Расширенный поиск
Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 12.02.1992 № 01-38/16-08РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПОЛОЖЕНИЮ О КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 12 февраля 1992 г. N 01-38/16-08 Направляются для руководства и использования в практи- ческой деятельности разъяснения по Временному положению о клубных учреждениях. Данные разъяснения рекомендуется довести до сведения ра- ботников клубных учреждений, использовать при проведении семи- наров, курсов повышения квалификации клубных работников и ру- ководителей органов культуры. Целесообразно организовать их обсуждение, а при необходи- мости направить в Министерство культуры соответствующие заме- чания, предложения, вопросы по существу дела. Заместитель Министра Н.Б.Жукова Приложение к циркулярному письму МК РФ от 12 февраля 1992 г. N 01-38/16-08 РАЗЪЯСНЕНИЯ по Временному положению о клубных учреждениях События последнего времени, связанные с переходом эконо- мики к рыночным отношениям, либеризацией цен, процессом прива- тизации, резко обострили и без того сложную обстановку с со- держанием учреждений культуры. Начался фактически массовый от- каз ведомственных организаций, учреждений, предприятий промыш- ленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и пр. от финансирования клубных учреждений, библиотек, парков, дру- гих объектов социально-культурного назначения. В складываю- щихся условиях возрастает роль фактора перехода к новым эконо- мическим механизмам хозяйствования и управления в отрасли культуры и в клубных учреждениях в частности. В связи с этим увеличился поток вопросов с мест по применению на практике Временного положения о клубных учреждениях системы Ми- нистерства культуры Российской Федерации, утвержденного прика- зом от 30.11.88 г. N 489 и согласованного с Министерством фи- нансов, Жилсоцбанком, ЦК профсоюза работников культуры, Госкомцен, Госкомтрудом России. Безусловно, что в то время, когда принималось Временное положение, невозможно было даже примерно предусмотреть всех последующих различных событий в жизни страны, в том числе и ухудшения материального положения культуры. Поэтому, наряду с утвердившимися в дальнейшем, оп- равдавшими себя новациями в клубном деле, актуальным стано- вятся и такие вопросы, которые ранее носили второстепенный ха- рактер и не требовали к себе особого внимания. Хотя их и не много, но вызывается необходимость прокомментировать, уточнить сущность отдельных из них. Например, в пункте 1.2 Временного положения записано, что... "К клубным учреждениям системы Ми- нистерства культуры РСФСР... относятся ныне действующие госу- дарственные районные, городские, поселковые, зональные, сельские дома (дворцы) культуры, городские и сельские клубы, автоклубы, АКБ и др. передвижные клубы"... Однако, речь, ко- нечно, идет и о всех создаваемых вновь, или передаваемых из других ведомств в государственную клубную систему клубных уч- реждений, на все время действия данного Временного положения. А в пункте 2.1 фиксируется, что "Клуб создается по инициативе трудовых коллективов предприятий, совхозов, колхозов"... и т.д., но надо оказывается уточнять, дополнять, что и ликвиди- руется только по инициативе владельца клубного учреждения. Здесь следует особо обращать внимание на то, что данный пункт может относиться ко всем клубным учреждениям, независимо от их принадлежности. В пункте 2.3 следует, разумеется, понимать... "стационарные клубные учреждения могут размещаться"... не только "в помещениях", но в зданиях, а также на плавсредства, железнодорожных, автовагонах, в салонах грузовых и пасса- жирских лайнеров, поставленных на стоянку и пр. По новому раскрывается в п.2.4 статус клуба, как общественного учрежде- ния, что его хозяевами являются трудовые коллективы, которые его содержат, нанимают соответствующих работников, приобретают необходимое для их деятельности, регулируемой в новых условиях по характеру, содержанию, направленности, принимаемым... "об- щим собранием коллектива или граждан, желающих открыть клуб"... - Уставом. Немало вопросов возникает в связи с пунктом 2.5. Самый простой из них, что не только "ныне действующие", но и вновь создаваемые, открываемые, передаваемые из других ведомств клубные учреждения в государственную систему, да и клубы всех ведомств могут разрабатывать свой Устав. Суть сложных вопросов сводится к следующему: сохраняет ли свое действие Устав клуба, если в клубе в дальнейшем меняются и административные руково- дители, и штатные работники, принимавшие Устав, или владелец, собственник клуба? Вопрос справедливый и требует уточнения. Дело в том, что "Устав принимается общим собранием коллектива или граждан", т.е. его фактическими хозяевами, а не только клубными работниками, как это многие понимали, исходя из од- ностороннего толкования п.4.3, что "Общее собрание трудового коллектива: - утверждает Устав и вносит в него изменения, до- полнения;"... имея в виду только клубных работников. Вместе с тем, если клубные работники пользуются профессиональным авто- ритетом у сограждан, трудовых коллективов - хозяев клуба, то они играют определяющую роль в избрании форм, методов реализа- ции общественных заказов, программ клубной деятельности, а значит и в разработке Устава. Только в этом случае устраняются регламентированный административно характер и перечень мероп- риятий (университеты, лектории, политкружки и пр.), как это было прежде. Заинтересованными гражданами, трудовыми коллекти- вами намечается программа, дается социальный заказ клубному коллективу на мероприятия, занятия, формы общения, художест- венного, технического и пр. творчества и т.д. Это важнейшее понятие предназначения клубного учреждения необходимо повсе- местно признать и реализовать на практике, что не снизит, а повысит его роль в общественной жизни трудовых коллективов, населения, в организации их досуга, в удовлетворении культур- ных запросов и духовных потребностей. А когда Устав принят, зарегистрирован и вступает в действие, - ... "в соответствии с ним реорганизуют свою структуру, управление, деятельность"... - трудовые коллективы клубов. Таким образом, Устав должен сох- ранять свою силу до тех пор, пока владелец, собственник учреж- дения и клубный трудовой коллектив посчитают это целесообраз- ным. Все вновь нанимающиеся в клуб работники должны будут доб- ровольно подчиняться требованиям и положениям Устава. Если с их приходом, или по желанию владельца может измениться харак- тер деятельности, ее направленности и т.д., то в Устав могут быть внесены в установленном порядке (п.2.6) соответствующие дополнения, изменения "не противоречащие советскому законода- тельству". Самое важное, чтоб Устав выступал не как форма бю- рократического, "сверху" управления клубной сферой, а как про- явление воли, желаний населения, общественной инициативы, ин- тересов, самоуправления, организации, самодеятельности граж- дан, трудовых коллективов. А штатные работники обязаны выпол- нять свои функции квалифицированно, профессионально обеспечи- вая реализацию социально-творческого заказа владельцев учреж- дения, конкурсных государственных заказов органов власти и уп- равления, привлекая при необходимости для этого нужных специа- листов. Следовательно на базе клубных учреждений с помощью профессиональных работников граждане могут реализовывать и удовлетворять полнее свои эстетические, творческие запросы, в том числе и в самостоятельной творческой самоорганизации. Эта функция клуба оправдывает затрачиваемые целевым порядком бюд- жетные средства на содержание этих учреждений и их штатов. Временное положение раскрывает для этого широкие возможности. Следует отметить, что законодательством запрещено прива- тизировать объекты социально-культурного назначения. В Основ- ных положениях программы приватизации государственных и муни- ципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, ут- вержденных Указом Президента от 29.12.91 г. N 341 "Об ускоре- нии приватизации государственных и муниципальных предприятий", в разделе II п.1 установлено, что... "Приватизация объектов социально-культурного назначения (объектов, предприятий и уч- реждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, в том числе входящих в состав имущества предприятий) не допускается до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию"... Приватизация допускается только по решению органов государственной власти, управления и местной админист- рации объектов незавершенного строительства социально-культур- ного назначения, предприятий и объектов кинофикации. А в постановлении Верховного Совета РСФСР от 25.12.90 г. N 447-1 "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР" определено, что... "До при- нятия нового законодательства об охране и использовании комп- лекса историко-культурного и природного наследия министерствам и ведомствам РСФСР и исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов"... запретить перепрофилирование зданий и учреждений культуры и искусства под коммерческие цели" (п.3). Совет Министров РСФСР постановлением от 11.11.90 г. N 498 "Об ограничении выкупа зданий учреждений культуры и искусства, а также арендованного имущества в системе Министерства культуры РСФСР" установил, что в системе Министерства культуры РСФСР не подлежат выкупу здания учреждений культуры и искусства, музей- ные предметы, произведения живописи, библиотечные фонды, нед- вижимые памятники истории, культуры и архитектуры". Однако, в упомянутой выше Основными положениями программе приватизации не регулируется приватизация совхозов,... государственного и муниципального имущества, правовой режим которых регулируется международными соглашениями. А в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.91 г. N 86 "О порядке реоргани- зации колхозов и совхозов" предусмотрено, что колхозы и совхо- зы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Со- ветов народных депутатов объекты социальной сферы и имеют пра- во продать или сдать в аренду объекты социальной сферы (кроме объектов народного образования). При таких условиях следует шире практиковать заключение договоров с желающими иметь обслуживание объектом культуры муниципальной собственности и комплектовать средства на их содержание из различных источни- ков, как это предусмотрено п.3.2 Временного положения о клуб- ных учреждениях. Следовательно в Уставе клуба при определении характера деятельности, направленности, содержания и пр., пе- речисленные правовые документы должны учитываться в обязатель- ном порядке. Здесь уместно отметить, что часть поступающих вопросов касается сроков рассмотрения жалоб на отказ от ре- гистрации Уставов. Конечно, нельзя узко понимать, что Совет Министров, например, обязательно в течение месяца рассматрива- ет такие жалобы. Срок рассмотрения - прерогатива каждой орга- низации, учреждения устанавливается другими нормативными, по делопроизводству документами и действие Временного положения на них в таком случае не распространяется (п.2.8), не регули- рует отношения с подающими, обращающимися с жалобами по таким вопросам. Действие пункта 2.11 Временного положения, что... "Закры- тие клуба, прекращение его деятельности является исключитель- ной компетенцией исполкома местного Совета народных депутатов" касается, естественно, только закрытия государственных, системы Министерства культуры клубов. Важно понимание п.3.2 об источниках (абзац первый) фи- нансирования клубов, в частности за счет ассигнований из фонда развития народного творчества и культурно-просветительной дея- тельности. Бюджетные, централизованные, местные, муниципальные средства выделяют теперь не как прежде на клубное учреждение, а под конкретную, на конкурсной основе, инициативную программу по выполнению госзаказа органов власти и управления, или соци- ально-культурных заказов трудовых коллективов, населения, ор- ганизаций, учреждений, хозяйств и т.д. Из республиканского бюджета Министерством культуры финансируются только республи- канские мероприятия, в том числе выполняющиеся и в территори- ях, входящих в состав Российской Федерации. А все местные программы и мероприятия финансируются из местных бюджетов, или из фондов заказчиков, учредителей, организаторов и пр. Замечательным, материально стимулирующим клубных работни- ков условием является достигнутый порядок, определяющий, что... "не подлежит изъятию вышестоящими и финансовыми органа- ми... неиспользованный в плановом периоде свободный остаток единого фонда оплаты труда и переходит на следующий плановый период" (п.3.4 последний абзац). Много толкований получили условия, что клубы могут по формированию и использованию ресурсов (п.3.5). В связи с этим возникла необходимость дать разъяснение, что использовать ма- териальную базу по назначению могут работники клуба, а распо- ряжаться собственностью может ее владелец, кому она принадле- жит. Если что-то было приобретено трудовым коллективом клуба на заработанные, привлеченные непосредственно им средства, в том числе и материалы, оборудование, инструменты в их предмет- ном качестве и пр., то этим, как и приобретенным на личные средства, он может полностью распоряжаться по своему частному или коллективному решению. Но всем, что является собствен- ностью государства, ведомства, хозяйства, предприятия и т.д., - коллектив клуба может пользоваться но распоряжаться без их согласия не должен, как не имеет права использовать для личных целей. Поэтому, в данном пункте в абзаце "Клубы могут" слово "продавать" дана сноска... "С согласия местных органов власти и управления", поскольку они (сельский, поселковый, районный, городской и др. Советы народных депутатов и их исполкомы) яв- ляются собственниками здания, помещения и имущества, приобре- тенных (построенных) за счет их бюджетных средств, или аренду- емых на определенных условиях. Это касается государственных клубных учреждений. Во всех других случаях и формах собствен- ности зданиями, помещениями, материально-технической базой распоряжается их хозяин, собственник, или коллективный собственник. Наиболее сложным оказался для многих смысл пункта 4.3. Во-первых в нем определяются права действия общего собрания клубного трудового коллектива, хотя слово "клубного" в тексте нет. Во-вторых, клубный трудовой коллектив в этом случае... "решает вопросы... прекращения деятельности клуба", как испол- нитель, т.е. практически выполняет соответствующие меры по ор- ганизации и реализации решения соответствующего владельца, хо- зяина, собственника клуба о прекращении деятельности, слиянии, преобразования, реорганизации и пр. К сожалению, многими клу- бными работниками было понято, что они, а не учредитель, собственник клуба, имущества, могут решать: работать клубу, или нет, и т.д. Поэтому необходимо всегда иметь в виду действие пунктов 2.1 и 2.2 Временного положения о клубных уч- реждениях и все встает на свои места. Однако, это опять касается только государственных клубов. А если клуб в аренде, кооперативный и т.д., то в таком случае владелец, как исполь- зующий его, и собственник, коллективный собственник как юриди- ческий хозяин могут решать такие вопросы самостоятельно, в установленном порядке о праве на собственность. Действие пункта 4.6 Временного положения практически уп- разднено. С выходом постановления Совета Министров РСФСР от 23.02.91 г. N 114 "О повышении заработной платы творческих ра- ботников театров, концертных организаций, специалистов куль- турно-просветительных учреждений"... установлено введение контрактной основы наема их руководителей. Имеется соот- ветствующий приказ Министра культуры РСФСР (N 210 от 25.06.91 г.) в котором, руководствуясь Законом "О собственности в РСФСР" и во исполнение указанного постановления, со второго полугодия 1991 года введена контрактная форма найма руководи- телей культурно-просветительных учреждений, а не выборная соб- ранием трудового коллектива. Порядок найма определен Временны- ми рекомендациями по применению контрактной формы заключения трудового договора с руководителем учреждения культуры. Пунк- том 1.2 Рекомендаций установлено, что... "Наем руководителя учреждения или организации осуществляется собственником иму- щества и реализуется им непосредственно или через уполномочен- ные органы, которым делегированы права собственника по управ- лению учреждением путем подписания контракта с руководителем и назначением его на должность". Имеется и Примерная форма Конт- ракта, в котором перечислены договорные условия собственника и обязанности руководителя учреждения. Освобождение руководителя от занимаемой должности также регулируется контрактом, а не общим собранием трудового коллектива. Что касается выборов председателя правления клуба, если это не одно и тоже с дирек- тором, заведующим клубного учреждения лицо, то действие п.4.6 вв таком случае может сохранять силу, за исключением тех функ- ций, которые делегируются руководителю учреждения по контрак- ту. Однако, председатель правления здесь выступает не как должностное лицо, а как общественный представитель. Таким же образом должны рассматриваться и последующие 4.7, 4.8, 4.9 пункты Временного положения, т.е. если правление не избира- ется, то и действие этих пунктов теряет свою силу. В то же время, руководители структурных подразделений, согласно поряд- ка о найме, могут наниматься на контрактной основе и освобож- даться не по решению трудового коллектива. Вместе с тем, п.4.3 Рекомендаций устанавливает, что контрактный наем... "не от- носится к арендным предприятиям, на которых может быть приме- нена по решению трудового коллектива выборная форма определе- ния руководителя"... В связи с запросами требует комментария и п.5.1 Временно- го положения о клубных учреждениях. Вышестоящим органом для клуба,... "непосредственным органом управления" является учре- дитель, собственник (по отраслевому признаку) и из этого выте- кают все практические условия его существования и деятель- ности, равно как и получающая широкую практику договорная фор- ма, контрактные условия взаимоотношений собственника и нанима- емого им работника клубных учреждений, трудовых коллективов, в том числе и по социально-культурным, государственным заказам и конкретным программам мероприятий и работы клубного учрежде- ния. Другие запросы по Временному положению носили частный, не принципиальный характер и могут разрешаться в каждом конкрет- ном случае индивидуальным порядком обращения в соответствующие местные, или республиканские инстанции, органы культуры. В ходе совершенствования рыночных отношений, приватизации будут совершенствоваться, видоизменяться их правовые основы, что найдет отражение и в условиях по порядку функционирования клубных учреждений, систематизированного во Временном положе- нии. Такие коррективы естественны и будут по мере выхода новых законоположений систематически вноситься в соответствующие нормативные материалы, регулирующие деятельность клубных уч- реждений. Самым действенным и верным корректором является сама жиз- ненная практика и мы надеемся, что заинтересованные и предан- ные клубному делу энтузиасты-сподвижники как и прежде не оста- нутся безраличны к процессам в отрасли культуры и своим опы- том, знаниями, советами, предложениями обогатят правовое и за- конодательное положение учреждений культуры. Ваши замечания, отношение к настоящему материалу с благо- дарностью рады будем получить, если они будут направлены в Ми- нистерство культуры Российской Федерации Отделу культур- но-досуговой деятельности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|