Расширенный поиск
Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22.04.1996 № 01-96/16-12ОБ ИДЕЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 22.04.96 N 01-96/16-12 Министерство культуры России направляет материал Ассоциа- ции эстетического и общего развития личности (ЭОРЛ), в котором содержатся размышления о некоторых возможностях обновления детского музыкального и художественного воспитания, обучения и образования. Целый ряд высказанных идей, по нашему мнению, представля- ет "узел проблем", которые еще предстоит расположить в порядке природных требований, традиций, привычек, пристрастий. Однако начальный период эстетического воспитания детей требует значи- тельно большей решительности как в теоретических исследовани- ях, так и в практических знаниях в школах - какому бы ведомс- тву они не принадлежали, какие бы названия ни носили. Поэтому мы полагаем, что, как приверженцы традиционных приемов, так и педагоги, озабоченные поисками новых методик (а среди таковых много опытнейших преподавателей, которые убежде- ны в правоте своих методов) ознакомятся с рассуждениями членов Ассоциации и выскажут в наш адрес свое мнение по существу со- держащихся идей. Заместитель Министра В.П.Демин Приложение к циркулярному письму Министерства культуры РФ от 22.04.96 N 01-96/16-12 Информация о некоторых вопросах развития личности ребенка Ассоциация эстетического и общего развития личности (ЭОРЛ) и постоянно действующая комиссия по вопросам эстетичес- кого развития детей (в которую входят десятки авторитетнейших ученых, занимающихся вопросами теории обучения, воспитания, психологии, искусства, медицины и др.) предлагает для ознаком- ления педагогической общественности краткие разработки, внед- рение которых в практику школ искусств, общеобразовательных школ и других учреждений, занимающихся эстетическим воспитание детей, могло бы коренным образом способствовать резкому улуч- шению качества эстетического развития и образования - как об- щего, так и профессионального. Эти разработки скомпонованы в два пакета, которые могут практически моментально применяться в деятельности детских школ искусств. 1. Для повышения роли ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, его более эффективного воздействия на формирование личности, край- не необходимо вернуться к тому состоянию, которое в России на- иболее наглядно проявлялось в гимназическом образовании. Его сущность - в равноправии между образовательными предметами и предметами эстетического цикла. В связи с этим названные ассо- циация и комиссия (далее -"ассоциация") предлагают обратиться к органам управления образованием (Министерству образования России) с предложением объединения общеобразовательных школ со школами искусств (детскими музыкальными, художественными, хо- ровыми, хореографическими и театральными) в единую систему цельных и компактных образовательных учреждений, подчиненную Министерству образования России. Возможность такого объединения состоит в том, что в боль- шинстве образовательных школ занятия проводятся в течение пер- вой половины дня, а в оставшееся время большинство помещений пустуют. Предлагаемое объединение, с одной стороны, укрепит воспитательные позиции общеобразовательной школы - основного учебно-воспитательного учреждения в стране: все дети будут ох- вачены занятиями в общеобразовательной школе (сейчас около 6 процентов детей и подростков во вторую половину дня занимаются в музыкальных и художественных школах); с другой стороны, бу- дет способствовать единению детского коллектива; с третьей - позволит резко сократить время учащихся на бесполезные переез- ды из одной школы в другую, сэкономит время учащихся, снизит их перегрузку; с четвертой - сделает эстетическое воспитание более серьезным и приблизит его к профессиональному, решит проблему профессиональных кадров (можно упомянуть и еще один немаловажный фактор рационализации положения: освободится зна- чительное число "приспособленных" помещений, которые сейчас вынуждены занимать отдельные музыкальные и художественные шко- лы, например квартиры или блоки квартир в жилых домах). В результате, в освободившихся зданиях станет возможным создание Центров развития личности ребенка (включая материнс- кие школы), предназначенные, в основном, для дошкольников, т.е. для детей того возраста, который в настоящее время остав- лен без систематического воспитания, обучения, без "школы", а, ведь, с этого возраста должно был начаться основное развитие и становление личности ребенка. В этих центрах каждый ученик смог бы заниматься одновре- менно различными видами искусства: изобразительным, хореогра- фией, литературным и театральным творчеством, музыкой. В про- цессе таких занятий постепенно выявлялись бы те дети, которые занимаясь все более углубленным специально направленным обуче- нием, образованием, могли бы уже профессионально развиваться в той или иной профессиональной сфере искусства. В целях привлечения широкого круга учащихся в учебный процесс в таких Центрах на основе полной самоокупаемости могли бы быть введены занятия иностранными языками. 2. На определенном промежуточном этапе (до достижения соглашения с Минобразования России, при отсутствии решения Правительства РФ) существующие музыкальные школы также могли бы произвести определенную реорганизацию. Большинство из них уже сейчас можно "перепрофилировать", поставив перед ними главную задачу - общеэстетическое развитие, введя в существую- щие учебные планы новые предметы, такие, как "Основы музыкаль- но-творческого воспитания", "Основы литературного и театраль- ного творчества, хореографии, изобразительного искусства". Предметы могли бы быть введены не за счет дополнительной платы за обучение или бюджетного финансирования, а за счет увеличе- ния учащихся в группах, сокращения существующих предметов (например, хорового пения, за счет усиления интенсификации учебного процесса. При такой общеэстетической ориентации существующих учеб- ных заведений представляется возможность введения в подготови- тельных и начальных классах и новый предмет: "игра на элект- ронных клавишных инструментах" (вместо фортепиано, скрипки, баяна и др.). В таком случае с одной стороны появится возмож- ность более эффективного привлечения детей к музыке, с другой - на основе общеразвивающего инструмента станет возможным наи- более эффективно определять процент учащихся, проявляющих про- фессиональные способности, т.е. перспективных для профессио- нального образования. Именно эти учащиеся в дальнейшем смогли бы стать основой для профессиональной работы - подготовки к поступлению в средние профессиональные учебные заведения. Ассоциация готова всячески участвовать в процессе станов- ления, развития нового подхода к эстетическому образованию. Например, предоставить учреждениям управлениям культуры раз- личных регионов разработанные видеопособия: семинары; участво- вать с любым учреждением в разработке новых программ, способс- твовать функционирующим курсом повышения квалификации препода- вательских кадров, нацеленных на совершенствование музыкальной и художественной педагогики. Сделанные предварительные подсчеты наших предложений не выходят за рамки действующих объектов бюджетных ассигнований, поэтому мы готовы совместно с работниками различных экономи- ческих учреждений тщательно пересмотреть бюджет ДШИ и внести свои конкретные разработки и предложения в этом направлении. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|