Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ульяновской области от 04.04.2006 № 42

 
 
 
 
 
                    ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
                       П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 
 
04 апреля 2006 г.                                                 N 42
 
 
                             г. Ульяновск
 
         Утратило силу - Постановление Губернатора Ульяновской области
                                                    от 06.03.2017 № 27
 
      Об утверждении Концепции развития системы региональной
производственной кооперации в Ульяновской области на 2006-2010 годы
 
 
     В целях   создания   условий   для   эффективного   использования
промышленного потенциала  Ульяновской  области,  обеспечения  загрузки
производственных        мощностей        предприятий,        повышения
конкурентоспособности  производимых  товаров  и   решения   задач   по
поддержке и развитию предприятий области п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить    Концепцию    развития    системы     региональной
производственной  кооперации в Ульяновской области на 2006 - 2010 годы
(прилагается).
     2. Настоящее  постановление  вступает  в силу по истечении десяти
дней после дня его официального опубликования.
     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Председателя Правительства Ульяновской области по развитию
реального сектора экономики Ульяновской области Пинкова А.П.
 
 
Губернатор
Ульяновской области                                        С.И.Морозов
 
 
 
                                                  УТВЕРЖДЕНА
                                                  постановлением
                                                  Губернатора области
                                                  от 04 апреля 2006 г.
                                                  N 42
 
 
                              КОНЦЕПЦИЯ
      развития системы региональной производственной кооперации
               в Ульяновской области на 2006-2010 годы
 
 
                               Введение
 
     Концепция развития    системы    региональной    производственной
кооперации в Ульяновской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция)
разработана  во  исполнение Закона Ульяновской области от 30.11.1999 N
036-ЗО "О внутриобластной производственной  кооперации  в  Ульяновской
области",  Закона  Ульяновской  области  от  09.11.2004  N  073-ЗО  "О
промышленной политике в Ульяновской области",  а  также  на  основании
комплексной    программы   экономического   и   социального   развития
Ульяновской  области   на   2005-2010   годы,   утвержденной   Законом
Ульяновской области от 05.05.2005 N ОЗО-ЗО "Об утверждении комплексной
программы экономического и социального развития Ульяновской области на
2005-2010 годы".
     Целью разработки    Концепции    является    оценка     состояния
производственной   кооперации  в  области  и  тенденций  ее  развития,
определение  и  обоснование  основных   направлений   модернизации   и
преобразований,  осуществляемых в сфере производства товаров,  работ и
услуг,  на основе проведения  активной  и  согласованной  системы  мер
государственного регулирования и поддержки.
     В Концепции изложены механизм,  этапы и ожидаемые  результаты  ее
реализации.
 
                     1. Анализ текущего состояния
             внутриобластной производственной кооперации
 
     На текущий   момент   в   реестр    участников    внутриобластной
производственной  кооперации (далее - реестр) внесено 165 предприятий,
что на 30 больше, чем в 2005 году (+20%).
     Основным промышленным   предприятием  на  территории  Ульяновской
области,  определяющим  организацию  внутриобластной  производственной
кооперации,   является   ОАО  "Ульяновский  автомобильный  завод".  По
состоянию на  01.01.2006  в  кооперированных  поставках  с  ОАО  "УАЗ"
задействовано 68 предприятий из 165 внесенных в реестр.
     Консолидированный товарооборот в 2005  году  составил  4130  млн.
рублей,  что  превышает  показатели  2004  года  на  8  %.  В целом по
Ульяновской области в кооперированных  поставках  задействовано  более
200  предприятий  в  разных  отраслях  промышленности с общим оборотом
более 8 млрд. рублей, что превышает показатели 2004 года на 13%. Общая
численность   работающих  на  предприятиях,  участвующих  в  областной
производственной кооперации,  в 2005  году  составила  более  85  тыс.
человек,  то  есть  снижение  численности  работающих составило 10%  к
уровню 2004 года.  Сокращение рабочих мест в первую очередь связано  с
освоением   новых  технологий  производства  и  снижением  издержек  в
условиях  повышения  тарифов  естественных  монополий  на   услуги   и
энергоносители.
     Положительную динамику      в      развитии       внутриобластной
производственной   кооперации  имеет  участие  предприятий  области  в
выполнении государственного заказа на нужды областных и  муниципальных
образований.   В   частности, доля  предприятий  Ульяновской  области,
принявших участие в обеспечении государственного заказа,  в 2005  году
составила  85 %,  в то время как в 2004 году этот показатель составлял
32 %.
     Значительную роль   в   увеличении   доли   участия   предприятий
Ульяновской области  в  обеспечении  государственного  заказа  сыграло
более  широкое  и  открытое  освещение  сроков  и  условий  проведения
конкурсных  процедур,  а  также   целенаправленная   работа   аппарата
Правительства   Ульяновской   области  с  руководителями  промышленных
предприятий.
     Необходимо отметить,   что  предприятия-партнеры,  участвующие  в
кооперированных  поставках,  являются  наиболее  гибкими  в   развитии
передовых   технологий,  повышении  качества  продукции,  сертификации
производства на соответствие международным стандартам.
 
          2. Основные проблемы производственной кооперации
 
     Длительная работа предприятий  в  условиях  переходного  периода,
когда  загруженность  мощностей  и  востребованность продукции была на
уровне 20-30%  от реальных возможностей,  привела к  дестабилизации  и
нарушению   большинства   хозяйственно-партнерских   отношений   между
участниками кооперированных поставок,  а кое-где и вовсе к  их  утрате
ввиду ликвидации предприятий или отдельных направлений производства.
     Текущее состояние     производственной     кооперации     требует
безотлагательного решения таких проблем, как:
     - выработка    механизма    стимулирования     заинтересованности
предприятий в производственной кооперации;
     - привлечение максимального числа акционеров крупных промышленных
предприятий  к  долевому участию в мелком и среднем бизнесе,  в первую
очередь в государственных и муниципальных предприятиях;
     - привлечение инвестиций для развития новых технологий и освоения
производства новых видов продукции;
     - максимальная   загрузка   простаивающих  мощностей  предприятий
оборонного комплекса для промежуточного передела полуфабрикатов разных
уровней;
     - создание единой логистической схемы продвижения товаров и услуг
на территории Ульяновской области;
     - создание информационной базы поставщиков товаров и услуг;
     - обеспечение   доступности  информации  для  всех  потенциальных
участников производственной кооперации;
     - подбор    высококвалифицированных    кадров   для   структурных
подразделений предприятий,  ответственных  за  развитие  связей  между
производителями товаров и услуг;
     - государственная поддержка в  создании  и  актуализации  системы
менеджмента качества как инструмента повышения конкурентоспособности.
     Для решения  проблем   производственной   кооперации   необходимо
принятие   мер,   позволяющих  устранить  субъективные  и  объективные
факторы,   негативно   воздействующие    на    процесс    эффективного
взаимодей-ствия предприятий. Таковыми являются:
                                                                                                                                                               '   '
     2.1. Первоочередные меры по устранению субъективных факторов
 
     Исходя из     необходимости     решения     комплекса     проблем
производственной кооперации,  в первую  очередь  необходимо  устранить
субъективные  причины торможения естественных процессов.  Как правило,
для их  устранения  требуются  минимальные  ресурсные  и  материальные
затраты.  Приоритетными  задачами  в  этом  направлении  можно назвать
следующие:
     - внесение  изменений  в  действующие нормативные правовые акты и
принятие новых нормативных правовых актов,  направленных на  мотивацию
производственных предприятий, расширяющих кооперированные связи внутри
региона;
     - проведение    протекционистской   политики,   направленной   на
получение для предприятий области заказов на  поставку  продукции  для
государственных   нужд   и   включение   инвестиционных   проектов   в
региональные и федеральные целевые программы;
     - популяризация    и   обеспечение   доступности   информации   о
потребностях   и   возможностях   промышленных   предприятий   региона
посредством  имеющихся  коммуникационных  систем  и  средств  массовой
информации;
     - привлечение  кадрового потенциала предприятий области к участию
в  региональных  и  общегосударственных  программах,  направленных  на
развитие наукоемких технологий и инвестиций;
     - создание регионального центра субконтрактации, интегрированного
в федеральную информационную систему.
 
        2.2.Меры по минимизации воздействия объективных причин
 
     В силу   исторически   сложившихся   обстоятельств   значительное
количество  предприятий   Ульяновской   области   в   разной   степени
ориентированы на выполнение государственных оборонных заказов, которые
на протяжении последних 15 лет не подлежат прогнозированию и не  могут
обеспечить   полной  загрузки  их  производственных  мощностей.  Ввиду
невозможности  полного  перепрофилирования  предприятий,   исходя   из
государственных   интересов   целесообразно   проведение  мероприятий,
направленных на увеличение загрузки производственных мощностей.  Кроме
этого  необходимо  сосредоточить  усилия  на  получении приоритета при
формировании   государственного   оборонного   заказа   и   размещении
компонентов на вновь осваиваемую технику.
     Немаловажное значение имеет объективный фактор  слабого  развития
федеральных   транспортных   коридоров,   не   позволяющий  эффективно
использовать географическое положение Ульяновской области.
 
          3. Приоритетные направления развития региональной
                     производственной кооперации
 
     Цели и    задачи    региональной    производственной   кооперации
формируются исходя  из  задач  промышленного  комплекса,  определенных
Законом  Ульяновской  области  от  09.11.2004 N 073-ЗО "О промышленной
политике в Ульяновской области".
     Приоритетные направления  развития  региональной производственной
кооперации на 2006-2010 годы:
     - максимальное использование производственного потенциала области
для обеспечения потребностей региона в товарно-материальных ресурсах;
     - развитие межрегиональных производственных связей;
     - организация  взаимодействия  предприятий  области   и   крупных
федеральных структур в вопросах поставки продукции;
     - поиск  потенциальных  партнеров  по  бизнесу  для   предприятий
области, имеющих простаивающее оборудование и свободные площади;
     - привлечение предприятий области к выполнению государственного и
муниципальных заказов области и регионов Российской Федерации.
     Обеспечение выполнения   приоритетных   задач    производственной
кооперации будет осуществляться по следующим направлениям:
     а) содействие решению внешнего комплекса проблем;
     б) привлечение   инвестиций  для  выполнения  задач  региональной
производственной кооперации;
     в) повышение    конкурентоспособности    продукции,   выпускаемой
предприятиями   области   в   рамках   региональной   производственной
кооперации;
     г) решение проблем кадрового обеспечения;
     д) развитие   инновационной  деятельности  предприятий  в  рамках
производственной кооперации;
     е) развитие внешнеэкономической деятельности предприятий в рамках
производственной кооперации;
     ж) повышение экологической безопасности производства;
     з) обеспечение     социальной     направленности     региональной
производственной кооперации.
 
          3.1. Содействие решению внешнего комплекса проблем
 
     С целью  формирования  благоприятных внешних условий для развития
кооперированных производственных связей:
     будут внесены изменения в действующие нормативные правовые акты и
приняты новые нормативные правовые акты,  способствующие  формированию
благоприятных условий для деятельности предприятий области;
     будет проводиться в соответствии с действующим  законодательством
протекционистская политика,  направленная на получение Для предприятий
области  заказов  на  поставку  продукции  для  государственных  нужд,
целевого государственного финансирования и инвестиций.
 
           3.2. Привлечение инвестиций для выполнения задач
               региональной производственной кооперации
 
     Для решения проблемы привлечения инвестиций предусматривается:
     во-первых, квалифицированное       управление       предприятием;
инвестиционные проекты,  составленные в соответствии с общепринятыми в
мировой практике нормами;  профессиональное знание рынка планируемых к
производству  товаров;  "прозрачность"  финансово   -   экономического
состояния предприятий для инвесторов;
     во-вторых, обеспечение  благоприятного  инвестиционного  климата,
наличие  действенных  механизмов привлечения инвестиций и гарантий для
инвестора путем:
     - создания     и     активизации     инвестопроводящей    системы
(бизнесцентров,    агентств,    страховых,    лизинговых    компаний),
инфраструктуры рынка земли и недвижимости;
     - активного  продвижения  областных  инвестиционных  проектов  на
российский и зарубежный рынки;
     - расширения практики использования инвестиционных соглашений как
инструмента  инвестиционной  и  промышленной  политики,  особенно  при
привлечении иностранных инвестиций;
     - оказания  государственной поддержки инвестиционной деятельности
в соответствии с Законом Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-ЗО "О
развитии   инвестиционной   деятельности   на  территории  Ульяновской
области".
     Приоритетными направлениями       для       предприятий      всех
товаропроизводителей  являются  замена  изношенного   технологического
оборудования,  автоматизация  производственных  процессов,  расширение
номенклатуры высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
 
     3.3. Повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой
     предприятиями области в рамках региональной производственной
                              кооперации
 
     Сложившиеся традиционные   отрасли   специализации   промышленных
предприятий  области  должны получить дальнейшее развитие.  Сохранение
позиций,  занимаемых предприятиями области на областном,  российском и
международном  рынках,  а также расширение предприятиями области своих
рынков   сбыта   невозможно   без   повышения    конкурентоспособности
производимой продукции.
     Повышение конкурентоспособности предприятий будет  реализовано  с
помощью следующих мер:
     оптимизация структуры предприятий,  совершенствование управления,
использование современных методов и средств менеджмента;
     выявление резервов  сокращения  затрат,  снижение   себестоимости
продукции  (в том числе через внедрение энергосберегающих технологий и
повышение энергоэффективности предприятий);
     загрузка неиспользуемых производственных площадей и оборудования;
     развитие маркетинга,  проведение  исследований  товарных  рынков,
совершенствование ценовой политики предприятий;
     реконструкция и     модернизация     предприятий,     техническое
перевооружение и диверсификация производств;
     повышение качества  продукции,   внедрение   современных   систем
управления качеством;
     расширение номенклатуры    и    ассортимента    импортозамещающей
продукции;
     совершенствование рекламной,       выставочной       деятельности
предприятий, издание справочников промышленной продукции.
 
              3.4. Решение проблем кадрового обеспечения
 
     Эффективное развитие  региональной  производственной кооперации в
области во многом зависит от качественного решения задачи ее кадрового
обеспечения. Для этого предусматривается:
     создание структуры рабочих групп по решению  вопросов  кооперации
на промышленных предприятиях области;
     вовлечение научного  и   интеллектуального   потенциала   области
(высшие   учебные   заведения,   научно-исследовательские   институты,
конструкторские бюро) в процесс обучения и подготовки кадров;
     обеспечение профессионального   уровня  управления  предприятиями
(подготовка  высококвалифицированных  кадров  в   сфере   менеджмента,
маркетинга, управления персоналом);
     формирование резерва кадров высшего управленческого звена;
     создание эффективной    системы    переподготовки    специалистов
предприятий.
 
         3.5. Развитие инновационной деятельности предприятий
                 в рамках производственной кооперации
 
     Одной из  основных проблем эффективного развития производственной
кооперации Ульяновской области остается недостаточный уровень освоения
новых видов наукоемкой продукции. Для решения этой проблемы необходимо
активизировать  инновационную  и  научно-техническую  деятельность   в
промышленности, что предусматривает принятие следующих мер:
     развитие региональной инфраструктуры  инновационной  деятельности
инновационных    фондов,    инновационно-технологических   центров   и
инновационно-промышленных комплексов;
     создание системы    координации    научной   и   производственной
деятельности в масштабах региона; ;
     развитие технологического прогнозирования;
     формирование и      реализация      инновационных       программ,
совершенствование  системы  экспертизы  проектов,  системы продвижения
инновационных разработок в производство;
     внедрение прорывных  технологий  и освоение наукоемкой продукции,
содействие созданию новых производств на базе передовых технологий;
     патентование за  рубежом  изобретений  и  промышленных  образцов,
входящих в состав экспортируемой (или планируемой  к  производству  на
экспорт) продукции.
 
      3.6. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий
                 в рамках производственной кооперации
 
     Основная задача  товаропроизводителей  области   заключается   не
только  в сохранении российских сегментов рынка и своего традиционного
потребителя,  но и в увеличении объемов  экспорта.  Будут  реализованы
меры  по  развитию  международных  экономических  связей,  в том числе
кооперированных поставок.  В вопросах  расширения  внешнеэкономической
деятельности основными направлениями должны стать:
     расширение экспорта продукции предприятий области,  прежде  всего
высокотехнологичной и наукоемкой продукции, машин и оборудования;
     развитие сотрудничества с развивающимися странами, восстановление
и развитие кооперации, а также технического содействия;
     сертификация систем  управления  качеством  на   предприятиях   в
соответствии  с  международными  стандартами серии ИСО-9000,  создание
участков сертификационных испытаний и организаций для сертификации;
     участие предприятий   в  международных  выставках,  презентациях,
формирование благоприятного имиджа промышленного потенциала области на
внешних   рынках,  использование  мировых  информационных  систем  для
рекламы экспортного потенциала области.
 
              3.7. Повышение экологической безопасности
                    производственной деятельности
 
     Повышение экологической       безопасности       производственной
деятельности  решает  задачу  защиты  окружающей  среды  от   вредного
воздействия    на    нее    промышленных    производств.   Для   этого
предусматривается:
     внедрение современных экологически безопасных технологий;
     внедрение экологического аудита и страхования;
     проведение экспертизы экологической безопасности предприятий;
     обеспечение соблюдения  предприятиями  требований   экологической
безопасности;
     внедрение средств автоматического контроля на источниках выбросов
и сбросов загрязняющих веществ.
 
       3.8. Обеспечение социальной направленности региональной
                     производственной кооперации
 
     Одним из важнейших аспектов при разработке и проведении программы
развития   региональной   производственной   кооперации   является  ее
социальная направленность.  Социальными приоритетами  производственной
кооперации предусмотрены:  обеспечение занятости населения, выполнение
трудового  законодательства,  развитие   системы   трудоустройства   и
профессионального обучения, развитие социального партнерства.
 
          4. Критерии выбора приоритетов для государственной
          поддержки региональной производственной кооперации
     по социальной значимости, по экономическим, технологическим
           и экологическим показателям оценки эффективности
               конкретных мер государственной поддержки
 
     Адресные меры   государственной   поддержки   будут   оказываться
участникам региональной  производственной  кооперации  для  реализации
проектов, отвечающих следующим критериям:
     1) по социальной значимости:
     проекты, направленные   на   развитие   производственной   сферы,
обеспечивающей экономическую безопасность области;
     проекты, обеспечивающие прирост объемов производства и реализацию
продукции;
     проекты, ориентированные  на  обеспечение внутренних потребностей
региона, в том числе замещение импорта;
     проекты, обеспечивающие выполнение региональных программ;
     создание дополнительных рабочих мест;
     2) по экономическим показателям:
     увеличение налогооблагаемой базы;
     обеспечение уровня   заработной   платы   не   ниже  прожиточного
минимума, определенного по Ульяновской области;
     собственные инвестиции   в  проект  не  менее  50%  от  стоимости
проекта;
     отсутствие задолженности  в  бюджет  и  внебюджетные  фонды  либо
реализация   проекта   предусматривает   реструктуризацию    указанной
задолженности;
     устойчивое финансово-экономическое состояние предприятия,  в  том
числе уровень оборачиваемости и рентабельности;
     3) по технологическим показателям:
     реализуемый проект  увеличивает производство высокотехнологичной,
наукоемкой продукции;
     наличие на   предприятии   оборудования,   способного   выпускать
продукцию, требуемую на товарном рынке, с заданным качеством;
     степень износа  оборудования для производства продукции не должна
превышать допустимых норм;
     4) по экологическим показателям:
     сокращение выброса загрязняющих веществ в окружающую среду;
     сокращение отходов производства;
     обеспечение соблюдения  предприятиями  требований   экологической
безопасности.
     При рассмотрении вопроса  об  оказании  адресной  государственной
поддержки  учитываются объем ранее оказанной государственной поддержки
и эффективность ее использования.
     Адресные меры     государственной    поддержки,    связанные    с
расходованием бюджетных средств,  оказываются на принципах срочности и
возвратности.
 
               5. Система мер государственной поддержки
               региональной производственной кооперации
 
     Государственная поддержка         участников         региональной
производственной  кооперации  на областном уровне является необходимым
условием ускоренного развития производства товаров,  работ и  услуг  в
области.  Она  будет  осуществляться  за  счет  реализации целевых мер
прямого и косвенного характера в соответствии  с  требованиями  Закона
Ульяновской  области от 09.11.2004 N 073-ЗО "О промышленной политике в
Ульяновской  области".  Меры  государственной   поддержки   участников
региональной  производственной  кооперации  на  областном уровне могут
дополняться соответствующими мерами поддержки на муниципальном уровне.
 
              5.1. Прямые меры государственной поддержки
 
     Прямые меры государственной поддержки предусматривают:
     принятие нормативных  правовых  актов Ульяновской области в целях
регулирования и  поддержки  участников  региональной  производственной
кооперации;
     эффективное управление    долями    областной     государственной
собственности    в    уставных    капиталах   субъектов   промышленной
деятельности;
     совершенствование системы государственных закупок для областных и
муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством;
     предоставление в  аренду  государственного  имущества на льготных
условиях;
     предоставление преференций     предприятиям,     участвующим    в
производственной кооперации;
     целевое льготное кредитование модернизации технологий, актуальных
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ,   освоения
производства  высокотехнологичной  продукции,  продукции  с длительным
циклом изготовления;
     предоставление государственных  гарантий инвесторам,  в том числе
гарантий  при  закупке  (на  условиях  лизинга)   высокотехнологичного
оборудования, иной наукоемкой продукции (технологий, ноу-хау);
     содействие в получении  за  рубежом  патентов  на  изобретения  и
промышленные  образцы,  входящие в состав экспортируемой продукции или
продукции, планируемой для продажи за пределами Российской Федерации;
     содействие в  организации  совместных производств с предприятиями
регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
 
            5.2. Косвенные меры государственной поддержки
 
     Косвенные меры государственной поддержки предусматривают:
     1) проведение  протекционистской  политики  в федеральных органах
государственной власти с целью получения для предприятий области:
     заказов на  поставку  продукции  для  федеральных государственных
нужд;
     централизованного государственного финансирования и инвестиций, в
том числе в рамках федеральных целевых программ;
     инвестиционного налогового   кредита,   отсрочки   или  рассрочки
налоговых платежей в федеральный бюджет;
     гарантий Правительства Российской Федерации для инвесторов;
     2) заключение Правительством Ульяновской области в пределах своей
компетенции   межрегиональных   соглашений   в   области  промышленной
деятельности,  заключение  соглашений   (договоров)   с   федеральными
органами власти;
     3) содействие  предприятиям  области  в  расширении  рынка  сбыта
продукции  через  развитие  внутриобластной кооперации,  экономических
связей Ульяновской области с другими регионами  Российской  Федерации,
внешнеэкономических связей с иностранными государствами;
     4) содействие предприятиям производственной сферы  в  передаче  в
муниципальную  собственность  жилищного фонда и ведомственных объектов
социальной сферы, культуры, быта или компенсацию издержек, связанных с
расходами на их содержание;
     5) организационно-правовую     поддержку     реорганизации      и
реструктуризации предприятий;
     6) поддержку в проведении экспортоориентированными  предприятиями
сертификации их производств и продукции;
     7) содействие    предприятиям,    участвующим    в    российских,
международных тендерах;
     8) информационную   поддержку   при   осуществлении    рекламной,
выставочной деятельности с участием представительств области;
     9) совершенствование системы подбора, подготовки, переподготовки,
аттестации,   заключения   контракта   с  директорами  государственных
унитарных  предприятий  и  акционерных   обществ   с   государственным
участием;
     10) развитие инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.
 
                   6. Механизм реализации Концепции
 
          6.1. Действенные инструменты реализации Концепции
 
     Обеспечение реализации  целей  и  задач  Концепции  возможно  при
условии  выбора  эффективных  инструментов  ее  реализации.  Исходя из
обобщенного   передового   опыта    работы    наиболее    действенными
инструментами выполнения концепции являются:
     а) создание  информационного  банка  данных   о   технологических
возможностях предприятий и продукции,  работах,  услугах, поставляемых
по кооперации;
     б) минимизация рисков при выполнении заказов по кооперации;
     в) минимизация  издержек  производства  посредством   организации
тендеров и конкурсов на закупку сырья, материалов и комплектующих;
     в) ликвидация  собственных  вспомогательных   и   заготовительных
производств в пользу специализированных центров;
     г) создание    специализированного    центра     производственной
кооперации (центра субконтрактации);
     д) оказание информационной и методической поддержки  предприятиям
в  процессах сертификации системы менеджмента качества на соответствие
требованиям международного стандарта ИСО-9000.
 
           6.2. Соответствие с другими программами развития
                        промышленности области
 
     Основой механизма  реализации  Концепции  должны  стать программы
развития отраслей промышленности области,  которые разрабатываются  на
основании   Концепции  развития  промышленности,  содержат  конкретные
мероприятия по  ее  реализации,  сроки  их  выполнения.  Требования  к
содержанию   и   порядку   разработки   программ  установлены  Законом
Ульяновской области от 09.11. 2004 N 073-ЗО "О промышленной политике в
Ульяновской области". Реализация настоящей Концепции осуществляется на
базе функциональных и отраслевых программ развития промышленности.
     Функциональные программы  развития  промышленности - совокупность
программ,  имеющих общепромышленную значимость и являющихся  средством
обеспечения (информационного, организационного, правового, ресурсного)
реализации отраслевых программ развития  промышленной  деятельности  в
соответствии с приоритетами промышленной политики.
     К функциональным  программам,  разработка  и  реализация  которых
предусматривается в течение 2006 - 2010 гг., относятся следующие:
     программа "Развитие, инноваций  в   промышленности    Ульяновской
области";
     программа "Повышение       инвестиционной       привлекательности
промышленных предприятий".
     Отраслевые программы  развития  промышленности   -   совокупность
программ,    обеспечивающих    создание   новой   конкурентоспособной,
импортозамещающей  и  экспортоориентированной   продукции,   а   также
расширение      действующего      производства      качественной     и
конкурентоспособной продукции на основе пополнения оборотных средств и
технического   перевооружения   производства.   Отраслевые   программы
развития промышленности следующие:
     программа "Развитие предприятий легкой промышленности Ульяновской
области";
     программа "Развитие  предприятий  лесной  и  деревообрабатывающей
промышленности Ульяновской области";
     программа "Развитие   предприятий   промышленности   строительных
материалов Ульяновской области";
     программа "Развитие    предприятий   машиностроения   Ульяновской
области".
 
         6.3. Основные принципы построения программ развития
               региональной производственной кооперации
 
     Системность. Предусматривает рассмотрение проблем с учетом причин
их возникновения;  поиск нескольких возможных вариантов их  решения  и
выбор   оптимального;   научную   обоснованность  применяемых  методов
анализа;  определение  круга  исполнительных  органов  и  общественных
организаций,   привлекаемых  к  решению  проблем;  ответственность  за
принимаемые рекомендации и решения.
     Комплексность. Означает    необходимость   взаимосвязи   программ
развития отраслей;  необходимость  взаимосвязи  мероприятий  программы
развития отдельной отрасли промышленности;  обеспечение взаимодействия
всех исполнителей.
     Целенаправленность. Означает    целевой   характер   и   адресное
предоставление мер государственной поддержки,  целевую  направленность
программных мероприятий.
     Эффективность. Предусматривает достижение  высоких  экономических
показателей планируемых мероприятий, включает коммерческую, бюджетную,
социальную эффективность.
 
                  6.4. Ресурсы реализации Концепции
 
     Основными ресурсами реализации Концепции являются:
     средства, предусмотренные  федеральным и;  областным бюджетом для
реализации соответствующих федеральных и областных программ;
     собственные средства предприятий, инвестиции их собственников;
     привлеченные инвестиции - средства внешних  инвесторов,  средства
внебюджетных   фондов,  банковские  кредиты,  лизинг  технологического
оборудования, кредиты по линии международных банков и организаций;
иные источники финансирования.
 
           6.5. Совершенствование нормативной правовой базы
 
     Важной составляющей   механизма   реализации  Концепции  является
совершенствование нормативной правовой  базы  Ульяновской  области.  В
частности,   предполагается  подготовка  и  принятие  в  установленном
порядке следующих нормативных правовых актов:
     Закона Ульяновской  области  "О внесении изменений и дополнений в
Закон  Ульяновской   области   "О   внутриобластной   производственной
кооперации в Ульяновской области";
     Закона Ульяновской области "О признании  утратившим  силу  Закона
Ульяновской  области от 27.06.1997 N 015-ЗО "О поставках продукции для
областных государственных нужд".
     Также планируется  принятие постановлений Губернатора Ульяновской
области,  предусматривающих  формирование  инвестопроводящей  системы,
создание  и развитие областных инновационных центров в промышленности,
направленных  на  привлечение  инвестиционных  ресурсов  для  развития
инновационного потенциала области.
 
  7. Система индикаторов развития региональной производственной коо-
      перации, методы оценки и механизмы контроля эффективности
               конкретных мер государственной поддержки
 
     В качестве    основных    индикаторов    развития    региональной
производственной  кооперации   в   результате   реализации   Концепции
применяются:
     число субъектов малого,  среднего и крупного бизнеса, участвующих
в процессах внутриобластной производственной кооперации;
     доля кооперированных  поставок  на  предприятия  в  общем  объеме
выпущенной продукции;
     доля закупок материальных ресурсов от местных производителей;
     количество неиспользуемых производственных площадей;
     количество неиспользуемого производственного оборудования;
     доля объема   выпущенной  продукции  участниками  внутриобластной
производственной кооперации в валовом внутреннем продукте;
     производство экспортноориентированной продукции.
     Для оценки  динамики   развития   региональной   производственной
кооперации  используется  показатель  вовлечения материальных ресурсов
региона  в  обеспечение  ее  внутренних   потребностей.   При   оценке
социальноэкономических  последствий  реализации Концепции используются
показатели текущего эффекта,  рассчитанного для определенного  момента
времени,  и  интегрального  эффекта,  который  определяется  как сумма
текущих эффектов за определенный период реализации Концепции.
     Для характеристики  эффектов  использованы показатели бюджетного,
коммерческого и социального эффектов,  которые определяются  следующим
образом:
     бюджетный эффект выражается  в  увеличении  бюджетных  доходов  и
(или) снижении бюджетных расходов в результате реализации проекта;
     коммерческий эффект определяется как превышение  поступлений  над
расходами  операционной  и  инвестиционной  деятельности  предприятия,
осуществляющего проект;
     социальный эффект   определяется   в  зависимости  от  количества
сохраненных и вновь созданных рабочих мест и рассчитывается как  сумма
фонда заработной платы (включая единый социальный налог) сохраненных и
вновь принятых работников организаций.
 
   8. Мониторинг развития региональной производственной кооперации
 
     Мониторинг развития региональной  производственной  кооперации  в
Ульяновской  области заключается в контроле за реализацией Концепции и
выполнением  программ  развития  производственной  сферы   Ульяновской
области.  Мониторинг  предусматривает  исследование  и прогнозирование
тенденций  развития  производственной  кооперации,  оценку  проблем  в
различных  отраслях производства,  оценку эффективности кооперационных
связей, прогнозирование ожидаемых результатов.
     Мониторинг развития  производственной  кооперации  осуществляется
органами  исполнительной  власти  Ульяновской   области   с   участием
предприятий и включает в себя:
     мониторинг и  анализ  деятельности  предприятии,  вовлеченных   в
производственную   кооперацию,   рейтинговые   оценки   предприятий  и
отраслей;
     мониторинг  товарных  рынков  по  схемам   "спрос - предложение", 
"ввоз - вывоз" товаров, сырья, материалов, оборудования и услуг;
     банк данных инвестиционных и инновационных проектов;
     справочники товарной продукции,  бюллетени  по  новой  технике  и
технологиям.
     Для обеспечения  комплексного  подхода  к  мониторингу   развития
региональной  производственной  кооперации  необходимо создание единой
областной  базы  данных,  формируемой  из   различных   информационных
источников    -   исполнительных   органов   государственной   власти,
возглавляемых   Правительством   Ульяновской   области,    предприятий
производственной сферы и иных источников.
 
                9. Сроки и этапы реализации Концепции
 
 Реализация Концепции Ульяновской области предусматривает два этапа:
 
                  9.1. Краткосрочный этап (2006 год)
 
     Реализация данного этапа предполагает:
     стимулирование диверсификации   производства,    реструктуризацию
предприятий, повышение эффективности управления на основе подготовки и
привлечения квалифицированных менеджеров;
     обеспечение роста   объемов   промышленного   производства  через
расширение внутреннего рынка  (внутриобластная  кооперация,  областной
государственный    заказ),    повышение    эффективности   действующих
предприятий, проведение их модернизации;
     формирование благоприятных условий для развития инвестопроводящих
структур;
     осуществление группы   высокоэффективных   и  социально  значимых
инвестиционных проектов, формирующих точки экономического роста;
     отработку новых финансовых инструментов государственной поддержки
приоритетных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор;
     формирование основных  интегрированных  структур  и  промышленных
округов;
     расширение номенклатуры    производства    продукции    конечного
потребления;
     развитие ориентированных на экспорт производств;
     создание и   внедрение   системы   мониторинга   производственной
кооперации;
     создание информационной инфраструктуры.
     Рост эффективности  производства  на реформированных предприятиях
приведет к пополнению регионального  бюджета.  Оптимизируются  степень
государственного  регулирования  производства  товаров  и  доля  в ней
государственного сектора.
 
               9.2. Среднесрочный этап (2007-2010 годы)
 
     В среднесрочной перспективе планируются:
     продолжение реализации  мер,  закрепляющих  позитивные изменения,
достигнутые на первом этапе реализации Концепции;
     обновление, модернизация  и  техническое  перевооружение основных
фондов существующих товаропроизводящих предприятий и,  как  следствие,
повышение   качественного   уровня   продукции  предприятий-участников
региональной производственной кооперации;
     государственная поддержка     и     стимулирование     реализации
инновационных проектов,  способствующих созданию новых  производств  в
области;
     развитие областной      системы       инновационных       фондов,
инновационнотехнологических    центров   и   инновационно-промышленных
комплексов, технопарков;
     освоение производства   новой   высокотехнологичной,   наукоемкой
продукции, значительное увеличение ее доли в общем объеме производства
товаров и услуг;
     повышение уровня  жизни  части  населения  Ульяновской   области,
занятого на предприятиях, вовлеченных в производственную кооперацию, и
членов их семей.
     10. Стратегический прогноз развития региональной производственной
кооперации  области  и  результаты  реализации  Концепции   В   рамках
настоящей   Концепции  будут  реализованы  эффективные  инвестиционные
проекты,  направленные на повышение конкурентоспособности экономики. В
частности,   в   целях   реконструкции  и  технического  переоснащения
предприятий   области,   загрузки   неиспользуемых    производственных
мощностей,  развития  производства  качественной  и конкуретоспособной
продукции,  экспортного потенциала будут  приняты  меры  поддержки  по
продвижению    продукции    предприятий    области   для   обеспечения
государственного и муниципальных заказов,  поставки продукции для нужд
Куйбышевской  железной  дороги  -  филиала  ОАО  "Российские  железные
дороги",  развития  кооперированных  поставок  на   ОАО   "Ульяновский
автомобильный   завод",   а   также  обеспечения  автокомпонентами  на
вторичном рынке.
     Значительную роль  в развитии системы производственной кооперации
призваны сыграть соглашения о сотрудничестве с  субъектами  Российской
Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
     Основными результатами реализации Концепции станут:
     повышение конкурентоспособности   продукции  товаропроизводителей
Ульяновской области на российском и международном рынках;
     обеспечение устойчивого    и    бесперебойного   функционирования
предприятий области;
     формирование благоприятного           инвестиционного           и
предпринимательского  климата,  увеличение   притока   инвестиций   на
территорию области;
     создание экономических   условий,   способствующих    эффективной
занятости населения и позволяющих трудоспособному населению обеспечить
достойный уровень жизни за счет собственных доходов;
     повышение качества жизни населения области благодаря формированию
динамичного  и  конкурентоспособного  производственного  комплекса   и
высокой деловой активности в регионе.
     В качестве         основных         индикаторов         изменения
социально-экономического  положения  области  в  результате реализации
Концепции применяются:
     динамика объема производства валового продукта;
     динамика поступления налогов и других  обязательных  платежей  от
предприятий области, вовлеченных в производственную кооперацию;
     рост инвестиций в развитие производства;
     снижение доли  убыточных  предприятий,  ведущих  производственную
деятельность;
     рост реальных денежных доходов населения, занятого в производстве
товаров и услуг;
     создание новых рабочих мест и связанный с этим социальный эффект.
     В ходе реализации целей и решения задач Концепции  предполагается
достижение   следующих   целевых   показателей  развития  региональной
производственной кооперации в целом в расчете на год:
     рост доли  кооперированных поставок на предприятия в общем объеме
выпущенной продукции - 5 % ;
     рост   доли    закупок    материальных   ресурсов   от    местных 
производителей - 6%;
     создание новых рабочих мест - 2 % ;
     снижение неиспользованных производственных площадей - 7% ;
     вовлечение в производство неиспользуемого оборудования - 20% .
 
 


Информация по документу
Читайте также