Расширенный поиск
Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 16.10.1996 № 01-226/16-12О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ" Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 16.10.96 N 01-226/16-12 Направляем Вам для сведения и руководства Федеральный за- кон Российской Федерации "О науке и государственной науч- но-технической политике", утвержденный Президентом Российской Федерации 23 августа 1996 г. Заместитель Министра В.П.Демин Приложение к циркулярному письму МК РФ от 16.10.96 N 01-226/16-12 Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике Законодательство о науке и государственной научно-техни- ческой политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получе- ние и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение но- вых знаний об основных закономерностях строения, функциониро- вания и развития человека, общества, окружающей природной сре- ды; прикладные научные исследования - исследования, направ- ленные преимущественно на применение новых знаний для достиже- ния практических целей и решения конкретных задач. Научно-техническая деятельность - деятельность, направ- ленная на получение, применение новых знаний для решения тех- нологических, инженерных, экономических, социальных, гумани- тарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Экспериментальные разработки - деятельность, которая ос- нована на знаниях, приобретенных в результате проведения науч- ных исследований или на основе практического опыта, и направ- лена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отно- шение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов госу- дарственной власти Российской Федерации в области науки, тех- ники и реализации достижений науки и техники. Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информаци- онном носителе. Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат ин- теллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвоз- мездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими ли- цами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, пре- дусмотренных грантодателями. Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности 1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осу- ществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным за- коном, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в преде- лах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юриди- ческими лицами при условии, если научная и (или) научно-техни- ческая деятельность предусмотрена их учредительными документа- ми. 2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом: гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспе- риментальных разработок; гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции; признают право на обоснованный риск в научной и (или) на- учно-технической деятельности; обеспечивают свободу доступа к научной и научно-техничес- кой информации, за исключением случаев, предусмотренных зако- нодательством Российской Федерации в отношении государствен- ной, служебной или коммерческой тайны; гарантируют подготовку, повышение квалификации и перепод- готовку научных работников и специалистов государственных на- учных организаций; гарантируют финансирование проектов, выполняемых по госу- дарственным заказам. Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников 1. Научным работником (исследователем) является гражда- нин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки опре- деляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттеста- ции. Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения по- рядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке. 2. Специалистом научной организации (инженерно-техничес- ким работником) является гражданин, имеющий среднее профессио- нальное или высшее профессиональное образование и способствую- щий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. 3. Работником сферы научного обслуживания является граж- данин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. 4. Научный работник имеет право на: признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации; получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-техни- ческих результатов, автором которых он является; объективную оценку своей научной и (или) научно-техничес- кой деятельности и получение вознаграждений, поощрений и ль- гот, соответствующих его творческому вкладу; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации: подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конферен- циях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях; участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки на- учной и (или) научно-технической деятельности и иных источни- ков, не запрещенных законодательством Российской Федерации; подачу заявок на участие в международном научном и науч- но-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, пуб- ликации научных и (или) научно-технических результатов за пре- делами территории Российской Федерации); доступ к информации о научных и научно-технических ре- зультатах, если она не содержит сведений, относящихся к госу- дарственной, служебной или коммерческой тайне; публикацию в открытой печати научных и (или) научно-тех- нических результатов, если они не содержат сведений, относя- щихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и ок- ружающую природную среду; повышение научной квалификации. 5. Научный работник обязан: осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также ок- ружающей природной среде; объективно осуществлять экспертизы представленных ему на- учных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных раз- работок. 6. Научные работники могут заключать договоры о совмест- ной научной и (или) научно-технической деятельности в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации. 7. Научные работники вправе создавать на добровольной ос- нове общественные объединения (в том числе научные, науч- но-технические и научно-просветительские общества, обществен- ные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательст- вом Российской Федерации об общественных объединениях. Общественные академии наук участвуют в координации науч- ной и (или) научно-технической деятельности и действуют в со- ответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и ор- ганы государственной власти субъектов Российской Федерации мо- гут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области на- уки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкур- сов к выполнению научных и научно-технических программ и про- ектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Статья 5. Научная организация 1. Научной организацией признается юридическое лицо неза- висимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осущест- вляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследова- тельские организации, научные организации образовательных уч- реждений высшего профессионального образования, опытно-конс- трукторские, проектно-конструкторские, проектно-технологичес- кие и иные организации, осуществляющие научную и (или) науч- но-техническую деятельность. 2. Правительство Российской Федерации и органы исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации организуют в со- ответствии с законодательством Российской Федерации государс- твенную аккредитацию научных организаций и выдают им свиде- тельства о государственной аккредитации. Порядок государствен- ной аккредитации определяется Правительством Российской Феде- рации. Свидетельство о государственной аккредитации выдается на- учной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уста- вом которой предусмотрен ученый (научный, технический, науч- но-технический) совет в качестве одного из органов управления. Свидетельство о государственной аккредитации является ос- нованием для предоставления научной организации льгот на упла- ту налогов, предусмотренных налоговым законодательством Рос- сийской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации. Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экс- периментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) науч- но-техническая деятельность которой получила международное признание Правительством Российской Федерации может присваи- ваться статус государственного научного центра. Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредита- ции научной организации не может являться препятствием к осу- ществлению научной и (или) научно-технической деятельности. 3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжает- ся имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации. 4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды. 5. Научная организация осуществляет научное и научно-тех- ническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законода- тельством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. 6. Научная организация создается, реорганизуется и ликви- дируется в порядке, предусмотренном законодательством Российс- кой Федерации. При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства на- учной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевти- ческого производства и лечебных баз. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредив- шие государственную научную организацию, могут выделять средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт иму- щества данной организации и при недостаточности средств у дан- ной организации несут субсидиарную ответственность по ее обя- зательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного предприятия, осно- ванных на праве оперативного управления. 7. За государственными научными организациями закрепляют- ся в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке. Статья 6. Академии наук в Российской Федерации 1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российс- кая академия художеств) имеют государственный статус: учрежда- ются федеральными органами государственной власти, финансиру- ются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами управления своими деятельностью и имуществом. Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Фе- дерации или Правительства Российской Федерации. В Российскую академию наук, отраслевые академии наук вхо- дят научные организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их сос- тав организаций научного обслуживания и социальной сферы опре- деляются уставами указанных академий наук. 2. Российская академия наук является самоуправляемой ор- ганизацией, действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и при- нимает участие в координации фундаментальных научных исследо- ваний, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финанси- руемых за счет средств федерального бюджета. 3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми ор- ганизациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований. 4. Финансирование Российской академии наук и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюд- жета, указываемых в нем отдельной строкой, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Результаты выполненных с использованием средств федераль- ного бюджета научных исследований Российской академии наук и отраслевых академий наук передаются государству в соответствии с законодательством Российской Федерации. Академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации отчеты о прове- денных научных исследованиях и научных и (или) научно-техни- ческих результатах. 5. Российская академия наук и отраслевые академии наук, их научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы владеют, пользуются и распоряжаются федераль- ным имуществом, переданным им в оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации. Реестры имущества, переданного академиям наук в оперативное управление или в хозяйственное ведение, ут- верждаются Правительством Российской Федерации. 6. За академиями наук, их научными организациями и орга- низациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляют- ся в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке. Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью 1. Управление научной и (или) научно-технической деятель- ностью осуществляется на основе сочетания принципов государс- твенного регулирования и самоуправления. 2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и со- циальной сферы в пределах своих полномочий определяют соот- ветствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осу- ществление межотраслевой координации научной и (или) науч- но-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интегра- ции науки и производства, реализацию достижений науки и техни- ки. 3. Управление научной и (или) научно-технической деятель- ностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу науч- ного творчества. Органы государственной власти, учреждающие государствен- ные научные организации: утверждают уставы государственных научных организаций; осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным органи- зациям имущества; осуществляют другие функции в пределах их полномочий. Руководители государственных научных организаций и науч- ных организаций академий наук, а также негосударственных науч- ных организаций назначаются (избираются) в соответствии с за- конодательством и в порядке, предусмотренном их уставами. 4. Ученые советы государственных научных организаций раз- рабатывают и утверждают планы научных работ и развития госу- дарственных заданий, профиля государственных научных организа- ций, их научных и экономических интересов. Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно- технической продукции 1. Основной правовой формой отношений между научной орга- низацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) на- учно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, науч- но-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной науч- ной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли. 2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для госу- дарственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключа- ются между государственным органом - заказчиком и организаци- ей-исполнителем. Правительство Российской Федерации и органы исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации, учредившие госу- дарственные научные организации, вправе устанавливать для го- сударственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. 3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законо- дательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции. Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности 1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятель- ности имеют право на обмен информацией, за исключением инфор- мации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне. 2. Правительство Российской Федерации обеспечивает созда- ние федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-техничес- ких результатах за пределами территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к ука- занной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в облас- ти науки и техники. 3. В случае государственных научных организаций, при ко- торых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность ука- занных банков данных и баз данных и передача их правопреемни- кам в установленном порядке. Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности Правительство Российской Федерации вправе: устанавливать порядок проведения научных исследований и использования научных и (или) научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности Российской Федера- ции, здоровью граждан, окружающей природной среде; лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-тех- нической деятельности; вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности и осуществления надзор за его соблю- дение; вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельнос- ти. Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики 1. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффек- тивное использование научно-технического потенциала, увеличе- ние вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессив- ных структурных преобразований в области материального произ- водства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты инфор- мационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочнение взаимосвязи науки и образования. 2. Государственная научно-техническая политика осущест- вляется исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства; гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе кон- курсов: гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований; интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего про- фессионального образования в научных исследованиях и экспери- ментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего про- фессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях разви- тия науки и техники: стимулирование научной, научно-технической и инновацион- ной деятельности через систему экономических и иных льгот: развитие научной, научно-технической и инновационной дея- тельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур; стимулирование научной, научно-технической и инновацион- ной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала; развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации. Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики 1. К ведению органов государственной власти Российской Федерации относятся: разработка и проведение единой государственной науч- но-технической политики; выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации; формирование и реализация федеральных научных и науч- но-технических программ и проектов, а также определение феде- ральных органов исполнительной власти, ответственных за их вы- полнение; финансирование научной и (или) научно-технической дея- тельности за счет средств федерального бюджета; установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов; содействие развитию научной, научно-технической и иннова- ционной деятельности субъектов Российской Федерации; управление государственными научными организациями феде- рального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; ликвидация обязательств по научным и научно-технических программам и проектам, предусмотренным международными догово- рами Российской Федерации; охрана прав интеллектуальной собственности; формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информа- ции, патентно-лицензионного дела и управление ими; установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников. Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирова- ния и реализации единой государственной научно-технической по- литики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития нау- ки и техники. Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечи- вают Министерство науки и технической политики Российской Фе- дерации или его правопреемник совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти. Формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки приоритетных направлений оборонной промыш- ленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними нау- ки и образования обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы. 2. К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъек- тов Российской Федерации относятся: формирование экономического механизма осуществления госу- дарственной научно-технической политики; организация научно-технического прогнозирования; размещение объектов научно-технического потенциала и соз- дание инфраструктуры научно-технической и инновационной дея- тельности; формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федера- ции; формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации; разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение; формирование совместных фондов научного, научно-техни- ческого и технологического развития; международные научные связи. 3. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: участие в выработке и реализации государственной науч- но-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах Российской Федерации; формирование научных и научно-технических программ и про- ектов субъектов Российской Федерации; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации: формирование органов управления в сфере научной и науч- но-технической деятельности субъектов Российской Федерации и межрегиональных органов; управление государственными научными организациями регио- нального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных научных органи- заций федерального значения по вопросам, относящимся к полно- мочиям органов государственной власти субъектов Российской Фе- дерации; создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов; формирование межрегиональных и региональных фондов науч- ного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации. 4. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме: подготовки совместных предложений о совершенствовании ор- ганизационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности; участия представителей соответствующих органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техни- ки, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федера- ции; взаимной передачи отдельных полномочий на координацию на- учно-технической деятельности, затрагивающей совместные инте- ресы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций. Статья 13. Порядок формирования государственной научно-технической политики 1. Направления государственной научно-технической полити- ки на среднесрочной и долгосрочной периоды определяются Прези- дентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектов Российской Федерации. 2. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Пре- зидента Российской Федерации о положении в Российской Федера- ции и предложениями Правительства Российской Федерации опреде- ляет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-техни- ческих программ и проектов, объем финансирования научных орга- низаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятель- ность. 3. Определение основных направлений государственной науч- но-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, раз- работка рекомендаций и предложений о реализации научных и на- учно-технических программ и проектов, об использовании дости- жений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспер- тиз и конкурсов. Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими орга- нами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъ- ектов и их объединений с учетом единой государственной науч- но-технической политики. 4. Государственная научно-техническая политика субъектов Российской Федерации формируется и проводится при взаимо- действии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственная научно-техническая политика на региональ- ном уровне разрабатывается и реализуется органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации с учетом единой государственной научно-технической политики и интересов регионов. 5. Органы государственной власти содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других органи- заций в условиях конверсии, оказывают экономическую, органи- зационную, социальную и иную поддержку их научных коллективам. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-техни- ческой программе, осуществляет по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной поддержке. Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности 1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соот- ветствующего бюджета. 2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспер- тами с участием представителей субъектов Российской Федерации, организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при: выборе приоритетных направлений государственной науч- но-технической политики, а также развития науки и техники; формировании научных и научно-технических программ и про- ектов; проведении конкурсов на участие в научных и научно-техни- ческих программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства. 3. В экспертизе научной и (или) научно-технической дея- тельности не может участвовать специалист, имеющий личную за- интересованность в ее результатах. 4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники. 5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном порядке проводится обя- зательная государственная экспертиза научно-технических прог- рамм и проектов. Статья 15. Финансирование научной и (или) научно- технической деятельности 1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-техни- ческой деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюд- жета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства на финансирование научных исследований и экспе- риментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета. 2. Правительство Российской Федерации организует разра- ботку и исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследований и экспериментальные разработки, определя- ет порядок создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, утверждает распределе- ние предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками федеральных целевых прог- рамм, федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и указанными государственными фондами. 3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке, уста- навливаемом Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятель- ности. 4. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в порядке долевого участия за счет средств организаций, объеди- нений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке до- левого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международ- ных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-тех- нические программы создания новых техники и технологии двойно- го применения. 5. Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) науч- но-технической деятельности в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствую- щих субъектов. За счет средств федерального бюджета могут финансиро- ваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важ- ные региональные научные и научно-технические программы и про- екты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах. Совместное использование средств, выделенных из федераль- ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и мест- ных бюджетов на финансирование научных исследований федераль- ного значения, осуществляется на долевых началах по согласова- нию между соответствующими органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправ- ления. 6. Финансирование научной и (или) научно-технической дея- тельности осуществляется государством на основе сочетания фи- нансовой поддержки научных организаций и целевого финансирова- ния конкретных научных и научно-технических программ и проек- тов. 7. В Российской Федерации действуют государственные, не- государственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. Органы государственной власти Российской Федерации и ор- ганы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и (или) науч- но-технической деятельности как некоммерческие организации, деятельность которых финансируется за счет средств соот- ветствующего бюджета или иных источников, не запрещающих зако- нодательством Российской Федерации. Государственный фонд под- держки научной и (или) научно-технической деятельности явля- ется самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятель- ность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом. Государственные фонды поддержки научной и (или) науч- но-технической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляе- мых субъектами научной и (или) научно-технической деятель- ности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирова- ние указанных программ и проектов. Государственные фонды под- держки научной и (или) научно-технической деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятель- ности, предусмотренной их уставами, и на иные цели. 8. В органах государственной власти Российской Федерации (министерствах и ведомствах) коммерческих организациях, а так- же в органах государственной власти субъектов Российской Феде- рации в установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продук- ции отчислений организаций для финансирования научных исследо- ваний и экспериментальных разработок. 9. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюджетов из внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов. 10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов. Гранты передаются научным работникам, научным организаци- ям, образовательным учреждениям высшего профессионального об- разования, другим юридическим лицам и гражданам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с за- конодательством Российской Федерации или в случае их использо- вания на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются. Статья 16. Международные научные и научно-техническое сотрудничество Российской Федерации 1. Органы государственной власти Российской Федерации создают необходимые условия для международного научного и на- учно-технического сотрудничества. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных науч- ных и научно-технических программах и проектах, научных и на- учно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранны- ми юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации в установленном поряд- ке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностран- ных юридических лиц. 2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осу- ществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены зако- нодательством Российской Федерации. 3. Российская Федерация поддерживает научное и науч- но-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Фе- дерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организа- ций. Органы государственной власти Российской Федерации, учи- тывая наличие высокоинтегрированного научно-технического по- тенциала Содружества Независимых Государств и других госу- дарств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, содействуют развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и двусторонних договоров с ними. 4. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-тех- нических результатов, а также научной и (или) научно-техни- ческой продукции за пределы территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федера- ции. Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|