Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 17.05.1999 № 32-06/30

          О ВОПРОСАХ ПРИЕМА В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
 
     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     17.05.99 N 32-06/30
 
     Управление образовательной  и социальной политики направ-
ляет Вам для сведения и использования в работе  информационные
письма Министерства  общего  и  профессионального  образования
Российской Федерации:
     1. N 01-50-31 ин/32-03 от 16.03.99;
     2. N 14-51-128 ин/12 от 17.03.99;
     3. N 29-55-06/29-09 от 19.03.99.
 
     Начальник Управления                 Ю.В.Гафуров
 
                                          Приложение 1
                                 к ЦП Министерства культуры РФ
                                 от 17.05.99 N 32-06/30
 
         О ВОПРОСАХ ПРИЕМА В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
 
    Письмо Министерства общего и профессионального образования
    Российской Федерации от 16.03.99 N 01-50-31ин/32-03
 
     В целях организованного приема студентов в  государствен-
ные высшие  учебные  заведения в соответствии с Порядком,  ут-
вержденным приказом Минобразования России от 24.02.98 N 500  и
зарегистрированным Минюстом   России   23.04.98  N  1516,  Ми-
нистерство обращает внимание на следующее:
 
     1. В  соответствии с Соглашением от 24 ноября 1998 г.  "О
предоставлении равных прав гражданам государства -  участников
Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитар-
ной областях от 29 марта 1996 года на  поступление  в  учебные
заведения" с 1999 г.  в государственные высшие учебные заведе-
ния наравне с гражданами Российской Федерации  как  на  места,
финансируемые из  государственного  бюджета,  так  и с оплатой
стоимости обучения по договорам,  принимаются граждане Респуб-
лики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики на
основе взаимно признаваемых  эквивалентными  документов  госу-
дарственного образца (дающими право на поступление в вуз).
     Регулирование приема в учебные заведения  государственных
органов обороны,  безопасности,  внутренних дел, пограничной и
таможенной служб  определяется  дополнительными   соглашениями
государств.
     2. В связи с  запросами,  поступающими  в  Минобразование
России, и   письмами,  направленными  в  адрес  Минобразования
России Генеральной прокуратурой Российской Федерации,  уточня-
ем, что  Порядком приема определен (п.12) перечень общеобразо-
вательных предметов,  из числа которых устанавливаются вступи-
тельные испытания в вуз. С целью обеспечения равных прав граж-
дан Российской Федерации при поступлении в высшие учебные  за-
ведения данный  перечень  установлен  на  основе  инвариантной
части Базисного учебного плана общеобразовательных  учреждений
Российской Федерации  (федеральный  компонент),  утвержденного
приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322.
     Программы вступительных  испытаний необходимо формировать
на основе примерных  программ,  разработанных  Минобразованием
России и  опубликованных в официальном издании Справочника для
поступающих в высшие учебные  заведения  Российской  Федерации
(Москва, Издательский  дом "Дрофа",  1998 г.).  Не допускается
установление вступительных  испытаний  по  отдельным  разделам
предмета "Обществознание",  например,  основам  политологии  и
права, экономической теории, а также по психологии и др.
     3. Генеральной  прокуратурой  Российской Федерации в ходе
проверок выявлен ряд нарушений законодательства в части соблю-
дения не только льгот,  но и прав на образование при поступле-
нии в вузы инвалидов 1 и 2 групп,  детей-сирот и детей, остав-
шихся без  попечения  родителей,  а также граждан,  имеющих на
основании действующего законодательства  льготы  по  приему  в
высшие учебные заведения.
     Напоминаем, что  извлечения  из   законодательных   актов
Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в ву-
зы, содержатся в письме Минобразования России  от  23.02.98  N
06-62-43ин/16-03, которое опубликовано также в официальном из-
дании Справочника для поступающих в высшие  учебные  заведения
Российской Федерации.
     Следует считать грубым нарушением действующего  законода-
тельства:
     отмену льготы на внеконкурсное поступление  лицам,  окон-
чившим общеобразовательное учреждение с отличием;
     органичение приема в вузы инвалидов 1 и 2 групп без соот-
ветствующего заключения ВТЭК;
     прием на льготных условиях спортсменов и членов  спортив-
ных сборных команд Российской Федерации в непрофильные вузы.
     4. В ряде случаев вузы с  целью  привлечения  контингента
включают в  образовательные программы подготовительных отделе-
ний и курсов,  а также общеобразовательных учреждений, находя-
щихся с ними в договорных отношениях,  дисциплины из образова-
тельных программ высшего  профессионального  образования.  При
этом в дальнейшем лицам,  поступившим в вуз,  нередко сокраща-
ются сроки обучения за счет приема их на второй курс,  что яв-
ляется нарушением  действующего  законодательства  и положений
Порядка приема.
     Работа подготовительных отделений, финансируемых из госу-
дарственного бюджета и  хозрасчетных  подготовительных  курсов
организуется с  целью  повышения уровня знаний абитуриентов по
общеобразовательным предметам.  Программы обучения на подгото-
вительных отделениях  и курсах должны соответствовать програм-
мам, опубликованным в упомянутом Справочнике для поступающих в
высшие учебные заведения Российской Федерации.
     Подготовительные отделения, финансируемые из федерального
бюджета, созданы  с целью поддержки лиц,  испытывающих матери-
альные и социальные затруднения при подготовке в вуз, особенно
лиц, проживающих в сельской местности,  а также граждан,  уво-
ленных с военной службы.  Обучение слушателей финансируется из
государственного бюджета,  поэтому  введение платного обучения
по договорам на подготовительных отделениях не  предусматрива-
ется.
     5. Министерство рекомендует выделять в  приоритетном  по-
рядке целевые места для абитуриентов, окончивших сельские шко-
лы в целях содействия государственным и муниципальным  органам
в подготовке  кадров для решения социально-экономических проб-
лем регионов (в соответствии с п.4 Порядка приема).
     6. Единые  экзамены (совмещенная итоговая государственная
аттестация в общеобразовательном учреждении,  одновременно яв-
ляющаяся вступительными  испытаниями в вуз) проводятся в соот-
ветствии с требованиями положения об итоговой  аттестации  вы-
пускников общеобразовательных  учреждений и правилами приема в
вузы с целью снижения нагрузки учащихся и не являются дополни-
тельной образовательной  услугой (письмо Минобразования России
от 16.12.98 N 01-50-205ин/32-03).
     7. Ранние  вступительные  испытания  по предписанию Гене-
ральной прокуратуры  Российской  Федерации  отменены   сначала
письмом Минобразования России от 20.11.97 N 01-50-187ин/32-03,
а затем Порядком приема,  в котором указывается, что все всту-
пительные испытания  в  вуз  начинаются не ранее начала приема
документов, перечень которых установлен п.10 Порядка приема.
     8. В  соответствии  с  п.19 Порядка приема в качестве ре-
зультатов вступительных испытаний могут засчитываться  резуль-
таты победителей  третьего  (областного,  краевого,  республи-
канского) и четвертого (зонального) этапов Всероссийской олим-
пиады школьников,  а  также победителей региональных олимпиад,
проводимых советами ректоров вузов соответствующих регионов по
общеобразовательным предметам.  Региональные  олимпиады прово-
дятся совместно с вузами, находящимися на территории  субъекта
Российской Федерации, на основе программ, разработанных Миноб-
разованием России.  При этом  положение  об  олимпиаде  должно
устанавливать количество  победителей (призеров),  но не более
10% от общего числа участников по каждому предмету.  Положение
утверждается председателем совета ректоров и руководителем ор-
гана управления образованием субъекта Российской Федерации.
     9. При  организации  приема  абитуриентов  на направление
подготовки или специальность высшего профессионального образо-
вания в  несколько  потоков не допускается повторное участие в
конкурсе лиц,  получивших неудовлетворительную оценку на всту-
пительных испытаниях в предыдущем потоке.
     При большом конкурсе на направление подготовки или специ-
альность не рекомендуется проведение вступительных испытаний в
форме собеседования,  при котором затруднительно  формирование
критериев оценки   знаний   абитуриентов   и,  как  следствие,
рассмотрение апелляций.
     Состав вступительных  испытаний  и  форма  их  проведения
должны обеспечивать качественный отбор наиболее подготовленной
молодежи на места, финансируемые из государственного бюджета.
     10. В представлении  Генеральной  прокуратуры  Российской
Федерации от 06.01.99 N 2107-99 отмечено,  что в ряде регионов
ведется прием студентов в вузы и их филиалы, не получившие ли-
цензии. Министерство обращает внимание на необходимость выпол-
нения п.п.3.4 ст.10 Федерального закона "О высшем  и  послеву-
зовском профессиональном  образовании"  и п.7 действующего По-
рядка приема в вузы,  в которых определено, что высшее учебное
заведение вправе реализовать образовательные программы высшего
профессионального образования и объявлять прием граждан только
при наличии  лицензии на ведение соответствующей образователь-
ной деятельности.  Прием в вуз для обучения в его филиале воз-
можен только при наличии лицензии у данного филиала.
     Министерство информирует,  что с целью предупреждения на-
рушений действующего  законодательства  в Порядок приема будут
внесены соответствующие изменения и дополнения.
 
     Министр                                В.М.Филиппов
                                            Приложение 2
 
     Письмо Министерства общего и профессионального
     образования Российской Федерации от
     17.03.99 N 14-51-128ин/12
 
     Минобразование России   направляет  для  использования  в
практической работе  извлечения   из   законодательных   актов
Российской Федерации,  предусматривающих  льготы  по  приему в
высшие учебные заведения,  с учетом введения в действие  Феде-
рального закона "О статусе военнослужащих".
 
 
     Заместитель Министра                 В.Д.Шадриков
 
 
                          ИЗВЛЕЧЕНИЯ
 
        из законодательных актов Российской Федерации,
             предусматривающих льготы по приему в
                   высшие учебные заведения
 
     I. Из Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подверг-
шихся воздействию радиации  вследствие  катастрофы  на  Черно-
быльской АЭС"   от   15.05.91   N  1244-1  в  редакции  Закона
Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в  За-
кон РСФСР  "О  социальной  защите  граждан,  подвергшихся воз-
действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"
от 18.06.92 N 3061-1; из Федерального закона "О внесении изме-
нений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию  радиации  вследствие  катастрофы  на
Чернобыльской АЭС" от 24.11.95 N 179-ФЗ (Ведомости съезда  на-
родных депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного  Совета
Российской Федерации,  1992,  N 32,  ст.1861, Ведомости съезда
народных депутатов  Российской  Федерации  и Верховного Совета
Российской Федерации,  1991,  N 21, ст.699, письмо Комитета по
высшей школе от 20.10.92 N 25-32-590/08-3, письмо Минобразова-
ния России от 25.12.95 N 19-36-40/19-10).
 
--------------------------------------------------------------
  Категории граждан           ¦Льготы, предоставляемые Законом
--------------------------------------------------------------
              1               ¦               2
--------------------------------------------------------------
Получившие или перенесшие лу- ¦Внеконкурсное поступление. При-
чевую болезнь, другие заболе- ¦ем на подготовительные отделе-
вания, и инвалиды вследствие  ¦ния независимо от наличия мест
чернобыльской катастрофы      ¦с обязательным предоставлением
(ст.14)                       ¦общежития, в случае нуждаемости
                              ¦в нем, стипендия в повышенном
                              ¦на 50% размере (часть первая
                              ¦(ст.14, п.18)
                              ¦
Участники ликвидации послед-  ¦Льготы, указанные в части пер-
ствий катастрофы на Чернобыль-¦вой ст.14, п.18
ской  АЭС в зоне отчуждения   ¦
(ст.15)                       ¦
Граждане, занятые на работе в ¦Льготы, указанные в части пер-
зоне отчуждения (ст.16)       ¦вой ст.14, п.18
                              ¦
Эвакуированные из зоны отчуж- ¦Льготы, указанные в части пер-
дения и переселенные (пересе- ¦вой ст.14, п.18
ляемые) из зоны отселения     ¦
(ст.17)                       ¦
                              ¦
Проживающие (работающие) на   ¦Преимущественное право (при
территории зоны проживания с  ¦прочих равных условиях) при
правом на отселение (ст.18)   ¦поступлении в вузы. Прием на ПО
                              ¦при вузах независимо от наличия
                              ¦мест, с обязательным предостав-
                              ¦лением общежития в случае нуж-
                              ¦даемости в нем, стипендия в по-
                              ¦вышенном на 50% размере незави-
                              ¦симо от места учебы (ст.18,
                              ¦п.16)
                              ¦
Постоянно проживающие (рабо-  ¦Льготы, указанные в части пер-
тающие) в зоне отселения до их¦вой ст.14, п.18
переселения в другие районы   ¦
(ст.20)                       ¦
--------------------------------------------------------------
     Всем категориям граждан, подвергшихся радиоактивному воз-
действию в результате чернобыльской катастрофы, местными орга-
нами исполнительной власти выдаются специальные  удостоверения
единого образца,  в  которых указываются сроки пребывания ука-
занных лиц в зонах радиоактивного загрязнения и полученная ими
суммарная доза облучения (ст.24 Закона).
 
     II. Из Федерального  закона   Российской   Федерации   от
19.08.85 N  149-ФЗ "О социальной защите граждан,  подвергшихся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на  Се-
мипалатинском полигоне"  (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 34, ст.3428).
 
     Статья 1.  Распространить отдельные льготы и компенсации,
предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной за-
щите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ка-
тастрофы на  Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных де-
путатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,  1991,  N 21, ст.699;
Ведомости Съезда  народных  депутатов  Российской  Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации,  1992, N 32, ст.1861),
на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах
Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержда-
емые Правительством  Российской  Федерации  перечни населенных
пунктов, подвергшихся  радиационному  воздействию   вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и на детей пер-
вого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболе-
ваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
     Статья 2.  Гражданам,  получившим в периоды радиационного
воздействия суммарную  (накопленную)  эффективную дозу облуче-
ния, превышающую 25 сЗв (бэр),  предоставляются льготы и  ком-
пенсации, установленные для граждан, указанных в пунктах 4, 5,
9-11, 13,  14,  16-19 части первой статьи 14, пунктах 1, 2, 4,
7, 9, 10 части первой статьи 15, пунктах 10, 11, 13 части пер-
вой статьи 17, статье 24 и пункте 1 части первой статьи 32 За-
кона Российской  Федерации "О социальной защите граждан,  под-
вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно-
быльской АЭС".
     Статья 3.  Гражданам,  получившим в периоды радиационного
воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения
более 5 сЗв (бэр),  но не более 25 сЗв, предоставляются льготы
и компенсации,  установленные для граждан, указанных в пунктах
1 и 2 части первой статьи 15 Закона  Российской  Федерации  "О
социальной защите  граждан,  подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     Статья 4. Детям первого и второго поколения граждан, ука-
занных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, страда-
ющим заболеваниями  вследствие радиационного воздействия на их
родителей, предоставляются льготы и компенсации,  указанные  в
части первой и второй статьи 25 Закона Российской Федерации "О
социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию  радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     Статья 5. Гражданам, указанным в статьях 2 и 3 настоящего
Федерального закона  выдаются удостоверения единого образца (в
порядке, определяемом  Правительством  Российской  Федерации),
которые дают  право на получение компенсаций и льгот с момента
их предъявления.
     Документам, подтверждающим право на получение льгот деть-
ми, указанными в статье 4 настоящего Федерального закона,  яв-
ляются заключение  регионального межведомственного экспертного
Совета по установлению причинной связи  заболеваний,  инвалид-
ности и смерти лиц с радиационным воздействием.
     Указанные статьи  Закона  предусматривают   внеконкурсное
поступление. Прием на подготовительные отделения независимо от
наличия мест с обязательным предоставлением общежития,  в слу-
чае нуждаемости в нем, стипендия в повышенном на 50% размере.
 
     III. Из Закона Российской Федерации "О статусе военнослу-
жащих"   от   27.05.98   N  76-ФЗ  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331).
     Статья 19. Право на образование и права в области культу-
ры.
     1. Военнослужащие имеют право на обучение в военных обра-
зовательных учреждениях  профессионального  образования (в том
числе на получение послевузовского образования)  и  на  курсах
(факультетах) подготовки,   переподготовки  и  повышения  про-
фессиональной квалификации военнослужащих.
     Порядок приема военнослужащих в указанные образовательные
учреждения и обучения в них определяется федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами...
     2. Военнослужащие,  проходящие военную службу по контрак-
ту, имеют  право на обучение в гражданских образовательных уч-
реждениях высшего и среднего профессионального  образования  и
на подготовительных  отделениях  (курсах)  указанных образова-
тельных учреждений с освоением образовательных программ по оч-
но-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
     3. Военнослужащим,  проходящим военную службу по призыву,
обучение в  гражданских  образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования не разрешается...
     5. Гражданам,  призванным на военную службу в период обу-
чения в государственных образовательных учреждениях профессио-
нального образования, при увольнении с военной службы сохраня-
ется право на продолжение образования  в  том  образовательном
учреждении, в котором они обучались до призыва.
     Граждане, уволенные с военной службы,  пользуются преиму-
щественным правом  на  поступление в государственные образова-
тельные учреждения высшего и среднего профессионального  обра-
зования и на подготовительные отделения образовательных учреж-
дений высшего профессионального образования.
     Граждане, уволенные  с  военной  службы  и  поступающие в
государственные образовательные учреждения высшего и  среднего
профессионального образования   по  рекомендациям  командиров,
пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии  полу-
чения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.
     Граждане, проходившие военную службу по контракту и  уво-
ленные с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:
     - бесплатное первоочередное прохождение подготовки, пере-
подготовки и  повышение  квалификации по направлению и за счет
средств федеральной государственной службы  занятости  населе-
ния, а имеющие право на пенсию - на получение профессионально-
го образования по направлению и за счет средств организаций, в
которые они  приняты на работу,  с выплатой среднего заработка
во время обучения;
     - внеконкурсное  поступление  в государственные образова-
тельные учреждения начального профессионального образования  и
на курсы обучения соответствующим профессиям;
     - поступление в государственные образовательные  учрежде-
ния профессионального образования без вступительных экзаменов:
     на первый курс и последующие курсы государственных  обра-
зовательных учреждений  среднего профессионального образования
- окончившие средние военные образовательные учреждения;
     на первый курс государственных образовательных учреждений
среднего профессионального образования - с образованием не ни-
же основного общего образования;
     на первый курс и последующие курсы государственных  обра-
зовательных учреждений высшего профессионального образования -
имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональ-
ное образование;
     на подготовительные отделения  государственных  образова-
тельных учреждений  высшего  профессионального  образования  -
окончившие общеобразовательные учреждения  среднего  (полного)
общего образования или среднего профессионального образования.
     Такое же право на поступление в государственные образова-
тельные учреждения  профессионального  образования имеют воен-
нослужащие, проходящие военную службу по контракту  и  имеющие
общую продолжительность военной службы 15 лет и более.
     Прием указанных граждан в государственные образовательные
учреждения профессионального  образования проводится в течение
всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным
этим образовательным учреждением планам приема.
     Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное про-
фессиональное образование, проходят обучение в государственных
образовательных учреждениях высшего профессионального  образо-
вания бесплатно.
     Военнослужащие, имеющие высшее  или  среднее  гражданское
профессиональное образование, родственное по профилю подготов-
ки военной специальности,  при прохождении военной  службы  по
этой специальности  приравниваются по образованию к военнослу-
жащим, окончившим соответствующие высшие или  средние  военные
образовательные учреждения профессионального образования.
 
     6. При изменении  места  военной  службы  военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, а также при увольнении
с военной службы по достижении ими предельного возраста пребы-
вания на военной службе,  состоянию здоровья или в связи с ор-
ганизационно-штатными мероприятиями члены их семей,  обучающи-
еся (воспитывающиеся) в государственных образовательных учреж-
дениях, имеют право переводиться (приниматься) в образователь-
ные учреждения,  ближайшие  к  новому месту военной службы или
месту жительства...
     Дети военнослужащих,  проходящих  военную службу по конт-
ракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20  лет
и более,  дети граждан, уволенных с военной службы по достиже-
нии ими предельного возраста  пребывания  на  военной  службе,
состоянию здоровья  или  в связи с организационно-штатными ме-
роприятиями, общая продолжительность  военной  службы  которых
составляет 20 лет и более,  дети военнослужащих,  погибших при
исполнении ими  обязанностей  военной   службы   или   умерших
вследствие увечья (ранения,  травмы,  контузии) либо заболева-
ния, полученных ими при исполнении обязанностей военной  служ-
бы, пользуются правом зачисления в суворовские военные,  нахи-
мовские военно-морские училища и кадетские  корпуса  вне  кон-
курса, а  при поступлении в военные образовательные учреждения
высшего и среднего профессионального образования - преимущест-
венным правом  при  условии  успешной  сдачи экзаменов и соот-
ветствия другим установленным для поступающих требованиям.
 
     IV. Из   Федерального   Закона  Российской  Федерации  от
12.01.95 N  5-ФЗ  "О  ветеранах"  (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1995, N 3, ст.168).
 
     Статья 14.  Меры социальной защиты инвалидов Великой Оте-
чественной войны  и  инвалидов  боевых действий на территориях
других государств:
     ... -  прием вне конкурса в государственные образователь-
ные учреждения высшего и среднего профессионального  образова-
ния и  на  курсы обучения соответствующим профессиям,  выплата
специальных стипендий,     устанавливаемых      Правительством
Российской Федерации, студентам из числа инвалидов войны, обу-
чающимся в указанных образовательных учреждениях...
     Статья 16.   Меры   социальной  защиты  ветеранов  боевых
действий на территориях других государств:
     ... -  прием вне конкурса в государственные образователь-
ные учреждения высшего и среднего профессионального  образова-
ния и  на  курсы обучения соответствующим профессиям,  выплата
специальных стипендий,     устанавливаемых      Правительством
Российской Федерации,  студентам  из  числа  ветеранов  боевых
действий, обучающимся в указанных  образовательных  учреждени-
ях...
     Статья 28. Документы, подтверждающие права ветеранов.
     Реализация прав   и  льгот  ветеранов  осуществляется  по
предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного
для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января
1992 года, либо Правительством Российской Федерации.
 
     V. Из Закона Российской Федерации "Об образовании" в  ре-
дакции Федерального Закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (Собрание зако-
нодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150).
 
     Статья 16.  Общие требования к приему граждан в образова-
тельные учреждения.
     п.3... Вне конкурса при условии  успешной  сдачи  вступи-
тельных экзаменов  в государственные и муниципальные образова-
тельные учреждения среднего профессионального и  высшего  про-
фессионального образования  принимаются  дети-сироты  и  дети,
оставшиеся без попечения родителей,  а также инвалиды I  и  II
групп, которым  согласно заключению врачебно-трудовой комиссии
не противопоказано обучение в соответствующих  образовательных
учреждениях.
     Статья 50.  Права и социальная защита обучающихся, воспи-
танников.
     п.7... Граждане Российской Федерации вправе в установлен-
ном порядке  неоднократно получать бесплатное профессиональное
образование по направлению государственной службы занятости, в
случае потери  возможности  работать  по профессии,  специаль-
ности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалид-
ности, в   иных   случаях,  предусмотренных  законодательством
Российской Федерации.
 
     VI. Из Федерального закона  "О  высшем  и  послевузовском
профессиональном образовании"  от  22.08.96 N 125-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135).
 
     Статья 11.  Прием в высшее учебное заведение и подготовка
специалистов с  высшим и послевузовским профессиональным обра-
зованием.
     п.3. Лица, окончившие с медалями образовательные учрежде-
ния среднего (полного) общего или начального профессионального
образования, а также лица, окончившие с отличием образователь-
ные учреждения среднего профессионального образования,  прини-
маются в высшие учебные заведения по  результатам  собеседова-
ния,  за  исключением вступительных испытаний профессиональной
направленности,  которые могут быть установлены высшим учебным
заведением.
     Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставля-
ется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
     Вне конкурса  при  условии  успешной  сдачи вступительных
испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и
дети, оставшиеся  без  попечения  родителей,  инвалиды  I и II
групп, которым, согласно заключению врачебно-трудовой эксперт-
ной комиссии, не противопоказано обучение в высших учебных за-
ведениях, а также граждане других  категорий,  предусмотренных
законодательством учреждениях.
 
     VII. Из  Федерального  закона  "О  внесении  дополнений в
статью 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных  гаран-
тиях и компенсациях военнослужащим,  проходящим военную службу
на территориях государств Закавказья,  Прибалтики и Республики
Таджикистан, а  также выполняющим задачи в условиях чрезвычай-
ного положения и при вооруженных  конфликтах"  от  19.11.97  N
146-ФЗ (Собрание  законодательства Российской Федерации,  1997
г., N 47, ст.5343).
 
     Статья 1. ... "Военнослужащим, выполнявшим задачи в усло-
виях вооруженного  конфликта  немеждународного характера в Че-
ченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней тер-
риториях Северного  Кавказа,  отнесенных  к  зоне вооруженного
конфликта, ... предоставляются следующие права и льготы:
     - принимаются указанные военнослужащие, проходившие воен-
ную службу по призыву, в избранные ими военные образовательные
учреждения профессионального образования,  в том числе и в об-
разовательные учреждения    Министерства    внутренних     дел
Российской Федерации,  без вступительных экзаменов при условии
их соответствия всем другим требованиям профессионального  от-
бора и приема в указанные образовательные учреждения,  а также
в гражданские образовательные учреждения профессионального об-
разования - вне конкурса".
 
     VIII. Постановлением  Правительства  Российской Федерации
от 02.02.96 N 94 "О внесении изменения в постановление  Прави-
тельства Российской  Федерации  от  25 ноября 1994 г.  N 1300"
(Объявлено инструктивным письмом Госкомвуза России от 07.03.96
N 11; постановление Правительства РФ от 25.11.94 N 1300 объяв-
лено приказом госкомвуза России от 26.01.95 N 99)
     предоставлено право  Федеральной  службе занятости России
на период сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации  (до
1997 года)  направлять для профессиональной подготовки,  пере-
подготовки, повышения  квалификации  и  оплачивать   за   счет
средств Государственного  фонда занятости населения Российской
Федерации стоимость обучения (без выплаты стипендий  в  период
обучения) граждан  в  возрасте до 45 лет,  уволенных с военной
службы по состоянию  здоровья  или  в  связи  с  организацион-
но-штатными мероприятиями  с правом на пенсионное обеспечение,
не имеющих работы и заработка и обратившихся  в  органы  госу-
дарственной службы занятости населения.
 
     IX. Из  Указа  Президента  Российской Федерации от 16 мая
1996 г.  N 727 "О мерах государственной поддержки общественных
объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспита-
нию молодежи" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996 г., N 21, ст.2470) в редакции Указа Президента Российской
Федерации от 21 апреля 1997 г.N 391
     п.2 ...  "Предоставить преимущественное право при поступ-
лении в  военно-учебные  заведения  юношам,  прошедшим   соот-
ветствующую подготовку  в указанных военно-патриотических объ-
единениях".
 
                                            Приложение 3
 
           НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 06.01.99 N 21-7-99
 
     Письмо Министерства общего и профессионального
     образования Российской Федерации от
     19.03.99 N 29-55-06/29-09
 
     В результате проверок, проведенных Генеральной прокурату-
рой Российской  Федерации,  выявлены  случаи грубого нарушения
действующего законодательства в части оплаты (размера) за про-
живание в студенческих общежитиях.
     Так, например, в вузах г.Екатеринбурга оплата за прожива-
ние составляла 45-80%  от размера стипендии, в вузах Тюменской
области - до 121 рубля за одно койко-место.
     В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
"О высшем и послевузовском  профессиональном  образовании"  от
22.08.96 N  125-ФЗ  оплата за проживание студентов в общежитии
не должна превышать 5% от размера стипендии (ст.16 п.3).
     При полном обеспечении всех нуждающихся студентов местами
в общежитии по установленным санитарным  нормам  изолированные
пустующие здания,  этажи, блоки могут по решению администрации
вуза и профкома студентов или другого уполномоченного  студен-
тами представительного  органа переоборудоваться под общежития
для преподавателей и сотрудников или сдаваться в  аренду  сто-
ронним организациям.
     Пользование в жилых комнатах личными энергоемкими  элект-
ропотреблящими приборами  и аппаратурой допускается с разреше-
ния администрации общежития с внесением в установленном  учеб-
ным заведением  порядке  дополнительной  платы за потребляемую
электроэнергию. Плата вносится проживающими тех  комнат  (бло-
ков), в  которых  используются  указанные приборы,  аппаратура
(Типовое положение о студенческом  общежитии  образовательного
учреждения высшего  и  среднего  профессионального образования
Российской Федерации,   утвержденное   постановлением    Госу-
дарственного комитета  Российской Федерации по высшему образо-
ванию 31.05.95 N 4 и зарегистрированное в Министерстве юстиции
Российской Федерации 13.06.95 рег.N 903).
     Пунктом 4 статьи 42 Закона "Об  образовании"  в  редакции
Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ определено также,  что
вузы самостоятельно устанавливают порядок и размеры оплаты  за
предоставляемые в  общежитиях  коммунальные,  бытовые и другие
услуги, непосредственно не связанные  с  образовательным  про-
цессом.
     Учитывая изложенное,  просим привести  размер  оплаты  за
проживание студентов  в общежитии в соответствие с действующим
законодательством.
     Для подготовки  предложений  по  решению  данной проблемы
просим направить в  адрес  Минобразования  России  (Управление
программ развития  материально-технической  базы  и социальной
сферы) информацию о размере платы за  проживание  студентов  в
общежитии вузов, фактических финансовых затратах по содержанию
общежития на одного обучающегося в расчете на год.
 
                                              Г.А.Балыхин

Информация по документу
Читайте также