Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 17.07.1995 № 01-145/16-14

    
            ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА В
                 РЕЛИГИОЗНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЯХ
   
     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     17.07.95 N 01-145/16-14

     Во исполнение  решения  Комиссии  по вопросам религиозных
объединений при Правительстве Российской  Федерации  (протокол
заседания N  8  от  07.06.95) Министерство культуры Российской
Федерации обобщило опыт работы служб заказчика при религиозных
организациях и,  оценивая его положительно,  рекомендует его к
использованию в практической работе при ведении  реставрацион-
но-восстановительных работ.

     Заместитель Министра                В.П.Демин

                                           Приложение
                                    к циркулярному письму
                                    Министерства культуры РФ
                                    от 17.07.95 N 01-145/16-14

       Об опыте работы служб заказчика при религиозных
       организациях по проведению ремонта и реставрации
               на памятниках истории и культуры

     Организация службы  заказчика в области сохранения и рес-
таврации памятников истории и культуры в своей основе  базиру-
ется на общественных нормативных документах.
     Понятие службы заказчика,  характер деятельности и выпол-
няемые ею функции определяются Положением о заказчике-застрой-
щике (едином заказчике,  дирекции строящегося  предприятия)  и
техническом надзоре, утвержденном Постановлением Госстроя СССР
от 02.02.88 г.
     Служба заказчика выполняет следующие функции:
     - заключение договоров-подрядов,
     - планирование работ подрядов,
     - контроль хода  работ  их  приемка.  Важнейшей  функцией
службы заказчика  является осуществление технического надзора.
Деятельность службы заказчика по техническому  надзору  регла-
ментируется Положением  о  техническом надзоре заказчика,  ут-
вержденным постановлением Совета Министров РСФСР.
     В соответствии  с  этим Положением технический надзор за-
казчика устанавливается в целях систематического  контроля  за
соответствием объема, стоимости и качества строительно-монтаж-
ных реставрационно-консервационных и ремонтных работ на памят-
никах истории и культуры, а также работ по их воссозданию, ут-
вержденным проектам и сметам,  соблюдением строительных  норм,
правил технических условий выполнения и приемки работ,  за ка-
чество применяемых материалов, деталей и конструкций, их соот-
ветствию ГОСТам и техническим условиям.
     Работники технического надзора назначаются  заказчиком  и
входят в состав его службы.  При хозяйственном способе ведения
строительных работ  технический  надзор  осуществляет  аппарат
строящей организации.  Контролирующим органом со стороны госу-
дарства являются госорганы охраны памятников на  местах,  Мин-
культуры России.
     В соответствии с установленными правилами должна строить-
ся служба заказчика при религиозных организациях, осуществляю-
щих большие объемы ремонтно-реставрационных работ.
     Наиболее отработанной  можно считать эту службу у Русской
Православной Церкви.  Единая  служба  заказчика  при   ремонт-
но-строительном управлении  Московской  Патриархии  эффективно
функционировала до 01.01.92 г.  пока  практика  отчислений  от
епархиальных управлений  в Московскую Патриархию с последующим
централизованным распределением средств на объекты не была уп-
разднена.
     В настоящее время с повышением  финансовой  самостоятель-
ности епархиальных управлений, монастырей и церквей служба за-
казчика стала создаваться при них.
     Такие службы имеются при епархиальных управлениях (Новго-
родском, Орловском, Ярославском, Владимирском и других) монас-
тырях (Троице-Сергиевой Лавре,  Спасо-Хутонском и Николо-Вяхи-
щенском монастырях  Новгородской  обл.,  Толгском  монастыре  в
Ярославской обл.,  Никольского Черноосровского монастыря в Ма-
лоярославце Калужской области и других).
     Анализ деятельности  служб заказчика при епархиальных уп-
равлениях и монастырях показал,  что производственный персонал
службы заказчика, как правило, формируется из профессиональных
реставраторов строителей и архитекторов,  имеющих большой опыт
работы в  государственных  реставрационных  проектных и строи-
тельных организациях.
     Так, главный  архитектор Троице-Сергиевой Лавры Б.П.Деду-
шенко имеет стаж реставрационной работы с 1952 г. (в институте
"Спецпроектреставрация" с 1977 г.),  его помощник, также архи-
тектор Лавры,  Соколов Д.С.  имеет стаж реставрационной работы
(институт "Спецпроектреставрация") с 1977 г.,  главный инженер
и другие сотрудники имеют за плечами  большой  опыт  работы  в
реставрации и  обеспечивает  высокий  профессионализм  ведения
реставрационно-восстановительных работ на памятниках  Лавры  и
ее приписных обителях.
     Процесс комплектации религиозных центров профессиональны-
ми архитекторами реставраторами в последние годы проводится за
счет сокращения объемов работ в государственных, некогда круп-
ных, реставрационных  проектных  и  производственных центрах и
миграцией специалистов во внегосударственные структуры.
     С приходом все большего количества профессионалов-рестав-
раторов в епархиальные управления и монастыри,  другие религи-
озные центры  наметилась  тенденция  улучшения взаимопонимания
представителей религиозных центров и государственных  учрежде-
ниях культуры.
     Практика сотрудничества научной общественности, государс-
твенных органов  и  церкви имелась в дореволюционной России во
второй половине XIX века,  когда  формировалась  отечественная
система охраны памятников (в первую очередь памятников церков-
ной старины).
     В то время единого государственного органа,  осуществляю-
щего охрану и контроль  за  качеством  реставрации  памятников
церковного искусства  не было.  Ответственность за сохранность
памятников разделялась между несколькими  ведомствами:Святией-
ший Синодом, Сенатом, Министерством внутренних дел, Министерс-
твом народного просвещения, Министерством госимущества и Воен-
ным министерством.
     Законодательные акты (Устав  Строительный,  Указы  Сената
Постановления Святейшего Синода), начиная с 1840-х годов, зап-
рещали разрушать или переделывать древние храмы без  соответс-
твующего разрешения.
     Епархиальные власти и местные строительные  отделы,  сог-
ласно действующим законодательным актам, обязаны были все воп-
росы о перестройке, ремонтах, подновлениях, реставрациях в под-
ведомственных епархиям храмах согласовывать с одним из научных
обществ (Императорская  археологическая  комиссия,  Московское
археологическое общество,  Комиссия  по сохранению древних па-
мятников, а также с Академией художеств или  Академией  наук).
Позднее, в 80-90-е годы XIX в.  рекомендации по перестройкам и
реставрации памятников церковной старины давались  и  местными
археологическими обществами,  в  том числе и церковно-археоло-
гическими, которые были образованы практически во всех епархи-
ях.
     Члены научных обществ (куда входили представители  церкви
выступали при рассмотрении проектов в качестве экспертов,  вы-
езжали на памятники и вели контроль за ведением  реставрацион-
ных работ.
     Заключение договоров подрядов на проектирование и  произ-
водство работ осуществляли епархиальные ведомства. Составление
смет, обмерных чертежей и  проведение  исследований  состояния
памятника оставалось за епархиальными архитекторами.
     Таким образом,  на основе вышеизложенного  можно  сделать
следующие выводы:
     - имеющийся дореволюционный опыт охраны и реставрации па-
мятников церковной  старины  свидетельствует  о  необходимости
тесных контактов и взаимодействия госорганов памятников, науч-
ной общественности и религиозных центров;
     - в настоящее время службы заказчика при религиозных  ор-
ганизациях образованы при епархиальных управлениях, монастырях
Православной церкви,  конфессиональных центрах для осуществле-
ния функций по заключению договоров-подрядов, планирования ра-
бот подрядов и осуществления технического надзора;
     - анализ  организации  и деятельности служб заказчика при
религиозных организациях  показал,  что  наметилась  тенденция
комплектации персонала  этих служб профессионалами-реставрато-
рами с большим опытом работы;
     - с  приходом  профессионалов  реставраторов в конфессио-
нальные центры стали улучшаться взаимопонимание и  взаимодейс-
твие представителей государственных и религиозных структур;
     - с расширением государственной поддержки в  финансирова-
нии религиозных  организаций  по реставрационной деятельности,
объемы работ служб заказчика  значительно  увеличились  и  при
этом возросли их значимость и ответственность.

              Сделанные выводы позволяют рекомендовать:
- создание (госорганами по охране памятников  на  местах  сов-
местно с епархиальными управлениями и управлениями других кон-
фессий, представителями научной общественности) рабочих  групп
для решения вопросов реставрации,  использования культовых па-
мятников, обеспечения их сохранности и находящихся в них пред-
метов культа,   имеющих  историко-художественную  ценность,  с
целью улучшения качества реставрационных работ,  повышения эф-
фективности освоения  выделяемых средств и обеспечения сохран-
ности;
     - урегулирование  внутри религиозных организаций вопросов
направления и распределения государственных средств. Для этого
религиозным центрам  необходимо разработать порядок финансиро-
вания реставрируемых объектов и  отчетности  по  использованию
средств с  согласованием его с Минэкономикой России,  Минфином
России и Минкультуры России;
     - введение  порядка лицензирования служб заказчиков рели-
гиозных организаций лицензионными центрами госорганов по охра-
не памятников (для ведения реставрационных работ на памятниках
Федерального значения в лицензионном  центре  при  Минкультуры
России, - на памятниках местного значения в лицензионных цент-
рах при территориальных органах культуры).

     Заместитель начальника Управления
     по охране культурного наследия               И.А.Маркин


Информация по документу
Читайте также