Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Ульяновской области от 05.03.2005 № 36

 



               ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


от 05 марта 2005 г.                                               N 36


                             г. Ульяновск

                                      Утратилo силу - Постановление
                                     Губернатора Ульяновской области
                                          от 19.03.2008 г. N 19

Об управлении государственным
долгом Ульяновской
области в 2005-2008 годах


     В целях  совершенствования практики государственных заимствований
Ульяновской области и управления  государственным  долгом  Ульяновской
области постановляю:
     1. Утвердить:
     1.1. Концепцию   управления  государственным  долгом  Ульяновской
области в 2005-2008 годах (далее - Концепция) согласно приложению N 1.
     1.2. Методику  определения  критериев  по  государственному долгу
Ульяновской  области  и  государственным  заимствованиям   Ульяновской
области  для  использования  в  среднесрочном прогнозировании (далее -
Методика) согласно приложению N 2.
     1.3. Сановные принципы управления ликвидностью и государственными
заимствованиями Ульяновской  области  в  процессе  исполнения  бюджета
Ульяновской  области  в  течение  финансового  года  (далее - Основные
принципы) согласно приложению N 3.
     2. Установить,  что  администрация  Ульяновской  области от имени
субъекта   Российской   Федерации   Ульяновской    области    является
единственным  уполномоченным  исполнительным  органом  государственной
власти Ульяновской области,  которому  в  соответствии  с  действующим
законодательством предоставлено в 2005 году исключительное право:
     2.1. Осуществлять  государственные  внутренние  заимствования   в
форме  кредитных соглашений и договоров,  а также заключать договоры и
соглашения о получении Ульяновской областью бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов  из  бюджетов  других  уровней  бюджетной  системы Российской
Федерации.
     2.2. Заключать    соглашения   и   договоры   о   пролонгации   и
реструктуризации долговых  обязательств  Ульяновской  области  прошлых
лет.
     2.3. Заключать договоры о предоставлении государственных гарантий
Ульяновской  области  по  обеспечению  исполнения  обязательств  перед
третьими лицами полностью или частично.
     3. Главному управлению финансов области:
     3.1. При составлении  проекта  перспективного  финансового  плана
Ульяновской   области,   проектов   бюджетов  Ульяновской  области  на
соответствующий финансовой год,  а также в процессе исполнения бюджета
Ульяновской    области   руководствоваться   требованиями   Концепции,
Методики, а также Основными принципами.
     3.2. Устанавливать состав информации,  вносимой в государственную
долговую книгу Ульяновской области.
     4. Настоящее   постановление   вступает   в   силу   со  дня  его
официального опубликования.
     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Главы администрации области Пантелеева А.Ю.


Глава администрации области                                С.И.Морозов



                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                                                 к постановлению Главы
                                                 администрации области
                                                 от 05 мата 2005 г.

                              КОНЦЕПЦИЯ
                  управления государственным долгом
                Ульяновской области в 2005-2008 годах

                          1. Общие положения

     Концепция управления государственным долгом Ульяновской области в
2005-2008 годах (далее - Концепция) разработана  на  основе  обобщения
опыта  управления  государственным  долгом  ряда регионов в Российской
Федерации, а также с учетом рекомендаций:
     - Кодекса   лучшей  практики  в  сфере  управления  региональными
финансами и  Аналитического  обзора  международного  опыта  применения
принципов  Кодекса  лучшей  практики  в  рамках программы "Техническое
содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";
     - Временных     методических     рекомендаций    по    управлению
государственным  и  муниципальным  долгом  для  субъектов   Российской
Федерации и муниципальных, образований в рамках проекта Международного
банка  реконструкции  и  развития  "Техническое   содействие   реформе
бюджетной системе на региональном уровне".
     За четыре года (период с 2001  по  2004  годы)  абсолютный  объем
государственного   долга   Ульяновской   области  стабилизировался  на
управляемом уровне 1,5-2,3 млрд.  рублей.  При  этом  по  отношению  к
доходам  бюджета государственный долг Ульяновской области оставался на
уровне 28,9-33 проц.  В долларовом эквиваленте объем  государственного
долга  за  этот  же  период  увеличился  в  1,6  раза.  Вместе  с  тем
значительно   возросли   сроки   и   сократились   процентные   ставки
заимствований.  Расходы  на  обслуживание  государственного  долга уже
несколько лет подряд не превышают 0,7 проц.  от всех расходов  бюджета
Ульяновской области.
     В соответствии с Законом  Ульяновской  области  от  06.01.2005  N
001-ЗО   "Об  областном  бюджете  Ульяновской  области  на  2005  год"
предельный  объем  государственного  долга  Ульяновской   области   не
превысит  2630,8  млн.  рублей.  Отношение  расходов  на  обслуживание
государственного долга Ульяновской области в  2005  году  не  превысит
значения   последних  лет  -  0,7  проц.  Это  характеризует  политику
Ульяновской области по осуществлению государственных  заимствований  в
целях  финансирования дефицита бюджета Ульяновской области в целом как
умеренную.

                          2. Цели Концепции

     Основными целями Концепции являются:
     1. Определение    инвестиционного   потенциала   и   экономически
безопасного уровня государственного долга, в том числе государственных
заимствований,  способных  обеспечить  решение  важных  задач развития
Ульяновской области и  не  допустить  лавинообразного  роста  долга  и
увеличение риска неисполнения долговых обязательств.
     2. Установление   более   жестких   ограничений   на    параметры
государственного  долга,  в  том  числе  государственных заимствований
Ульяновской  области  по  сравнению  с  ограничениями,,  определенными
Бюджетным    кодексом    Российской   Федерации   и   соответствующими
нормативными   правовыми   актами   субъекта   Российской   Федерации,
призванными   повысить  финансовую  устойчивость  бюджета  Ульяновской
области в части, касающейся:
     - снижения   влияния   платежей   по   погашению  и  обслуживанию
государственного долга на финансирование  социальных  статей  расходов
бюджета Ульяновской области;
     - недопущения  единовременного  отвлечения  значительного  объема
средств  бюджета  Ульяновской  области  на  погашение  и  обслуживание
государственного долга Ульяновской области;
     - контроля   роста   объема   долговых  обязательств  Ульяновской
области;
     - снижения     влияния     негативных    последствий    возможной
нестабильности  валютных  курсов,  в  которых  номинированы   долговые
обязательства Ульяновской области;
     - снижения  зависимости  долговой  политики  субъекта  Российской
Федерации от состояния финансовых рынков при наступлении экономических
кризисов.
     3. Повышение   качества   прогнозирования  и  минимизация  рисков
управления  государственным  долгом   в   среднесрочной   перспективе,
снижение   рисков  возникновения  кризисных  ситуаций  при  исполнении
бюджета Ульяновской области в будущем.
     4. Определение   принципов  управления  ликвидностью  и  снижение
рисков  при  исполнении  бюджета  в  части,  касающейся   обслуживания
долговых  обязательств  и  осуществления государственных заимствований
Ульяновской области в условиях сезонной  несбалансированности  бюджета
Ульяновской области в течении финансового года.
     5. Повышение прозрачности политики по управлению  государственным
долгом  Ульяновской  области  и совершенствование стандартов раскрытия
информации о государственном долге Ульяновской области.

             2.1. Инвестиционный потенциал заимствований

     На протяжении  последних  лет  бюджетная   политика   Ульяновской
области  строилась на принципах поддержания сбалансированности бюджета
Ульяновской  области,  увеличения   его   социальной   направленности,
обеспечения   по  мере  возможности  наиболее  полного  финансирования
запланированных расходов, сокращение государственного долга.
     В то   же  время  нереализованными  остаются  многие  важные  для
Ульяновской области проекты (проекты, связанные с созданием, развитием
и   обновлением   объектов   областной  инфраструктуры),  без  которых
дальнейшее  повышение  инвестиционной  привлекательности   Ульяновской
области становится невозможным.
     Объем внутренних  и  внешних  инвестиций   частного   сектора   в
экономику  Ульяновской  области в немалой степени сдерживается высоким
уровнем износа объектов областной инфраструктуры, неудовлетворительным
состоянием   транспортных  сетей,  систем  связи,  тепло-,  энерго-  и
водоснабжения,  что создает относительно непривлекательные условия для
бизнеса  и  не  позволяет  рассчитывать в будущем на сохранение темпов
роста экономики Ульяновской области.
     Возможности увеличения    расходов    на    развитие    областной
инфраструктуры имеются не только  благодаря  налоговым  и  неналоговым
доходам,   но  и  благодаря  привлечению  заемных средств,  которые  с
экономической точки зрения играют роль финансового рычага и в  будущем
дают множественный экономический эффект.
     Сложившаяся в последние годы  благоприятная  ситуация  на  рынках
капитала  способствует  привлечению  для нужд финансирования областной
инфраструктуры  заемных  средств  в  объемах,  которые  бы   позволили
сохранить управляемость государственного долга на должном уровне.
     Таким образом,   меры,   направленные   на   развитие   областной
инфраструктуры,  внесут  свой  вклад  и  позволят  достичь  увеличения
доходов  бюджета  Ульяновской  области  до  уровня,  сопоставимого   с
уровнями других субъектов Российской Федерации.
     Учитывая текущее  социально-экономическое   развитие,   состояние
бюджета    Ульяновской    области,    относительно   высокий   уровень
государственного долга Ульяновской области,  можно констатировать, что
в  настоящее  время  сложились  предпосылки для развития в Ульяновской
области   инвестиционно-заемной    системы,   в    которой    возможно 
использование  государственных  заимствований  в  качестве   источника 
погашения долговых обязательств прошлых лет.

       2.2. Несбалансированность в процессе исполнения бюджета
                 Ульяновской области в пределах года

     В последние   несколько   лет   в   процессе  исполнения  бюджета
Ульяновской области и бюджетов других субъектов  Российской  Федерации
наблюдается характерная закономерность несбалансированности в пределах
года поступления доходов  и  финансирования  расходе  бюджета.  Доходы
больше  поступают тогда,  когда меньше всего финансируются расходы,  и
наоборот.
     Несбалансированность в  процессе  исполнения  бюджета Ульяновской
области  усугубляется  ситуацией  с  расходами   бюджета   Ульяновской
области,  наибольшие объемы финансирования которых приходятся на конец
кварталов,  когда главные распорядители  средств  бюджета  Ульяновской
области   выбирают   остатки  лимитов  ассигнований.  При  этом  самым
критическим месяцем на протяжении последних лет  остается  декабрь,  в
котором  расходы  бюджета  Ульяновской  области  могут достигать 14-18
проц. от общего объема расходов в пределах года.
     Следствием несбалансированности  в  процессе  исполнения  бюджета
Ульяновской области является  то,  что  вплоть  до  последних  месяцев
текущего   года   исполнение   бюджета   Ульяновской   области   может
осуществляться  с  преобладанием  текущего  профицита  (разницы  между
доходами и расходами накопительным итогом с начала года). В результате
основная,  нагрузка  на  заемные  источники  финансирования   дефицита
(государственные  заимствования)  приходится  на конец года,  когда на
рынке  возможны  сезонные   ситуации   неблагоприятных   условий   для
заимствований.
     Объемы заемного  финансирования  дефицита   бюджета   Ульяновской
области  в  масштабе  года  могут  казаться  относительно  небольшими,
однако,  если  в  будущем  исполнение  бюджетов  будет   проходить   с
сохранением  тенденций  предыдущих  лет,  то Ульяновской области будет
сложнее привлекать средства на рынках капитала, а риски при исполнении
бюджета Ульяновской области в целом возрастут в несколько раз.
     Снижению вышеописанных  рисков  может  способствовать  прозрачная
позиция   Ульяновской   области  как  заемщика  и  предсказуемость  ее
действий.
     При принятии   решений  о  привлечении  заимствований  необходимо
принимать в расчет не только текущую потребность  бюджета  Ульяновской
области,  но и значимость экономических факторов,  влияющих на условия
заимствований.
     В связи   с  серьезностью  описанных  рисков  одним  из  насущных
вопросов  бюджетной  политики  Ульяновской  области  в   краткосрочной
перспективе должно стать определение стратегии управления ликвидностью
бюджета  Ульяновской  области  и  государственными  заимствованиями  в
условиях сезонной несбалансированности бюджета Ульяновской области.

          3. Базовые условия развития инвестиционно-заемной
                     системы Ульяновской области

     В качестве  базовых  условий  развития  в   Ульяновской   области
инвестиционно-заемной системы можно выделить следующие.
     3.1. Для финансирования областной инфраструктуры  область  должна
использовать все возможности по привлечению дополнительных источников.
     Недостаток доходов бюджета Ульяновской области может  покрываться
за  счет  заимствований  которые  могут  выполнять  роль  катализатора
развития Ульяновской  области.  При  взвешенной  стратегии  управления
долгом с четкими заемными критериями такая политика позволит сохранить
его управляемость и достичь положительного  эффекта  от  инвестиций  в
более короткие сроки.
     3.2. Финансирование расходов  на  развитие  инфраструктуры  путем
привлечения  государственных  заимствований должно рассматриваться как
одна  из  мер  по  реализации  планов   увеличения   доходов   бюджета
Ульяновской области.
     Возникающий в результате увеличения капитальных расходов  дефицит
бюджета Ульяновской области может быть ограничен как по объемам, так и
по срокам.  Нормой в  мировой  практике  считается  период  дефицитных
бюджетов не более 3-5 лет.
     3.3. Необходимо использовать инструменты  заимствований,  которые
позволяют   наиболее  гибко  и  эффективно  управлять  государственным
долгом.
     Приоритетным направлением    являются    облигации   с   рыночным
ценообразованием, которые позволяют привлекать средства на оптимальных
условиях.   Дополнительными  инструментами  заимствований  могут  быть
кредиты,  привлекаемые в рамках связанных проектов,  и государственные
гарантии. Выбор того или иного способа заемного финансирования (прямые
заимствования  или  гарантии)  должен   осуществляться   при   условии
эквивалентности стоимости текущих и будущих затрат бюджета Ульяновской
области.
     3.4. Расходы   на   развитие   инфраструктуры  и  государственные
заимствования должны формироваться на долгосрочную перспективу.
     Инвестиционные программы   и   программы   заимствований   должны
разрабатываться не только в рамках  перспективного  финансового  плана
Ульяновской  области,  но  и  на более длительную перспективу с учетом
различных макроэкономических сценариев.  Объемы  заимствований  должны
находиться  в  рамках  установленных критериев долговой нагрузки,  при
которой обеспечивается  финансовая  устойчивость  бюджета  Ульяновской
области на весь период прогнозирования.
     3.5. Выбор объектов развития инфраструктуры должен определяться в
первую  очередь  на  основе  социальной и экономической значимости для
Ульяновской области, а не на основе достижения коммерческого эффекта.
     Объекты капиталовложений  могут быть коммерческими (подразумевают
получение прямого  экономического  эффекта  от  вложенных  средств)  и
некоммерческими  (не  влекут  прямых поступлений доходов от вложенного
капиталя,  однако  эффект  выражается  в  виде  увеличения   налоговых
поступлений,  экономии  бюджетных  средств  за  счет  внедрения  новых
технологий и др.).  Задачей  области  является  поддержка  именно  тех
проектов,  которые не имеют явного коммерческого эффекта, однако имеют
большую социальную и инфраструктурную значимость.
     3.6. Финансирование инфраструктурных проектов должно строиться на
основе баланса возможностей и потребностей.
     Объемы капитальных  расходов  бюджета  Ульяновской области должны
определяться исходя из  возможностей  бюджета  Ульяновской  области  и
потребностей  в  развитии  областной  инфраструктуры.  В среднесрочной
перспективе  необходимо  установить  баланс   (с   учетом   потенциала
государственных  заимствований)  между  минимальными  потребностями  и
максимальными возможностями.

        4. Основные инструменты государственных заимствований
         Ульяновской области в контексте приоритетов развития
                     на среднесрочную перспективу

     Государственный долг Ульяновской области  представлен  кредитами,
полученными  от банков и иных кредитных организаций,  заимствованиями,
полученными от иных юридических лиц,  бюджетными ссудами  (кредитами),
государственными займами,  осуществляемыми путем выпуска ценных бумаг,
и государственными гарантиями в рублях и иностранной валюте. Основными
долговыми инструментами,  имеющими перспективное значение для развития
системы  управления  государственным   долгом   Ульяновской   области,
являются:
     - кредиты  в   российской   и   иностранной   валюте   финансовых
организаций и банков;
     - государственные гарантии Ульяновской области;
     - заимствования, полученные от иных юридических лиц.
     Заимствуя, Ульяновская область преследует следующие цели:
     1) создание гибкой системы управления долгом Ульяновской области;
     2) диверсификация долгового портфеля;
     3) аккумулирование средств наиболее широкого круга инвесторов;
     4) повышение уровня прозрачности финансов Ульяновской области.

      4.1. Кредиты в российской и иностранной валюте финансовых
                         организаций и банков

     Одним из  инструментов финансирования инфраструктурных проектов в
Ульяновской области являются проектные кредиты финансовых  организаций
и банков (далее - кредиты).
     В среднесрочной перспективе в рамках сотрудничества с  банками  и
финансовыми организациями по привлечению кредитов будут осуществляться
следующие мероприятия.
     4.1.1. Привлечение  кредитов  банков и иных кредитных организаций
только по  проектам,  имеющим  значение  для  развития  инфраструктуры
Ульяновской области.
     При принятии решений о привлечении  проектных  кредитов  основное
внимание  будет  уделяться  целям их привлечения,  главными из которых
должны быть вопросы развития инфраструктуры Ульяновской области.
     4.1.2. Контроль справедливой стоимости и валютных рисков.
     В силу нерыночного механизма ценообразования,  и валютных  рисков
стоимость  заимствований  по кредитам с учетом всех косвенных расходов
будет соотноситься с  аналогичными  ставками  доходности  по  рыночным
инструментам.  К  косвенным  расходам  относятся  все  прочие расходы,
включая  консультационные  услуги,  платежи  за   невыборку   средств,
единовременные   комиссии,   а   также  валютные  риски  в  результате
девальвации национальной валюты.
     4.1.3. При  выборе  из нескольких альтернатив предпочтение должно
отдаваться кредитам в рублях.
     В случае,   когда  имеется  возможность  привлечения  средств  по
кредитам  в  рублях,  данная   форма   финансирования   должна   иметь
определенное преимущество.

          4.2. Государственные гарантии Ульяновской области

     Предоставление государственных   гарантий   Ульяновской   области
является  одной  из  форм  поддержки  инвестиционной  деятельности   в
Ульяновской области.
     Ульяновская область  проводит  умеренную   политику   в   вопросе
предоставления государственных гарантий.
     При прочих   равных    условиях    приоритетом    на    получение
государственных   гарантий   Ульяновской  области  обладают  заемщики,
учредителем или собственником имущества которых  является  Ульяновская
область.
     Учитывая высокие   риски   при   применении   данного   долгового
обязательства,   политика   предоставления   государственных  гарантий
Ульяновской области в среднесрочной  перспективе  будет  строиться  на
базе следующих мероприятий.
     4.2.1. Ограничение  доли  государственных  гарантий  в  структуре
государственного  долга  Ульяновской  области.  Объем  обязательств по
государственным гарантиям Ульяновской области не должен  превышать  15
проц. общего объема государственного долга Ульяновской области.
     4.2.2. Оказание  бюджетной  поддержки  инвестиционным   проектам,
соответствующим   системе   целей   социально-экономического  развития
Ульяновской  области  (включая  проекты,  направленные   на   развитие
инфраструктуры Ульяновской области).
     4.2.3. Проведение  мероприятий  по  повышению   качества   оценки
инвестиционных  проектов,  в  том числе постепенный переход к практике
оценки  проектов,  претендующих  на   предоставление   государственной
гарантии, независимым оценщиком.
     4.2.4. Предоставление   государственных   гарантий    Ульяновской
области  по  тем кредитам,  ставка заимствования которых соответствует
ставкам заимствований  Ульяновской  области  на  внутреннем  рынке  на
аналогичный срок.
     4.2.5. Введение  дифференцированной   платы   за   предоставление
государственной гарантии для разных категорий заемщиков.

       5. Управление государственным долгом и государственными
             заимствованиями в среднесрочной перспективе

     В странах  с  развитой  рыночной  экономикой  долгосрочные  займы
используются  для  финансирования  инвестиционных  программ.  Для этих
целей  в  аналитических  исследованиях  используются  методы,  которые
позволяют  оценить  целесообразность  и  эффективность государственных
заимствований как дополнительного  бюджетного  источника,  указать  на
принципиальную  роль  заемных  ресурсов  и  спрогнозировать  поведение
государственного долга в долгосрочной перспективе.
     В бюджетном  анализе  и  среднесрочном планировании заимствований
применяется  подход,  основанный  на   представлении   государственных
заимствований как источника финансирования капитальных расходов. В его
основе лежит модель представления бюджетного баланса (доходы, расходы,
источники финансирования) в несколько ином формате,  нежели принятая в
Российской  Федерации  бюджетная  классификация.  Подобная  модель,  в
частности,    используется    ведущими   международными   рейтинговыми
агентствами,  которые через критерии общей кредитоспособности заемщика
анализируют  уровень  инвестиционной  направленности  бюджета  и  роль
государственных заимствований.
     Основной задачей  данной  модели представления бюджетного баланса
является определение критериев:
     - ликвидности и сбалансированности бюджета Ульяновской области;
     - степени  финансовой   самостоятельности   бюджета   Ульяновской
области;
     - совокупного размера долговой нагрузки на бюджет в каждый момент
времени;
     - финансирования капитальных расходов за счет заемных средств;
     - объема долга по гарантиям и др.
     В среднесрочном планировании основной является задача определения
того,  какой объем доходов и иных поступлений можно будет мобилизовать
в бюджет Ульяновской области и какие расходные потребности можно будет
профинансировать  за счет данных поступлений.  Если для финансирования
капитальных  расходов  предполагается  использовать  заемные  ресурсы,
государственный    долг   и   государственные   заимствования   должны
сопоставляться с собственными доходами бюджета Ульяновской области.
     В целях  оценки  на  основе  данной модели составления бюджетного
баланса    качества    управления     государственным     долгом     и
кредитоспособности   Ульяновской   области   при  реализации  политики
привлечения заемных средств для  финансирования  капитальных  расходов
необходимо ввести следующие термины:
     - собственный бюджет Ульяновской области;
     - связанный бюджет Ульяновской области.
     Из общего объема доходов и расходов бюджета  Ульяновской  области
выделяются   две   составляющие:   собственный  бюджет,  состоящий  из
собственных доходов и  расходов,  и  связанный  бюджет,  состоящий  из
связанных доходов и расходов.
     К связанным  доходам   относятся   все   поступления   в   бюджет
Ульяновской области, которые связаны с определенными статьями расходов
и которые в принципе нельзя рассматривать в качестве источника средств
для погашения и обслуживания собственного долга.
     Все остальные  поступления  в  бюджет   Ульяновской   области   -
налоговые  и  неналоговые  доходы  -  являются собственными доходами и
служат базой покрытия государственного долга.
     На основе  описанных  выше  понятий формируется бюджетный баланс,
состоящий из нескольких уровней  (текущий  бюджет,  бюджет  выплат  по
долгу,  бюджет развития,  источники финансирования), каждый из которых
несет определенный экономический смысл,  позволяющий ввести ряд  новых
критериев   и   ограничений,  способствующих  рассмотрению  бюджетного
баланса в более строгой форме.
     Применение подобной  модели составления бюджетного баланса должно
способствовать  формированию  более  устойчивого  бюджета  Ульяновской
области с оптимальными долговыми характеристиками.
     При таком представлении четко определяется,  каким образом  можно
оптимально   прогнозировать  политику  государственных  заимствований,
чтобы не допустить увеличения рисков, связанных с долговой нагрузкой.
     В целях   использования   описанной   выше   модели   составления
бюджетного анализа при управлении государственным  долгом  Ульяновской
области  необходимо  разработать  методику  определения  критериев  по
государственному долгу и  государственным  заимствованиям  Ульяновской
области для использования в среднесрочном прогнозировании,  включающую
описание  процедуры  составления  бюджетного  баланса  по  уровням   и
критериев  по  государственному долгу и государственным заимствованиям
Ульяновской области.

       6. Управление рисками при исполнении бюджета и программы
     государственных заимствований Ульяновской области в пределах
                           финансового года

     6.1. Основные риски несбалансированности бюджета Ульяновской
                области и цели управления ликвидностью

     Основными рисками  при  исполнении  бюджета  Ульяновской  области
являются:
     - риск     процентной     ставки,     показывающий    вероятность
неблагоприятного   для   Ульяновской   области   изменения   стоимости
заимствований  в зависимости от времени и объема потребности в заемных
ресурсах;
     - риск  недостаточного  поступления  доходов в бюджет Ульяновской
области на финансирование расходов;
     - риск снижения ликвидности рынка, риск монополизации рынка.
     Целями управления  ликвидностью   бюджета   Ульяновской   области
являются:
     - снижение рисков  неисполнения  бюджета  Ульяновской  области  в
части,  касающейся финансирования расходов бюджета Ульяновской области
за счет заемных средств;
     - сглаживание  пиков  платежей по финансированию дефицита бюджета
Ульяновской области и погашению долговых обязательств;
     - повышение   степени   предсказуемости   действий  администрации
Ульяновской области при принятии решений о привлечении заемных средств
на рынках капитала;
     - совершенствование  системы  управления  государственным  долгом
Ульяновской области.
     Принимая во  внимание   необходимость   обеспечения   оптимальной
ликвидности   бюджета   Ульяновской   области,  недопущения  срывов  в
финансировании расходов бюджета Ульяновской области,  снижения  рисков
неисполнения  бюджета Ульяновской области в целом и по государственным
заимствованиям, среди основных мероприятий можно выделить следующие:
     1) необходимо  на  регулярной  основе  осуществлять  планирование
государственных заимствований  Ульяновской  области  в  квартальной  и
месячной разбивке;
     2) в  основу   планирования   должны   быть   включены   прогнозы
поступления    доходов,    финансирования   расходов   и   привлечения
государственных   заимствований,   а   также   статистический   анализ
исполнения предыдущих лет:
     - при   планировании   государственных    заимствований    должны
учитываться экономические возможности по мобилизации ресурсов, текущая
и ожидаемая конъюнктура на финансовых рынках;
     - государственные   заимствования   должны   носить   планомерный
характер,  при  этом  объемы  заимствований  должны  распределяться  в
течение  года  таким  образом,  чтфбы  снизить  риск ухудшения условий
заимствований;
     - для  сглаживания  пиков  платежей  по  финансированию  дефицита
бюджета  Ульяновской  области  и  погашению  долга  при   планировании
исполнения бюджета Ульяновской области и государственных заимствований
необходимо  осуществлять  управление  ликвидностью  и  заимствованиями
Ульяновской области;
     - горизонт планирования должен  по  возможности  охватывать  весь
финансовый  год,  чтобы  можно  было  вести  работу  с  инвесторами  и
кредиторами;
     - необходимо  разработать  и  использовать  программные  средства
планирования    государственных    заимствований,    предусматривающие
реализацию  вышеперечисленных  мер  и  положений  в части,  касающейся
государственных заимствований,  и  позволяющие  проводить  оперативный
анализ планов и рисков, возникающих при привлечении заемных средств.

       6.2. Управление ликвидностью бюджета Ульяновской области

     Основное направление  управления ликвидностью бюджета Ульяновской
области  и  государственными  заимствованиями  связано   с   вопросами
оптимизации  источников  финансирования  дефицита  бюджета Ульяновской
области, которая подразумевает решение следующих задач:
     1) финансирование   дефицита   бюджета   Ульяновской   области  и
обеспечение стабильности финансирования расходов;
     2) использование  свободных  средств бюджета Ульяновской области,
временно  не  востребованных  для  финансирования   расходов   бюджета
Ульяновской области.
     Первая задача решается в  контексте  тех  целей  и  мер,  которые
изложены  в  разделе  6.1  Концепции.  Суть  ее  сводится к тому,  что
государственные   заимствования    привлекаются    не    только    для
финансирования возникшей потребности бюджета Ульяновской области, но и
в целях резервирования дополнительных средств  для  сглаживания  пиков
платежей и предотвращения ухудшения условий заимствований.
     Свободные средства бюджета Ульяновской области,  являясь временно
не   востребованными   для   финансирования   расходов,   могут   быть
использованы по двум основным направлениям:
     - операции по сокращению долга;
     - операции на открытом рынке.
     Сокращение долга  не  является  однозначно  эффективным  способом
управления  ликвидностью  и  в  конечном   итоге   увеличивает   риски
неисполнения бюджета Ульяновской области, поскольку чем больше средств
в начале года направляется на  сокращение  долга,  тем  больший  объем
необходимо  будет  привлекать  в конце года.  При этом не все долговые
обязательства можно технически досрочно погасить.
     На операции  сокращения долга необходимо накладывать ограничения,
поскольку  непродуманные  действия  могут  привести  к   отрицательным
последствиям, в теш числе:
     - к  дополнительным  расходам  бюджета  Ульяновской  области   на
обслуживание долга, не предусмотренным бюджетом Ульяновской области на
соответствующий год;
     - к снижению ликвидности рынка;
     - к выводу денежных ресурсов из  финансовой  системы  Ульяновской
области.
     Досрочное сокращение долга в период текущего профицита возможно и
может быть оправдано только в отношении долговых инструментов, которые
погашаются  в  текущем  финансовом  году,  поскольку  это  приводит  к
увеличению  расходов на обслуживание долга и росту нагрузки на заемные
источники финансирования дефицита бюджета Ульяновской области.
     Косвенный эффект  от  данных  операций  сокращения краткосрочного
долга - приближение расходов на погашение и обслуживание долга.
     Операции на  открытом  рынке  позволяют  решать целый круг задач:
управлять ликвидностью бюджета Ульяновской области,  сокращать долг  и
расходы на его обслуживание, поддерживать ликвидность на рынке.
     В контексте управления ликвидностью бюджета  Ульяновской  области
временно   свободные   ресурсы   бюджета   Ульяновской  области  могут
размещаться на открытом рынке под процентную ставку.
     Описанные выше  меры  и  варианты управления ликвидностью бюджета
Ульяновской области позволят повысить в  целом  управляемость  бюджета
Ульяновской   области   и  решить  проблемы  несбалансированности  его
исполнения.

             7. Дополнительные вопросы долговой политики

       7.1. Заимствования государственных унитарных предприятий
                            у третьих лиц

     В соответствии с мировой практикой, в том числе методиками оценки
кредитоспособности,  применяемыми ведущими  рейтинговыми  агентствами,
долговые  обязательства государственных унитарных предприятий (далее -
ГУП)  являются   неявным   долгом   субъекта   Российской   Федерации.
Существование   долговых   обязательств  ГУП  не  влияет  напрямую  на
исполнение бюджета Ульяновской области, вместе с тем долг предприятий,
имущество  которых  находится  в  собственности  Ульяновской  области,
фактически  является  моральным  обязательством  Ульяновской  области.
Невозможность  исполнения  ГУП обязательств по своим долгам приведет к
резкому ухудшению  финансового  положения  предприятий,  возникновению
проблем  в  функционировании  жизнеобеспечивающих  отраслей  экономики
Ульяновской области, росту социальной напряженности.
     В целях   осуществления   дальнейшего   контроля   за   расходами
ГУП-монополистов и обеспечения  оптимизации  условий  их заимствований
планируется   закрепить  нормативным  правовым  актом  предварительное
согласование  ГУП-монополистами  заимствований  в  Главном  управлении
финансов Ульяновской области.


                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
                                                 к постановлению Главы
                                                 администрации области
                                                 от 05 марта 2005 г.
                                                 N 36

                               МЕТОДИКА
           определения критериев по государственному долгу
         Ульяновской области и государственным заимствованиям
        Ульяновской области для использования в среднесрочном
                           прогнозировании

                          1. Общие положения

     1.1. Методика определения критериев по государственному  долгу  и
государственным заимствованиям Ульяновской области для использования в
среднесрочном прогнозировании (далее - Методика) разработана на основе
принципов,    используемых    в    международной   практике   органами
государственной  власти,  ответственными  за  исполнение  бюджетов   и
осуществление  заимствований  на  рынках  капитала  для финансирования
инвестиционных программ, и является инструментом планирования и оценки
государственных заимствований как источника финансирования капитальных
расходов бюджета Ульяновской области в 2005 году.
     1.2. B   основу   Методики  положены  рекомендации  международных
рейтинговых агентств  и  специализированных  институтов,  занимающихся
вопросами государственных и муниципальных финансов, в том числе:
     - Кодекса  лучшей  практики  в  сфере  управления   региональными
финансами  и  Аналитического  обзора  международного  опыта применения
принципов  Кодекса  лучшей  практики,   подготовленных   международным
рейтинговым   агентством   Standard   &   Poor's   в   рамках  проекта
Международного  банка  реконструкции  и  развития   (далее   -   МБРР)
"Техническое  содействие  реформе  бюджетной  системы  на региональном
уровне";
     - Временных     методических     рекомендаций    по    управлению
государственным  и  муниципальным  долгом  для  субъектов   Российской
Федерации  и  муниципальных образований,  подготовленных Экономической
экспертной  группой  и  международным  рейтинговым  агентством   Fitch
Ratings   в   рамках  проекта  МБРР  "Техническое  содействие  реформе
бюджетной системы на региональном уровне".
     1.3. Сферой применения Методики является подготовка среднесрочных
прогнозов,  в том числе перспективного финансового  плана  Ульяновской
области.

     1.4. Целями применения Методики являются:
     - оценка эффективности государственных заимствований  Ульяновской
области   как   дополнительного  бюджетного  источника  финансирования
капитальных расходов;
     - повышение  качества прогнозирования параметров государственного
долга Ульяновской области и расходов на его обслуживание;
     - определение  экономически  безопасного  уровня государственного
долга  Ульяновской  области  и  платежей  по  долгу  на  весь   период
прогнозирования;
     - оценка  инвестиционного   потенциала   государственного   долга
Ульяновской области;
     - планирование объемов заимствований на принципах, обеспечивающих
финансовую устойчивость бюджета Ульяновской области;
     - контролирование  рисков  неисполнения   долговых   обязательств
Ульяновской   области  в  зависимости  от  факторов,  влияющих  на  их
изменение.
     1.5. В настоящей Методике определяются следующие виды критериев:
     - ликвидности,   сбалансированности   и   независимости   бюджета
Ульяновской области;
     - совокупного размера долговой нагрузки на бюджет в каждый момент
времени;
     - финансирования капитальных расходов за счет заемных средств;
     - объема долга по государственным гарантиям.

             2. Описание Методики, термины и определения

     Для определения    критериев    по   государственному   долгу   и
государственным заимствованиям Ульяновской  области  основные  разделы
бюджета Ульяновской области (доходы, расходы, источники финансирования
дефицита бюджета Ульяновской  области)  структурируются  по  следующим
правилам.
     2.1. Из общего объема  доходов  и  расходов  бюджета  Ульяновской
области   выделяются  собственный  бюджет,  состоящий  из  собственных
доходов и расходов, и связанный бюджет, состоящий из связанных доходов
и расходов.
     Связанные доходы  бюджета  Ульяновской  области  -   межбюджетные
трансферты,  за  исключением дотаций на возмещение выпадающих доходов,
которые поступают в распоряжение бюджета Ульяновской  области,  доходы
целевых   бюджетных  фондов,  доходы  от  предпринимательской  и  иной
приносящей доход деятельности.
     Связанные расходы   бюджета   Ульяновской   области   -  расходы,
финансируемые за счет связанных доходов бюджета Ульяновской области.
     Собственные доходы  бюджета  Ульяновской  области  -  налоговые и
неналоговые   доходы,   а   также    поступления    от    приватизации
государственного  имущества,  находящегося в собственности Ульяновской
области, за исключением статей, по которым указаны иные направления их
использования   и   которые   являются   связанными  доходами  бюджета
Ульяновской области.
     Собственные расходы   бюджета   Ульяновской  области  -  расходы,
финансируемые за счет собственных доходов бюджета Ульяновской области,
в том числе выплаты по государственному долгу.
     2.2. Все доходы бюджета  Ульяновской  области  подразделяются  на
текущие   и  капитальные.  Все  расходы  бюджета  Ульяновской  области
подразделяются на текущие,  капитальные и выплаты по  государственному
долгу.
     Текущие доходы бюджета Ульяновской области -  все  поступления  в
бюджет.
     Капитальные доходы  бюджета  Ульяновской  области  -  в   составе
собственного бюджета Ульяновской области,  поступления от приватизации
государственного имущества,  находящегося в собственности  Ульяновской
области;  в  составе  связанных  средств  бюджета Ульяновской области,
межбюджетные трансферты  на  финансирование  капитальных  расходов,  а
также  целевые  отчисления  доходов  бюджета  Ульяновской  области для
финансирования капитальных расходов в рамках целевых бюджетных фондов.
     Выплаты по  государственному  долгу - расходы бюджета Ульяновской
области по обслуживанию и погашению государственного долга Ульяновской
области.
     2.3. Собственный бюджет подразделяется на четыре уровня - текущий
бюджет,  бюджет выплат по государственному долгу, капитальный бюджет и
источники финансирования.  Между уровнями  определяются  промежуточные
балансы  бюджета  Ульяновской  области:  операционный баланс,  текущий
баланс, чистый текущий баланс, капитальный баланс.
     Текущий бюджет  Ульяновской  области  -  бюджет текущих доходов и
текущих  расходов  за  минусом   расходов   на   обслуживание   долга.
Составление  текущего  бюджета  Ульяновской области необходимо в целях
оценки минимального уровня бюджетной обеспеченности для финансирования
социально значимых, "неснижаемых" расходов (заработная плата, пособия,
дотации, субсидии и другие текущие расходы).
     Операционный баланс - разность между текущими доходами и текущими
расходами бюджета Ульяновской области.
     Бюджет выплат по государственному долгу - расходы на обслуживание
и погашение государственного долга Ульяновской области.  Экономический
смысл  бюджета  выплат  по  долгу  заключается  в  представлении общей
картины долговой нагрузки на бюджет Ульяновской области в каждом году.
При   этом   степень   долговой   нагрузки  определяется  относительно
собственного бюджета.
     Текущий баланс  бюджета  Ульяновской  области  -  разность  между
операционным балансом и  расходами  на  обслуживание  государственного
долга    Ульяновской    области.    Текущий    баланс    характеризует
сбалансированность текущего бюджета, а также его способность исполнять
обязательства   по  погашению  долга  в  ситуации,  когда  возможности
рефинансирования долга ограничены или отсутствуют.
     Чистый текущий   баланс  -  разность  между  текущим  балансом  и
расходами на погашение  государственного  долга  Ульяновской  области.
Чистый  текущий  баланс  показывает,  сколько средств текущего бюджета
осталось в распоряжении на финансирование капитальных  расходов  после
покрытия всех текущих расходов и платежей по долгу.
     Капитальный бюджет  Ульяновской  области  -  бюджет   капитальных
доходов и капитальных расходов бюджета Ульяновской области.
     Капитальный баланс бюджета Ульяновской области  -  сумма  чистого
текущего   баланса   и  капитальных  доходов  за  вычетом  капитальных
расходов.  Капитальный баланс бюджета Ульяновской  области  показывает
потребность  в  заемных источниках для финансирования непокрытой части
капитальных расходов.
     Источники финансирования   -   поступления   по   государственным
заимствованиям Ульяновской области,  а  также  изменения  остатков  на
счетах по учету средств бюджета Ульяновской области.
     2.4. Связанный бюджет Ульяновской области выносится на  отдельный
уровень  и  может  рассматриваться  в  разрезе  текущих  и капитальных
доходов и расходов.

                3. Критерии по государственному долгу
         и государственным заимствованиям Ульяновской области

     Методика устанавливает следующие критерии оценки государственного
долга Ульяновской области и государственных заимствований  Ульяновской
области для использования в среднесрочном прогнозировании.
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ N   ¦ Наименование показателя    ¦ Критерий, проц.   ¦       Описание            ¦
¦п/п  ¦                            ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 1   ¦            2               ¦        3          ¦         4                 ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 1   ¦ Операционный баланс        ¦   Больше 0        ¦ "Подушка ликвидности"     ¦
¦     ¦ собственного бюджета       ¦                   ¦ - остаток средств бюджета ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦ после покрытия всех       ¦
¦     ¦                            ¦                   ¦ "обязательных" расходов   ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 2   ¦ Отношение выплат по        ¦   Не более 75     ¦ Не менее 25 проц.         ¦
¦     ¦ государственному долгу     ¦                   ¦ операционного баланса     ¦
¦     ¦ Ульяновской области к      ¦                   ¦ должно быть направлено    ¦
¦     ¦ операционному балансу      ¦                   ¦ на капитальные расходы    ¦
¦     ¦ собственного бюджета       ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 3   ¦ Отношение выплат по        ¦   Не более 17,5   ¦ Показывает процент        ¦
¦     ¦ государственному долгу     ¦                   ¦ доходов бюджета,          ¦
¦     ¦ Ульяновской области к      ¦                   ¦ отвлеченных на            ¦
¦     ¦ собственным доходам        ¦                   ¦ погашение и обслуживание  ¦
¦     ¦ бюджета Ульяновской        ¦                   ¦ долга                     ¦
¦     ¦ области                    ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 4   ¦ Отношение выплат по        ¦   Не более 12,5   ¦                           ¦
¦     ¦ государственному долгу     ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области ко     ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ всем доходам бюджета       ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 5   ¦ Отношение расходов на      ¦   Не более 7,5    ¦ Предельная доля расходов  ¦
¦     ¦ обслуживание               ¦                   ¦ на обслуживание долга     ¦
¦     ¦ государственного долга     ¦                   ¦ в расходах бюджета        ¦
¦     ¦ Ульяновской области к      ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ собственным расходам       ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ бюджета Ульяновской        ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ области                    ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 6   ¦ Отношение расходов на      ¦   Не более 5      ¦                           ¦
¦     ¦ обслуживание               ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ государственного долга     ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области ко     ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ всем расходам бюджета      ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 7   ¦ Отношение расходов на      ¦   Не более 10     ¦ Предельная доля расходов  ¦
¦     ¦ погашение основного долга  ¦                   ¦ на погашение основного    ¦
¦     ¦ Ульяновской области к      ¦                   ¦ долга в расходах бюджета  ¦
¦     ¦ собственным расходам       ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ бюджета Ульяновской        ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ области                    ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 8   ¦ Отношение расходов на      ¦   Не более 7,5    ¦                           ¦
¦     ¦ погашение основного долга  ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области ко     ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ всем расходам бюджета      ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 9   ¦ Чистый текущий баланс      ¦   Больше 0        ¦ Остаток средств для       ¦
¦     ¦ собственного бюджета       ¦                   ¦ финансирования            ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦ капитальных расходов без  ¦
¦     ¦                            ¦                   ¦ учета новых заимствований ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 10  ¦ Отношение капитального     ¦   Не более 60     ¦ Ограничение на            ¦
¦     ¦ баланса собственного       ¦                   ¦ принятие новых            ¦
¦     ¦ бюджета (по модулю) к      ¦                   ¦ заимствований относительно¦
¦     ¦ собственным капитальным    ¦                   ¦ собственных капитальных   ¦
¦     ¦ расходам бюджета           ¦                   ¦ расходов                  ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 11  ¦ Отношение объема           ¦   Не более 60     ¦ Ограничение доли новых    ¦
¦     ¦ государственных            ¦                   ¦ заимствований в структуре ¦
¦     ¦ заимствований Ульяновской  ¦                   ¦ финансирования всех       ¦
¦     ¦ области в финансовом году  ¦                   ¦ капитальных расходов      ¦
¦     ¦ ко всем капитальным        ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ расходам бюджета           ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 12  ¦ Отношение                  ¦   Не более 50     ¦ Ограничение на объемы     ¦
¦     ¦ государственного долга     ¦                   ¦ долга по отношению к      ¦
¦     ¦ Ульяновской области к      ¦                   ¦ собственным доходам       ¦
¦     ¦ собственным доходам бюджета¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 13  ¦ Предельная доля            ¦   Не более 50     ¦ Ограничение на влияние    ¦
¦     ¦ обязательств в иностранной ¦                   ¦ валютных рисков           ¦
¦     ¦ валюте в структуре         ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ государственного долга     ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ Ульяновской области        ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+
¦ 14  ¦ Предельная доля            ¦   Не более 15     ¦ Ограничение на            ¦
¦     ¦ обязательств по            ¦                   ¦ влияние рисков            ¦
¦     ¦ государственным гарантиям  ¦                   ¦ исполнения условных       ¦
¦     ¦ Ульяновской области в      ¦                   ¦ обязательств              ¦
¦     ¦ структуре государственного ¦                   ¦                           ¦
¦     ¦ долга Ульяновской области  ¦                   ¦                           ¦
+-----+----------------------------+-------------------+---------------------------+


                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
                                                 к постановлению Главы
                                                 администрации области
                                                 от 05 марта 2005 г.
                                                 N 36

                          Основные принципы
      управления ликвидностью и государственными заимствованиями
          Ульяновской области в процессе исполнения бюджета
            Ульяновской области в течение финансового года

                          1. Общие положения

     1.1. Основные принципы управления ликвидностью и государственными
заимствованиями Ульяновской  области  в  процессе  исполнения  бюджета
Ульяновской  области  в  течение  финансового  года  (далее - Основные
принципы)  разработаны  на  основе  обобщения   международного   опыта
управления государственными финансами, в том числе:
     - Кодекса  лучшей  практики  в  сфере  управления   региональными
финансами  и  Аналитического  обзора  международного  опыта применения
принципов  Кодекса  лучшей  практики,   подготовленных   международным
рейтинговым   агентством   Standard   &   Poor's   в   рамках  проекта
Международного  банка  реконструкции  и  развития   (далее   -   МБРР)
"Техническое  содействие  реформе  бюджетной  системы  на региональном
уровне";
     - Временных     методических     рекомендаций    по    управлению
государственным  и  муниципальным  долгом  для  субъектов   Российской
Федерации  и  муниципальных образований,  подготовленных Экономической
экспертной  группой  и  международным  рейтинговым  агентством   Fitch
Ratings   в   рамках  проекта  МБРР  "Техническое  содействие  реформе
бюджетной системы на региональном уровне".
     1.2. Сферой  применения  настоящих  Основных  принципов  является
оперативное управление финансовыми потоками,  подготовка и  исполнение
регулярных  кассовых  планов  бюджета  Ульяновской  области  в течение
финансового года.
     1.3. Целями реализации Основных принципов являются:
     - обеспечение оптимальной ликвидности бюджета Ульяновской области
в любой момент времени в течение всего периода его исполнения;
     - сглаживание кратковременных пиков  платежей  по  финансированию
непокрытых  доходами  расходов  бюджета  Ульяновской области (текущего
дефицита),  а  также  расходов  на  погашение  государственного  долга
Ульяновской области;
     - повышение эффективности бюджетной политики Ульяновской  области
и  снижение  рисков  при  исполнении  бюджета  Ульяновской  области  в
условиях несбалансированности  поступления  доходов  и  финансирования
расходов в течение финансового года.

                       2. Термины и определения

     В настоящих  Основных  принципах используются следующие термины и
определения:
     1) ликвидные  активы - депозиты,  заключаемые Главным управлением
финансов Ульяновской области в соответствии с главой  44  Гражданского
кодекса Российской Федерации;
     2) верхний лимит заимствований  -  в  отношении  соответствующего
долгового  инструмента  максимально  допустимый  объем заимствований в
расчете  на  месяц,   характеризующий   наиболее   оптимальный   объем
привлечения  средств,  не  ведущий  к  ухудшению  существенных условий
заимствований;
     3) существенные   условия   заимствований  -  ставка  привлечения
средств в процентах годовых,  другие факторы  рыночного  и  системного
характера, которые могут оказать влияние на условия заимствований;
     4) долговые инструменты - виды кредитных  договоров  и  договоров
займа,   определенные   Бюджетным   кодексом  Российской  Федерации  и
используемые для финансирования расходов  бюджета  и  рефинансирования
долга. Основными долговыми инструментами, используемыми при управлении
ликвидностью бюджета, являются:
     - краткосрочные  (сроками  погашения  до  1 года) кредиты и (или)
кредитные линии в рублях;
     - краткосрочные  кредиты  и  (или)  кредитные линии в иностранной
валюте.

         3. Основные положения, используемые при планировании
          государственных заимствований Ульяновской области
                      в течение финансового года

     В соответствии с утвержденным  законом  о  бюджете  и  программой
государственных  заимствований  Ульяновской области на соответствующий
год Главное управление  финансов  Ульяновской  области  на  регулярной
основе    составляет    прогнозные    графики   поступления   доходов,
финансирования расходов и привлечения заемных  средств  с  месячной  и
квартальной разбивкой до конца года.
     3.1. При  составлении   графика   привлечения   заемных   средств
учитываются  имеющиеся возможности по мобилизации ресурсов,  текущая и
ожидаемая  конъюнктура  на  финансовых   рынках,   прогнозные   оценки
потребности в заимствованиях до конца года.
     3.2. При составлении графика привлечения заемных средств  Главное
управление  финансов  Ульяновской  области по соответствующим долговым
инструментам определяет  верхний  лимит  заимствований  в  расчете  на
соответствующий  период  (месяц,  квартал)  в  целях недопущения роста
процентных  ставок  и  (или)  ухудшения  иных   существенных   условий
заимствований.
     3.3. Верхний лимит заимствований определяется Главным управлением
финансов  Ульяновской  области  на  основе анализа текущей и ожидаемой
конъюнктуры  на  рынках  капитала,  прогнозов  изменения   ликвидности
банковской и финансовой системы и др.
     3.4. Главное    управление    финансов    Ульяновской     области
предпринимает  необходимые  меры  по  минимизации рисков возникновения
пиков  платежей   путем   резервирования   дополнительных   источников
финансирования    расходов   бюджета,   включая   приближение   сроков
заимствований  и  накопление  остатка  средств   бюджета   Ульяновской
области,  в  случае,  если  по  прогнозам Главного управления финансов
Ульяновской области за определенный период  с  начала  года  ожидается
исполнение  бюджета  Ульяновской  области  с  превышением  доходов над
расходами (текущий профицит), и уточненный дефицит бюджета Ульяновской
области  до  конца  года превысит его годовое значение,  и (или) сумма
погашения долга  и  финансирования  дефицита  бюджета  в  определенный
период превышает верхний лимит заимствований на данный период.
     3.5. График привлечения  заемных  средств  составляется  на  весь
финансовый год и подлежит обновлению не реже одного раза в квартал.
     3.6. График привлечения заемных средств в меньшей степени зависит
от   текущего   исполнения   бюджета  и  в  первую  очередь  учитывает
экономические условия для заимствований в определенный момент времени.
     3.7. Внесение  уточнений  в  график  привлечения  заемных средств
возможно в случае внесения изменений  в  бюджет  Ульяновской  области,
существенного   изменения   прогноза  исполнения  бюджета  Ульяновской
области,  фактического или ожидаемого ухудшения конъюнктуры финансовых
рынков,  внесения  изменений  в  графики  выборки  заемных  средств по
заключенным кредитным соглашениям и договорам.
     3.8. При   выборе   заемных  источников  финансирования  расходов
бюджета Ульяновской области приоритет отдается долговым инструментам с
рыночным  ценообразованием.  Краткосрочные кредиты,  и кредитные линии
используются только в случае, если в силу объективных причин ухудшения
конъюнктуры   на   рынке   отсутствует   либо  ограничена  возможность
привлечения  заемных  средств  без  ухудшения   существенных   условий
заимствований.

           4. Процедура определения объема государственных
              заимствований Ульяновской области на месяц

     4.1. На  основе  информации  о  прогнозах  поступления   доходов,
финансирования  расходов  и  погашения  долговых  обязательств Главное
управление  финансов  Ульяновской  области  строит  помесячный  график
исполнения  бюджета  Ульяновской  области  до  конца  года в следующей
структуре:
     - доходы бюджета Ульяновской области;
     - поступления   от   приватизации   имущества,   находящегося   в
собственности Ульяновской области;
     - остаток средств бюджета на начало месяца;
     - расходы бюджета Ульяновской области;
     - погашение государственного долга Ульяновской области.
     4.2. Базой  для  формирования  прогнозов  являются  поквартальная
роспись бюджета Ульяновской  области,  заявки  главных  распорядителей
средств  бюджета  Ульяновской области на выборку ассигнований,  данные
государственной   Долговой   книги,   статистическая   информация   по
исполнению   бюджетов   прошлых   лет  и  другие  имеющиеся  источники
информации.
     4.3. На  основе  полученных  данных  определяется  потребность  в
заимствованиях на соответствующий месяц,  которая  рассчитывается  как
сумма доходов бюджета Ульяновской области, поступлений от приватизации
имущества,  находящегося в собственности Ульяновской области,  остатка
средств   бюджета   на  начало  месяца  за  минусом  расходов  бюджета
Ульяновской  области  погашения  государственного  долга   Ульяновской
области.
     4.4. Если потребность в заимствованиях на  рассматриваемый  месяц
по  модулю  превышает  верхний лимит заимствований,  сумма привлечения
долга   в   данном   месяце   принимается   равной   верхнему   лимиту
заимствований.  На  сумму  превышения потребности в заимствованиях над
верхним   лимитом   заимствований    производится    перенос    сроков
заимствований   и   увеличение   остатка  средств  бюджета  на  начало
рассматриваемого  месяца  путем   увеличения   привлечения   долга   в
предыдущем по отношению к рассматриваемому месяцу.
     4.5. Если в результате переноса сроков заимствований общая  сумма
привлечения долга на предыдущий месяц по модулю превысит верхний лимит
заимствований,  процедура переноса сроков заимствований повторяется за
счет  увеличения  суммы привлечения долга в предшествующем предыдущему
по отношению к рассматриваемому месяцу.  Процедура повторяется до  тех
пор,  пока  для  каждого месяца общая сумма привлечения долга не будет
меньше или равна верхнему пределу заимствований.
     4.6. В  целях снижения рисков финансирования первого и последнего
месяцев года при определении объема заимствований на январь и  декабрь
рассматриваемого  года  максимальная сумма привлечения долга на данные
месяцы устанавливается равной половине верхнего лимита заимствований.
     4.7. В  целях недопущения превышения объемов привлечения долга по
итогам года над фактической потребностью в  результате  перевыполнения
плана  по доходам и неполного освоения ассигнований Главное управление
финансов Ульяновской области принимает следующие меры:
     - проводит  процедуру  определения  объема заимствований на месяц
согласно подпунктам 4.1-4.6 Основных принципов на регулярной основе не
реже  одного  раза  в  квартал  с  включением  в  расчеты фактического
исполнения предыдущих  кварталов  и  уточнения  прогнозов  поступления
доходов,  финансирования расходов и погашения долговых обязательств до
конца года;
     - ограничивает  совокупный  объем  привлечения  долга  в  течение
первых  одиннадцати  месяцев  на  уровне  не   более   90   проц.   от
первоначального (уточненного) плана привлечения.

Информация по документу
Читайте также