Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22.04.1996 № 01-96/16-12

       
     ОБ ИДЕЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
      
     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     22.04.96 N 01-96/16-12

     Министерство культуры России направляет материал Ассоциа-
ции эстетического и общего развития личности (ЭОРЛ), в котором
содержатся размышления  о  некоторых  возможностях  обновления
детского музыкального и художественного воспитания, обучения и
образования.
     Целый ряд высказанных идей, по нашему мнению, представля-
ет "узел проблем", которые еще предстоит расположить в порядке
природных требований,  традиций, привычек, пристрастий. Однако
начальный период эстетического воспитания детей требует значи-
тельно большей  решительности как в теоретических исследовани-
ях, так и в практических знаниях в школах - какому бы  ведомс-
тву они не принадлежали, какие бы названия ни носили.
     Поэтому мы полагаем,  что,  как приверженцы  традиционных
приемов, так и педагоги, озабоченные поисками новых методик (а
среди таковых много опытнейших преподавателей, которые убежде-
ны в правоте своих методов) ознакомятся с рассуждениями членов
Ассоциации и выскажут в наш адрес свое мнение по существу  со-
держащихся идей.

     Заместитель Министра                       В.П.Демин


                                            Приложение
                                     к циркулярному письму
                                     Министерства культуры РФ
                                     от 22.04.96 N 01-96/16-12

              Информация о некоторых вопросах развития
                        личности ребенка

     Ассоциация эстетического  и  общего   развития   личности
(ЭОРЛ) и постоянно действующая комиссия по вопросам эстетичес-
кого развития детей (в которую входят десятки  авторитетнейших
ученых, занимающихся  вопросами  теории обучения,  воспитания,
психологии, искусства, медицины и др.) предлагает для ознаком-
ления педагогической общественности краткие разработки,  внед-
рение которых в практику  школ  искусств,  общеобразовательных
школ и других учреждений, занимающихся эстетическим воспитание
детей, могло бы коренным образом способствовать резкому  улуч-
шению качества  эстетического развития и образования - как об-
щего, так и профессионального.  Эти разработки скомпонованы  в
два пакета,  которые могут практически моментально применяться
в деятельности детских школ искусств.
     1. Для повышения роли ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,  его
более эффективного воздействия на формирование личности, край-
не необходимо вернуться к тому состоянию, которое в России на-
иболее наглядно проявлялось в гимназическом  образовании.  Его
сущность -  в  равноправии между образовательными предметами и
предметами эстетического цикла. В связи с этим названные ассо-
циация и  комиссия (далее -"ассоциация") предлагают обратиться
к органам управления  образованием  (Министерству  образования
России) с предложением объединения общеобразовательных школ со
школами искусств (детскими музыкальными,  художественными, хо-
ровыми, хореографическими  и  театральными)  в  единую систему
цельных и компактных образовательных  учреждений,  подчиненную
Министерству образования России.
     Возможность такого объединения состоит в том, что в боль-
шинстве образовательных школ занятия проводятся в течение пер-
вой половины дня,  а в оставшееся время большинство  помещений
пустуют. Предлагаемое  объединение,  с  одной стороны,  укрепит
воспитательные позиции общеобразовательной школы  -  основного
учебно-воспитательного учреждения в стране: все дети будут ох-
вачены занятиями в общеобразовательной школе (сейчас  около  6
процентов детей и подростков во вторую половину дня занимаются
в музыкальных и художественных школах);  с другой стороны, бу-
дет способствовать  единению детского коллектива;  с третьей -
позволит резко сократить время учащихся на бесполезные переез-
ды из одной школы в другую,  сэкономит время учащихся,  снизит
их перегрузку;  с четвертой - сделает эстетическое  воспитание
более серьезным  и  приблизит  его к профессиональному,  решит
проблему профессиональных кадров (можно упомянуть и  еще  один
немаловажный фактор рационализации положения: освободится зна-
чительное число "приспособленных"  помещений,  которые  сейчас
вынуждены занимать отдельные музыкальные и художественные шко-
лы, например квартиры или блоки квартир в жилых домах).
     В результате,  в  освободившихся зданиях станет возможным
создание Центров развития личности ребенка (включая  материнс-
кие школы),  предназначенные,  в  основном,  для дошкольников,
т.е. для детей того возраста, который в настоящее время остав-
лен без систематического воспитания, обучения, без "школы", а,
ведь, с этого возраста должно был начаться основное развитие и
становление личности ребенка.
     В этих центрах каждый ученик смог бы заниматься  одновре-
менно различными видами искусства:  изобразительным, хореогра-
фией, литературным и театральным творчеством,  музыкой. В про-
цессе таких занятий постепенно выявлялись бы те дети,  которые
занимаясь все более углубленным специально направленным обуче-
нием, образованием, могли бы уже профессионально развиваться в
той или иной профессиональной сфере искусства.
     В целях  привлечения  широкого  круга  учащихся в учебный
процесс в таких Центрах на основе полной самоокупаемости могли
бы быть введены занятия иностранными языками.
     2. На определенном  промежуточном  этапе  (до  достижения
соглашения с  Минобразования  России,  при  отсутствии решения
Правительства РФ) существующие музыкальные школы  также  могли
бы произвести  определенную реорганизацию.  Большинство из них
уже сейчас  можно  "перепрофилировать",  поставив  перед  ними
главную задачу - общеэстетическое развитие, введя в существую-
щие учебные планы новые предметы, такие, как "Основы музыкаль-
но-творческого воспитания",  "Основы литературного и театраль-
ного творчества,  хореографии,  изобразительного   искусства".
Предметы могли бы быть введены не за счет дополнительной платы
за обучение или бюджетного финансирования,  а за счет увеличе-
ния учащихся  в  группах,  сокращения  существующих  предметов
(например, хорового пения,  за  счет  усиления  интенсификации
учебного процесса.
     При такой общеэстетической ориентации существующих  учеб-
ных заведений представляется возможность введения в подготови-
тельных и начальных классах и новый предмет:  "игра на  элект-
ронных клавишных  инструментах"  (вместо фортепиано,  скрипки,
баяна и др.).  В таком случае с одной стороны появится возмож-
ность более эффективного привлечения детей к музыке,  с другой
- на основе общеразвивающего инструмента станет возможным наи-
более эффективно определять процент учащихся, проявляющих про-
фессиональные способности,  т.е.  перспективных для профессио-
нального образования.  Именно эти учащиеся в дальнейшем смогли
бы стать основой для профессиональной работы  -  подготовки  к
поступлению в средние профессиональные учебные заведения.
     Ассоциация готова всячески участвовать в процессе станов-
ления, развития  нового  подхода  к эстетическому образованию.
Например, предоставить учреждениям управлениям  культуры  раз-
личных регионов разработанные видеопособия: семинары; участво-
вать с любым учреждением в разработке новых программ, способс-
твовать функционирующим курсом повышения квалификации препода-
вательских кадров, нацеленных на совершенствование музыкальной
и художественной педагогики.
     Сделанные предварительные подсчеты наших  предложений  не
выходят за  рамки действующих объектов бюджетных ассигнований,
поэтому мы готовы совместно с работниками  различных  экономи-
ческих учреждений  тщательно  пересмотреть бюджет ДШИ и внести
свои конкретные разработки и предложения в этом направлении.

Информация по документу
Читайте также