Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 06.06.1996 № 01-144/16-12

    
        О НАПРАВЛЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСКОМВУЗА РФ N 2
                        ОТ 10.04.96 г.
   
     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     06.06.96 N 01-144/16-12

     Министерство культуры Российской Федерации направляет для
сведения и  использования в работе Постановление Государствен-
ного комитета Российской Федерации по высшему  образованию  от
10.04.96 г. N 2 "Об утверждении Типового положения о структур-
ных подразделениях дополнительного профессионального образова-
ния (повышения   квалификации)  специалистов,  организуемых  в
высших и средних специальных учебных заведениях Российской Фе-
дерации".

     Заместитель Министра                   В.П.Демин

                                           Приложение
                                   к циркулярному письму МК РФ
                                   от 06.06.96 N 01-144/16-12


       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ
       ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
      ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ,
     ОРГАНИЗУЕМЫХ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
               ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Постановление Государственного Комитета Российской
     Федерации по высшему образованию от
     10.04.96 N 2

     Во исполнение постановления Правительства Российской  Фе-
дерации от 26 июня 1995 г.  N 610 "Об утверждении Типового по-
ложения об  образовательном  учреждении  дополнительного  про-
фессионального образования  (повышения  квалификации)  специа-
листов" Государственный комитет Российской Федерации по высше-
му образованию

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить  прилагаемое Типовое положение о структурных
подразделениях дополнительного  профессионального  образования
(повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и
средних специальных учебных заведениях.
     2. Признать  не  действующим  в  Российской Федерации с 1
сентября 1996 г.  приказ Гособразования СССР от 03.03.89 N 164
"Об утверждении Положения о специальном факультете по перепод-
готовке кадров".
     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления воз-
ложить на заместителя Председателя Госкомвуза России  В.Д.Шад-
рикова.

     Председатель                           В.Г.Кинелев

                                         Утверждено
                                постановление Государственного
                                комитета Российской Федерации
                                по высшему образованию от
                                10.04.96 N 2


                      ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
         о структурных подразделениях дополнительного
    профессионального образования (повышения квалификации)
  специалистов, организуемых в высших и средних специальных
           учебных заведениях Российской Федерации


                      I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Образовательные учреждения  высшего  и  среднего  про-
фессионального образования наряду с основными образовательными
программами могут реализовывать образовательные программы  до-
полнительного профессионального  образования (повышения квали-
фикации) специалистов в целях  повышения  их  профессиональных
знаний, совершенствования деловых качеств, подготовки к выпол-
нению новых трудовых функций.
     2. Образовательные программы повышения квалификации и пе-
реподготовки специалистов в высших и средних специальных учеб-
ных заведениях  осуществляют создаваемые для этих целей струк-
турные подразделения, к которым относятся:
     в образовательных  учреждениях  высшего профессионального
образования:
     факультеты (центры  на  правах  факультетов  *) повышения
квалификации специалистов, факультеты по переподготовке специ-
алистов с высшим образованием,


------------------------
     *) далее - центры
     межотраслевые региональные  центры повышения квалификации
и профессиональной переподготовки специалистов:
     курсы повышения   квалификации  специалистов  предприятий
(объединений), организаций и учреждений;
     в образовательных  учреждениях среднего профессионального
образования:
     отделения по  переподготовке специалистов со средним про-
фессиональным образованием,
     курсы повышения   квалификации  специалистов  предприятий
(объединений), организаций и учреждений.
     Структурные подразделения  дополнительного профессиональ-
ного образования (повышения квалификации) специалистов,  орга-
низуемые в высших и средних специальных учебных заведениях, не
являются юридическими лицами.
     3. Общими  задачами структурных подразделений по перепод-
готовке и повышению квалификации специалистов являются:
     удовлетворение потребностей    специалистов   предприятий
(объединений), организаций и учреждений в получении новых зда-
ний о достижениях в соответствующих отраслях науки,  техники и
культуры, передовом отечественном и зарубежном опыте;
     проведение повышения  квалификации и профессиональной пе-
реподготовки специалистов,  высвобождаемых работников, незаня-
того населения и безработных граждан, подготовка их к выполне-
нию новых трудовых функций;
     консультационная деятельность.
     4. Помимо перечисленных задач:
     факультеты по  переподготовке специалистов с высшим обра-
зованием проводят переподготовку  специалистов  для  получения
ими новой  специальности  или  квалификации на базе имеющегося
высшего профессионального образования в соответствии  с  госу-
дарственными образовательными стандартами;
     межотраслевые региональные центры повышения  квалификации
и профессиональной переподготовки специалистов осуществляют:
     координацию деятельности учебных заведений и  подразделе-
ний повышения  квалификации  и профессиональной переподготовки
специалистов региона независимо от их ведомственной  подчинен-
ности;
     научно-методическое руководство региональной сетью  учеб-
ных заведений  и  подразделений  повышения квалификации и про-
фессиональной переподготовки специалистов;
     изучение состояния  региональной сети учебных заведений и
подразделений повышения квалификации и переподготовки кадров и
перспектив ее развития;
     обобщение и распространение новейшего  опыта  организации
учебного процесса,  научно-методической работы,  прогрессивных
форм и методов обучения.
     Отделения по  переподготовке специалистов со средним про-
фессиональным образованием  проводят  переподготовку   специа-
листов со  средним профессиональным образованием для получения
ими новой специальности или квалификации  на  базе  имеющегося
среднего профессионального  образования в соответствии с госу-
дарственными образовательными стандартами.
     5. Структурные  подразделения  осуществляют свою деятель-
ность в соответствии с типовыми положениями об образовательных
учреждениях высшего,  среднего и соответствующего дополнитель-
ного профессионального образования,  утвержденными постановле-
ниями Правительства  Российской Федерации,  уставами образова-
тельных учреждений и настоящим Положением.
     6. Структурные подразделения реализуют дополнительные об-
разовательные программы,  к которым относятся повышение квали-
фикации, стажировки, профессиональная переподготовка, перепод-
готовка специалистов,  порядок и  условия  проведения  которых
устанавливаются Типовым положением об образовательном учрежде-
нии дополнительного профессионального  образования  (повышения
квалификации) специалистов.
     7. Структурные подразделения создаются,  реорганизуются и
ликвидируются:
     факультеты (центры на правах факультетов),  курсы повыше-
ния квалификации специалистов предприятий (объединений), орга-
низаций и учреждений,  факультеты  по  переподготовке  специа-
листов с  высшим  образованием  в  высших учебных заведениях -
приказом ректора вуза на основании решения  ученого  совета  с
последующим уведомлением  учредителя образовательного учрежде-
ния;
     межотраслевые региональные  центры повышения квалификации
и профессиональной  переподготовки  специалистов  -   органами
исполнительной власти,  в  ведении которых находятся образова-
тельные учреждения высшего профессионального  образования,  по
согласованию с  Государственным комитетом Российской Федерации
по высшему образованию,  на основании решения  ученого  совета
высшего учебного заведения;
     отделения по переподготовке специалистов со средним  про-
фессиональным образованием,  курсы повышения квалификации спе-
циалистов предприятий (объединений),  организаций и учреждений
в образовательных учреждениях среднего профессионального обра-
зования - приказом руководителя образовательного учреждения на
основании решения совета с последующим уведомлением учредителя
образовательного учреждения.
     8. Структурные  подразделения  повышения  квалификации  и
профессиональной переподготовки  специалистов  организуются  в
образовательных учреждениях,   располагающих  для  этих  целей
соответствующей материально-технической   базой,   современным
оборудованием и высококвалифицированными научно-педагогически-
ми (педагогическими) кадрами.
     Образовательные учреждения,   имеющие   в  своем  составе
структурные подразделения повышения  квалификации,  профессио-
нальной переподготовки и переподготовки специалистов,  обеспе-
чивают необходимые условия для  их  деятельности,  выделяют  и
закрепляют штаты,  аудиторный  и лабораторный фонд и места для
проживания слушателей в общежитии.
     9. Лицензирование  и аккредитация структурных подразделе-
ний осуществляются в  составе  высших  и  средних  специальных
учебных заведений.
     10. Для  негосударственных   образовательных   учреждений
высшего и среднего профессионального образования настоящее Ти-
повое положение является примерным.

         II. УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

     11. Управление структурными  подразделениями  осуществля-
ется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставами образовательных учреждений, в которых они организова-
ны.
     12. Общее руководство деятельностью структурных подразде-
лений осуществляют  руководители  образовательных  учреждений,
которые:
     утверждают составы   государственных  аттестационных  ко-
миссий, структуру,  штаты и смету расходов структурных подраз-
делений;
     обеспечивают закрепление аудиторий,  учебных кабинетов  и
лабораторий, лимитов на издание и тиражирование учебной, науч-
ной и методической литературы;
     предоставляют слушателям возможность пользоваться библио-
текой, читальными залами,  вычислительными центрами,  спортив-
но-оздоровительной базой и медицинскими учреждениями.
     13. Непосредственное руководство деятельностью  факульте-
тов (центров) повышения квалификации и факультетов по перепод-
готовке специалистов с высшим образованием осуществляют деканы
факультетов, избираемые  ученым советом в порядке,  предусмот-
ренном уставом вуза.
     14. Руководство деятельностью межотраслевого регионально-
го центра повышения квалификации и профессиональной переподго-
товки специалистов, курсов повышения квалификации осуществляет
директор, назначаемый руководителем образовательного  учрежде-
ния, в котором организовано структурное подразделение.
     15. Руководство  деятельностью  отделения  переподготовки
специалистов со средним профессиональным образованием осущест-
вляет руководитель,  назначаемый директором среднего специаль-
ного учебного заведения.
     16. Для обсуждения основных вопросов организации учебной,
научно-методической, информационной  и  издательской  деятель-
ности в структурных подразделениях могут  быть  созданы  соот-
ветствующие советы,  порядок  и  условия  деятельности которых
осуществляются в соответствии с уставами высших и средних спе-
циальных учебных заведений.
     17. Функционирование структурных  подразделений  осущест-
вляется в  порядке,  предусмотренном  уставами образовательных
учреждений, в которых они организованы.  Взаимоотношения с за-
казчиком определяются договором на проведение повышения квали-
фикации или профессиональной переподготовки слушателей, заклю-
чаемыми с  высшими и средними специальными учебными заведения-
ми.

     III. СЛУШАТЕЛИ И РАБОТНИКИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

     18. Слушателями структурных подразделений являются  лица,
зачисленные на обучение соответствующим приказом.
     19. Слушателю на время обучения выдается справка,  свиде-
тельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном образо-
вательном учреждении.
     20. Права  и  обязанности слушателей определяются Типовым
положением об образовательном учреждении дополнительного  про-
фессионального образования  (повышения  квалификации)  специа-
листов, уставом,  правилами внутреннего  распорядка  образова-
тельного учреждения, договором и настоящим Положением.
     21. Слушатели структурных подразделений имеют право:
     участвовать в   формировании  содержания  образовательных
программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебны-
ми подразделениями  дисциплины  для факультативной и индивиду-
альной форм обучения;
     пользоваться в  порядке,  установленном уставом образова-
тельного учреждения, имеющейся на факультетах, кафедрах и дру-
гих структурных   подразделениях  образовательного  учреждения
нормативной, инструктивной,  учебной и методической документа-
цией по вопросам профессиональной деятельности, а также библи-
отеками, информационным фондом и услугами  других  подразделе-
ний;
     принимать участие в конференциях и  семинарах,  представ-
лять к  публикации в изданиях образовательного учреждения свои
рефераты, аттестационные работы и другие материалы;
     обжаловать приказы и распоряжения администрации образова-
тельного учреждения в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
     22. За слушателями на время  их  обучения  с  отрывом  от
основной работы сохраняется средняя заработная плата по основ-
ному месту работы.
     Иногородним слушателям,  направленным на обучение с отры-
вом от основной работы,  выплачиваются суточные по установлен-
ным  для  командировок на территории Российской Федерации нор-
мам.
     Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а так-
же выплата  суточных за время их нахождения в пути осуществля-
ются за  счет  средств  федеральных   органов   исполнительной
власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по
месту основной работы слушателей.
     На время  обучения  слушатели обеспечиваются общежитием с
оплатой расходов за счет направляющей  стороны  (постановление
Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п.26).
     23. Оценка уровня знаний слушателей проводится по резуль-
татам текущего контроля знаний, при защите дипломных, курсовых
и аттестационных работ,  рефератов,  сдаче экзаменов, зачетов,
проведении  собеседований  специально создаваемыми комиссиями,
состав которых утверждается руководителем образовательного уч-
реждения.
     24. Освоение  образовательных  программ  профессиональной
переподготовки завершается обязательной государственной итого-
вой аттестацией слушателей.  Государственная итоговая аттеста-
ция слушателей осуществляется в порядке, установленном Положе-
нием о порядке и условиях профессиональной переподготовки спе-
циалистов, утвержденным  Государственным  комитетом Российской
Федерации по высшему образованию.
     25. Слушателям,  успешно  завершившим обучение,  выдаются
документы государственного образца.
     26. При  невыполнении требований учебного плана,  а также
при грубом нарушении правил внутреннего  распорядка  слушатель
отчисляется с  выдачей соответствующей справки о пребывании на
учебе.
     27. Права, обязанности, порядок приема на работу и уволь-
нение преподавателей и сотрудников структурных  подразделений,
трудовые отношения  определяются  законодательством Российской
Федерации.
     28. Учебная нагрузка преподавателей структурных подразде-
лений устанавливается в зависимости от их квалификации и зани-
маемой должности и не может превышать 800 часов в один учебный
год.
     29. Наряду  со  штатными  преподавателями образовательных
учреждений учебный процесс в структурных подразделениях  могут
осуществлять ведущие ученые, специалисты и работники предприя-
тий (объединений), организаций и учреждений, представители фе-
деральных органов  исполнительной власти на условиях совмести-
тельства или почасовой оплаты труда в  порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.
     30. Численность педагогического состава структурных  под-
разделений устанавливается исходя из среднегодового континген-
та слушателей,  приходящегося на одного преподавателя, который
должен быть на 25%  ниже норм, установленных для образователь-
ных учреждений, в которых они организованы.

       IV. УЧЕБНАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ)
       И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

     31. Повышение  квалификации и профессиональная переподго-
товка специалистов осуществляется с отрывом от работы, без от-
рыва от  работы,  с частичным отрывом от работы и по индивиду-
альным формам обучения.  Сроки и формы повышения  квалификации
устанавливаются структурным  подразделением  в  соответствии с
потребностями заказчика на основании заключенного с ним  дого-
вора в пределах объемов образовательных программ,  установлен-
ных Типовым положением об образовательном учреждении  дополни-
тельного профессионального  образования  (повышения квалифика-
ции) специалистов.
     32. Объем образовательных программ переподготовки специа-
листов и время для получения ими второго высшего или  среднего
профессионального образования определяются исходя из необходи-
мости выполнения государственного  образовательного  стандарта
по соответствующей  специальности  в  том же объеме и с тем же
содержанием учебных дисциплин, которые им предусмотрены.
     33. Образовательные  программы  повышения  квалификации и
профессиональной переподготовки  специалистов  разрабатываются
структурными подразделениями  самостоятельно  с учетом потреб-
ностей заказчика,  требований государственных  образовательных
стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующе-
му направлению (специальности),  государственных требований  к
содержанию дополнительных   профессиональных   образовательных
программ профессиональной переподготовки и повышения  квалифи-
кации, устанавливаемых  Государственным  комитетом  Российской
Федерации по высшему образованию.
     34. Порядок утверждения учебных планов и программ повыше-
ния квалификации, профессиональной переподготовки и переподго-
товки специалистов  определяется  уставом образовательного уч-
реждения.
     35. Учебный  процесс  структурными  подразделениями может
осуществляться в течение всего календарного года.
     Продолжительность учебного года определяется уставами об-
разовательных учреждений, в которых они организованы.
     36. Устанавливаются  следующие  виды  учебных  занятий  и
учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, ла-
бораторные работы,  семинары по обмену опытом,  выездные заня-
тия, стажировка,  консультации, курсовые, аттестационные, дип-
ломные и другие работы.
     Для всех видов аудиторных занятий устанавливается  акаде-
мический час продолжительностью 40-50 минут.
     37. При проведении повышения квалификации учебные  группы
формируются с учетом уровня образования,  занимаемой должности
и стажа практической работы слушателей.
     38. Структурные  подразделения  выполняют  научно-методи-
ческую (методическую) работу,  могут организовывать в установ-
ленном порядке  издательскую  деятельность  по выпуску учебных
планов и программ,  конспектов лекций и другой  научно-методи-
ческой литературы для слушателей.
     Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов может вести науч-
но-исследовательскую работу,  тематику которой утверждает уче-
ный совет  высшего учебного заведения,  в котором он организо-
ван.

    V. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

     39. Координацию деятельности факультетов и отделений  пе-
реподготовки специалистов,  межотраслевых региональных центров
осуществляет Государственный комитет Российской  Федерации  по
высшему образованию.
     40. Контроль за  деятельностью  факультетов  (центров)  и
курсов повышения квалификации осуществляют образовательные уч-
реждения, которыми они организованы.


         VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

     41. Финансирование структурных подразделений  осуществля-
ется за счет:
     средств, поступающих за обучение по  прямым  договорам  с
заказчиками;
     бюджетных ассигнований;
     средств, полученных  за  выполнение консультационной дея-
тельности, от реализации учебных, методических, научных и дру-
гих разработок;
     других источников, предусмотренных законодательством.
     42. Структурные подразделения в установленном порядке от-
читываются перед руководством  образовательных  учреждений  об
итогах своей  деятельности  и представляют ежегодную статисти-
ческую отчетность по  форме  государственного  статистического
наблюдения N  1-пк  "Сведения  о повышении квалификации и про-
фессиональной переподготовке специалистов".

                         *         *
                              *

     На основании  настоящего Типового положения образователь-
ное учреждение, в котором организовано структурное подразделе-
ние, разрабатывает  соответствующее  положение о нем,  которое
утверждается руководителем образовательного учреждения.

Информация по документу
Читайте также