Расширенный поиск
Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 17.07.1995 № 01-145/16-14ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 17.07.95 N 01-145/16-14 Во исполнение решения Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (протокол заседания N 8 от 07.06.95) Министерство культуры Российской Федерации обобщило опыт работы служб заказчика при религиозных организациях и, оценивая его положительно, рекомендует его к использованию в практической работе при ведении реставрацион- но-восстановительных работ. Заместитель Министра В.П.Демин Приложение к циркулярному письму Министерства культуры РФ от 17.07.95 N 01-145/16-14 Об опыте работы служб заказчика при религиозных организациях по проведению ремонта и реставрации на памятниках истории и культуры Организация службы заказчика в области сохранения и рес- таврации памятников истории и культуры в своей основе базиру- ется на общественных нормативных документах. Понятие службы заказчика, характер деятельности и выпол- няемые ею функции определяются Положением о заказчике-застрой- щике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 02.02.88 г. Служба заказчика выполняет следующие функции: - заключение договоров-подрядов, - планирование работ подрядов, - контроль хода работ их приемка. Важнейшей функцией службы заказчика является осуществление технического надзора. Деятельность службы заказчика по техническому надзору регла- ментируется Положением о техническом надзоре заказчика, ут- вержденным постановлением Совета Министров РСФСР. В соответствии с этим Положением технический надзор за- казчика устанавливается в целях систематического контроля за соответствием объема, стоимости и качества строительно-монтаж- ных реставрационно-консервационных и ремонтных работ на памят- никах истории и культуры, а также работ по их воссозданию, ут- вержденным проектам и сметам, соблюдением строительных норм, правил технических условий выполнения и приемки работ, за ка- чество применяемых материалов, деталей и конструкций, их соот- ветствию ГОСТам и техническим условиям. Работники технического надзора назначаются заказчиком и входят в состав его службы. При хозяйственном способе ведения строительных работ технический надзор осуществляет аппарат строящей организации. Контролирующим органом со стороны госу- дарства являются госорганы охраны памятников на местах, Мин- культуры России. В соответствии с установленными правилами должна строить- ся служба заказчика при религиозных организациях, осуществляю- щих большие объемы ремонтно-реставрационных работ. Наиболее отработанной можно считать эту службу у Русской Православной Церкви. Единая служба заказчика при ремонт- но-строительном управлении Московской Патриархии эффективно функционировала до 01.01.92 г. пока практика отчислений от епархиальных управлений в Московскую Патриархию с последующим централизованным распределением средств на объекты не была уп- разднена. В настоящее время с повышением финансовой самостоятель- ности епархиальных управлений, монастырей и церквей служба за- казчика стала создаваться при них. Такие службы имеются при епархиальных управлениях (Новго- родском, Орловском, Ярославском, Владимирском и других) монас- тырях (Троице-Сергиевой Лавре, Спасо-Хутонском и Николо-Вяхи- щенском монастырях Новгородской обл., Толгском монастыре в Ярославской обл., Никольского Черноосровского монастыря в Ма- лоярославце Калужской области и других). Анализ деятельности служб заказчика при епархиальных уп- равлениях и монастырях показал, что производственный персонал службы заказчика, как правило, формируется из профессиональных реставраторов строителей и архитекторов, имеющих большой опыт работы в государственных реставрационных проектных и строи- тельных организациях. Так, главный архитектор Троице-Сергиевой Лавры Б.П.Деду- шенко имеет стаж реставрационной работы с 1952 г. (в институте "Спецпроектреставрация" с 1977 г.), его помощник, также архи- тектор Лавры, Соколов Д.С. имеет стаж реставрационной работы (институт "Спецпроектреставрация") с 1977 г., главный инженер и другие сотрудники имеют за плечами большой опыт работы в реставрации и обеспечивает высокий профессионализм ведения реставрационно-восстановительных работ на памятниках Лавры и ее приписных обителях. Процесс комплектации религиозных центров профессиональны- ми архитекторами реставраторами в последние годы проводится за счет сокращения объемов работ в государственных, некогда круп- ных, реставрационных проектных и производственных центрах и миграцией специалистов во внегосударственные структуры. С приходом все большего количества профессионалов-рестав- раторов в епархиальные управления и монастыри, другие религи- озные центры наметилась тенденция улучшения взаимопонимания представителей религиозных центров и государственных учрежде- ниях культуры. Практика сотрудничества научной общественности, государс- твенных органов и церкви имелась в дореволюционной России во второй половине XIX века, когда формировалась отечественная система охраны памятников (в первую очередь памятников церков- ной старины). В то время единого государственного органа, осуществляю- щего охрану и контроль за качеством реставрации памятников церковного искусства не было. Ответственность за сохранность памятников разделялась между несколькими ведомствами:Святией- ший Синодом, Сенатом, Министерством внутренних дел, Министерс- твом народного просвещения, Министерством госимущества и Воен- ным министерством. Законодательные акты (Устав Строительный, Указы Сената Постановления Святейшего Синода), начиная с 1840-х годов, зап- рещали разрушать или переделывать древние храмы без соответс- твующего разрешения. Епархиальные власти и местные строительные отделы, сог- ласно действующим законодательным актам, обязаны были все воп- росы о перестройке, ремонтах, подновлениях, реставрациях в под- ведомственных епархиям храмах согласовывать с одним из научных обществ (Императорская археологическая комиссия, Московское археологическое общество, Комиссия по сохранению древних па- мятников, а также с Академией художеств или Академией наук). Позднее, в 80-90-е годы XIX в. рекомендации по перестройкам и реставрации памятников церковной старины давались и местными археологическими обществами, в том числе и церковно-археоло- гическими, которые были образованы практически во всех епархи- ях. Члены научных обществ (куда входили представители церкви выступали при рассмотрении проектов в качестве экспертов, вы- езжали на памятники и вели контроль за ведением реставрацион- ных работ. Заключение договоров подрядов на проектирование и произ- водство работ осуществляли епархиальные ведомства. Составление смет, обмерных чертежей и проведение исследований состояния памятника оставалось за епархиальными архитекторами. Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: - имеющийся дореволюционный опыт охраны и реставрации па- мятников церковной старины свидетельствует о необходимости тесных контактов и взаимодействия госорганов памятников, науч- ной общественности и религиозных центров; - в настоящее время службы заказчика при религиозных ор- ганизациях образованы при епархиальных управлениях, монастырях Православной церкви, конфессиональных центрах для осуществле- ния функций по заключению договоров-подрядов, планирования ра- бот подрядов и осуществления технического надзора; - анализ организации и деятельности служб заказчика при религиозных организациях показал, что наметилась тенденция комплектации персонала этих служб профессионалами-реставрато- рами с большим опытом работы; - с приходом профессионалов реставраторов в конфессио- нальные центры стали улучшаться взаимопонимание и взаимодейс- твие представителей государственных и религиозных структур; - с расширением государственной поддержки в финансирова- нии религиозных организаций по реставрационной деятельности, объемы работ служб заказчика значительно увеличились и при этом возросли их значимость и ответственность. Сделанные выводы позволяют рекомендовать: - создание (госорганами по охране памятников на местах сов- местно с епархиальными управлениями и управлениями других кон- фессий, представителями научной общественности) рабочих групп для решения вопросов реставрации, использования культовых па- мятников, обеспечения их сохранности и находящихся в них пред- метов культа, имеющих историко-художественную ценность, с целью улучшения качества реставрационных работ, повышения эф- фективности освоения выделяемых средств и обеспечения сохран- ности; - урегулирование внутри религиозных организаций вопросов направления и распределения государственных средств. Для этого религиозным центрам необходимо разработать порядок финансиро- вания реставрируемых объектов и отчетности по использованию средств с согласованием его с Минэкономикой России, Минфином России и Минкультуры России; - введение порядка лицензирования служб заказчиков рели- гиозных организаций лицензионными центрами госорганов по охра- не памятников (для ведения реставрационных работ на памятниках Федерального значения в лицензионном центре при Минкультуры России, - на памятниках местного значения в лицензионных цент- рах при территориальных органах культуры). Заместитель начальника Управления по охране культурного наследия И.А.Маркин Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|