприятий  и  объектов  кинофикации.  А  в
постановлении Верховного  Совета РСФСР от 25.12.90 г.  N 447-1
"О неотложных мерах по сохранению национального культурного  и
природного наследия народов РСФСР" определено, что... "До при-
нятия нового законодательства об охране и использовании  комп-
лекса историко-культурного и природного наследия министерствам
и ведомствам РСФСР и исполнительным комитетам местных  Советов
народных депутатов"...  запретить  перепрофилирование зданий и
учреждений культуры и искусства под коммерческие цели"  (п.3).
Совет Министров РСФСР постановлением от 11.11.90 г.  N 498 "Об
ограничении выкупа зданий учреждений культуры и  искусства,  а
также арендованного  имущества в системе Министерства культуры
РСФСР" установил, что в системе Министерства культуры РСФСР не
подлежат выкупу здания учреждений культуры и искусства, музей-
ные предметы,  произведения живописи, библиотечные фонды, нед-
вижимые памятники истории,  культуры и архитектуры". Однако, в
упомянутой выше Основными положениями  программе  приватизации
не регулируется  приватизация совхозов,...  государственного и
муниципального имущества,  правовой режим которых регулируется
международными соглашениями.  А  в постановлении Правительства
Российской Федерации от 29.12.91 г.  N 86 "О порядке реоргани-
зации колхозов и совхозов" предусмотрено, что колхозы и совхо-
зы могут передавать в собственность сельских (поселковых)  Со-
ветов народных депутатов объекты социальной сферы и имеют пра-
во продать или сдать в аренду объекты социальной сферы  (кроме
объектов народного  образования).  При  таких условиях следует
шире практиковать  заключение  договоров  с  желающими   иметь
обслуживание объектом  культуры  муниципальной собственности и
комплектовать средства на их содержание из различных  источни-
ков, как  это предусмотрено п.3.2 Временного положения о клуб-
ных учреждениях.  Следовательно в Уставе клуба при определении
характера деятельности,  направленности, содержания и пр., пе-
речисленные правовые документы должны учитываться в обязатель-
ном порядке.  Здесь  уместно  отметить,  что часть поступающих
вопросов касается сроков рассмотрения жалоб на  отказ  от  ре-
гистрации Уставов.  Конечно,  нельзя узко понимать,  что Совет
Министров, например, обязательно в течение месяца рассматрива-
ет такие жалобы.  Срок рассмотрения - прерогатива каждой орга-
низации, учреждения устанавливается другими  нормативными,  по
делопроизводству документами  и  действие Временного положения
на них в таком случае не распространяется (п.2.8),  не регули-
рует отношения с подающими,  обращающимися с жалобами по таким
вопросам.
     Действие пункта 2.11 Временного положения, что... "Закры-
тие клуба,  прекращение его деятельности является исключитель-
ной компетенцией исполкома местного Совета народных депутатов"
касается,  естественно,   только   закрытия   государственных,
системы Министерства культуры клубов.
     Важно понимание п.3.2 об источниках  (абзац  первый)  фи-
нансирования клубов, в частности за счет ассигнований из фонда
развития народного творчества и культурно-просветительной дея-
тельности. Бюджетные, централизованные, местные, муниципальные
средства выделяют теперь не как прежде на клубное  учреждение,
а под конкретную, на конкурсной основе, инициативную программу
по выполнению госзаказа органов власти и управления, или соци-
ально-культурных заказов трудовых коллективов,  населения, ор-
ганизаций, учреждений,  хозяйств и  т.д.  Из  республиканского
бюджета Министерством  культуры финансируются только республи-
канские мероприятия,  в том числе выполняющиеся и в территори-
ях, входящих  в  состав  Российской  Федерации.  А все местные
программы и мероприятия финансируются из местных бюджетов, или
из фондов заказчиков, учредителей, организаторов и пр.
     Замечательным, материально стимулирующим клубных работни-
ков условием   является   достигнутый  порядок,  определяющий,
что... "не подлежит изъятию вышестоящими и финансовыми органа-
ми... неиспользованный  в  плановом  периоде свободный остаток
единого фонда оплаты труда и переходит на  следующий  плановый
период" (п.3.4 последний абзац).
     Много толкований получили условия,  что  клубы  могут  по
формированию и использованию ресурсов (п.3.5).  В связи с этим
возникла необходимость дать разъяснение,  что использовать ма-
териальную базу по назначению могут работники клуба,  а распо-
ряжаться собственностью может ее владелец,  кому она принадле-
жит. Если  что-то  было приобретено трудовым коллективом клуба
на заработанные,  привлеченные непосредственно им средства,  в
том числе и материалы, оборудование, инструменты в их предмет-
ном качестве и пр.,  то этим,  как и приобретенным  на  личные
средства, он  может полностью распоряжаться по своему частному
или коллективному решению.  Но всем,  что  является  собствен-
ностью государства,  ведомства, хозяйства, предприятия и т.д.,
- коллектив клуба может пользоваться но распоряжаться  без  их
согласия не должен, как не имеет права использовать для личных
целей. Поэтому,  в данном пункте в абзаце "Клубы могут"  слово
"продавать" дана сноска...  "С согласия местных органов власти
и управления",  поскольку они (сельский, поселковый, районный,
городской и др.  Советы народных депутатов и их исполкомы) яв-
ляются собственниками здания,  помещения и имущества, приобре-
тенных (построенных) за счет их бюджетных средств, или аренду-
емых на определенных условиях.  Это  касается  государственных
клубных учреждений.  Во всех других случаях и формах собствен-
ности зданиями,  помещениями,  материально-технической   базой
распоряжается их   хозяин,   собственник,   или   коллективный
собственник.
     Наиболее сложным  оказался  для  многих смысл пункта 4.3.
Во-первых в нем определяются права действия  общего  собрания
клубного трудового коллектива,  хотя слово "клубного" в тексте
нет. Во-вторых,  клубный трудовой коллектив в  этом  случае...
"решает вопросы... прекращения деятельности клуба", как испол-
нитель, т.е. практически выполняет соответствующие меры по ор-
ганизации и реализации решения соответствующего владельца, хо-
зяина, собственника клуба о прекращении деятельности, слиянии,
преобразования, реорганизации и пр.  К сожалению, многими клу-
бными работниками было  понято,  что  они,  а  не  учредитель,
собственник клуба,  имущества,  могут решать:  работать клубу,
или нет,  и  т.д.  Поэтому  необходимо  всегда  иметь  в  виду
действие пунктов  2.1 и 2.2 Временного положения о клубных уч-
реждениях и все  встает  на  свои  места.  Однако,  это  опять
касается только государственных клубов.  А если клуб в аренде,
кооперативный и т.д.,  то в таком случае владелец, как исполь-
зующий его, и собственник, коллективный собственник как юриди-
ческий хозяин могут решать  такие  вопросы  самостоятельно,  в
установленном порядке о праве на собственность.
     Действие пункта 4.6 Временного положения практически  уп-
разднено. С  выходом  постановления  Совета Министров РСФСР от
23.02.91 г. N 114 "О повышении заработной платы творческих ра-
ботников театров,  концертных организаций,  специалистов куль-
турно-просветительных учреждений"...   установлено    введение
контрактной основы   наема  их  руководителей.  Имеется  соот-
ветствующий приказ Министра культуры РСФСР (N 210 от  25.06.91
г.) в  котором,  руководствуясь  Законом  "О  собственности  в
РСФСР" и во исполнение указанного  постановления,  со  второго
полугодия 1991  года введена контрактная форма найма руководи-
телей культурно-просветительных учреждений, а не выборная соб-
ранием трудового коллектива. Порядок найма определен Временны-
ми рекомендациями по применению контрактной  формы  заключения
трудового договора с руководителем учреждения культуры.  Пунк-
том 1.2 Рекомендаций установлено,  что...  "Наем  руководителя
учреждения или  организации  осуществляется собственником иму-
щества и реализуется им непосредственно или через уполномочен-
ные органы,  которым делегированы права собственника по управ-
лению учреждением путем подписания контракта с руководителем и
назначением его на должность". Имеется и Примерная форма Конт-
ракта, в котором перечислены договорные условия собственника и
обязанности руководителя учреждения. Освобождение руководителя
от занимаемой должности также регулируется  контрактом,  а  не
общим собранием  трудового  коллектива.  Что  касается выборов
председателя правления клуба, если это не одно и тоже с дирек-
тором, заведующим клубного учреждения лицо,  то действие п.4.6
вв таком случае может сохранять силу, за исключением тех функ-
ций, которые  делегируются руководителю учреждения по контрак-
ту. Однако,  председатель правления  здесь  выступает  не  как
должностное лицо,  а как общественный представитель.  Таким же
образом должны рассматриваться и  последующие  4.7,  4.8,  4.9
пункты Временного  положения,  т.е.  если правление не избира-
ется, то и действие этих пунктов теряет свою  силу.  В  то  же
время, руководители структурных подразделений, согласно поряд-
ка о найме,  могут наниматься на контрактной основе и освобож-
даться не по решению трудового коллектива. Вместе с тем, п.4.3
Рекомендаций устанавливает,  что контрактный наем...  "не  от-
носится к арендным предприятиям,  на которых может быть приме-
нена по решению трудового коллектива выборная форма  определе-
ния руководителя"...
     В связи с запросами требует комментария и п.5.1 Временно-
го положения  о  клубных учреждениях.  Вышестоящим органом для
клуба,... "непосредственным органом управления" является учре-
дитель, собственник (по отраслевому признаку) и из этого выте-
кают все практические условия  его  существования  и  деятель-
ности, равно как и получающая широкую практику договорная фор-
ма, контрактные условия взаимоотношений собственника и нанима-
емого им работника клубных учреждений, трудовых коллективов, в
том числе и по социально-культурным, государственным заказам и
конкретным программам  мероприятий  и работы клубного учрежде-
ния.
     Другие запросы по Временному положению носили частный, не
принципиальный характер и могут разрешаться в каждом  конкрет-
ном случае индивидуальным порядком обращения в соответствующие
местные, или республиканские инстанции, органы культуры.
     В ходе совершенствования рыночных отношений, приватизации
будут совершенствоваться,  видоизменяться их правовые  основы,
что найдет  отражение и в условиях по порядку функционирования
клубных учреждений,  систематизированного во Временном положе-
нии. Такие коррективы естественны и будут по мере выхода новых
законоположений систематически  вноситься  в   соответствующие
нормативные материалы,  регулирующие  деятельность клубных уч-
реждений.
     Самым действенным и верным корректором является сама жиз-
ненная практика и мы надеемся,  что заинтересованные и предан-
ные клубному делу энтузиасты-сподвижники как и прежде не оста-
нутся безраличны к процессам в отрасли культуры и  своим  опы-
том, знаниями, советами, предложениями обогатят правовое и за-
конодательное положение учреждений культуры.
     Ваши замечания, отношение к настоящему материалу с благо-
дарностью рады будем получить, если они будут направлены в Ми-
нистерство культуры   Российской   Федерации  Отделу  культур-
но-досуговой деятельности.


Информация по документу
Читайте также