Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 18.01.1996 № 01-12/16-25

    
             НАПРАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ
             "БЕЗОПАСНОСТЬ МУЗЕЕВ И БИБЛИОТЕК-95"
   
     Циркулярное письмо Министерства культуры Российской
             Федерации от 18.01.96 N 01-12/16-25

     Министерство культуры Российской Федерации направляет ре-
комендации конференции "Безопасность музеев  и  библиотек-95",
состоявшейся 12-14 сентября 1995 г. в г.Кирове на базе Кировс-
кого областного художественного музея.
     Учитывая актуальность проблемы сохранения культурных цен-
ностей в условиях сложной криминогенной обстановки  в  стране,
просим внимательно  изучить материалы конференции,  довести их
до сведения подведомственных музеев,  библиотек, других объек-
тов, хранящих  культурные  ценности,  принять меры к внедрению
рекомендаций в практику  работы  по  обеспечению  безопасности
культурных ценностей.

     Заместитель министра               М.Е.Швыдкой

                                           Приложение
                             к циркулярному письму Министерства
                             культуры Российской Федерации от
                             18.01.96 N 01-12/16-25

                         РЕКОМЕНДАЦИИ
       конференции "Безопасность музеев и библиотек-95"

12-14 сентября 1995 г.                                г.Киров

     Конференция подвела  итоги работы территориальных органов
и учреждений культуры по охране и защите культурного  наследия
за период 1994-1995 г.г.  К сожалению, на конференции присутс-
твовали только несколько руководителей территориальных органов
культуры -  заместитель министра республики Карелии,  замести-
тель председателя Комитета по культуре  и  туризму  Московской
области, заместитель директора Департамента культуры и искусс-
тва Тамбовской области.
     Участники конференции,  в  целом,  одобряют  деятельность
Межведомственного экспертного  совета  Министерства  культуры,
Центра по  безопасности  культурных  ценностей и Ассоциации по
музейной безопасности Российского национального Комитета ИКОМ.
     Конференция отмечает, что работы по улучшению системы бе-
зопасности музеев уже приобретает  целенаправленный  характер,
во многом  благодаря  усилиям конкретных руководителей музеев,
библиотек, территориальных органов культуры в республиках  Ка-
релии и Удмуртии,  во Владимирской,  Иркутской,  Тверской, Ки-
ровской, Московской,   Пермской   и   Вологодской    областях,
Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже.
     Экспертиза заявок,  полученных из 62 регионов России  для
включения в  программу  "Безопасность" на общую сумму около 30
миллиардов рублей показал, что большинство из них не были дос-
таточно обоснованны и,  как правило, содержали предложения от-
делов внутренних дел на местах по установке устаревшей аппара-
туры, что  не  позволило определить целесообразность выделения
запрашиваемых средств.
     Анализ отчетов о ходе выполнения работ в рамках программы
"Безопасность" показал,  что когда руководители уделяют доста-
точное внимание проблемам безопасности,  составлению детальных
планов работ по усилению охраны, конкретных мероприятий, тогда
область решает  вопрос обеспечения финансированием из местного
бюджета, как правило,  поступают федеральные средства  (Влади-
мирская, Вологодская,   Кировская,  Московская,  Новгородская,
Тверская области).
     Выполняются рекомендации предыдущей конференции: вводится
в практику создание в структуре музеев и библиотек собственной
службы безопасности. В то же время отмечается, что, как прави-
ло, музеи и библиотеки не располагают технически  подготовлен-
ными кадрами,  тем более специалистами в области безопасности.
По этой причине руководители территориальных органов и  учреж-
дений культуры  вынуждены  передавать  решение  проблем охраны
своих ценностей местным органам милиции, не зная специфики за-
щиты коллекций,  представляют  стандартные,  часто громоздкие,
неоправданно дорогие решения,  привычно используемые для мага-
зинов и т.п. учреждений, не применяя новых приборов и специфи-
ческой тактики их использования на объектах, хранящих культур-
ные ценности.
     Идет совместная работа Управлений Министерства культуры и
Министерства внутренних дел, Межведомственного Экспертного со-
вета, Центра по безопасности культурных ценностей по  реализа-
ции решений  прошедшей в 1994 г.  совместной коллегии этих ве-
домств, но пока конкретные меры по улучшению работы  руководи-
телей музеев  и  библиотек,  территориальных  органов культуры
совместно с органами внутренних дел в нужном объеме не  прини-
маются.
     Регулярно собирался Межведомственный экспертный совет, на
заседаниях которого  рассматривались проблемы укрепления безо-
пасности учреждений культуры.  Продолжалась работы по обследо-
ванию состояния  безопасности музеев и библиотек.  За истекший
год заметно расширился состав актива Ассоциации  по   музейной
безопасности Российского  национального  Комитета ИКОМ.  Члены
Ассоциации - работники центральных  и  периферийных  музеев  и
библиотек принимали  участие  в  работе Межведомственного экс-
пертного совета и Центра по безопасности культурных ценностей.
Активизировались профессиональные  связи  с коллегами из зару-
бежных стран.
     В Центре по безопасности культурных ценностей активно ве-
дется разработка нормативных и законодательных документов, за-
вершается разработка  Инструкции по охране объектов,  хранящих
культурные ценности,  подразделениями вневедомственной охраны,
продолжалась и  близка  к  завершению работа по новой редакции
Инструкции по учету и хранению  музейных  ценностей,  выполнен
значительный объем  работ  по экспертизе проектов,  оценке ка-
чества новой аппаратуры безопасности,  выпуску инструктивных и
информационных материалов.  Проводились учебные занятия и кон-
сультации с хранителями и руководителями  служб  безопасности.
Издан и  отправлен на места Информационный Бюллетень,  а также
пособие по защите музеев от хищений и пожаров.
     Министерством культуры РФ направлены на места разработан-
ная совместно с ГУВО МВД РФ Инструкция по пропускному  режиму,
рекомендации по  использованию технических средств охранно-по-
жарной сигнализации,  а также различных приборов и материалов,
применение которых обеспечит защиту хранимых ценностей.
     Определенную работу начала  проводить  служба  вневедомс-
твенной охраны  по  оборудованию музеев качественно новой оте-
чественной аппаратурой с техническими характеристиками,  отве-
чающими современным требованиям, и внедряя зарубежную охранную
технику, адаптированную к условиям эксплуатации в России.
     В то  же время участники конференции отмечают претензии к
работе местных органов вневедомственной охраны, в том числе, в
целом к проводимой технической политике в отношении оборудова-
ния музеев и библиотек;  высказано согласие с позицией  Минис-
терства культуры  относительно  необходимости использования на
практике сертифицированных систем охраны и  приборов,  которые
могут не  быть  включенными  во  внутриведомственный "Перечень
технических средств охраны" ГУВО МВД РФ.
     На прежних  конференциях  представителями  МВД отмечалось
отсутствие специализированной аппаратуры  для  защиты  витрин,
отдельных экспонатов;
     теперь такие приборы сертифицированы в  Центрах  Госстан-
дарта, но  их  использование  на  местах пока тормозится из-за
запрещения руководства вневедомственной охраны применять  при-
боры, выпускаемые  другими российскими ведомствами и предприя-
тиями. В результате выделяемые ассигнования часто  расходуются
неэффективно; безопасность  остается  на низком уровне,  боль-
шинство средств расходуется на содержание милиции,  которая не
несет никакой ответственности за охрану по договорам,  не реа-
гирует или опаздывает отреагировать на сигнал тревоги,  в ряде
случаев - не принимает мер к улучшению порядка выполнения обя-
зательств  по  договорам, несмотря на сигналы от руководителей
учреждений культуры.
     В соответствии с рекомендациями предыдущих конференциях в
музеях и библиотеках создаются собственные службы безопасности
(Государственный Эрмитаж и Третьяковская  галерея,  Российская
национальная библиотека, а также небольшие музеи, где вводится
пока только должность заместителя директора по  безопасности).
При этом используются новые методы хозяйствования,  что позво-
ляет обойтись без дополнительных дотаций.  Большая работа про-
ведена Службой безопасности Комитета по культуре администрации
Иркутской области;  в областном художественном  музее  введена
собственная физическая  охрана,  экипированная  спецсредствами
защиты и радиосвязи, униформой. Решен вопрос о введении в штат
областной Службы   безопасности   специалиста  по  техническим
средствам охраны,  совместно с отделом вневедомственной охраны
при УВД  разрабатывается  единая концепция модернизации систем
защиты. Рассматривается проблема создания межрегиональной служ-
бы безопасности для Бурятии,  Приморского, Хабаровского краев,
Якутии, Читинской области.  Министерство культуры вышло на Ми-
нистерство труда  с  просьбой  о введении в штатное расписание
учреждений культуры должностей специалистов по безопасности.
     Однако, несмотря на прилагаемые усилия,  положение с сох-
ранением нашего культурного наследия  не  может  не  вызывать
тревогу. За  истекший  период число краж и разбойных нападений
на учреждения культуры, храмы, частные коллекции увеличилось.
Раскрываемость преступлений остается крайне низкой.  Руководс-
твом ГУВО подчеркнуто,  что халатное исполнение служебных обя-
занностей как со стороны работников милиции,  так и со стороны
персонала учреждений культуры,  имеет место, и с этим необхо-
димо бороться. Следует проводить инспекционные проверки состо-
яния охраны государственных  ценностей,  а  также  специальные
тренировки и учения работников учреждений культуры, службы бе-
зопасности, милиции.  К сожалению  приходится  констатировать,
что в  ряде  случаев  преступные  посягательства  происходят с
участием работников музеев,  библиотек и сотрудников  милиции.
Появляющаяся в  печати информация о состоянии защиты мест хра-
нения культурных ценностей и о происшедших кражах играют нега-
тивную роль и провоцируют преступления.
     Крайне медленно,  в основном, из-за недостаточного финан-
сирования идет внедрение современных технических средств охра-
ны, повсеместно требующих замены.  Из 8 млрд., предусмотренных
программой "Безопасность-95",  фактически  выделено только 600
млн.руб. К сожалению,  Министерству культуры не были  выделены
ассигнования на  реализацию  мероприятий по безопасности куль-
турных ценностей,  предусмотренных и проводимых в  рамках  ут-
вержденной Указом Президента России от 24.05.94 г.  N 1016 фе-
деральной программы по усилению борьбы с преступностью.
     Из-за недостатка  средств и высокой стоимости милицейской
охраны многие музеи и библиотеки практически  остаются  безза-
щитными, причем,  многие преступления, очевидно, планируются с
участием лиц,  знакомых с порядком охраны и  функционированием
системы сигнализации: последний пример - кражи в Государствен-
ном музее-заповедника "Петергоф" и  Ростово-Ярославском  архи-
тектурно-художественном музее.
     Так же напряженно складывается ситуация с огромными  цен-
ностями, находящимися  в  собственности  Русской  Православной
Церкви и других конфессий.
     По-прежнему остается  напряженной обстановка с противопо-
жарной защитой учреждений культуры.  Крайне медленно  идет  их
оснащение современными  средствами пожарной сигнализации и ав-
томатического пожаротушения.


               Конференция считает необходимым:

     1. Просить  Министерство  культуры совместно с Министерс-
твом внутренних дел обратить внимание Правительства России  на
катастрофически низкий  уровень  защиты  культурных  ценностей
страны в большинстве музеев и библиотек,  необходимость прове-
дения предусмотренных  работ в рамках федеральной программы по
борьбе с преступностью,  а также на  совершенно  недостаточное
целевое финансирование по линии Министерства культуры меропри-
ятий по укреплению безопасности в условиях непрерывного  роста
преступности.
     2. Просить Министерство внутренних дел:
     - представлять в Министерство культуры оперативную инфор-
мацию о хищениях на объектах культуры и о результатах деятель-
ности по розыску похищенных предметов; привлекать специалистов
Минкультуры к участию в проведении семинаров и совещаний, обс-
ледований учреждений культуры,  экспертизе технических заданий
и предпроектных предложений оборудования конкретных объектов;
     - принять меры административно-правового характера в свя-
зи с отсутствием должной ответственности в органов  вневедомс-
твенной охраны за принимаемые под охрану культурные ценности;
     - учитывая тяжелое финансовое положение учреждений  куль-
туры, решить вопрос о взимании платы по минимальному тарифу за
охрану объектов с помощью пультов централизованного наблюдения;
     - исключить случаи установки на объектах,  хранящих куль-
турные ценности, устаревших образцов охранной аппаратуры.

              РУКОВОДИТЕЛЯМ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ:

     1. Рекомендуется поддерживать консультативную связь с Ми-
нистерством культуры   по  вопросам  укрепления  безопасности,
представляя свои предложения,  складывающиеся в  ходе  решения
практических задач.
     2. Считать необходимым в повседневной работе уделять  ос-
новное внимание ответственности и организационным мероприятиям
по обеспечению сохранности вверенных  государственных  ценнос-
тей, проблемам,  связанным с поддержанием должных условий хра-
нения, а также постоянно контролировать качество и  надежность
музейного оборудования,  технических средств охраны и противо-
пожарную безопасность.
     3. По всем вопросам проведения обследований состояния за-
щиты коллекций, составления концепции безопасности и техничес-
ких заданий,  экспертизы предпроектных предложений,  проектно-
сметной и др.документации рекомендуется обращаться в Центр  по
безопасности культурных  ценностей и Межведомственный Эксперт-
ный совет (107014,  Москва,ул.Гастелло 44, тел.268-77-79, факс
268-76-34, начальник Центра Л.И.Душкина).
     4. Рекомендуется  шире  использовать  доступные   простые
средства подачи тревожных извещений (радиокнопки,  кнопки тре-
вожного вызова,  местные оповещатели- сирены,  звонки,  лампы,
прожекторы), а  при защите экспозиционных залов- приборы круг-
лосуточной защиты отдельных  предметов  с  выводом  сигнала  в
дневное время на местный пульт охраны и к смотрителям.
     Решения по выбору и реализации проектов оборудования сис-
темами сигнализации целесообразно принимать после рассмотрения
этих предложений на конкурсной основе.
     При установке  систем  охраны следует использовать только
сертифицированную аппаратуру и контролировать тактико-  техни-
ческие характеристики местных пультов приема тревожных извеще-
ний, в том числе, установленных подразделениями вневедомствен-
ной охраны; пульты должны обеспечивать документирование инфор-
мации и проверку действий оператора,  в том  числе,  работника
охраны, исключать возможность несанкционированного отключения,
иметь резервное  питание,  обеспечивать  возможность  передачи
сигналов по занятым телефонным линиям во избежание предложений
по установке излишнего числа телефонных пар для связи с  пуль-
том милиции (реализация таких предложений существенно увеличи-
вает расходы на охрану). В случае возникновения спорных вопро-
сов с территориальными подразделениями вневедомственной охраны
в установке современной аппаратуры, обеспечивающей вышеуказан-
ные возможности,  а  также  в принятии условий по договорам на
охрану обращаться в Главное Управление вневедомственной охраны
МВД РФ (Москва, Бутырский вал 7, стр.2).
     5. Необходимо вводить  в  музеях  и  крупных  библиотеках
должности руководителей  службы  безопасности,  осуществляющих
координацию деятельности служб по обеспечению сохранности фон-
дов, профессиональное обучение специалистов,  взаимодействие с
подразделениями вневедомственной охраны.
     6. Ввести  в практику работы проведение для персонала уч-
реждения культуры совместно с подразделениями вневедомственной
охраны и  пожарной  охраны учебных занятий и учебных тревог по
отработке действий в случае нештатных ситуаций.
     7. Особое внимание уделять противопожарной защите  объек-
тов, принимая и постоянно контролируя превентивные меры проти-
вопожарной безопасности.  Исключить необоснованное использова-
ние средств тушения из-за возможности причинения ущерба  куль-
турным ценностям;  не допускать установки систем на основе аг-
рессивных газоаэрозолеобразующих составов. Поступающие предло-
жения от  фирм-изготовителей  необходимо направлять в Центр по
безопасности культурных ценностей;  только Центром может  быть
дано экспертное заключение на применение пожаротушащих агентов
в музее, библиотеке, архиве.

Информация по документу
Читайте также