Расширенный поиск
Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 18.01.1996 № 01-12/16-25НАПРАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ "БЕЗОПАСНОСТЬ МУЗЕЕВ И БИБЛИОТЕК-95" Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 18.01.96 N 01-12/16-25 Министерство культуры Российской Федерации направляет ре- комендации конференции "Безопасность музеев и библиотек-95", состоявшейся 12-14 сентября 1995 г. в г.Кирове на базе Кировс- кого областного художественного музея. Учитывая актуальность проблемы сохранения культурных цен- ностей в условиях сложной криминогенной обстановки в стране, просим внимательно изучить материалы конференции, довести их до сведения подведомственных музеев, библиотек, других объек- тов, хранящих культурные ценности, принять меры к внедрению рекомендаций в практику работы по обеспечению безопасности культурных ценностей. Заместитель министра М.Е.Швыдкой Приложение к циркулярному письму Министерства культуры Российской Федерации от 18.01.96 N 01-12/16-25 РЕКОМЕНДАЦИИ конференции "Безопасность музеев и библиотек-95" 12-14 сентября 1995 г. г.Киров Конференция подвела итоги работы территориальных органов и учреждений культуры по охране и защите культурного наследия за период 1994-1995 г.г. К сожалению, на конференции присутс- твовали только несколько руководителей территориальных органов культуры - заместитель министра республики Карелии, замести- тель председателя Комитета по культуре и туризму Московской области, заместитель директора Департамента культуры и искусс- тва Тамбовской области. Участники конференции, в целом, одобряют деятельность Межведомственного экспертного совета Министерства культуры, Центра по безопасности культурных ценностей и Ассоциации по музейной безопасности Российского национального Комитета ИКОМ. Конференция отмечает, что работы по улучшению системы бе- зопасности музеев уже приобретает целенаправленный характер, во многом благодаря усилиям конкретных руководителей музеев, библиотек, территориальных органов культуры в республиках Ка- релии и Удмуртии, во Владимирской, Иркутской, Тверской, Ки- ровской, Московской, Пермской и Вологодской областях, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже. Экспертиза заявок, полученных из 62 регионов России для включения в программу "Безопасность" на общую сумму около 30 миллиардов рублей показал, что большинство из них не были дос- таточно обоснованны и, как правило, содержали предложения от- делов внутренних дел на местах по установке устаревшей аппара- туры, что не позволило определить целесообразность выделения запрашиваемых средств. Анализ отчетов о ходе выполнения работ в рамках программы "Безопасность" показал, что когда руководители уделяют доста- точное внимание проблемам безопасности, составлению детальных планов работ по усилению охраны, конкретных мероприятий, тогда область решает вопрос обеспечения финансированием из местного бюджета, как правило, поступают федеральные средства (Влади- мирская, Вологодская, Кировская, Московская, Новгородская, Тверская области). Выполняются рекомендации предыдущей конференции: вводится в практику создание в структуре музеев и библиотек собственной службы безопасности. В то же время отмечается, что, как прави- ло, музеи и библиотеки не располагают технически подготовлен- ными кадрами, тем более специалистами в области безопасности. По этой причине руководители территориальных органов и учреж- дений культуры вынуждены передавать решение проблем охраны своих ценностей местным органам милиции, не зная специфики за- щиты коллекций, представляют стандартные, часто громоздкие, неоправданно дорогие решения, привычно используемые для мага- зинов и т.п. учреждений, не применяя новых приборов и специфи- ческой тактики их использования на объектах, хранящих культур- ные ценности. Идет совместная работа Управлений Министерства культуры и Министерства внутренних дел, Межведомственного Экспертного со- вета, Центра по безопасности культурных ценностей по реализа- ции решений прошедшей в 1994 г. совместной коллегии этих ве- домств, но пока конкретные меры по улучшению работы руководи- телей музеев и библиотек, территориальных органов культуры совместно с органами внутренних дел в нужном объеме не прини- маются. Регулярно собирался Межведомственный экспертный совет, на заседаниях которого рассматривались проблемы укрепления безо- пасности учреждений культуры. Продолжалась работы по обследо- ванию состояния безопасности музеев и библиотек. За истекший год заметно расширился состав актива Ассоциации по музейной безопасности Российского национального Комитета ИКОМ. Члены Ассоциации - работники центральных и периферийных музеев и библиотек принимали участие в работе Межведомственного экс- пертного совета и Центра по безопасности культурных ценностей. Активизировались профессиональные связи с коллегами из зару- бежных стран. В Центре по безопасности культурных ценностей активно ве- дется разработка нормативных и законодательных документов, за- вершается разработка Инструкции по охране объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны, продолжалась и близка к завершению работа по новой редакции Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, выполнен значительный объем работ по экспертизе проектов, оценке ка- чества новой аппаратуры безопасности, выпуску инструктивных и информационных материалов. Проводились учебные занятия и кон- сультации с хранителями и руководителями служб безопасности. Издан и отправлен на места Информационный Бюллетень, а также пособие по защите музеев от хищений и пожаров. Министерством культуры РФ направлены на места разработан- ная совместно с ГУВО МВД РФ Инструкция по пропускному режиму, рекомендации по использованию технических средств охранно-по- жарной сигнализации, а также различных приборов и материалов, применение которых обеспечит защиту хранимых ценностей. Определенную работу начала проводить служба вневедомс- твенной охраны по оборудованию музеев качественно новой оте- чественной аппаратурой с техническими характеристиками, отве- чающими современным требованиям, и внедряя зарубежную охранную технику, адаптированную к условиям эксплуатации в России. В то же время участники конференции отмечают претензии к работе местных органов вневедомственной охраны, в том числе, в целом к проводимой технической политике в отношении оборудова- ния музеев и библиотек; высказано согласие с позицией Минис- терства культуры относительно необходимости использования на практике сертифицированных систем охраны и приборов, которые могут не быть включенными во внутриведомственный "Перечень технических средств охраны" ГУВО МВД РФ. На прежних конференциях представителями МВД отмечалось отсутствие специализированной аппаратуры для защиты витрин, отдельных экспонатов; теперь такие приборы сертифицированы в Центрах Госстан- дарта, но их использование на местах пока тормозится из-за запрещения руководства вневедомственной охраны применять при- боры, выпускаемые другими российскими ведомствами и предприя- тиями. В результате выделяемые ассигнования часто расходуются неэффективно; безопасность остается на низком уровне, боль- шинство средств расходуется на содержание милиции, которая не несет никакой ответственности за охрану по договорам, не реа- гирует или опаздывает отреагировать на сигнал тревоги, в ряде случаев - не принимает мер к улучшению порядка выполнения обя- зательств по договорам, несмотря на сигналы от руководителей учреждений культуры. В соответствии с рекомендациями предыдущих конференциях в музеях и библиотеках создаются собственные службы безопасности (Государственный Эрмитаж и Третьяковская галерея, Российская национальная библиотека, а также небольшие музеи, где вводится пока только должность заместителя директора по безопасности). При этом используются новые методы хозяйствования, что позво- ляет обойтись без дополнительных дотаций. Большая работа про- ведена Службой безопасности Комитета по культуре администрации Иркутской области; в областном художественном музее введена собственная физическая охрана, экипированная спецсредствами защиты и радиосвязи, униформой. Решен вопрос о введении в штат областной Службы безопасности специалиста по техническим средствам охраны, совместно с отделом вневедомственной охраны при УВД разрабатывается единая концепция модернизации систем защиты. Рассматривается проблема создания межрегиональной служ- бы безопасности для Бурятии, Приморского, Хабаровского краев, Якутии, Читинской области. Министерство культуры вышло на Ми- нистерство труда с просьбой о введении в штатное расписание учреждений культуры должностей специалистов по безопасности. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, положение с сох- ранением нашего культурного наследия не может не вызывать тревогу. За истекший период число краж и разбойных нападений на учреждения культуры, храмы, частные коллекции увеличилось. Раскрываемость преступлений остается крайне низкой. Руководс- твом ГУВО подчеркнуто, что халатное исполнение служебных обя- занностей как со стороны работников милиции, так и со стороны персонала учреждений культуры, имеет место, и с этим необхо- димо бороться. Следует проводить инспекционные проверки состо- яния охраны государственных ценностей, а также специальные тренировки и учения работников учреждений культуры, службы бе- зопасности, милиции. К сожалению приходится констатировать, что в ряде случаев преступные посягательства происходят с участием работников музеев, библиотек и сотрудников милиции. Появляющаяся в печати информация о состоянии защиты мест хра- нения культурных ценностей и о происшедших кражах играют нега- тивную роль и провоцируют преступления. Крайне медленно, в основном, из-за недостаточного финан- сирования идет внедрение современных технических средств охра- ны, повсеместно требующих замены. Из 8 млрд., предусмотренных программой "Безопасность-95", фактически выделено только 600 млн.руб. К сожалению, Министерству культуры не были выделены ассигнования на реализацию мероприятий по безопасности куль- турных ценностей, предусмотренных и проводимых в рамках ут- вержденной Указом Президента России от 24.05.94 г. N 1016 фе- деральной программы по усилению борьбы с преступностью. Из-за недостатка средств и высокой стоимости милицейской охраны многие музеи и библиотеки практически остаются безза- щитными, причем, многие преступления, очевидно, планируются с участием лиц, знакомых с порядком охраны и функционированием системы сигнализации: последний пример - кражи в Государствен- ном музее-заповедника "Петергоф" и Ростово-Ярославском архи- тектурно-художественном музее. Так же напряженно складывается ситуация с огромными цен- ностями, находящимися в собственности Русской Православной Церкви и других конфессий. По-прежнему остается напряженной обстановка с противопо- жарной защитой учреждений культуры. Крайне медленно идет их оснащение современными средствами пожарной сигнализации и ав- томатического пожаротушения. Конференция считает необходимым: 1. Просить Министерство культуры совместно с Министерс- твом внутренних дел обратить внимание Правительства России на катастрофически низкий уровень защиты культурных ценностей страны в большинстве музеев и библиотек, необходимость прове- дения предусмотренных работ в рамках федеральной программы по борьбе с преступностью, а также на совершенно недостаточное целевое финансирование по линии Министерства культуры меропри- ятий по укреплению безопасности в условиях непрерывного роста преступности. 2. Просить Министерство внутренних дел: - представлять в Министерство культуры оперативную инфор- мацию о хищениях на объектах культуры и о результатах деятель- ности по розыску похищенных предметов; привлекать специалистов Минкультуры к участию в проведении семинаров и совещаний, обс- ледований учреждений культуры, экспертизе технических заданий и предпроектных предложений оборудования конкретных объектов; - принять меры административно-правового характера в свя- зи с отсутствием должной ответственности в органов вневедомс- твенной охраны за принимаемые под охрану культурные ценности; - учитывая тяжелое финансовое положение учреждений куль- туры, решить вопрос о взимании платы по минимальному тарифу за охрану объектов с помощью пультов централизованного наблюдения; - исключить случаи установки на объектах, хранящих куль- турные ценности, устаревших образцов охранной аппаратуры. РУКОВОДИТЕЛЯМ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ: 1. Рекомендуется поддерживать консультативную связь с Ми- нистерством культуры по вопросам укрепления безопасности, представляя свои предложения, складывающиеся в ходе решения практических задач. 2. Считать необходимым в повседневной работе уделять ос- новное внимание ответственности и организационным мероприятиям по обеспечению сохранности вверенных государственных ценнос- тей, проблемам, связанным с поддержанием должных условий хра- нения, а также постоянно контролировать качество и надежность музейного оборудования, технических средств охраны и противо- пожарную безопасность. 3. По всем вопросам проведения обследований состояния за- щиты коллекций, составления концепции безопасности и техничес- ких заданий, экспертизы предпроектных предложений, проектно- сметной и др.документации рекомендуется обращаться в Центр по безопасности культурных ценностей и Межведомственный Эксперт- ный совет (107014, Москва,ул.Гастелло 44, тел.268-77-79, факс 268-76-34, начальник Центра Л.И.Душкина). 4. Рекомендуется шире использовать доступные простые средства подачи тревожных извещений (радиокнопки, кнопки тре- вожного вызова, местные оповещатели- сирены, звонки, лампы, прожекторы), а при защите экспозиционных залов- приборы круг- лосуточной защиты отдельных предметов с выводом сигнала в дневное время на местный пульт охраны и к смотрителям. Решения по выбору и реализации проектов оборудования сис- темами сигнализации целесообразно принимать после рассмотрения этих предложений на конкурсной основе. При установке систем охраны следует использовать только сертифицированную аппаратуру и контролировать тактико- техни- ческие характеристики местных пультов приема тревожных извеще- ний, в том числе, установленных подразделениями вневедомствен- ной охраны; пульты должны обеспечивать документирование инфор- мации и проверку действий оператора, в том числе, работника охраны, исключать возможность несанкционированного отключения, иметь резервное питание, обеспечивать возможность передачи сигналов по занятым телефонным линиям во избежание предложений по установке излишнего числа телефонных пар для связи с пуль- том милиции (реализация таких предложений существенно увеличи- вает расходы на охрану). В случае возникновения спорных вопро- сов с территориальными подразделениями вневедомственной охраны в установке современной аппаратуры, обеспечивающей вышеуказан- ные возможности, а также в принятии условий по договорам на охрану обращаться в Главное Управление вневедомственной охраны МВД РФ (Москва, Бутырский вал 7, стр.2). 5. Необходимо вводить в музеях и крупных библиотеках должности руководителей службы безопасности, осуществляющих координацию деятельности служб по обеспечению сохранности фон- дов, профессиональное обучение специалистов, взаимодействие с подразделениями вневедомственной охраны. 6. Ввести в практику работы проведение для персонала уч- реждения культуры совместно с подразделениями вневедомственной охраны и пожарной охраны учебных занятий и учебных тревог по отработке действий в случае нештатных ситуаций. 7. Особое внимание уделять противопожарной защите объек- тов, принимая и постоянно контролируя превентивные меры проти- вопожарной безопасности. Исключить необоснованное использова- ние средств тушения из-за возможности причинения ущерба куль- турным ценностям; не допускать установки систем на основе аг- рессивных газоаэрозолеобразующих составов. Поступающие предло- жения от фирм-изготовителей необходимо направлять в Центр по безопасности культурных ценностей; только Центром может быть дано экспертное заключение на применение пожаротушащих агентов в музее, библиотеке, архиве. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|