Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 05.01.2001 № 01-03/16-32

           О положении государственных и муниципальных
          детских музыкальных, художественных школ и
                     детских школ искусств
 
     Циркулярное письмо Министерства культуры Российской
     Федерации от 05.01.2001 г. N 01-03/16-32
 
                      Уважаемые господа!
 
     Министерство  культуры Российской Федерации обращается  к
вам  с  просьбой рассмотреть вопросы, связанные  с  положением
государственных    и   муниципальных   детских    музыкальных,
художественных школ и детских школ искусств.
     Данная  просьба  вызвана многочисленными  обращениями  со
стороны     руководителей    органов    управления    культуры
исполнительной   власти   субъектов   Российской    Федерации,
комитетов  профсоюзов  работников  культуры,  ректоров   вузов
искусств,   директоров   средних   профессиональных    учебных
заведений  в  сфере  искусства, директоров  и  преподавателей,
родителей учащихся детских музыкальных, художественных школ  и
детских школ искусств и опасением Минкультуры России за судьбу
уникальной системы художественного образования, сложившейся  в
России и аналогов которой в мире не существует.
     Главной задачей образовательной политики в сфере культуры
Министерство  видит  сохранение  и  развитие  имеющейся   сети
учебных  заведений  по  всей  России,  создание  условий   для
формирования  разнонаправленной и многоуровневой подготовки  в
системе художественного образования и, прежде всего, массового
образования  в учреждениях дополнительного образования  детей,
являющихся важным инструментом выявления творческих дарований,
осуществления   художественной   профессиональной   ориентации
ребенка, первоосновой дальнейшего духовного развития личности.
     В  системе  Министерства культуры Российской Федерации  в
настоящее время действуют около 6000 детских школ по различным
видам искусства.
     Традиционно  в  России  начальное детское  художественное
образование    базируется  на  строго  организованной  системе
детских  музыкальных,  художественных  школ  и  детских   школ
искусств.  За  последние годы, несмотря на отток специалистов,
финансовые трудности, возникновение комплекса других серьезных
проблем, в образовательных учреждениях по-прежнему наблюдается
существенный рост уровня подготовки выпускников.
     Поддержание  высокого уровня образования  в  этих  школах
обеспечивается  прежде  всего  профессиональными  кадрами.  Из
общего    числа   преподавателей,   имеющих   профессиональное
образование,   около   половины   имеют   высшее   специальное
образование.  Это  дает  необычайно  плодотворные  результаты:
воспитанники   школ   демонстрируют   выдающиеся    творческие
достижения,    становятся    лауреатами    международных     и
всероссийских конкурсов.
     Напомним,    что    без   целенаправленного    начального
художественного      образования     невозможно      получение
профессионального образования в области искусства.
     Министерство  культуры  Российской  Федерации   разделяет
тревогу региональных руководителей органов управления культуры
по   поводу  возможного  перевода  сети  детских  музыкальных,
художественных школ и детских школ искусств в ведение  органов
управления образованием.
     Действительно,  в последнее время в отношении  учреждений
дополнительного  образования детей, в том числе  и  упомянутых
школ,  был принят ряд дискриминационных решений, среди которых
вопиющим   оказалось  Постановление  Правительства  Российской
Федерации от 22.09.99 N 1067 "Об утверждении Списка должностей
и   правил  исчисления  пенсии  за  выслугу  лет  в  связи   с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для
детей".
     Хотим  довести до Вашего сведения, что, благодаря усилиям
Министерства    культуры   Российской    Федерации,    удалось
восстановить   социальную   справедливость:   доработанный   и
согласованный  проект  Постановления,  куда  полностью   вошел
перечень учреждений дополнительного образования детей,  в  том
числе  и все виды упомянутых школ, в настоящее время находится
на утверждении в Правительстве Российской Федерации.
     Следует   отметить,   что  обучение   по   специальностям
искусства  по  многим параметрам принципиально  отличается  от
закрепленных   в  законодательстве  Российской  Федерации   об
образовании и других нормативных актах:
     специфика различных видов образования в области искусства
в общем потоке нормативных документов нивелируется.
     К  пониманию  задач, стоящих перед детским художественным
образованием, пришли и наши коллеги в Министерстве образования
Российской  Федерации, с которыми Минкультуры России  работает
сегодня в тесном контакте.
     Еще два года назад, когда в очередной раз возникла угроза
возможного   разрушения  сложившейся  системы  художественного
образования  детей,  в своем письме от 06.01.98  N  3445/35-15
тогдашний    Министр    образования    В.Г.Кинелев    отметил:
"Минобразование  России заинтересовано в  том,  чтобы  система
дополнительного   образования  детей  развивалась   различными
ведомствами,   что   обеспечивало  бы  ей   учет   социальных,
профессиональных,  культурных,  образовательных  и  творческих
интересов   как   личности  ребенка,   так   и   специалистов,
принимающих  участие  в  ее развитии".  И  далее  подтверждает
"нецелесообразность переподчинения музыкальных, художественных
школ и школ искусств, находящихся в ведении органов управления
культуры".
     Сегодня  подписано  Соглашение  между  Минобразования   и
Минкультуры  России  по  координации  деятельности  в  области
художественного   образования.   Оно   направлено   в   органы
управления культуры субъектов Федерации 20.11.2000  за  N  01-
180/16-32.   В  стадии  согласования  находится  разработанная
Минкультуры  России "Концепция художественного  образования  в
России".
     Департаментом  образования, науки и  развития  социально-
культурной  инфраструктуры  Минкультуры  России  разработан  и
находится  в  стадии согласования проект Типового положения  о
Детской школе искусств.
     В  соответствии  с  поручением  Правительства  Российской
Федерации  разработаны  и направлены в  Минобразования  России
предложения   в   проект   решения  Правительства   Российской
Федерации   "О   первоочередных  мерах  по  развитию   системы
дополнительного образования детей в Российской Федерации".
     Наконец,    представлены   в   Правительство   Российской
Федерации,  Минобразования России, а также  в  два  профильных
комитета  (по  образованию  и  науке  и  культуре  и  туризму)
Государственной   Думы   Федерального   Собрания    Российской
Федерации  поправки к проекту Закона Российской  Федерации  "О
дополнительном    образовании",    предусматривающие    точное
определение  видов  учреждений дополнительного  образования  и
уточняющие статус детских школ искусств.
     Уважаемые   господа!  Министерство  культуры   Российской
Федерации  рассчитывает на Ваше понимание важности  изложенной
нами  проблемы  и  Ваше  личное участие в  сохранении  статуса
учреждений  детского художественного образования  под  началом
органов управления культуры.
 
 
     С уважением,                       М.Е.Швыдкой

Информация по документу
Читайте также