Расширенный поиск
Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 06.06.1996 № 01-144/16-12О НАПРАВЛЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСКОМВУЗА РФ N 2 ОТ 10.04.96 г. Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 06.06.96 N 01-144/16-12 Министерство культуры Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе Постановление Государствен- ного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.04.96 г. N 2 "Об утверждении Типового положения о структур- ных подразделениях дополнительного профессионального образова- ния (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Фе- дерации". Заместитель Министра В.П.Демин Приложение к циркулярному письму МК РФ от 06.06.96 N 01-144/16-12 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ, ОРГАНИЗУЕМЫХ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.04.96 N 2 Во исполнение постановления Правительства Российской Фе- дерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового по- ложения об образовательном учреждении дополнительного про- фессионального образования (повышения квалификации) специа- листов" Государственный комитет Российской Федерации по высше- му образованию ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях. 2. Признать не действующим в Российской Федерации с 1 сентября 1996 г. приказ Гособразования СССР от 03.03.89 N 164 "Об утверждении Положения о специальном факультете по перепод- готовке кадров". 3. Контроль за исполнением настоящего постановления воз- ложить на заместителя Председателя Госкомвуза России В.Д.Шад- рикова. Председатель В.Г.Кинелев Утверждено постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.04.96 N 2 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Образовательные учреждения высшего и среднего про- фессионального образования наряду с основными образовательными программами могут реализовывать образовательные программы до- полнительного профессионального образования (повышения квали- фикации) специалистов в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств, подготовки к выпол- нению новых трудовых функций. 2. Образовательные программы повышения квалификации и пе- реподготовки специалистов в высших и средних специальных учеб- ных заведениях осуществляют создаваемые для этих целей струк- турные подразделения, к которым относятся: в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: факультеты (центры на правах факультетов *) повышения квалификации специалистов, факультеты по переподготовке специ- алистов с высшим образованием, ------------------------ *) далее - центры межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов: курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений; в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: отделения по переподготовке специалистов со средним про- фессиональным образованием, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений. Структурные подразделения дополнительного профессиональ- ного образования (повышения квалификации) специалистов, орга- низуемые в высших и средних специальных учебных заведениях, не являются юридическими лицами. 3. Общими задачами структурных подразделений по перепод- готовке и повышению квалификации специалистов являются: удовлетворение потребностей специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений в получении новых зда- ний о достижениях в соответствующих отраслях науки, техники и культуры, передовом отечественном и зарубежном опыте; проведение повышения квалификации и профессиональной пе- реподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незаня- того населения и безработных граждан, подготовка их к выполне- нию новых трудовых функций; консультационная деятельность. 4. Помимо перечисленных задач: факультеты по переподготовке специалистов с высшим обра- зованием проводят переподготовку специалистов для получения ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего профессионального образования в соответствии с госу- дарственными образовательными стандартами; межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов осуществляют: координацию деятельности учебных заведений и подразделе- ний повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов региона независимо от их ведомственной подчинен- ности; научно-методическое руководство региональной сетью учеб- ных заведений и подразделений повышения квалификации и про- фессиональной переподготовки специалистов; изучение состояния региональной сети учебных заведений и подразделений повышения квалификации и переподготовки кадров и перспектив ее развития; обобщение и распространение новейшего опыта организации учебного процесса, научно-методической работы, прогрессивных форм и методов обучения. Отделения по переподготовке специалистов со средним про- фессиональным образованием проводят переподготовку специа- листов со средним профессиональным образованием для получения ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося среднего профессионального образования в соответствии с госу- дарственными образовательными стандартами. 5. Структурные подразделения осуществляют свою деятель- ность в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях высшего, среднего и соответствующего дополнитель- ного профессионального образования, утвержденными постановле- ниями Правительства Российской Федерации, уставами образова- тельных учреждений и настоящим Положением. 6. Структурные подразделения реализуют дополнительные об- разовательные программы, к которым относятся повышение квали- фикации, стажировки, профессиональная переподготовка, перепод- готовка специалистов, порядок и условия проведения которых устанавливаются Типовым положением об образовательном учрежде- нии дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. 7. Структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются: факультеты (центры на правах факультетов), курсы повыше- ния квалификации специалистов предприятий (объединений), орга- низаций и учреждений, факультеты по переподготовке специа- листов с высшим образованием в высших учебных заведениях - приказом ректора вуза на основании решения ученого совета с последующим уведомлением учредителя образовательного учрежде- ния; межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образова- тельные учреждения высшего профессионального образования, по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения; отделения по переподготовке специалистов со средним про- фессиональным образованием, курсы повышения квалификации спе- циалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений в образовательных учреждениях среднего профессионального обра- зования - приказом руководителя образовательного учреждения на основании решения совета с последующим уведомлением учредителя образовательного учреждения. 8. Структурные подразделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов организуются в образовательных учреждениях, располагающих для этих целей соответствующей материально-технической базой, современным оборудованием и высококвалифицированными научно-педагогически- ми (педагогическими) кадрами. Образовательные учреждения, имеющие в своем составе структурные подразделения повышения квалификации, профессио- нальной переподготовки и переподготовки специалистов, обеспе- чивают необходимые условия для их деятельности, выделяют и закрепляют штаты, аудиторный и лабораторный фонд и места для проживания слушателей в общежитии. 9. Лицензирование и аккредитация структурных подразделе- ний осуществляются в составе высших и средних специальных учебных заведений. 10. Для негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования настоящее Ти- повое положение является примерным. II. УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ 11. Управление структурными подразделениями осуществля- ется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами образовательных учреждений, в которых они организова- ны. 12. Общее руководство деятельностью структурных подразде- лений осуществляют руководители образовательных учреждений, которые: утверждают составы государственных аттестационных ко- миссий, структуру, штаты и смету расходов структурных подраз- делений; обеспечивают закрепление аудиторий, учебных кабинетов и лабораторий, лимитов на издание и тиражирование учебной, науч- ной и методической литературы; предоставляют слушателям возможность пользоваться библио- текой, читальными залами, вычислительными центрами, спортив- но-оздоровительной базой и медицинскими учреждениями. 13. Непосредственное руководство деятельностью факульте- тов (центров) повышения квалификации и факультетов по перепод- готовке специалистов с высшим образованием осуществляют деканы факультетов, избираемые ученым советом в порядке, предусмот- ренном уставом вуза. 14. Руководство деятельностью межотраслевого регионально- го центра повышения квалификации и профессиональной переподго- товки специалистов, курсов повышения квалификации осуществляет директор, назначаемый руководителем образовательного учрежде- ния, в котором организовано структурное подразделение. 15. Руководство деятельностью отделения переподготовки специалистов со средним профессиональным образованием осущест- вляет руководитель, назначаемый директором среднего специаль- ного учебного заведения. 16. Для обсуждения основных вопросов организации учебной, научно-методической, информационной и издательской деятель- ности в структурных подразделениях могут быть созданы соот- ветствующие советы, порядок и условия деятельности которых осуществляются в соответствии с уставами высших и средних спе- циальных учебных заведений. 17. Функционирование структурных подразделений осущест- вляется в порядке, предусмотренном уставами образовательных учреждений, в которых они организованы. Взаимоотношения с за- казчиком определяются договором на проведение повышения квали- фикации или профессиональной переподготовки слушателей, заклю- чаемыми с высшими и средними специальными учебными заведения- ми. III. СЛУШАТЕЛИ И РАБОТНИКИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 18. Слушателями структурных подразделений являются лица, зачисленные на обучение соответствующим приказом. 19. Слушателю на время обучения выдается справка, свиде- тельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном образо- вательном учреждении. 20. Права и обязанности слушателей определяются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного про- фессионального образования (повышения квалификации) специа- листов, уставом, правилами внутреннего распорядка образова- тельного учреждения, договором и настоящим Положением. 21. Слушатели структурных подразделений имеют право: участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебны- ми подразделениями дисциплины для факультативной и индивиду- альной форм обучения; пользоваться в порядке, установленном уставом образова- тельного учреждения, имеющейся на факультетах, кафедрах и дру- гих структурных подразделениях образовательного учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документа- цией по вопросам профессиональной деятельности, а также библи- отеками, информационным фондом и услугами других подразделе- ний; принимать участие в конференциях и семинарах, представ- лять к публикации в изданиях образовательного учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы; обжаловать приказы и распоряжения администрации образова- тельного учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 22. За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основ- ному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отры- вом от основной работы, выплачиваются суточные по установлен- ным для командировок на территории Российской Федерации нор- мам. Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а так- же выплата суточных за время их нахождения в пути осуществля- ются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей. На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п.26). 23. Оценка уровня знаний слушателей проводится по резуль- татам текущего контроля знаний, при защите дипломных, курсовых и аттестационных работ, рефератов, сдаче экзаменов, зачетов, проведении собеседований специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается руководителем образовательного уч- реждения. 24. Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки завершается обязательной государственной итого- вой аттестацией слушателей. Государственная итоговая аттеста- ция слушателей осуществляется в порядке, установленном Положе- нием о порядке и условиях профессиональной переподготовки спе- циалистов, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. 25. Слушателям, успешно завершившим обучение, выдаются документы государственного образца. 26. При невыполнении требований учебного плана, а также при грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель отчисляется с выдачей соответствующей справки о пребывании на учебе. 27. Права, обязанности, порядок приема на работу и уволь- нение преподавателей и сотрудников структурных подразделений, трудовые отношения определяются законодательством Российской Федерации. 28. Учебная нагрузка преподавателей структурных подразде- лений устанавливается в зависимости от их квалификации и зани- маемой должности и не может превышать 800 часов в один учебный год. 29. Наряду со штатными преподавателями образовательных учреждений учебный процесс в структурных подразделениях могут осуществлять ведущие ученые, специалисты и работники предприя- тий (объединений), организаций и учреждений, представители фе- деральных органов исполнительной власти на условиях совмести- тельства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 30. Численность педагогического состава структурных под- разделений устанавливается исходя из среднегодового континген- та слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен быть на 25% ниже норм, установленных для образователь- ных учреждений, в которых они организованы. IV. УЧЕБНАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ) И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 31. Повышение квалификации и профессиональная переподго- товка специалистов осуществляется с отрывом от работы, без от- рыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивиду- альным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются структурным подразделением в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним дого- вора в пределах объемов образовательных программ, установлен- ных Типовым положением об образовательном учреждении дополни- тельного профессионального образования (повышения квалифика- ции) специалистов. 32. Объем образовательных программ переподготовки специа- листов и время для получения ими второго высшего или среднего профессионального образования определяются исходя из необходи- мости выполнения государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности в том же объеме и с тем же содержанием учебных дисциплин, которые им предусмотрены. 33. Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются структурными подразделениями самостоятельно с учетом потреб- ностей заказчика, требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующе- му направлению (специальности), государственных требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалифи- кации, устанавливаемых Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. 34. Порядок утверждения учебных планов и программ повыше- ния квалификации, профессиональной переподготовки и переподго- товки специалистов определяется уставом образовательного уч- реждения. 35. Учебный процесс структурными подразделениями может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется уставами об- разовательных учреждений, в которых они организованы. 36. Устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, ла- бораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные заня- тия, стажировка, консультации, курсовые, аттестационные, дип- ломные и другие работы. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается акаде- мический час продолжительностью 40-50 минут. 37. При проведении повышения квалификации учебные группы формируются с учетом уровня образования, занимаемой должности и стажа практической работы слушателей. 38. Структурные подразделения выполняют научно-методи- ческую (методическую) работу, могут организовывать в установ- ленном порядке издательскую деятельность по выпуску учебных планов и программ, конспектов лекций и другой научно-методи- ческой литературы для слушателей. Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов может вести науч- но-исследовательскую работу, тематику которой утверждает уче- ный совет высшего учебного заведения, в котором он организо- ван. V. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 39. Координацию деятельности факультетов и отделений пе- реподготовки специалистов, межотраслевых региональных центров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. 40. Контроль за деятельностью факультетов (центров) и курсов повышения квалификации осуществляют образовательные уч- реждения, которыми они организованы. VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 41. Финансирование структурных подразделений осуществля- ется за счет: средств, поступающих за обучение по прямым договорам с заказчиками; бюджетных ассигнований; средств, полученных за выполнение консультационной дея- тельности, от реализации учебных, методических, научных и дру- гих разработок; других источников, предусмотренных законодательством. 42. Структурные подразделения в установленном порядке от- читываются перед руководством образовательных учреждений об итогах своей деятельности и представляют ежегодную статисти- ческую отчетность по форме государственного статистического наблюдения N 1-пк "Сведения о повышении квалификации и про- фессиональной переподготовке специалистов". * * * На основании настоящего Типового положения образователь- ное учреждение, в котором организовано структурное подразделе- ние, разрабатывает соответствующее положение о нем, которое утверждается руководителем образовательного учреждения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|